Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Карачаево-Балкарский язык

Автор TawLan, апреля 26, 2013, 10:41

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Таму

Я уже приводил пример, вот если бы у дигорцев пещера называлась " ташалты"- (таш= дор, алты= бун), то как бы мы назвали человека, который бы это ташалты выводил бы не из тюркских?
Her zaman Coca-cola!

олби

Цитата: Agabazar от ноября  8, 2014, 19:14
Так называемая "языческая религия" тем и отличается от остальных религий, что её каноны НЕ ЗАФИКСИРОВАНЫ, не оформлены "официально" в письменном виде. Так что разные толкования неизбежны. Поэтому ваши придирки безосновательны, на мой взгляд. Извините, пожалуйста.
Причем тут "официально", "письменно" и и пр. Общеизвестно, Дебет - Тенгри- кузнец и никаких других толкований быть не может. Ради интереса могу привести и других - Аламан – Тенгри смерти,
Алтын Хардар – Тенгри домашнего изобилия и мира,
Апсаты – Тенгри диких животных и охоты,
Ауал и Астал – братья, первые люди,
Аштотур – Тенгри домашнего обустройства,
Даулет – Тенгри земледелия,
Кюнелик, Ра, Тенгири, Баш тейри – все названия Тенгри солнца. и т.д., их очень много не хочу отнимать у вас время, будьте здоровы!

Дигорон

Цитата: TawLan от ноября  7, 2014, 11:04
Например Сосурукъ(Сосуркъа, Созрыква, Созрыкъуэ, Сослан и т.д.), как рожденный камнем объясняется только с КБ языка, сос - гранит, сос таш - гранитный камень.

Цитата: TawLan от ноября  7, 2014, 11:04
Так же что-то может иметь чисто адыгское объяснение, а что-то осетинское.

Так только из КБ языка или все таки это один из вариантов?

например в сетинском:
Сос - пустой
урае - речной камень

В нартском эпосе: рожденный из РЕЧНОГО камня Сослан.
Сосур, Сосур+ан..
"сос дорæй хуæрзигурд Сослан − из полого камня славнорожденный Сослан" (12; II 10)

И отцом значится некий Сосаег аелдар. У вайнахов поэтому из осетинского  Соска (Сеска и т.д.) Солса (Сосла) (первое имя отца, второе самого героя)

так что не надо ля ля. Сто раз уже объясняли.
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

TawLan

Цитата: Дигорон от ноября 10, 2014, 17:06
Цитата: TawLan от ноября  7, 2014, 11:04
Например Сосурукъ(Сосуркъа, Созрыква, Созрыкъуэ, Сослан и т.д.), как рожденный камнем объясняется только с КБ языка, сос - гранит, сос таш - гранитный камень.

Цитата: TawLan от ноября  7, 2014, 11:04
Так же что-то может иметь чисто адыгское объяснение, а что-то осетинское.

Так только из КБ языка или все таки это один из вариантов?

например в сетинском:
Сос - пустой
урае - речной камень

В нартском эпосе: рожденный из РЕЧНОГО камня Сослан.
Сосур, Сосур+ан..
"сос дорæй хуæрзигурд Сослан − из полого камня славнорожденный Сослан" (12; II 10)

И отцом значится некий Сосаег аелдар. У вайнахов поэтому из осетинского  Соска (Сеска и т.д.) Солса (Сосла) (первое имя отца, второе самого героя)

так что не надо ля ля. Сто раз уже объясняли.
Ля ля значит? :) Сто раз объясняли? Говоря в твоей манере: хватит врать! не надоело людей обманывать?

1) Осетинский "СОС" на самом деле не "SOS", а "ШОШ" - 1)молчание, безмолвие, 2)пустотелый, полый, пористый; 3)неплотный 4)тайный, таинственный, скрытый.
Ничего не напоминает?
КБ: ШОШ - тихий, смирный, спокойный, легкий. Шошлукъ - тишина, спокойствие. Никакого отношения к "СОС" не имеет.
"Сосаег" на самом деле - Шошаг(Шушаг) - тайна, секрет.
Не так ли звучит?:


Сослан, по осетински на самом деле Шошлан. Так же как Солтан>>Шолтан. Знакомясь с иноязычными они конечно представляются Солтан, но свои называют их Шолтан, Шошлан и т.д.. А именно с "С" это уже позднее время.

И только вот ненадо начинать про часть слов у части дигорцев с "С" с их якобы архаичным диалектом. Зри там балкарцев, хочешь влияние, хочешь субстрат, на свое усмотрение.

2) Шош - полый, урае - речной камень. Шош урае - полый речной камень. То есть так звали чувака?  :fp: Его звали рожденный камнем, то есть Сос(у)лан. И никакой не Шошуран.

3) Эти "объяснения" сравнимы разве что с "КБ сибиртки(веник) от дигорского сибирт(шорох)".

Так что не надо ля ля ;)

TawLan

Цитата: олби от ноября 10, 2014, 16:44
Цитата: Agabazar от ноября  8, 2014, 19:14
Так называемая "языческая религия" тем и отличается от остальных религий, что её каноны НЕ ЗАФИКСИРОВАНЫ, не оформлены "официально" в письменном виде. Так что разные толкования неизбежны. Поэтому ваши придирки безосновательны, на мой взгляд. Извините, пожалуйста.
Причем тут "официально", "письменно" и и пр. Общеизвестно, Дебет - Тенгри- кузнец и никаких других толкований быть не может. Ради интереса могу привести и других - Аламан – Тенгри смерти,
Алтын Хардар – Тенгри домашнего изобилия и мира,
Апсаты – Тенгри диких животных и охоты,
Ауал и Астал – братья, первые люди,
Аштотур – Тенгри домашнего обустройства,
Даулет – Тенгри земледелия,
Кюнелик, Ра, Тенгири, Баш тейри – все названия Тенгри солнца. и т.д., их очень много не хочу отнимать у вас время, будьте здоровы!
Все еще грубишь не по детски, ну да ладно.
Все эти твои примеры даже в эпосе, даже для того мира, мифические персонажи, которые превращались в людей, но самом деле кто-то баран златорунный, кто-то олень и т.д.. А Дебет кто? Просто супермен и все. Я знаю две версии: 1) Дебет - первый нарт, отец всех нартов. 2) Дебет ниспослан нартам (то есть уже существующим) с вожаком Ёрюзмеком, в помощь в борьбе с эмегенами, то есть можно назвать его пророком.
Да, мы - нарты, мы - скифы, мы - асы
что-то что-то пророк наш Дебет
что-то что-то мы снежные барсы
что-то что-то нам тысячи лет.

Не помню слова. И автора не помню. Так что это не мои фантазии. Просто у нас много фантазеров и есть разные версии. А я просто сторонник версии, по которой Дебет тот как написано в этих стихах.

TawLan

Цитата: Таму от ноября  8, 2014, 19:36
Я уже приводил пример, вот если бы у дигорцев пещера называлась " ташалты"- (таш= дор, алты= бун), то как бы мы назвали человека, который бы это ташалты выводил бы не из тюркских?
Таму, вот твой пост:
"Умар, соглашусь, что ваш дорбун- это общетюркский "мешок"- торба, если вы объясните фонетику. Откуда Д, и особенно -Ун."

Оказывется (тогда я не знал ответить) "-ун" очень легко объясняется примерами. "Д", как в КБ, так и в кумыкском есть оба варианта и "дорба" и "торба".
А насчет "ташалты", теперь ты представь, что в осетинском есть слово "ташал, ташаел, таешаел" и есть аффикс "ты, та, тае" и имеет свое объяснение того что так называется. Согласился бы на 100% что это тюркизм?

TawLan

К слову о Т<>Д, натолкнулся в словаре на "томурау" -
- чурка, чурбан, колода, обрубок бревна бутларым ~ла болгъандыла ноги мой одеревенели; кюеу ~этн. чурбак, который должен расколоть молодой зять при первом посещении дома родителей жены.

Никогда не слышал, знаю только "Домрау", че так? И что вообще за слово? Тюркское?

олби

Цитата: TawLan от ноября 14, 2014, 14:38
Все еще грубишь не по детски, ну да ладно.
Все эти твои примеры даже в эпосе, даже для того мира, мифические персонажи, которые превращались в людей, но самом деле кто-то баран златорунный, кто-то олень и т.д.. А Дебет кто? Просто супермен и все. Я знаю две версии: 1) Дебет - первый нарт, отец всех нартов. 2) Дебет ниспослан нартам (то есть уже существующим) с вожаком Ёрюзмеком, в помощь в борьбе с эмегенами, то есть можно назвать его пророком.
Да, мы - нарты, мы - скифы, мы - асы
что-то что-то пророк наш Дебет
что-то что-то мы снежные барсы
что-то что-то нам тысячи лет.

Не помню слова. И автора не помню. Так что это не мои фантазии. Просто у нас много фантазеров и есть разные версии. А я просто сторонник версии, по которой Дебет тот как написано в этих стихах.
Да ладно братишка, никто не собирался тебе грубить, если ты так понял - извини. Но ты не прав и это надо уметь признавать, в этом нет ничего постыдного! Да, ты прав Дебет принимает активное участие в делах нартов (кстати не только он) но от этого его сущность не меняется, он есть-Тенгри и никакой не пророк. Скорее всего ты не совсем верно понимаешь значение слова - пророк.

Дигорон

Цитата: TawLan от ноября 14, 2014, 14:28
Ля ля значит? :) Сто раз объясняли? Говоря в твоей манере: хватит врать! не надоело людей обманывать?

1) Осетинский "СОС" на самом деле не "SOS", а "ШОШ" - 1)молчание, безмолвие, 2)пустотелый, полый, пористый; 3)неплотный 4)тайный, таинственный, скрытый.
Ничего не напоминает?
КБ: ШОШ - тихий, смирный, спокойный, легкий. Шошлукъ - тишина, спокойствие. Никакого отношения к "СОС" не имеет.
"Сосаег" на самом деле - Шошаг(Шушаг) - тайна, секрет.
Не так ли звучит?: Сослан, по осетински на самом деле Шошлан. Так же как Солтан>>Шолтан. Знакомясь с иноязычными они конечно представляются Солтан, но свои называют их Шолтан, Шошлан и т.д.. А именно с "С" это уже позднее время.

Жестокий фэйспалм :fp:

В дигорском и в некоторых иронских говорах говорится именно СОС! Ты же указываешь на иронское произношение, где имя самого героя звучит как Шошлан.
У дигорцев звучит сос и Сослан! А дигорский как бэ архаичный.
Неужели ты за столько лет споров ни разу не поинтересовался диалектными особенностями осетинского языка?! Знаток!

И насчет КБ шош:



Цитата: TawLan от ноября 14, 2014, 14:28
И только вот ненадо начинать про часть слов у части дигорцев с "С" с их якобы архаичным диалектом. Зри там балкарцев, хочешь влияние, хочешь субстрат, на свое усмотрение.
Ты сперва разберись с дигоризмами вплоть до Карачая и своим кумиром "гилдором", а потом уже на новый уровень выходи. Только недавно еще по-дигорски считали.

Фантазерлыла.

Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Дигорон

Цитата: TawLan от ноября 14, 2014, 14:38
Не помню слова. И автора не помню. Так что это не мои фантазии. Просто у нас много фантазеров и есть разные версии. А я просто сторонник версии, по которой Дебет тот как написано в этих стихах.

Дебет с кредитом не сходится:

Цитировать"Приведенная легенда подводит нас к необходимости обратиться к карачаевскому нартовскому эпосу, в котором отцом всех нартов выступает Деуэт, или Дебет. Дебет (Деуэт) по своим характеристическим данным напоминает библейского царя Давида по основной профессиональной принадлежности сближается с кораническим Даудом.
У него так же, как у Давида, пастушеское прошлое, он знает язык объектов природы, имеет 19 сыновей и он же нарушает установленный порядок, обычай: женит своих сыновей, начиная с младшего, тем самым предоставляет ему право наследования, как и царь Давид; у него умирают все дети - сыновья, кроме старшего. Однако главою всех нартов становится самый младший внук. Карачаевский Деуэт и библейский Давид являются соблазнителями женщин. Последняя жена Давида и жена Деуэта имеют одно имя с небольшими фонологическими различиями - Батшеве и Батчабай, или Батчалыу. Показательно, что у караимов имя жены Давида звучит так же, как и у карачаевцев, Батчыва... Однако Деуэт (Дебет) в карачаевском мировоззрении превратился в небесного кузнеца жизни и, по поверьям народа, жив по сей день. Кроме того, почитание Деуэта как основателя кузнечного дела и первого "металлурга" сближает его с представлениями мусульманских народов о кораническом Дауде как основателе кузнечного дела..."

Хазарско-иудейское наследие в традиционной культуре карачаевцев

Каракетов Мурат Джатдаевич доктор исторических наук, ведущий сотрудник Отдела Кавказа ИЭА РАН

Вестник Еврейского университета в Москве. М., 1997. С.103-110
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

TawLan

Цитата: Дигорон от ноября 15, 2014, 11:40
Цитата: TawLan от ноября 14, 2014, 14:28
Ля ля значит? :) Сто раз объясняли? Говоря в твоей манере: хватит врать! не надоело людей обманывать?

1) Осетинский "СОС" на самом деле не "SOS", а "ШОШ" - 1)молчание, безмолвие, 2)пустотелый, полый, пористый; 3)неплотный 4)тайный, таинственный, скрытый.
Ничего не напоминает?
КБ: ШОШ - тихий, смирный, спокойный, легкий. Шошлукъ - тишина, спокойствие. Никакого отношения к "СОС" не имеет.
"Сосаег" на самом деле - Шошаг(Шушаг) - тайна, секрет.
Не так ли звучит?: Сослан, по осетински на самом деле Шошлан. Так же как Солтан>>Шолтан. Знакомясь с иноязычными они конечно представляются Солтан, но свои называют их Шолтан, Шошлан и т.д.. А именно с "С" это уже позднее время.

Жестокий фэйспалм :fp:

В дигорском и в некоторых иронских говорах говорится именно СОС! Ты же указываешь на иронское произношение, где имя самого героя звучит как Шошлан.
У дигорцев звучит сос и Сослан! А дигорский как бэ архаичный.
Неужели ты за столько лет споров ни разу не поинтересовался диалектными особенностями осетинского языка?! Знаток!

И насчет КБ шош:



Цитата: TawLan от ноября 14, 2014, 14:28
И только вот ненадо начинать про часть слов у части дигорцев с "С" с их якобы архаичным диалектом. Зри там балкарцев, хочешь влияние, хочешь субстрат, на свое усмотрение.
Ты сперва разберись с дигоризмами вплоть до Карачая и своим кумиром "гилдором", а потом уже на новый уровень выходи. Только недавно еще по-дигорски считали.

Фантазерлыла.
Происхождение самого КБ слова "ШОШ" как бэ дело второе. Да, может иранское. Дело в другом, у нас, начиная от цокающих балкарцев и до карачаевцев в Лабе, "ШОШ" и "СОС" идут как отдельные два слова, не имеющие отношения друг к другу. И к имени Сослан этот самый "ШОШ" не имеет никакого отношения. Дигорский как бэ архаичный, вот именно - "как бэ". Если там какие-то окончания соответствуют архаичности, это не значит что все что в дигорском отличается от иронского - архаичное. Факт в том, что осетинский язык, заимствуя слова все "С" превращает "Ш". Дигорский не исключение, просто в дигорском есть некоторые слова. Архаизм ли это? Мягко говоря далеко не факт. Найди хоть одно слово с "С" с соответствующим произношением:

Дигорско-русский словарь(с произношением): http://slovar.iriston.com/index.php?q=с&showcat=jump&f=1&PHPSESSID=2ntpvb84qplfu7d7jmipjncki2

Самому надоело искать, не нахожу. Сказкам больше не верю ;) Годик назад еще сомневался.

TawLan

Цитата: Дигорон от ноября 15, 2014, 11:43
Цитата: TawLan от ноября 14, 2014, 14:38
Не помню слова. И автора не помню. Так что это не мои фантазии. Просто у нас много фантазеров и есть разные версии. А я просто сторонник версии, по которой Дебет тот как написано в этих стихах.

Дебет с кредитом не сходится:

Цитировать"Приведенная легенда подводит нас к необходимости обратиться к карачаевскому нартовскому эпосу, в котором отцом всех нартов выступает Деуэт, или Дебет. Дебет (Деуэт) по своим характеристическим данным напоминает библейского царя Давида по основной профессиональной принадлежности сближается с кораническим Даудом.
У него так же, как у Давида, пастушеское прошлое, он знает язык объектов природы, имеет 19 сыновей и он же нарушает установленный порядок, обычай: женит своих сыновей, начиная с младшего, тем самым предоставляет ему право наследования, как и царь Давид; у него умирают все дети - сыновья, кроме старшего. Однако главою всех нартов становится самый младший внук. Карачаевский Деуэт и библейский Давид являются соблазнителями женщин. Последняя жена Давида и жена Деуэта имеют одно имя с небольшими фонологическими различиями - Батшеве и Батчабай, или Батчалыу. Показательно, что у караимов имя жены Давида звучит так же, как и у карачаевцев, Батчыва... Однако Деуэт (Дебет) в карачаевском мировоззрении превратился в небесного кузнеца жизни и, по поверьям народа, жив по сей день. Кроме того, почитание Деуэта как основателя кузнечного дела и первого "металлурга" сближает его с представлениями мусульманских народов о кораническом Дауде как основателе кузнечного дела..."

Хазарско-иудейское наследие в традиционной культуре карачаевцев

Каракетов Мурат Джатдаевич доктор исторических наук, ведущий сотрудник Отдела Кавказа ИЭА РАН

Вестник Еврейского университета в Москве. М., 1997. С.103-110
И? Что? Хочешь сказать что весь комплекс осетинского эпоса был уже сложен до хазаров и с тех пор не менялся? И как быть с тем что мы кипчаки? Тогда при чем тут хазары?

Наследие есть, не быть не может. Наоборот, странно было бы если бы не было.

И помнится ты его фриком называл :what: Тогда че ссылаешься на него? Определись уже.

TawLan

Цитата: олби от ноября 15, 2014, 09:56
Цитата: TawLan от ноября 14, 2014, 14:38
Все еще грубишь не по детски, ну да ладно.
Все эти твои примеры даже в эпосе, даже для того мира, мифические персонажи, которые превращались в людей, но самом деле кто-то баран златорунный, кто-то олень и т.д.. А Дебет кто? Просто супермен и все. Я знаю две версии: 1) Дебет - первый нарт, отец всех нартов. 2) Дебет ниспослан нартам (то есть уже существующим) с вожаком Ёрюзмеком, в помощь в борьбе с эмегенами, то есть можно назвать его пророком.
Да, мы - нарты, мы - скифы, мы - асы
что-то что-то пророк наш Дебет
что-то что-то мы снежные барсы
что-то что-то нам тысячи лет.

Не помню слова. И автора не помню. Так что это не мои фантазии. Просто у нас много фантазеров и есть разные версии. А я просто сторонник версии, по которой Дебет тот как написано в этих стихах.
Да ладно братишка, никто не собирался тебе грубить, если ты так понял - извини. Но ты не прав и это надо уметь признавать, в этом нет ничего постыдного! Да, ты прав Дебет принимает активное участие в делах нартов (кстати не только он) но от этого его сущность не меняется, он есть-Тенгри и никакой не пророк. Скорее всего ты не совсем верно понимаешь значение слова - пророк.
Да нет братишка, грубишь, но извиняться не обязательно, просто без нервов объясни. Да, в понимании понятия пророк, относить его к мифам может и не стоит. Но кто такой пророк:

" -в общем смысле, человек, контактирующий со сверхъестественными или божественными силами и служащий посредником между ними и человечеством; провозвестник сверхъестественной воли."

Прибегаю к помощи вики, потому что у себя не хватает словарного запаса.

И если нартский эпос сопоставлять с греческой мифологией, то Дебет не на уровне богов, а скажем на уровне того же Геракла. А как его называть, полубогом, богом, пророком, тут уже можно по всякому. Просто боги среди людей не жили.

Нашел поэтический перевод:

Это было в давнишнее время седое.
Обитало в пещерах всё племя людское,
В те года, когда каменным было корыто
И повсюду из дерева делалось сито,
Бог огня стал супругом богини земли.
Загремело вблизи, загремело вдали,-
И земля зачала. Становясь всё круглей,
Ожидала дитя девять лет, девять дней.
Вот разверзлась земля и родился Дебет,
И богиня воды искупала чуть свет,
Напоила водой родниковою, звонкой,
И кормить, и воспитывать стала ребенка,
И учила его, и следила сама,
Чтобы нартского мальчик набрался ума.

У Дебета в груди ярко пламя горело,
Было крепким и твердым железное тело,
И растягивались, точно лук, сухожилья,
И при этом сжиматься могли без усилья,
И сустав его каждый, круглясь и играя,
Разгибался легко, точно петля дверная.
Были кровь и душа у него из огня.
Как рукою дотронется он до кремня,-
Раскален докрасна, расплавляется камень:
Сочетались в Дебете железо и пламень.
Бог огня научил его пламенной речи,
Бог земли научил его каменной речи,
Бог воды ему пищу давал и питье,
И открыл он Дебету наречье свое.
Вот взобравшись однажды на горный хребет,
Там беседовать начал с камнями Дебет,
Он узнал их совет, услыхал наставленье,
И набрал он камней, и спустился в селенье.

В душу каждого камня он чудно проник,
Потому что камней понимал он язык.
Как лепешкой ячменной, камнями питался
И камней существо он постигнуть пытался.
Бог огня помогал ему, полон веселья,
Из камней всевозможные, делать изделия,
А железо, как тесто, покорно, любовно
Подчинялось могучему беспрекословно.

Говорил он с огнем, говорил он с водой,
И наречье земли понял нарт молодой.
Он впервые постиг кузнеца ремесло.
Всё, что в камне таилось, Дебета влекло,
Извлекал из камней всё, что людям потребно,
Ибо в их естество проникал он волшебно.
Он из камня щиты мастерил и кольчуги,
Он искусством прославился в нартской округе,
И такого умения даже достиг,
Что из гладких камней жарил вкусный, шашлык!

На скалистой вершине он кузню поставил.
На земле он впервые железо расплавил,
Он впервые стал каменный уголь сжигать,
Сделал кожаный мех, людям стал помогать.
Добывал он руду, прорубая скалу,
И растягивал, точно густую смолу,
Он железо своими большими руками,
И, чтоб нарты расправились быстро с врагами,
Делал стрелы, в кольчуги людей одевал,
Днем и ночью для войска оружие ковал.
Смельчаки восхваляли его мастерство,
И такая гремела молва про него:
Есть в мечах его сила! Возьми что попало,-
Всё разрежут они, как курдючное сало!
Метким стрелам его не преграда - скала,
Не пройдут сквозь кольчугу ни меч, ни стрела!
Он готовил на северном  склоне оружие,
Потрясая и громом, и звоном оружие.
А потом, протянув через горы, на юге
Закалял в Черном море мечи и кольчуги.
Не пугала стрелу безграничная даль,
Превращал он железо обычное в сталь.
Для воителей много он выковал стрел,
Скакуна Гемуду он в кольчугу одел,
И кольчугу чудесную эту рассечь
Не могли ни стрела супостата, ни меч,
Ну, а стрелы, которые делал Дебет,
Пробивали насквозь даже горный хребет,
И надменно, с громадою каменной споря,
Достигали просторного Черного моря.
От кузнечного, нужного всем ремесла
Сила нартского войска росла и росла.
Чем хитрее кузнец, тем храбрее боец.
Вот каков был Дебет, первый нартский кузнец:
Он деянья помог совершить боевые,
Из руды раздобыл он железо впервые,
Он железную силу дал нашему телу,
Научил он потомков кузнечному делу.

Перевод С. Липкина

Из книги "Дебет златоликий и его друзья", Нальчик, 1987

Дигорон

Цитата: TawLan от ноября 15, 2014, 12:18
Происхождение самого КБ слова "ШОШ" как бэ дело второе. Да, может иранское.

Если дело второе, то не надо было этот момент вообще указывать.

Цитата: TawLan от ноября 15, 2014, 12:18
Дело в другом, у нас, начиная от цокающих балкарцев и до карачаевцев в Лабе, "ШОШ" и "СОС" идут как отдельные два слова, не имеющие отношения друг к другу.

Очень за вас рад, но как это относится к обсуждаемому вопросу? И почему это правило должно объяснять происхождение осетинского "сос" и "Сослан"? В огороде бузина, а в Киеве - дядька?

Цитата: TawLan от ноября 15, 2014, 12:18
И к имени Сослан этот самый "ШОШ" не имеет никакого отношения.
Правильно. Спасибо за бесполезную информацию.

Цитата: TawLan от ноября 15, 2014, 12:18
Дигорский как бэ архаичный, вот именно - "как бэ". Если там какие-то окончания соответствуют архаичности, это не значит что все что в дигорском отличается от иронского - архаичное.
У лингвистов в этом сомнений нет (архаичность дигорского перед иронским). Жаль, что их мнение не сходится с мнением Учкуланского специалиста. Они будут работать над этим.

Цитата: TawLan от ноября 15, 2014, 12:18
Факт в том, что осетинский язык, заимствуя слова все "С" превращает "Ш".
Бред сивой кобылы. Вот вам патч от вашей глупости.
http://ironau.ru/digorskij.html

Цитата: TawLan от ноября 15, 2014, 12:18Дигорский не исключение, просто в дигорском есть некоторые слова. Архаизм ли это? Мягко говоря далеко не факт. Найди хоть одно слово с "С" с соответствующим произношением:

не совсем понял какие именно слова надо поискать. Но еще раз повторяю: в дигорском диалекте имя нартского героя звучит как Сослан (никак не Шошлан). Слово "пустой" так же звучит как "сос". Подробности и особенности привел выше.
Шошлан звучит лишь в некоторых говорах иронского диалекта, что является отражением обычного перехода с-ш.
Так как дигорский архаичнее иронского, то имя героя даже у иронцев звучит в дигорском варианте Сослан - Шошлан. У самих иронцев 'пустой'- сус (шуш).
В дигорском варианте он звучит и у вас. Как многие другие дигоризмы Балкарии.
Все известные источники аланского языка звучат максимально приближенно именно к дигорскому диалекту.

Цитата: TawLan от ноября 15, 2014, 12:18
Самому надоело искать, не нахожу. Сказкам больше не верю ;) Годик назад еще сомневался.
сомневайтесь сколько влезет. Наивно было бы ждать от вас объективного мнения. Даже пойманные на очевидной лжи, стараетесь оправдаться (пример с: "ручка ухват").
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Дигорон

Цитата: TawLan от ноября 15, 2014, 12:23
И? Что? Хочешь сказать что весь комплекс осетинского эпоса был уже сложен до хазаров и с тех пор не менялся? И как быть с тем что мы кипчаки? Тогда при чем тут хазары?
Наследие есть, не быть не может. Наоборот, странно было бы если бы не было.
И помнится ты его фриком называл :what: Тогда че ссылаешься на него? Определись уже.

Столько слов , а все не в тему.

Я привел эту цитату в качестве информации: схожесть КБ персонажа Дебета с таковым у караимов Крыма. В данном случае важно не то, что Каракетов фрик, а информация, сказанная им. В данном случае имя жены Дебета, идентичное по звучанию караимскому имени.

Нартский эпос складывался с бородатых времен вплоть до 19 века, пока не стал лишь книжным закостенелым сборником. Новые сюжеты вносили сказителями, искажались старые. Однако у двух этносов, являющихся носителями нартского эпоса - осетин и адыгов, нет такого персонажа как Дебет. То есть это было ноу хау именно КБ. Они втиснули данный сюжет в заимствованные у новых соседей сказания о нартах. Это подтверждается тем, что у остальных тюрских народов Дебет существует без нартского эпоса.

И что за логика странная: "И как быть с тем что мы кипчаки? Тогда при чем тут хазары?"

а что, кипчакам запрещено быть иудеями?))).. что за идиотские вопросы?

Напоминаю для одаренных: "Караи́мский язы́к — язык караимов, принадлежит к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы тюркских языков."

Дополнительно напоминаю, что к той же подгруппе относится язык КБ. Что является интересным с учетом вышесказанного о караимском Дебете.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Половецко-кыпчакские_языки

Плюс к этому предания КБ об исходе из Крыма в недавнем прошлом.
Да и караимский иудаизм все таки отличают от хазарского. Так что тут наверняка дело не в Хазарах. Хазарское происхождение караимов , лишь одна из версий этногенеза.

Это уже другая тема.
Фурæгъдау - æнæгъдау.
Неразумное следование приличиям - то же неприличие.

Cape Town

СРОЧНО!
Жизненно необходима грамматика карачаево-балкарского языка! Пожалуйста, у кого есть и кому не жалко, дайте ссылку на файлы или киньте сами файлы!
Заранее огромное спасибо!

Zhendoso

Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Cape Town

Цитата: Zhendoso от ноября 18, 2014, 22:05
Посмотри здесь, может, что и найдешь.
Спасибо! Там есть фонетика и морфология) А нет ли еще у кого синтаксиса и лексики? Или мб есть какие-нибудь грамматики, содержащие все разделы в одной книге? И, если есть, кидайте зарубежных авторов тоже) Буду рада всему-всему!

Zhendoso

Словарь же там есть, а синтаксис смотри любой кыпчакский, не ошибешься.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

TawLan

Цитата: Дигорон от ноября 18, 2014, 10:53
Цитата: TawLan от ноября 15, 2014, 12:18Дигорский не исключение, просто в дигорском есть некоторые слова. Архаизм ли это? Мягко говоря далеко не факт. Найди хоть одно слово с "С" с соответствующим произношением:

не совсем понял какие именно слова надо поискать. Но еще раз повторяю: в дигорском диалекте имя нартского героя звучит как Сослан (никак не Шошлан). Слово "пустой" так же звучит как "сос". Подробности и особенности привел выше.
Шошлан звучит лишь в некоторых говорах иронского диалекта, что является отражением обычного перехода с-ш.
Так как дигорский архаичнее иронского, то имя героя даже у иронцев звучит в дигорском варианте Сослан - Шошлан. У самих иронцев 'пустой'- сус (шуш).
В дигорском варианте он звучит и у вас. Как многие другие дигоризмы Балкарии.
Все известные источники аланского языка звучат максимально приближенно именно к дигорскому диалекту.

Цитата: TawLan от ноября 15, 2014, 12:18
Самому надоело искать, не нахожу. Сказкам больше не верю ;) Годик назад еще сомневался.
С таким же остервенением, сарказмом и оскорблениями, ты мне доказывал что наш "сибиртки(веник)" от дигорского "сибирт(шорох)". А когда я указал на то что "шорох" у нас - шыбырт, что в осетинском "С" есть - "Ш", когда высказал недоумение, если название веника у нас идет от обозначения шума, издаваемого им, почему не свой "шыбырт(шорох)", а дигорский "сибирт" взяли? Мне указали, что в дигорском это есть именно "Sибирт". Вот теперь я говорю: дигорский "сибирт" есть обозначение звука издаваемое веником в т.ч. и это от нашего "сибиртки".
Относительно "сос" то же самое, в дигорском это наше.
Надоели уже с этим супер языком. Или надо во всех этих бесконечных спорах КБ и осетинского языков, подойти с позиции что это изначально 4 разных языка: 1)иронский, 2)дигорский, 3)малкъарский и 4)карачаево-баксанский, или если говорить с позиции диалектов изначально двух языков, надо согласиться с тем, что например Ц-окание и З-окание у малкъаров - осетинское влияние (и ненадо тут искать Ц-окающие диалекты в разных языках, как говорит наш Рашид - ненадо искать следы, если видишь самого медведя), а С-окание и что-то еще у дюгеров - КБ влияние. Вся известная поздняя история до революции малкъаров и дюгеров идет бок о бок. Большой вопрос с кем у дюгеров были лучше отношения, с иронами, или малкъарами. Исламизация, вхождение в состав России, везде у дигорцев и балкарцев единство. Мощнейшее влияние во всем, в т.ч. и языке было, но не одностороннее. Так что завязывайте с супер языком.
И повторяю, если по каким-то чертам дигорский признан архаичным относительно иронского, это даже близко не значит, что все отличительное в нем от иронского - архаизм.

Не совсем понял какие слова надо искать? Например вот такие:

Стол, осет.(диор.) - Штол - http://slovar.iriston.com/news.php?newsid=14456
КБ - Stol.

Сурат, осет.(дигор.) - Шурат - http://slovar.iriston.com/news.php?newsid=14628
КБ - Surat.

Сом, осет.(диор.) - Шом - http://slovar.iriston.com/news.php?newsid=14296
КБ - Som.

Могу до следующего утра приводить. Так што ненадо "лишь в некоторых диалектов иронского".

TawLan

Цитата: Дигорон от ноября 18, 2014, 11:25
Цитата: TawLan от ноября 15, 2014, 12:23
И? Что? Хочешь сказать что весь комплекс осетинского эпоса был уже сложен до хазаров и с тех пор не менялся? И как быть с тем что мы кипчаки? Тогда при чем тут хазары?
Наследие есть, не быть не может. Наоборот, странно было бы если бы не было.
И помнится ты его фриком называл :what: Тогда че ссылаешься на него? Определись уже.

Столько слов , а все не в тему.

Я привел эту цитату в качестве информации: схожесть КБ персонажа Дебета с таковым у караимов Крыма. В данном случае важно не то, что Каракетов фрик, а информация, сказанная им. В данном случае имя жены Дебета, идентичное по звучанию караимскому имени.

Нартский эпос складывался с бородатых времен вплоть до 19 века, пока не стал лишь книжным закостенелым сборником. Новые сюжеты вносили сказителями, искажались старые. Однако у двух этносов, являющихся носителями нартского эпоса - осетин и адыгов, нет такого персонажа как Дебет. То есть это было ноу хау именно КБ. Они втиснули данный сюжет в заимствованные у новых соседей сказания о нартах. Это подтверждается тем, что у остальных тюрских народов Дебет существует без нартского эпоса.

И что за логика странная: "И как быть с тем что мы кипчаки? Тогда при чем тут хазары?"

а что, кипчакам запрещено быть иудеями?))).. что за идиотские вопросы?

Напоминаю для одаренных: "Караи́мский язы́к — язык караимов, принадлежит к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы тюркских языков."

Дополнительно напоминаю, что к той же подгруппе относится язык КБ. Что является интересным с учетом вышесказанного о караимском Дебете.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Половецко-кыпчакские_языки

Плюс к этому предания КБ об исходе из Крыма в недавнем прошлом.
Да и караимский иудаизм все таки отличают от хазарского. Так что тут наверняка дело не в Хазарах. Хазарское происхождение караимов , лишь одна из версий этногенеза.

Это уже другая тема.
Все в одну кучу и непонятно о чем речь :srch:

TawLan


олби

Цитата: TawLan от ноября 16, 2014, 09:32
Да нет братишка, грубишь, но извиняться не обязательно, просто без нервов объясни. Да, в понимании понятия пророк, относить его к мифам может и не стоит. Но кто такой пророк:

" -в общем смысле, человек, контактирующий со сверхъестественными или божественными силами и служащий посредником между ними и человечеством; провозвестник сверхъестественной воли."

Прибегаю к помощи вики, потому что у себя не хватает словарного запаса.

И если нартский эпос сопоставлять с греческой мифологией, то Дебет не на уровне богов, а скажем на уровне того же Геракла. А как его называть, полубогом, богом, пророком, тут уже можно по всякому. Просто боги среди людей не жили.
О-хей, маржа! Ну не буду- зря ты тут цитируешь Вики. Утверждать, что Дебет - ЧЕЛОВЕК(!!!), контактирующий со... и далее по тексту. Все таки не умеешь ты признавать ошибки и вместо этого громоздишь еще более, скажем мягко- неубедительные . А насчет грубости, извинений и пр.- как знаешь,но я писал от чистого сердца...

TawLan

Цитата: олби от ноября 19, 2014, 22:13
Цитата: TawLan от ноября 16, 2014, 09:32
Да нет братишка, грубишь, но извиняться не обязательно, просто без нервов объясни. Да, в понимании понятия пророк, относить его к мифам может и не стоит. Но кто такой пророк:

" -в общем смысле, человек, контактирующий со сверхъестественными или божественными силами и служащий посредником между ними и человечеством; провозвестник сверхъестественной воли."

Прибегаю к помощи вики, потому что у себя не хватает словарного запаса.

И если нартский эпос сопоставлять с греческой мифологией, то Дебет не на уровне богов, а скажем на уровне того же Геракла. А как его называть, полубогом, богом, пророком, тут уже можно по всякому. Просто боги среди людей не жили.
О-хей, маржа! Ну не буду- зря ты тут цитируешь Вики. Утверждать, что Дебет - ЧЕЛОВЕК(!!!), контактирующий со... и далее по тексту. Все таки не умеешь ты признавать ошибки и вместо этого громоздишь еще более, скажем мягко- неубедительные . А насчет грубости, извинений и пр.- как знаешь,но я писал от чистого сердца...
Кел отдельно бир солуюкъ по брацки. От чистого сердацагъа джетгинчи, аллыннан адамча сёлешиб кёр адам бла дейме, къабмагъан маскеча этиб турмада. Дебет - нартды, тейри тюлдю. Башха тюрлюсюн излей эсенг - покровитель кузнечного дела. Аннан ары, акъылынгы меннен джууукъларынга бир тёк.

TawLan

Рашид, кёлюнгю иги этеим? :) с 44 мин. 20 сек. по 50 мин. бу къызчыкъха бир къара, бир тынгла:


Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр