Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Скифы и сарматы

Автор Elik, февраля 21, 2006, 22:47

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

arzawa

Искандар, не надо мне приписывать того, чего я не говорил и даже не подразумевал. Если я захочу и посчитаю нужным, я сам это скажу.
Please, God - If You can't make me thin, make my friends fat!!

Elik

Господа, развернувшаяся дискуссия проходит под девизом "сколько спорщиков, столько и мнений", и это еще раз доказывает, что по-настоящему достоверного лингивистического обоснования этнической принадлежности скифов нет.

Утвержднение Искандара, что "за иранскость основной части скифов и всех сарматов свидетельствует совокупность исторических и лингвистических фактов", мне лично представляется спорной. Все факты, которые я нашел в сети, это имена и отрывочные слова в греческой транскрипции, которые исследователи путем хитроумных реконструкций возводят к неким праиранским словам. Однако очевидных соответствий я не нашел ни одного! Если кто-то сможет привести действительно очевидные соответствия, то я буду очень признателен. Я, собственно, ради этого и завел весь этот топик, а не ради рассуждений, кто научил сарматов верховой езде, и были ли скифы ариями...


Iskandar

Реконструкции не такие уж и хитроумные. Вполне обычное для языкознания дело. Касаемо иранских языков могу упомянуть рекострукции древнеперсидских слов на основании заимствований или цитат в аккадских или эламских текстах. Правдоподобность этих реконструкций от чего-то не вызывает ни у кого сомнений.

В принципе понятно от чего. Они не затрагивают ничьих национальных или псевдонациональных интересов.
До сих пор все адекватные ученые, так или иначе затрагивающие эту проблему, не поднимают вопроса о ложности давно обоснованной теории ирансксти скифо-сарматов. Всех, кто доказывает принадлежность скифо-сарматов к другим этническим кругам объединяет одно: они сами принадлежат к данному этническому кругу (да еще, пожалуй, то, что они, подобно всем "революционерам" и делателям сенсаций типа "вас до сих пор обманывали!", имеют слабое отношение к науке)

Они с легкостью объединяются в союзы против тех, кто отстаивает общепринятую иранскость скифо-сарматов. Но стоит им подумать, что победа "одержена", так они переругиваются между собой не меньше, чем с иранистами. Для одних скифы были щирымы украйинцямы (уже тогда, естественно, во всем отличными от москалив). У других скифы - адыги. У великобашкортов они башкиры. У прочих тюрков они тюрки. У скандинавов - Великие Шведы асы.  И т.д.

Возможно, осетин Абаев перегинает палку и находит скифо-сарматизмы там, где их нет (хотя убедительных опровержений да еще из уст не национальноангажированных я не слышал, ег работы вполне академичны, в отличие от очередных националистических "сверхсенсаций", он ссылается на множество источников и предшествующих работ) Однако иранскость скифо-сарматов впервые доказали немцы (в том числе упомянутый тут Миллер) Им-то оно зачем было? :)

Я так до сих пор и не знаю, какие конкретно реконструкции и в чем вызывают сомнения у Элика. Ничего, кроме общих слов, я от него, к сожалению, не услышал.
Что приходит на ум, так это хотя бы окончание *-ta, служащее формантом множественного числа для множества племен скифо-сарматского круга, вполне обычное и для осетинского и для согдийского и даже для авестийского. Что сомнительного найдет здесь господин Элик?

Ну и прочие подробности хотелось бы знать. Давайте почитаем труд Абаева, сведшего воедино все существующие реконструкции и разберем конкретные случаи.
И господа! Предлагайте наконец альтернативные реконструкции в рамках других языковых групп. У кого получится объяснить скифо-сарматизмы лучше ирановедов, тому приз! :)

ЗЫ, Что же касается верховой езды и прочих культурных вопросов, то они также важны, поскольку альтерантивные версии Skytho-Sarmatica наталкиваются на огромные историко-культурные трудности.

http://www.auditorium.ru/books/1312/gl3.pdf

Кассивелан

Цитата: Elik от апреля 22, 2006, 07:29
Цитата: Кассивелан от апреля 21, 2006, 21:33
А как насчет мифологических представлений?  :eat:

Да никак. Невозможно судить о мифологических представлениях скифов или сарматов по отрывочным упоминаниям имен их богов. Вот если бы до нас дошел сборник скифских мифов, что-то навроде Эдды, тогда было бы о чем говорить. А судить по отдельным именам богов и богинь, да еще со слов Геродота...


:down:
Я чо, про ИМЕНА говорил?  8-)
Обряд поклонения Богу войны у скифов помните? Ничего не напоминает?  8-)
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – ᚴ ᛅ ᚱ ᚦ ᛅ ᚱ ᛁ ᚴ ᛁ ⋮

Circassian

Iskander

Неубедительно.

То, что некоторые из украинских исследователей высказывают мысли относительно скифов, в этом есть кое-что.
Адыг. -къо означает "сын".. Все украинские (точнее черкасские или казацкие) фамилии имеющие окончание -(н)ко, имеют отношение к современным адыгам (черкесам). Это мне кажется сложно оспаривать. По этой проблематике написана масса работ (Федорова, Чапленко, Горленко и проч.)
Абаза - это этноним наиболее близкого к адыгам этноса. Абазук (Абазэкъу) - "сын абаз(ин)а". Базук - это второй его вариант.. т.е. абх. начальное а- - показатель неопределенности.
Адыг. субэтнос Бжедуг (<(а)база+(а)дыг).. также сложился другой из соврем. адыг. субэтносов Бесленей (<(а)абаз+(а)лан). Кабартай//Кабардей на самом деле не адыг. происх. Должно произноситься как Карбатай//Карматай (именно так на древн. картах).. Кар- "царственные", мат- меоты. Сюда же сарматские (по Иордану) горы Карпаты (от этнонима Карбатай). Кабард. быдэ "крепость", пэщыт "напротив стоящий" в любом более менее полном словаре каб.-черк. языка можно обнаружить эти слова. Быдэпэщыт=Будапешт.
Язиги ведь тоже признаются ираноязычными.. Мне кажется это глупо признавать в таком случае меотов кавказоязычными, что всеми иранистами единогласно делается... Ведь на картах они представлены как IAZYGES-MAEOTAE (через тире). Оба на правобережье Дона. Я(д)зиги=абх. соврем. адзыхуа= адыги.. зихи=дзихи (греч. з раньше в аттическом диалекте произносилась как дз) последних также всеми абаевыми, миллерами и проч. признаются за предков адыгов.
Не могу понять к чему вся эта агрессия, с вашей стороны.
Если кто-то имеет мнение отличное от абаевского, который, кстати сказать, сам менял его 3-жды, имеется ввиду относительно нартского эпоса, что ж тут такого?.. Вначале ваш Абаев высказался, что это полностью алано-осетинское произведение (Нарты) полностью воспринятое абх.-адыгами и проч., потом вышел адыгский семитомник. Он выдвинул мнение, что все же адыги причастны к некоторой части осетинских текстов, но не абхазы, спустя некоторое время начали публиковаться абхазские тексты, и он ознакомившисьс ними заключил, что и абхази и адыги половина  на половину с осетинами причастны к этому произведению.. Но, изначально это все же не абх.-адыг. вещь.
Не знаю какой бы бардак приключился в его голове прочитай он недавно выпущенные карачаево-балкарские тексты в академической обработке.

Абаев признавал, что ДИГорцы (ДЫГ-орон наряду с ирон) имеют в своем названии исконно кавказский корень ДИГ.. который связывал с соврем. АДЫГ. А куда от этого деться?... Культура то у осетин современности куда бы не рвали когти не иранская, не индийская, она такая же как у все прочих кавказцев - кавказская. Язык - это другое дело. Что повлияло на то, чтобы определенная часть адыгов преобрела ираноязычность нужно разбираться.

167 имен иранисты притянули за уши. Как и все прочее, что касается адыгов и нартского эпоса. У нас до сих пор существует весьма немалочисленный род Абазэ//Абазэкъу, они сами признаются что по своим семейным преданиям они из абазов. Для это по меньшей мере идиотизм этимологизироваться с санскрита да еще "равноплечий" :)
Кстати, "Длиннорукий" и "равнорукий" мне кажется не совсем одно и тоже для примера сравнения.. также как "одноглазый" и "разноглазый", "хромой" и "равноногий" вам так не кажется...
Я понимаю, когда уже написано столько трудов, трудно воспринимать нечто новое. Что до этого не было известно. Ведь культура адыгов/черкесов/касагав сейчас исследователям по большому счету неизвестна. Она как бы отброшена в задворки и априори не может быть признана источником чего-то, лишь производным. Если вскроется что-то противоречащее диссертациям и проч. работам святил современности, то кому это будет на руку?... Вот и ходят кругами как вы выражаетесь "общепринятые" мысли..
В конце концов земля плоская - это тоже некогда "общепринятая мысль", только, прошу, без шквала ядовитых усмешек, в мой адрес (достаточно того что я "потомок сарматов").. Это факт, люди общепринято и свято верили в то, что земля круглая... Но прошло время и они убедились, что не все так легко как "общепринято" кажется...

Кассивелан

ЦитироватьКультура то у осетин современности куда бы не рвали когти не иранская, не индийская, она такая же как у все прочих кавказцев - кавказская. Язык - это другое дело. Что повлияло на то, чтобы определенная часть адыгов преобрела ираноязычность нужно разбираться.

А вот здесь корень зла и кроется!..  8-)
Вот именно, что язык - другое дело.  8-)
Современные осетины за промежуток времени, отделяющий их от тех алан, которых знали Аммиан Марцеллин и Приск Панийский - подверглись умопомрачительному количеству этнических влияний. Скорее приобретается как раз культура, а не язык.  8-)
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – ᚴ ᛅ ᚱ ᚦ ᛅ ᚱ ᛁ ᚴ ᛁ ⋮

Circassian

Ну не знаю, вот я сейчас с вами по русски разговариваю.. Я совсен не русский. Культура моя никак не поменялась.. во всяком случае русские меня за своего, несмотря на мой внешний вед не принмают. так как у кавказцев другой менталитет.. но все мы говорим по русски..
Мне кажется то, что язык не меняется, в сравнении с культурой - это весьма спорно.

Iskandar

Нет, все-таки стоило бы пригласить сюда моего знакомого великобашкорта. Он бы тут же привел множество "убедительнейших" доказательств того, что скифо-сарматы были "на самом деле" башкирами, потому как "нас всех обманывали". Интересно было бы увидеть, как они делили бы сарматов  ;D

Замечаю, чем больше реальная народа дает мнимых поводов для комплесов, тем больше представители этих народов преуспевают в истории выдуманной, постепенно тотально заполняя собой все историческое пространство.

Осталось только этрусков с пеласгами поделить и ладненько.  ;D

ЦитироватьНу не знаю, вот я сейчас с вами по русски разговариваю.. Я совсен не русский.

Я чего-то не понял. Адыгский для вас не родной или для осетин не родной язык восточноиранской группы?

ЦитироватьТо, что некоторые из украинских исследователей высказывают мысли относительно скифов, в этом есть кое-что.
Адыг. -къо означает "сын".. Все украинские (точнее черкасские или казацкие) фамилии имеющие окончание -(н)ко, имеют отношение к современным адыгам  

Раз уж попомнили "украинских" скифов, то объясните пжлста, в чем причина общего заблуждения украинской версии скифо-сарматики? И чего вы не опровергаете их доводы?

По делу: а -ко в слове "батько" тоже адыгское? (интересно, чей же тогда отец сын?) А польский Лешко? А другие многочисленные уменьшительные славянские антропонимы на -ко?

Я понимаю, как вас греют "литовские черкасы", но не обольщайтесь. "Черкес" - изначально не этнонимический термин (как и "казак")  Кстати, напомните его адыгскую этимологию  ;)

ЦитироватьАбаза - это этноним наиболее близкого к адыгам этноса. Абазук (Абазэкъу) - "сын абаз(ин)а". Базук - это второй его вариант.. т.е. абх. начальное а- - показатель неопределенности.

К сожалению, римские авторы не знали о грандиозных претензиях адыгов и записывали это имя как Ambazuk.

ЦитироватьДолжно произноситься как Карбатай//Карматай (именно так на древн. картах).. Кар- "царственные", мат- меоты

На каких-таких древних картах? Может, конечно, великоадыги такую карту и откапают (чего в жизни не бывает, но сомнительно), но 99% источников, свидетельствующих о Sarmatae куда девать? И древнейшее произношение sauromatai?
А что значит мат- по адыски? И почему став греческими меотами, они приобрели дифтонг в середине слова?

ЦитироватьКабард. быдэ "крепость", пэщыт "напротив стоящий" в любом более менее полном словаре каб.-черк. языка можно обнаружить эти слова. Быдэпэщыт=Будапешт

Циркасианец, дорогой! К вашему несчастью город Будапешт образовался только в самое недавнее время, до этого было два разных поселения: Буда и Пешт, названия которых имеют славянское происхождение. Может. хватит ерунду нести?
Кстати, а чего так мелко? Мой великобашкорт "посылал" башкиров и подальше какого-то там Будапешта

ЦитироватьЯзиги ведь тоже признаются ираноязычными.. Мне кажется это глупо признавать в таком случае меотов кавказоязычными, что всеми иранистами единогласно делается... Ведь на картах они представлены как IAZYGES-MAEOTAE (через тире)

На поздних картах Sarmatia распространяется до Балтики, которая называлась "Сарматским морем". В скифы греки записывали кого только не попадя, когда уже скифов-то никаких не существовало.

ЦитироватьЯ(д)зиги=абх. соврем. адзыхуа= адыги.. зихи=дзихи (греч. з раньше в аттическом диалекте произносилась как дз) последних также всеми абаевыми, миллерами и проч. признаются за предков адыгов.

:'( не знаю, что значит "дзихи", но откуда тогда появилось J?
Когда языги появились на исторической арене (прежде всего в латинских источниках), в греческом уже давным давно ДЗ першло в З.

ЦитироватьНе могу понять к чему вся эта агрессия, с вашей стороны.

Да какая агрессия! От национально озабоченных уже плакать хочется. Чтобы понять меня, попробуйте сами подоказывайте свою панадыгейскость скифов великбашкортам или "скифам", которые украинцы.

ЦитироватьОн выдвинул мнение, что все же адыги причастны к некоторой части осетинских текстов, но не абхазы, спустя некоторое время начали публиковаться абхазские тексты, и он ознакомившисьс ними заключил, что и абхази и адыги половина  на половину с осетинами причастны к этому произведению.. Но, изначально это все же не абх.-адыг. вещь.

Я еще раз повторяю, слово Nart имеет ясную иранскую и шире индоевропейскую этимологию.

ЦитироватьАбаев признавал, что ДИГорцы (ДЫГ-орон наряду с ирон) имеют в своем названии исконно кавказский корень ДИГ.. который связывал с соврем. АДЫГ. А куда от этого деться?... Культура то у осетин современности куда бы не рвали когти не иранская, не индийская, она такая же как у все прочих кавказцев - кавказская. Язык - это другое дело. Что повлияло на то, чтобы определенная часть адыгов преобрела ираноязычность нужно разбираться.

Ну известно, Геродот научил их иранскому  :D
А не разберетесь. Ничего не получится. Осетинский имеет ясные связи с восточноиранскими языками Средней Азии и кочевого иранязычного мира. (как кстати, и культура сарматов, абсолютно непохожая на культуру автохтонов Кавказа)

Чтобы объяснить появление ираноязычных осетин и тем более их предков аланов, необходимо признать прибытие в регион большого кочевого ираноязычного народа.

Приходится повторяться: осетины - скудный остаток когда-то мощных аланов (<aryana), в свое время оказывавших большое влияние на северокавказцев, остаток, наложившийся на сильный автохтонный субстрат.

Цитировать167 имен иранисты притянули за уши.

Притягиванием за уши занимаются великоадыгские "ученые", с их Будапештами, коверканием источников и удалением "не нужных" им букв из имен.

ЦитироватьДля это по меньшей мере идиотизм этимологизироваться с санскрита да еще "равноплечий"

Бр! А без эпитетов в стиле Паниковского!
С какого санскрита? Я указал реальное и распространенное общеиранское слово.

ЦитироватьКстати, "Длиннорукий" и "равнорукий" мне кажется не совсем одно и тоже для примера сравнения.. также как "одноглазый" и "разноглазый", "хромой" и "равноногий" вам так не кажется...

Без демагогии обойдемся.

ЦитироватьВедь культура адыгов/черкесов/касагав сейчас исследователям по большому счету неизвестна. Она как бы отброшена в задворки и априори не может быть признана источником чего-то, лишь производным.

:'( Наоборот, производным делаете ее Вы. От кочевников сарматов.
А самобытной, да еще связанной с цивилизациями Малой Азии считаю я.

ЦитироватьЕсли вскроется что-то противоречащее диссертациям и проч. работам святил современности, то кому это будет на руку?... Вот и ходят кругами как вы выражаетесь "общепринятые" мысли..

Что вскроется? Будапешт?
По кругу ходят национально озабоченные "истории". Дольше нескольких лет они не живут.

Iskandar

Продолжим скифо-сарматский ликбез.

Аланское название Феодосии ardabda. Я не знаю, какими спекуляциями Циркассиан будет выводить адыгскость этого слова, но источники переводят нам его – это eptatheos – «семибожный». Авд – на осетинском действительно «семь». Это слово иранское – *hapta c закономерным восточноиранским озвончением интервокальных консонантов.
Ard – это общеиранская *arta (авест. Аша) – крайне важное и довольно специфическое иранское понятие.

Далее. Как будут повергеть сомнению очень с давних пор известное название Пантикапея (будущей Керчи)? (pant- путь, kapa- рыба – эти слова засвидетельствованы в куче иранских)

Принадлежность к ариям. Я уже молчу про аланов, но вот в той же Пантикапее жил человек по имени Ariaramnēs («мир ариев»), тезка очень древнего мало известного грекам персидского царя.

Ariafarnēs «Фарн ариев» И еще куча имен с этим важнейшим и весьма специфическим иранским понятием.

Куда девать топонимы со словом *dānu (осет. don)? Тот же Дон? Днепр, Днестр?

Древнейшее греческое название Черного моря. Aksinos. Ос. æxsin, др.перс. axšaina – «темный»

За уши? (кстати, антропоним Gosakos отражает иранский корень gauš) Тогда что есть лингвистика? Адыгский Будапешт?

Еще раз. Многочисленные местные племена (начиная с сарматов) греки и римляне упорно записывают с –ti, -tae, -tai на конце. Этот показатель множественности засвидетельствован во множестве восточноиранских языков, начиная с Авесты. Это куда девать?

ЗЫ. Отчего меня, сам не пойму, не тянет доказывать славянскость этруссков? ;D Или иранскость пеласгов? И русы из Месопатамии меня почему-то не интересуют.

arzawa

Цитата: Iskandar от апреля 27, 2006, 21:16
"Черкес" - изначально не этнонимический термин (как и "казак")  Кстати, напомните его адыгскую этимологию  ;)

Почему же часть Украины раньше называлась Черкасией? Где-то промелькнуло, что черкасами называли хазар, которых некоторые (Л.Гумилев) считают потомками скифов. Почему, в таком случае, это название стало употребляться применительно к части адыгов? Кстати, действительно читал, что окончание украинских фамилий на -ук, но не на -(н)ко ,свидетельствует об адыгском происхождении.
Please, God - If You can't make me thin, make my friends fat!!

Iskandar

Ну скорее о тюркском. Украинский суффикс -'ук встречается не только в антропонимии.
Черкасы - это синоним слова "козаки". Это термин, легко перешагивающий этнические границы и обозначающий лихих свободолюбивых военнизированых людей.

Осет. cærgæs – «орел», изначально «хищная птица», согдийское crks, авест. kahrkāsa- букв. «куроед».
Хотя, это неоднозначная этимология. Может быть, слово имеет и другое происхождение, то же адыгское. Циркассиан, возможно, приведет его тут, сильно надеюсь, подчерпнув его в академических этимологических адыгейских словарей, а не из бредней очередного будапештского великоадыга.

В любом случае распространение этого термина можно отнести максимум к закату Киевской Руси и никакого отношения к сарматским временам он не имеет.

Что же касается осетин, то принятие дигорцами адыгского этнонима вполне закономерно и от этого совершенно не нужно никуда "деваться". История изоблиует подобными примерами перенятия этнонимов. То же касается и культуры. С кавказцами в культурном отношении смыкаются и кубанские казаки, и особенно терские. Разве это означает, что данные носители славянских диалектов автохтоны?

arzawa

Видите, сколько мнений, и как они меняются со временем. Раньше говорили однозначно, адыгских суффикс. Теперь допускается тюркское происхождение.
Please, God - If You can't make me thin, make my friends fat!!

Таму

Чтобы продолжать дальше этот топик, необходимо определиться: Считаем ли мы скифо-сако-массагето-сарматов,а впоследствии и алан родственными по языку, культуре и происхождению этносами? Вроде бы, на сегодняшний день никто (ни историки, ни лингвисты, ни археологи данного факта не опровергли.) Если мы принимаем данное утверждение, то адыгская версия отпадает сразу, т.к. нет никаких подтверждений тому, что адыги когда-либо кочевали, да ещё и в предгорьях Памира.
Хотано- сакский язык имеет письменность, и никто пока не опроверг иранскую принадлежность этого языка.
Можно упомянуть цитату из Аммиана Марцеллина:
"Все,что по возрасту и полу непригодно для войны, держится около кибиток и занимается мирными делами; а молодёжь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором ходить пешком; все они вследствие разнообразных упражнений являются дельными воинами.
Поэтому-тои персы, по происхождению скифы, очень опытны в военном деле"


А так же процитирую Юстина:
«Язык парфов средний между Скифским и мидийским, помесь того и другого»

Что касается ономастики скифских городов Причерноморья, то здесь я частично соглашусь с братом-черкесом. Там не только могли быть носители "адыгских" имён, но наоборот, было бы странно, если бы потомки синдо-меотов и предки нынешних адыго- черкесов там не проживали. Эти города вроде бы не были закрытыми мононациональными образованиями. Но обилие в именах причерноморских скифов
элементов Farn, Ard, и др. недвусмысленно говорят об "иранстве" этих имён.
Я бы хотел увести топик
в более прикладное русло.
Всем известно, что единственный письменный памятник аланского периода- Зеленчукская могильная надпись, переводилась и с адыгских, и с тюркских, и с нахско- дагестанских, и  с осетинского.
Давайте рассмотрим её, и трезво :) обсудим все версии.
по данной ссылке можно посмотреть и саму надпись, и статью с критикой осетинского и защитой тюркского прочтения текста надписи:
http://s155239215.onlinehome.us/turkic/27_Scythians/ZelenchukAbaev.htm

Her zaman Coca-cola!

Circassian

Iskandar
А с Вами интересно.
ЦитироватьАдыгский для вас не родной или для осетин не родной язык восточноиранской группы?
Адыгский для меня родной условно, т.к. по мужской линии наш клан из убыхов. Народа по родству промежуточного между адыгами и абхазами. Ныне официально не существует. Часть осетин некогда была адыгами, от этой ее части остался этноним ДЫГур и соответственно, родной язык у них был некогда адыгский.
Примеров подобных дигорскому масса. Ярчайший из них современные болгары
Цитировать"Черкес" - изначально не этнонимический термин (как и "казак")  Кстати, напомните его адыгскую этимологию
Глупо упрямиться относительно простых вещей, которые лежат на поверхности. Ладно, т.к. уважаемой Вами "общепринятой" постулатной наукой кавказцы не отнесены ни к каким семьям, кроме своей собственной (неизвестно откуда взявшейся) если древние культуры Кавказа совпадают с культурами окрестных, темне менее, довольно отдаленных регионов (Майкопская, скажем, или такие элеметы как дольмены, курганы вместе с содержимым).
Итак: черКАС, и КАСаг как мы видим имеет один из слогов идентичным.
Обратившись к древним греч. картам мы находим подтверждение, что этноним черкес является адыгским, т.к. одним из этнонимов мы там находим - керКЕТ. (то что греки античности-современности чередуют ТТ=СС думаю для вас не секрет, хотя бы в таких словах как thалатта=thаласса "море").
Так вот КАС, это и есть собственно древнее название абХАЗо-адыгов. Но в адыг. оно произноситься как КЪ1АС (гортанный абруптив), который в самом языке чередуется с 1А (т.е. КЪ1А=1А). Отсюда народ КЪ1АС//КЪАЗ или АС//АЗ.
Топонимика однозначна АЗовское море, КАСпийское море, в конце концов КавКАЗ, АЗия за той стороной Каспия хотя изветсные вам саки, вероятно, тогда уже были ираноязычны .
Чер- "царственный" также как Кер- (в керкеты). Аг//ак в казак/касаг/казах/касог/каски (последний - анатолийский народ родственный хаттам) показатель мн. адыг. -хэ, абх. -куа.
Цитироватьримские авторы не знали о грандиозных претензиях адыгов и записывали это имя как Ambazuk.
Зато они были знакомы с сарматами, язык которых был для них непостижим. Да и потом мб и б в самом адыгском нередко чередуется в разных диалектах. 1эпхъуаМБэ=1эпхъуаБэ (либо къ1эпхъуамбэ в шапсугском) "палец" и проч.
ЦитироватьБуда и Пешт, названия которых имеют славянское происхождение
Можно поподробнее. Что из них крепость, а что из них напротив по-славянски:)
ЦитироватьВ скифы греки записывали кого только не попадя, когда уже скифов-то никаких не существовало
т.е. их карты как источник по вашему не достоверны. Можно на них не обращать внимания, так:).. Зачем тогда ехидничать (выше: На каких-таких древних картах? Может, конечно, великоадыги такую карту и откапают (чего в жизни не бывает, но сомнительно), если вы изначально не доверяете античным картам?...
Цитироватьне знаю, что значит "дзихи", но откуда тогда появилось J?
Когда языги появились на исторической арене (прежде всего в латинских источниках),
Ну все разжевывать. греч. зихи=дзихи, груз. джики, абх. адзыхуа, адыг. абхазов называют адзыгъэ.. первое а перешло в я.. Примеров перехода в разных языках хоть отбавляй.. по-англ. email, а русский скажет емэйл (йэмэйл). т.е. лат. е (э), в кириллице почему то е (йэ). Объясните мне почему, а потом вернемся к язигам.
Цитироватькультура сарматов, абсолютно непохожая на культуру автохтонов Кавказа
Ну, полно Вам.
ЦитироватьБез демагогии обойдемся
аа-а, не получается..
ЦитироватьНаоборот, производным делаете ее Вы. От кочевников сарматов.
А самобытной, да еще связанной с цивилизациями Малой Азии считаю я
А кочевники значит, были рождены волком, и уж никак не могли быть производным от производного цивилизаций Малой Азии, так получается..
Цитироватьнационально озабоченные "истории".
повторяетесь - признак состояния близкого к панике, не пойму почему. Что вы в конце концов, не принимайте близко к сердцу.
Цитироватьскифо-сарматский ликбез
хахаха
Этим не занимался, вплотную, но подозреваю, что все просто как со "славянским Будапештом" = "крепость и поле напротив через речку" без всякой мути.. Кстати Киев, тоже Къиуа глаг. форма "затоплен" Почитайте Костю Багрянородного относительно "Киева".
arzawa
ЦитироватьПочему же часть Украины раньше называлась Черкасией? Где-то промелькнуло, что черкасами называли хазар, которых некоторые (Л.Гумилев) считают потомками скифов. Почему, в таком случае, это название стало употребляться применительно к части адыгов? Кстати, действительно читал, что окончание украинских фамилий на -ук, но не на -(н)ко ,свидетельствует об адыгском происхождении.
Уверен, энергии Икандара хватило бы докопаться до сути, направь он ее в верное русло.. Но он, к сожалению, не озабочен.

Iskandar

Здравствуй, Таму!
Спасибо за добавления, но к сожалению, твой черкеский брат привык не слушать ничьих аргументов либо отвечать на них каким-то детским стёбом или полной невразумительностью.

А из-за Зеленчукской тоже пантюркисты и панадыгисты дерутся? Меня все-таки удивляет, если честно, почему разные пан-ХХХ-исты так рьяно нападают на научные версии, но вот по отношению друг к другу существуют как бы в параллельных мирах. Они уже так поделили всю Землю со всеми древними народами вдоль и поперек, что на удовлетворение претензий всех нужно 10 Земель и во столько же больше народов. Однако сенсациаонные и революционные концепции соседей им абсолютно не мешают, а вот наука - мешает.

Касательно надписи, то если честно, язвительные комментарии господ пантюркситов в каком-то гопническом стиле на принятый перевод оставляют мерзкое впечатление. Ну не тот уровень их разговора, чтоб разговаривать об этих юртах серьезно...

Цитата: "Circassian" от
А с Вами интересно.

А вот с Вами не особо. Наговорено Вами сполна, ценной и содержательной информации кот наплакал...

ЦитироватьНарода по родству промежуточного между адыгами и абхазами. Ныне официально не существует. Часть осетин некогда была адыгами, от этой ее части остался этноним ДЫГур и соответственно, родной язык у них был некогда адыгский.
Примеров подобных дигорскому масса. Ярчайший из них современные болгары

Начнем с того, что болгары - это ровно обратный пример. Пришедшие булгары растворились в славянской среде, ничего, кроме самоназвания, не оставив. Что-то у Вас с логикой...
Говорить, что "у дигорцев был когда-то адыгский язык" некорректно, поскольку образовавшийся после прихода группы аланов дигорский народ - это уже не тот же самый народ, бывший для аланов субстратом. Дигорцы, язык которых архаичнее иронского и ближе к скифо-сарматскому состоянию, - это результат довольно ранней ассимиляции местных кавказцев аланами, которые когда-то были гегемонами Северного Кавказа.

ЦитироватьГлупо упрямиться относительно простых вещей, которые лежат на поверхности. Ладно, т.к. уважаемой Вами "общепринятой" постулатной наукой кавказцы не отнесены ни к каким семьям, кроме своей собственной (неизвестно откуда взявшейся) если древние культуры Кавказа совпадают с культурами окрестных, темне менее, довольно отдаленных регионов (Майкопская, скажем, или такие элеметы как дольмены, курганы вместе с содержимым).

Бред какой-то. Какая-такая "постулатная наука"?
Я еще раз повторяю, Ваша "наука" будет наукой только тогда, когда она будет признана у пантюркистов или панукраинцев. Идите им рассказывайте о своих будапештских и киевских адыгах, чего Вы тут-то всем мозги засоряете?

Кавказские языки относятся к обширной сино-кавказской макросемье, представители которых расселились по Земле много раньше ностратиков.

ЦитироватьТопонимика однозначна АЗовское море, КАСпийское море, в конце концов КавКАЗ, АЗия за той стороной Каспия хотя изветсные вам саки, вероятно, тогда уже были ираноязычны .
Чер- "царственный" также как Кер- (в керкеты). Аг//ак в казак/касаг/казах/касог/каски (последний - анатолийский народ родственный хаттам) показатель мн. адыг. -хэ, абх. -куа.

Всёго по трошку и картопли и горошку.
Тюркское происхождение слова "казак" очевидно, тут даже пантюркисты не нужны.
Пежде чем Вы объясните чередование с/з, отмечу, что вписывать сюда слово "Азия"  абсолютно нелепо в силу исторического бытования и значения этого слова.
Я не буду спрашивать, откуда по-великоадыгской истории, которая в скором времени, очевидно, не оставит на земле места, свободного от себя, взялось -пий в слове Каспий, но опять же Каспий - область распространения восточнокавказских народов, причем здесь адыги?
И так далее.

Единственно достоверной выглядит связь касогов с черкесами. Если только будет объяснена форма чер- вместо (/параллельно?) кар- и уточнено, какой царь имеется в виду.

ЦитироватьЗато они были знакомы с сарматами, язык которых был для них непостижим. Да и потом мб и б в самом адыгском нередко чередуется в разных диалектах. 1эпхъуаМБэ=1эпхъуаБэ (либо къ1эпхъуамбэ в шапсугском) "палец" и проч.

Это вообще-то, о великий лингвист, называется не чередованием, а регулярным соответствием. Впрочем пока регулярности я не видел. Доказательством будет считаться ряд таких соответствий и их регулярность.
(и все-таки мне инетерсно, почему один сарматский вождь был конкретным абазом, а второй - его брат - неопределенным абазом  ;D )

Геродот: язык сарматов - испорченный скифский.
Юстин: Язык парфов средний между Скифским и мидийским, помесь того и другого.

ЦитироватьМожно поподробнее. Что из них крепость, а что из них напротив по-славянски:)

???
Буду объясняют по-разному, но обычно от славянского германизма *buda "строение". Pest - от славянского "печь". В венгерском вообще под 60% лексики славянские. Но еще раз: это изначально разные посления и включение в труд Вашего любимого великоадыга мнимой реконструкции целого названия будапешта говорит о крайне низком уровне образованности автора.

Цитироватьт.е. их карты как источник по вашему не достоверны. Можно на них не обращать внимания, так:).. Зачем тогда ехидничать (выше: На каких-таких древних картах? Может, конечно, великоадыги такую карту и откапают (чего в жизни не бывает, но сомнительно), если вы изначально не доверяете античным картам?...

Это вы так отвечаете на вопрос: есть ли такие дивные карты или их великодыги придумали?
Почему недостоверны? Они отражают географические понятия тогдашних времен. Языги же, пришедшие в меотский район, оказались на меотской территории.

ЦитироватьПримеров перехода в разных языках хоть отбавляй.. по-англ. email, а русский скажет емэйл (йэмэйл). т.е. лат. е (э), в кириллице почему то е (йэ). Объясните мне почему, а потом вернемся к язигам.

Вопросы свидетельствуют о Вашем лингвистическом уровне лучше всего.  ;D
По-русски всего лишь произносят название графемы Е на русский лад. Никаких истинно фонетических процессов здесь нет.

ЦитироватьНу, полно Вам.

С чего вдруг? Культура скифо-сарматов обнаруживает недвусмысленные связи со Средней Азией. По сути существовал степной континиум аж до Тувы и Синцзяна. Как Вы это будете объяснять с позиций великоадыгизма?

Впрочем я уже привел в теме множество исторических и лингвистических аргументов, которые Вы чудно проигнорировали, заводя свою старую песню заново и не слушая доводов оппонента.

Цитироватьаа-а, не получается..

ну вот. уже дразнилки пошли...

ЦитироватьА кочевники значит, были рождены волком, и уж никак не могли быть производным от производного цивилизаций Малой Азии, так получается..

Культурологическая и историческая дыра. Повторять проигнорированных Вами свидетельств я не буду. Все равно слушаете только себя...

Цитироватьповторяетесь - признак состояния близкого к панике, не пойму почему. Что вы в конце концов, не принимайте близко к сердцу.

:donno: Чего Вас так все время волнует эмоциональная сторона? По существу нечего сказать?

ЦитироватьЭтим не занимался, вплотную, но подозреваю, что все просто как со "славянским Будапештом" = "крепость и поле напротив через речку" без всякой мути.. Кстати Киев, тоже Къиуа глаг. форма "затоплен" Почитайте Костю Багрянородного относительно "Киева".

Опять какой-то бред будапешстский...
Почитайте лучше о том, сколько в зоне славянских языков зафиксировано названий от *kyjev-ъ/-o.
И в Киев съездите, по андреевскому спуску пройдетесь, посчитаете сколько воды в Днепр нужно долить, чтобы место основания Киева оказалось затопленным, чтобы не впутывать в это дело легендарный "остров русов", мало похожий на Киев..
Я уж не говорю об отсутствии строгой лингвистической разработки заимствования названия из адыгского. Тут уж недостоверная хорезмийская Kuyawa сто очков форы даст.

Циркасианин! Вы можете крыть науку последними словами и смеяться над ней, но пока что смешными и легковесными выглядят Ваши великоадыгские изыскания, в которых не видно никакого лингвистического анализа, вообще никакого научного метода.

Circassian

Цитироватьчеркеский брат привык не слушать ничьих аргументов либо отвечать на них каким-то детским стёбом или полной невразумительностью.
Извини брателло не все ж такие акадэмики как ты.
ЦитироватьА вот с Вами не особо. Наговорено Вами сполна, ценной и содержательной информации кот наплакал...
Мне это нравиться.. И то что не интересно, и то что все же наплакал.. Только вот, что конкретно он наплакал, можно уточнить? А то я уж думал совсем пойти засамобичеваться.. Так вы меня растоптали.
Цитироватьчего Вы тут-то всем мозги засоряете
Я вашу активность мозговую стимулирую, благодарить надо, а не браниться.
ЦитироватьКавказские языки относятся к обширной сино-кавказской макросемье, представители которых расселились по Земле много раньше ностратиков.
Да, и резко оборвали все свзяи на тыщи км между собой. А не резко, то наверно кто-то на них наседал. Хотя я думаю, что кавказские языки, во всякомслучае абх.-адыгские относятся к ностратической макросемье. И как может быть по-другому, если картвельские туда достоверно отнесены.
ЦитироватьТюркское происхождение слова "казак" очевидно
Где оно очевидно?.. Там где казахи и киргизы??? Так ведь мы тоже касаги, касоги, и черкесы.. Очевидность ровно такая же.
Цитироватьне буду спрашивать, откуда по-великоадыгской истории, которая в скором времени, очевидно, не оставит на земле места, свободного от себя, взялось -пий в слове Каспий, но опять же Каспий - область распространения восточнокавказских народов, причем здесь адыги?
Еще в 16 веке адыги (черкесы) проживали у берегов Каспия, в 18 веке там (на побережье) оставалось оставалось 2 кабардинских селения. Если не верите почитайте В.К.Гарданова (осетин, если что) «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов 13-19 вв.»
Название свое море получило по одноименному этнониму народа жившего по его побережью Каспианы.. Я не знаю знакомо ли вам абх.-абазинское окончание –ипа, -ба (Инал-ипа, Ардзинба) со смыслом «сын» или нет. Кас-ипа «сын(ы) кас(ог)ов».
В качестве зацепки могу выдвинуть идею, что вайнахи находят гораздо больше лингво соответствий с абазо-абхазами нежели с адыгами. Это в то время когда сами адыги во многом сидят на протоабхазских слоях.
Цитироватьи все-таки мне инетерсно, почему один сарматский вождь был конкретным абазом, а второй - его брат - неопределенным абазом
Не знаю, но могу с точностью предположить что «неравноплечего», или какого другого «юродивого» они бы себе вождем не избрали.
ЦитироватьБуду объясняют по-разному, но обычно от славянского германизма *buda "строение". Pest - от славянского "печь". В венгерском вообще под 60% лексики славянские. Но еще раз: это изначально разные посления и включение в труд Вашего любимого великоадыга мнимой реконструкции целого названия будапешта говорит о крайне низком уровне образованности автора.
Очень убедительно. Особенно на фоне вышеописанного мной. Оказывается Будапешт – это вовсе не крепость с полем напротив, а строение (шалаш, или будка) и напротив печь русская. Нормальная этимология. А че?
ЦитироватьЯзыги же, пришедшие в меотский район, оказались на меотской территории
Язиги – это то же что современное адыги
ЦитироватьПо-русски всего лишь произносят название графемы Е на русский лад
Ну, и там адыгскую фонему на другой лад записали, что же непонятного-то?..
ЦитироватьКультура скифо-сарматов обнаруживает недвусмысленные связи со Средней Азией. По сути существовал степной континиум аж до Тувы и Синцзяна. Как Вы это будете объяснять с позиций великоадыгизма
Да очень просто. Все что в «культуре скифо-сарматов обнаруживает недвусмысленные связи со Средней Азией».. идентично с тем, что с этой же самой Средней Азией обнаруживает современные и не совсем  абх.-адыгство. Приведите мне хоть что-то что сближает их и этого нет в абх.-адыгкой культуре? Кочевничество? Так ведь язиги-меоты жили на Дону, в украинской Черкассии, в бассейне реки Псел и проч. Название Кабарда пришло на Кавказ с Севера. т.е. кочевой образ жизни на определенной территории не был чужд адыгам.
Цитироватьмножество исторических и лингвистических аргументов, которые Вы чудно проигнорировали
Ну, почему же «шалаш с печкой напротив» от которых пошел Будапешт я не проигнорировал.
Цитироватьну вот. уже дразнилки пошли...
какой привет такой ответ.. не обижайся, на мой «детский стёб», это ж интернет.
Цитироватьпо существу нечего сказать?
Так я же и говорю, не все то золото что блестит.. Если сейчас тюрок много а абх.-адыгов нет – это не значит, что такое положение вещей было всегда.
Цитироватьвеликоадыгские изыскания, в которых не видно никакого лингвистического анализа, вообще никакого научного метода
Может и так, но, по сути, направление верное. Ведь ничего вы против конкретно не высказали. Просто игра в цеплялки за слова. Типа я вот такой ученый кот, а ты ничего не смыслишь, поэтому должен молчать. Не катит аргумент. Если утверждается, что «касог» и «черкес» – это тюркские этнонимы (или даже не этнонимы а погоняла какие-то), а «язиг» ираноязычное тогда бы неплохо дать внятное объяснение почему адыгов так называт все соседние народы и сами они себя так называют, объяснить неучам что к чему. Или скажем этимологизировать топонимы Карпаты, и Къарбатай (кабардинцы) ну этим уверен проше будет. Откуда пошло название Азия, и почему?.. Вообще у меня много вопросов. Почему скифы сами себя называли сколотами?.. Объяснение есть?. Научите уму разуму.

Кассивелан

А сколотами ли?
По-моему, сколотами их окрестил Геродот.  8-)
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – ᚴ ᛅ ᚱ ᚦ ᛅ ᚱ ᛁ ᚴ ᛁ ⋮

alsarm

Цитата:
Писал Circcssian
АМАЗоН - это есть соврем. АБАЗиН
САРМАТ - КАРПАТ - КАБАРД, которое в дпрочих диалектах адыгского произносится как и должно быть КАРБАТ, с корнем МАТ=МЕОТ. Где КАР-"царственный"
Не там ищете господа.
Цитата:


Из книги  Ю.С. Гаглоити.  Аланы и вопросы этногенеза осетин.

.......У кабардинцев до сих пор сохраняется известная поговорка: « Ты не черт и не шармат, откуда же ты взялся?», ясно свидетельствующая об этническом  различии предков адыгов и сарматских племен. С другой стороны, в языках вейнахской группы, на которых говорят чеченцы и ингуши до настоящего времени бытует слово «циарьмат», означающее «страшный», «косматый», «чужой человек». С эти словом, как известно, слпставляется грузинское слово цармартни, множ.    число  от цармарти-язычник. В.Б. Виноградов, правильно указывая на родственность слов циарьмат и шармат этническому названию «сармат», отмечая, что в значении этих слов у вейнахских и кабардинских народов отразилось прямое указание « на резко отрицательное отношение их предков к этим пришлым «сарматам», чуждым этнической среде горцев»

Вот так Киркасян.....

alsarm

Цитата:
Писала Haidamaka
Вот, только одна неувязочка. Сарматы по описанию современников и по даным раскопок были високими, светловолосими людьми. Но что-то не кабардины, не другиэ жители Кавказа не очень то соответствуют этому описанию
Цитата:

Этнический облик народа, его принадлежность к той или иной этнической общности определяется такими элементами, как язык, культура, и антропологический тип. При этом последний является  наименее  определяющим, ибо почти каждый народ является продуктом смешения разных расовых ( антропологических групп ) ....


Если уж говорить об антропологическом типе то думаю его надо определять не только цветом волос и ростом, а  также высотой  черепа, высотой  и шириной  лица

Археологические данные в осколке некогда обширной территории сарматов Осетии позволяют проследить изменение антропологического типа осетин, сближение его с кавказским ...

Осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста: мужчины достигают 5 футов 2-4 дюймов. Осетины не толстые но жилистые и широкие, в особенности женщины. Они отличаются от своих соседей преимущественно чертами лица, цветом волос и глаз, которые напоминают европейцев. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы; черные волосы не встречаются почти никогда. Они здоровые люди и имеют большое потомство.
Ю. Клапорт 1807-1808 г.

Но время стирает видимые различия между осетинами и другими кавказскими народами и ничего в этом удивительного нет ..

Гайдамака вы вероятно привели характерные черты внешности скифов намекая на некоторое сходство скифов и славян.....я конечно не специалист, но представляется мне что славяне имели несколько другое строение черепа, а этот признак наверное является определяющим ...а кроме того Яссы русских летописей, позволяют нам  видеть в них( Яссах) чуждое  славянам   этническое образование

alsarm

Еще из книги Ю. С. Гаглойти

....На основании относительной многочисленности осетин и отсутствие упоминание имени осетин в трудах историков Византийской империи, Потоцкий пришел к заключению, что в средневековье осетины должны были быть известны под каким то другим именем.....

....Наряду с этим, он писал, что осетины не всегда обитали на Кавказе, постепенно продвинувшись в этот район  с берегов Дона. В этой связи Потоцкий приводит сообщения Диодора Сицилийского о том, что «скифы (саки-сколоты ) имели в Сарматии колонию мидян» и что еще Плиний встречал на берегах Танаиса потомков этих мидийцев Сарматии, а Птолемей встречал там же народ, который он называл осилами.


Исходя из вышеприведенных сведений, Потоцкий  заключал, что осетины говорят на  «мидийском диалекте». Само название осетин  Ир (ирон ) и название страны он сопоставляет с названием мидян, приводя в качестве одного из аргументов сообщение Геродота о том, что «в старину мидяне назывались  арианами ...

alsarm

Еще одно сообщение об аланах ( скифах , сарматах)

Много споров в свое было об этнической принадлежности горного племени двалов, занимавшего область Двалети в верховьях р. Лиахви и Ардона. Сейчас этот вопрос трудно рассматривать без учета исследований армянского ученого академика  С.Т. Еремяна. Имеем в виду новый перевод и реконструкцию 2 главы «Армянской географии»   7 века, посвященной народам Северного Кавказа. Следует подчеркнуть, что «Армянской географии» пользуется высоким авторитетом в науке, как один из наиболее подробных и достоверных источников.    В нем согласно С.Т. Еремяну, появился очень важный этноним «овсуры» : «в тех же (кавказских) горах, после народа Ардоз проживают племена Рачаг, (Пиндж), Двелов, (Хонов), Цхунов, Овсуров, Царнаров, у которых аланские ворота и другие ворота»....( Армянский источник об аланах. Вып. 2. Сост. Сборника  Р.А. Габриелян. Ереван, 1985. С. 17.) Упоминание овсуров рядом с царнарами, жившими на южной стороне военно грузинской дороги, и рачинцами (Рачан) позволило С.Т. Еремяну поместить овсуров в ущелье Большой лиахвы ( Армения по «Ашхарацуйцу» Армянской географии 7 века. Опыт реконструкции. Автор карты С.Т. Еремян, 1961).
В названии овсуров этнический корень «овс» не вызыват сомнений и указывает на осетин, а грузинский суффикс «ури»  показывает, что  это название в «Армянскую географию» попало от грузин. Следовательно, в 7 в. Последние уже хорошо знали алан- осетин,  которые к этому времени освоили верховья р. Б. Лиахви  и вряд ли были незначительным этническим вкраплением- иначе они бы не попали в источник. Таким образом, если мы признаем авторитет  «Армянской географии», то должны признать и то, что в 7 веке алано – овское население в ущелье Б. Лиахви уже присутствовало... По данным «Армянской географии» в 7 веке здесь уже находится этническая группа овсуров, в которой можно видеть только алано-овсов. Следовательно эта чась Южной Осетии была освоена осетинами ( хотя характер протекающих здесь этнических процессов не ясен ) уже к 7 веку ...

В. Кузнецов

Какой народ до сегодняшнего дня живет на этих территориях ???
Это осетины Южной Осетии ...

ali

"Прорываясь через горные узщелья в Закавказье и далее к югу, кочевники производили страшное опустошение целых облостей и борьба с ними требовала мобилизации вооружонных сил всего Ирана. Поэтому иранские шахиншахи стремились надежно укрепить кавказские проходы мощными фортифицированными сооружениями с хорошо вооружонными и надежными гарнизонами. В защите кавказских проходов в ровной степени была заинтерисована и Византия. Эта заинтерисованность выразилась в том, что византийские императоры в некоторых случаях брали на себя част расодов, связанных с содержанием иранского гарнизона в Дарьалском ущелье (Пигулевская Н. Сирийские источники по истории народов СССР. М.-Л.,1941 С.67).
В районе Дербента иранские шахи велели проложить вначале земляные валы. При Йезигерде 2 (438-457) здесь было начато строительство мощного оборонительного комплекса. В первой половине 6 века н.э. здесь восдвигаются стены из огромных каменных блоков. При строительстве крепостей такие блоки просверливались, а сами отверстия заливались свинцом (История Азербайджана. Т.1. Баку 1958. С.82). Тем не менее дербентсих укреплений было не достаточно, чтобы надёжно закрыть границу для кочевых орд с Северного Кавказа. С этой целью был построен целый комплекс крепостей, рвов и каменнных стен на севере Агвании.
Для закрепления своих позиций в Агвании иранские шахи помимо размещения гарнизинонов прибегнули ещо к одной мере- поселению колонистов. Так, здесь появились ираноязычные таты(как и осетины-мое замечание), которые до сих пор живут как в Азербайджане, так и в Дагестане. Кроме того, сасанидские шахи проводили набор всадников в Закавказье, которые затем отпровлялись в далекие восточные и закаспийские гарнизоны. Большынство отправленных туда воинов обратно не возвращались.(тамже)
Комментарий -Должно быть предков осетин переселили с Памирских гор, где сегодня живут таджики, им должно было быть легко приспосабиться к горным районам кавказа, вероятно поэтому у осетин язык так близок к таджикскому. "
"Хваленная Грузия и славная Кабарда не достойны изумительных народных обычаев Карачая." - А. Дюма - французский писатель.
«Подвергните контролю 50 наиболее богатых еврейских финансистов, которые творят войну ради собственных прибылей, и войны будут упраздены" - Генри Форд. Газета "Ныо-Йорк Таймс" от 8 марта 1925 года.

alsarm

Прежде чем делать такие утверждения обнажая свою глупость лучше бы узнали на сколько близок осетинский язык к таджикскому или  иранскому ....

Думаю на этом форуме найдутся люди, которые прочтут вам лекцию об осетинском языке ....

А я вам лишь скажу, что первое упоминание овсов ( осов) в грузинских источниках относится к эпохе известного скифского вторжения в Закавказье  в 7 веке до н.э. Картлис Цховебра связывает появление овсов ( осетин) на северном Кавказе с оседанием в центральной части Предкавказья какой-то части скифов ....


так что ваши теории о появлении предков осетин в Закавказье  с юга да еще в 6 веке н.э. не выдерживают никакой критики....

alsarm

Осетины пришли с севера на Кавказ и никаких сомнений в этом быть не может, конечно тюрки ( наверное не все ) желают доказать, что это осколок персов каким то чудом оказавшийся на Кавказе ....
Сразу хочу заметить я не специалист  в вопросах на которые мы здесь все ищем ответы
Вот Али пытается убедить, что осетины пришли с юга делая свои смелые замечания...

Цитата:
Для закрепления своих позиций в Агвании иранские шахи помимо размещения гарнизинонов прибегнули ещо к одной мере- поселению колонистов. Так, здесь появились ираноязычные таты(как и осетины-мое замечание), которые до сих пор живут как в Азербайджане, так и в Дагестане.
Цитата:

так как я не настолько осведомлен в этих вопросах, но все же приведу некоторые сообщения анализировать которые я думаю мы будем все вместе


Прежде всего начнем думаю с того, что поставим вопрос действительно ли осетины пришли с юга как утверждают некоторые «великие» историки ....

Тогда сразу вопрос а как же название реки Дон, осилы жившие возле этой реки, в конце концов как же саки-сколоты ....кто  они такие .....

На эти вопросы тюрки оппоненты (Точнее какие там оппоненты уже был вынесен вердикт аланы-осетины и пока нет ничего что могло бы его поколебать ..)  дают не полный ответ,  ну вот мне приходилось слышать, что название реки Дон они возводят к какому-то тюрксому названию реки Тан оставляя без внимания сообщения Диодора-Сицилийского и Плиния  еще бы а что они скажут, хотя может быть я и тороплюсь подождем

alsarm

Теперь о названии рек с основанием Дон
Ю.С. Гаглоити.  Аланы и вопросы этногенеза осетин

.......В связи с тем заслуживает внимания и локализация Птолемеем части роксолан  в северных предгорьях Кавказа (120) и, в особенности упоминание им реки Алонта, которая отождествляется с современным Тереком ( V, 8,12). Эта же река в армянских источниках значится под названием Аландон(121), т.е. аланская река ( дон по-осетински «река», «вода»). В названии реки Алонта легко распознается имя алан, причем близкое к осетинскому термину аллон, снабженному к тому же осетинским показателем множественности числа та (122).
Термин Алонта, соименный названию народа, естественно не мог появится, если бы на берегах реки не было самого народа, по имени которого она и получила свое название. Интересно отметить также, что между рекой Алонта  и Ра ( Волгой ) Птолемей помещает реку Удон (V, 8,12 ), отождествляемую с Кумой, в основе которой легло распознается осетинское название реки- «дон», столь часто в осетинских названиях рек  (ср. Ардон, Гизельдон и т.д.).......

120 Altheim. Sumplementum  Aramaicum.  Baden-Baden, 1957, S. 87.
121 К. Пантаконов. Из нового списка Географии, приписываемой Моисею Хоренскому. ЖМНП, март, 1883, стр. 30. A. Soukry. Geographie de Moise de Corene    d apres  Ptolemee. Venise, 1881. p.34.
122  В. И. Абаев. Осетинский язык и фольклор, 1, стр. 24.

Теперь целесообразно рассмотреть объяснение  название реки Дон, даваемые тюрками
Мне приходилось встречать такие
Цитата:
большие реки-это в том числе Дон? его ведь и с тюркского этимологизируют(тан)
Цитата:

1.И сразу же возникают вопросы сколько рек протекающих через земли на которых живут тюркские народы имеют основание дон....

Посмотрел в атласе и не нашел ни одной реки  протекающей через территории на которых сегодня живут тюрки, реки с основанием дон...
На карте же северной Осетии помимо названых рек можно увидеть
Фиагдон,  Урсдон ...

2. Если дон есть тюркское  название почему они же( тюрки),  изменяют название реки Удон
Кума - значит песок(тюрк.)     ( Этот  перевод мне дали  карачаевцы )
Аландон или Алонта на
Терек -от слова "Терк"-быстрый     ( и этот тоже ))))

так вот теперь каждый может сделать вывод если бы Удон или  Аландон, были тюркские названия зачем они изменяют их на Кума  и Терек ....
И почему нет рек протекающих через территорию тюрок с основанием дон, в то время как в Северной Осетии почти все реки имеют такое основание .....

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр