Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Аланы - предки осетин или карачаево-балкарцев?

Автор Zhendoso, декабря 21, 2012, 18:45

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Awwal12

Цитата: TawLan от октября 23, 2014, 17:06
Awwal12, что значит автохтонны? Разве "R" автохтонный кавказский ген?
Разумеется, автохтонный, если только мы говорим о последней паре-тройке тысячелетий. Та же R1a зашкаливает у абхазов, например.
Были бы, конечно, показательны высокие доли азиатских субкладов R1a (конкретно R1a1a1b2 с ответвлениями). Только их-то как раз и не наблюдается, зато есть архаичные общеевразийские субклады и более молодые восточноевропейские.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Рухс-вариаг

Цитата: Zhendoso от октября 23, 2014, 20:43
Цитата: Рухс-вариаг от октября 23, 2014, 20:32
Не уважаю предателей своих предков, Вы пытаетесь привязать своих предков к другой национальной группе - это показывает Ваше отношение с своим предкам и своему происхождению, потому что Карачаевцы - это такие же аланы как негры славяне, генетика небо и земля, есть только несколько фамилий у карачаевцев предки которых были аланские рода, но впоследствии они стали карачаевцами, вот только фамилии еще и могут сказать что предки их были аланы  :yes:
Это чересчур. Ассимиляция - естественный исторический процесс. Среди Ваших лично предков, уверен, так же имеются представители местных, кавказских народов, не имевших до перехода на древнеосетинский язык никакого отношения к аланам.
Если говорить в таком ключе, то все люди - предатели своих предков - нет, наверное, на свете народов, не возникших в результате ассимиляций и диссимиляций. А непредатели умели бы только мычать и визжать как шимпанзе.
Неправильная формулировка ответа. Много предков может быть у очень смешанных народов, например у казахов более 28 гаплогрупп имеющих разноплеменное происхождение не только на тюрской почве, но и иранские саки еще оставили след и многие другие, но я имею ввиду совершенно четкие понятия. Например славяне - кто бы и когда бы ни вливался в их состав (если Вы это имеете ввиду) в "основе" являются "славянами" по культуре быту и "славянскости" и не теми 4% например монголов которые влились в их состав и стали славянами, поэтому есть преобладающий фактор в культуре, языке, обычаях, социуме, мировоззрении и преобладающей гнетике, которая не меняется никогда, если ваш предок по отцовской линии был например индеец, то кто бы не вливался в вас со стороны женщин по мужской линии всегда будет кровь индейца даже через тысячи лет, нет разбавленной генетики в одном человеке. Поэтому в одном этносе есть вливания из многих других этносов, но всегда бывает преобладающий по всем вышеперечисленным факторам.

Iskandar

Цитата: Awwal12 от октября 22, 2014, 21:06
Отдельно хочется подчеркнуть, что аланская держава была определенно феодальным, а не племенным (и уж конечно не национальным) образованием, с православием в качестве официальной религии и аланским в качестве официального языка
Это откуда известно? Особенно про официальный язык?

Awwal12

Цитата: Iskandar от октября 23, 2014, 20:56
Цитата: Awwal12 от октября 22, 2014, 21:06Отдельно хочется подчеркнуть, что аланская держава была определенно феодальным, а не племенным (и уж конечно не национальным) образованием, с православием в качестве официальной религии и аланским в качестве официального языка
Это откуда известно? Особенно про официальный язык?
Банальная экстраполяция, ибо наивно было бы считать Аланию чем-то уникальным. "Официальный", конечно, может быть не самым удачным словом.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Iskandar


Zhendoso

Цитата: ZuluAma от октября 23, 2014, 20:51
разъясните и обретите новых братьев от аланских предков
Давайте-давайте. И у меня появится новое право на сюзеренитет над потомками вассалов моих предков  ;D
Как только я дострою свой орбитальный крейсер, я его немедленно реализую. Мне же нужны стюарды.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Awwal12

Цитата: Iskandar от октября 23, 2014, 21:02
Цитата: Awwal12 от октября 23, 2014, 21:01
Банальная экстраполяция
С чего именно?
С современной этнической ситуации, отрывочных данных источников и over9000 феодальных образований по всему миру.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Iskandar

Как раз в «феодальных образованиях» «официальный язык» обычно — общеупотребительная развитая лингва-франка.

TawLan

Цитата: Awwal12 от октября 23, 2014, 20:54
Цитата: TawLan от октября 23, 2014, 17:06
Awwal12, что значит автохтонны? Разве "R" автохтонный кавказский ген?
Разумеется, автохтонный, если только мы говорим о последней паре-тройке тысячелетий. Та же R1a зашкаливает у абхазов, например.
Были бы, конечно, показательны высокие доли азиатских субкладов R1a (конкретно R1a1a1b2 с ответвлениями). Только их-то как раз и не наблюдается, зато есть архаичные общеевразийские субклады и более молодые восточноевропейские.
Просто я наверно неправильно понимаю смысл слова "автохтонный" :what:
В моем понимании "автохтонный" означает - сформировавшийся, возникший в данном регионе и не встречающийся больше нигде. Говоря о генах и антропологии, можно наверно сказать - встречающийся в не этого региона в виде исключения, потому что здесь категоричным быть не вариант. На Кавказе, если верить официальной версии, автохтонен только кавкасионский тип, потому что все его кластеры образовались (наверно от смешений тех с теми) здесь. Языки? Не факт что они автохтонны. В общем, в моем разумении, кенгуру (как животное) автохтон Австралии, а крокодил, хоть он скорее всего древнее в той же Австралии чем кенгуру, уже не автохтон.
А то что ты говоришь правильнее называть "коренной".

Zhendoso

Цитата: Рухс-вариаг от октября 23, 2014, 20:56
если ваш предок по отцовской линии был например индеец, то кто бы не вливался в вас со стороны женщин по мужской линии всегда будет кровь индейца даже через тысячи лет, нет разбавленной генетики в одном человеке....
:o Какая еще кровь индейца через тысячу лет? От индейца останется только лишь Y-хромосома, и далеко не в "первозданном" виде (мутации), в которой генов - с гулькин хрен (80 штук), и кодируют они пару десятков белков всего-то. Ценность ее, по большому счету - в гене (срай который), который кодирует белок, ответственный за отращивание зародышем будущих мудевых мешочков и средства доставки семенной жидкости.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

ivanovgoga

Цитата: Awwal12 от октября 23, 2014, 20:54
Разумеется, автохтонный, если только мы говорим о последней паре-тройке тысячелетий
Вы об автохронах планеты Земля?

Цитата: Awwal12 от октября 23, 2014, 20:54
Та же R1a зашкаливает у абхазов,
Она у абхазов, в отличии от адыгов практически не присутствует.
Мозг состоит на 80 процентов из жидкости, и мало того, что она тормозная, так многим еще ее конкретно не долили...

Awwal12

Цитата: ivanovgoga от октября 23, 2014, 22:31
Цитата: Awwal12 от октября 23, 2014, 20:54Та же R1a зашкаливает у абхазов,
Она у абхазов, в отличии от адыгов практически не присутствует.
Читать по-бусурмански умеете?
https://www.familytreedna.com/pdf/caucasus.pdf
33% R1a в выборке - это "почти не присутствует"?
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

bvs


Кеме

Цитата: Рухс-вариаг от октября 23, 2014, 20:00
Почему осетины называют балкарцев Асы - это понятно давно, но не на форуме студентов, а в научной среде. Асы - одно из североиранских племен родственных диалектом аланам, раньше проживали на территории которую в последующем заняли балкарцы, поэтому Асы - это название территории и бывшего асского населения впоследствии перешедшего на сменивший их балкарский народ. В армянской географии Мофсеса Хоренаци Ас-Тикор упоминаются как один народ, асии у древних греков упоминаются наряду с аланами, причем некоторые путают их друг с другом. В дигорском диалекте есть выражение когда кто-либо выигрывает на скачках то часто говорят похвально: Æцæг æссон! Что означает настоящий ас! т.е. хороший всадник, и здесь не может быть смысла - настоящий балкарец! ))) У осетин иронцев говорят при этом: Æцæг ирон! т.е. настоящий осетин (ирон) в смысле что хороший всадник как и подобалось тогда осетину. Поэтому дигорское Æцæг æссон! не что иное как обозначение своего этнонима, так как племена ас-тикор были родственны. Все старые захоронения на территории Балкарии являются аланскими по археологическому определению, и топонимы в Балкарии в основном все осетинские. Вот поэтому....
[/ quote]


     Почему осетины называют карачаевцев и балкарцев асами "непонятно давно".  В РОС словаре 1949 года Балкария фигурирует как Асия, Карачай - Стур Асия, балкарцы- ассон, асиаг. Правда , в словаре 1970 года все переправили.  Обьяснения этого факта осетинами, разумеется выше похвалы- нашли выход.  Типа мол забыли свой этноним ас. Забыли так забыли, с кем не бывает.  Забыли свой этноним ас, но заимели другие . Это ирон, дигорон, кудар. Разумеется и эти этнонимы с глубин Скифии. В частности дюгер непременно связывают с адыг, типа с незапамятных времен , с периода общности адыгов и осетин.  Но потом приходят кипчаки (разные разгоряченные головы приводят разные мнения, то половцы, то хазары , то крымцы) и осетины вдруг вспоминают свой старый добрый этноним и нарекают им карачаевцев и балкарцев.
    Я даже готов поверить в эту несусветную чушь. Но иронцы то с чего с ума сошли. Они живут далеко от дигорцев и еще дальше от балкарцев, но тоже упрямо называют асами именно балкарцев, а не дигорцев.
    Я думаю пора заканчивать с этой чепухой- надо перестать издеваться над осетинским народом. "Тут помнит- там не помнит". Точно также с ума сошли и сваны, называющие карачаевцев аланами. С ума сошли и менгрелы, называющие аланами именно карачаевцев. С ума сошли и карачаевцы и балкарцы , называющие себя аланами.
   Надо завязывать с этой паскудной практикой- находить обьяснение всему и вся.
   Решение тут одно.....
   Карачаевцы и балкарцы- это аланы. Часть балкарцев- асы. И никто с ума не сходил.
==============
    О племени "тикор".


Нету такого племени. Есть хазарское племя ДЮГЕР. Заселившееся в Дигорское ущелье. Ранее в Дигорском ущелье жили другое хазарское племя савиров. В принципе в устах осетин Дигорское ущелье так и называлось - "Савири ком", то есть ущелье савиров. Позже их притесняют переселенные с хазарского города Къыркъ Маджар Баделиата. Это тюрки - огузы. Астана (ударение на третьем слоге) - местного красавчика савира притесняют именно они. Гаплогруппы Баделиата носят свои , хазарские . Это Q и R1b.
    Но хазары-дюгеры приходят не одни , с ними в компании - хехесы . Это ираноязычные маздакиты. Попали в Хазарию через Дербентские ворота, в начале 5 века, а период памятных собыий в Сасанидской империи. Частью мигрировали вместе с кунами в Венгрию, где и обнаружен их словник. Назовем его "маздакитским словником".  Кто такие хехесы. ......
    Хехесы- это теже самые уазданы , то есть свободные общинники , но ЧУЖЕРОДНЫЕ. Уазданы- коренные. Их в Дигории к этому времени осталось только 11 семей. Так называемых "тыхджын мыггаг" или "Стыр мыггаг". Большие фамилии , то бишь.  Тогда жили еще родо- племенным строем. К югу от них расположились фарсаглаги. Это , если так можно выразиться - "классические осетины" , иронцы. Это Алагирское ущелье - первое поселение закавказцев - осетин. Именно Алагирское ущелье и есть "эпицентр" заселения осетин. Там и образовалось фарсаглагское демократическое общество. Остальные фарсаглаги расположились на  опустевщих после чумы (сказание о гибели царциат) территориях хазар,-  куртатинцев, туалов и разумеется  дюгеров. Кто такие фарсаглаги....
   Это - "люди с боку". Где "фарс" - по- осетинский "бок". ПО крайней мере , так прподносят мои друзья ученые - осетины. Но фарсы - это народ Ирана. Фарсаг - фарсиец. Выбирайте что хотите. Я , к примеру, еще не определился.
    Аланией в этом регионе и не пахнет. Алания находится к западу. Там где "Стур Асия". Там где живут карачаевцы и балкарцы и арабские путешественники  их отмечают именно там и называют их тюрками.
    Что делают дюгеры - огузы , поселившиеся на землях хазар - савиров. Правильно, грабят фарсаглагов и осетинский фольклор прекрасно сохранил память об этих событиях.  ....

Бадилаты зæронд зарæг (иронау)

Уæй, æмæ Бадилатæ куы 'рбамбырд вæййынц,
Куы 'рбамбырд вæййынц рæсугъд цъæх фæзмæ,
Сæ бæхтæ дæр хæрзарæзтæй
Сæ фарсмæ уым куы лæууынц.
Хъарадзауты Мысырби дын
Куы бадзуры йæ кæстæртæм:
– Фæцæуæм та, цæй, мæ хуртæ,
Тых кæнынмæ Уæлладжырмæ!
Æртæрæм дзы стыр дзугтæ,
Нæ хистæртæн скад кæнæм,
Уæд афтæмæй куы рацæуынц
Лæгæвзæрстæй Бадилатæ,
Уæлладжырмæ куы бацæуынц,
Сæ нард бæхтыл куы рахъазынц;
Уæлладжыры рæгъæуттæ дын
Сæ разæй уæд куы раскъæрынц,
Заргæ, заргæ куы рацæуынц,
Сæ хъал бæхтыл куы рахъазынц.
Бадилатæ куы 'рхæццæ сты
Уæлладжыры Бызыбынмæ.
Бызыхъæуæй, дын, комырдæм
Уæд Бутатæй иу нæуæг чындз
Дон хæссынмæ куы 'рцæйцыди.
Бадилаты куы ауыдта.
Фæстæмæ дын куы фездæхти,
Куы сызгъордта сæ хæдзармæ,
Æвзонг лæппу-сабимæ дын
Куы бадзырдта уый сабыргай:
– Ысдзур, мæ хур, нæ дадамæ,
Куы рацæуынц тыхгæнджытæ.
Уæд бадзуры сæ зæронд лæг
Сæ уайсадæг нæуæг чындзмæ:
– Уайсадыны сæр нал хъæуы,
Нæ фæсивæд уыгæрдæнтæм
Хоскæрдынмæ фæцыдысты...
Тыхгæнджыты фæхъахъхъæ, чындз,
Кæд фыййæуттæ сæ рæгъæуттæ,
Мыййаг, мæ хур, æрбаскъæрынц.
Зæрондмæ дын сæ нæуæг чындз
Уæд уайсадын куы фæуагъта:
– Ыстыр дзугты сæ хъал бæхтыл
Куы фескъæрынц тыхгæнджытæ,
Нæ хъоммæ дæр фæлæбурдтой
Фæтæрынц сæ сæ дзугтимæ.
Зæронд лæг дын уæд дураууон
куы рабадтис æд хъыримаг,
Гæрæхтæ дын куы райдыдта
Тыхгæнджыты – Бадилаты.
Фыццаг æхстæн куы рахауди
Йæ хъал бæхæй сæ раздзæуæг
Хъарадзауты хъал Мысырби.
Бадилатæ уынгæг кæмтты
Куы лыгъдысты æмхæццæйæ,
Куы ныууагътой стыр дзугтæ
Бызыбыны, уынгæг комы.

Радзырдта йæ Дулаты Ахболат, 1936 аз, 12 сентябрь, Куырттат, Хидыхъус. Ныффыста йæ Плиты Харитон.
ЦИГСИИ-йы архив, фольклор № 25, папкæ 71, ф. 10–11.

===========


Кеме

Перевод....

Что за чудо погожим днем
В Алагирском ущелье гром.
Гром грохочет ,не унимается
Уой,в ущелье гремит не гром,
а джигит-Мисирби за чужим добром
к Алагирским горам пробирается

Белый весь с головы до ног
Восседает Илльяс-пророк
Не гроза гремит-он ругается
Не Ильяс-пророк,не гроза,
А хромой Кубатиев Бекмирза
Среди всадников возвышается

С волчьим сердцем в груди
Мисирби летит впереди.
На грабеж спешит,ухмыляется
Мой Хуцау,мой Аллагъ!Дай силы нам,нас ждут бои!
А после будем каятся......

Дальше один старик ранит Кубадиева, с чего он и умирает позже.

(Записана Цеовым И. от М.Караева в сел.Лескен,1933г. ОРФ СОНИИ,ф.20,п.70,стр.20)

==================


     Разумеется мои талантливые друзья найдут объяснение и этим фактам. И я в этом ничуть не сомневаюсь.   
  Позже хазарское общество территории Осетии , в устах грузин Овс- ети  (Земля Уобоса- хазарского принца) пополнится "косаегами" и еще больше фарсаглагами, гурджиагами - выходцами из-за кавказия, появится новый класс кавдасаров.
    В период русско- кавказской войны вся пассионарная верхушка тюрков - огузов, наследников савир и дюгеров уйдут в Турцию. Остальные освободятся от повинностей оных и будут носит частью этноним ДЮГЕР. Но так как звука "Ю" в осетинском нет - дигор.
    В 1879 году дигорцы зазделятся на два лагеря. Фарсаглагов и дюгеров. Где фарсаглаги (собрали 1000 войнов) заявят о своем вступлении в Российское подданство (дали присягу русскому капитану - разведчику Штеддеру). Дюгеры (собрали 600 человек) сдадут свои позиции после переговоров. Позже массово уедут в Турцию.
     ============
    А потом уже два осетина Сталин и Абаев сбацают историю для осетин- аланскую.
    В 1943 году , 2 ноября карачаевцев депортируют, 3 ноября 1943 года в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) откроют институт этнографии . Сталин отправит Абаева с Москвы туда. К победе , в 1945 году Абаев и правозгласит осетин аланами.

========================

    Я приношу свои извинения , если кого ненароком задел или обидел. Я понимаю слово "маздакит" может кому то не понравится. Такого не должно быть. Маздакит - обычный термин. Не имеет негативной  окраски. Это простые иранцы- последователи Маздака.
    С уважением ко всем.....

Рухс-вариаг

То с какой ревностью карачаевцы хотят быть аланами просто удивительна  :D не один народ так ревностно не хочет стать тем кем он не является, ни по каким показателям, ни по языку, ни по культуре, ни по культуре захоронений, ни по генетике даже, карачаевцы никак не связаны с аланами, но все же они так ненавидят своих тюрских предков и не понятно за что  :D поистине непонятная позиция, но это уже вне научных обсуждений, только вечернмих для бесед в ауле. Собери всех ученых светил мира и если 2% из них скажет что карачаевцы вообще какое-то отношение имеют к аланам то карачаевцы это аланы, будьте ими, поздравляю! Мы в детстве все хотели индейцами быть

zulus_zulus

ура ура я снова лама


Рухс-вариаг

Цитата: Лом d10 от октября 24, 2014, 14:23

Это очень старая карта со старыми данными времен Насидзе ))) Сейчас протестировано огромное количество человек по длинным маркерам
https://www.familytreedna.com/public/Ossetian/default.aspx?section=yresults
Вообще извинение модераторам, это лингвофорум а не форум генеалогии

ivanovgoga

Тут  явно даны гаплогруппы по местностям, а не по представителям  этноса.
Мозг состоит на 80 процентов из жидкости, и мало того, что она тормозная, так многим еще ее конкретно не долили...

Рухс-вариаг

Цитата: ivanovgoga от октября 24, 2014, 14:31
Тут  явно даны гаплогруппы по местностям, а не по представителям  этноса.
По остальным то же самое, могу ссылки дать, все обновилось давно

do50

Проблемы интеграции России в ад должны волновать ад, а не Россию

«Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует», Генерал-фельдмаршал Х. А. Миних
«Россией управлять не сложно, но совершенно бесполезно», Александр II

ivanovgoga

Цитата: do50 от октября 24, 2014, 14:34
ivanovgoga, бро, это ж бесовское учение!
Как и лингвистика!  :3tfu:  Разделил же Он  языки, чтоб человек не зазнавался - вот и нечего сейчас искать праязык. Он запрещен. 
Мозг состоит на 80 процентов из жидкости, и мало того, что она тормозная, так многим еще ее конкретно не долили...

Кеме

Цитата: Рухс-вариаг от октября 24, 2014, 12:48
То с какой ревностью карачаевцы хотят быть аланами просто удивительна  :D не один народ так ревностно не хочет стать тем кем он не является, ни по каким показателям, ни по языку, ни по культуре, ни по культуре захоронений, ни по генетике даже, карачаевцы никак не связаны с аланами, но все же они так ненавидят своих тюрских предков и не понятно за что  :D поистине непонятная позиция, но это уже вне научных обсуждений, только вечернмих для бесед в ауле. Собери всех ученых светил мира и если 2% из них скажет что карачаевцы вообще какое-то отношение имеют к аланам то карачаевцы это аланы, будьте ими, поздравляю! Мы в детстве все хотели индейцами быть

Осетинская сага Иры Дада. Гнусная подделка 1910 года. Текст привожу без комментариев. Сейчас уже внуки просветителя хромого Кунуха   пудрят народу мозги.


1) От праотцев наших дошло до нас это чудное сказание - аланская легенда
(2-3) о том, как случилось так, что наш герой Дада пал в поединке на поле брани от коварной руки чужестранного князя.
(4) О, Иры Дада! О, Иры Дада!
(5) О, ты, лицо-предъявитель человеческого тела, ты не больше, чем ладонь руки.
(6) Но как показать тебя всему миру? О, наша честь, что завещали нам наши предки - светоносные аланы (Ruxs Alon cеsgom)!
(7) О, Иры Дада! О, Иры Дада!
(8) Разве сможем мы забыть седые усы нашего героя, седую бороду и кровь Дада?
(9) Так вопрошали благороднейшие мужи на осетинском ныхасе (Iron Nyxasy).
(10) О, Иры Дада! О, Иры Дада!
(11) Но как же случилось то роковое событие в зеленых степях аланской страны?
(12) О том расскажут вам от начала и до конца струны нашей осетинской лиры.
(13) О, Иры Дада! О, Иры Дада!
(14) О, ты, благородный наш предок! Наш заветный светоносный вождь! Для кого ты был и ради кого ты перестал быть?
(15) Ты, который причастился чудесной судьбе алан.
(16) О, Иры Дада! О, Иры Дада!
(17) Для кого ты был и ради кого ты перестал быть, наш возлюбленный предок? Горюй и печалься, о, страна алан!
(18) Далеко сияла, как снежный обвал, твоя светоносная борода в шелковистых лугах, наш Иры Дада,
(19) Когда ты, по своему обыкновению, скакал с табунами коней и скота через Касарские горы.
(20) И святой Бараштыр говорил тебе: «Когда пожелаешь, приходи в мой град неземной.
(21) Я дам тебе пуховую перину для твоих старых костей, а для души твоей - золотую башню, украшенную яркой росписью.
(22) Серебряногривые кони ниспосланы будут тебе с небес, и новый месяц будет твоей острой саблей».
(23) Тот, кто слышал эти небесные речи посланцев Бараштыра, одетых в черное, уже не страшился царства мертвых.
(24) [И, в самом деле, Иры Дада] не ведал страха в земной жизни, и поэтому не щадил ни тела своего, ни души своей.
(25) [Я расскажу вам] в этой песне, как пал он от вражеской руки - от меча Мстислава.
(26) В самом деле, с незапамятных времен владели аланы степями дикими от самой Земли Теплого Солнца до Земель Заката.
(27) Много могил оставили наши родичи в тех местах, пока не заселили их иноземные народы (еdtagon еdaemtе).
(28) Их вождь, рыжеволосый Мстислав был храбрый воин и благородный всадник.

Сваты и посланцы

(29) [Однажды] решили иноземцы породниться с аланами и послали сватов к их царю.
(30) [И говорили они так]: «Если цените наше родство, давайте договоримся мы сегодня, о, мужи Cовета!
(31) По обычаю вашему, о, почтенные аланы, выдайте девицу за дорогого нашего вождя.
(32) И, если так объединимся, не будет на земле сильнее нас народа; вы знаете о том».
(33) Тогда наипрекраснейшая во всей стране алан девица, восхитительно красивая - картина, нарисованная Солнцем, - Надо из рода Бургалти,
(34) Еще не была обручена. Ее тонкая талия, величавая нартов осанка, и взгляд, и благородная походка,
(35) И золотые косы до самых пят, отменная грация в танцах и совершенные формы -
(36) Мог ли быть кто более достоин? «Кто добивается ее?» «Сам князь иноземцев». «Да будет так для вашего добра.
(37) И где сумеете найти такое счастье?» Итак, аланская красавица твоей супругой стала.
[После свадьбы отправился в Киев Мстислав]
(38) И с радостными песнями поехал в Киев князь Мстислав, в страну рожденья своего. Красуется теперь тамга алан на всех его знаменах.
(39) И года после свадьбы не прошло, как в день один Мстиславу сына родила Надо.
(40) И вот гонец уж иноземцев сошел с коня во двор Бургалти с благими новостями, и жестами, как мог, пытался объясниться.
(41) Когда аланы поняли его, они в восторге осыпали его дарами.
(42) Не говорил по-алански гонец иноземцев и жестами заменял слова, не разумея аланского наречья.
(43) От всех алан великие дары послали новорожденному князю: темное пиво густое,
(44) аланские седла в серебре, лук золотой с семью стрелами, и белогривых семь коней.
Аламат
(

Кеме

45) «Благоденствия вашему граду, о, доблестные наши друзья!» - так приветствовал воинов князь русичей Аламат.
(46) Аланский знаменосец на коне чалой масти (xalas) семь раз объехал Белый Замок.
(47) А затем в земле русичей светоносные аланы спели военную песню, с дискантов начав,
(48) И хором припев вознеся до небес. Никто не слышал доселе в Киеве-граде сарматскую песню.
(49) Пригласили русичи алан в Белый Замок, как обычай земли их велит, с огромным почетом. Мстислав сам идет впереди.
(50) Князь Аламат по правую руку его, а знаменосец по левую. «Мир замку твоему!» - изрек Аламат.
(51) [В трапезной] член Совета (Sеrmatеj еrvist) Касати Бибо во главе стола, и рядом доблестный Мстислав;
(52) А слева светоносная госпожа Надо - чудо алан, и дальше витязи сидят.
(53) Князь Аламат [сидит] поодаль от Надо. Кто знает, о чем говорят они. Жизнь их радостью полна.
(54) Стол полон яств. Почетные гости и иноземцы - все вместе. Сияют золотые блюда.
(55) Жаждет Аламат. Желает выпить чашу нартов с темным пивом.
(56) Но жгут его нутро крепчайшие напитки с тостами в честь его без перерыва.
(57) Сидит Мстислав за столом, а по правую руку - князь Аламат - наш лучший воин.
(58) И справа от него светоносная госпожа Надо;
(59) И дальше вдоль стола остальные знатные гости.
(60) Царь Киева не держит рабов. Благородные господа прислуживают за столом в одеяниях своей страны: в кафтанах длиннополых и островерхих шапках.
(61) За каждым гостем стоят навытяжку два дворянина с готовностью служить, согласно ритуалу.
(62) Кружится голова героя Аламата от крепких иноземских напитков.
(63) Не может больше сдерживать себя. А сын сестры Мстислава - юный князь - сидит как раз напротив
(64) И непристойным поведеньем он оскорбляет всех гостей. И вот, не обнажил ли меч уже? И не собрался ли ударить Аламата?
(65) Когда увидел это нарт Аламат, одним ударом выбил меч, а вторым убил на месте молодого князя. Заслуженная участь твоего врага.
(66) Кипела гневом кровь еще у Аламата, когда его схватили. Когда же русичи отняли его оружье боевое, Надо сочла то оскорбленьем. Увидев, что меч Аламата был силою отнят,
(67) И князя алан ведут под стражею в замок, она расценила это как позор для Надо из знатного рода Бургалти.
(68) И бросилась она во двор, и закричала пронзительно аланам: «Седлайте аланских вы коней! Несчастье обрушилось на наше царство.
(69) Готовьтесь к походу, к битве и войне, о, воины - олени, о светоносные аланы!»
(70) Затем она вернулась к гостям и молвила так мужу: «Я Аламата родная сестра - мы кровь и кость одна, и грудь одна нас молоком питала.
(71) И Аламата грубым наказаньем держава наша и весь аланский наш народ оскорблены.
(72) Прошу тебя, давай начнем с гостями пир наш снова.
(73) Пусть сядет Аламат за стол со мною рядом.
(74) А завтра используй свое право приговорить его в суде».
(75-76) С печалью Мстислав отвечает Надо: «Твой брат Аламат сейчас в замке, в постели лежит он, как мертвый, ибо он пьян. И я не могу пригласить его сюда».
(77) В порыве гнева аланская госпожа внезапно развернулась, оставила гостей и удалилась в свои покои.
(78) А гости пир возобновили и веселились от души. Мстислав один сидел, погруженный в глубокое волненье.
(79) Не угрожает смерть аланским всадникам, готовым к выступленью. Кровь волнами играет в них, как отзвук битв военных.
(80) И в государевом дворе все в седлах ждут их командира - светоносного Аламата.
(81) И ничего не знают аланские бойцы, не ведая о приключившемся несчастье.
(82) Внезапно гости слышат пение алан на государевом дворе. Наружу выбежал Мстислав.
(83) Вот чудеса! Бойцы поют военный гимн во владеньях иноземцев, и не может никто их сдержать.
(84) «Случилось что, поди?» - подумалось Мстиславу. «Проверить надобно семью. Такая песня адресована врагу».
(85) Отточенным мечом аланским послала в мир иной Надо себя и собственного сына.
(86) Поутру направился в замок Мстислав и выпустил князя алан - светоносного Аламата, и сам не сказал при этом ни слова.
(87) Всю ночь напролет в седле провели аланские всадники и не покидали своих нартских боевых коней.
(88) И обратился к воинам князь Аламат: «На наши головы обрушилось несчастье, о воины мои! Чтоб смыть позор бесчестья, давайте вымочим в крови врагов светоносные наши одежды. Постигла нас великая беда: гроза военная покрыла наше небо.
(89) Моя Надо, возлюбленная моя сестра, мечом храбрецов поразила себя и своего ребенка.
(90) Отныне все эти люди - наши кровные враги».
(91) И похоронная торжественная свита проследовала в страну алан.
(92) Народ весь в черное оделся; не слышен больше лиры звук, и перестали брить бороды и стричься все мужчины. Без устали стенают плакальщицы в черных одеяньях.
(93) «О, светоносные аланы! В каких бы не застала весть местах вас на поверхности земли, Верховный Суд наш так решил: отныне Мстислав - наш кровный враг».
(94) И мудрецы Верховного Совета отправили гонцов к Мстиславу [с таким известьем]: «Ты должен кровью заплатить стране алан на поле брани за все твои неправые деянья».
(95) Правитель Киева был озадачен. Собрал он лучших всадников на Тмутараканском поле и с ними пошел он на алан.
(96) А на рассвете Мстислав отправил своих гонцов к аланам.
(97) Что молвили они тогда, сказители и по сей день поют.

Мстислав