Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Казань

Автор Iskandar, мая 1, 2009, 22:32

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

VFKH

Цитата: Kamil от апреля 13, 2021, 13:57
Наука - это не религия, и не вещь по созвучию.
Ну наконец-то мы это узнали.  ;D Спасибо.

VFKH

Цитата: Kamil от апреля 13, 2021, 13:57
Вам привели множество фактов - опровергайте своими контрдоводами.
Уже

Kamil

Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 13:44
Литературный татарский во многом является наследником литературного старотатарского (поволжского тюрки), который формировался под влиянием людей знающих кроме тюрки еще и фарси с арабским (особенно арабским).
Вообще фраза ни о чем. В чем во многом? Примеры где? В морфологии наследник? В лексике? К чему пустые, не подкрепленные фактическим материалом утверждения?

Kamil

Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 13:59
Это был сногсшибательный контраргумент. :E:
Контр- к чему? Я не видел никаких ваших аргументов, оппонировать нечему.

Kamil

Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 11:56
Арабо-персизмы в татарском, в частности, и в тюркских в целом, относятся к очень разным временам, от недавних до очень давних. И их в них на на порядок больше, чем в чувашском.
Вот типичный пример вашей, такскать, аргументации. Ничем не подкрепленное утверждение. Но мы тут не в церкви, на слово не верим. Отвечу вам в вашем же штиле: в чувашском языке на 1 685 арабо-фарсизмов больше, чем в татарском.

VFKH

Цитата: Kamil от апреля 13, 2021, 14:13
Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 13:44
Литературный татарский во многом является наследником литературного старотатарского (поволжского тюрки), который формировался под влиянием людей знающих кроме тюрки еще и фарси с арабским (особенно арабским).
Вообще фраза ни о чем. В чем во многом? Примеры где? В морфологии наследник? В лексике? К чему пустые, не подкрепленные фактическим материалом утверждения?
В лексике, естественно. И в орфографии, частично. Ну зачем мне, так сказать, водить вас носом по всему татарскому языку и арабизмам в нём? Только потому, что вы заметили гайн во многих татарских арабизмах и это вас немедленно навело на мысль, что тысячи арабизмов в татарском заимствованы буквально вчера? Здрасте! Можно подумать вы тут провели глубокое и объёмное исследование арабизмов в татарском...

Kamil

Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 14:27
И в орфографии...
Что это?
Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 14:27
Ну зачем мне, так сказать, водить вас носом по всему татарскому языку и арабизмам в нём?
Я настаиваю  ;D

VFKH

Цитата: Kamil от апреля 13, 2021, 14:25
Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 11:56
Арабо-персизмы в татарском, в частности, и в тюркских в целом, относятся к очень разным временам, от недавних до очень давних. И их в них на на порядок больше, чем в чувашском.
Вот типичный пример вашей, такскать, аргументации. Ничем не подкрепленное утверждение. Но мы тут не в церкви, на слово не верим. Отвечу вам в вашем же штиле: в чувашском языке на 1 685 арабо-фарсизмов больше, чем в татарском.
Ну, есть словарь арабо-персидских заимствований в татарском, если никогда не слышали. Есть различные документы разного времени на старотатарском. В древнетюркских памятниках есть, в кипчакских памятниках. Они везде есть и давно. Ну, разве что нет в орхонских, может быть  :donno: Вам самим это пора давно знать, а не надеяться на "недавние арабизмы". Другое дело, что недавние тоже есть, но это уже другой разговор.

Kamil

Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 14:27
... вас немедленно навело на мысль, что тысячи арабизмов в татарском заимствованы буквально вчера?
Именно так, вчера. Пусть контрольным идиомом будет говор любых кряшен. Покажите мне тысячи арабизмов в любом из них.

Kamil

Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 14:38
Ну, есть словарь арабо-персидских заимствований в татарском, если никогда не слышали.
Есть у меня их. Приведите списочек общеупотребительных арабизмов, входящих в состав базовой лексики татарского языка. Если наскребете 50 штук, я очень удивлюсь.

VFKH

Цитата: Kamil от апреля 13, 2021, 14:41
Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 14:27
... вас немедленно навело на мысль, что тысячи арабизмов в татарском заимствованы буквально вчера?
Именно так, вчера. Пусть контрольным идиомом будет говор любых кряшен. Покажите мне тысячи арабизмов в любом из них.
Говор? Как говор, отличающийся несколькими отличающимися словами, фонемами (или чем-то еще) от основного языка, может быть контрольным по отношению к языку в целом? Кряшены или носители любых других говоров говорят на том же языке и арабизмы у них +/- те же самые.

Kamil

Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 14:52
Кряшены или носители любых других говоров говорят на том же языке и арабизмы у них +/- те же самые.
Тогда огласите список из 50 общетатарских широкоупотребительных арабизмов. Стало очень любопытно.

Горец От

Цитата: Kamil от апреля 13, 2021, 10:17
Цитата: Горец От от апреля 13, 2021, 08:04
джух-лицо джабаргъа-закрыть и тд. откуда?? :what:
Может, джюз? Если оно, то это свое. джабаргъа - тоже свое, общетюркское.
джух это точно джух, арабизм, а вот по поводу джабаргъа сам не раз слышал в речи арабов ихнее джаб(заткнись)

Билмейме деген - бир сёз, билеме деген минг сёз.

Agabazar

Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 12:45
Цитата: Agabazar от апреля 13, 2021, 12:32
Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 12:22
Цитата: Kamil от апреля 13, 2021, 12:10
Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 11:59
Жендосо для меня тот еще "лингвистический авторитет"  ;D , могли бы и не утруждаться цитируя его.
Опять общие слова. Опровергайте этого Жендосу фактами. Покажите нам татаризмы, проникшие в марийские хотя бы одновременно с чувашизмами. Ну, чтобы татарский с переходил в марийский ш, татарский о - в горномарийский а и т.д. и т.п.
Какие вам еще опровержения, если вы приводите просто его утверждения, а не какие-либо выкладки, которые можно было бы рассматривать.

Поезжайте по этой ветке назад до конца, до самого истока, и разберитесь, что там и к чему, кто чего сказал.  :smoke:
Ну, идите разберитесь, потом придете.
Зачем?
Вопросы же имеются  у вас. У меня их нет. Мне всё ясно.

VFKH

Цитата: Kamil от апреля 13, 2021, 14:54
Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 14:52
Кряшены или носители любых других говоров говорят на том же языке и арабизмы у них +/- те же самые.
Тогда огласите список из 50 общетатарских широкоупотребительных арабизмов. Стало очень любопытно.
Для удовлетворения любопытства существуют десятки татарских словарей.

VFKH

Цитата: Agabazar от апреля 13, 2021, 15:00
Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 12:45
Цитата: Agabazar от апреля 13, 2021, 12:32
Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 12:22
Цитата: Kamil от апреля 13, 2021, 12:10
Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 11:59
Жендосо для меня тот еще "лингвистический авторитет"  ;D , могли бы и не утруждаться цитируя его.
Опять общие слова. Опровергайте этого Жендосу фактами. Покажите нам татаризмы, проникшие в марийские хотя бы одновременно с чувашизмами. Ну, чтобы татарский с переходил в марийский ш, татарский о - в горномарийский а и т.д. и т.п.
Какие вам еще опровержения, если вы приводите просто его утверждения, а не какие-либо выкладки, которые можно было бы рассматривать.

Поезжайте по этой ветке назад до конца, до самого истока, и разберитесь, что там и к чему, кто чего сказал.  :smoke:
Ну, идите разберитесь, потом придете.
Зачем?
Вопросы же имеются  у вас. У меня их нет. Мне всё ясно.
У меня не было вопросов, это вы захотели каких-то опровержений непонятно к чему.

VFKH

Причем, опровержений к чужому утверждению.  ;D Своей головой надо думать, а не жендосовским.

Agabazar

Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 12:41
Цитата: Agabazar от апреля 13, 2021, 12:23
Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 12:17
Цитата: Agabazar от апреля  9, 2021, 11:26
А ведь Курбский  не единичный случай, просто это наиболее красноречивый пример. Относительно жителей междуречья Суры и Свияги в источниках  применяют термин  «чуваш» начиная с 1521 года и среди них Сигизмунд Герберштейн.

Да вот только в отличие от прочих случаев, в писцовых книгах мы имеем не обзор языков (народов), а социальный обзор групп населения. Для русского языка 17-18-19 веков вообще характерно придание энонимам социальных значений, особенно в Поволжье, таковых целый список: чюваш, латыш, татарин, башкир, мещеряк, казак...
Где, в каком месте  Писцовых, Дозорных, Переписных книг и в других  источников их авторы прямо так и говорят, что они рассматривают исключительно социальные страты без всякого их отношения к этносам?
Характер этих книг - статистический. И подсчитывали явно не этнический состав. Прилагательные "ясачный" и "служилый", предшествующие терминам "чюваша" и татарин" указывают именно на социальный характер этих терминов в этих статистических документах. Нет никаких объективных причин всеръез думать, что в Казанском ханстве крестьянами были одни чуваши, а помещиками одни татары. В татарском языке собственная сельскохозяйственная терминология, причем заимствованная во многие местные языки.
Писцы того времени никакого слова «статистика» слыхом не слыхали. Писали или подсчитывали то, что писали и подсчитывали.
Искать и видеть в них какой -то защифрованный  секрет или намёк нет никаких оснований.  Надо видеть то, что видиться.
А если есть иные  основания — укажите на них.

Причём тут «ясачный» или «служилый»? Нас ведь интерсует не это.  Во главе угла у нас «чюваша».  И этот термин, вообще говоря, относится даже не к Казанскому ханству, а к эпохе сразу после Казанского ханства.

Если в постханскую эпоху «чюваша»,  то в предвдущую эпоху — тем более.  Ведь исторический  процесс  «там»  шёл от чюваша к татарам, а не наоборот. Впрочем, может быть и наоборот, пока не было царских властей.

VFKH

Цитата: Agabazar от апреля 13, 2021, 15:14
Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 12:41
Цитата: Agabazar от апреля 13, 2021, 12:23
Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 12:17
Цитата: Agabazar от апреля  9, 2021, 11:26
А ведь Курбский  не единичный случай, просто это наиболее красноречивый пример. Относительно жителей междуречья Суры и Свияги в источниках  применяют термин  «чуваш» начиная с 1521 года и среди них Сигизмунд Герберштейн.

Да вот только в отличие от прочих случаев, в писцовых книгах мы имеем не обзор языков (народов), а социальный обзор групп населения. Для русского языка 17-18-19 веков вообще характерно придание энонимам социальных значений, особенно в Поволжье, таковых целый список: чюваш, латыш, татарин, башкир, мещеряк, казак...
Где, в каком месте  Писцовых, Дозорных, Переписных книг и в других  источников их авторы прямо так и говорят, что они рассматривают исключительно социальные страты без всякого их отношения к этносам?
Характер этих книг - статистический. И подсчитывали явно не этнический состав. Прилагательные "ясачный" и "служилый", предшествующие терминам "чюваша" и татарин" указывают именно на социальный характер этих терминов в этих статистических документах. Нет никаких объективных причин всеръез думать, что в Казанском ханстве крестьянами были одни чуваши, а помещиками одни татары. В татарском языке собственная сельскохозяйственная терминология, причем заимствованная во многие местные языки.
Писцы того времени никакого слова «статистика» слыхом не слыхали. Писали или подсчитывали то, что писали и подсчитывали.
Искать и видеть в них какой -то защифрованный  секрет или намёк нет никаких оснований.  Надо видеть то, что видиться.
А если есть иные  основания — укажите на них.

Причём тут «ясачный» или «служилый»? Нас ведь интерсует не это.  Во главе угла у нас «чюваша».  И этот термин, вообще говоря, относится даже не к Казанскому ханству, а к эпохе сразу после Казанского ханства.

Если в постханскую эпоху «чюваша»,  то в предвдущую эпоху — тем более.  Ведь исторический  процесс  «там»  шёл от чюваша к татарам, а не наоборот.
Еще бы, конечно у вас во главе угла "чюваша"...  ;D

Agabazar

Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 15:09
Причем, опровержений к чужому утверждению.  ;D Своей головой надо думать, а не жендосовским.
Вот, бывает же!  :D

Если бы вы поехали по ветке назад, то узнали бы, что там, в конечном итоге, никакой «головы Жендосо» нет.  :D
А есть  «голова» В. Д. Димитриева и вашего покорного слуги. Жендосо просто соглашается с ними, с этими «головами»  :D

VFKH

Цитата: Agabazar от апреля 13, 2021, 15:14
Ведь исторический  процесс  «там»  шёл от чюваша к татарам, а не наоборот.
От каких таких "чюваша"? Во времена ханства перечислются татары (на первом месте), далее черемисы, чуваши, мордва и прочие. И только к моменту завоевания Казани в связи с явными союзническими отношениями Москвы и чювашей на первый план в русских источниках выходят "чуваши", а до ханства в русских источниках вообще не было никаких "чувашей" были болгары и татары.

VFKH

Цитата: Agabazar от апреля 13, 2021, 15:20
Цитата: VFKH от апреля 13, 2021, 15:09
Причем, опровержений к чужому утверждению.  ;D Своей головой надо думать, а не жендосовским.
Вот, бывает же!  :D

Если бы вы поехали по ветке назад, то узнали бы, что там, в конечном итоге, никакой «головы Жендосо» нет.  :D
А есть  «голова» В. Д. Димитриева и вашего покорного слуги. Жендосо просто соглашается с ними, с этими «головами»  :D
Ухохочешься  ;D

VFKH

Кстати, интересно, когда черемисы в русских источниках впервые упоминаются?

Agabazar

Цитата: VFKH от апреля  8, 2021, 01:36
Кстати, о "дорогах" из русских писцовых:

ЦитироватьЕсли сомнительно использование термина «дорога» для обозначения административно-территориальной единицы уезда «после казанского взятья», то еще более сомнительно наличие термина «даруга» для обозначения таковой в предыдущую эпоху. Последний термин также не встречается в документах, а введен в оборот Д.А.Корсаковым в 1908 году, и устойчиво закрепился в местной историографии. В ярлыках же ханов Ибрагима и Сахиб-Гирея провинции Казанского ханства обозначались иначе - терминами «вилайет» и «ил». Да и Галич Мерьский, давший имя одной из наших дорог, расположен в центре далекой Костромской области и известен еще с дозолотоордынского времени.
Ярлык Ибрагима
Ярлык Сахиб-Гирея

Нет там никаких вилайетов и илов.

Более того, для последнего ярлыка, в четвёртое строке, некое место расшифровывается именно как «даруга».

В. Д. Димитриев пишет так:
ЦитироватьОпираясь на всю совокупность сохранившихся документов, Р.Ф. Галлямову удалось восстановить правильную картину территорий даруг ханства с их точными названиями. Большую работу он провел по выяснению по документам названной территории чувашских даруг. Автор приходит к выводу, что в ханстве имелись даруги (административно-фискальные округа): Алатская, Арская, Галицкая, Чувашская Верхняя, Чувашская Средняя, Чувашская Нижняя, Ногайская. Автор правильно указывает, что в Казанском уезде России даруги назвали дорогами и стали увязывать их названия с проложенными транспортными дорогами. В ханстве Ногайская даруга не занимала левобережья Нижней Камы, а располагалась вдоль правобережья Нижней Камы, а с конца XVI в., когда стали осваивать дикое поле, расширилась и на левобережье. Галицкая даруга не выходила на правобережье Волги. Административной Крымской даруги в ханстве не было, в XVI—XVII вв. была транспортная Крымская (Алатырская) дорога51
Правобережная часть, по видимому, называлась просто Горной Стороной.

VFKH

Цитата: Agabazar от апреля 13, 2021, 15:40
Нет там никаких вилайетов и илов.
Письмо Ибрагима: ..ил агалары...
А вилаять, значит, в каких-то других ярлыках или документах. Было еще в ходу слову улус.

Цитата: Agabazar от апреля 13, 2021, 15:40Более того, для последнего ярлыка, в четвёртое строке, некое место расшифровывается именно как «даруга».
В квадратных кавычках.


Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр