Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Казань

Автор Iskandar, мая 1, 2009, 22:32

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Agabazar

Цитата: Kamil от марта 17, 2021, 14:16
Не совсем  понимаю, о чем речь. В козловско-урмарских говорах первосложная гласная может быть вообще сверхкраткой, н-р трот "стоит", кçол "в этом году", прçо "горох",кмоко "печка".
Пусть так. Но в чём тогда губная гармония?

В первом слоге огубление хоть какое-то наверное имеется. Но по направлению к концу слова оно усиливается.

Нефритовый Заяц

Цитата: Agabazar от марта 17, 2021, 13:08
Я от себя ничего не   не добавляю. Просто выражаю недоумение по поводу того, что  второй и третий слоги огубляются,  а первый почему то нет.
А я о том, что и по узкому гласному, и по широкому огубленный сингармонизм осуществляется.

Kamil

Цитата: Нефритовый Заяц от марта 17, 2021, 14:35
Цитата: Agabazar от марта 17, 2021, 13:08
Я от себя ничего не   не добавляю. Просто выражаю недоумение по поводу того, что  второй и третий слоги огубляются,  а первый почему то нет.
А я о том, что и по узкому гласному, и по широкому огубленный сингармонизм осуществляется.
По узкому тоже по говорам надо смотреть. Это тоже мало где у чувашей есть. И уже все реже встречается.

Kamil

Цитата: Agabazar от марта 17, 2021, 14:20
В первом слоге огубление хоть какое-то наверное имеется. Но по направлению к концу слова оно усиливается.
Да, вы правы, имеется.

Agabazar

Цитата: Нефритовый Заяц от марта 17, 2021, 14:35
Цитата: Agabazar от марта 17, 2021, 13:08
Я от себя ничего не   не добавляю. Просто выражаю недоумение по поводу того, что  второй и третий слоги огубляются,  а первый почему то нет.
А я о том, что и по узкому гласному, и по широкому огубленный сингармонизм осуществляется.
И я о том же. Но задаёт «настроение» первый слог. Мне так кажется. Последующе слоги подхватывают это «настроение» и даже усиливают.

Agabazar

Ашмарин Н.И. Чăваш сăмахĕсен кĕнеки. VIII т. Шупашкар, 1935. 228 с. (сам Н. И. Ашмарин умер, как мы уже сказали ещё в 1933 году)

Пыраттăм-пыраттăм пĕр çулпа –
Кĕмĕл кусар тĕл пултăм.
Хусан варне пырса тухрăм.
Кĕмĕл кусар çутипе
Хусан варринче хура юпа,
Мĕн ырлăхĕпе лартнă-ши?
(Шёл-шёл я одной дорогой – / Серебряный косарь я нашел. / Серебряного
косаря светом / До центра Казани добрался. / В центре Казани
– черный столб, / По какой же причине он поставлен?)

Можно ли считать это «подлогом»? Едва ли.  См. также. Юмарт Г.Ф. Вопросы чувашского литературоведения, перевода и фольклористики: тезисы, статьи, рецензии, обзоры / сост. И.В. Софронова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2013. 292 с. // 161 с.

Kamil

Внезапно в козловско-урмарском говоре  обнаружились формы Хусон, Хсонто, Хсонтон (деревня Старые Мураты Урмарского района). Это может говорить за то, что в архетипе в первом слоге был гласный о, а не а.

Kamil

Тогда татарское Казан может вообще русизмом оказаться.

Kamil

В этом говоре лабиальной аттракции подвержены только слова с былыми первосложными о и ö, но не а!

Kamil

Это дает новые направления для поиска этимологии. Что имеем от *xosaŋ? Да ничего особо не меняется, только козловско-урмарская форма получает объяснение.
Остальные: русская форма объясняется аканьем, горномарийская - закономерна, луговая и восточная - закономерны, чувашские - закономерны, татарская - из русского.

Собственно этимология неясна.

Agabazar

Цитата: Kamil от марта 19, 2021, 12:01
Тогда татарское Казан может вообще русизмом оказаться.
Цитата: VFKH от января 18, 2021, 18:03
Цитата: Agabazar от января 17, 2021, 15:15
Что касается  татарского названия Казани, то можно обратить внимание на такой малозаметный факт. Основатель Казанского ханства  Улуг-Мухамед прибыл туда не непосредственно из Сарая, а пробивался с боями из Крыма через Русь. Знал ли сей деятель насчёт существования Казани или случайно туда попал?

Думается, не случайно. Необходимые сведения он получил на Руси.  Среди этих сведений — и название города. Вот вам ещё один возможный  «посредник» — русские. От русских и переняли татары Улуг-Мухамеда название Казани. И не отнюдь от тамошних местных жителей.
Невозможно. Мягкое "к" вкупе с заднерядной огласовкой при заимствовании дают в татарском языке такое же мягкое "к", но уже с переднерядной огласовкой: рус. капуста > кәбестә, чув. карас > кәрәз, рус. гостинец > күчтәнәч, рус. коза, чув. кача > кәзә, кәҗә и т.д. Соответственно, рус. Казань при заимствовании дало бы в татарском Кәзән или даже Кәҗән, что далековато от имеющегося Қаозан.

Kamil

Все нормально, если предполагать для русизма Казань мишарское посредство.

Kamil

Цитата: Agabazar от января 17, 2021, 15:15...Основатель Казанского ханства  Улуг-Мухамед прибыл туда не непосредственно из Сарая, а пробивался с боями из Крыма через Русь. Знал ли сей деятель насчёт существования Казани или случайно туда попал?

Думается, не случайно. Необходимые сведения он получил на Руси.  Среди этих сведений — и название города. Вот вам ещё один возможный  «посредник» — русские. От русских и переняли татары Улуг-Мухамеда название Казани. И не отнюдь от тамошних местных жителей.
Кстати, да, ваша версия предпочтительнее. Мишарское посредство необязательно

Kamil

Цитата: VFKH от января 18, 2021, 18:03
Невозможно. Мягкое "к" вкупе с заднерядной огласовкой при заимствовании дают в татарском языке такое же мягкое "к", но уже с переднерядной огласовкой: рус. капуста > кәбестә, чув. карас > кәрәз, рус. гостинец > күчтәнәч, рус. коза, чув. кача > кәзә, кәҗә и т.д. Соответственно, рус. Казань при заимствовании дало бы в татарском Кәзән или даже Кәҗән, что далековато от имеющегося Қаозан.
А вот это плохой контрдовод. Дело в том, что мы не знаем, на каком идиоме говорили Улуг-Мухамед и его люди. Очень сомнительно, что на будущем казанско-татарском.

Kamil

Ну вот, теперь русские сэтимологизируют от козон, козан, казан, козанки "кость животного (барана) для игры в бабки, позвонки" и заберут у нас Казань  :'( 

Karakurt


Agabazar

Сохранившиеся именьковцы наследили?   :smoke:

Барс

О да. Великий хан Золотой Орды Улу-Мухаммед даже не знал, какие города имеются в его владениях - русские подсказали...

Agabazar

Предъявите, пожалуйста, подробный и полный список того, чего Улуг-Муххамед знал а чего не знал.  Какие-такие ещё «владения», когда он в 1436 году был окончательно низложен, однако  и до этого  шлялся со своим войском по городам и вестям в поисках пристанища, как последний нищеброд. 

Барс

Какая разница, где он и когда "шлялся", если изначально он был ханом в Сарае, да впрочем и это не особо важно, важно что в первую очередь речь о городе, находящемся в ордынских владениях, а не где-нибудь на задворках Литвы. Нет блин, шел шел, услышал от русских, что вот там то типа Казань какая-то есть - о круто, ну спасибо, буду там царствовать и вами оттуда править... :D

Agabazar

Докажите, что Улуг-Муххамед  знал про Казань с младых ногтей.

Kamil

Мы знаем, в каком состоянии была Казань, до того как Улуг Мухаммет там поселился. Казанский летописец пишет, что хан "засяде пустую Казань, Саиновъ юртъ", то есть занял опустевший к моменту вселения город, принадлежавший к былым владениям Бату-хана. Далеко не факт, что в Сарае и Крыму (посмотрите расстояния) помнили названия всех опустевших поселений на территории бывшей Волжской Булгарии.

Kamil

Поэтому русское посредство вполне себе вероятно.

Барс

Из Казанского летописца не следует, что прям давно опустевшая была, чтобы уже забыть о ее существовании.
ЦитироватьИ шедше полем, перелезе Волгу, и засяде пустую Казань, Саинов юрт. И мало во граде живущих, и начя збиратися в Казань срачини и черемиса, развие по улусом казанским. И ради ему бысть изо оставшихся от плена худыя болгары. И молиша его казанцы быти ему заступника бедам их, и помощника от насилия, всевания рускаго, и быти царьству строителя, да не до конца запустеют, и повинишася ему. Царь же вселися в жилищех их и постави себе древяный град крепок на новом месте, крепчаиша старого, недалече от старыя Казани, разоренныя от руския рати.
"Мало во граде живущих" - город был значит, видимо отражено состояние Казани после набега и разрушения.

Но это Казанский летописец, достоверность сведений в котором ставится под сомнение. В русских летописях прямо говорится, что в Казани был князь, который был свергнут, только не Улу-Мухаммедом, а его сыном Махмутеком.

Agabazar

Ага, «ставится под сомнение».   :E:  :E:  :E: Наверное, потому, что там Улуг-Муххамед  описывается как   Заступник.  Как защитник местных жителей. 

Кстати, насчёт «задворок Литвы». В своих притязаниях на общезолотоордынский престол, Улуг-Муххамед всё время пытался опираться на тамошнего лидера Витовта.

Так что как раз насчёт «литовских задворок» он, скорей всего, очень хорошо разбирался. 

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр