Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Тюркские этимологии, часть 2

Автор mail, января 18, 2014, 19:42

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.


Karakurt

Цитата: Abu_Muhammad от мая 30, 2016, 21:27
Еще очень возможен вариант от "кол" (или "гол") — "рука". Это слово во многих тюркских есть.
Это была первая мысль. Правда, есть трудности с объяснением.

TestamentumTartarum

Белый раб - вызывает всё же когнитивный диссонанс, хотя они и были в истории.
P.S. Мнение опубликовано. ГКК.
P.P.S. Осторожно, ругаюсь бронетанками!

_Swetlana

Раскулачивали не офеней и базарных продавцов, а зажиточных крестьян с личным хозяйством. В том числе тех, у которых батраков не было. Может, тогда на середняков и перешло название "кулаки".

Мой прадед по материнской линии был кулак-мельник. Самый богатый человек в своей деревне под Вяткой - двухэтажный дом, мельница, привезённая со Всемирной выставки паровая молотилка.
Батраков нанимал только во время помола зерна, мешки носить, остальное время сами работали. Семья была большая. Его не раскулачивали, т.к. он умер от "грыжи" (заработанной поднятием тяжестей) ещё до революции. Его место занял старший сын. Как только прошёл слух, что "царя скинули", усадил всех в телегу и уехал в Вятку к родственникам, потом они скитались и, наконец, собрались в Магнитогорске. Потом узнали, что их более бедных соседей-середняков, оставшихся в деревне, убивали, имущество грабила "беднота", которые пили и не работали.
Сейчас в деревне, где живу, тоже самое - кто не пьёт, у того и скотина, и машина. Кто пьёт - "беднота".

ЗЫ. Баушка долго мне ничего не рассказывала, только когда убедилась, что "большевиков скинули" всё рассказала и заключила рассказ словами: Хорошо, что нас раскулачили. А то мы очень много работали.
🐇

Abu_Muhammad

Цитата: _Swetlana от мая 30, 2016, 22:09
Раскулачивали не офеней и базарных продавцов, а зажиточных крестьян с личным хозяйством. В том числе тех, у которых батраков не было. Может, тогда на середняков и перешло название "кулаки".

Мой прадед по материнской линии был кулак-мельник. Самый богатый человек в своей деревне под Вяткой - двухэтажный дом, мельница, привезённая со Всемирной выставки паровая молотилка.
Батраков нанимал только во время помола зерна, мешки носить, остальное время сами работали. Семья была большая. Его не раскулачивали, т.к. он умер от "грыжи" (заработанной поднятием тяжестей) ещё до революции. Его место занял старший сын. Как только прошёл слух, что "царя скинули", усадил всех в телегу и уехал в Вятку к родственникам, потом они скитались и, наконец, собрались в Магнитогорске. Потом узнали, что их более бедных соседей-середняков, оставшихся в деревне, убивали, имущество грабила "беднота", которые пили и не работали.
Сейчас в деревне, где живу, тоже самое - кто не пьёт, у того и скотина, и машина. Кто пьёт - "беднота".

ЗЫ. Баушка долго мне ничего не рассказывала, только когда убедилась, что "большевиков скинули" всё рассказала и заключила рассказ словами: Хорошо, что нас раскулачили. А то мы очень много работали.
Да, я потому и вспомнил про советскую власть. Они под понятие "кулак" всех, кто более-менее хорошо жил, вводили.

Abu_Muhammad

Цитата: TestamentumTartarum от мая 30, 2016, 21:58
Белый раб - вызывает всё же когнитивный диссонанс, хотя они и были в истории.
Вряд ли. Тогда было бы "ак кул".

лад

Цитата: Abu_Muhammad от мая 31, 2016, 00:15
Цитата: _Swetlana от мая 30, 2016, 22:09
Раскулачивали не офеней и базарных продавцов, а зажиточных крестьян с личным хозяйством. В том числе тех, у которых батраков не было. Может, тогда на середняков и перешло название "кулаки".

Мой прадед по материнской линии был кулак-мельник. Самый богатый человек в своей деревне под Вяткой - двухэтажный дом, мельница, привезённая со Всемирной выставки паровая молотилка.
Батраков нанимал только во время помола зерна, мешки носить, остальное время сами работали. Семья была большая. Его не раскулачивали, т.к. он умер от "грыжи" (заработанной поднятием тяжестей) ещё до революции. Его место занял старший сын. Как только прошёл слух, что "царя скинули", усадил всех в телегу и уехал в Вятку к родственникам, потом они скитались и, наконец, собрались в Магнитогорске. Потом узнали, что их более бедных соседей-середняков, оставшихся в деревне, убивали, имущество грабила "беднота", которые пили и не работали.
Сейчас в деревне, где живу, тоже самое - кто не пьёт, у того и скотина, и машина. Кто пьёт - "беднота".

ЗЫ. Баушка долго мне ничего не рассказывала, только когда убедилась, что "большевиков скинули" всё рассказала и заключила рассказ словами: Хорошо, что нас раскулачили. А то мы очень много работали.
Да, я потому и вспомнил про советскую власть. Они под понятие "кулак" всех, кто более-менее хорошо жил, вводили.
К советской власти это понятие вообще не имеет никакого отношение.

"Первоначально термин «кулак» имел исключительно негативную окраску, представляя собой оценку человека нечестного, что отразилось затем и на элементах советской пропаганды. Еще в 1870-е А. Н. Энгельгардт, исследующий русское крестьянство, писал:
«... настоящий кулак ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги... Все у кулака держится не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздает в долг под проценты. Его кумир деньги, о приумножении которых он только и думает. Капитал ему достался по наследству, добыт неизвестно какими, но какими-то нечистыми средствами»"

До 1929 года советская власть определяла кулака как крестьянина использующего наемный труд и торгаша, более того с 1920 года по 1930 любила и приветствовала "кулаков", причем официально
"М. И. Калинин, в своей статье в газете «Известия» от 22 марта 1925 года расценивает кулачество уже, фактически, не как класс или общественную прослойку, существование которой на данном этапе он отрицал, а, напротив, как некоторых индивидумов, «вымирающих единиц дореволюционной России»:
«Говорить о кулаке как об общественном слое сейчас можно только в том случае, если считать, что всякий сельскохозяйственный предприниматель есть кулак, если по инерции военного коммунизма всякого исправного крестьянина считать кулаком. Кулак — это тип дореволюционной России. Кулак это жупел, это призрак старого мира. Во всяком случае, это не общественный слой, даже не группа, даже не кучка. Это вымирающие уже единицы»."

"Описывая ситуацию в СССР времен НЭПа, берлинское издание российских меньшевиков «Социалистический вестник» писала следующее:
«Власть поворачивается лицом к крепкому крестьянству, к кулаку. Теория классовой борьбы замещается теорией гармонии интересов крепкого хозяйства и деревенской бедноты. Деревенская администрация уже сейчас все больше попадает под влияние кулацких элементов. Курс на кулака процесс этот несомненно ускорит... Весь период военного коммунизма оказался переходным не от капитализма к коммунизму, а от старого помещичье-капиталистического к новому крестьянско-капиталистическому хозяйству... Растут капиталистические фирмы, аренды, применение наемного труда в крестьянском хозяйстве, ростовщичество, кабальные сделки. Растет процесс политического оформления буржуазных элементов, растет их классовое сознание, растет классовая рознь между ними и пролетариатом»."
До 1928 года у советской власти не было никакого негативного отношения к кулакам, это не говорит о том что местные односельчане к ним хорошо относились, ибо за плохим отношением к мироедам стаяла вековая неприязнь которая имела очень древние корни.
Только Сталин в 1930 начал раскулачивание.

Rachtyrgin

Цитата: Abu_Muhammad от мая 30, 2016, 21:20
В азербайджанском одно из значений "qulaq" — "конец", "наконечник", "крайняя часть". Учитывая то, что кулак является своеобразным "наконечником" руки, то возможно, что от него и произошло это русское слово.

Есть контакт!
Всякому остановленному фашисту для захвата его в плен можешь еще крикнуть:
«Хэндэ хох!» (Руки вверх!)
«Вафи хинлеги!» (Бросай оружие!)
«Абгезэсен!» (Слезай! — С машины, с лошади, с повозки.)
Если фашист не сразу исполняет твое приказание, крикни грознее и добавь:
«Бай флухтфэрзух вирт гэшози!» (Побежишь — буду стрелять!)
А. Афанасьев. В помощь партизану. Москва, 1942 г.

Юнга

этимология "кешене" ("кашана") - "мавзолей", "надмогильное сооружение" никому не поподалась? слово связано с тюрк. "кеш" или же древнее заимствование?

Karakurt

На заимствование похоже. Надо смотреть араб./перс.

Rashid Jawba

Цитата: Rachtyrgin от мая 31, 2016, 06:09
Цитата: Abu_Muhammad от мая 30, 2016, 21:20
В азербайджанском одно из значений "qulaq" — "конец", "наконечник", "крайняя часть". Учитывая то, что кулак является своеобразным "наконечником" руки, то возможно, что от него и произошло это русское слово.

Есть контакт!
Це не факт !
Это, скорей всего, вторичные значения, коих полно в разных языках.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Цитата: Karakurt от июня  7, 2016, 16:29
На заимствование похоже. Надо смотреть араб./перс.
А ежли все же тюрк., то с редким афф. -ене /тюнене, тегене, беьдене .😉
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.




Юнга

Вот интересуюсь возможно ли что "кешене" от тюрк. "кеш"? принципе переосмысление "укромное место" (образно) > мавзолей, кажется возможным.
Кстати как ИЕ корень *каш соотносится с тюрк. кашгъа? 

Karakurt

Цитата: Юнга от июня  7, 2016, 21:20
Вот интересуюсь возможно ли что "кешене" от тюрк. "кеш"?
Вы сами привели хорошую перс. этимологию. Зачем ломиться непонятно куда?

Юнга

Цитата: Karakurt от июня  7, 2016, 21:29
Цитата: Юнга от июня  7, 2016, 21:20
Вот интересуюсь возможно ли что "кешене" от тюрк. "кеш"?
Вы сами привели хорошую перс. этимологию. Зачем ломиться непонятно куда?
осетинский и ср. персидский разделяют ну наверно с тысячу лет... инновация *каш - ларзурь и прочее, произошла, если я правильно понял в среднеперсидском. удивляет такая связь двух изолированных языков.


Юнга

ну, Абаев соотносит значение в осетинском и перисдском





Red Khan

Цитата: TawLan от июня 10, 2016, 15:13
Сопаларгъа (?)

http://www.elbrusoid.org/dictionary/?direction=2&str=сопаларгъа
В турецком есть - sopalamak. От существительного sopa.
Цитироватьzopa [ anon., Câmiü'l-Fürs, 1501]
zıbık/zıbçık/zıpçık "sopa, değnek" [ Türkiye'de Halk Ağızlarından Derleme Sözlüğü, 1960]

<< Fa çūba değnek, çubuk

Not: Halk dilinden genel dile geçmiş olan sözcük, Anadolu ağızlarında tipik olan c/ç > /z/ evrimi gösterir.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр