Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Вопросы о персидском языке

Автор -Dreamer-, июля 30, 2012, 13:46

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Farroukh

Таковым его считали сами носители абшеронского диалекта. Но лучше тут не оффтопствовать.

Türk

Цитата: Farroukh от июня 18, 2014, 07:12
Говорили раньше, более 100 лет назад. Сейчас есть лишь пара селений с татским.
Какие пара селений с татским есть в Абшероне? Зачем обманывать себя Фаррух? В 2014-м году в Абшерон есть максимум несколько десятков семей иногда говорящих на балаханском и сураханском языках, в 3-х млн.-ом Абшеронском полуострове. Селений нет, наверное вы давно не бывали в Сураханы или Балаханы. Я каждый день бываю, в Сураханах за последние 3 года даже 1 слово не слышал на татском, в Балаханах несколько недель назад в автобусе говорили.
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Türk

Цитата: Farroukh от июня 18, 2014, 14:51
Таковым его считали сами носители абшеронского диалекта. Но лучше тут не оффтопствовать.
Я знал живого носителя татского языка из Сураханы, язык свой он называл сураханы дили. Сколько раз я ему говорил что он перс или тат, никогда не признавал, даже материл персов и татов, ему пофиг было, он повторял за мной )) На вряд ли раньше было иначе, думаю тебе просто хочется верить в это. :)
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Ellidi

Возник вопрос насчет приведенных родственных слов в персидском санскритского глагола हरति  (harati, нести). Их два (первое из которых нашел): آزار  (озор, обида) и второе (не нашел), ā-zarda (он обижает, [er] beleidigt). Обычно Уленбек пишет глаголы в инфинитиве, но здесь исключение. Есть особая причина для этого, особенности инфинитива или может быть проблема со словом āzarda (выдумано или дожило до пахлавийского периода)?

Цитата: Iskandar от июня 16, 2014, 17:32
Персидское слово, видимо, выдумано.
Спасибо.

Цитата: Iskandar от июня 16, 2014, 17:32
Курдское и белуджское слова существуют (точнее обычная курдская форма xwê «соль»).
Цитата: Iskandar от июня 16, 2014, 19:33
Чувствую, что-то не так, посмотрел в словарь.
курд. xwê «соль»
курд. xo — вариант xwa «сам»

Очень неаккуратный этот ваш Уленбек, складывается такое впечатление
Понимаю. Поэтому и появляются вопросы, когда возникает затруднение найти приведенное слово.
Suum quoque castitas mentis dispendium patitur, quia nonnunquam mens concupiscentiae telo configitur per carnis speciem, quam exterius contemplatur. («A. de C. S.», c. XI)

Iskandar

Цитата: Ellidi от июня 26, 2014, 14:58
ā-zarda (он обижает, [er] beleidigt). Обычно Уленбек пишет глаголы в инфинитиве, но здесь исключение. Есть особая причина для этого, особенности инфинитива или может быть проблема со словом āzarda (выдумано или дожило до пахлавийского периода)?
Глагол āzurdan

арьязадэ

Цитата: Iskandar от июня 16, 2014, 17:32
Нет такого слова, есть خاییدن, то есть -w- там не присутствует.

все исконно персидские слова на "хо" пишутся через "хво", Искандар:
خواب
خوانه
خواستن
и тд.
искоючение для заимствований из тюркских и арабского
خانم

Iskandar

Цитата: арьязадэ от июня 28, 2014, 13:23
все исконно персидские слова на "хо" пишутся через "хво"
Эмм... Я даже не знаю, что тут сказать...

dahbed

Турции пиздес


арьязадэ

Цитата: dahbed от июня 28, 2014, 14:14
Цитата: арьязадэ от июня 28, 2014, 13:23
خانم
Это слово тоже через "хва",   - xVanum

по правилам там без. "хон" в смысле тюркского "хан" и женская флорма "хонум" пишутся без "в".
خان، خانم

"хон" в смысле "прочитай" пишется с "в":
خوان


Iskandar

Мне всё-таки интересно, откуда возникло такое заблуждение?

арьязадэ

Цитата: Iskandar от июня 28, 2014, 15:10
Мне всё-таки интересно, откуда возникло такое заблуждение?

это же пошло с самого начала. а что тут нетак?

Iskandar

А что так? Вы в словарь загляните для начала. ::)
А то как-то неловко общаться...  :scl:

dahbed

Цитата: Iskandar от июня 28, 2014, 15:10
Мне всё-таки интересно, откуда возникло такое заблуждение?
Да вот - ЭСИЯ, том-3, начиная со стр. - 422, точнее стр.- 427.
Не ужели эта книга вводит в заблуждение?  :(
Турции пиздес

dahbed

Цитата: арьязадэ от июня 28, 2014, 15:01
"хон" в смысле "прочитай"
Кроме, есть в значении - сам, свой, господин...
так же в конце имен - "наречай", "называй"..
не?
Турции пиздес

Iskandar

Цитата: dahbed от июня 29, 2014, 07:01
Да вот - ЭСИЯ, том-3, начиная со стр. - 422, точнее стр.- 427.
Вы вообще про что?
Я про это:

Цитата: арьязадэ от июня 28, 2014, 13:23
все исконно персидские слова на "хо" пишутся через "хво"
+ даже дан заведомо неправильный пример
Цитата: арьязадэ от июня 28, 2014, 13:23
خوانه

dahbed

 
Цитата: Iskandar от июня 29, 2014, 07:42
Вы вообще про что?
Я про это -
Цитата: арьязадэ от июня 28, 2014, 13:23
خانم
показалось Ваше -
Цитата: Iskandar от июня 28, 2014, 14:15
Ох... Ещё лучше...
к тому же.
Ну немного просветите, пожалуйста, о приведенном в словаре.
Турции пиздес

Iskandar

А, теперь дошло, о чём.
О якобы клас. перс. xvānum в ЭСИЯ.
Откровенный промах создателей. Вообще у иранистов по части отделения тюркизмов и прочих поздних слов очень плохо. Узкая специализация подчас не даёт возможности просто их узнать в лицо, заставляя заниматься фантазиями.

dahbed

Цитата: Iskandar от июня 30, 2014, 19:52
О якобы клас. перс. xvānum в ЭСИЯ.
Откровенный промах создателей. Вообще у иранистов по части отделения тюркизмов и прочих поздних слов очень плохо. Узкая специализация подчас не даёт возможности просто их узнать в лицо, заставляя заниматься фантазиями.
Ну вот((( я-то как таран вооруживщись данной этимологией, спорил с парнями-тюркологами  нашего форума, извиняюсь!
А что же делать нам учащимься? как и где находить "истинные этимологии"? как их распозновать?... а так полюбилась работа милых дам...
Турции пиздес

Skif

Цитата: Türk от июня 25, 2014, 00:36
Цитата: Farroukh от июня 18, 2014, 14:51
Таковым его считали сами носители абшеронского диалекта. Но лучше тут не оффтопствовать.
Я знал живого носителя татского языка из Сураханы, язык свой он называл сураханы дили. Сколько раз я ему говорил что он перс или тат, никогда не признавал, даже материл персов и татов, ему пофиг было, он повторял за мной )) На вряд ли раньше было иначе, думаю тебе просто хочется верить в это. :)

Салам.

Я сам носитель этого языка. И могу утверждать что местные в этих селах знают язык. При посторонних стараются говорить на азербайджанском.
Насчет непризнания себя татом или персом вы правы, есть такое дело.
Опираясь имеющиеся слова в этом языке, можно предположить что апшеронские так называемые "таты"   имеют сакское происхождение.


Iskandar

Цитата: Skif от июля 16, 2014, 11:59
Опираясь имеющиеся слова в этом языке, можно предположить что апшеронские так называемые "таты"   имеют сакское происхождение.
Что-что?

kanishka

Цитата: dahbed от июня 30, 2014, 21:46
как их распозновать?

Я думаю, это не трудно при определенных условиях. Хотя "трудные" случаи тоже бывают, да.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

Skif

Цитата: Iskandar от июля 16, 2014, 20:38
Цитата: Skif от июля 16, 2014, 11:59
Опираясь имеющиеся слова в этом языке, можно предположить что апшеронские так называемые "таты"   имеют сакское происхождение.
Что-что?

В смысле Аббасгулу ага Бакиханов не так далек был от истины утверждая что название села Маштаги от названия "масаггетов".  Кроме общепринятой "Шаки" на Апшероне есть Шаган, Пиршаги.


Iskandar


Skif

Цитата: Iskandar от июля 17, 2014, 07:57
Ага, а Сумгаит — от семинолов...

Источники сообщают, что в конце первого тысячелетия до нашей эры и в первые века нашей эры западное побережье Каспийского моря, включая Апшеронский полуостров, заселяли ираноязычные племена скифов-массагетов (маскутов), имеющих свое царство, во главе которого стоял правитель из династии порфянских Аршакидов. От имени массагетов получило название селение Машката, ныне Маштага.

Погребальные обычаи массагетов говорят о их принадлежности к маздеизму и зороастрийскому культу. Топонимические и этнографические данные Ширванской и Муганской степи, а также Апшерона, населенного ираноязычными татами, говорят о распространении этого культа в указанной зоне.

Исследование топонимики Апшерона показало, что название его сел в основном связано с наименованиями и языками тех племен и народов, которые в отдаленную от нас эпоху населяли полуостров, оставив свой след в названиях ряда его населенных пунтктов, некоторые из которых сохранились до наших дней. Территория Апшерона в древности была заселена племенами такими, как маскуты, марды, курды, тюрки и др., оставившими свой след в топонимике. Этнонимы Мардакян ознадающиеместо племени мардов, Тюркан - тюки и Кюрдахана поселение курдов явно показывают , что как марды, так и тюрки и курды являлись иноплеменным населением полуострова, и свидетельствуют об этническом меньшинстве этих племен на территории Апшерона. В топонимике Апшерона наличествует довольно сильный иранский пласт. Воозможно, ираноязычное население в этом районе появилось уже в первой половине 1 тысячилетия до н.э.. Известно , что по территории Азербайджана проходили скифские племена, которые, несомненно, частично оседали в указанной зоне. Об этом свидетельствуют и археологические материалы. Топонимы Бильгях, Забрат, Бюлбуля, Рамана, Бузовна, Масазыр, Джорат, Мардакян, Ноухана, Сурахана, Балаханы, Нардаран, Дигах, Горадиль, Хурдалан и др. относятся к иранской лексике.

По сведениям Бакиханова, писавшего в 40-х годах 19 в. за исключением шести селений, говорящих на тюркском языке, остальные селения Апшерона (более 30-ти) говорили на татском языке. По сообщению арабских и персидских источников, сасанидские цари Кубад и Ануширван в 5-6 вв. для защиты и охраны своих северных границ от набегов кочевников-тюрок построили ряд заграждений и Дербендскую стену. Однако археологические работы на северо-восточной части дербендского холма выявили остатки стен дербендских укреплений в слоях 8-6вв. до н.э. В 5 в н.э. при сасанидском царе Ездигеде 2 (438-457г.)

http://promp1.narod.ru/Namebaku.html
---------------

Насчет "семинолов" -- на полном серьезе утверждаете что "Кызылбурун" ихнее творение? Я бы не сказал, иначе и жителей острова свободы придется кубинцами объявлять.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр