Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Заимствования в карачаево-балкарском языке

Автор Rashid Jawba, апреля 8, 2013, 14:58

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

bvs

Странно, что у мусульман выделенный день пятница, а начиналась с воскресенья, а не с субботы.

Iskandar

У персидских наименований недели домусульманское происхождение. Числительные в композите совпадают и с арабскими (собственно общесемитскими) наименованиями. Вторым компонентом присоединяется слово шанба (естественно, арамейского происхождения) как бы маркирующее, что счёт дней ведётся по семитской неделе (которая  была достоянием прежде всего христианских и манихейских общин, а для зороастрийцев в сущности оставалась экзотикой).

Iskandar

В современном Иране, как и во всех несоветских мусульманских странах, неделя начинается в субботу.

dahbed

...джумъой стала после ислама, до этого одина, почему по счету не шашшанба?
Турции пиздес

true

Цитата: bvs от ноября 14, 2014, 15:24
Странно, что у мусульман выделенный день пятница, а начиналась с воскресенья, а не с субботы.
Почему? "Джума", "шенбе", и пошло - "екшенбе" и далее...

TawLan

Цитата: Iskandar от ноября 14, 2014, 15:19
Цитата: TawLan от ноября 14, 2014, 15:10
С этим лично я не спорю и ничего удивительного здесь нет, если была развита торговля между.
Да, конечно, так усиленно торговали баранами, что считать их разучились по-своему...
Это типичный субстрат.
Отвечаешь что по своему разучились? Вот я никогда не считаю по своему, только по русски (уверен не я один), у меня русский субстрат?
И это только у балкарцев, карачаевцам эти слова не известны. И сдается мне что даже у балкарцев это именно у восточных, прямых соседей осетин.

Iskandar

Цитата: dahbed от ноября 14, 2014, 15:38
...джумъой стала после ислама, до этого одина, почему по счету не шашшанба?
Перс. ādīna,  букв. значит «собрание», «конгрегация», это калька араб. yaumu-l-jumʕa «день собрания». Праформа *ati-ayana- (> ср.перс. зафиксированное ādēn «вход»)
Согд. (исламской эпохи) "δyng [āδēnaγ] — заимствование из персидского.

Так что антиисламски окрашенное заигрывание с этим словом в пику арабскому ҷумъа — ещё одно проявление ложного пуризма, как и разобранный мной дуруд.

Iskandar

Цитата: TawLan от ноября 14, 2014, 16:03
Вот я никогда не считаю по своему, только по русски (уверен не я один), у меня русский субстрат?
О да, это безусловно серьёзный метод исследования!

Цитата: TawLan от ноября 14, 2014, 16:03
И это только у балкарцев, карачаевцам эти слова не известны.
Я в курсе. Как и исследователи.

Offtop
Это ж какой товарооборот должен быть. И кого с кем! Осетины учат тюрок считать баранов! Дожили  ;D

TawLan

Цитата: Iskandar от ноября 14, 2014, 17:43
Цитата: TawLan от ноября 14, 2014, 16:03
Вот я никогда не считаю по своему, только по русски (уверен не я один), у меня русский субстрат?
О да, это безусловно серьёзный метод исследования!

Цитата: TawLan от ноября 14, 2014, 16:03
И это только у балкарцев, карачаевцам эти слова не известны.
Я в курсе. Как и исследователи.

Offtop
Это ж какой товарооборот должен быть. И кого с кем! Осетины учат тюрок считать баранов! Дожили  ;D
Ты такой остроумный :)
Дигорцы и балкарцы (именно малкъары - жители одного ущелья) всегда жили в большой дружбе, смешивались, и буквально до 20-го века (конечно же не все наверно) владели языками друг друга. Товарообмен был по любому. А "какой?" ты умный, наверно ты знаешь. Все эти осетинизмы, которых у карачаевцев нет, имеют и другие названия среди тех же самих балкарцев. Как например родник "шаудан", есть свое назваение - "кезлеу".

Iskandar

95% поводов для счёта овец приходится на их пастьбу, а ни на какую не торговлю. «Пастушеский счёт» отличается от «обычного» уже в осетинском, это реликтовый феномен, закреплённый осетинской пастушеской культурой. Заимствовать его «с нуля» бессмысленно, это целый комплекс лексем, понятных только своим и непонятных непастухам. Тем более, непонятно, как это могло произойти в хозяйстве, товарность которого мизерна.

Поэтому сказки про небывалую торговлю (пастухов с пастухами?) ненужны, оставьте их для аланосрачей, Абаев в данном случае безусловно прав.

TawLan

Цитата: Iskandar от ноября 14, 2014, 18:45
95% поводов для счёта овец приходится на их пастьбу, а ни на какую не торговлю. «Пастушеский счёт» отличается от «обычного» уже в осетинском, это реликтовый феномен, закреплённый осетинской пастушеской культурой. Заимствовать его «с нуля» бессмысленно, это целый комплекс лексем, понятных только своим и непонятных непастухам. Тем более, непонятно, как это могло произойти в хозяйстве, товарность которого мизерна.

Поэтому сказки про небывалую торговлю (пастухов с пастухами?) ненужны, оставьте их для аланосрачей, Абаев в данном случае безусловно прав.
Спасибо хоть что "в данном случае" :) Чуть раньше вообще ни в чем Абаевском нельзя было сомневаться. Только вот вообще-то сомневаюсь, что это было вообще массово. Слишком громко все время объявляется балкарским.  В совершенстве владели дигорским многие. Это к "понятных только своим". И тут уже кому как удобно, кому как в кайф. Кто-то говорит "червонец", кто-то "тюмен", кто-то "он сом", кто-то говорит "къыркъ", кто-то "эки джыйырма", кто-то "сорук" и т.д.. Ничего удивительного если кому-то дигорский счет казался удобным. Нет там ничего такого очевидного в твоей логике, чтоб быть уверенным, субстрат это, или заимствование.

Rashid Jawba

Цитата: TawLan от ноября 14, 2014, 16:03
И это только у балкарцев, карачаевцам эти слова не известны. И сдается мне что даже у балкарцев это именно у восточных, прямых соседей осетин.
Судя по -ф-, это ц-диалект /малкар./ У др. отс., что повышает вероятность субстрата. Но смущает разный перевод: осетины считают единицами, малкары - парами. С чего бы так ?
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

dahbed

Цитата: Iskandar от ноября 14, 2014, 17:41
Цитата: dahbed от ноября 14, 2014, 15:38
...джумъой стала после ислама, до этого одина, почему по счету не шашшанба?
Перс. ādīna,  букв. значит «собрание», «конгрегация», это калька араб. yaumu-l-jumʕa «день собрания». Праформа *ati-ayana- (> ср.перс. зафиксированное ādēn «вход»)
Согд. (исламской эпохи) "δyng [āδēnaγ] — заимствование из персидского.

Так что антиисламски окрашенное заигрывание с этим словом в пику арабскому ҷумъа — ещё одно проявление ложного пуризма, как и разобранный мной дуруд.
Охо, рахмат!
ну а этот день до ислама как назывался? если персидский счет недели доисламский и, оказываеться, одина калька исламской джумъи
Турции пиздес

TawLan

Цитата: Rashid Jawba от ноября 15, 2014, 06:21
Цитата: TawLan от ноября 14, 2014, 16:03
И это только у балкарцев, карачаевцам эти слова не известны. И сдается мне что даже у балкарцев это именно у восточных, прямых соседей осетин.
Судя по -ф-, это ц-диалект /малкар./ У др. отс., что повышает вероятность субстрата. Но смущает разный перевод: осетины считают единицами, малкары - парами. С чего бы так ?
Как это единицами? Парами и те и те. Насчет субстрата, опять споры ни о чем, у каждого своя логика. Может быть и субстрат, уверенным ни в чем нельзя быть. Просто малкъары и дюгеры настолько смешаны, что разобраться там у кого чей субстрат, а у кого заимствование невозможно путем рассуждений. Тут уже генетика и археология могут дать ответ, но никак не язык. Уверен что практически все дигорцы лет 200 назад владели тюркским языком, и большинство малкъаров, даже если не все, владели дигорским. Стоит всего лишь пацану (балкарцу например) пожить, погостить (не раз) у деда дигорца, попасти его скот, что ему мешает считать скот парами на дигорский манер? Все малкъары имеющие родню дигорцев уж 100% знали. Плюс переселений с Черека в Дигорию и обратно тоже немало было походу. Плюс культурное влияние. Так почему именно субстрат? Почему тогда у дигорцев не балкарский субстрат? Это однобокое мышление уже несерьезно.

Iskandar

Цитата: TawLan от ноября 15, 2014, 09:34
Почему тогда у дигорцев не балкарский субстрат?
Потому что тюркский языковой компонент заведомо суперстратный и вытесняющий, а осетинский — реликтовый и ассимилируемый.

Цитата: dahbed от ноября 15, 2014, 07:34
ну а этот день до ислама как назывался? если персидский счет недели доисламский и, оказываеться, одина калька исламской джумъи
Во-первых, в целом никак, потому что зороастрийцы не использовали неделю в принципе.
Во-вторых, раньше был распространен астрологический способ называть дни недели (месопотамско-римский, так сказать) — по планетам. Он известен по согдийским манихейским памятникам (где пятница закономерно nāxī∂ — Анахита-Венера).
Далее, выше я озвучил версию Гершевича, но если копнуть глубже, то понятно, что согд. ā∂ēnē существовало до ислама. Как и все эти ēw šambē∂ — кальки с среднеперсидского (второй способ именовать дни недели). Пятница была отмеченным днём уже у манихеев, на неё приходился совместный пост.


Умар

Цитата: Iskandar от ноября 14, 2014, 15:19
Да, конечно, так усиленно торговали баранами, что считать их разучились по-своему...
Это типичный субстрат.
Десятичный иранский счет, — пишет Абаев, — настолько чужд современным осетинам, что сохранившие его кое-где дигорские пастухи называют его ,,ассоннимаиа", т. е. ,,балкарский счет"
Там же ясно написано ,что система парного счёта для дигорцев чужая ,а не язык .Эти слова для дигорцев понятны .А для балкарцев не парный счёт был чужим ,а язык .Да и зафиксировано было не то,что балкарцы не умеют считать на своём языке, а то ,что некоторые балкарцы умеют считать по дигорски .

TawLan

Дыккы.
Че за слово? В голову сразу приходит "тыкъ" :what:

В осетинском есть "тæккæ" - как раз, самый. У нас - нехватка, тесный :what: Одно и то же? У кого от кого?

dahbed

Цитата: TawLan от ноября 16, 2014, 09:53
В осетинском есть "тæккæ" - как раз, самый.
Бобои Васо говорит, что тюркское, приводит кирг. и уйг. формы - taq, но почему в татарском naq ?
Турции пиздес

Rashid Jawba

Цитата: dahbed от ноября 16, 2014, 10:59
Цитата: TawLan от ноября 16, 2014, 09:53
В осетинском есть "тæккæ" - как раз, самый.
Бобои Васо говорит, что тюркское, приводит кирг. и уйг. формы - taq, но почему в татарском naq ?
Возможно, в осет. из неизвестного тюрк. языка, возможно, рефлекс  тык' - /битком/ наполненный.
В КБ по ходу из осет. Небольшой семант. дрейф от ''как раз'' до ''/чуть меньше чем/ как раз:-)
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

TawLan

Цитата: Rashid Jawba от ноября 17, 2014, 08:58
Цитата: dahbed от ноября 16, 2014, 10:59
Цитата: TawLan от ноября 16, 2014, 09:53
В осетинском есть "тæккæ" - как раз, самый.
Бобои Васо говорит, что тюркское, приводит кирг. и уйг. формы - taq, но почему в татарском naq ?
Возможно, в осет. из неизвестного тюрк. языка, возможно, рефлекс  тык' - /битком/ наполненный.
В КБ по ходу из осет. Небольшой семант. дрейф от ''как раз'' до ''/чуть меньше чем/ как раз:-)
В твоем выводе ни на секунду не сомневался :) Конечно никакой неизвестный тюркский язык к нашему языку не может иметь никакого отношения.

"Дуккул" - от кого?

Rashid Jawba

Зачем искать следы медведя, если видишь его самого ? Рефлексы тык' в тюрк. среде не. должны терять увулярность к'. Мы же имеем к.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

TawLan

Цитата: Rashid Jawba от ноября 18, 2014, 04:57
Зачем искать следы медведя, если видишь его самого ? Рефлексы тык' в тюрк. среде не. должны терять увулярность к'. Мы же имеем к.
Для начала, это установленный факт, что "дык" в "дыккы" = "тыкъ"? И не знал что у осетин проблемы с увулярным "къ" :what:, похлеще нас произносят спокойненько.
Как вариант: дыгалас - старание, мучение, страдание (от нехватки денег, сил, неважно чего).
Кумыкс.: дыгъыжар - ~ы битмек окончательно истратиться, лиши́ться вся́ких средств существования, совсем обеднеть; обесси́леть (в результате болезни)

Rashid Jawba

Мне чойто чудится, что многие КБ слова с -кк-, особенно в заднем ряду, являются займами. Ну так, навскидку...аккыл-теккил, бокка, гаккы, гокка, дуккул, зыккыл, зукку, зуккочук'...
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр