Author Topic: Карта национальностей СССР  (Read 79175 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline riwnodennyk

  • Blogger
  • *
  • Posts: 577
  • Gender: Male
« on: August 5, 2009, 05:43 »

Карта национальностей СССР.

Источник: Географический атлас СССР для средней школы. Главное Управление Геодезии и Картографии при СНК СССР. Москва. 1941
Мовне походження: східна Слобожанщина (Вороніжчина), Польтавщина, луганська міська говірка, данской гутар;
Місце проживання: Україна, Луганське ⇄ Київ

Серед помічених цікавинок:
* доволі об’єктивна, як на радянську добу, розселеність русинів-українців;
* окремий нарід латгальців (у Латвії).
Мовне походження: східна Слобожанщина (Вороніжчина), Польтавщина, луганська міська говірка, данской гутар;
Місце проживання: Україна, Луганське ⇄ Київ

Offline Karakurt

  • Posts: 19157
  • Gender: Male
Что за зеленое пятно между армянами? И где находится Ташкент?
͡° ͜ʖ ͡°

Offline Алексей Гринь

  • Posts: 24129
  • Gender: Male
доволі об’єктивна, як на радянську добу, розселеність русинів-українців;
А что, был какой-то заговор? Или это опять мечтательные фантазии какого-то особенного былого ущемления украинцев, которые никак не могут оправдаться? :D
肏! Τίς πέπορδε;

Offline С З

  • Posts: 210
  • Gender: Male
Насколько помню подобные карты 50-70-х годов прошлого века, которые публиковались в общегеографических атласах, там многие этнические границы поразительно совпадали с границами союзных республик и автономий (не все конечно, но в западной части СССР определённо). Граница расселения белорусов полностью совпадала с границами БССР. По Украине, помню, Крым был обозначен как смешанная русско-украинская территория, с преобладанием на черноморском берегу русских, небольшое русское вкрапление в районе Путивля, Донбассе и украинское на юге Воронежской области. На южной границе с Молдавией были указаны болгары и гагаузы, в крупных городах (Киев, Одесса, Львов) - евреи, на Западной Украине - цыгане. Вот, кажется и всё. (Кубань полностью - "русская", только в границах Адыгейской АО - адыгейцы).

Но это, ещё раз подчеркну, карты национальностей в обыкновенных тогдашних атласах, для широкого пользования, так сказать, а не для специалистов.

Offline riwnodennyk

  • Blogger
  • *
  • Posts: 577
  • Gender: Male
Насколько помню подобные карты 50-70-х годов прошлого века, которые публиковались в общегеографических атласах, там многие этнические границы поразительно совпадали с границами союзных республик и автономий (не все конечно, но в западной части СССР определённо). Граница расселения белорусов полностью совпадала с границами БССР. По Украине, помню, Крым был обозначен как смешанная русско-украинская территория, с преобладанием на черноморском берегу русских, небольшое русское вкрапление в районе Путивля, Донбассе и украинское на юге Воронежской области. На южной границе с Молдавией были указаны болгары и гагаузы, в крупных городах (Киев, Одесса, Львов) - евреи, на Западной Украине - цыгане. Вот, кажется и всё. (Кубань полностью - "русская", только в границах Адыгейской АО - адыгейцы).

Но это, ещё раз подчеркну, карты национальностей в обыкновенных тогдашних атласах, для широкого пользования, так сказать, а не для специалистов.
Это точно, к сожалению, общедоступная советская этнология и картография, чем дальше, тем больше руководствовалась политическими мотивами. Уже на этой карте русинов-украинцев Берестейщины причислили к беларусам, шобы в «освобождении» Кресов и придраться не было б до чего.

Ведь и этот атлас самый обычный, для широко пользования. Им мой дед пользовался, кода в школе учился. Тода тем более интересно, кода произошёл этот перелом для той же Кубани, перед тем украинской, а за тем русской. Такой точкой стал конец 40-х?  :???
Мовне походження: східна Слобожанщина (Вороніжчина), Польтавщина, луганська міська говірка, данской гутар;
Місце проживання: Україна, Луганське ⇄ Київ

Offline Nekto

  • Posts: 15273
  • Gender: Male
А мне еще интересно: для украинцев за пределами Украины где-нибудь были украино-язычные школы? Или хотя бы украинский, как предмет, где-то изучали?

Offline riwnodennyk

  • Blogger
  • *
  • Posts: 577
  • Gender: Male
А мне еще интересно: для украинцев за пределами Украины где-нибудь были украино-язычные школы? Или хотя бы украинский, как предмет, где-то изучали?
Конечно изучали, с начала коренизации и до её сворачивания. На той же Кубани был украинский педагогический институт до средины 1930-х.
Мовне походження: східна Слобожанщина (Вороніжчина), Польтавщина, луганська міська говірка, данской гутар;
Місце проживання: Україна, Луганське ⇄ Київ

Offline Nekto

  • Posts: 15273
  • Gender: Male
Да, печально все это... :(
http://uk.wikipedia.org/wiki/Коренізація

Offline Xico

  • Posts: 9248
  • Cansado
* доволі об’єктивна, як на радянську добу, розселеність русинів-українців;
Реалии 1941 года.
Насколько помню подобные карты 50-70-х годов прошлого века, которые публиковались в общегеографических атласах, там многие этнические границы поразительно совпадали с границами союзных республик и автономий (не все конечно, но в западной части СССР определённо).
Да, это так.
Veni, legi, exii.

Offline Ванько

  • Posts: 4379
  • Gender: Male
Что за зеленое пятно между армянами?
Курды? :???
И где находится Ташкент?
Да, действительно немного сместили на север. Наверно ошибка печати.
Lingvoforum has ruined my life.
-------------------------
ЛФ — это вообще к лингвистике мало имеет отношение. © RawonaM

Offline Xico

  • Posts: 9248
  • Cansado
Курды?
Какой-то типографский дефект. Курды должны быть в другом месте.

Но есть и новые предложения:
http://www.rpmonitor.ru/en/en/detail.php?ID=7375&print=Y
Veni, legi, exii.

Offline IamRORY

  • Posts: 1882
Серед помічених цікавинок:
* доволі об’єктивна, як на радянську добу, розселеність русинів-українців;
Де ж ви таку назву... кхе-кхе... почули, га?

Offline Ванько

  • Posts: 4379
  • Gender: Male
А вообще, чтобы понять, как и зачем делают подобные «этнографические» карты, для начала лучше прочитать вот эту интересную статью. То, что там сказано, можно с легкостью применить ко всей подобной «картографии».

Вот образец правильной этно-лингвистической карты. Или вот ещё. Все остальные карты со «сплошной заливкой» чуть более, чем полностью политизированны. :down:
Lingvoforum has ruined my life.
-------------------------
ЛФ — это вообще к лингвистике мало имеет отношение. © RawonaM

Offline IamRORY

  • Posts: 1882
А вообще, чтобы понять, как и зачем делают подобные «этнографические» карты, для начала лучше прочитать вот эту интересную статью. То, что там сказано, можно с легкостью применить ко всей подобной «картографии».
Ай, земеля, молодец!

Offline Xico

  • Posts: 9248
  • Cansado
для начала лучше прочитать вот эту интересную статью.
;up:
Veni, legi, exii.

Offline Hellerick

  • Posts: 25345
  • Gender: Male
Заинтриговало, что такое "культбаза"? Я нашел на карте три таких:

- Сосьвинская культбаза (Манси)
- Казымская культбаза (Ханты)
- Культбаза Алыгджер (Тофалары)

Это что-то вроде "этнических столиц"?

Offline murator

  • Posts: 2071
  • Gender: Male
Может шаманские святыни?

Offline Nekto

  • Posts: 15273
  • Gender: Male
А вообще, чтобы понять, как и зачем делают подобные «этнографические» карты, для начала лучше прочитать вот эту интересную статью. То, что там сказано, можно с легкостью применить ко всей подобной «картографии».

Вот образец правильной этно-лингвистической карты. Или вот ещё. Все остальные карты со «сплошной заливкой» чуть более, чем полностью политизированны. :down:

Да, действительно полезная информация... :yes:

Offline RawonaM

  • Posts: 42470
А мне еще интересно: для украинцев за пределами Украины где-нибудь были украино-язычные школы? Или хотя бы украинский, как предмет, где-то изучали?
Ну в Канаде по-любому. В универовской библиотеке видел огромную англоязычную энциклопедию Украины на несколько томов (не помню точное название), издана по-моему где-то в 70-ых в Канаде.

Offline Xico

  • Posts: 9248
  • Cansado
- Сосьвинская культбаза (Манси)
Quote
Сосьвинская культбаза Омского территориального управления главного управления Северо-морского пути ф. 1, 56 ед.хр., 1933-1960 гг.
п. Сосьва Березовского района

В 1933 г. организована Мансийско-Сосьвинская культбаза особого управления развития хозяйства народов Севера при Главном управлении Северо-Морского пути Совнаркома СССР, с 1938 г. - Сосьвинская культбаза Омского территориального управления главного управлении Северо-морского пути Совнаркома СССР. Управляла социальными учреждениями на территории совета, проводила культурно-массовую, просветительную работу среди национального населения. Ликвидирована в 1960 г.
http://www.admhmao.ru/committe/upr_arh/mo/berezov.htm

Quote
         5. Село Сосьва

     Село Сосьва было образовано в начале 1930-х годов из беднейших хозяйств. Сначала оно входило в состав Сартыньинского национального совета, потом само стало центром Сосьвинского совета. Пять сел Сосьвинской территории расположены от нее на расстоянии 75-90 км, раньше в них были колхозы на уставе рыболовецкой артели, а Сосьва была культбазой, культурным центром для них всех.

     Знаменитая Сосьвинская культбаза (сейчас бы сказали культурно-образовательный комплекс или центр) была создана в 1933 году, в ее состав входили  школа-интернат, участковая больница, красный чум, дом народов Севера, зооветеринарный пункт, баня с прачечной, столярно-слесарная мастерская, магазин, электростанция. Она существовала до 1960 года. Врачи, учителя, агрономы, зоотехники, работники кирпичного производства, на лесозаготовках, в теплицах сформировали костяк ее кадров. Память и влияние культбазы ощутимы до сих пор.

     В селе Сосьва более 80% населения коренные жители. Рост численности населения все последние годы за счет превышения рождаемости над смертностью.

     В 2005 году Сосьва потеряла статус центра территории и вошла со всей своей сетью национальных сел в Саранпаульское сельское поселение.

     Исключительно эффективно работает здесь Сосьвинский рыбкооп, который наследует лучшие традиции Сосьвинской культбазы. Любопытно, что в Саранпауле не получилось создать автономное потребительское общество, которое быстро обанкротилось, и сейчас там действует отделение Сосьвинского рыбкоопа (численность работающих - 51 чел.). Оленеводством занимается национальная община «Беткаш», в хозяйстве общины в 2004 году насчитывалось  42 оленя, в 2005 году было передано от ГУП совхоза «Саранпаульский» 100 голов.

     В Сосьвинской средней школе учится более 200 человек. Из 17 выпускников большинство поступает в Югорский государственный университет в Ханты-Мансийске по гуманитарному профилю. Многие юноши уходят в армию, из которой они обычно возвращаются в село, не получив дополнительного образования, и становятся безработными. Очень редко юноши возвращаются в село, получив среднее специальное образование после армии.

     Главным источником занятости в Сосьве является районный и местный бюджет, рыночный сектор развит слабо. Преобладает мужская безработица, со всеми присущими ей негативными социальными болезнями в виде алкоголизма, несчастных случаев, травм, отравлений, самоубийств. Все последние три года в Сосьве уровень психических расстройств и расстройств поведения среди взрослых превышает средний по району: медицинская статистика четко фиксирует результаты хронического алкоголизма местного сообщества.
http://www.saranpaul.ru/tour/docs/program.doc
Veni, legi, exii.

Quote
   
Путевку дала культбаза.
 
Дата публикации: 17.07.2009  |  Рубрика сервера: Обзоры прессы
 


Идея строительства баз на Севере как опорных пунктов и проводников культуры принадлежала одному из первых посланцев партии на Северо-Востоке Карлу Яновичу Луксу.

В1924 году Президиум ВЦИКа образовал Комитет содействия народностям северных окраин, где К. Я. Луке начал работать с октября 1926 года. 27 апреля 1927 года он выступил на заседании комитета с докладом «Культбаза в туземных районах», но этим не ограничился и уже в феврале 1928-го доложил в Москве на 5-м пленуме Комитета Севера при президиуме ВЦИКа конкретную программу деятельности культбаз как опорных пунктов социально-экономического развития отдаленных северных территорий. Именно тогда было решено включить в пятилетний план сооружение на Дальнем Востоке Нагаевской, Чаунской, Вилюнейской, Сахалинской и других культбаз.

Перед этим К. Я. Луке совершил длительную командировку по Камчатке и Чукотке, изучая возможности и необходимость открытия там культбаз. В сентябре 1928 года исследователь прибыл в бухту Нагаева, где застал на рыбалке кочевников трех самых отдаленных «горных» тунгусских родов.

Они два раза в год спускались с гор на рыбалку, заодно и за товарами в кооперацию. Общение с ними позволило К. Я. Луксу сделать предложение Ольскому райисполкому, где искать основу «для построения подлинной советской сети и, вернее, сети туземных Советов...

...
http://www.kolyma.ru/index.php?newsid=1311
Veni, legi, exii.

Quote
Что касается поселка Лаврентия, то его история берет начало с появления так называемой культбазы. Сейчас не определить, кому пришла идея соединить слово "культура" со словом "база", но, родившись в эпоху самых неожиданных и смелых нововведений, это словосочетание возражений ни у кого не вызывало. Культбаза должна была соединить различные административно-хозяйственные учреждения региона. Поскольку идея создания культбазы восходит к 1925 году, то есть ко времени расцвета нэпа, ее возникновение нельзя отнести к началу установления колхозно-совхозного строя. Дело в другом: советская власть надеялась распространить влияние на территориях, где хозяйничали американцы. Поскольку в центральных советских органах служили не только идеалисты, карьеристы и проходимцы, в состав новообразовавшегося Комитета содействия Северу были включены специалисты, в частности, В.Г.Тан-Богораз, вернувшийся к тому времени из США. К началу функционирования, осенью 1928 года, культбаза состояла из ветеринарного пункта, мастерской по ремонту руль-моторов и бытовой техники, больницы, цинкового склада, дома фактории, школы-интерната и трех жилых домов. Чуть в стороне стояли несколько яранг. В одной из них жил косторез Онно, запечатлевший культбазу на моржовом клыке. Вся эта инфраструктура, расположенная на берегу залива, стала впоследствии поселком Лаврентия. Вот какой нашел культбазу писатель Т.З.Семушкин:

"...На левом берегу залива в десяти километрах от входа в бухту, возле склона горы приютились одиннадцать европейских домиков Чукотской Культбазы. С горы бежал ручей, по улицам ходили люди в европейских костюмах, дамы на французских каблуках, и по улице до самого моря протянулась железная дорога - "узкоколейка". Казалось, что Чукотку мы прошли и попали в другое место..."

Наталья Павловна Отке - директриса окружного краеведческого музея, - родилась в Лаврентия. К семидесятилетию культбазы она подготовила очерк, в котором пишет:

"...Инструктора по советскому и кооперативно-колхозному строительству, женорганизаторы, политпросветчики, врачи, ветеринары, учителя, охотоведы, ихтиологи, зоотехники-оленеводы, краеведы - вели работу коллективно, по единому плану, под руководством заведующего Культбазой. Сотрудники Культбазы работали не только в кабинетах, но и в стойбищах, в период перекочевок оленеводов на далекие расстояния. Ни полярная ночь, ни суровая стужа, сопровождаемая арктической пургой, ни порожистые реки - не являлись препятствием для выполнения работы. Многие изучили эскимосский и чукотский языки и вели разъяснительную работу исключительно на них".

Неустанно трудились врачи, работники культуры, но именно на учителей легла самая тяжелая нагрузка. Они занимались всем: от обучения азбукой - до формирования кооперативов и зверобойных артелей. Наталья Павловна считает, что первым учителям Чукотки надо поставить памятник, а их именами назвать улицы в поселках. Кстати, ее дядю звали Базиком.

http://www.yabloko.ru/Publ/Posolony/posolony-chuc025.html
Veni, legi, exii.

Quote
Культурная миссия
...

24 июня 1926 года к берегу, где намечалось строительство культбазы, причалили 22 плота. На плотах были 42 плотника, съестные припасы для них на все лето, строительные материалы для будущих зданий, дюжина коров и полдюжины лошадей. «Надо было дать трехдневный отдых рабочим» – сделал отметку Суслов. Эта запись – важная деталь: она говорит, насколько были измучены люди 35-дневным переходом. И еще об одном говорит она: до осенних заморозков, до отъезда плотников каждый день был на счету. А работа предстояла, без преувеличения сказать, гигантская. Нужно было построить «Дом туземца», школу-интернат, больницу с амбулаторией, ветеринарный и зоотехнический пункты, показательные ремесленные мастерские, краеведческий пункт, ну и, разумеется, жилые дома для сотрудников и для гостей, баню и различные подсобные строения.

Нелегок был путь строителей культбазы. Зимой бригада плотников, во главе с десятником Малыгаевым, рубила возле села Подволошино вверх от будущей культбазы за полторы тысячи километров, детали 8 домов. Едва тронулся лед, как на воду были спущены плоты. Необыкновенная «флотилия», вызывая изумление у местных эвенков, начала свое нелегкое путешествие. Мне самому довелось проделать этот путь на весельной лодке, и я легко представляю себе, какие трудности испытывали плотогоны. Впрочем, представлять не нужно: есть документы. «Во время причалов в быстрых местах снасти рвало, как нитки. Были случаи, когда трехсотлетнюю лиственницу, к которой привязывали плот, вырвало с корнем и уносило вместе с плотом. Не раз плоты загоняло в мелкие протоки, они садились на мель, налетали друг на друга, создавали затор и вода катилась поверх плотов, смывая имущество, мелкие строительные материалы. Рабочие целыми днями бродили по колено в ледяной воде, перетаскивая плоты мелкими звеньями в основное русло, чтобы там сплотить их снова. И так много раз…»

После короткого отдыха закипела работа. В первую очередь надо было соорудить «гавань» из бревен, чтобы лес не уносило водою. Устроили подъемную дорогу «завоз», и к ней, по очереди, подводили плоты. Завозную дорогу устроили по оврагу. Корчевали лес, заваливали сучьями топь, прокладывали деревянные рельсы из бревен, и по ним поднимали стройматериалы парой коней. Немало хлопот доставляла вечная мерзлота. Сначала грунт был тверд, как скала, но стоило выбить кайлом яму под фундамент, как она заполнялась жидкой грязью. Ее вычерпывали ведрами. Но главные неприятности ожидали прораба Малыгаева потом, когда была построена культбаза. Вечная мерзлота задавала загадки. Никто, даже из больших специалистов, не знал такого явления, как вспучивание вечномерзлых грунтов. «Северный сфинкс» – мерзлота, неожиданно проявлял свой характер и выталкивал сваи фундамента, как занозу из тела. Стены многих домов покосились. И не летом, а в разгар зимы.

Неприветливо встретила туринская земля строителей: начались затяжные дожди. Работали, не зная выходных, по 16 часов в сутки, работали, буквально не щадя себя. Для всех помещений нужны были печи, а привозного кирпича, естественно, не было. Кирпичи делали сами, из местной, не очень доброкачественной (как оказалось) глины. Не успевала глина как следует оттаять в творилах, как рабочие бросались месить ее босыми ногами: лошадей нельзя было снять с основных работ. Да и лошади работали на пределе «лошадиных сил».
«С 3 августа по 7 сентября построено 48 печей с трубами до 8 метров высотой» – записано в первом отчете. Короткая, лаконичная фраза. А сколько за ней опытов и неудач, надежд и разочарований. Ведь никто еще не делал кирпичей из туринской глины. Сегодня существуют технологии по стройматериалам, научные лаборатории, анализы, предварительные опыты. А тогда все делалось «на авось» – на глазок. Но печи стояли. И не просто стояли, а топились. Но что покажет суровая зима, когда топить придется не для просушки, а на полную мощность, да еще лиственничными поленьями?
Культбаза росла. Но строилась она еще «для туземцев», а не «руками туземцев», по выражению П.Г. Смидовича. Кочующие поблизости эвенки рода Чапогиров были частыми гостями на стройке. Но пока еще только гостями. Строительство фактории с непонятным названием «Культбаза» не вызывало еще энтузиазма.
Тимофей Федорович Чапогир, ставший поздней бригадиром одной из лучших в Эвенкии оленеводческих бригад, вспоминал:

– Ну, строится лавка-потребилка – понятно. Дома для приказчиков – тоже понятно. А больница, амбулатория, ветпункт – это что такое? Для чего это тунгусу? Баня? Ну и пусть русские моются! Нам с этого кака корысть? Школа – детюсок учить? Эка забава! Парня – отец чему надо научит, девку – мать. Вот как мы тогда рассуждали! – посмеивался над своей молодостью Тимофей Федорович, орденоносец, участник ВДНХ. – И уточнял:

– Верно, иногда совестно было: лошади надрываются, мужики тянут бревна – лошадям помогают. А мы? Только гостюем. И никто нас не ругает, не гонит на подмогу. А чаем угощают. Ладно ли так? Кое-чего помогать стали. Дрова там колоть. Бревна пилить, да таскать.

http://www.evenkya.ru/rus/?id=ez&sid=ez&artcategory_id=4023&article_id=4040
Veni, legi, exii.

Offline Ванько

  • Posts: 4379
  • Gender: Male
Xico, как же мы все обленились :) Если в поисковик вести "Сосьвинская культбаза", то вышеприведенные цитаты будут как раз в числе первых результатов :)
Lingvoforum has ruined my life.
-------------------------
ЛФ — это вообще к лингвистике мало имеет отношение. © RawonaM

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: