Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Булгарский(Идель-Булгарский) язык

Автор edem, января 20, 2006, 12:54

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Agabazar

Цитата: Kamil от декабря 31, 2021, 07:55
Илью Зайцева я прекрасно понимаю и не осуждаю. Он хочет кушать сам и кормить свою семью, поэтому и реально боится утомлять некими лингвистическими подробностями, иначе партия и правитетельство мигом лишать его возможности кого-либо утомлять на этой работе.

Но о самом основном он уже поведал: 1)прямым наследником первого языка является нынешний татарский язык, 2)а в наследники второго претендуют несколько языков, скажем, чувашский; но не исключено (ведь «несколько» же!), что и татарский тоже .

Действительно, не слишком утомительно. А что касается отдельно насчёт того, кто «претендует», то вспомнилось вот это:

И вот они сидят: один — кумир народа,
Что пьет кефир в критический момент.
Другой — злодей без племени и рода,
С презрительною кличкой "претендент". (с)


Kamil

Цитата: Agabazar от декабря 31, 2021, 15:25
Ну тогда будет самое время ещё раз вспомнить про «сакалиба-славян» у Ибн Фадлана (да и сейчас уже об этом неестественно много говорит Илья Зайцев), происхождение болгар от волгарь, можно также  пристегнуть ко всему этому  тех же  именьковцев.  Не зря старались в 19-м веке Д. Иловайский и прочие. Всё возможно.
Точно-точно. Будут писать, что татары - это просто устаревшее название мусульманского сословия. А сами они - издревле славяне-сакалиба, волгари, потомки именьковцев. А немногочисленных татароговорящих объявят обмишаренными и обашкиренными местными финно-уграми, по недоразумению претендующими на местное историческое наследство.

Kamil

Offtop
С наступающим Новым годом, коллеги! Счастья вам всем и крепкого здоровья!

Agabazar

Цитата: VFKH от декабря 30, 2021, 22:25
Чего это вас так бомбит, ребята?  ;D Отсутствие или присутствие городской культуры в Средние века не делает никого более или менее полноценными. Если вы усмотрели расизм в предположении, что у чувашей вряд ли была городская культура в Средние века, не значит ли это, что вы сами ставите свою полноценность в зависимость от наличия или отсутствия городской культуры и сами же являетесь расистами?  ;D

Чуваши вопроса насчёт «полноценности» вообще не ставят. Для них такого вопроса не существует.

Но он, к сожаленью,  существовал для  В. В. Бартольда. Об этом свидетельствует приведённое выше его высказывание. Есть и последователи Бартольда. В частности,  современные спекуляции на тему язычества-ислама-христианства-православия говорят как раз об этом.

Не надо здесь никаких предположений и зависимостей. Булгарские тюркские р-язычные надгробия 13-14 вв. с эпитафиями нам ясно говорят, что средневековые чуваши, независимо от того, как они назывались или как они сами себя называли, хотя бы   отчасти являлись  горожанами и мусульманами.

http://dreamvillage.ru/new/images/tourizm/kazan/bolgar/056-bolgar-kazan-proverilnasebe_com.jpg

Agabazar

С. Бунтман: Здесь спрашивают такой частный вопрос. Почему чувашский язык является преемником или потомком булгарского языка? При этом чуваши никогда не были мусульманами.

Это две разные, по-моему, темы здесь.

И. Зайцев: Это очень правильный вопрос, потому что действительно следы этого языка с ротацизмом, который зафиксирован в памятниках, а они, безусловно, исламские, они имеют много общего с чувашским языком.

И замечание о том, что Чувашия <вернее, чувашский народ. — А.> действительно никогда ислам не принимала, оно очень верное. То есть на самом деле как можно претендовать на это наследство, если в данном случае ваши предки не меняли веру, а вы не являетесь мусульманами. Конец цитаты.

Вот ведь как! В одном высказывании рядом соседствует два  момента: 1)зафиксированный чувашеподобный язык исламизированный, потому что сами носители таковые, 2)но чуваши никогда ислама не принимали. Это граничит с шизофренией. Явно не соответсвует действительности и та часть высказывания, где говорится о том, что чуваши «не меняли веру»  Уж по крайней мере с народной веры на православие меняли.

Правда, далее следует вот это:

И. Зайцев: Но предполагается, что, видимо, исламизирована была не вся часть населения, то есть не все жители Булгара. Оставались язычники.

Пусть так. Но р-язычная  исламизированая другая часть  чем лучше или чем хуже? И, вообще, с какой стати между ними ставить искусственно какой-то непреодолимый барьер?  Только из соображений полноценности / неполноценности.  Но для этого никаких оснований нет.

И кто же, собственно, принимал ислам в 922 году?


Agabazar

Боснийцы (в смысле: не вообще жители Боснии, а этнос) — «бывшие» сербы,  принявшие когда-то, во времена владычества турков,  ислам.  Но  они не перешли на другой язык.

Agabazar

Цитата: VFKH от декабря 30, 2021, 00:32
Цитата: Kamil от декабря 29, 2021, 12:17
Слово общетюркское. В чувашском - закономерный когнат. Имеется и в тувинском и в турецком. И что за законы фонетики вы тут упоминаете?
А не маргинальненько они там выглядят в турецком тувинском? В старлинге есть кебен, как что-то общетюркское?

Есть такое множество слов, где чувашскому первосложному -а- соответствует татарский первосложный   -и-.

Тип- (тат. пинать) — чув. тап-
Шин- (тат. увядать) — чув. шан-
Бир- (тат. давать) — чув. пар-
Тирән (тат. глубокий) — чув. тАрăн.

И таких соответсвий достаточно много.  Кибен ~ Капан одно из них.

В то же время бывает и наоборот: тат. Бар- (подойти), но чув. пыр-.  (Тут вспоминается сказанное когда-то Р. Ахметьяновым: чувашский и татарских взаимно непонятны из-за отсутствия единого  кода соответствий).

Agabazar

Цитата: Kamil от декабря 31, 2021, 07:55
Илью Зайцева я прекрасно понимаю и не осуждаю. Он хочет кушать сам и кормить свою семью, поэтому и реально боится утомлять некими лингвистическими подробностями, иначе партия и правитетельство мигом лишать его возможности кого-либо утомлять на этой работе.

Доктор исторических наук Илья Владимирович Зайцев (род. 1973) участвовал на передаче телеканала «Культура» (Волжская Булгария. Тайны исчезнувшей страны. Наблюдатель // Эфир от 15.06.2021 ).

В указанной часовой  передаче, где участвовали, наряду с ним,  несколько человек, он — единственный, кто говорит и о Р-язычных и З-язычных эпиграфических памятниках (смотреть после 50:00)

Сибирячка

Цитата: Agabazar от декабря 24, 2021, 22:10
Описываемые им булгары и сувары XI века, помещаются им около Византии (Рÿма), т.е. на территории Хазарии и Дунайской Болгарии

Это вы на карту Кашгарского ссылаетесь с Админом? Откуда это?

Agabazar

Так ведь копия  карты  в хорошем разрешении на ресурсе имеется.

Красными линиями от админа показаны те  ориентиры, которые  в данном случае интересны. 

Есть и  объяснения самого МК.

Так что тут можно разобраться и без всякой подсказки Админа или, скажем, Омельяна Прицака. То есть самостоятельно.

Ну не могла дорога от  места жительства МК  на Рум (Константинополь) пролегать через Волжскую Булгарию, которая далеко на севере.

Сибирячка

XI век – время расцвета Волжской Булгарии. Во всем цивилизованном мире тех времен прекрасно знают и ученых и купцов, выходцев из Булгарии. Но только великий Махмуд Кашгарский, автор фундаментального труда о тюркских наречиях, в упор их не видит и решил показать всему миру язык потомков булгар, канувшего в историю еще в VII в. Великого Булгара, которые "перешли на печенежский и/или огузский и/или половецко-кыпчакский языки". Не понимаю.
От руки сделанную карту М.Кашгарского, который никогда не был в Булгаре, я изучала вдоль и поперек. И где гарантия того, что Булгар – это город Булгар, а не государство Булгар? Никто точно не знает границы Волжской Булгарии, и нет ничего удивительного, если ее границы доходят до Каспийского моря. 
На карте отмечено Рус. Это что? Тоже город? Или государство Киевская Русь?

Agabazar

Никаких гарантий нет и быть не может. Но никто, кроме представителей казанской школы, не считает сообщения Махмуда Кашгарского доказательством з-язычности ВБ.

Сибирячка

Ал-Кашгари закончил написание «Дивана» в 1074 году. Он прекрасно осведомлен и о городе Булгаре:
Булгар – название известного тюркского города.(2672)
Не думаю, что в 1074 году был еще один известный тюркский город Булгар около Каспийского моря. Здесь речь идет столице Волжской Булгарии – городе на средней Волге – Булгаре. Язык этих булгар по словам великого тюрколога Кашгарского:"Что касается наречия Булгар, Сувар, Бажанак и далее, до предместий Рума - это тюркский с усеченными окончаниями, одного вида". 
Как писал Всеволод III Большое Гнездо в 1182 г.  в письме киевскому князю Святославу Всеволодовичу:
ЦитироватьПоловцев же призывать не хочу,  ибо они с болгары язык и род един...

VFKH

Цитата: Сибирячка от января  8, 2022, 18:39
XI век – время расцвета Волжской Булгарии. Во всем цивилизованном мире тех времен прекрасно знают и ученых и купцов, выходцев из Булгарии. Но только великий Махмуд Кашгарский, автор фундаментального труда о тюркских наречиях, в упор их не видит и решил показать всему миру язык потомков булгар, канувшего в историю еще в VII в. Великого Булгара, которые "перешли на печенежский и/или огузский и/или половецко-кыпчакский языки". Не понимаю.
От руки сделанную карту М.Кашгарского, который никогда не был в Булгаре, я изучала вдоль и поперек. И где гарантия того, что Булгар – это город Булгар, а не государство Булгар? Никто точно не знает границы Волжской Булгарии, и нет ничего удивительного, если ее границы доходят до Каспийского моря. 
На карте отмечено Рус. Это что? Тоже город? Или государство Киевская Русь?
По его собственной ссылке на ютуб, женщина-археолог (где-то с 45 минуты) рассказывает, что болгары жили в Саксине (Самосдельском городище) с 9-го по 14 век.

VFKH

Цитата: Сибирячка от января  8, 2022, 22:42
Ал-Кашгари закончил написание «Дивана» в 1074 году. Он прекрасно осведомлен и о городе Булгаре:
Булгар – название известного тюркского города.(2672)
Не думаю, что в 1074 году был еще один известный тюркский город Булгар около Каспийского моря. Здесь речь идет столице Волжской Булгарии – городе на средней Волге – Булгаре. Язык этих булгар по словам великого тюрколога Кашгарского:"Что касается наречия Булгар, Сувар, Бажанак и далее, до предместий Рума - это тюркский с усеченными окончаниями, одного вида". 
Как писал Всеволод III Большое Гнездо в 1182 г.  в письме киевскому князю Святославу Всеволодовичу:
ЦитироватьПоловцев же призывать не хочу,  ибо они с болгары язык и род един...
Сюда же:
ЦитироватьУже в одном из первых сочинений (5) в 1000 г. «Хронология» ал-Бируни пишет: «Но нам неизвестны какие-либо мусульманские народы, оторванные от [коренных] стран ислама, кроме булгар Сувара, а они живут вблизи границ культурных областей, в конце седьмого климата. Далее [булгары]... читают хутбу..; они говорят не по-арабски, а на своём языке, смешанном из тюркского и хазарского».
ЦитироватьБируни сообщает, что языком алан, живших в Итиле, было хорезмийско-печенежское наречие.

Все эти сообщения, наверное, следует рассматривать как свидетельство того, что тюркские r-язычные группы (и не только они) начали окыпчачиваться и обогузироваться достаточно рано.

Сибирячка


М.Кашгарский:
Атил – название реки на земле кипчаков, впадающий в море Булгар. Один из ее притоков протекает через Рус. (280)

Волжская Булгария – на Волге. Вот вам еще одно доказательство, что булгары говорили на кипчакском языке.

Agabazar

Утверждение о том, что домонгольские булгары говорили на кипчакском (то есть стандартнотюркском) языке может оцениваться только как  злостный троллинг.

Даже большинство представителей казанской школы, в принципе,  так не говорят. Правда. есть у них иное  «направление»: мол, булгары изначально и в самом деле являлись р-язычными тюрками, но они быстро перешли на З-язык, то есть ассимилировались.

Ассимилировались, но свой старый р-язык будто-бы  сохранили,  каким-то образом,  в потаённом уголке, в качестве некоего сакрального языка, который использовался в особо важных случаях, например, на могильных камнях.

По их представлениям, вот этот «сакральный» язык мы и видим на  булгарских эпитафиях 13-14 вв.

Разумеется, для подобных утверждений абсолютно никаких оснований нет.

Ну и чего же тогда не изучаете этот «сакральный» язык в своих мектебах, медресе и исламских университетах? Или он уже перестал быть для вас «сакральным»? Но с какой стати?

И как можно говорить вообще об «исчезновении» р-языка, покуда он существует и поныне, хотя и со сравнительно небольшим числом носителей?

Agabazar

Цитата: VFKH от января  9, 2022, 00:52
По его собственной ссылке на ютуб, женщина-археолог (где-то с 45 минуты) рассказывает, что болгары жили в Саксине (Самосдельском городище) с 9-го по 14 век.

Саксин — это тоже Нижняя Волга. Прикаспийская низменность, так говорят географы.

Расстояние от Казани до Астрахани (автомобиль) — 1462 км. Маршрут достаточно прямой.

Сибирячка

Правильно ли читают надписи на эпитафиях? Есть ли r-язычные эпитафии?  Что-то сомнения берут после чтения Ал-Бекри. Такие умные ученые мужи не могут разобраться.
Читаю Ал-Бекри http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Bekri/frametext.htm Перевод сделал историк, филолог, этнограф, нумизмат
Куник Арист Аристович в 1879 г. Но он пишет:
Перевод мой конечно, вообще говоря, основывается на переводе Дефремери. Некоторые уклонения показавшиеся мне необходимыми я буду оправдывать, приводя каждый раз текст и перевод Дефремери.
И вот комментарии к переводу:
5. Изменение "ал-Блкавин" текста в "ал-Блгарин" не может подлежать ни малейшему сомнению. Копист рукописи Шефера читал "ал Блкадин". Д, в. р, как известно, в арабских рукописях часто едва различимы. Д-р Мордтманн также только один раз отметил чтение "ал-Блкавин" из чего следует, что сама рукопись колеблется между в, *** и д, ***.
38. Из этого следует, что Ибрагим здесь очевидно под "Блкадин" разумел народ, и поэтому без всякого сомнения следует читать Блкарин.
66. ч. Блкар = Болгары. Буква и произошла из того же источника, который был причиной столь большой путаницы в собственных именах, т. е. значка ставившегося над р *** в отличие от з ***. Крючек, который должен был сделать невозможным всякое смешивание этих букв, весьма плохо исполнял эту задачу.
73. Еще Дефр. в своем примечании к этому месту нашел в этом имени Секели. К этому же результату пришол также и Хвольсон (95 и сл.), между тем как Рёслер (Komanische Studien, Lpzg. 1871, стр. 336) и А. А. Куник (см. Прилож.) в нем видят имя одной из ветвей Камских Болгар. Что в следующем слове *** действительно скрываются Болгары (***), вполне подтверждается параллельным местом у Ибн-Дустэ (стр. 25). В чтении *** впрочем мы имеем ясное доказатель-того, что Бекри первоначально писал (как Ибн-Дустэ) ***, а не *** — Балкан, ибо оно еще показывает нам ***, которое в средине слова не легко могло быть смешано с *** .

maratique

ЦитироватьИ как можно говорить вообще об «исчезновении» р-языка, покуда он существует и поныне, хотя и со сравнительно небольшим числом носителей?
Но он, говорят, какой-то нечистокровный, испорченный?
Memento mori
普京回罗

Agabazar

Цитата: Сибирячка от января  9, 2022, 15:14
Правильно ли читают надписи на эпитафиях? Есть ли r-язычные эпитафии?  Что-то сомнения берут после чтения Ал-Бекри. .....Куник Арист Аристович в 1879 г. Но он пишет:....

Этот человек (Куник Арист Аристович) булгарских надгробий 13-14 вв. с эпитафиями не изучал, он о них, может быть, вообще знал.
То, о чём идёт речь вашем сообщении — это совсем другая история.  Не про эти эпитафии.

Agabazar

С исправлением:
Цитата: Agabazar от января  9, 2022, 16:46
Этот человек (Куник Арист Аристович) булгарских надгробий 13-14 вв. с эпитафиями не изучал, он о них, может быть, вообще НЕ знал.

Agabazar

Цитата: maratique от января  9, 2022, 15:59
ЦитироватьИ как можно говорить вообще об «исчезновении» р-языка, покуда он существует и поныне, хотя и со сравнительно небольшим числом носителей?
Но он, говорят, какой-то нечистокровный, испорченный?
Нет.

Agabazar

Цитата: Сибирячка от января  9, 2022, 15:14
Правильно ли читают надписи на эпитафиях? Есть ли r-язычные эпитафии?  Что-то сомнения берут ....
"Читают" и читали эти эпитафии не два-три человека, а значительное количество самых квалифицированных  людей со всего мира. Скажем, есть среди них турки, американцы, венгры, немцы, французы, финны, японцы и, конечно же, татары. Не говоря уже о русских.   Доступные нам монографии — на русском языке и написаны они татарами (не чувашами). В перипетиях логических  умозаключений  может разобраться  любой более-менее грамотный человек.  Как говорится, не бином Ньютона. Хотя непосредственное и качественное исследование требует, несомненно,  специфических знаний, навыков, времени и усилий.

Сомневаться особо  не надо. Не могут  столько умных и образованных людей все разом ошибиться, причём в одну сторону.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр