Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Андроновский арийский язык

Автор kanishka, декабря 15, 2014, 11:23

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

granitokeram

Цитата: bvs от декабря 17, 2014, 19:25
Что касается верховой езды, считается, что она тоже возникла очень рано, но поскольку упряжь была несовершенной, то использовалась в основном пастухами на выпасе. Военное использование кавалерии восходит к скифскому времени.
есть опыт равнинных индейцев, которые почти вообще без упряжи такие чудеса вытворяли, что америкосам с нормальными седлами и стременами и не снились.
да и дед мой без седла и с ремнем на шее у лошади тоже много че мог изобразить

Devorator linguarum

Цитата: bvs от декабря 17, 2014, 19:22
Цитата: Devorator linguarum от декабря 17, 2014, 19:09
А древним народам лошадь нужна была фактически только для войны
До изобретения легких боевых колесниц во 2-м тыс. до н.э. как можно было использовать для войны?
До изобретения колесниц для войны и не использовали, а только на мясо. В основном не как домашнее животное, а как дичь.

Цитата: bvs от декабря 17, 2014, 19:22
А колесницы далеко не у всех индоевропейцев были, но домашняя лошадь была у всех, включая даже хеттов, если не ошибаюсь. Раннее использование лошади - для перевозки грузов в телегах, ну и возможно на мясо, когда припрет (в некоторых неИЕ культурах была независимо одомашнена на мясо, но использование в тягловых целях это именно ИЕ инновация).
У хеттов домашняя лошадь появилась вместе с колесницами, как и у прочих древневосточных народов. А в телеги все-таки первоначально начали запрягать быков и ослов, еще в 4 тыс. до н.э..

Вообще, надо понимать, что лошадь - сложное животное для одомашнивания. Много сложнее той же коровы. Нервное и бегает слишком быстро. Потому и одомашнено поздно. В табуне даже домашние лошади дичают, и пасти табун пешком невозможно, потому что он от пешего пастуха убежит. Поэтому надо пасти верхом (ну, не на колеснице же?), но даже на домашнюю лошадь, если ее специально к этому не приучали, верхом не сядешь, потому что она сразу пытается сбросить.

В общем, надо сначала додуматься, что на этом вообще можно ездить верхом, а не только, как быка, запрячь в телегу (хотя в телегу необученную лошадь тоже не запряжешь). Затем, приступив к реализации идеи и сразу же закономерно полетев на землю, возможно. получив при этом определенные телесные повреждения, после этого не отказаться от идеи как явно бесперспективной, а все-таки продолжать пробовать, пока не получится. Если очень крепко держаться, лошади брыкаться в конце концов надоест, и она перестанет сбрасывать. В общем, всякие кочевые народы, а также американские мустангеры обычно так лошадей и объезживали. Правда, перед этим обычно не кормили их пару дней, а непосредственно перед сеансом объездки гоняли по кругу на корде, пока лошадка от усталости с ног валиться не начнет. После этого у нее обычно на всякие выкрутасы под всадником сил уже не хватает. Но это уже как раз те довольно развитые коневодческие техники, которые первыми придумали, вероятно, скифы, после чего и смогли держать большое количество лошадей в табунах.

Devorator linguarum

Цитата: granitokeram от декабря 17, 2014, 20:40
Devorator linguarum, у меня создается стойкое впечатление, что вы сильно далеки от коневодства
Имею определенный практический опыт. А вы? ;)

bvs

Есть вот такое (wiki/ru) Ашвины, при том что в Ригведе ни о каком конном войске еще речи не было конечно.
Цитата: Devorator linguarum от декабря 17, 2014, 21:20
Но это уже как раз те довольно развитые коневодческие техники, которые первыми придумали, вероятно, скифы, после чего и смогли держать большое количество лошадей в табунах.
Известен коневодческий трактат митаннийца Киккули, а это вообще середина 2-го тыс. до н.э. Если уж трактаты писали, значит коневодчество было неплохо развито.

kanishka

Тогда же был написан коневодческий трактат и на ассирийском, причем в обеих книгах используется термин, считающийся арийским - aššuššani "конюх".
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

granitokeram

Цитата: Devorator linguarum от декабря 17, 2014, 21:21
Цитата: granitokeram от декабря 17, 2014, 20:40
Devorator linguarum, у меня создается стойкое впечатление, что вы сильно далеки от коневодства
Имею определенный практический опыт. А вы? ;)
у меня дед старый лошадник. ия у него много времени провел по детству. и даже бельмо у них дечит до сих пор. и вот читаю я вас.... то ли сильно разные приемы работы, то ли... не знаю. мы по другому обходились
хотя, мы обсуждаем седую древность. а я могу судить о современности максимум лет на 150-200 назад, так что сложно все.
хотя, по рассказам, умудрялись, в норме вещей, скупать дохлых (по русским меркам ( без обид!!!)) лошадей, выхаживать и продавать за красавцев (по-русски не подберу). хотя и давно это было, относительно.
PS: а практика какая? сколько дыр в сапе у быстрой лошади должно быть?

Devorator linguarum

Цитата: granitokeram от декабря 17, 2014, 22:24
Цитата: Devorator linguarum от декабря 17, 2014, 21:21
Цитата: granitokeram от декабря 17, 2014, 20:40
Devorator linguarum, у меня создается стойкое впечатление, что вы сильно далеки от коневодства
Имею определенный практический опыт. А вы? ;)
у меня дед старый лошадник. ия у него много времени провел по детству. и даже бельмо у них дечит до сих пор. и вот читаю я вас.... то ли сильно разные приемы работы, то ли... не знаю. мы по другому обходились
хотя, мы обсуждаем седую древность. а я могу судить о современности максимум лет на 150-200 назад, так что сложно все.
хотя, по рассказам, умудрялись, в норме вещей, скупать дохлых (по русским меркам ( без обид!!!)) лошадей, выхаживать и продавать за красавцев (по-русски не подберу). хотя и давно это было, относительно.
PS: а практика какая? сколько дыр в сапе у быстрой лошади должно быть?
Ну, рад, что вы тоже не чисто умозрительно пишете, а основываясь на каком-то практическом опыте. У меня дед хоть и работал конюхом, было это задолго до моего рождения, и я в детстве доступа к лошадям не имел. Зато последние лет 15 с конями, в основном спортивными, бываю достаточно регулярно. Самому объезжать не приходилось, но со стороны несколько раз процесс наблюдал.  В том числе видел, как совсем не табунные, а привыкшие к человеку с самого рождения лошади сбрасывали при этом достаточно опытных всадников. Про табуны и всякие этнографические и исторические практики у меня знания в основном теоретические, да. Но прочитал я по этой теме довольно много, т.к. вообще она мне интересна, даже сам писал по ней что-то в конные журналы, так что смею надеяться, что и здесь я не совсем дилетант.

Что касается древних иранцев и вообще первоначальных этапов развития коневодства, то вот пытаюсь как-то привести к общему знаменателю имеющийся практический опыт с реальными лингвистическими и историческими свидетельствами, абстрагируясь от вторичных построений типа того, что "раз у ариев лошадь играет в мифологии большую роль, они были коневодами", и получается то, что получается. Вполне возможно, что в моих построениях где-то есть ошибки, но пока контраргументы типа мифологических выглядят, с моей точки зрения, весьма слабыми.

Вообще, было бы весьма продуктивным, если бы другие участники дискуссии тоже не просто говорили бы, что есть такие-то свидетельства степени развития коневодства у древних иранцев, а обрисовали бы связную картину, как они представляют древнейшие процессы его развития вообще и у иранцев в частности.

Devorator linguarum

Цитата: bvs от декабря 17, 2014, 21:37
Известен коневодческий трактат митаннийца Киккули, а это вообще середина 2-го тыс. до н.э. Если уж трактаты писали, значит коневодчество было неплохо развито.
Цитата: kanishka от декабря 17, 2014, 21:48
Тогда же был написан коневодческий трактат и на ассирийском, причем в обеих книгах используется термин, считающийся арийским - aššuššani "конюх".
Фокус в том, что ни у Киккули, ни у ассирийцев в этих трактатах не написано ничего ни про содержание или разведение лошадей, ни про их выездку. То, что там есть - это рассчитанная примерно на 3 месяца программа тренировок, ориентированная на повышение выносливости на длинных дистанциях. Кстати, на современных лошадях проверили и нашли ее весьма эффективной. Т.е. свидетельство про достаточно высокое развитие конеиспользования эти трактаты дают, а что это говорит обо всем остальном, непонятно.

Nevik Xukxo

Есть ли шансы, что индоиранизмы и иранизмы у ФУ - это просто ностратические реликты? :umnik:

granitokeram

Цитата: Devorator linguarum от декабря 17, 2014, 23:26
Фокус в том, что ни у Киккули, ни у ассирийцев в этих трактатах не написано ничего ни про содержание или разведение лошадей, ни про их выездку. То, что там есть - это рассчитанная примерно на 3 месяца программа тренировок, ориентированная на повышение выносливости на длинных дистанциях.
наверно, потому что содержание. разведение и т.д. к тому времени уже и так было хорошо известно

bvs

Цитата: Nevik Xukxo от декабря 19, 2014, 08:20
Есть ли шансы, что индоиранизмы и иранизмы у ФУ - это просто ностратические реликты?
Нет, они хорошо вычленяются. И в самодийских отсутствуют. Но часть ИЕизмов может быть тохаризмами или (пара)балтославизмами, например финно-пермское *porśa "свинья" вряд ли индоиранизм: в арийских этого слова нет, и вообще арии свиней скорее всего не разводили.

Iskandar

Цитата: bvs от декабря 19, 2014, 17:21
например финно-пермское porśa "свинья" вряд ли индоиранизм: в арийских этого слова нет
хс pāsa "свинья" (из 12-летнего цикла)

Iskandar

Цитата: Devorator linguarum от декабря 17, 2014, 23:26
Фокус в том, что ни у Киккули, ни у ассирийцев в этих трактатах не написано ничего ни про содержание или разведение лошадей, ни про их выездку.
Логично предполагать, что раз не указано, то ничего этого не было...

bvs

Цитата: Iskandar от декабря 19, 2014, 17:29
хс pāsa "свинья" (из 12-летнего цикла)
Выпадение r регулярно? И означало наверное дикую свинью, хотя у китайцев могли заимствовать свиноводство.

Iskandar

Цитата: Devorator linguarum от декабря 17, 2014, 23:16
Вообще, было бы весьма продуктивным, если бы другие участники дискуссии тоже не просто говорили бы, что есть такие-то свидетельства степени развития коневодства у древних иранцев, а обрисовали бы связную картину, как они представляют древнейшие процессы его развития вообще и у иранцев в частности.
Для этого нужно настоящее исследование, а так можно читать археологические отчёты, а вы будете тыкать "отсутствием" слова для жеребёнка и всё, что дальше обсуждать...

Devorator linguarum

Цитата: Iskandar от декабря 19, 2014, 17:30
Цитата: Devorator linguarum от декабря 17, 2014, 23:26
Фокус в том, что ни у Киккули, ни у ассирийцев в этих трактатах не написано ничего ни про содержание или разведение лошадей, ни про их выездку.
Логично предполагать, что раз не указано, то ничего этого не было...
С такой логикой вы, взяв учебник по фонетике и не найдя в нем инфу про синтаксис, придете к выводу, что про синтаксис никто ничего не знает. :green:

Devorator linguarum

Цитата: Iskandar от декабря 19, 2014, 17:34
Цитата: Devorator linguarum от декабря 17, 2014, 23:16
Вообще, было бы весьма продуктивным, если бы другие участники дискуссии тоже не просто говорили бы, что есть такие-то свидетельства степени развития коневодства у древних иранцев, а обрисовали бы связную картину, как они представляют древнейшие процессы его развития вообще и у иранцев в частности.
Для этого нужно настоящее исследование, а так можно читать археологические отчёты, а вы будете тыкать "отсутствием" слова для жеребёнка и всё, что дальше обсуждать...
В том-то и дело, что я определенное исследование провел. Конкретно выписал из словарей соответствуюшую лексику (половозрастные названия лошадей и названия конского снаряжения) по тем иранским языкам, по которым достаточно большие словари доступны (ясно, что в маленьких словарях эта лексика все равно будет отражена недостаточно), и попытался понять, что из этих слов можно возвести на праиранский уровень. Оказалось, почти ничего. Данные археологии и описания древних авторов тоже по возможности постарался принять во внимание, но признаю, что здесь я не очень много информации проработал. Однако та историко-археологическая информация, которую я смог учесть, сделанным на основе анализа лингвистических материалов выводам не противоречит. :smoke:

Iskandar

Цитата: Devorator linguarum от декабря 19, 2014, 18:13
Цитата: Iskandar от декабря 19, 2014, 17:30
Цитата: Devorator linguarum от декабря 17, 2014, 23:26
Фокус в том, что ни у Киккули, ни у ассирийцев в этих трактатах не написано ничего ни про содержание или разведение лошадей, ни про их выездку.
Логично предполагать, что раз не указано, то ничего этого не было...
С такой логикой вы, взяв учебник по фонетике и не найдя в нем инфу про синтаксис, придете к выводу, что про синтаксис никто ничего не знает. :green:
Так ваша ж логика

Iskandar

Цитата: bvs от декабря 19, 2014, 17:33
Выпадение r регулярно? И означало наверное дикую свинью, хотя у китайцев могли заимствовать свиноводство.
Не в курсе, другой этимологии не предлагают
pāśi gūśta «свинина»

Nevik Xukxo

А в других индоиранских этот поросёнок есть? Или только в хотаносакском?

Devorator linguarum

Цитата: Iskandar от декабря 19, 2014, 18:41
Цитата: Devorator linguarum от декабря 19, 2014, 18:13
Цитата: Iskandar от декабря 19, 2014, 17:30
Цитата: Devorator linguarum от декабря 17, 2014, 23:26
Фокус в том, что ни у Киккули, ни у ассирийцев в этих трактатах не написано ничего ни про содержание или разведение лошадей, ни про их выездку.
Логично предполагать, что раз не указано, то ничего этого не было...
С такой логикой вы, взяв учебник по фонетике и не найдя в нем инфу про синтаксис, придете к выводу, что про синтаксис никто ничего не знает. :green:
Так ваша ж логика
А вот это с вашей стороны уже демагогия - приписывание оппоненту того, чего он не говорил. :down:

Iskandar

В тексте AfGah описываются подношения разных животных, названия которых сопровождаются на протяжении всего списка словами daēnunąm paiti.puθranąm, то есть, «самок с детёнышами». Без всякой развитой самочье-детёнышевской номенклатуры. Таким образом, древние иранцы плохо знали следующих животных:

- овец (maēšinąm)
- коров (gavąm)
- коней (aspanąm) — ну это мы уже выяснили
- верблюдов (uštranąm)

Я думаю, вообще скотоводство им было знакомо только понаслышке...

Валер

Цитата: Iskandar от января 18, 2015, 14:55
В тексте AfGah описываются подношения разных животных, названия которых сопровождаются на протяжении всего списка словами daēnunąm paiti.puθranąm, то есть, «самок с детёнышами». Без всякой развитой самочье-детёнышевской номенклатуры. Таким образом, древние иранцы плохо знали следующих животных:

- овец (maēšinąm)
- коров (gavąm)
- коней (aspanąm) — ну это мы уже выяснили
- верблюдов (uštranąm)

Я думаю, вообще скотоводство им было знакомо только понаслышке...
Как-то рвёт шаблоны..А "древние" здесь - какое примерно время?
Несолидарный. С войной, чем-либо, кем-либо.

Убить непросто. Убивать за свою страну намного легче.

Iskandar

Деворатору вон ничего не рвёт. Нет номенклатуры — нет скотоводства.

Iskandar

В этом же тексте «ягнёнок» — pasə̄uš gərəbuš, букв. «барана детёныш/плод». Иранцы не разводили овец, они им были в диковинку.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр