Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Тюркские этимологии

Автор Darkstar, сентября 30, 2010, 20:03

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

TawLan

Цитата: Таму от апреля 30, 2013, 16:59
Да, Шыбыр.

А дигорон мне с пеной у рта доказывал что наш "сибитки(веник)" от осетин. "сыбыр(шорох)". Если б я тогда знал что сыбыр на самом деле шыбыр, я бы ему сказал: "Дурак! Шыбыр у нас тоже есть в том же значении!". Понимаешь о чем я :fp:

TawLan

Цитата: Таму от апреля 30, 2013, 19:07
Я на песню ссылку давал. Послушай. "Шуадон"  звучит

С этим разобрались. Вопрос в другом, зачем писать Суадон, при разборе схожести и разхожести слов? Кто должен понять что С - Ш.

Таму

посто по-дигорски это слово (шорох) звучит как сибиртт (именно "с" а не ш) 
Понять должен тот, кто изучил основы осетинской фонетики, наверное.
Her zaman Coca-cola!

Red Khan

Цитата: Фанис от апреля 30, 2013, 18:23
Ниче се:
тат.д.; шаукым (кузн.), шаукын (чпр.) "паралич".
Интересное слово.
шаукым
Цитировать2) уст. болезнь, посланная сверхъестественной силой; влияние злого духа
шаукым булса, өшкертмичә китми — если влияние злого духа, то надо выгнать заговорами
Цитировать2. Төрле явыз көчләр китерә торган дип уйланылган зәхмәт, чир шаукым өшкертми бетә торган түгел ул.

TawLan

Цитата: Таму от апреля 30, 2013, 19:21
посто по-дигорски это слово (шорох) звучит как сибиртт (именно "с" а не ш) 


Значит это у них означает шорох от нашего сибиртки :=

TawLan

Цитата: Фанис от апреля 30, 2013, 16:21
Цитата: Таму от апреля 30, 2013, 15:49
У дигорцев с этот звук представляет собой нечто среднее между с и щ.
Дигорцы вроде ближе к балкарцам и карачаевцам территориально, не?

Я уже загружал этническую карту, а вот с дигорцами:


Территория основных селений, не считая кошей и пастбищ, карачаевцев, балкарцев, дигорцев, лет скажем 250-300 назад. Ущелье правее дигорского - это уже Дарьялский проход, там уже иронцы, ниже Южная Осетия.

TawLan

Цитата: Фанис от апреля 30, 2013, 16:25
В дигорском больше тюркизмов? Или меньше (чем в иронском)?

В дигорском больше

ivanovgoga

Цитата: TawLan от апреля 30, 2013, 15:23
о что "сабат" в осет. языке заимствование у меня не вызывает сомнений, только не факт что от КБ. Это слово на центральном Кавказе есть почти у всех, у кабардинцев тоже что то типа "Щэбэт", у чеченцев "шот" тоже мне кажется от "шабат".
:???
Шабат'(и) в грузинском вроде появился  раньше , чем в других кавказских языках -христианство приняли в 4-ом веке(а с ним и библию)
Мозг состоит на 80 процентов из жидкости, и мало того, что она тормозная, так многим еще ее конкретно не долили...

TawLan

Цитата: ivanovgoga от мая  1, 2013, 07:12
Цитата: TawLan от апреля 30, 2013, 15:23
о что "сабат" в осет. языке заимствование у меня не вызывает сомнений, только не факт что от КБ. Это слово на центральном Кавказе есть почти у всех, у кабардинцев тоже что то типа "Щэбэт", у чеченцев "шот" тоже мне кажется от "шабат".
:???
Шабат'(и) в грузинском вроде появился  раньше , чем в других кавказских языках -христианство приняли в 4-ом веке(а с ним и библию)

Раньше наверно да, но источники могут быть разные, даже на Сев. Кавказе. У одних это может быть от хазар иудеев, у других от византийцев христиан.

Rashid Jawba

Цитата: Таму от апреля 30, 2013, 18:46
Рашид не понял вашего последнего вопроса. Я отвечал Фанису про ШУМ.
Суадон и Саудон- это два разных слова.  первое - текущая вода, второе- чёрная вода.
Уточняю: саудон - это "случайное" словосочетание (сау дон), как и "черная земля", "черный ворон", etc, или устойчивое, в значении "родник", как в КБ и чеч.? Впрочем, из вашего вопроса ясно, что значение "родник" сейчас не используется. Значит ли это все, что раньше саудон имело значение "родник" и в таком смысле было заимствовано?
Когда вм. дан стали говорить дон?
ШОШ в знач. "тихий, безмолвный" есть у вас?
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Таму

Рашид отвечаю по пунктам-
1) Суадон (Шуадон) означает родник и только так это понятие и именуется в осетинском.
2) переход а-о по мнению учёных произошёл под влиянием картвельских. Предположительно 14-16 вв.
3) Это слово есть. иронское "сус" диг. "сос "- молчание, безмолвие. По Абаеву- старая ирано-тюркская изоглосса
и есть другое слово  "сус"- "сос" со значением пористый, пустотелый,а также "лёгкое" (анат).      sosdor- пемза. (пористый камень) Там этимология прозрачная индо-иранская.
Her zaman Coca-cola!

Фанис

Цитата: ivanovgoga от мая  1, 2013, 07:12
Цитата: TawLan от апреля 30, 2013, 15:23
о что "сабат" в осет. языке заимствование у меня не вызывает сомнений, только не факт что от КБ. Это слово на центральном Кавказе есть почти у всех, у кабардинцев тоже что то типа "Щэбэт", у чеченцев "шот" тоже мне кажется от "шабат".
:???
Шабат'(и) в грузинском вроде появился  раньше , чем в других кавказских языках -христианство приняли в 4-ом веке(а с ним и библию)
Шабат вроде с иудаизмом распространился, т.е. от хазар, не? Почему в русском суббота, а не шабат?

TawLan

Цитата: Фанис от мая  1, 2013, 10:46
Цитата: ivanovgoga от мая  1, 2013, 07:12
Цитата: TawLan от апреля 30, 2013, 15:23
о что "сабат" в осет. языке заимствование у меня не вызывает сомнений, только не факт что от КБ. Это слово на центральном Кавказе есть почти у всех, у кабардинцев тоже что то типа "Щэбэт", у чеченцев "шот" тоже мне кажется от "шабат".
:???
Шабат'(и) в грузинском вроде появился  раньше , чем в других кавказских языках -христианство приняли в 4-ом веке(а с ним и библию)
Шабат вроде с иудаизмом распространился, т.е. от хазар, не? Почему в русском суббота, а не шабат?

Я думал что "шаббат" на языки мира распространился именно христианством. :donno:

TawLan

Цитата: Таму от мая  1, 2013, 10:07
Рашид отвечаю по пунктам-
1) Суадон (Шуадон) означает родник и только так это понятие и именуется в осетинском.
2) переход а-о по мнению учёных произошёл под влиянием картвельских. Предположительно 14-16 вв.
3) Это слово есть. иронское "сус" диг. "сос "- молчание, безмолвие. По Абаеву- старая ирано-тюркская изоглосса
и есть другое слово  "сус"- "сос" со значением пористый, пустотелый,а также "лёгкое" (анат).      sosdor- пемза. (пористый камень) Там этимология прозрачная индо-иранская.

"сос(сус)" именно "сос", или "ШОШ", или "ЩоЩ" по произношению? Если "ШоШ", пожалуйста, еще раз прошу, пиши примеры с осетинского буквами соответствующими русскому звучанию. Если совесть не позволяет нарушать осетинскую грамматику пиши в скобках по осетински, например шабат(Сабат).

А "сосдор" судя по тому как написал английскими "с", так и звучит как "с"?

У нас "состар" - гранит. Только я это слово тоже довольно поздно узнал. Зато у нас нередко имя "Сослан", как и у осетин. Очень популярны имена для братьев Аслан Сослан. Раньше я думал что именно "Сослан" и есть гранит(тоже употребляется в значении гранит). А уже потом начал задумываться о приставке "-лан" и в Аслан и в Сослан и в Таулан.


Кстати, вопрос всем: Что все таки означает "-лан" в имени хромого Тимура - Тамер-лан? Насколько я знаю официально принято считать от ирнас. "лянг(хромой)".

Karakurt

Цитата: TawLan от мая  1, 2013, 12:41
Насколько я знаю официально принято считать от ирнас. "лянг(хромой)".
Ваша версия?

TawLan

Цитата: Karakurt от мая  1, 2013, 12:59
Цитата: TawLan от мая  1, 2013, 12:41
Насколько я знаю официально принято считать от ирнас. "лянг(хромой)".
Ваша версия?

Моя версия проста. "-лан" в Тамер-лан, может быть тот же "-лан", что и в Рус-лан, Ас-лан, Арс-лан, Сос-лан, Тау-лан. То есть "улан".

"Улан", не знаю как в других ТЯ, у нас например имеет довольно широкий смысл, это может означать - сын, чадо, отпрыск, потомок, может еще что то, и может означать просто - человек. Темир(у)лан - железный человек, сын, потомок и т.д.

Rashid Jawba

В каких ТЯ КЪАРА СУ означает "родник" ? Есть ли вообще такое ?
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Karakurt

Цитата: TawLan от мая  1, 2013, 13:09
Моя версия проста. "-лан" в Тамер-лан, может быть тот же "-лан", что и в Рус-лан, Ас-лан, Арс-лан, Сос-лан, Тау-лан. То есть "улан"
альтернативный, значить

TawLan

Цитата: Karakurt от мая  1, 2013, 13:38
Цитата: TawLan от мая  1, 2013, 13:09
Моя версия проста. "-лан" в Тамер-лан, может быть тот же "-лан", что и в Рус-лан, Ас-лан, Арс-лан, Сос-лан, Тау-лан. То есть "улан"
альтернативный, значить

Ну я не отрицаю и не утверждаю ничего. Просто мне интересно, рассматривалось ли на "высоком" уровне версия "улан" наряду с "лянг". Или просто на иранс. лянг - хромой, Тимур был хромой, значит и думать дальше не стоит :donno:


Кстати, тема в тему, какова интересно этимология АРСЛАН(аслан) - лев,  и КЪАПЛАН - леопард (К-Б и крымс. - тигр).


Хусан

Цитата: TawLan от мая  1, 2013, 13:09
"Улан", не знаю как в других ТЯ, у нас например имеет довольно широкий смысл, это может означать - сын, чадо, отпрыск, потомок, может еще что то, и может означать просто - человек.
Ваш улан в узбекском может быть ўғлон.

Цитата: TawLan от мая  1, 2013, 13:09
Темир(у)лан - железный человек, сын, потомок и т.д.
Первый раз слышу такое. Не может быть.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Хусан

Цитата: rashid.djaubaev от мая  1, 2013, 13:27
В каких ТЯ КЪАРА СУ означает "родник" ? Есть ли вообще такое ?
У нас в узбекском может означать только черную воду (қора сув). И такие название городов есть.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Хусан

Вот еще: https://ru.wikipedia.org/wiki/Карасу
ЦитироватьКарасу (каз. Қарасу; узб. Qorasuv, Қорасув — чёрная вода). В топонимике Средней Азии, Кавказе, Крыма, Балкан и вообще во всех регионах Евразии где отмечалось сколько-нибудь значительное присутствие тюркских народов, название «карасу» получают реки и ручьи, которые обычно начинаются в прозрачных («чёрных») родниках или от таяния ледников. Вода в таких реках обычно чистая, прозрачная, сток постоянен,[1] хотя имеются и исключения.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

TawLan

Цитата: Хусан от мая  1, 2013, 16:01

Ваш улан в узбекском может быть ўғлон.


Что значит в узбекс. "ўғлон"? 

Хусан

Цитата: TawLan от мая  1, 2013, 16:13
Что значит в узбекс. "ўғлон"?
ўғлон
книжн.
1 малъчик, малъчуган; сын; Ватан ~лари сыны родины;
2 отважный, бесстрашный молодой человек, молодец;
3 молодой воин, дружинник или гвардеец при дворце;
4 ист. в монголъскую эпоху - потомки Чингисхана, не имевшие ханского титула.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Хусан

Во всяком случае восходит от слово ўғил (узб.) - сын, мальчик с суффиксом "-он".
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".