Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Тюркские этимологии

Автор Darkstar, сентября 30, 2010, 20:03

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Rashid Jawba

Чокъунаман,Иван Грозный!!-так,говорят,встречали царя в Казане 8-)В кбалк.нет этого слова,и я ваще не представляю,как от глагола может остаться изолированное, малоупотребительное существительное с неясной семантикой.
[/quote]Ничего себе, это кто вам сказал? Ивана Грозного в Казани встречали с оружием в руках.
[/quote] Ну да,в 1552. А потом?... Кто сказал?-полевые исследования,свидетельства очевидцев. Впрочем,не секрет,что крещеных татар чуть ли не большинство. Так что вас смущает? Тюзге тюз дерге керекди,хурметли Фанис!
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Цитата: Фанис от апреля  7, 2013, 10:00
Оказывается, "карачаевско-балкарская тема" под запретом, я и не знал. А кто и когда запретил?
Говорят,там джаши "аланской крови" наговорили лишнего.И что? Это основание,чтобы кбалк.язык переносить "в раздел Политика"? Несуразица какая-то. Для чего модераторы?
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Фанис

Цитата: rashid.djaubaev от апреля  7, 2013, 10:07
Ну да,в 1552. А потом?... Кто сказал?-полевые исследования,свидетельства очевидцев.
Очень интересно, уважаемый, приведите ссылки, пожалуйста, очень обяжете.

Цитата: rashid.djaubaev от апреля  7, 2013, 10:07Впрочем,не секрет,что крещеных татар чуть ли не большинство.
Здрасте, крещенных татар абсолютное меньшинство, хотя с вершины Эльбруса наверно видно лучше, куда нам равнинным... :)

Фанис

Цитата: rashid.djaubaev от апреля  7, 2013, 10:13
Цитата: Фанис от апреля  7, 2013, 10:00
Оказывается, "карачаевско-балкарская тема" под запретом, я и не знал. А кто и когда запретил?
Говорят,там джаши "аланской крови" наговорили лишнего.И что? Это основание,чтобы кбалк.язык переносить "в раздел Политика"? Несуразица какая-то. Для чего модераторы?
Ну, а зачем грызню и склоки между осетинами и карачаевцами всему миру демонстрировать? Туда много тем перенесли, не только упомянутую.

Rashid Jawba

Цитата: Фанис от апреля  7, 2013, 10:25
Цитата: rashid.djaubaev от апреля  7, 2013, 10:13
Цитата: Фанис от апреля  7, 2013, 10:00
Оказывается, "карачаевско-балкарская тема" под запретом, я и не знал. А кто и когда запретил?
Говорят,там джаши "аланской крови" наговорили лишнего.И что? Это основание,чтобы кбалк.язык переносить "в раздел Политика"? Несуразица какая-то. Для чего модераторы?
Ну, а зачем грызню и склоки между осетинами и карачаевцами всему миру демонстрировать? Туда много тем перенесли, не только упомянутую.
Методология не та,вот я о чем. Все оффтопы можно элементарно удалять. А так в любой теме можно поднять склоку,перейти на личности,ругнуть Думу,лягнуть преза, и че? -идти на поводу провокаторов?закрывать актуальные темы? Мне непонятно :donno:
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Фанис

Цитата: rashid.djaubaev от апреля  7, 2013, 10:42
Цитата: Фанис от апреля  7, 2013, 10:25
Цитата: rashid.djaubaev от апреля  7, 2013, 10:13
Цитата: Фанис от апреля  7, 2013, 10:00
Оказывается, "карачаевско-балкарская тема" под запретом, я и не знал. А кто и когда запретил?
Говорят,там джаши "аланской крови" наговорили лишнего.И что? Это основание,чтобы кбалк.язык переносить "в раздел Политика"? Несуразица какая-то. Для чего модераторы?
Ну, а зачем грызню и склоки между осетинами и карачаевцами всему миру демонстрировать? Туда много тем перенесли, не только упомянутую.
Методология не та,вот я о чем. Все оффтопы можно элементарно удалять. А так в любой теме можно поднять склоку,перейти на личности,ругнуть Думу,лягнуть преза, и че? -идти на поводу провокаторов?закрывать актуальные темы? Мне непонятно :donno:
Так, там давно уже обсуждалось, чьими предками являются аланы, а не карачаево-балкарский язык. Откройте новую тему, что мешает.

Rashid Jawba

Цитата: Фанис от апреля  7, 2013, 10:18
Цитата: rashid.djaubaev от апреля  7, 2013, 10:07
Ну да,в 1552. А потом?... Кто сказал?-полевые исследования,свидетельства очевидцев.
Очень интересно, уважаемый, приведите ссылки, пожалуйста, очень обяжете.


Я ж сказал,очевидцы :P Ну ладно,сдам ногайцев. Это у них такаябайка ходит. Основанная на реальных событиях ;D
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Red Khan

Цитата: Karakurt от апреля  7, 2013, 09:19
Цитата: TawLan от апреля  7, 2013, 08:57
Золото ведь не красное..
В азер. словарь загляните. Их золото это общетюрк. "красный".
Можно ещё русское "червонное золото" вспомнить.

Фанис

Провокацию, конечно, надо как-то модерировать, если она будет иметь место.

Фанис

Цитата: rashid.djaubaev от апреля  7, 2013, 10:49
Цитата: Фанис от апреля  7, 2013, 10:18
Цитата: rashid.djaubaev от апреля  7, 2013, 10:07
Ну да,в 1552. А потом?... Кто сказал?-полевые исследования,свидетельства очевидцев.
Очень интересно, уважаемый, приведите ссылки, пожалуйста, очень обяжете.


Я ж сказал,очевидцы :P Ну ладно,сдам ногайцев. Это у них такаябайка ходит. Основанная на реальных событиях ;D
О реальных событиях у нас судят, по реальным документам, а не по байкам. Кстати, это не провокация? С такими-то интересными смайликами? А кто-то утверждал, что не любит провокации...

Rashid Jawba


[/quote]Relax,я же шучу. А в каждой шутке есть доля шутки. Ну было,и было. Прошло. Теперь к этому можно относиться с юмором,хотя когда-то это было трагично. Татары в целом у нас в почете.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Фанис

Цитата: rashid.djaubaev от апреля  7, 2013, 11:12
хотя когда-то это было трагично.
Вот именно, стоять против 150-тысячной русской армии, с казаками, с касимовскими татарами и европейскими инженерами - это вам не байки травить. Если бы ваши ногайцы в свое время не были заняты грызней между собой и помогли, может Казань бы и не взяли.

Rashid Jawba


[/quote] Роль касимовцев и тюрков-казаков в сохранении  Руси,конечно,огромна. Об этом как-то забывают. Ну,а ногаи сами себя наказали.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Evgenii

Tawlan:Если "ал" указывает на красный цвет, какова этимология слова "алтын"? Или это нет тот "ал"? Золото ведь не красное..
-------------
золото с примесью меди имеет красноватый оттенок

TawLan

Цитата: rashid.djaubaev от апреля  7, 2013, 09:08
Знаешь,почему не получается всем приемлемая классификация ТЯ?

Потому что наш сформировался под влиянием разных тюркских языков в разные времена доминировавших в европейской части нынешней России. Последнее сильное влияние оказали кипчаки в эпоху Дешт-и-Кипчак. До кипчаков наши биологические предки вероятно разговаривали на языке ныне называемом половецким, который считается вымершим.

TawLan

Цитата: rashid.djaubaev от апреля  7, 2013, 09:08
А,да,к тому,что кбалк. этногенез можно прослеживать в восточном направлении до самого Алтая или Хакасии,через Киргизию,где,кажется,отмечают 2 топонима Карачай

Не этногенез прослеживается, а язык. А насчет топонимов Карачай, надо для начала определиться в этимологии этого слова у нас. Если это(по мнению большинства) от къара-шай - названия травы в приэльбрусье то киргизские "Карачай" ничего общего с нашим не имеют. Если это( по мнению некоторых) означает черная река(вода), то опять таки такие топонимы могут быть у тюркоязычных народов независимо друг от друга. Какова интересно этимология озера Карачай.

TawLan

Цитата: Evgenii от апреля  8, 2013, 20:20
Tawlan:Если "ал" указывает на красный цвет, какова этимология слова "алтын"? Или это нет тот "ал"? Золото ведь не красное..
-------------
золото с примесью меди имеет красноватый оттенок

Как раз вот это мне и интересно, ведь медь краснее чем золото, почему не медь - алтын, а золото :???

Rashid Jawba

Цитата: TawLan от апреля  8, 2013, 22:16
Цитата: rashid.djaubaev от апреля  7, 2013, 09:08
А,да,к тому,что кбалк. этногенез можно прослеживать в восточном направлении до самого Алтая или Хакасии,через Киргизию,где,кажется,отмечают 2 топонима Карачай

Не этногенез прослеживается, а язык. А насчет топонимов Карачай, надо для начала определиться в этимологии этого слова у нас. Если это(по мнению большинства) от къара-шай - названия травы в приэльбрусье то киргизские "Карачай" ничего общего с нашим не имеют. Если это( по мнению некоторых) означает черная река(вода), то опять таки такие топонимы могут быть у тюркоязычных народов независимо друг от друга. Какова интересно этимология озера Карачай.
Да,язык,конечно. Я пока не проверил,но где-то читал,что НАНЫКЪ,считающийся заимствованием из осет.,отмечен в хакасском языке в том же значении.А это все меняет! Да,насчет этимологии КЪАРАЧАЙ давно уже пора определиться-то ли это трава къара-шай,которую никто не видел,то ли от гидронима къара чай,что может означать как черная вода,так и,чаще,"просто вода"(напр.,Къара тенгиз,озеро Къарачай,источник-къара суу,тж-  простолюдины-къара халкъ,etc),то ли от имени Къарача,довольно распространенного в доисламский период. Лично я склоняюсь к последнему. В этом случае многочисленные гидронимы не при чем. И этноним абсолютно бесполезен в поиске этнических корней. Только язык,языческие верования,духовная и мат.культура-все вместе.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Abdylmejit

Цитата: rashid.djaubaev от апреля  9, 2013, 00:43
Цитата: TawLan от апреля  8, 2013, 22:16
Цитата: rashid.djaubaev от апреля  7, 2013, 09:08
А,да,к тому,что кбалк. этногенез можно прослеживать в восточном направлении до самого Алтая или Хакасии,через Киргизию,где,кажется,отмечают 2 топонима Карачай

Не этногенез прослеживается, а язык. А насчет топонимов Карачай, надо для начала определиться в этимологии этого слова у нас. Если это(по мнению большинства) от къара-шай - названия травы в приэльбрусье то киргизские "Карачай" ничего общего с нашим не имеют. Если это( по мнению некоторых) означает черная река(вода), то опять таки такие топонимы могут быть у тюркоязычных народов независимо друг от друга. Какова интересно этимология озера Карачай.
Да,язык,конечно. Я пока не проверил,но где-то читал,что НАНЫКЪ,считающийся заимствованием из осет.,отмечен в хакасском языке в том же значении.А это все меняет! Да,насчет этимологии КЪАРАЧАЙ давно уже пора определиться-то ли это трава къара-шай,которую никто не видел,то ли от гидронима къара чай,что может означать как черная вода,так и,чаще,"просто вода"(напр.,Къара тенгиз,озеро Къарачай,источник-къара суу,тж-  простолюдины-къара халкъ,etc),то ли от имени Къарача,довольно распространенного в доисламский период. Лично я склоняюсь к последнему. В этом случае многочисленные гидронимы не при чем. И этноним абсолютно бесполезен в поиске этнических корней. Только язык,языческие верования,духовная и мат.культура-все вместе.
Не упомянута еще одна версия. Вроде бы есть  предания карачаевцев, где указывается, что этноним карачаевцы - производное от имени крымского военоначальника Карчи,   но вернее  обратная взаимосвязь, т.е Карчи от карачая - наименования военно-феодального сословия у тюрков (например, у крымских татар - предводители главнейших родов) , что может свидетельствовать  о приходе в аланские горы крымцев, которые, возможно, претендовали на карачейство в беклярбекстве... Во всяком случае присутствие крымских карачи беков( ширинских) на Кавказе и их родство с местными князьями широко известно.

TawLan

Цитата: rashid.djaubaev от апреля  9, 2013, 00:43
Я пока не проверил,но где-то читал,что НАНЫКЪ,считающийся заимствованием из осет.,отмечен в хакасском языке в том же значении.А это все меняет!

Даже если слово "наныкъ" не встречается ни в одном тюркском языке, только лишь это не доказывает что мы его у кого то заимствовали. Это не "обязаловка" что абсолютно каждое слово должно связываться с каким то языком. Некоторые слова могут образовываться и внутри какого то этноса. А имеет ли это слово объяснение с иранских языков?! Есть это в иранских языках? Если есть, то вопрос исчерпан. А если нет, то это наше слово заимствованное дигорцами, или же оставшееся со времен когда еще дигорцы не были ираноязычными ;).
На иронском например малина - мæнæргъы. На дигорском - нинæгъ. Наныкъ - нинæгъ. Бёрю - бирæгъ. Почему бы и нет?!

И еще, у нас есть слово "наны" - любимый, милый, дорогой, мой сладкий и т.д. и т.п. Встречается и имя такое - Наны. Есть ли между этими словами связь?! Если есть какой интересно производный..

heckfy

Узб. кema, кема -корабль, судно; корабельный, судовой. Этимология?

TawLan

Цитата: rashid.djaubaev от апреля  9, 2013, 00:43
Да,насчет этимологии КЪАРАЧАЙ давно уже пора определиться-то ли это трава къара-шай,которую никто не видел,то ли от гидронима къара чай,что может означать как черная вода,так и,чаще,"просто вода"(напр.,Къара тенгиз,озеро Къарачай,источник-къара суу,тж-  простолюдины-къара халкъ,etc),то ли от имени Къарача,довольно распространенного в доисламский период. Лично я склоняюсь к последнему.

Первый раз слышу Къар(А)ча. Лично я склоняюсь к версии - от названия местности. Был бы Къарачай от Къарча, зачем понадобилась его так коверкать?! Ведь коверкаются из-за языковых особенностей, точно так же мы должны были бы "парча" произносить "пар(А)ча(Й)". Если говорить об особенностях языка, то от Къарча получился бы максимум Къар(Ы)ча.

Abdylmejit

Цитата: heckfy от апреля  9, 2013, 09:52
Узб. кema, кема -корабль, судно; корабельный, судовой. Этимология?
У крымцев и турков -  gemi .У турков собственная этимология не очень убедительная: пишут, что от старо-турецкого "kemi", которое имеет единственный перевод - "кость".   
Azerice: gəmi (az)
Başkurtça: карап (ba)
Çuvaşça: карап (cv)
Eski Türkçe: kemi (tr)
Karaçay Balkarca: keme (krc)
Kırım Tatarca: gemi (crh)
Kumanca: keme (qwm)
Tatarca: korab (tt), qorabl (tt)
Türkmence: gäämi (tk), gämi (tk)

Evgenii

Tawlan:Если "ал" указывает на красный цвет, какова этимология слова "алтын"? Или это нет тот "ал"? Золото ведь не красное..
-------------
золото с примесью меди имеет красноватый оттенок

Как раз вот это мне и интересно, ведь медь краснее чем золото, почему не медь - алтын, а золото
------------------------

Золото в чистом виде редко встречается.

Red Khan

Цитата: Abdylmejit от апреля  9, 2013, 10:51
У крымцев и турков -  gemi .У турков собственная этимология не очень убедительная: пишут, что от старо-турецкого "kemi", которое имеет единственный перевод - "кость".
Цитировать«balık oduğ érken saklanmadın tuşar alkunı kémi birle singürür [balık uyanık iken insan sakınmadan karşılaşırsa hepsini gemiyle beraber yutar]»
Uygurca İyi ve Kötü Prens Öyküsü [9.-10. yy], ed. J. R. Hamilton, çev. Vedat Köken, TDK 1998.