Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Карачаево-Балкарский язык

Автор TawLan, апреля 26, 2013, 10:41

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Abdylmejit

Цитата: Dağ Xan от февраля  4, 2014, 18:17
В нашем турецком обычно əfəndi обычно добавляется именам суннитским духовным лицам.
У нас не только к духовным, но и , например, к интелегенции.

TawLan

Цитата: Rashid Jawba от февраля  3, 2014, 22:19
Алан не может быть КБ этнонимом хотя бы ввиду отсутствия постфикса -лы /: к'арачайлы, таулу, к'азак'лы.../.
Как обращение, он построен по типу др.вариантов /аджаш, ак'ыз, акиши//если не слышал, спроси старших/, и проще всего свести к 'а улан'. Сейчас 'улан' почти архаизм, поэтому некоторым это кажется  невозможным.
Стяжение ау- в а- здесь самое узкое место, но все же вероятно - омонимическое отталкивание от гл. аулан.
Если б алан в значении степь присутствовал в КБ, я предположил бы элизию й- в йалан - степь /по аналогии с аман, ахшы, ог'ары/, но такого нет. В песне - неологизм на почве аланомании.

1) Отсутствие постфикса "-лы" : ЭБЗЕ(не эбзе-ли), ГЮРДЖЮ, еще немало найдется если порыскать. И даже если сван, есть сван, не сван-лы. А ведь сваны лучшие друзья были, че их так неуважительно без "-лы" :donno:

2) Стариков спрашивать незачем, я вырос среди стариков, с дедом и бабушкой, на кошарах. И ниразу за всю жизнь не слышал обращения "аджаш" или "акъыз", "акиши" есть, с этим не спорю. Кстати, твоими же словами - несингармонично, заимствование :)

3) Проще всего? Ну так проще всего имя Тамерлан этимологизировать как Темир(у)лан, но оказывается нет, там оказывается не "улан" а "лянг" :what: Если Сос-лан - рожденный(сын) камнем, почему Темир-лан не рожденный железом? Я понимаю что ты твердо убежден что КБ не имеют отношения к аланам, но давай опять таки с разумными доводами. По стилю карачаевского языка при обращении, при оклике, говорили бы не "а джаш", а " о джаш". Если допустим моя мать не сможет до меня докричаться, она крикнет "о Таулан", а не "а Таулан", ну или если повторно придется окликнуть. Короче было бы "о улан", а не "а улан", было бы как в Крыму - олан.

Türk

Цитата: TawLan от февраля  4, 2014, 23:56

3) Проще всего? Ну так проще всего имя Тамерлан этимологизировать как Темир(у)лан, но оказывается нет, там оказывается не "улан" а "лянг" :what: Если Сос-лан - рожденный(сын) камнем, почему Темир-лан не рожденный железом?
Такого имени как "Тамерлан" вообще нет и не было, это на русском так выглядит.
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Rashid Jawba

1. Тау, разговорная речь менее нормативна  и более вариабельна. В лит. языке все этнонимы имеют суфф. -лы: готтентотлу, оджибвели, папуаслы.
2. Раз ты слышал /ак'ыз, акиши/, это можно вносить в КБ лексикон. А коли ни, то ни. Безупречная КБ логика.
3. Как только бедного Тимура не обзывали. Есть еще Темир - Исхак' /подозреваю изначально Темур-Исхак'/, из к-рого фолк-этимологи вывели Темир-Асхак'. Довыделывались до 2МВ.
3а. В составе монгольских войск /1237-41/ было 10% монголов. В банде Аттилы было 10% гуннов. В Римской империи 1 в. было 10% латиносов. В аланском союзе были десятки племен /в т.ч. асы - предки осетин/, возможно, ты или я являемся потомками аланских царей, но метрики не сохранились, а доказать имеющимися фактами невозможно. Вообще, не понимаю тех, кто борется за аланское наследие. Аланы - данники гуннов. У последних больше шансов быть нашими предками, в т.ч. в языке, но булгарским субстратом как-то никто не интересуется.
4. И последнее. В соответствие с веяниями, местные модеры узурпировали право на истину, и без колебаний отправляют в ПН все сомнительное. Там уже несколько КБ тем на складе лежат. Не будем давать им повода, ОК ?
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

TawLan

Ну вообще-то меня в этом споре интересует этимология обращения "алан", мне кажется это не оффтоп.

Вот ты говоришь "были десятки племен, в т.ч. асы - предки осетин". А почему ты так думаешь? Потому экзоэтноним на русском ОСетин? Осетинами нынешних осетин назвали русские. Ни один народ в отношении осетин, ни осетины сами в отношении себя этноним "ас" не употребляют.
На осет. яз. : осетин(иронец) - ирон, дигорец - дыгурон(дигорон),русский - уырыссаг(уруссаг), кабардинец - касгон(рус. касог), балкарец - ассон(рус. ас), балкарский - асиаг(рус. асский).
Конечно читаешь всякие небылицы что балкарцы бывшие осетины поэтому их так называют. Не бред ли? Это все равно что в Элькъуш сейчас карачаевцы начнут говорить по кабардински, мы потеряем полностью свой этноним и только лишь к элкушовцам будем употреблять этноним къарачайлы, у которых уже и язык и обычаи адыгские. Осетины получили этот этноним, только лишь потому что на момент знакомства с ними русских были на земле называемой грузинами - Осети(Дарьял). Правильно было бы - ас, а не осетин, как абхаз(не абхазетин), сван(не сванетин), ингуш(не ингушетин). И повторюсь, на осетинском языке осетин - балкарец. Быть может если бы русские "ознакомились" с балкарцами не посредством кабардинцев, а допустим через осетин, сейчас балкарцы тоже были бы осетинами. Так что русское название АБСОЛЮТНО не доказательство.

А что касается данников, меня тоже раздржает весь этот пафос вокруг аланов, будь то КБ, будь то осетины. Были данниками гуннов, были вассалами хазаров, с кипчаками тоже думается отношения не хотели портить. С моей стороны дело не в том кто был круче, я абсолютно не страдаю аланоманией, но ........., очень много но...

Red Khan

Цитата: dahbed от февраля  4, 2014, 04:27
-"афанди", этимология известна?
Цитировать
efendi "Rum papazına hitap deyimi" [ Danişmend-Name, 1360]
Hey papas efendi, lutf edüŋ, bu géçe bunda yatuŋ efendi "egemen kimse, bey" [ Ahmed b. Kadı-i Manyas, Gülistan tercümesi, 1430]
efendi "okuryazar kişiler için mevla/molla karşılığı kullanılan saygı deyimi" [ <1500]

~ OYun avthéntis αυθέντης bey, sahip, mevla, Bizans'ta bir saygı unvanı ~ EYun authéntēs αυθέντης reşit ve mümeyyiz kişi, vekil olmayan, asil < EYun authéntō αυθέντω sorumluluk ve yetki sahibi olmak

Not: Kullanımda Fa aχūnd (hoca, molla, okumuş kişi) sözcüğü ile eşdeğerdir.

Benzer sözcükler: beyefendi, efendice, efendilik, efendim, efendime söyleyeyim, hanımefendi

Цитата: dahbed от февраля  4, 2014, 04:27
во всех тюркских есть? и какими значениями? Рахмат!
В татарский, если не ошибаюсь, пришло из османского в XIX веке. Сейчас в татарском в том же значении что и русское "господин". Так же и по тем же причинам употребляется не часто.

Хусан

В узбекском афанди - герой рассказов. Если кто-то говорит кому-то афанди, то это оскорбление, принимая на него за облика афанди.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Abdylmejit

Цитата: Хусан от февраля  5, 2014, 17:31
В узбекском афанди - герой рассказов. Если кто-то говорит кому-то афанди, то это оскорбление, принимая на него за облика афанди.
Это вторично. Просто ваш апанди(афанди) ассоциируется с Насраддином. :yes:

Хусан

Цитата: Abdylmejit от февраля  5, 2014, 17:35
Это вторично. Просто ваш апанди(афанди) ассоциируется с Насраддином. :yes:
Да.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Rashid Jawba

Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Red Khan

Цитата: Rashid Jawba от февраля  5, 2014, 17:57
Ред Хан, переведите, плз, замечание /Not/.
ЦитироватьВ использовании равнозначен персидскому aχūnd (ходжа, мулла, образованный человек)
P.S. Не знаю в каком именно значении тут слово hoca.
Цитироватьhoca
1) мус. ходжа́, духо́вное лицо́
hócaya okutmuşlar — [его́] води́ли для исцеле́ния к ходже́ / мулле́
2) учи́тель, преподава́тель
3) мус. духо́вное лицо́, получи́вшее образова́ние в медресе́
4) ходжа́ (обращение к учителю)
5) перен. наста́вник, сове́тчик

Rashid Jawba

Спасибо, Хан! Я чуть было не предположил семантическую контаминацию. Но нет необходимости.
Итак, Апенди арабизм греческого рода.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Цитата: TawLan от февраля  5, 2014, 07:21
........., очень много но...
Согласен, хотя не знаю, о чем ты.
Не знаю, почему грузины назвали их осетами, а русские люди ясинами. Возможно, в начале был какой-нить звук типа ае-.
Тот факт, что балкарцы это ассон, говорит скорее в пользу  того, что раньше в Балкарии жили асы. Что эта земля называлась Ас. В отношении малкаров не исключен асский субстрат, хотя тут не все гладко.
В целом, трудно ремонтировать часы топором.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Авран /Gratiola/ - якобы А. лекарственный - гоша чапрак', А. сухой - кирлит.
Последнее ваще непонятно - 1. такого растения нет /википед/, 2. че за кирлит ?
Бузят балкарцы...
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Цитата: dahbed от февраля  4, 2014, 00:25
Цитата: Rashid Jawba от февраля  3, 2014, 23:02
Анемон/ветреница/прострел - эгешчикле, желчи, к'ызыл шак'аяк'.
Интересна общая греко-русско-балкарская семантика ветер.
Шак'аяк' непонятно, возможно, чернильная ножка,
Шакоик/shaqaiq ( араб.) - один из видов тюлпанов.
Да, анемоны похожи на тюльпаны /как лютики/, и часто красные.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

TawLan

Цитата: Rashid Jawba от февраля  5, 2014, 19:33
Тот факт, что балкарцы это ассон, говорит скорее в пользу  того, что раньше в Балкарии жили асы. Что эта земля называлась Ас. В отношении малкаров не исключен асский субстрат, хотя тут не все гладко.
В целом, трудно ремонтировать часы топором.

В какую пользу?  :wall: Говорю же бред. А в Осетии кто жил? Не асы? А в Кабарде кто жил? Не аланы(асы)?
В Балкарии жили и живут. Ну не хватает у меня мозгов понять бред что типа в отношении себя напрочь забыли а соседей упорно называют своим древним этнонимом.
Осет. яз.: Осетия - Ирыстон, Балкария - Асси.

А тебя не удивляет то что в аланской истории осетин все время в пример приводятся дигорцы, будь то фольклор, будь то язык, будь то предания, но до советской власти была Дигория(во всем сродне Балкарии) и была Осетия(иронцы)? Дигорцы стали осетинами в 20-м веке. Дигория присоединилась к России через пол века вместе с Балкарией после присоединения Осетии. Если уж говорить про субстрат, это у осетин(больше у дигорцев) КБ субстрат.

Rashid Jawba

Самоидентификация всегда имеет несколько аспектов, слоев.
Ты, к примеру, являешься русским /россиянином/, кавказцем, тюрком, кипчаком, карачаем,  адурхаевцем, Тотурк'улом, Тауланом. В зависимости от обстоятельств.
Но при этом, напр., ты не знаешь, что в тебе кровь печенегов, сванов, осетин и пр. Это не востребовано и поэтому давно забыто твоими предками.
После распада аланской коалиции народ перешел на племенные и родовые самоназвания. Также как кипчаки, спрятавшись в Приэльбрусье и перемешавшись между собой и остатками местного населения, перешли на 'топонимические' самоназвания /кроме карачаев/.
Мне интересно, заимствования из осетинского в КБ имеют строго дигорское происхождение, как ожидается, или есть иронский пласт. Когда налажу инет, обязательно это выясню.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

TawLan

Цитата: Rashid Jawba от февраля  7, 2014, 03:25
Самоидентификация всегда имеет несколько аспектов, слоев.
Ты, к примеру, являешься русским /россиянином/, кавказцем, тюрком, кипчаком, карачаем,  адурхаевцем, Тотурк'улом, Тауланом. В зависимости от обстоятельств.
Но при этом, напр., ты не знаешь, что в тебе кровь печенегов, сванов, осетин и пр. Это не востребовано и поэтому давно забыто твоими предками.
После распада аланской коалиции народ перешел на племенные и родовые самоназвания. Также как кипчаки, спрятавшись в Приэльбрусье и перемешавшись между собой и остатками местного населения, перешли на 'топонимические' самоназвания /кроме карачаев/.
Мне интересно, заимствования из осетинского в КБ имеют строго дигорское происхождение, как ожидается, или есть иронский пласт. Когда налажу инет, обязательно это выясню.

Откуда такая уверенность, вот чего я не пойму. Все догадки и доводы что мы имеем отоношения к аланам для тебя смехотворны, но то что осетины называют Балкрию - Асси, балкарца - ассон, балкарский - асияг, так легко объясняется. Вот это действительно смехотворно. Приведи хоть один пример, где народ претендующий на каких-то предков называет их именем другой народ, а в отношении себя вовсе не употребляет. А я приведу пример народов носящих имя других средневековых народов, к которым они по сути не имеют отношения: Дагестанские аварцы(с.н.: магIарулал), потомки ли они средневековых аваров? На 99% уверен что нет. Балканские албанцы(с.н.: shqiptarët), потомки ли они Кавказской Албании? Думаю нет. С осетинами такая же ситуция.

Допустим мы кипчаки спрятавшиеся в Приэльбрусье, кто нас после этого огузировал? Османы? Или азербайджанцы?

Abdylmejit

Цитата: TawLan от февраля  7, 2014, 09:46
Цитата: Rashid Jawba от февраля  7, 2014, 03:25
Допустим мы кипчаки спрятавшиеся в Приэльбрусье, кто нас после этого огузировал? Османы? Или азербайджанцы?
Крымцы :yes:

Dada

Цитата: TawLan от февраля  7, 2014, 09:46
Приведи хоть один пример, где народ претендующий на каких-то предков называет их именем другой народ, а в отношении себя вовсе не употребляет.
Черкес :)

TawLan

Цитата: Abdylmejit от февраля  7, 2014, 14:36
Цитата: TawLan от февраля  7, 2014, 09:46
Цитата: Rashid Jawba от февраля  7, 2014, 03:25
Допустим мы кипчаки спрятавшиеся в Приэльбрусье, кто нас после этого огузировал? Османы? Или азербайджанцы?
Крымцы :yes:

Это врядли. Горский диалект крымского, КБ и кумыкский языки - это один тюркский язык данного региона в средневековии с территориальными диалектальными различиями. Или ты хочешь сказать что средний диалект образовался от южного и северного диалектов? Да и ногайцев З. Кавказа почему "пощадили"? Думается с ними больше контактировали чем с КБ.

TawLan

Цитата: Dada от февраля  7, 2014, 15:26
Цитата: TawLan от февраля  7, 2014, 09:46
Приведи хоть один пример, где народ претендующий на каких-то предков называет их именем другой народ, а в отношении себя вовсе не употребляет.
Черкес :)

Не понял :what: Кто-то претендует на этноним "черкес"? Или черкесы сами кого-то другого называют черкесами?

Türk

Цитата: TawLan от февраля  7, 2014, 09:46
Допустим мы кипчаки спрятавшиеся в Приэльбрусье, кто нас после этого огузировал? Османы? Или азербайджанцы?
Огузы были и в Дешти-Кыпчаке, среди половцев были и огузские племена. Хотя не понял, о каком огузстве у вас идет речь?
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

TawLan

Цитата: Dağ Xan от февраля  7, 2014, 18:06
Хотя не понял, о каком огузстве у вас идет речь?

О таком, что половецкая подгруппа кипчакской группы, еще называется огузо-кипчакской. Я сторонник того что не огузированный кипчакский, а кипчакизированный огузский, то есть огузский тут субстрат.

Türk

Цитата: TawLan от февраля  7, 2014, 18:19
Цитата: Dağ Xan от февраля  7, 2014, 18:06
Хотя не понял, о каком огузстве у вас идет речь?

О таком, что половецкая подгруппа кипчакской группы, еще называется огузо-кипчакской. Я сторонник того что не огузированный кипчакский, а кипчакизированный огузский, то есть огузский тут субстрат.
Ну в таком случае вас никто огузировать и не должен был, учитывая что вы сложились на основе изначально кыпчако-огузской половецкой конфедерации.
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр