Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Санскрит

Автор Neeraj, марта 1, 2011, 16:35

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Lodur

Цитата: Євгенъ от марта 13, 2022, 13:07
Цитата: Lodur от марта 13, 2022, 12:06
Цитата: Євгенъ от марта 13, 2022, 11:30
Нашёл в Инете пособие, якобы, разговорного санскрита, и, как я понял, там не соблюдены ни сандхи ни падежи. Вот например:
भवतः नाम किम् ? Как тебя зовут
Не "тебя", а "Вас" (уважительное обращение). :)
Вроде, всё правильно (если обращаетесь к мужчине): https://sanskrit.inria.fr/DICO/47.html#bhavat#2
"Как тебя зовут?" — तव नाम किम् ?
А сандхи? Ведь -as + n-= -o
А naama среднего рода, значит в им. падеже ед. числа - naamam. И сандхи -m + k- = анусвара.
Да, с сандхи плохо. Но многие отмечают, что в разговорном санскрите сандхи часто не соблюдаются. Вот, например (там даже эту конкретную фразу разбирают): http://onpanini.com/OLD/echovowel.html
"Nāma" здесь — не именительный падеж существительного "nāman", а несклоняемое наречие "по имени", "зовут" (получается что-то вроде "господин по имени как?", если в лоб пословно на русский переводить): https://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/scans/csl-apidev/servepdf.php?dict=MW&page=536 . Так что второго сандхи нет.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Komar

Цитата: Lodur от марта 13, 2022, 15:51
"Nāma" здесь — не именительный падеж существительного "nāman", а несклоняемое наречие "по имени", "зовут" (получается что-то вроде "господин по имени как?", если в лоб пословно на русский переводить)
Почему не именительный? Ведь nāman в номинативе так и будет nāma. "Какое твоё имя?" А в ответ "Моё имя - Вася". И это отличается от наречного оборота "по имени Вася", где неизм. слово nāma ставится после чьего-то имени, стоящего в номинативе.
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать; время разбрасывать, и время собирать; время молчать, и время флудить.

Lodur

Цитата: Komar от марта 13, 2022, 17:41
Цитата: Lodur от марта 13, 2022, 15:51
"Nāma" здесь — не именительный падеж существительного "nāman", а несклоняемое наречие "по имени", "зовут" (получается что-то вроде "господин по имени как?", если в лоб пословно на русский переводить)
Почему не именительный? Ведь nāman в номинативе так и будет nāma. "Какое твоё имя?" А в ответ "Моё имя - Вася". И это отличается от наречного оборота "по имени Вася", где неизм. слово nāma ставится после чьего-то имени, стоящего в номинативе.
А, сорри. Глюк, оставшийся у меня с тех пор, как я начал изучать язык, с вот такими простыми фразами. Кажись, он возник из-за того, что я ошибочно считал, что nāman мужского рода, и никак не мог понять, почему в подобных фразах конечная a не удлиняется. Нашёл в словаре наречие, и решил, что именно оно используется. Потом, разумеется, недоразумение с родом слова рассеялось, но вот как строятся подобные фразы, видимо, с тех пор неправильно отложилось, не исправившись в голове. :-[
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Komar

Цитата: Komar от марта 13, 2022, 17:41
где неизм. слово nāma ставится после чьего-то имени, стоящего в номинативе.
Точнее, чаще после номинатива, а и после других падежей тоже бывает.
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать; время разбрасывать, и время собирать; время молчать, и время флудить.

Damaskin

Цитата: Komar от марта 13, 2022, 14:52
В современных курсах разговорного санскрита обходятся без сандхи.

По-моему, это вообще чуть ли не общепринятая индийская методика - сначала  без сандхи, осваиваем морфологию, потом начинаем учить сандхи. Такие учебники уже лет сто выпускают.

Komar

Цитата: Damaskin от марта 16, 2022, 20:30
Цитата: Komar от В современных курсах разговорного санскрита обходятся без сандхи.
По-моему, это вообще чуть ли не общепринятая индийская методика - сначала  без сандхи, осваиваем морфологию, потом начинаем учить сандхи. Такие учебники уже лет сто выпускают.
Начинать с простого и переходить к сложному - это общепринятая всехняя методика. Но тут речь о другом. Есть стишок-правило по поводу необходимости употребления сандхи.
संहितैकपदे नित्या नित्या धातूपसर्गयोः ।
नित्या समासे वाक्ये तु सा विवक्षामपेक्षते ॥ १ ॥
Последнюю часть интерпретируют так, что в разговоре по желанию можно сандхи не употреблять между словами.
Вот в современном разговорном санскрите как раз и учат не употреблять.
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать; время разбрасывать, и время собирать; время молчать, и время флудить.

kemerover

Что за разговорный санскрит? Где употребляется?

Komar

Цитата: kemerover от марта 17, 2022, 10:05
Что за разговорный санскрит? Где употребляется?
В разговорах современных учёных и энтузиастов.
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать; время разбрасывать, и время собирать; время молчать, и время флудить.

kemerover

Цитата: Komar от марта 17, 2022, 10:59
В разговорах современных учёных
Учёные по санскриту говорят без сандхи? Если речь о каких-то других учёных, то почему они говорят на санскрите?

Рустем108

Переведите пожалуйста точно шлоки 27-28, речь в них идет о силе "Знака Луны" или же о силе самой Луны?


Alexander_S

Цитата: Рустем108 от октября 21, 2022, 02:26Переведите пожалуйста точно шлоки 27-28, речь в них идет о силе "Знака Луны" или же о силе самой Луны

Сам знак, без луны в нем никакой силы не имеет.
А вот луна имеет силу, причем в зависимости от знака, от положения в нем, при этом учитывается и лагна.
Когда они "сильные" необходимо "задействовать Гулика"

Рустем108

Цитата: Alexander_S от января  5, 2023, 02:01Сам знак, без луны в нем никакой силы не имеет.
Имеет, это называется Бхава Бала. А силу самой Луны смотрят по Шад Бале. Впрочем, я недавно узнал информацию согласно которой весь этот североиндийский поздний Джйотиш просто не нужен.

Alexander_S

А какой нужен?
Систем как бы немало
Хорошо хоть луна одна

Рустем108

Жрецы в храмах Тамилнада и Кералы, а также в бытовой астрологи этих регионов, предпочтение обычно отдают Накшатрам. Зодиак чаще всего игнорируют. Жениха и невесту опр. по их Джанма Накшатрам. Джйотиша Варну тоже по Джанма Накшатре. Иштадэва и подходящие чел. Пуджи, Абхишеки, Ягьи - тоже все по Джанма Накшатре.
Перекос в зодиакальную астрологию - это традиции центральной и северной Индии.

Alexander_S

А какая накшатра в упомянутой Вами системе первая?
Криттика или Ашвини?

Рустем108

Цитата: Alexander_S от января 15, 2023, 00:27А какая накшатра в упомянутой Вами системе первая?
Криттика или Ашвини?
Всегда Ашвини, но с айанамшей 522 г. н.э.

Рустем108

Древние ведийские списки Накшатр начинались с Криттики, т.к. эту Накшатру занимала точка ВР. Позже точка ВР занимала Бхарани, Ашвини и Ревати. А сегодня точка ВР занимает Уттара Бхадрападу. Поэтому сейчас можно списки Накшатр писать хоть с Уттара Бхадрапады. Это вообще ничего не меняет, т.к. сами Накшатры не тропические. У индийских Накшатр привязка к определенным звездам, а вовсе не к подвижной точке ВР. Накшатры закреплены в звездном небе, на пути Чандры, без всякой точки ВР.

Alexander_S

Цитата: Рустем108 от января 15, 2023, 23:07сейчас можно списки Накшатр писать хоть с Уттара Бхадрапады. Это вообще ничего не меняет, т.к. сами Накшатры не тропические. У индийских Накшатр привязка к определенным звездам, а вовсе не к подвижной точке ВР. Накшатры закреплены в звездном небе, на пути Чандры, без всякой точки ВР.

И в чем тут спасение?
Точка ВР сейчас примерно в 6 градусе Рыб или, как Вы правильно говорите, в Уттара-Бхадрападе.
Положение примерно такое же, как было накануне смещения Криттики в пользу Ашвини

Когда проставляли первой Криттику ничего не знали о прецессии.
Когда выставляли Ашвини, о прецессии уже знали, но индийские авторитеты ошибочно полагали, что точка ВР начнет возвращаться обратно.

Сегодня даже наука не может дать долгосрочный расчет динамики изменений, точно известно только то, что точка будет постоянно пятиться, но вот скорость "отступления" изменчива и детально пока непрогнозируема

Через много веков "холодный" Козерог окажется в самой "жаркой" позиции...

Кажется, нет другого выхода, как привязывать нулевой градус к точке ВР и пояснять,
что все двенадцать 30-ти градусных секторов "имеют названия в честь созвездий,
занимавших эти сектора в начале нашей эры".

Что делать с накшатрами?
)
Это решать Вам.
В отличие от Ваших авторитетов минувших времен Вы знаете, что прецессия далеко зайдет.
Давать в начале каждого года айнамансу?

Рустем108

Цитата: Alexander_S от февраля 13, 2023, 23:25Кажется, нет другого выхода, как привязывать нулевой градус к точке ВР и пояснять,
что все двенадцать 30-ти градусных секторов "имеют названия в честь созвездий,
занимавших эти сектора в начале нашей эры".
Зодиак в Индию был принесен сразу же с айанамшей. С т.н. айанамшей Гиппарха. Это произошло до эпохи создания и повсеместного распространения Птолемеем своего тропического зодиака. Поэтому никакой проблемы здесь нет. У индусов просто более древний зодиак, чем у нас.
Цитата: Alexander_S от февраля 13, 2023, 23:25Через много веков "холодный" Козерог окажется в самой "жаркой" позиции...
А на экваторе нет явных сезонов, вот ведь не задача. Круглый год лето. А на полюсах земли круглый год зима. Более того, например в Австралии сезоны прямо противоположные, у нас зима, а у австралов лето. Поэтому оттуда можно передать веселый привет всей тропической западной астрологии.
Цитата: Alexander_S от февраля 13, 2023, 23:25Что делать с накшатрами?
А зачем с ними что-то делать. Не скажу конечно за миллиард индуистов, а по своей накшатре прекрасно вижу весьма точное соответствие себе. Причем если поменять их на 28 или просто на 27 тропических (в любом варианте, хоть от Уттара Бхадрапады), то получится уже полная ерунда!
Цитата: Alexander_S от февраля 13, 2023, 23:25Давать в начале каждого года айнамансу?
Да собственно индийские панчанги, традиционные и новые, прекрасно себя зарекомендовали и отказываться от них нет ни малейшей серьезной причины.

Krasimir

Ты остяк, а значит, взгляд упрямый.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр