Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Тюркские этимологии

Автор Darkstar, сентября 30, 2010, 20:03

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Фанис

Цитата: TawLan от июня  1, 2013, 09:17
Цитата: Хусан от июня  1, 2013, 06:36
Цитата: TawLan от мая 31, 2013, 22:21
Что-то словарь не открывается, не могу вспомнить что такое "юлгю". Образец? Или путаю?
улги (узб.)
обл. пример, образец; ~ бўлмоќ бытъ примером; Учар ќушдан мен ћам ~ олганман («Муродхон») И я брал пример у летающей птицы.

Точно :yes:, словарь открылся, походу у нас тоже самое.
древнетюрк. үлгү "мера, величина, размер"

Умар

Откуда казахское "дудар" ,встречается ли в других тюркских ?
дудар
1) всклокоченный; взлохмаченный
дудар шаш → взлохмаченные волосы
2) редко кудрявый
дудар бас жігіт → кудрявый парень

Дигорон

Цитата: TawLan от апреля 18, 2013, 11:20
Интересует этимология слова "ШХУўУР" - еда.

не сужу о принадлежности и происхождении корней слова, но уж очень похоже на наше (осетинское) сехуар - завтрак.

Произносится как щехуар.

вторая часть к др. и. hvarna - пища, еда. Первая к spai - большой, обильный.
хуар - урожай
хуæрун - есть, кушать
хуæруйнаг - еда, кушанье, пища

Из осетинского грузинское samhari - полдник.
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Дигорон

Цитата: TawLan от апреля 18, 2013, 14:49
Говорит что "ханс" у нас тоже монголизм(не помню, ты, или кто то другой, это тоже приписывал кому то). У монголов еда еще имеет название типа "хынс", у нас же "ханс" это непосредственно трава, то есть не газон, не травянистая поверхность, то есть получается - пища для скота.

А "кырдык" он объяснил так же как и я говорил. Къырдыш и кырдык это когнаты и имеют ровно одно и то же значение - подстриженная, скошенная, или сама по себе короткая трава. А переход "къ" на "к" никакого значения не имеет. Есть которые говорят "Кырдыш" и есть которые говорят "КЪырдык". Чуть разное произношение слов довольно частое явление.
не надо придумывать велосипед..

Осет.: ханс
I - 1) непроходимые заросли (травы, кустарника, леса)
     2) высокая густая трава
     3) перен. обилие; обильный
II май


Осет: кæрдæг
I - 1) косарь; жнец
     2) закройщик
    прил. режущий
II  - трава


то есть -аег  плюс кард:
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Дигорон

Цитата: Фанис от мая 31, 2013, 10:11
Этимологию слова джохар я бы на вашем месте поискал в соседних кавказских языках.

Советовал бы этим фрикам совершить этот обряд))..

Цитировать"Поскольку раджпут на поле боя был тем, посредством чьих рук и оружия претворяется Божья кара, то, погибнув в бою, он получал от Бога спасение души. Если еще до битвы было ясно, что выжить раджпутам в ней вряд ли удастся, объявлялась священная Шака (Shaka/Saka). В Шаке участвовали не только мужчины, но и их жены. Детей же перед Шакой следовало переправить в безопасное место, но, нужно сказать, что после объявления Шаки детей раджпутов враги обычно и не трогали – считалось, что это может привести к весьма драматическим последствиям для душ убийц.

Шака начиналась с обряда Джаухар – самосожжения жен раджпутов, суть его заключается в том, что Бог соединил на этом свете мужа и жену. Но на том свете героя будут встречать небесные девы, Апсары, которые подарят ему неземное наслаждение, а потому после Джаухара раджпут во второй раз в жизни надевает на голову свадебный шафрановый тюрбан – он обручается с Апсарами. Именно этим Джаухар отличается от обряда самосожжения Сати. Джаухар проводится только в рамках Шаки."
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Умар

Цитата: Дигорон от июня  1, 2013, 17:31
не сужу о принадлежности и происхождении корней слова, но уж очень похоже на наше (осетинское) сехуар - завтрак.
Произносится как щехуар
Уже проходили и ужин,и завтрак, и обед
Цитата: Дигорон от июня  1, 2013, 17:47
Осет.: ханс
I - 1) непроходимые заросли (травы, кустарника, леса)
     2) высокая густая трава
     3) перен. обилие; обильный
II май
Не было бы монгольского "хэнз"-трава ,я бы поверил,что это от слова "чесотка" :D
Цитата: Дигорон от июня  1, 2013, 18:17
Советовал бы этим фрикам совершить этот обряд))
Только после вас :smoke:

Фанис

карач. къырдыш, балк. къыртиш "1. трава 2. целина 3. шерсть"
тат., тат.д. қыртыш "1. кожа 2. ягодица 3. свиное сало 4. дерн, дерновой слой 5. межа 6. слой дерева, следующий за корой 7. голый сруб (без потолка, пола и пр.) 8. лучинка 9. горбыль"
тат.д. қыртыш сөрү "1. пахать под пар 2. пахать целину"
тат.д. қыртышлану (тбл.) "щетиниться"

Разброс значений в современных кар-бал. и тат. объясняет древнетюркское қыртыш (МК)(QBN)(Uig I) "поверхность, внешний покров; наружность, внешний вид"

Дигорон

Цитата: Умар от июня  1, 2013, 18:30
Уже проходили и ужин,и завтрак, и обед
спасибо, заметил

Цитата: Умар от июня  1, 2013, 18:30
Не было бы монгольского "хэнз"-трава ,я бы поверил,что это от слова "чесотка" :D
мне не особо важно, верите вы или нет.
монгольский пример приведите с источником, желательно с этимологией


Цитата: Умар от июня  1, 2013, 18:30
Только после вас :smoke:
Этим ответом вы уже совершили  своеобразный джаухар. "на воре  шапка горит"
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Хусан

қиртишламоқ (узб.)
скрести, очищатъ скребком, соскабливатъ, скоблитъ; начищатъ.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Умар

Цитата: Дигорон от июня  1, 2013, 18:40
Цитата: Умар от июня  1, 2013, 18:30Не было бы монгольского "хэнз"-трава ,я бы поверил,что это от слова "чесотка" :D
мне не особо важно, верите вы или нет.
монгольский пример приведите с источником, желательно с этимологией

Монгольско-русский словарь . С этимологией разберётесь сами, если получилось из "чесотки" вывести, из этого будет намного легче .
Цитата: Дигорон от июня  1, 2013, 18:40
Этим ответом вы уже совершили  своеобразный джаухар. "на воре  шапка горит"
Что, обкатанная техника ? Надо первым прокричать "вор" ,чтоб переключить от себя внимание людей?  :)


Умар

Цитата: Дигорон от июня  1, 2013, 17:31
Осет: кæрдæг
II  - трава
И кырдык-трава  я  бы с удовольствием признал бы осетинизмом  в нашем языке ,если бы
не было следующих "загвоздочек". У вас же этимология типа "косимое". Вроде всё гладко, не придерёшься. Только у нас кырдык НЕ КОСЯТ, потому что это название молодой незрелой травы. И что интересно, в чувашском имеется почти полное соответствие
курăк
трава
зелень
зарастать травой, покрываться зеленью
курăкланнă урам — улица, заросшая травой
Орам кырдыкланды  скажем мы.
Может чуваши не догадываются ,что у вас содрали словечко ?

TawLan

Цитата: Дигорон от июня  1, 2013, 18:17
Цитата: Фанис от мая 31, 2013, 10:11
Этимологию слова джохар я бы на вашем месте поискал в соседних кавказских языках.

Советовал бы этим фрикам совершить этот обряд))..

Цитировать"Поскольку раджпут на поле боя был тем, посредством чьих рук и оружия претворяется Божья кара, то, погибнув в бою, он получал от Бога спасение души. Если еще до битвы было ясно, что выжить раджпутам в ней вряд ли удастся, объявлялась священная Шака (Shaka/Saka). В Шаке участвовали не только мужчины, но и их жены. Детей же перед Шакой следовало переправить в безопасное место, но, нужно сказать, что после объявления Шаки детей раджпутов враги обычно и не трогали – считалось, что это может привести к весьма драматическим последствиям для душ убийц.

Шака начиналась с обряда Джаухар – самосожжения жен раджпутов, суть его заключается в том, что Бог соединил на этом свете мужа и жену. Но на том свете героя будут встречать небесные девы, Апсары, которые подарят ему неземное наслаждение, а потому после Джаухара раджпут во второй раз в жизни надевает на голову свадебный шафрановый тюрбан – он обручается с Апсарами. Именно этим Джаухар отличается от обряда самосожжения Сати. Джаухар проводится только в рамках Шаки."

Всё, хана этой теме :fp:

Сибирячка

Клен – по-татарски «өрәңге».
«Джохар» и «өрәңге» разве не когнаты?
Не замечали, как семечки клена, падая на землю, быстро и долго вращаются в воздухе? Думаю, это и послужило основанием для названия данного дерева.
өерелү гл 1. кружиться, клубиться (от ветра), завихриться.
Для сравнения в древнетюркском:
Oguršaq – веретено (стр.365)

Дигорон

Цитата: Умар от июня  1, 2013, 19:03
Монгольско-русский словарь . С этимологией разберётесь сами, если получилось из "чесотки" вывести, из этого будет намного легче .

выражайтесь внятней. "С этимологией разберётесь сами, если получилось из "чесотки" вывести, из этого будет намного легче" - смысл данного предложения человечеству неведом.

то есть, вы не знаете этимологию.  Тогда к чему этот уверенный тон?
могли бы и потрудиться...

ЦитироватьProto-Mongolian: *kenǯe
Russian meaning: поздний, поздний урожай, поздний ребенок
Written Mongolian: kenǯe
Khalkha: xenʒ
Buriat: xenze
Kalmuck: kenzǝ
Ordos: kenǯi 'late-born (about the second lamb or yeanling of the same year)',
Monguor: kinʒ́ēle- 'agneler deux fois par an'

ЦитироватьProto-Turkic: *gEnč
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: young, child
Russian meaning: молодой, ребенок
Old Turkic: kenč (OUygh.)
Karakhanid: kenč (MK, KB)
Turkish: genč/ǯ-
Azerbaidzhan: gänǯ
Gagauz: genč/ǯ-
Karaim: genč
Comments: EDT 727, ЭСТЯ 3, 20-21, VEWT 252 (not < Pers., despite Räsänen :-\; see TMN 1, 488).

выходит, что монгольское слово хэнз значит "поздняя (трава)". Другое дело, что у остальных народов носителей алтайских языков, нет подобного звучания и значения ханс- трава. Лишь КБ имеют ханс - трава, в абсолютно идентичном осетинскому  звучании.

Кажется мне, что наше ханс и монгольское хэнз  вообще разного происхождения.

Может кто поможет разобраться? (фриков прошу не отзываться)

Цитата: Умар от июня  1, 2013, 19:03
Что, обкатанная техника ? Надо первым прокричать "вор" ,чтоб переключить от себя внимание людей?  :)
получается, вы первый и прокричали, посмотрите свой первый коммент.
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Дигорон

Цитата: Умар от июня  1, 2013, 19:49
И кырдык-трава  я  бы с удовольствием признал бы осетинизмом  в нашем языке ,если бы
не было следующих "загвоздочек". У вас же этимология типа "косимое". Вроде всё гладко, не придерёшься. Только у нас кырдык НЕ КОСЯТ, потому что это название молодой незрелой травы.
у нас слово употребляется так же. В отношении любой травы. 

Цитата: Умар от июня  1, 2013, 19:49
Может чуваши не догадываются ,что у вас содрали словечко ?

а сами что скажете? уже разобрали чувашский вариант? Есть мнение? Поделитесь.
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Умар

Цитата: Дигорон от июня  1, 2013, 21:57
то есть, вы не знаете этимологию.  Тогда к чему этот уверенный тон?
Там и без Старостина понятно из словаря ,что поздняя трава.
Цитата: Дигорон от июня  1, 2013, 21:57
Другое дело, что у остальных народов носителей алтайских языков, нет подобного звучания и значения ханс- трава. Лишь КБ имеют ханс - трава, в абсолютно идентичном осетинскому  звучании.
Добавлю, у носителей иранских языков тоже нет. Ыпчык тоже фиксируется в тех же языках ,кстати. А ничё ,что якутские шаманы при свадебных обрядах орут "уруйда" в честь Редеди и Иры Дады вместе взятых ? Есть ещё кое-какие словечки .
Цитата: Дигорон от июня  1, 2013, 21:57
получается, вы первый и прокричали, посмотрите свой первый коммент.
Да уж, я белый и пушистый называется.
Цитата: Дигорон от июня  1, 2013, 22:02
а сами что скажете? уже разобрали чувашский вариант? Есть мнение? Поделитесь
Нет, там чуваши сами пока не разобрались ,но совпадение значении один в один.

TawLan

Цитата: Дигорон от июня  1, 2013, 21:57

выходит, что монгольское слово хэнз значит "поздняя (трава)". Другое дело, что у остальных народов носителей алтайских языков, нет подобного звучания и значения ханс- трава. Лишь КБ имеют ханс - трава, в абсолютно идентичном осетинскому  звучании.

Кажется мне, что наше ханс и монгольское хэнз  вообще разного происхождения.

Может кто поможет разобраться? (фриков прошу не отзываться)


Что бы это должно объяснять? :donno: Насколько я знаю и "ОГЪАЙ" и "НЁГЕР" и еще может много чего есть, считающиеся у нас монголизмами не распространены в других тюркских языках. И какой из этого вывод :donno:

Rashid Jawba

Опять копья ломаем?
Ханс я предполагал монголизмом, но Дигорон, нет, дигоризм - убедительней.
Потому что монг. кендже прямо соответствует КБ гендже, напр., гендже тай, в отличие от тюрк. гендж.
Никогда не слышал произношение кЪырдык, да и согласно тюрк. сингармонизму должно быть кЪырдыкЪ, а это уже совсем др. история. Помню, как мне трудно далось произнести слово къ1аг1а. Да, в этом есть лингв. прикол: къырдыш - трава - тюркю, кырдык - трава - дигор. Тюзге тюз демек дурус.
А вот др.инд. каччу ( пардон за орфо ) - из тюрк. кичиw - чесотка, как и *kes - чесать - из тюрк. къашы. The show must go on.
Где чуваши ? Поясните насчет курак. Хотя и так ясно - не когнат.
Дигорон, какое отношение имеет клен к раджпутам ? Кроме того, что раджпуты, возможно, кавказского происхождения...
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

ШХУУР пока остается монголизмом. Факультативно.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Умар

Цитата: rashid.djaubaev от июня  2, 2013, 02:47
Ханс я предполагал монголизмом, но Дигорон, нет, дигоризм - убедительней.
Потому что монг. кендже прямо соответствует КБ гендже, напр., гендже тай, в отличие от тюрк. гендж.
Заимствования разного времени и ,возможно, из разных источников не обязаны выстраиваться в удовлетворяющую ваш музыкальный слух цепочку.
Цитата: rashid.djaubaev от июня  2, 2013, 02:47
А вот др.инд. каччу ( пардон за орфо ) - из тюрк. кичиw - чесотка, как и *kes - чесать - из тюрк. къашы. The show must go on
Сильно!  :uzhos:
Цитата: rashid.djaubaev от июня  2, 2013, 02:47
Хотя и так ясно - не когнат
И как вы это определили ?

Хусан

Цитата: rashid.djaubaev от июня  2, 2013, 02:47
Ханс я предполагал монголизмом, но Дигорон, нет, дигоризм - убедительней.
В узбекском ещё есть хас:
хас (узб.)
1 сухая травинка, былинка; соломинка; чўкаётган одам ~га ёпишар посл. утопающий за соломинку хватается;
2 трава, высохшая на корню уже в начале лета; солома; * ~ товуќлар болъшеногие куры; кўзига ~ тушди на его репутацию пало пятно.

Цитата: rashid.djaubaev от июня  2, 2013, 02:47
Потому что монг. кендже прямо соответствует КБ гендже, напр., гендже тай, в отличие от тюрк. гендж.
Гендже, гендже тай это - младший? Вот:
кенжа (узб.)
1 последыш (самый младший ребёнок в семъе); ~ ўѓил самый младший сын; ~ ќиз самая младшая дочъ;
2 спец. младший, занимающий следующее более низкое место в иерархии; ~ класс подкласс; ~ гурућлар подгруппы; ~ авлод следующее поколение, потомство;
3 Кенджа (имя собств. мужское).

кенжатой (узб.)
ласк. от кенжа 1; менинг ~им саккизга кирди моему младшенъкому исполнилосъ восемъ лет; ~ келин жена самого младшего сына.

Цитата: rashid.djaubaev от июня  2, 2013, 02:47
А вот др.инд. каччу ( пардон за орфо ) - из тюрк. кичиw - чесотка, как и *kes - чесать - из тюрк. къашы. The show must go on.
қичима (узб.)
чесотка.

қичимоқ (узб.)
1 чесатъся, зудетъ; свербетъ; саднитъ; ќўлим ќичияпти прям. и перен. у меня руки чешутся; тил ќичийди перен. язык чешется; так и подмывает сказатъ;
2 чесатъ, расчёсыватъ (напр. рану); * томоѓи ќичияпти (букв. у него першит в горле) ему хочется выпитъ; ќўли ќичияпти у него руки чешутся, ему неймётся.

Цитата: rashid.djaubaev от июня  2, 2013, 02:47
Где чуваши ? Поясните насчет курак. Хотя и так ясно - не когнат.
Подходить к узбекскому?
курак (узб.)
1 деревянная лопата; ќайиќ кураги разг. весло;
2 анат. лопатка; //лопаточный; * ~да турмайдиган 1) неприличный нецензурный; 2) чепуховый, ерундовый, несообразный; ~да турмайдиган гап несообразные слова; чушъ, ерунда, белиберда; ~ тиш анат. резец (зуб).
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Rashid Jawba

Извиняюсь, Старлинг попутал. В ряде ТЯ тоже кенже, в частности в каз. и см выше. Гендже тай - жеребенок-последыш. Не знаю, применимо ли к людям. Вообще, у нас это архаизм. Карачаи, кто знает, как называют последнего ребенка ? Первый - тюнъюч, а последний?
Узб. ХАС, возможно, монголизм. Но КБ ХАНС не сухая трава.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Вот по ТВ услышал каз. КЕНЖЕ ДЖИК - кусок барана для младших. Соьздик не объясняет.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

В словаре ГЕНДЖА ТАЙ - тай от байтала-3х лет.
Что-то тут не то. Не говоря уж о нарушении сингармонизма.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Умар

Цитата: rashid.djaubaev от июня  2, 2013, 07:25
. Карачаи, кто знает, как называют последнего ребенка ?
Из обрусевших или просто маску напялил ? Последнего назывют кичи или гитче.
Цитата: rashid.djaubaev от июня  2, 2013, 07:41
В словаре ГЕНДЖА ТАЙ - тай от байтала-3х лет.
Что-то тут не то. Не говоря уж о нарушении сингармонизма.
Возможно ,заимствование .Смысла последыш не несёт,да и имеет ограниченное применение ,в фольклорных текстах встречается .