Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Тюркские этимологии

Автор Darkstar, сентября 30, 2010, 20:03

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Red Khan

Цитата: Ion Bors от октября 27, 2012, 11:32
boş - пустой
какая этимология этого турецкого слово?
Прототюркское
Цитировать
<< ATü
● Özgün anlamı olan "hür, serbest, salık" anlamı boşanmak, boş vermek, boşlamak gibi deyimlerde korunmuştur.


► başıboş, bomboş, boş ver-, boşal-, boşalım, boşalt-, boşaltım, boşboğaz, boşla-, boşluk, boşu boşuna, boşuna
http://www.nisanyansozluk.com/?k=boş

Zhendoso

К этимологии  дөгө. Позволю себе процитировать пост уважаемого участника Borovik:
Цитата: Borovik от февраля 15, 2012, 13:02
Дөгө "рис" - это явный карлукизм, судя по -г-, "культурное" заимствование из письменного языка. Заметьте, рис на Южном Урале не растет. СИГТЯ собщает, что корень дөг- в этом слове соответствуют исконному башк. төй- "толочь". Заметьте, со вполне себе глухим т- в анлауте.
Не исключено, что в основе лежит другой корень, а именно  - *tök- >древнечув. *tük-> чув. тĕoк-/тĕк- "касаться, трогать, задевать, толкать, тыкать, бодать (о животных),  (внимание!) вонзать в землю, втыкать в землю. От последнего значения в чувашском - тĕкме "частокол", тĕкĕлеме "подпирать жердью" и тĕкĕ "засов" (<из первоначального значения "подпорка").
Правда, тюркских когнатов к чувашскому тĕк-, кроме возможного башкирского төк- "бодать" (гласный смущает несколько), пока еще не нашел. Возможно, родственны тюркские формы, производные от основы *toqɨ- "1 бить, ударять 2 молот 3 трогать, касаться" - в чувашском нет заднерядного когната этого слова.
То есть, возможно, название риса восходит к глаголу со значением "втыкать в землю" (правда, у Кашгари tögi - это пшено, которое, как известно, сеется, а не сажается). В случае же, если когнатов к чувашскому тĕк- в стандартных тюркских не обнаружится, то не исключено, что все известные тюркские формы, соответствующие чувашскому тĕкĕ "рис" - булгаризмы.
Выяснение этимологии слова для риса очень важно - ареал выращивания риса хорошо известен.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

snn

Итак, продолжим наше с вами обсуждение, начатое здесь:
Действие фонетического закона Zhendoso в тюркских языках.

Цитата: snn от ноября 14, 2012, 10:56
Цитата: Zhendoso от ноября 13, 2012, 23:28

Показательно, что заимствованное из чувашского гнездо идеофонных лексем от основы дөбер<чув. тĕoпĕр "подражание звуку удара,  грохоту, топанью и т.п." заимствовано с начальным d- (см. закон Zhendoso в первом посте). К слову, татарское и башкирское слово дөге "рис", с большой долей вероятности, тоже является чувашизмом - ср.чув. тĕокĕ "рис" ~ ДТ tögi "пшено".
Эти строки написаны с исключительной целью ознакомить читателей с точкой зрения автора на этимологию татарских слов дөбер и дөге. Если у татарских товарищей возникнут сомнения в ее достоверности, прошу обсуждать вопрос в теме "Тюркские этимологии", а не в этой. Заранее благодарю за понимание.

Вот замечательнейшая дискуссия:
*de-/*-te "говорить"
ЦитироватьДөгө "рис" - это явный карлукизм, судя по -г-, "культурное" заимствование из письменного языка. Заметьте, рис на Южном Урале не растет. СИГТЯ собщает, что корень дөг- в этом слове соответствуют исконному башк. төй- "толочь". Заметьте, со вполне себе глухим т- в анлауте.
Таким образом, статус "прозрачного тюркизма" еще не гарантирует исконного его происхождения в башкирском.
Начальное д-в башкирском, как вы сами показали, исключительно редко (менее десятка) в лексемах, нераспознаваемых сразу как заимствования. Этимологическое исследование слов из этого десятка, ежели оно успешно, указывает на причины звонкого д-.
Единственный ИМХО интересный случай (при этом единичный), претендующий на аномалию - это дүрт

Цитироватькумык. дюгю, азерб. дүjү, тркм. туги. нуг. дүги. башк. дөгө, тат. дөге
Булгаризмы?  :???

Zhendoso

Цитата: snn от ноября 14, 2012, 13:49
Цитироватькумык. дюгю, азерб. дүjү, тркм. туги. нуг. дүги. башк. дөгө, тат. дөге
Булгаризмы?  :???
Offtop
Вас что-то смущает или Вы возражаете? Если возражаете, то укажите спорные моменты и приведите свою позицию. Ваш пост абсолютно пуст, словарей у нас своих полно. Похоже, что просто ждете, что кто-то знающий "зацепится" за Ваш пост. Это некрасиво, и именуется троллингом, толстым
Замечание - если берете текст из татароязычного источника, то не оставляйте его без перевода - татарский нуг. - это русский ног., ногайский.
Фатихова, цитату из работы которой Вы привели, далее пишет (перевод) "Рис - не местная культура. Он - в основе булгарских торговых взаимоотношений, проник в язык (подразумевается слово для риса),  фонетически адаптировавшись... ". Далее автор предполагает булгарский источник для этого татарского слова и пишет, что в современном китайском "рис в зернышках" (рисовая крупа) называется dami/tami (т.е. предполагает, китайскую этимология для неприведенной ей булгарской формы со значением "рис"). Если коротко, то  Фатихова считает татарское название риса - булгаризмом, а сам неприведенный ей булгарский этимон - китаизмом.
А Вы что предполагаете?
Offtop
Если ничего, то не засоряйте тему.

 
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Фанис

Судя по выводам, Фатихова, как и Жендосо, просто не поинтересовалась когнатами слова в других тюркских языках. Однако, Фатихова, при более углубленных знаниях о масштабе распространения слова в стандартнотюркских языках, как здравомыслящий человек, поменяла бы свое мнение, ну а Жендосо будет благополучно плыть на своей волне в свою фрическую гавань, вопреки всякому здравомыслию.

Фанис

Цитата: snn от ноября 14, 2012, 13:49
Цитироватькумык. дюгю, азерб. дүjү, тркм. туги. нуг. дүги. башк. дөгө, тат. дөге[/i]
Булгаризмы?  :???
+ чгт. döki "рис". Ага, булгаризм мозга и всей нервной системы.

Фанис

Как назывался рис конкретно у булгар вообще неизвестно.

Zhendoso

Фанис, много эмоций, но нет аргументов.  Ваша демонстрация неприязненного отношения ко мне не имеет отношения к теме. Древнечувашский источник я предложил небезаргументированно, кроме того, на форуме мной  приведены и другие примеры татарской рефлексации чувашского анлаутного полузвонкого t- как d-. Примеры передачи чувашского начального полузвонкого d- буквой для звонкого, есть и в древнечувашских эпитафиях - у Юсупова есть примеры передачи этнонима tatar, как dadar, что прекрасно иллюстрирует древность описанного мной явления частичной регрессивной ассимиляции анлаутных смычных в чувашском языке.
Попрошу впредь избавить меня от Ваших оценок моих личных качеств. Некрасиво это.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

snn


Жендосо, в конечном счёте, по части личностных оценок оппонентов вы занимаете ведущее место на форуме. :)

Фанис

Ваши опусы, единственным достоинством коих являются обильное (зло)употребление лингвистической терминологией, ради придания наукоподобия своим дичайшим фантазиям, как и опусы любых других фриков, не требуют аргументов, они требуют прямого перемещения в Псевдонауку. На разбор фантазий каждого фрика ни у кого времени не хватит, к тому же когда вы замечали аргументы? Вы же их в упор не видите.

snn

Цитата: Zhendoso от ноября 14, 2012, 14:41

Фатихова, цитату из работы которой Вы привели, далее пишет (перевод) "Рис - не местная культура. Он - в основе булгарских торговых взаимоотношений, проник в язык (подразумевается слово для риса),  фонетически адаптировавшись... ". Далее автор предполагает булгарский источник для этого татарского слова и пишет, что в современном китайском "рис в зернышках" (рисовая крупа) называется dami/tami (т.е. предполагает, китайскую этимология для неприведенной ей булгарской формы со значением "рис"). Если коротко, то  Фатихова считает татарское название риса - булгаризмом, а сам неприведенный ей булгарский этимон - китаизмом.
А если ещё короче, то вопрос: что подразумевает Фатихова под "булгарскими языком"? Точно ли чувашеобразный язык?  ;D
Булгарскую форму Фатихова не привела, так что не надо за неё домысливать.



ЦитироватьА Вы что предполагаете?
Предполагаю, что вы фричите. :)

Türk

Цитата: Zhendoso от ноября 14, 2012, 13:44

Выяснение этимологии слова для риса очень важно - ареал выращивания риса хорошо известен.
иран? пакистан? индия? китай?

ps. türkcə (az) - "рис" - düyü.
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Zhendoso

Цитата: Türk от ноября 14, 2012, 19:58
Цитата: Zhendoso от ноября 14, 2012, 13:44
Выяснение этимологии слова для риса очень важно - ареал выращивания риса хорошо известен.
иран? пакистан? индия? китай?
ps. türkcə (az) - "рис" - düyü.
До монгольского нашествия рис выращивался в Хазарском каганате, в устье Волги, поэтому предкам чувашей хорошо должен был быть известен. 
Не случайно названия, риса созвучные чувашскому тĕкĕ, известны, в первую очередь, тюркам "околохазарского" круга. Кумыкское dügü/dugu восходит к одному источнику с азербайджанским dügü~düyü, туркменским tüwi (заимствованным из источника типа *tügü), ногайским dügi/dügü (наряду с буруж).
Чагатайский döki  ("просо, пшено"), как и ДТ tögü/tökü/töki ("просо, пшено") по фонетическим причинам не годится в качестве источника к вышеупомянутым тюркским формам с узким гласным в первом слоге. Да и в  узбекском "рис" -гуру(н)ч, уйгурском - гюрюч, казахском - күріш.
Татарский и башкирский дөгө так же нормально восходят к форме с узким же гласным. Матчасть по родному языку стыдно не знать, Фанис. Двоечка Вам по татарскому лично от меня.

Так что сабж - булгаризм стопроцентный. "Словился" огузами и кыпчаками уже после сужения гласного первого слога (пометил жирным): 
чув. тĕoкĕ "рис"<*tügü<*tögü "рис"~др.уйг. tögü "просо",

(только неясно, то ли он от "толчения", то ли от "тыканья". Токмачи, имхо, -за "тыканье")
Offtop
И кстати, у чуваша не может "булгаризма" головного мозга и прочих органов - точно так же как у англичанина не может быть "англо-саксонства", а у русского - "древнерусизма".
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Фанис

Эй, Жендосо, вы чего значение приведенного мной чагатайского слова переврали?

Фанис

Вы что, по жизни врете и перевираете?

Borovik

Цитата: Zhendoso от ноября 14, 2012, 13:44
Не исключено, что в основе лежит другой корень, а именно  - *tök- >древнечув. *tük-> чув. тĕoк-/тĕк- "касаться, трогать, задевать, толкать, тыкать, бодать (о животных),  (внимание!) вонзать в землю, втыкать в землю. От последнего значения в чувашском - тĕкме "частокол"
Чув. тĕкме - татаризм. Тат. текмә, который от вполне общетюрского тик- "ставить вертикально, втыкать" ~ чув. чик- "то же"

И, ИМХО, этот tik- на пратюрк. уровне связан с tïq- "втыкать, всовывать"

snn

С учётом того, что по Хазарскому каганату ещё меньше фактической информации, чем по Волжской Булгарии, а сказок ещё больше, то про "хазарский рис", думаю, не стоит. Тем более, что от языка хазар совсем ничего не осталось. И притаскивать за уши слово наблюдающееся в разных тюркских языках как чувашизм известный в неком околохазарском кругу - нелепо!

Ion Borș

Цитата: Zhendoso от ноября 16, 2012, 02:51
чув. тĕoкĕ "рис"<*tügü<*tögü "рис"~др.уйг. tögü "просо",

(только неясно, то ли он от "толчения", то ли от "тыканья". Токмачи, имхо, -за "тыканье")
родственены со словом рис - Mandarin: 稻 (cmn) (dào)?

Offtop
в санскрите для некоторых видов (сортов) риса используется окончание "-Daka" (вода),
а также окончание "-Tika", "-Duka", "-Taka"
в одном санскр. слове с семантикой риса - используется два разных корня для воды
есть и слово ओडिका   oDikA (f.) -   wild rice
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

heckfy

Узб. бурч, бурчак - угол. Тюркизм?

qarachayli

Цитата: heckfy от ноября 16, 2012, 11:02
Узб. бурч, бурчак - угол. Тюркизм?
Насколько мне известно, да!

У нас "бурчакъ" - мелкий град.

Timiriliyev

Хочу знать происхождение якут. дьон (ʤon) — народ, люди. :???
Правда — это то, что правда для Вас.

Фанис

Цитата: Zhendosoдр.уйг. tögü "просо"
Др.уйг. tüki, господин Соврамши, означает "рис", чгт. döki тоже "рис", караханидское tögi "пшено". Словари надо смотреть иногда, а не придумывать из мягкого места.

Red Khan

Цитата: snn от ноября 16, 2012, 10:13
С учётом того, что по Хазарскому каганату ещё меньше фактической информации, чем по Волжской Булгарии, а сказок ещё больше, то про "хазарский рис", думаю, не стоит. Тем более, что от языка хазар совсем ничего не осталось. И притаскивать за уши слово наблюдающееся в разных тюркских языках как чувашизм известный в неком околохазарском кругу - нелепо!
Сейчас в Астраханской области рис выращивают в небольших количествах, так что есть вероятность что "хазарский рис" был.

snn

Цитата: Red Khan от ноября 16, 2012, 12:38
Цитата: snn от ноября 16, 2012, 10:13
С учётом того, что по Хазарскому каганату ещё меньше фактической информации, чем по Волжской Булгарии, а сказок ещё больше, то про "хазарский рис", думаю, не стоит. Тем более, что от языка хазар совсем ничего не осталось. И притаскивать за уши слово наблюдающееся в разных тюркских языках как чувашизм известный в неком околохазарском кругу - нелепо!
Сейчас в Астраханской области рис выращивают в небольших количествах, так что есть вероятность что "хазарский рис" был.
Рис может и был. Да вот просто авантюризм в лингвистике до добра не доводит. :)

Borovik

Башк. сәйгүн "заварочный чайник".
Что за -гүн?