Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Резолюция о происхождении тюркских народов на Кавказе

Автор kanishka, декабря 3, 2014, 04:59

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Nevik Xukxo

Цитата: Iskandar от декабря  4, 2014, 08:19
Память не может охватывать события глубже лет 50-70. По прошествии лет даже воспоминания очевидцев непроизвольно мифологизируются и подгоняются под архетипы.
Видимо, так. Там на молгене щас смешные дискуссии. Кто-то из КБ говорит генетикам - мол, какие балкарцы в кабардинских сёлах и всё такое, попутались вы. На что ответ типа, а это сёла дедов тестированных, все претензии к памяти внуков. :)

TawLan

Цитата: Iskandar от декабря  4, 2014, 08:04
Так это прямое свидетельство (относительной) недавности распространения языка в этих местах.
Какой недавности? Лично я, как самый предатель ни разу не утверждаю что КБ языку в этих ущельях, то есть в высокогорьях больше 600-800 лет. Но это (наименьшее различие и полное взаимопонятие), прямое свидетельство того, что этот язык не формировался уже в высокогорьях когда якобы кипчаки залезли туда и ассимилировали кто осетин, кто адыгов, кто сванов. Им (данным языком) уже владели. Главным образом равнинники, аланы. Это был уже гос-м, межнац-м языком Алании. Были наверно и двуязычные, были наверно знавшие только тюркский. В горах наверно не очень знали, но изъясняться кое-как все таки наверно могли. Короче оказавшись в горах вместе представители разных этносов общались между собой на тюркском (КБ) языке. Так сформировался КБ язык, который с тех пор вероятно не имел никаких тюркских влияний из вне.
Именно тебе по-моему уже показывал расселение:


Обведенный, это уже с образованием карачаевского общества. Дальше не на равнины спускались, а осваивали новые ущелья. И если, по утверждению некоторых, были какие-то допустим огузские влияния, как может так быть, что все ущелья разговаривают на одном языке? В каждом ущельи школы были для огузирования?

Ассимиляция кипчаками не знающих их язык в горах, где в одном ущельи было наверно больше осетин, в другом практически не было, в треьем абазины, где-то были сваны, где-то нет (именно так хотят вывести нашу историю) такого результата не дала бы. Было бы явное отличие и в языках ущелий и в культуре и во много в чем. На сегодня же, говоря о Кавказе, о родственных народах на Кавказе, нет более схожего во всем друг с другом чем карачаевцы и балкарцы. Кумыки разговаривающие на разных диалектах понимают друг друга не лучше чем КБ и ногайцы. Наши же диалекты, диалектами названы слишком громко, это просто говоры, главное отличие в которых интонация.

Nevik Xukxo

Цитата: TawLan от декабря  4, 2014, 09:46
Обведенный, это уже с образованием карачаевского общества.
Обведённое - это примерно в какие годы могло быть?

TawLan

Цитата: Nevik Xukxo от декабря  4, 2014, 08:08
Цитата: Iskandar от декабря  4, 2014, 08:04
Так это прямое свидетельство (относительной) недавности распространения языка в этих местах.
Вопрос ещё когда именно КБ язык отпочковался из кипчакских и когда было распространение в КБ горах - это могут быть и не связанные вещи. :-\
Никакого отпачкавания небыло. Была частичная ассимиляция азиатскими языками на данной территории, где до кипчаков был уже тюркский язык. Вот именно от этого и появилась половецкая группа. Которая не потом нахваталась огузизмов. А огузизмы в данной (кипчакской) подгруппе - субстрат.

Фанис

А что за христианство было у карачаевцев и балкарцев, когда они его приняли и от кого?

TawLan

Цитата: Nevik Xukxo от декабря  4, 2014, 09:49
Цитата: TawLan от декабря  4, 2014, 09:46
Обведенный, это уже с образованием карачаевского общества.
Обведённое - это примерно в какие годы могло быть?
Точно никто не скажет. Примерно 500 с чем-то максимум. Имеется ввиду образование карачаевского общества, на западном приэльбрусии.

Zhendoso

Цитата: TawLan от декабря  3, 2014, 22:12
Кипчакский, азиатский язык здесь суперстат (не знаю правильно написал слово).
Верно. Причем, предок карачаевско-балкарского языка до прихода на Кавказ явно варился в одной каше с будущими кумыкским, крымскотатарским,караимским и татарскими диалектами. Старый ареал половецких - это юг Украины, Крым, значительные части современных Краснодарской, Ростовской, Ставропольской областей, равнины Северного Кавказа. Там предки половецких языков взаимодействовали с малоазиатскими огузами, причем культурным центром, имхо, был Крым. Половецкие языки, помимо следов огузского субстрата, несут еще и следы влияния анатолийско-тюркского  литературного языка XIII-XIV вв, который зародился не в собственно огузской (у огузов еще не было литературного языка, но именно этот язык станет фундаментом будущего турецкого литературного) среде, а в половецком ареале, явившись средством адаптации дешт дили (в котором была весьма сильна карлукская традиция) к живым половецким говорам. Классический пример этого языка (и, не исключено, что  первое произведение) - поэма "Кысса-и Юсуф". 
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Nevik Xukxo

Цитата: TawLan от декабря  4, 2014, 09:56
Точно никто не скажет. Примерно 500 с чем-то максимум. Имеется ввиду образование карачаевского общества, на западном приэльбрусии.
А когда происходила основная экспансия, приведшая примерно к современной территории?

TawLan

Цитата: Nevik Xukxo от декабря  4, 2014, 10:05
Цитата: TawLan от декабря  4, 2014, 09:56
Точно никто не скажет. Примерно 500 с чем-то максимум. Имеется ввиду образование карачаевского общества, на западном приэльбрусии.
А когда происходила основная экспансия, приведшая примерно к современной территории?
Не понял :what: Экспансия что значит?
Появление в горах 5-ти горских (балкарских) и дигорского обществ есть результат того, о чем говорю - спаслись в горах. По одному из мнений, которое наверно самое близкое к правде, столица Алании находилась на территории нынешнего КЧР. И самый страшный удар и истребление монголами пришлись именно туда. Данные территории, даже высокогорья опустели. Бежали на восток и за хребет. Потом Тамерлан наказал и ордынцев, да и в горы залез. Потом равнины, выходы из ущелий заняли кабардинцы, пришли с приазовья. Потом тип по имени Къарча, сын Темирболата, по преданиям уведенный мальчиком в плен, после смерти Тамерлана вернулся на Кавказ. Обоснавался на Баксане, там кабардинские князья не дали спокойно жить. В один очередной раз, когда кабардинцы пришли требовать дань (до этого не раз были стычки, не платили) под видом смирения пригласили остаться на ночь и по утру уйти со скотом и ночью всех перерзали. После этого переселились с Баксана в Карачай. С того времени как Къарча пришел на Кавказ и еще долго после того как переселились в Карачай к нему все время примыкали люди, главным образом те же балкарцы. Вот из-за этой легенды мы считаемся пришельцами с Крыма. Только нам дают лет 200 :)

TawLan

Цитата: Фанис от декабря  4, 2014, 09:55
А что за христианство было у карачаевцев и балкарцев, когда они его приняли и от кого?
Византия походу.

Nevik Xukxo

Цитата: TawLan от декабря  4, 2014, 10:21
Экспансия что значит?
Ну, распространение этноса. За счёт чего? Внутренних ресурсов - демографический бум был?

Zhendoso

Для того, чтобы "поймать" момент отделения карачаево-балкарского языка надо найти временные маркеры, н-р, время фонетических, лексических и прочих изменений в других половецких, законсервированных в к.-б. или еще что-то. Это вполне реально, т.к. половецкая письменная традиция практически не прерывалась, в золотордынское время она конвергировала с золотоордынской, а потом подверглась влиянию чагатайского. Н-р, время последней фиксации в литературных памятниках половецкого ареала совокупности каких-либо языковых фактов, сохранившихся в к.-б., с большой долей вероятности будет  указывать на время разделения.   
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

bvs

Цитата: Zhendoso от декабря  4, 2014, 10:33
половецкая письменная традиция практически не прерывалась, в золотордынское время она конвергировала с золотоордынской
А что, была какая-то письменность у кыпчаков до Орды?

TawLan

Цитата: Nevik Xukxo от декабря  4, 2014, 10:28
Цитата: TawLan от декабря  4, 2014, 10:21
Экспансия что значит?
Ну, распространение этноса. За счёт чего? Внутренних ресурсов - демографический бум был?
Распространение наблюдается (в прошлом) у карачаевцев. Во время тех событий, которые я описал, по переезду, карачаевцы, последователи Къарчи, представляли собой всего лишь один небольшой аул Къарт джурт, тогда как балкарцы уже жили в отдельных ущельях. Но на сегодня карачаевсцев в 2 раза больше чем балкарцев. Это обусловлено тем, как уже сказал, люди тянулись к Къарче. Половина крачаевских фамилий, если не больше, берут свое начало именно с балкарских ущелий. Сколько человек пришли с Къарчой неизвестно даже примерно. Вряд ли там была армия, иначе кроме наших преданий были бы еще какие-то свидетельства. Скорее всего была горстка людей, несколько десятков. Народ же карачаевский - последователи Къарчи. Так, для наглядности, ролик из отрывков док. фильма "Война и мир Карачая":

mail

Цитата: TawLan от декабря  4, 2014, 00:20
Цитата: Red Khan от декабря  4, 2014, 00:13
Цитата: TawLan от декабря  4, 2014, 00:07
Это мнение историков, что в формировании КБ принимали участие кобанцы и + аланы и половцы.
И вот о чём спор тогда? :)
Спор в том, что в данное время русские принимают самое непосредственное участие в нашем этногенезе. Самое непосредственное. Влияние сильнее чувствуется на Западном Кавказе, обрусевших больше, еле разговаривающих на русском меньше, но никак не больше смешений, лично у нас. Если мы вдруг обрусеем, но при этом сохраним традиции и т.п., внешность тоже не будет показывать миксов отсутствующих у других, мы - русские?
Нет. Предатели.

lammik

Цитата: TawLan от декабря  4, 2014, 00:20
Цитата: Red Khan от декабря  4, 2014, 00:13
Цитата: TawLan от декабря  4, 2014, 00:07
Это мнение историков, что в формировании КБ принимали участие кобанцы и + аланы и половцы.
И вот о чём спор тогда? :)
Спор в том, что в данное время русские принимают самое непосредственное участие в нашем этногенезе. Самое непосредственное. Влияние сильнее чувствуется на Западном Кавказе, обрусевших больше, еле разговаривающих на русском меньше, но никак не больше смешений, лично у нас. Если мы вдруг обрусеем, но при этом сохраним традиции и т.п., внешность тоже не будет показывать миксов отсутствующих у других, мы - русские?

Переход на русский язык, при сохранении генетики и идентичности, русских из вас уж точно не сделает. Если человек пользуется русским языком, но при этом считает себя кем-то ещё, то какой же он русский?

mail

Цитата: lammik от декабря  4, 2014, 11:39
Цитата: TawLan от декабря  4, 2014, 00:20
Цитата: Red Khan от декабря  4, 2014, 00:13
Цитата: TawLan от декабря  4, 2014, 00:07
Это мнение историков, что в формировании КБ принимали участие кобанцы и + аланы и половцы.
И вот о чём спор тогда? :)
Спор в том, что в данное время русские принимают самое непосредственное участие в нашем этногенезе. Самое непосредственное. Влияние сильнее чувствуется на Западном Кавказе, обрусевших больше, еле разговаривающих на русском меньше, но никак не больше смешений, лично у нас. Если мы вдруг обрусеем, но при этом сохраним традиции и т.п., внешность тоже не будет показывать миксов отсутствующих у других, мы - русские?

Переход на русский язык, при сохранении генетики и идентичности, русских из вас уж точно не сделает. Если человек пользуется русским языком, но при этом считает себя кем-то ещё, то какой же он русский?
Но и не карачаевец.

lammik

Цитата: mail от декабря  4, 2014, 11:44
Но и не карачаевец.

Это интереснейшая тема. До тех пор пока иноязычные составляют до трети общей численности народа, им дискомфортно, но затем это становится вариантом нормы.

Nevik Xukxo

"Вот в конце лингвистического стола пришел организатор, этнограф М.Дж. Каракетов и стал требовать, чтоб мы включили в резолюцию а) что карачаево-балкарский - отдельная ветвь тюркских языков, и б) что алтайское родство развенчано и тюрки поэтому имеют право называться самостоятельной языковой семьей."

Видимо, существует как бы две науки - мировая и местная. Вторая, вероятно, чаще ударяется в какое-то фричество. :umnik:

alant

Цитата: Nevik Xukxo от декабря  4, 2014, 12:18
"Вот в конце лингвистического стола пришел организатор, этнограф М.Дж. Каракетов и стал требовать, чтоб мы включили в резолюцию а) что карачаево-балкарский - отдельная ветвь тюркских языков, и б) что алтайское родство развенчано и тюрки поэтому имеют право называться самостоятельной языковой семьей."

Видимо, существует как бы две науки - мировая и местная. Вторая, вероятно, чаще ударяется в какое-то фричество. :umnik:
Кандидат кавказский наук
Я уж про себя молчу

kanishka

Цитата: Zhendoso от декабря  4, 2014, 10:33
Для того, чтобы "поймать" момент отделения карачаево-балкарского языка надо найти временные маркеры, н-р, время фонетических, лексических и прочих изменений в других половецких, законсервированных в к.-б. или еще что-то. Это вполне реально, т.к. половецкая письменная традиция практически не прерывалась, в золотордынское время она конвергировала с золотоордынской, а потом подверглась влиянию чагатайского. Н-р, время последней фиксации в литературных памятниках половецкого ареала совокупности каких-либо языковых фактов, сохранившихся в к.-б., с большой долей вероятности будет  указывать на время разделения.

А кто-нибудь все это вообще серьезно изучал? Например, можно было бы выявить в карачаево-балкарском восточноиранский или какой-нибудь там адыгский субстрат. Пока по этому поводу ничего серьезного не встречал. В интернете процветает наукообразный дискурс, напичканный общими спекуляционными размышлениями вперемешку с сиротливыми фактами, надерганными из археологии, этнографии, антропологии etc.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

Nevik Xukxo

А вдруг на территории КБ был изолят? Не картвелы, не адыги, не иранцы, а неведомы зверушки? :umnik:

kanishka

Цитата: Nevik Xukxo от декабря  4, 2014, 12:54
А вдруг на территории КБ был изолят? Не картвелы, не адыги, не иранцы, а неведомы зверушки? :umnik:

Который бесследно исчез?
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

Zhendoso

Цитата: bvs от декабря  4, 2014, 10:42
А что, была какая-то письменность у кыпчаков до Орды?
У половцев точно. "Хикяет-и Юсуф" (не путать с "Кысса-й Юсуф"), является переводом с дешт дили  на малоазиатский-тюркский. Переводчик сам об этом пишет:
Ol Halil oglu Ali
Edi divandur eli
Ol düzdü türkij dili
Dešt dilinden dünderü
Правда, сам оригинал Махмуда Крымского на дешт дили, вроде бы, не сохранился.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Zhendoso

Цитата: mail от декабря  4, 2014, 11:33
Нет. Предатели.
Да бросьте. Нет такого в истории. У каждого из нас предки в диахронии сменили сотни языков, религий и идентичностей. Обычное дело.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр