Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Карачаево-Балкарский язык

Автор TawLan, апреля 26, 2013, 10:41

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

TawLan

Цитата: Türk от апреля 13, 2015, 13:06
Цитата: TawLan от апреля 13, 2015, 10:57
На днях услышал как один старик назвал очки - кёзюрек. Тоже что-то архаичное? :what:
Может все же közlük?
Не может, а так и есть, в нашем языке "кёзлюк(очки)", поэтому и интересуюсь.

Rashid Jawba

Слышал и гоьрох, и герох и даже гирох. Огубление в первом случае, думается, попытка сингармонизировать инородное слово. Поэтому этот вариант принят в словарях как наиболее близкий к нативному.
Впрочем, возможно так произносил М. Сюйюнч, участвовавший в разработке РКБС и КБРС./  :green:/

В слове нартюх так и напрашивается конечный -к, но все же там -х, и не просто так.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

TawLan

Цитата: Rashid Jawba от апреля 14, 2015, 07:29
Слышал и гоьрох, и герох и даже гирох. Огубление в первом случае, думается, попытка сингармонизировать инородное слово. Поэтому этот вариант принят в словарях как наиболее близкий к нативному.
Впрочем, возможно так произносил М. Сюйюнч, участвовавший в разработке РКБС и КБРС./  :green:/

В слове нартюх так и напрашивается конечный -к, но все же там -х, и не просто так.
Опять сингармонизм :fp: Если это слово адыгизм, который в свою очередь означает вращение барабана нагана, сколько ему лет по-твоему? Не удивлюсь если не больше 100. И вот те раз мы не могли произносить "гЕрох". А сколько лет имени Гезох по-твоему?
Вот эта песня уже старше чем слово "герох" (если конечно это и правда адыгизм), не говоря уже об имени Гезох:

Почему-то не ГЁзох :donno:

С правилами сингармонизма я не спорю, только вот в нашем случае это не 100% аргумент, а всего лишь - как правило, в большинстве. ГИрох - да, гЁрох - нет. Нет такого слова, разве что у кого-то со слухом не все в порядке. Как ты говорил что было бы неплохо добавить в алфавит краткий "Ю", типа например в слове "кюёw". Ну как там можно услышать "Ю" :donno: На 750% там "W" и ничего больше.

Что касается "нартюх", я не спорю что это "нартюХ" и более того, как уже говорил, и сам так произношу. Просто так, или не просто, но давай доводы. В "ёХтем" просто так?

Rashid Jawba

Вчера посмотрел передачу про дигорцев - так себе, проаланская агитка. Но много разговоров на дигорском. Усвоил, что на слух заметно отличается от иронского, а тж то, что дигорский -с- вполне можно принять за -ш-.
Почему все-таки гЁрох ? Не знаю, в адыг. кЭрах..., который вполне может быть усвоен как Е. Мой вариант с огублением не прошел, но это все, что выдал мой процессор. А так-то верно, имена типа Гезох, Гезам, Геду, Гему, Геру, Гюргокъа (все сплошь займы) освоены давно.
Напр., когда мать-дигорка давала дзицца метисному ребенку.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Dada

Цитата: Rashid Jawba от апреля 15, 2015, 07:49
Почему все-таки гЁрох ? Не знаю, в адыг. кЭрах..., который вполне может быть усвоен как Е. Мой вариант с огублением не прошел, но это все, что выдал мой процессор. А так-то верно, имена типа Гезох, Гезам, Геду, Гему, Геру, Гюргокъа (все сплошь займы) освоены давно.
Исторически и сейчас говорах, к1 произносится как кь1(не знаю как записать правильно), т. е.  смягченно. Возможно поэтому и было услышано Ё.

Малкар

У меня вопрос. Почему вы  никогда не рассматриваете малкарские варианты обсуждаемых слов, ведь это тоже язык и может быть более архаичный чем все другие диалекты? Например - ваш герох, на малкарском - керох, а очки - коздреук, ну и т.п.. И вообще - если говорите о КБ языке надо обсуждать все варианты, ну а если нет - тогда говорите о карачаевском, а не о КБ, тем самым не вводя в заблуждение аудиторию.

TawLan

Цитата: Малкар от апреля 15, 2015, 19:44
У меня вопрос. Почему вы  никогда не рассматриваете малкарские варианты обсуждаемых слов, ведь это тоже язык и может быть более архаичный чем все другие диалекты? Например - ваш герох, на малкарском - керох, а очки - коздреук, ну и т.п.. И вообще - если говорите о КБ языке надо обсуждать все варианты, ну а если нет - тогда говорите о карачаевском, а не о КБ, тем самым не вводя в заблуждение аудиторию.
Ну для начала, чтоб обсуждать малкъарские варианты, их надо знать. Лично я не столь осведомлен и не имею малкъарского словаря.
Архаичный врядли. Насколько мне известно, у малкъаров были куда более тесные отношения с соседями и скорее всего именно поэтому ими назвали всех. Для того чтобы говорить об архаичности одного, надо представить доводы трансформирования другого. Например под чьим влиянием карачаево-баксано-чегемский говор видоизменился? А вот в малкъарском говоре явно видно осетинское влияние, как сказал Рашид осетинские мамы тоже наверно немалую роль сыграли. Хотя Рашид считает что это субстрат :)

Малкар

Цитата: TawLan от апреля 15, 2015, 21:55
Ну для начала, чтоб обсуждать малкъарские варианты, их надо знать. Лично я не столь осведомлен и не имею малкъарского словаря.
Архаичный врядли. Насколько мне известно, у малкъаров были куда более тесные отношения с соседями и скорее всего именно поэтому ими назвали всех. Для того чтобы говорить об архаичности одного, надо представить доводы трансформирования другого. Например под чьим влиянием карачаево-баксано-чегемский говор видоизменился? А вот в малкъарском говоре явно видно осетинское влияние, как сказал Рашид осетинские мамы тоже наверно немалую роль сыграли. Хотя Рашид считает что это субстрат :)
Т.е. собственно говоря Вы со мной согласны, что обсуждаете карачаевские варианты, ну тогда так и пишите. По поводу архаичности и влияния осетинского - не буду дискутировать (нет времени) но хотелось бы обратить внимание на то, что ты сам себе противоречишь, с одной стороны утверждаешь, что не "осведомлен", а с другой рассуждаешь о влиянии осетинского, архаичности и пр. Извини, но как можно рассуждать о том, чего не знаешь? И, вообще на мой взгляд в таких вопросах не следует быть столь категоричным, а в некторых случаях, тот же Рашид просто ведет себя по хамский (чего стоят его - "Джуртубаев -фрик", "Бабугент - такая дыра" и т.п." , а вот на мой взгляд, то, что сделал тот же Джуртубаев для нашего КБ народа ( в отличие от Рашида) заслуживает глубочайшего уважения и признательности.   

TawLan

Цитата: Малкар от апреля 16, 2015, 12:31
Цитата: TawLan от апреля 15, 2015, 21:55
Ну для начала, чтоб обсуждать малкъарские варианты, их надо знать. Лично я не столь осведомлен и не имею малкъарского словаря.
Архаичный врядли. Насколько мне известно, у малкъаров были куда более тесные отношения с соседями и скорее всего именно поэтому ими назвали всех. Для того чтобы говорить об архаичности одного, надо представить доводы трансформирования другого. Например под чьим влиянием карачаево-баксано-чегемский говор видоизменился? А вот в малкъарском говоре явно видно осетинское влияние, как сказал Рашид осетинские мамы тоже наверно немалую роль сыграли. Хотя Рашид считает что это субстрат :)
Т.е. собственно говоря Вы со мной согласны, что обсуждаете карачаевские варианты, ну тогда так и пишите. По поводу архаичности и влияния осетинского - не буду дискутировать (нет времени) но хотелось бы обратить внимание на то, что ты сам себе противоречишь, с одной стороны утверждаешь, что не "осведомлен", а с другой рассуждаешь о влиянии осетинского, архаичности и пр. Извини, но как можно рассуждать о том, чего не знаешь? И, вообще на мой взгляд в таких вопросах не следует быть столь категоричным, а в некторых случаях, тот же Рашид просто ведет себя по хамский (чего стоят его - "Джуртубаев -фрик", "Бабугент - такая дыра" и т.п." , а вот на мой взгляд, то, что сделал тот же Джуртубаев для нашего КБ народа ( в отличие от Рашида) заслуживает глубочайшего уважения и признательности.
Нет, не согласен. Иногда я указываю "карач.", иногда пишу "КБ". Говоря короче, КБ язык для меня - язык Омара Отарова.
Мое мнение: язык на котором говорил и пел Омар и есть настоящий КБ язык (за исключением некоторых словечек типа "шаудан").
Я не вижу противоречия в своих утверждениях (это кстати не утверждения, а мнения). Чем объяснить "З" вместо "ДЖ, Ж", кроме как осетинским влиянием? Ну или "Ц" вместо "Ч"? Я же не говорю что не знаю особенностей малкъарского говора и никогда не слышал. Слышал, и в живую слышал и в интернете полно, просто я не могу знать о каждом слове, например что "герох" на малкъарском "керох". То что наш "гардош" там "картоф" знал, что наш "гыпы" там "кыфы" знал, а вот про "керох" не знал и знаю что много слов не знаю.
Я не категоричен, всего лишь не согласен с некоторыми доводами.


Малкар

Ну во первых не "кыфы", а "гыфы", во вторых, на мой взгляд, настоящий КБ язык - язык на котором разговаривают КБ, т.е. все диалекты и игнорирование этого просто его обедняет. Видео - да, это "малкъар". А насчет всего остального - твое право, но это вовсе не означает, что ты прав, тем более я вижу ты склонен отрицать очевидное. И тезисно  о "ц", "З" и пр., очевидно тебе неизвестно, что "цокают" и "зекают" не только "малкарцы" но и некторые  другие тюркоязычные народы  на которых ну при всем желании осетины никаким образом не могли влиять.
Этот миф придуман давно и развеян тоже давно. Кто его придумал и зачем - догадайся с двух раз

Red Khan

Цитата: TawLan от апреля 16, 2015, 17:15
Ну или "Ц" вместо "Ч"?
Это, кстати, распространённая фишка среди тюрков, у азербайджанцев так говорят нахичеванцы, у казанский татар мишаре.

Кстати, помню мне балкарцы анекдот рассказывали про малкарца. Сам анекдот не помню, но прикол был в слове чыпчык-цыпцык. Помню понял его без перевода, ещё подумал что такой же можно про мишар рассказывать. :) Никто его не знает? :)

Karakurt


TawLan

Цитата: Малкар от апреля 16, 2015, 20:36
Ну во первых не "кыфы", а "гыфы", во вторых, на мой взгляд, настоящий КБ язык - язык на котором разговаривают КБ, т.е. все диалекты и игнорирование этого просто его обедняет. Видео - да, это "малкъар". А насчет всего остального - твое право, но это вовсе не означает, что ты прав, тем более я вижу ты склонен отрицать очевидное. И тезисно  о "ц", "З" и пр., очевидно тебе неизвестно, что "цокают" и "зекают" не только "малкарцы" но и некторые  другие тюркоязычные народы  на которых ну при всем желании осетины никаким образом не могли влиять.
Этот миф придуман давно и развеян тоже давно. Кто его придумал и зачем - догадайся с двух раз
Под настоящим я имел ввиду показатель. Я одного не понимаю, то что ты во многом, а быть может и во всем, со мной не согласен, я понял с первого твоего поста. И это ничуть на мои мнения не повлияло. Но у тебя нет времени дискутировать, ты не считаешь нужным объяснять, так зачем повторять? Поверь мне, когда я для себя пришел к выводу что цоканье и зоканье малкъаров от осетин, я прекрасно знал про других цокающих тюрков. Это - не довод. Нет фактов указывающих что это у всех с одного леса дрова.
Тут надо с самого начала. КБ язык - единый язык? Изначально один язык? КБ в прошлом один этнос с одним языком? Мое мнение - да. Тогда надо уж в чем-то найти причины, или в цокании малкъаров, или в чокании остальных. Прям с самого начала так быть может.

Basil

Цитата: Red Khan от апреля 16, 2015, 22:17
Кстати, помню мне балкарцы анекдот рассказывали про малкарца. Сам анекдот не помню, но прикол был в слове чыпчык-цыпцык.
цыфцых, наверно?
--
Если есть сомнения - значит сомнений нет.

Red Khan


Rashid Jawba

Цитата: Малкар от апреля 16, 2015, 12:31
тот же Рашид просто ведет себя по хамский (чего стоят его - "Джуртубаев -фрик", "Бабугент - такая дыра" и т.п." , а вот на мой взгляд, то, что сделал тот же Джуртубаев для нашего КБ народа ( в отличие от Рашида) заслуживает глубочайшего уважения и признательности.
При всем уважении к фамилии и трудозатратам Джуртубаева, я с сожалением заявляю, что его работы - фричество. Для такого вывода достаточно того, что некоторые арабизмы он этимологизирует с тюрк. Его этимологии тюрк.слов тоже ненадежны. Возможно, он прав в др. вопросах, в которых я некомпетентен, но недоверие уже присутствует. И если находятся люди, целиком принимающие его теории за истину, ничего хорошего для КБ народа в этом нет.
Называть вещи своими именами считаю нормальным, при чем тут хамство ?
Что касается отсутствия балкаризмов, это неверно. В пределах словарей, при необходимости они приводятся. К сожалению, малкаров здесь не водится, они заходят иногда - покритиковать, но этого недостаточно. Сравнение КБ и малкарского диалекта могло бы решить некоторые вопросы.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

TawLan

Рашид, тут дело не в том, чтобы называть вещи своими именами, у тебя весь диалог строится на сарказме и насмешках, как над оппонентами, так и над теми с чьими трудами не согласен.
А в общем, твоя ошибка в том, что ты сходу делаешь выводы, займ, адыгизм, осетинизм, и всё, не калышит. Ты собрал себе шаблоны и не хочешь от них отходить. Многие "правила", которыми ты руководствуешься сходу делая то или иное слово осетинизмом, или еще чем-то, вовсе и не правила, а обычные совпадения, исключений из которых уйма. И чтоб зря воздух не сотрясать надо эти правила подтвердить другими займами, не только осетинизмами, адыгизмами.
Например правило: осет. "АЕ" >> КБ "Ы" - пурга. А вот множество "А, Ы, Е", не только КБ, а много с каких языков >> осет. "АЕ" уже можно назвать правилом.

Еще я так понял для тебя правило осет. "ДЗ" >> карач. "ДЖ". Как сказал "мать-дигорка давала метисному ребенку дзицца".
Во-первых, по осетински не "дзицца", а "дзидза", что звучит не иначае как "ЗиЗа"
пример: http://slovar.iriston.com/news.php?newsid=32870
Во-вторых, чтоб не назвали твое утверждение фуфлом, дай хоть один пример займа (не с осетинского) где "З>>ДЖ". Арабизмов например пруд пруди - заман, залим и т.д.. Это как надо было умудриться из "ЗиЗа" сделать "ДЖиТЧа".
А я вот могу тебе привести пример займа в осетинском с "ДЖ>>З"
Рай - http://slovar.iriston.com/news.php?newsid=33088

Rashid Jawba

Многаслов, Тау... Спасибо, что указываешь на мои ошибки, это мне очень помогает.
Что касается соответствия осет. дз - малкар. дз - карач. дж, то эта теза надёжна, как весь гражданский флот. Более того, любой иноязычный дз будет адаптирован КБ в виде дж. Потому что звука дз у карачаев нет.
Звук з есть, он принимается без изменений. Что не так ?
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Цитата: Karakurt от апреля 16, 2015, 22:28
В киргизском есть тоже вроде бы. А может и нет.
Джангур джауаргъа да болур, джаумазгъа да болур. :yes:
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

TawLan

Цитата: Rashid Jawba от апреля 18, 2015, 00:36
Многаслов, Тау... Спасибо, что указываешь на мои ошибки, это мне очень помогает.
Что касается соответствия осет. дз - малкар. дз - карач. дж, то эта теза надёжна, как весь гражданский флот. Более того, любой иноязычный дз будет адаптирован КБ в виде дж. Потому что звука дз у карачаев нет.
Звук з есть, он принимается без изменений. Что не так ?
Что не так? Вот именно, "З" есть, а осетинский "ДЗ" и есть обычный "З". Пожалуйста, пройди по ссылке и послушай как произносится "ДЗ" в "дзидза" и скажи чем оно отличается от того же "З" например в "Заман"

дзидза - http://slovar.iriston.com/news.php?newsid=32870 - ЗиЗа

А знаешь как звучит буква "З" по осетинскому алфавиту? Пожалуйста, послушай:

за́рæг - http://slovar.iriston.com/news.php?newsid=33939

И повторяю вопрос: с какой радости именно осетинские "З" (который они почему-то пишут "ДЗ") мы переделывали в "ДЖ"? С любого другого языка есть такой пример? Забудь про "ДЗ", там "З". Сколько раз написать чтоб дошло?

И еще раз привожу пример ДЖ>>З в осетинском:

дзæнǽт (рай, который в оригинале как и у нас с "ДЖ") - http://slovar.iriston.com/news.php?newsid=33088

Давай уже по серьезному.

Rashid Jawba

Где там слушать?
Впрочем,я и так все понял - осетины специально добавили д к з, чтобы доказать, что малкар. дзоканье - из дигорского.
Но этот номер у них не пройдет !!!
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

TawLan

Цитата: Rashid Jawba от апреля 18, 2015, 01:44
Где там слушать?
Ссылки видишь? Нажимаешь, переходишь, на открывшейся странице нажимаешь на изображение динамиков:


Выделил черным квадратом и указал стрелками, надеюсь получится :wall:

TawLan

Цитата: Rashid Jawba от апреля 18, 2015, 01:44
Впрочем,я и так все понял - осетины специально добавили д к з, чтобы доказать, что малкар. дзоканье - из дигорского.
Но этот номер у них не пройдет !!!
А где у малкъар ДЗокание? Чуть выше чувак по малкъарски тост толкает, может прослушаешь. Там Зокание, а не Дзокание, точно так же звучит и осетинский "ДЗ". Карочи, все время споры сводятся к ни о чем, потому что не имеем правильного представления об осетинском языке. Вот как звучат осетинские буквы, если их написать по нашему, или русскому звучанию:
осет. = русс.
ДЗ    =    З
З       =   Ж
С      =    Ш
Ц      =    С (иногда "Ц", иногда "СС", а иногда и "Т" :fp:)
Ф      =   П, Ф

TawLan

"Джуwаб" же вроде арабизм? И в оригинале тоже "Дж" если не ошибаюсь?
А вот как он звучит по осетински: http://slovar.iriston.com/news.php?newsid=5011

То есть пишется "ДЗуапп", а произносится "Зwапп"

Или например "еврей". Должен был бы по идее на "ДЖ", или "Ж". У грузин на "ДЖ", у чеченцев на "Ж", у нас вообще "Чуwут".
А вот как по осетински: http://slovar.iriston.com/news.php?newsid=32920

То есть пишется "ДЗутт", а произносится "Зутт"

Налицо переход звука "ДЖ" в "З" и написание его "ДЗ" в осетинском. Хочу увидеть хоть один пример перехода "З" в "ДЖ" у нас. Если нет такого примера, хотя бы одного, двух, вычеркиваем еще одно "правило" доказывающее осетинизмы и добавляем другое правило, доказывающее некоторые КБизмы.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр