Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Аланы - предки осетин или карачаево-балкарцев?

Автор Zhendoso, декабря 21, 2012, 18:45

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ivanovgoga

Хуымæллæг это не заимствование из латинского Humulus-хмель.
ЦитироватьThe hop plant, Humulus lupulus, belongs
to the family Cannabinaceae, which also contains
the genus Cannabis (hemp).  The etymology of
Humulus lupulus is derived in part from Latin. 
Lupulus comes from the Latin lupus (wolf)
because as Pliny described in his Naturalis
Historia, "when the plant is produced among
osiers, it strangles them by its light, climbing
embraces, as the wolf does a sheep".  It is believed
that humulus is derived from humus, rich organic
matter of the soil in which the plant grows.  The
English word hop is derived from the Anglo-Saxon
word hoppan (to climb).
Мозг состоит на 80 процентов из жидкости, и мало того, что она тормозная, так многим еще ее конкретно не долили...

Iskandar


ivanovgoga

Цитата: Iskandar от июля 31, 2014, 14:28
Явно народная этимология
ЦитироватьХмель обыкновенный — многолетнее двудомное, ползучее растение из семейства коноплевых. Родовое название происходит от латинского humus — земля, т. к. растение стелется по земле, если не находит опоры. Видовое определение происходит от латинского lupus — волк, т. к. хмель обвивает и душит другие растения1....
1 Этимология латинского названия хмеля дана согласно книге В. И. Попова, Д. К. Шапиро и И. К. Данусевича «Лекарственные растения» (издание второе, переработанное и дополненное; Минск, «Полымя», 1990 г.), т. к. этимологическая версия Н. Г. Ковалёвой не выдерживает критики.

http://hesychia.in.ua/humulus_lupulus_ru.htm#01
Мозг состоит на 80 процентов из жидкости, и мало того, что она тормозная, так многим еще ее конкретно не долили...

Iskandar

Ну я и говорю, народная.
Потому что от остальных слов в ближних и удалённых языках неправильно. Из латыни выводить на весь ареал проблематично (там это очень позднее слово, это, собственно, уже не латынь как таковая). А специалисты, как обычно, копают в профильных языках, не учитывая все остальные данные.
Общая болезнь этимологий всех wandering word'ов

Zhendoso

Чувашское хăмла "хмель", возможно и вероятно родственно чувашскому же хăмăл "стерня; стебель" (ср., н-р, хăмла çырли/хăмăл çырли) "малина". Если это так, то чувашское хăмла следует возводить к *хumlaɣ<*хumulaɣ (прилагательное с первичным значением "стеблистый").
Часть германских форм, от которых, скорее всего, происходят славянские, латинская, финская формы, возможно,  возникли путем контаминации раннего булгаризма с германским глаголом со значением "ощупывать" (см. у Фасмера)   

Про осетинское хуымæллæг сказать почти ничего не могу, бо не знаю исторического развития осетинской фонетики. Думаю, версия раннего булгаризма делает ненужной версию об "арийской хаоме", тем паче, что у лупулина (главного действующего вещества хмеля) нет галлюциногенных свойств, и хмель в хаоме, имхо, как собаке пятая нога.

Offtop
Рецепт сомы/хаомы до сих пор неизвестен. Можно почти уверенно предполагать, что в основе ее не лежат канабис, эфедра или центалла, которые использовались в суррогатах сомы/хаомы. Не исключено, что растения, необходимого для производства сомы/хаомы, уже давно не существует из-за уничтожения ее на местах произрастания в связи с высоким спросом. Еще есть версия, что это был гриб, а не растение,  версию же о растении, возможно, распространяли немногие изготовители, стремившиеся сохранить рецепт чудодейственного напитка в тайне.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Iskandar

Цитата: Iskandar от июля 31, 2014, 14:53
Потому что от остальных слов в ближних и удалённых языках неправильно
пропущено слово «отделять»

Iskandar

Цитата: Zhendoso от июля 31, 2014, 16:11
Рецепт сомы/хаомы до сих пор неизвестен. Можно почти уверенно предполагать, что в основе ее не лежат канабис, эфедра или центалла, которые использовались в суррогатах сомы/хаомы.
В Средней Азии как использовали эфедру со времён БМАКа, так она и дошла до наших дней в зороастрийской Ясне...

Iskandar

Цитата: Zhendoso от июля 31, 2014, 16:11
Чувашское хăмла "хмель", возможно, родственно чувашскому хăмăл "стерня; стебель" (ср., н-р, хăмла çырли/хăмăл çырли) "малина". Если это так, то чувашское хăмла следует возводить к *хumlaɣ<*хumulaɣ (прилагательное с первичным значением "стеблистый").
Что с остальными тюркскими словами?

Zhendoso

Цитата: Iskandar от июля 31, 2014, 16:15
Что с остальными тюркскими словами?
ДТ qamuš, qamɨš "тростник".
Соответствие стандартнотюркского начального стандартнотюркского комплекса *qạm- булгарскому *xum- - закономерно (закрытый ạ>u перед -m-):
ДТ  qam- "кидать" ~ булг. *xum- >чув. хăм- "замахиваться"
станд. тюрк. qama "бобер, выдра" ~ булг. *xumа> чув. хăма "бобер"
ДТ qamɨč "черпак" ~ булг. *xumǯa(ɣ) id (чув. рефлекс не сохранился, булг. форма восстановлена по заимствованиям в сосение ф.у языки)
ДТ qandala "клоп" ~ булг. *xumdula (<*xundula)> чув. диал. хăмт(ă)ла 
и .т.п.
Из стандартнотюркских лабиализация в подобной позиции наличествует в якутском.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Iskandar

Цитата: Zhendoso от июля 31, 2014, 16:43
Соответствие стандартнотюркского начального стандартнотюркского комплекса *qạm- булгарскому *xum- - закономерно (закрытый ạ>u перед -m-):
Зачем же закономерность этого соответствия, если во всех тюркских -l-, а не -š-?
Перенесли источник вандерворта с аланов на булгар и что это нам дало?

bvs

А вообще, из чего арийцы варили пиво (если варили)? Есть например в коми слово sur "пиво", считается что от арийского  *surā (ав.  hurā, инд.  surā). То же самое слово есть в некоторых тюркских, например каз. сыра "пиво" (вероятно, из индийского источника). Странно, что слово для пива было, а для хмеля - нет.

Iskandar

А они его и не варили
hurā - это кумыс

Цитата: bvs от июля 31, 2014, 17:06
например каз. сыра "пиво" (вероятно, из индийского источника
А подробнее?

Karakurt


bvs


bvs

Хотя, источник может быть и поволжский - чув. сăра, тат. сыра. Непонятно -а, которого нет в финно-пермских (коми, удм. сур).

Awwal12

Цитата: bvs от июля 31, 2014, 17:06
А вообще, из чего арийцы варили пиво (если варили)? Есть например в коми слово sur "пиво", считается что от арийского  *surā (ав.  hurā, инд.  surā). То же самое слово есть в некоторых тюркских, например каз. сыра "пиво" (вероятно, из индийского источника). Странно, что слово для пива было, а для хмеля - нет.
Технология варки пива с хмелем (т.е., собственно говоря, настоящего пива) - относительно поздняя. Основная роль хмеля - подавление различных видов кислого брожения. Средневековый западноевропейский эль с той же целью варили с какими-то травами, если мне не изменяет память. Про технологию иных напитков подобного типа не в курсе.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Дигорон

Цитата: Awwal12 от июля 31, 2014, 17:36
Технология варки пива с хмелем (т.е., собственно говоря, настоящего пива) - относительно поздняя. Основная роль хмеля - подавление различных видов кислого брожения. Средневековый западноевропейский эль с той же целью варили с какими-то травами, если мне не изменяет память. Про технологию иных напитков подобного типа не в курсе.

В осетинском эпосе есть сюжеты о появлении разных видов пива. Осетины, кстати, выделялись среди остальных кавказцев своим умением варки пива. 
Цитировать
В одном из сказаний Нартского эпоса говорится, как появилось пиво. «Опустилась птичка на хмелевую лозу, сорвала она зелёную шишечку хмеля и три зёрнышка выклевала из неё. Весело вспорхнула, и полетела туда, где сушился на солнце сладкий солод. Клюнула она зёрнышко сладкого солода, – и свалилась пташка на землю. Хочет вспорхнуть, а крылья точно подрезаны. Увидел её тут нарт Урызмаг, поднял с земли и принёс домой своей жене Сатане, она бережно взяла птичку в руки и положила её на кучу пшеничных зёрен. И птичка скоро очнулась, вспорхнула, защебетала и улетела.

Рассказал Урызмаг Сатане всё, что на глазах у него приключилось с птичкой. А об остальном мудрая Сатана сама догадалась. Смолола она солода, сварила его, процедила варево и положила в него крепкую закваску из хмеля. Зашипело, заискрилось варево и покрылось белой пеной. Пили нарты, и дивились нарты такому напитку. Из чего варится пиво? Из солода ячменного, из солода пшеничного, а закваску возьми с хмеля, что вьётся по орешнику» [7].

ЦитироватьЭпос приписывает Сатане изобретение ещё одного напитка – æлутон. Как гласит сказание «Сатана сушила солод и увидела, как одна птичка села на ветку хмеля, поклевала семена хмеля, затем слетела и поклевала зерна солода и не смогла взлететь, поскакала, покачиваясь в разные стороны. Сатана сообразила, что с ней случилось. Нарвала она хмеля и сварила его с солодом. Получился прекрасный напиток – бæгæны. Домочадцы попробовали и опьянели. Затем она заставила зарезать барана, очистила его и целиком вместе с курдюком сварила его в пиве. Получился удивительный напиток – алутон, черный, густой и бодрящий» [5].

ЦитироватьВ сказании «Как Сатана стала женой Урызмага» есть некоторое упоминание о том, как готовился ронг. Урузмаг, отправляясь в поездку, поручил своей первой жене Эльде приготовить к его возвращению ронг. «Ронг, чудесный нартский напиток, стала готовить Эльда к возвращению мужа. Сварила она ронг, но когда она влила туда закваску – что тут делать?! – не бродит ронг. Не знала Эльда, что это Сатана мудростью небесной и земным колдовством не дала ему забродить. Встревожилась Эльда и побежала к Сатане. Сатана согласилась ей помочь с тем условием, что проведёт с Урызмагом ночь. Тогда Сатана заквасила новую закваску и ронг начал бродить» [7].





Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Iskandar

Можно, кстати, вспомниться, что æлутон, как и многие земледельческие термины, в осетинском западного европейского происхождения.

dahbed

Цитата: Karakurt от июля 31, 2014, 17:21
В уз. и тадж. не так?
В тадж. СУР - алконапиток, который готовиться из риса.
Турции пиздес

Zhendoso

Цитата: Iskandar от июля 31, 2014, 16:52
Зачем же закономерность этого соответствия, если во всех тюркских -l-, а не -š-?
Перенесли источник вандерворта с аланов на булгар и что это нам дало?
Это позволяет предполагать булгарский источник и для стандартотюркских уже после процесса ĺ>š. В Диване (конец XI века)Махмуда  Хусейновича qumlaq помечен как кыпчакское слово, то есть время предполагаемого заимствования в кыпчакские примерно соответствует времени выхода кыпчаков к Волге. В сибирском ареале слово представлено непоследовательно, по языкам можно предполагать кыпчакский и древнебашкирский источники. В огузских рефлексов, вроде как, нет. Турецкое şerbetçi otu "трава шербетщика", указывает на довольно позднюю для турок реалию.
Offtop
Булгары  выращивали хмель на продажу, как и чуваши. В СССР 95% хмеля выращивалось именно в ЧАССР. Хмель и пиво являлись весьма важной частью культуры чувашей. Можно уверенно предполагать, что чуваши унаследовали этот момент от своих предков. Ни у одного народа в России пиво не имело столь важного культурного значения как у чувашей. Предполагаю, что ранние булгары познакомились с хмелем на Кавказе или в Приазовье, позже распространив практику его применения (сначала он, видимо, добавлялся в медовую брагу) среди контактировавших с ними народов.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

dahbed


Цитата: Zhendoso от августа  1, 2014, 09:30
Предполагаю, что ранние булгары познакомились с хмелем на Кавказе или в Приазовье, позже распространив практику его применения (сначала он, видимо, добавлялся в медовую брагу) среди контактировавших с ними народов.
А булгары контактировали с хакасами?  Если так, то оправдывает осетинское происхождение слова и распростронение с запада на...
Турции пиздес

Zhendoso

Цитата: dahbed от августа  1, 2014, 10:34
А булгары контактировали с хакасами?
Скорее всего, да. На Золотаревском городище (Пензенская область) обнаружены целые группы предметов, принадлещих аскизской культуре.
Цитата: dahbed от августа  1, 2014, 10:34
Если так, то оправдывает осетинское происхождение слова и распростронение с запада на...
Не факт.
У Абаева интересен момент, в котором он постулирует наличие в прошлом формы *xumӕl:

В осетинском она, если и была, то не сохранилась. А вот в чувашском, уже упомянутое мной название малины: хăмла çырли и диал. хăмăл çырли. Хăмăл "стерня; стебель"< булг. *xúmŭl "стебель".
-ӕg в xúmӕlӕg может являться собственно осетинским суффиксом. Дело в том, что осетинский ӕ восходит к редуцированным кратким гласным, что делает весьма затруднительным постулирование осетинского источника для тюркских форм типа qumláq со второсложным гласным полного образования, а предположительный булгарский *xumŭláɣ  дал бы в осетинском *xumӕlág. То есть, я не исключаю, что древние осетины заимствовали булг. *xúmŭl  "хмель" и суффигировали его. Причем данное заимствование должно быть существенно более поздним (!) нежели qamyl "камыш; бурьян", в котором еще нет признаков среднебулгарского (q>x, *qạm->*xum-), или же qamyl заимствован из стандартнотюркских (Абаев в ЭСОЯ II, стр. 261 ссылается на тюрк. qaməl "стебли" из Радлов II 485).
С учетом всего по-прежнему предполагаю, что данный вандерворд имеет булгарское происхождение, и является производным от *xúmŭl (<*qạ́mŭĺ) "стебель" при помощи аффикса -aq или -aɣ (венгерский и киргизский варианты указывает на второй аффикс, чувашское название восходит к варианту на -aq) со значением "стеблистый". См.:
ДТ qamuš, qamɨš "тростник" (растение с высоким стеблем), лакск. humala-kkiž "кресс-салат"   (kkiž "стебель". см.  изображение этого растения), чув. хăмла/хăмăл çырли малина (букв. можно трактовать как "ягода хмеля" или, второй вариант, "ягода стебля", см. изображение малины). Не знаю, многие ли участники видели хмель вживую, тем, кто не видел, сообщаю, что его стебель может  вырасти до 10 и более метров в высоту.
     
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Дигорон

Цитата: Iskandar от июля 31, 2014, 21:37
Можно, кстати, вспомниться, что æлутон, как и многие земледельческие термины, в осетинском западного европейского происхождения.

Согласен. И Абаев тоже об этом пишет.
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Iskandar

Да. И чует сердце, при прочих равных он записал бы в этот пласт и осетинский хмель  ;D

bvs

Zhendoso, а что вы думаете насчет слова сăра?