Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Тюркские этимологии, часть 2

Автор mail, января 18, 2014, 19:42

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Хусан

В узб.
бобурчи
1 фолък. повар;
2 ист. придворный пробователъ кушаний, кухмистер
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Фанис

Из словаря Ахметьянова:
ЦитироватьБАСУ "поле" - от др.тюрк. *бас-ыг "вскопанная, обработанная земля", от глагола бас-у "копать, обрабатывать"; см. тат.диал. бас-у "копать", чув. пус- "копать, углубляться в землю", пусӑ (пузы) "погреб, могила, колодец, отдельные части поля"; ср. якут. баз- "сгрести ладонью или лопатой".
.   
Мар. пасо, пасу "поле" из татарского, удм. бусы "поле", вероятно, из чувашского.

Пример, иллюстрирующий, что "булгаризмов" в удмуртском нет, но есть чувашизмы. Если бы это слово было раннебулгарским заимствованием, оно звучало бы в удмуртском через первосложное -а-. И наоборот, если допустить, что переход в -у- осуществилось в раннебулгарский период, то это слово и в татарском звучало бы через первосложное -у-. Однако, ни того, ни другого не наблюдается, следовательно, лексема бусы в удмуртском - поздний чувашизм. :donno:


cv#

Цитата: Фанис от июня 29, 2014, 02:47
Из словаря Ахметьянова:
ЦитироватьБАСУ "поле" - от др.тюрк. *бас-ыг "вскопанная, обработанная земля", от глагола бас-у "копать, обрабатывать"; см. тат.диал. бас-у "копать", чув. пус- "копать, углубляться в землю", пусӑ (пузы) "погреб, могила, колодец, отдельные части поля"; ср. якут. баз- "сгрести ладонью или лопатой".
.   
Мар. пасо, пасу "поле" из татарского, удм. бусы "поле", вероятно, из чувашского.

Пример, иллюстрирующий, что "булгаризмов" в удмуртском нет, но есть чувашизмы. Если бы это слово было раннебулгарским заимствованием, оно звучало бы в удмуртском через первосложное -а-. И наоборот, если допустить, что переход в -у- осуществилось в раннебулгарский период, то это слово и в татарском звучало бы через первосложное -у-. Однако, ни того, ни другого не наблюдается, следовательно, лексема бусы в удмуртском - поздний чувашизм. :donno:
У нас пусă колодец а поле хир, ана, копать чав(ма), части поля хир пайĕ, др.тюрк пус(ма)  нажимать, копейки

cv#

в чувашском пусă вообще сильно изменияется

санăн пуссуна - твоего коолодца
санăн пуссунтан - из твоего колодца
унăн пуссинчен - из его кородца
унăн пуссине - его колодца
пусса - в колодец

cv#

иногда при добавлении афиксов ă отпадает
санăн пуссу - твой колодец
унăн пусси - его колодец

пусăран - из колодца

Zhendoso

Цитата: Фанис от июня 29, 2014, 02:47
И наоборот, если допустить, что переход в -у- осуществилось в раннебулгарский период, то это слово и в татарском звучало бы через первосложное -у-.
Почему? В татарском басу исконное же. Переход же чувашского первосложного a в o-/u- произошел в эпоху Казанского ханства. Горномарийское устаревшее пасо  "пустырь, выгон" теоретически может быть и поздним булгаризмом (в ГМ был процесс первосложный о>a, см. еще пересечение семантики в сз. чув. говорах: пусу/посу 1) поле 2) земля под паром 3) пустошь ). Луговое марийское пасу "поле; засеянный или возделанный под посев участок земли" - явный татаризм.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Фанис

Цитата: Zhendoso от июня 29, 2014, 11:46
Цитата: Фанис от июня 29, 2014, 02:47
И наоборот, если допустить, что переход в -у- осуществилось в раннебулгарский период, то это слово и в татарском звучало бы через первосложное -у-.
Почему? В татарском басу исконное же.
Ну прямо, еще скажите общекипчакское...

Фанис

Цитата: Zhendoso от июня 29, 2014, 11:46
Переход же чувашского первосложного a в o-/u- произошел в эпоху Казанского ханства.
Откуда такие точные сведения при отсутствии каких-либо письменных памятников?

cv#

В чувашском соответсвие у тюркскому а,  р-з исконное и чуваши никакого отнешения казанскому ханству не имеют

унта - там
унтан - оттуда (потом, также кайран)

также

çавăнта - там
çавăнтан - оттуда

и видимо Скворцов синтезировал анатри и анат енчи именно из ана - поле

cv#

а вместо у исключены в чувашском

унтанах
çавăнтанах

Умар

Цитата: cv# от июня 29, 2014, 09:24
пусă колодец
Цитата: Zhendoso от июня 29, 2014, 11:46
пусу/посу 1) поле 2) земля под паром 3) пустошь
А почему данные слова сравнивают с общетюркским бас-давить , а не с бош - пустой, полый и даже вялый, дряблый ,рыхлый.


cv#

У чувашей аффиксы другие
пус(ма) - нажимать
пушат(ма) - выгружать


Zhendoso

Цитата: Фанис от июня 29, 2014, 12:24
Цитата: Zhendoso от июня 29, 2014, 11:46
Переход же чувашского первосложного a в o-/u- произошел в эпоху Казанского ханства.
Откуда такие точные сведения при отсутствии каких-либо письменных памятников?
Эпиграфика волжских булгар не позволяет предполагать данный переход до второй половины XIV века. А в XVI веке мы наблюдаем переход уже свершившимся. 
Цитата: Умар от июня 29, 2014, 13:47
Цитата: Zhendoso от июня 29, 2014, 11:46
пусу/посу 1) поле 2) земля под паром 3) пустошь
А почему данные слова сравнивают с общетюркским бас-давить , а не с бош - пустой, полый и даже вялый, дряблый ,рыхлый.
Не думаю, что данные слова сравнивают с ba:s- в этом значении. Я предполагаю, что корень восходит к некоему bas- с начальным значением "заливать, запруживать", слившимся с  лексемой со значением "давить". А *basɨɣ/*basaɣ  вполне могло изначально означать "заливное поле", н-р, для выращивания риса  :donno:
  Верховая семантика "земля под паром" могла появиться под влиянием русского языка - еще 300 лет назад чувашские слова со значениями "пар, испарения" и "поле, участок поля" были весьма близки по звучанию, то есть могла иметь место калькация русского "пар". Сравнение с boš "пустой" невозможно по фонетическим причинам: чувашскому несвойственен процесс  -š>-s.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Фанис

Цитата: Zhendoso от июня 29, 2014, 16:48
Цитата: Фанис от июня 29, 2014, 12:24
Цитата: Zhendoso от июня 29, 2014, 11:46
Переход же чувашского первосложного a в o-/u- произошел в эпоху Казанского ханства.
Откуда такие точные сведения при отсутствии каких-либо письменных памятников?
Эпиграфика волжских булгар не позволяет предполагать данный переход до второй половины XIV века. А в XVI веке мы наблюдаем переход уже свершившимся.
А предполагать отсутствие данного перехода позволяет? На каких примерах?

В XVI веке наблюдаете свершившийся переход? Нашли чувашскую эпиграфику XVI века?

Фанис

Цитата: Фанис от июня 29, 2014, 20:47
Цитата: Zhendoso от июня 29, 2014, 16:48
Цитата: Фанис от июня 29, 2014, 12:24
Цитата: Zhendoso от июня 29, 2014, 11:46
Переход же чувашского первосложного a в o-/u- произошел в эпоху Казанского ханства.
Откуда такие точные сведения при отсутствии каких-либо письменных памятников?
Эпиграфика волжских булгар не позволяет предполагать данный переход до второй половины XIV века. А в XVI веке мы наблюдаем переход уже свершившимся.
А предполагать отсутствие данного перехода позволяет? На каких примерах?

В XVI веке наблюдаете свершившийся переход? Нашли чувашскую эпиграфику XVI века?
Ответ на первый вопрос нашел сам, а ко второму вопросу даже не знаю как подойти, так что будьте добры.

Фанис

Судя по эпиграфике 2-го стиля, удмуртские "булгаризмы" не тянут даже на статус заимствований раннемонгольского периода, не то что на статус заимствований раннебулгарского периода.  :down: Впрочем, сразу было видно, что они слишком близки к современному чувашскому и не только по признаку наличия вышеозначенного перехода...

Фанис

Гм,.. зато на них тянут татарские булгаризмы. Вывод: носители булгарского и татарского (кипчакского) соседствовали, как минимум, с раннемонгольского времени, а удмурты если и соседствовали, то держались несколько в стороне и плотных языковых контактов на тот момент и ранее с носителями r-языка не имели. :donno:

Zhendoso

Цитата: Фанис от июня 30, 2014, 01:15
...а ко второму вопросу даже не знаю как подойти, так что будьте добры.
Не помню, чья работа была, автор рассматривал имена и фамилии "чюваши" (н-р, Охсеит, Оксеитов и т .п.), зафиксированные в XVI веке после взятия Казани, по которым можно было судить, что процесс a>o в первом слоге уже произошел к тому времени. Вообще чувашские дохристианские имена делятся на два пласта - первый (наиболее многочисленный), без воздействия процесса a>o в первом слоге (н-р, Ясмин), и второй, с наблюдаемым a>o в первом слоге (Охсеит, Шомил/Шумил). Плюс топонимы еще. 
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Karakurt


Zhendoso

Цитата: Фанис от июня 30, 2014, 01:45
Судя по эпиграфике 2-го стиля, удмуртские "булгаризмы" не тянут даже на статус заимствований раннемонгольского периода, не то что на статус заимствований раннебулгарского периода.  :down: Впрочем, сразу было видно, что они слишком близки к современному чувашскому и не только по признаку наличия вышеозначенного перехода...
Учитывайте еще, что в удмуртском, с периода не позднее конца 15 века, был процесс СоСа->CuCо-.
Это значит, н-р, то, что для топонима Кузон "Казань", следует восстанавливать этимон *kozan или xozan (в удмуртском нет проточного x, поэтому он обычно заменялся на k: кись "бердо"<ст. чув. *хiɕ "бердо, нож") , и т.п.
Весьма схожий процесс известен для средненизовых говоров чувашского языка, и, судя по вероятным булгаризмам типа клобук, булгур, слон (см. др.-польск. wsɫoń "слон") и пр. был свойственен и части старых булгарских диалектов. Поэтому катализатором этого процесса в удмуртском можно предполагать влияние говоров, предковых для современных чувашских средненизовых.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Zhendoso

Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Фанис

Цитата: Zhendoso от июня 30, 2014, 11:00
Учитывайте еще, что в удмуртском, с периода не позднее конца 15 века, был процесс СоСа-&gt;CuCо-.
Боюсь, что не могу, этот процесс никак не объясняет удмуртское бусы, потому что *басыг, а не *босыг.

Фанис


Фанис

С Кузоном, надо полагать, та же история (посредство чувашского).

Фанис

Цитата: Фанис от июня 30, 2014, 20:41
Цитата: Zhendoso от июня 30, 2014, 11:00
Учитывайте еще, что в удмуртском, с периода не позднее конца 15 века, был процесс СоСа-&amp;gt;CuCо-.
Боюсь, что не могу, этот процесс никак не объясняет удмуртское бусы, потому что *басыг, а не *босыг.
Ни многие другие удмуртские "булгаризмы" с первосложным у.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр