Русское "мёд" как-то связано с английским "mead" (медовуха)?
когнаты
meadwit = bear :)
meadeat(er)
meadeat - мед-едь
meadwit - мед-ведь
Цитата: Juif Eternel от марта 3, 2010, 22:08
meadeat - мед-едь
meadwit - мед-ведь
медведь не ведает
он ест ))
*medhus тип склонения на -u- краткий
перед гласным тема "превращается" в /v/
Цитата: wulfilla от марта 3, 2010, 22:46
медведь не ведает
он ест ))
Вы думаете, он не ведает, что́ ест?
Сначала, конечно, медведь был и вовсе medu-ēdos, то есть «медвед». Medu-ēdis — это отвлечённое существительное со значением «медоедение».
Цитата: Juif Eternel от марта 3, 2010, 23:25
Вы думаете, он не ведает, что́ ест?
в процессе еды - вряд ли..
Вспоминается гулящая байка..
Пошла пенсионерка со своим стариком по ягоды, в лесу разругались, в разные стороны разбежались..
А позже в малиннике подслеповатая бабка услышала, как дед неподалёку копошится, пошла мириться..
Подошла, похлопала по плечу.. Как выяснилось, мохнатому плечу.
Медведь от неожиданности (глубокое поглощение поглощением)
перепугался, несколько метров пробежал, разбрызгивая понос
после чего рухнул замертво - сердце не вынесло..
Вот так пенсионерка медведя загубила..
Все равно, моя этимология более народная.
С медом темная история. Приск Панийский в IV веке в Паннонии (нынешняя Венгрия) следуя в византийском посольстве в ставку Атиллы, встретил неких местных жителей, которые варили хмельной напиток под названием medos. О. Н. Трубачев на основании одного этого пассажа вывел целую конструкцию о происхождении славян из области около Балатона. Когнат встречается и в германских языках, но самое интересное, что в балтских его нет. То есть это слово отражает некое германо-славянское единство и одновременно отдаляет славян от балтов. Либо же славяне взяли это слово у германцев в процессе самого глоттогенеза.
Цитата: Baruch от января 22, 2008, 14:12
Русское (и общеславянское) мед имеет родственные слова в санскрите madhu, литовском и латышском medus, ирландском mid. Родственное ему греческое methy "хмельной напиток".
Цитата: Bhudh от апреля 8, 2010, 20:39
По-древнегречески μέθυ «вино; брага»,
а μέλι (gen. μέλιτος) «мёд; медвяный напиток; сладкая смола».
Цитата: Bhudh от апреля 8, 2010, 19:10
madhu — это и есть когнат «МЄДЪ».
Цитата: Алексей Гринь от апреля 8, 2010, 16:22
Мёд — от *medhu-,
Цитата: Ion Bors от апреля 8, 2010, 16:56
madya - alcoholic drink, wine (медовуха)
madhu - honey
Цитата: Aleksey от апреля 8, 2010, 19:52
midùs - мёд (алк. напиток)
medùs - мёд (пчелинный)
Цитата: chinga от июля 21, 2010, 02:13
О. Н. Трубачев на основании одного этого пассажа вывел целую конструкцию о происхождении славян из области около Балатона.
Не только. Там был еще квас, деревянные избы и лодки однодревки. А у Иордана еще и "страва".
хотя, конечно, данных маловато.
Цитата: chinga от июля 21, 2010, 02:13
но самое интересное, что в балтских его нет.
В балтских оно есть. В литовском:
midùs - мёд (алк. напиток)
medùs - мёд (пчелинный)
Цитата: Nekto от июля 21, 2010, 10:33
Цитата: chinga от июля 21, 2010, 02:13
но самое интересное, что в балтских его нет.
В балтских оно есть. В литовском:
midùs - мёд (алк. напиток)
medùs - мёд (пчелинный)
Это что еще за прелести? :o
А что не так?
Цитата: Nekto от июля 21, 2010, 10:33
Цитата: chinga от июля 21, 2010, 02:13
но самое интересное, что в балтских его нет.
В балтских оно есть. В литовском:
midùs - мёд (алк. напиток)
medùs - мёд (пчелинный)
Товарищ прав :-[
Цитата: Nekto от июля 21, 2010, 15:19
А что не так?
Чередование i//e непонятно.
Цитата: Антиромантик от июля 21, 2010, 10:48
Это что еще за прелести? :o
Это такие вкусные вкусности (а это - всяческие плеоназмости...)
Почему мед зовут медом?
Цитата: piton от июля 21, 2010, 19:33
Почему мед зовут медом?
Дык, он на вкус как мед, и пахнет, как мед...
Цитата: Антиромантик от июля 21, 2010, 19:31
Цитата: Nekto от июля 21, 2010, 15:19
А что не так?
Чередование i//e непонятно.
Дифференциальный признак,чтобы различать еду и напиток. :)
А то помнится в детстве я сильно удивлялся, читая сказки Пушкина: как это мед можно пить? :o
Майский (цветочный), акациевый мёд можно пить - :UU: он жидкий
Цитата: Ion Bors от июля 23, 2010, 19:57
Майский (цветочный), акациевый мёд можно пить - :UU: он жидкий
И много вы его выпить сможете? Лучче мокать хлеб в него и есть! :eat:
Цитата: NektoЦитата: chingaС медом темная история. Приск Панийский в IV веке в Паннонии (нынешняя Венгрия) следуя в византийском посольстве в ставку Атиллы, встретил неких местных жителей, которые варили хмельной напиток под названием medos. О. Н. Трубачев на основании одного этого пассажа вывел целую конструкцию о происхождении славян из области около Балатона. Когнат встречается и в германских языках, но самое интересное, что в балтских его нет.
В балтских оно есть. В литовском:
midùs - мёд (алк. напиток)
medùs - мёд (пчелинный)
Значит, medos – не праславянское, а скорее пралитовское слово? А в германских есть похожее слово?
Цитата: Фанис от августа 8, 2010, 23:40
Значит
Потому что гладиолус. Вы чужие посты совсем не читаете?
Цитата: КаракуртВы чужие посты совсем не читаете?
Как не читаю? Всю тему прочитал. То ли вы меня не поняли, то ли я что-то упустил.
Ну дык сразу во втором посте говорится о том, что в английском есть MEAD как когнат русскому меду.
Цитата: КаракуртНу дык сразу во втором посте говорится о том, что в английском есть MEAD как когнат русскому меду.
Нет, я спрашивал нет ли в германских чего-то похожего по форме именно на медос и чтоб семантика тоже была близка именно к "хмельному напитку".
Готское слово Midus, которое было заимствовано в литовский, англ. Mead и нем. Met - все напитки.
Интересен вопрос о существовании в ПИЕ параллельно еще одного корня *melit или *meli (странно, но встречаются оба варианта).
А что странного-то? Диалектные варианты: суффиксальный и корневой. Хотя изоглосса интересная, если ещё к ней и *medʰu приплюсовать.
Цитата: Karakurt от августа 9, 2010, 01:06
Готское слово Midus, которое было заимствовано в литовский
Вы в силах доказать это? А может сразу из современного английского? По правилу гладиолуса.
Цитата: Vembras от августа 9, 2010, 17:27
Цитата: Karakurt от августа 9, 2010, 01:06
Готское слово Midus, которое было заимствовано в литовский
Вы в силах доказать это? А может сразу из современного английского? По правилу гладиолуса.
Вам жалко что-ли? ;) Загляните в словарь Pokorny.
Цитироватьlit. medu°s m. `Honig' (mi°dus `Met' aus got. *midus)
Цитата: Vertaler от марта 4, 2010, 00:11
Сначала, конечно, медведь был и вовсе medu-ēdos, то есть «медвед». Medu-ēdis — это отвлечённое существительное со значением «медоедение».
Да не. *
Medhu-ed-s. Основа на согласный. Перешел в склонение на -i в балтославянском, как большинство основ на шумный. Предпосылка - аккузатив на -m: -ed-m > -ed-im. А там уж по аналогии и в номинативе -is. Продление типа ed- > ēd- и т.п. перед ИЕ *d *g *b - тоже закон такой есть в балтославянском. То, что -в- относится к основе, показывает также «медвяный».
Цитата: Karakurt от августа 9, 2010, 18:57
Загляните в словарь Pokorny.
Цитироватьlit. medu°s m. `Honig' (mi°dus `Met' aus got. *midus)
А Вы историю готского *midus изучали? Че за звездачка у в переди? И окончание каков красавец. Готцкий окончание. А еще готцкий дал *mеd°is - место где водитца med°us.
Goth. *midus is only attested in Greek transcription as , given by Priscus as the name of a drink used in place of wine at the Hunnish court A.D. 448.
Теперь вы.
Цитата: KarakurtGoth. *midus is only attested in Greek transcription as , given by Priscus as the name of a drink used in place of wine at the Hunnish court
Ах вот откуда они взяли этот "готский"!
А с чего вообще взяли, что он вообще каким-то боком к германскому относится? У Аттилы кого только в орде не было!
Аларих, Теодорих, Ульфилы всякие с Радагайсами — это не германцы?
Цитата: Bhudh от августа 10, 2010, 19:38
А с чего вообще взяли, что он вообще каким-то боком к германскому относится? У Аттилы кого только в орде не было!
Oooops, еще одно доказательство, что готы и гунны говорили на одном (германском) языке.
http://lingvoforum.net/index.php/topic,2274.0.html (http://lingvoforum.net/index.php/topic,2274.0.html)
Сюда бы еще добавил тему о германизмах кажется в чувашском языке. Не могу найти.
Цитата: ArzavaOooops, еще одно доказательство, что готы и гунны говорили на одном (германском) языке.
Не понял, где доказательство? И какие у вас ещё есть доказательства?
Я же дал ссылку. Практически все древние повторяют друг-друга: язык готов и гуннов. Если слово medus из готского (в смысле германских) но употребляется применительно к гуннам, то это и есть доказательство.
Цитата: ФанисНе понял, где доказательство?
Тоже не понял.
Если какой-то там аттилов приспешник употребил при Приске слово
medos (а не *
midus вроде бы!), значит, гунны говорили на германском⁈
ДаркСтара на Вас нет‼
Цитата: arzawaПрактически все древние повторяют друг-друга: язык готов и гуннов.
Не уточняя, к какой же семье этот язык относится.
Цитата: arzawaЕсли слово medus из готского (в смысле германских) но употребляется применительно к гуннам, то это и есть доказательство.
Выделенное не доказано.
У Вас порочный круг.
Цитата: Nekto от июля 23, 2010, 19:53
А то помнится в детстве я сильно удивлялся, читая сказки Пушкина: как это мед можно пить?
:o Есть же такой напиток (алкогольный, кстати).
Цитата: Konopka от августа 10, 2010, 22:57
Цитата: Nekto от июля 23, 2010, 19:53
А то помнится в детстве я сильно удивлялся, читая сказки Пушкина: как это мед можно пить?
:o Есть же такой напиток (алкогольный, кстати).
Объясните это
русскоязычным советским детям. ;D
Странно :what:. В России его не знают?
Вроде его считают традиционным славянским напитком, в Чехии он достаточно известен :donno:
(http://www.vcelarstvi-slama.cz/img/foto/1/prep/medovina.jpg)
Цитата: Konopka от августа 10, 2010, 23:11
Странно :what:. В России его не знают?
Вроде его считают традиционным славянским напитком, в Чехии он достаточно известен :donno:
(http://www.vcelarstvi-slama.cz/img/foto/1/prep/medovina.jpg)
Не знаю как в России, но в Украине его знают... немногие дети.
Пьют этот напиток взрослые как правило на каких-то ярмарках, в магазинах он не продается.
В ежедневный рацион пития этот напиток точно не входит нигде.
Но знаете же его :donno: Почему тогда удивлялись? :what:
Цитата: Konopka от августа 10, 2010, 23:20
Но знаете же его :donno: Почему тогда удивлялись? :what:
Узнал о нем уже в зрелом возрасте. При чем узнал с удивлением. Что оказывается такой напиток еще кто-то делает.
Понятно :). (Я его знаю с детства)
А у вас, с вашими "размышлениями" не "круг"? Не "порочный"? Откуда тогда германизмы в чувашском?
Какое отношение "германизмы в чувашском" имеют к индоевропеизму в стане Аттилы?
Цитата: Nekto от августа 10, 2010, 23:21
Узнал о нем уже в зрелом возрасте. При чем узнал с удивлением. Что оказывается такой напиток еще кто-то делает.
Это пародия. Рецепт старого давно утрачен. Крепкий был, еще до изобретения змеевика.
Есть разные виды меда :what: Традиционный должен быть без всяких пряностей и т.п.
Настоящий мёд изготавливался лет 30. И стоил безумно дорого. Позволить себе его могли единицы.
А для более широкого потребления была медовуха.
Цитата: Arzawaгерманизмы в чувашском
Звучит как "тюрко-монголизмы в баскском". Где эти германизмы-то?
Цитата: Nekto от августа 10, 2010, 23:40
Настоящий мёд изготавливался лет 30. И стоил безумно дорого. Позволить себе его могли единицы.
А для более широкого потребления была медовуха.
У нас она как раз всегда была народным напитком. И обычно изготавливалась 1-2 года :)
И медовуха - это что такое?
Цитата: pitonКрепкий был, еще до изобретения змеевика.
Вы, это, медовуху с питным медом не путайте, да?
Цитата: KonopkaИ медовуха - это что такое?
Это
нечто!
И разница там какая? :)
Питный мед — это как бы "пивной" мёд. Хмель и т. п. Хотя по проценту алкоголя уже к вину ближе.
А медовуха — это ближе уже к водочке: % 30 точно есть, пивал.
:-\ У нас там обычно между 10 - 20 %
Цитата: Bhudh от августа 11, 2010, 00:03
А медовуха — это ближе уже к водочке: % 30 точно есть, пивал.
У нас продавалась медовуха - как медовое пиво. И градус соответствующий.
Это всё меды под медовуху тёрлись.
Я медовуху у пасечника знакомого пил.
Цитата: Bhudh от августа 11, 2010, 00:03
А медовуха — это ближе уже к водочке: % 30 точно есть, пивал.
Кажется, это вы медовуху с медовой настойкой путаете.
Сами Вы путаете. Не было там никакой настойки, просто гнал.
Наверное, у пчел неправильный мед.
А у ржи что неправильное?
Цитата: Фанис от августа 10, 2010, 23:42
Цитата: ArzawaЦитироватьгерманизмы в чувашском
Звучит как "тюрко-монголизмы в баскском". Где эти германизмы-то?
Присоединяюсь. "Германизмы в чувашском", как я понял arzawa, от готских в булгарском, тогда их следы должны быть и в татарском и в удмуртском. Так что поиск можно расширить. :)
Цитата: Хворост от августа 10, 2010, 20:21
Аларих, Теодорих, Ульфилы всякие с Радагайсами — это не германцы?
Вопрос повторяется.
Тему развезло от медовухи и ей грозит отправиться вслед за «медведем». В том языке, который мы сейчас называем «готским», это слово должно было выглядеть именно как *midus, а причин для его отсутствия вроде нет, судя по другим ГЯ. Кого еще могли в то время называть «готами», кроме самих «готов»? М.б., бургундов и вандалов? Так это почти та же самая шелупонь. Германские имена могли носить не только германцы, но и всякие примазавшиеся к элите. Но это показывает, кто был элитой. И все-таки любопытно, что в литовском оказалось необходимым формальное разграничение medus: midus.
Цитата: alkaigor от августа 11, 2010, 18:43
И все-таки любопытно, что в литовском оказалось необходимым формальное разграничение medus: midus.
Возможно, германская традиция разграничивать напиток и собственно мёд. Ср. гот. midus/miliþ или др.-англ. medu/hunig.
Цитата: autolykВозможно, германская традиция
Цитата: Дворецкийμέθῠ, υος τό 1) вино; 2) брага
μέλῐ, ῐτος τό 1) мёд; 2) медвяный напиток (из сока финиковой пальмы) 3) сладкая смола
Древние греки, оказывается, германцы!
Цитата: Bhudh от августа 11, 2010, 21:16
Древние греки, оказывается, германцы!
Стало быть древняя ИЕ традиция, но до балтийцев и славян, увы, не дожила.
Интересно, а возвести xъ-melь к *melĭ будет очень фрично? :???
Что если xъ-melь < **sъ-melь < *melĭ?
Развитие *s- как в слове шьл...
Цитата: ХворостЦитата: ХворостАларих, Теодорих, Ульфилы всякие с Радагайсами — это не германцы?
Вопрос повторяется.
Чуваши. А что?
Цитата: Фанис от августа 12, 2010, 00:07
Cytat: ХворостЦитироватьCytat: ХворостЦитироватьАларих, Теодорих, Ульфилы всякие с Радагайсами — это не германцы?
Вопрос повторяется.
Чуваши. А что?
Эт че такое и без смайликов?
Цитата: НектоЭт че такое и без смайликов?
Это я вопрос Хвороста понять не могу.
Кому задан вопрос и в связи с чем задан?
Ищу и не могу найти ту тему. Может и не чувашский а татарский? Уже сомневаюсь.
Цитата: Фанис от августа 12, 2010, 00:23
Кому задан вопрос и в связи с чем задан?
Bhudh'у.
Цитата: Bhudh от августа 11, 2010, 22:18
Что если xъ-melь < **sъ-melь < *melĭ?
Развитие *s- как в слове шьл...
Интересное предположение, но есть OE hymele и ON humli хмель, и даже венг. komló (не германское заимствование, поскольку кумлих в мансийском означает хмель).
Цитата: Хворост
Цитата: BhudhАх вот откуда они взяли этот "готский"!
А с чего вообще взяли, что он вообще каким-то боком к германскому относится? У Аттилы кого только в орде не было!
Аларих, Теодорих, Ульфилы всякие с Радагайсами — это не германцы?
Носители этих имён состояли в Орде Аттилы? Других имён там не было?
Цитата: Karakurt от августа 10, 2010, 17:53
Goth. *midus is only attested in Greek transcription as , given by Priscus as the name of a drink used in place of wine at the Hunnish court A.D. 448.
Теперь вы.
Bhudh ответил. Это слово низвучало как *midus - тоже про это написал Bhudh. А если и звучало бы так - то значит там литовцы этим делом у Атилы занимались.
Цитата: autolyk от августа 11, 2010, 21:31
Цитата: Bhudh от августа 11, 2010, 21:16
Древние греки, оказывается, германцы!
Стало быть древняя ИЕ традиция, но до балтийцев и славян, увы, не дожила.
Причем тут балтийцы?
Тут можно на досуге почитать : http://www.midus.lt/ru.php?p=История (http://www.midus.lt/ru.php?p=%26%231048%3B%26%231089%3B%26%231090%3B%26%231086%3B%26%231088%3B%26%231080%3B%26%231103%3B)
А тут - продукция : http://www.midus.lt/ru.php?gid=14&p=Продукция (http://www.midus.lt/ru.php?gid=14&p=%26%231055%3B%26%231088%3B%26%231086%3B%26%231076%3B%26%231091%3B%26%231082%3B%26%231094%3B%26%231080%3B%26%231103%3B)
Цитата: Vembras от августа 12, 2010, 11:35
Причем тут балтийцы?
При том, что в литовском есть medus vs midus, и есть подозрение, что последнее слово из готского.
Кстати, по Вашей ссылке:
ЦитироватьАнглосакский путешественник Вульфстан в описании айстисов (около 890-893 г.г. после Рождества Христова) упоминает, что мидуса у них достаточно.
В оригинале это написано так:
þǽr biþ medo genoh, т.е. для названия напитка Вульфстан (а точнее Альфред, всё это записавший) использует родное для себя слово, родственное гот. midus.
А грузинское "хмели-сунели" это что?
Цитата: Фанис от августа 12, 2010, 10:51
Носители этих имён состояли в Орде Аттилы?
Ага, в орде Папочки.
А если серьёзно, то я говорил о готах вообще.
Цитата: ХворостАларих, Теодорих, Ульфилы всякие с Радагайсами — это не германцы?
Ладно, отвечу.
Это могут быть германцы.
Но могут быть просто люди с именами, ныне причисляемыми к "германским".
«Тот самый» Ульфила, например, не был по происхождению германцем, а только получил это имя в среде проживания.
Аларих «принадлежал к роду
Балтов», что бы это ни значило.
Имя Теодорих — вообще весьма загадочно. По латинской форме мало отличается от деривата имени Теодор. Дают ли латинские первоисточники готское
Þiudareiks?
Радагайс (или
Ροδογαισοζ) в первой части может иметь и славянский корень, так как «вопросы о том, откуда пришли варвары Радагайса, и их племенной состав, продолжают оставаться предметом дискуссий». Орозий вообще зовёт его
скифом.
И вообще, мы не имеем готской истории
на готском языке. Всё, что известно под именем «готского» — это Codex Argenteus невнятного происхождения, рунические надписи, объявленные "готскими" (почему не "вандальскими" или "буругундскими"? чтоб звонче звучало?) и глоссы у римских и греческих авторов.
Объединение этих источников в одно языковое единство лично мне непонятно, хоть обфрикуйте меня.
Цитата: Bhudh от августа 12, 2010, 21:27
Имя Теодорих — вообще весьма загадочно. По латинской форме мало отличается от деривата имени Теодор. Дают ли латинские первоисточники готское Þiudareiks?
По немецкой (из др.-в.-н.) форме Dietrich (Hildebrandslied) прекрасно восстанавливается Þiudareiks.
Цитата: Bhudh от августа 12, 2010, 21:27
И вообще, мы не имеем готской истории на готском языке. Всё, что известно под именем «готского» — это Codex Argenteus невнятного происхождения, рунические надписи, объявленные "готскими" (почему не "вандальскими" или "буругундскими"? чтоб звонче звучало?) и глоссы у римских и греческих авторов.
Вам не нравится слово "готский" в определении языка Codex Argenteus? Хорошо, давайте назовём его восточно-германским, в этом случае возражений не будет?
Цитата: autolykПо немецкой (из др.-в.-н.) форме Dietrich (Hildebrandslied) прекрасно восстанавливается Þiudareiks.
Не понял. По
западной форме восстанавливается восточная?
Цитата: autolykХорошо, давайте назовём его восточно-германским, в этом случае возражений не будет?
Будут. Каковы вообще основания называть этот язык "восточно-германским"? Что это за группа? Что о ней известно?
Кажется, только то, что и о "готском", только ещё меньше и туманнее.
Цитировать
μέθῠ, υος τό 1) вино; 2) брага
Вау, так вот какая этимология у греческого
μεθάω!
Цитата: Bhudh от августа 12, 2010, 21:27
«Тот самый» Ульфила, например, не был по происхождению германцем, а только получил это имя в среде проживания.
Какой именно? Я помню как минимум о двух людях с такими именами.
А Вы забейте имя в Википедии и посмотрите, будет ли Вам дизамбиг...
Цитата: Bhudh от августа 13, 2010, 06:49
А Вы забейте имя в Википедии и посмотрите, будет ли Вам дизамбиг...
Это к чему?
Цитата: Bhudh от августа 12, 2010, 22:11
Не понял. По западной форме восстанавливается восточная?
А что здесь такого? В качестве примера, по OE medu и ON mjöðr восстанавливается P.Gmc *meduz, из которой закономерно (краткие e/i являлись аллофонами) происходит гот. midus, что и видно из греческого источника.
Цитата: Bhudh от августа 12, 2010, 22:11
Каковы вообще основания называть этот язык "восточно-германским"?
Основания такие: германский язык, носители которого проживали к востоку от других германцев.
В связи с такими вопросами закрадываются смутные сомнения, уж не считаете ли Вы Codex Argenteus Велесовой книгой?
Цитата: autolykпо OE medu и ON mjöðr восстанавливается P.Gmc *meduz, из которой закономерно (краткие e/i являлись аллофонами) происходит гот. midus
Звёздочку перед незасвидетельствованным готским не вижу.
Цитата: autolykчто и видно из греческого источника.
Можете привести-таки цитату из источника⁈
Я уже писал, что в тех книгах, что я читал, форма приводится
medos.
Цитата: Bhudh от августа 14, 2010, 14:12
Я уже писал, что в тех книгах, что я читал, форма приводится medos.
На чем жта реконструкция основана?
Вот я аѵтолѵка о том и спрашиваю... :donno:
Цитата: Bhudh от августа 12, 2010, 22:11
Цитата: autolykПо немецкой (из др.-в.-н.) форме Dietrich (Hildebrandslied) прекрасно восстанавливается Þiudareiks.
Не понял. По западной форме восстанавливается восточная?
Я так понимаю, исконная немецкая форма была бы
*Deutrich.
Цитата: Bhudh от августа 12, 2010, 21:27
Цитата: ХворостАларих, Теодорих, Ульфилы всякие с Радагайсами — это не германцы?
Имя Теодорих — вообще весьма загадочно. По латинской форме мало отличается от деривата имени Теодор. Дают ли латинские первоисточники готское Þiudareiks?
Был еще у готов Тиудомер - от "тиудос".
Цитата: Bhudh от августа 14, 2010, 14:12
Я уже писал, что в тех книгах, что я читал, форма приводится medos.
Bhudh, Вы правы, у Приска "медос", значит это были не готы, а какие-то бургунды. :)
Цитата: Антиромантик от августа 14, 2010, 14:38
На чем жта реконструкция основана?
Учитывается готское преломление, т.е. то, что краткие e/i и o/u в готском были позиционными вариантами.
Цитата: Хворост от августа 14, 2010, 16:57
Цитата: Bhudh от Августа 12, 2010, 23:11ЦитироватьЦитата: autolykЦитироватьПо немецкой (из др.-в.-н.) форме Dietrich (Hildebrandslied) прекрасно восстанавливается Þiudareiks.
Не понял. По западной форме восстанавливается восточная?
Я так понимаю, исконная немецкая форма была бы *Deutrich
Готский дифтонг iu как правило соотв. долгому i в немецком, напр. гот. tiuhan нем. ziehen, гот. dius нем. Tier, гот. fraliusan нем. verlieren.
Цитата: autolykBhudh, Вы правы, у Приска "медос", значит это были не готы, а какие-то бургунды. :)
Теперь вопрос: почему не
балто-славяне?
Передачу /ъ < ŭ/ как
ο я вполне могу принять.
Цитата: Bhudh от августа 15, 2010, 10:10
Теперь вопрос: почему не балто-славяне?
Вы намекаете на "камос", интепретируемый как квас? Но среди народов, встреченных Приском в стане Атиллы, какой претендует считаться (балто-) славянским?
Цитата: autolykВы намекаете на "камос", интепретируемый как квас?
Нет. Квасом не интересовался.
Цитата: autolykНо среди народов, встреченных Приском в стане Атиллы, какой претендует считаться (балто-) славянским?
Прошу прощения, не видел списка.
Но даже не видя, могу задать вопрос: Вы уверены, что Приск перечислил все народы? (Точнее, наверное, он встретил там
представителей народов, а не оные в полном составе.)
Цитата: Bhudh от августа 15, 2010, 10:51
Вы уверены, что Приск перечислил все народы? (Точнее, наверное, он встретил там представителей народов, а не оные в полном составе.)
Думаю, каких представителей встретил, таких и перечислил.
Вот ссылка на Готскую историю:
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prisc/frametext.htm
Ну так там в примечании к
Цитата: В деревнях нам доставлялось продовольствие, притом вместо пшеницы просо, а вместо вина — так называемый по-туземному «мед»
так и написано:
Цитата: [Этот факт должен Служить указанием на то, что в числе гунских были, несомненно, и славянские племена]
Так категоричность примечания и смущает. Почему славянские, а не германские, учитывая PGmc *meduz?
Может быть, потому, что «PGmc *-z» уже > -r?
Этот переход был только в скандинавских. Если посмотреть на германские заимствования начала 1 тыс. н.э. в прибалтийско-финские, то шипящий сохранялся. Напр. фин. kuningas, keidas. Да и в готском ротацизма не было.
Цитата: Bhudh от августа 12, 2010, 21:27
Радагайс (или Ροδογαισοζ) в первой части может иметь и славянский корень...
Это да, вполне может быть. Если даже аланов с Кавказа занесло через Галлию и Испанию в Карфаген...
Продолжаю настаивать, что гипотеза с медоедом ничем не лучше гипотезы с медоведом, ср. укр. ведмідь.
Цитата: chinga от июля 21, 2010, 02:13
С медом темная история. Приск Панийский в IV веке в Паннонии (нынешняя Венгрия) следуя в византийском посольстве в ставку Атиллы, встретил неких местных жителей, которые варили хмельной напиток под названием medos.
Там не только это, "мед", но и "страва" пища, "камос" испорченное "квас" напиток из проса. Жилье деревянные срубы с резными украшениями (насколько я знаю германцы этим не увлекались). Атилла ел с дерева. Хоронили его по славянскому обычаю на кургане. Устраивали типично славянскую тризну. При этом настоящие кочевники такой стиль жизни избегали, и считали позорным. Во времена Приска слово славяне еще не было никому известно, но они уже несомненно были. Из языка гуннов известно только эти три слова, которые славянские, первые два имеют типично славянскую огласовку, третье испорченно. Далее имена, но они не поддаются этимологизации из-за их испорченной передачи. Некоторые разночтения имен имеют славянское звучание.
Цитата: autolyk от августа 12, 2010, 21:55
...
По немецкой (из др.-в.-н.) форме Dietrich (Hildebrandslied) прекрасно восстанавливается Þiudareiks.
...
"Богоугодный" или "Сотворённый богом"?
Где Вы тут "бога" увидели? Народ+править.
Тогда -u не хватает. Не говоря, что это другой язык. Впрочем, им, татарам литовцам, всё равно...
Цитата: DarkMax2 от октября 28, 2014, 20:29
Цитата: Tys Pats от октября 28, 2014, 19:48
Die
Тут Він побачив :)
Та не про
Die я, про
Diu (http://vuordineica.lv/meklet.php?vrd=dievs&s=1&sais=0). :)
Цитата: jvarg от июля 21, 2010, 09:16
Цитата: chinga от июля 21, 2010, 02:13О. Н. Трубачев на основании одного этого пассажа вывел целую конструкцию о происхождении славян из области около Балатона.
Не только. Там был еще квас, деревянные избы и лодки однодревки.
Деревянных изб и долбленок было полно по всей С.-В. Европе, а квас - термин настолько широкий, что...
В пражско-корчакской культуре (первая бесспорно славянская культура) жилища как раз были не срубные, кстати, а типа украинских хат.
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 20:52
Цитата: jvarg от июля 21, 2010, 09:16
Цитата: chinga от июля 21, 2010, 02:13О. Н. Трубачев на основании одного этого пассажа вывел целую конструкцию о происхождении славян из области около Балатона.
Не только. Там был еще квас, деревянные избы и лодки однодревки.
Деревянных изб и долбленок было полно по всей С.-В. Европе, а квас - термин настолько широкий, что...
Однако, в основном это славянское. Особенно долбленки и квас. Тут ведь целый комплекс признаков, а не один-два. В отдельности, да какие-то народы могли иметь нечто похожее и использовать нечто похожее. Но все вместе, до кучи, нам известен только один исторический народ с такими признаками...
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 21:00
Однако, в основном это славянское. Особенно долбленки и квас.
Господь с вами. Долбленки делали даже римляне, это простейший вид судна, никакой культурной специфичности не имеющий - по крайней мере, если не разбирать подробно все нюансы формы и изготовления.
Крепкий хлебный квас делали еще шумеры, только в учебниках это обычно называется "пивом". Хотя настоящего, привычного нам пива, приготовленного из ячменного солода с применением хмеля, в той же Западной Европе вообще не знали до XV-XVI в. А к XIX в. у восточных славян "квасом" называли конгломерат слабо- и безалкогольных напитков, приготовленных из самого разного сырья зернового происхождения. В то же время в древнерусский период квас фигурирует в основном как алкогольный напиток. Такие дела.
Квас - результат квашенья/закваски - брожения. Это очень разнообразные напитки.
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 21:07
А к XIX в. у восточных славян "квасом" называли конгломерат слабо- и безалкогольных напитков, приготовленных из самого разного сырья. В то же время в древнерусский период квас фигурирует в основном как алкогольный напиток. Такие дела.
Это не имеет значения, слабооалкогольным квас стал после изобретения водки. А до этого он был очень крепкий, густой для пива, как раз для тризны.
Речь идет о комплексе признаков. И для греков моноксилы были признаком славян.
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 20:52
В пражско-корчакской культуре (первая бесспорно славянская культура) жилища как раз были не срубные, кстати, а типа украинских хат.
Были они срубные. Там были и срубные и столбовые.
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 21:17
Это не имеет значения, слабооалкогольным квас стал после изобретения водки. А до этого он был очень крепкий, густой для пива, как раз для тризны.
Это вы сами только что придумали?
Водка стала массово доступной только в XIX в. Однако уже в XVI-XVII в. русские определенно умели готовить пиво и с квасом его не путали (причем в Московском царстве как приготовление пива, в т.ч. для внутренних нужд общины, так и торговля им жестко контролировались и регламентировались государством, в отличие от кваса, который никого не интересовал).
Факт тот, что то, ЧТО ИМЕННО где-нибудь в X веке (не говоря уже про V век) понимали под словом kvasъ, сказать решительно невозможно - за исключениенм того, что так называли некий продукт или продукты брожения.
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 21:24
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 21:17
Это не имеет значения, слабооалкогольным квас стал после изобретения водки. А до этого он был очень крепкий, густой для пива, как раз для тризны.
Это вы сами только что придумали?
Водка стала массово доступной только в XIX в. Однако уже в XVI-XVII в. русские определенно умели готовить пиво и с квасом его не путали (причем в Московском царстве как приготовление пива, в т.ч. для внутренних нужд общины, так и торговля им жестко контролировались и регламентировались государством, в отличие от кваса, который никого не интересовал).
Факт тот, что то, ЧТО ИМЕННО где-нибудь в X веке (не говоря уже про V век) понимали под словом kvasъ, сказать решительно невозможно - за исключениенм того, что так называли некий продукт или продукты брожения.
Нет. Это известный факт. Водка появилась в 16м веке. Ее было все таки легче делать чем высокоалкогольный квас и градусов она значительно больше, чем "жалкие" 8-12 градусов древнерусского кваса. А в 19м веке ее только в промышленное производство внедрили. Есть подробные исследования этих процессов.
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 21:17
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 20:52В пражско-корчакской культуре (первая бесспорно славянская культура) жилища как раз были не срубные, кстати, а типа украинских хат.
Были они срубные. Там были и срубные и столбовые.
Срубные постройки фиксируются только на периферии ареала (в частности, к востоку от Днепра) и поздно. О классических двух-/полутораярусных избах, конечно, нет и речи.
Для нас важно что в древнерусском пьяница назывался словом "квасник", а "квасить" - напиваться. И запрещалось «Вина и творена кваса не имать пити», а не пива. В те времена пиво это просто любое питье.
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 21:34
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 21:17
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 20:52В пражско-корчакской культуре (первая бесспорно славянская культура) жилища как раз были не срубные, кстати, а типа украинских хат.
Были они срубные. Там были и срубные и столбовые.
Срубные постройки фиксируются только на периферии ареала (в частности, к востоку от Днепра) и поздно. О классических двух-/полутораярусных избах, конечно, нет и речи.
А вы знаете в какую археологическую культуру ехал Приск? И не надо тут про восток, там и с севера есть такие же дома, и с в западной части пражской культуры. И вообще, у Приска идет речь не об простых людях, а об вожде.
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 21:31
Нет. Это известный факт. Водка появилась в 16м веке. Ее было все таки легче делать чем высокоалкогольный квас
Что известный факт?
Водка ВНЕЗАПНО требует дистилляционного оборудования. А стоимость последнего на XVI в., при отсутствии в мире промышленного производства, должна была быть фантастической. Естественно, приготовлялась она ТОЛЬКО в городах (количество дистиляционных аппаратов на XVI в. можно принять примерно равным количеству царских кабаков - продавать водку где-либо еще было просто запрещено; динамику численности кабаков на XVI-XVII вв. найти нетрудно), а крестьянам, жившим в основном натуральным хозяйством, даже при желании купить ее было бы просто не на что.
Хмельной же квас (не важно, на какой основе) делать ничуть не труднее, чем пиво. И именно пиво его и убило, т.к. благодаря хмелю хранится оно всё же несколько лучше, да и получается при прочих равных крепче.
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 21:43
А вы знаете в какую археологическую культуру ехал Приск? И не надо тут про восток, там и с севера есть такие же дома, и с в западной части пражской культуры. И вообще, у Приска идет речь не об простых людях, а об вожде.
Факт тот, что срубные конструкции для ранних славян нетипичны, и уж во всяком случае неспецифичны.
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 21:46
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 21:31
Нет. Это известный факт. Водка появилась в 16м веке. Ее было все таки легче делать чем высокоалкогольный квас
Что известный факт?
Водка ВНЕЗАПНО требует дистилляционного оборудования. А стоимость последнего на XVI в., при отсутствии в мире промышленного производства, должна была быть фантастической. Естественно, приготовлялась она ТОЛЬКО в городах (количество дистиляционных аппаратов на XVI в. можно принять примерно равным количеству царских кабаков - продавать водку где-либо еще было просто запрещено; динамику численности кабаков на XVI-XVII вв. найти нетрудно), а крестьянам, жившим в основном натуральным хозяйством, даже при желании купить ее было бы просто не на что.
Хмельной же квас (не важно, на какой основе) делать ничуть не труднее, чем пиво. И именно пиво его и убило, т.к. благодаря хмелю хранится оно всё же несколько лучше, да и получается при прочих равных крепче.
Твореный квас варили, а также перегоняли. Пиво было не крепче (даже менее крепким), а более хмельным, и конечно более качественным благодаря хмелю и травам. Но появилось оно поздно, в веке 12-13, и даже получило специальное название "ол". Был еще мёд - тоже алкогольный напиток. А сложности изготовления водки сильно преувеличены, ее делали, но ведь культура питья тогда была другой. Люди массово спиваться стали только после промышленной революции.
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 22:03
Пиво было не крепче, а более хмельным, и конечно более качественным благодаря хмелю и травам.
Пиво при идентичном солоде получается крепче потому, что сахар практически не переходит в молочную кислоту. :fp: Хмель опьяняющего действия на человека не оказывает, он содержит чисто седативные вещества (да и содержит слишком мало, чтобы это как-то значимо сказалось на действии пива).
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 22:03
Был еще мёд - тоже алкогольный напиток.
Почему был? Он есть (и я не про настойки). Но сам мед - все же менее доступное сырье, чем зерно и его продукты.
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 22:08
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 22:03
Пиво было не крепче, а более хмельным, и конечно более качественным благодаря хмелю и травам.
Пиво при идентичном солоде получается крепче потому, что сахар практически не переходит в молочную кислоту. :fp: Хмель опьяняющего действия на человека не оказывает, он содержит чисто седативные вещества (да и содержит слишком мало, чтобы это как-то значимо сказалось на действии пива).
Цитата: История водки
3. Квас. Слово это встречается в древнерусских памятниках одновременно с упоминанием о вине, и даже раньше мёда. Значение его, однако, не вполне соответствует современному. Под 1056 годом мы находим явное упоминание кваса как алкогольного напитка34, поскольку на языке того времени слово «квасник» употребляли в значении «пьяница»35.
В XI веке квас варили, как и мёд, а это означает, что по своему характеру он был ближе всего к пиву, в современном понимании этого слова, но только был гуще и действовал более охмеляюще.
Позднее, в XII веке, стали различать квас как кислый слабоалкогольный напиток и квас как сильно опьяняющий напиток. Оба они, однако, носили одинаковые названия, и только по контексту иногда можно догадаться, о каком виде кваса идёт речь. По-видимому, во второй половине XII века или в самом конце XII века сильно опьяняющий квас стали называть творёным квасом, то есть сваренным, специально сделанным, а не произвольно закисшим, как обычный квас36.
Этот твореный квас считался таким же крепким алкогольным напитком, как чистое вино, их приравнивали по крепости. «Вина и творена кваса не имать пити»37, — говорится в одном из церковных предписаний. «Горе квас гонящим», — читаем в другом источнике38, и это ясно указывает на то, что речь идёт не о безобидном напитке. Из всех разновидностей твореного кваса самым опьяняющим, самым «крепким», дурманящим был «квас неисполненный», который весьма часто сопровождается эпитетом «погибельный»39. На старославянском языке слово «неисплънены» означало незавершённый, не полностью готовый, не доведённый до конца, плохого качества (противоположный латинскому perfect)40. Таким образом, речь, вероятно, шла о недоброженном или плохо перегнанном продукте, который содержал значительную долю сивушных масел. По-видимому, к этому роду кваса относилась и редко встречающаяся в источниках «кисера» — сильно одуряющий напиток. Если учесть, что слово «квас» означало «кислое» и его иногда именовали квасина, кислина, кисель, то слово «кисера» можно рассматривать как пренебрежительную форму от кваса неисполненного, незавершенного, испорченного, плохого.
Цитата: История водки
5. Пиво. Помимо перечисленных выше алкогольных напитков — вина, мёда, кваса и сикеры — в источниках XI — XII 1 веков весьма часто упоминается и пиво. Однако из текстов того времени видно, что пиво первоначально означало всякое питьё, напиток вообще, а вовсе не рассматривалось как алкогольный напиток определённого вида в современном нашем понимании. «Благослави пищу нашу и пиво», — читаем в памятнике XI века45. Позднее, однако, появляется термин «твореное пиво», то есть напиток, питьё, специально сваренное, сотворённое, как вино. Твореным пивом, как видно из источников46, называли очень часто сикеру, а иногда и другой напиток — ол. Таким образом, термин «пиво» сохранил свой широкий смысл и до XII — XIII веков. Если в Х — XI веках так называли всякий напиток, всякое питьё, то в XII — XIII веках так стали называть всякий алкогольный напиток: сикеру, квас, ол, твореное вино — всё это было в целом твореное пиво или искусственно созданное самим человеком алкогольное питьё. Пиво в современном понимании имело другой термин, другое обозначение — ол.
"История водки" - это, конечно, охрененно авторитетный источник...
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 22:23
В XI веке квас варили, как и мёд, а это значит
...Что солодовый квас на Севере варят, вероятно, и до сих пор. Только вот он все равно практически безалкогольный. Автор незнаком с матчастью, зато делает очень смелые экстраполяции.
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 22:23
Пиво в современном понимании имело другой термин, другое обозначение — ол.
Если ол - это восточнославянская версия скандинавского напитка, на что указывает название, то это тоже не пиво, как и эль (оригинальный), где вместо хмеля использовали различные травы.
От комментариев по лингвистической части вообще воздержусь.
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 22:44
"История водки" - это, конечно, охрененно авторитетный источник...
Да авторитетный. Авторитетней некуда. Это совершенно серьезный научный труд, авторитетнейший. У него только название, ну каждый понимает в меру своей испорченности...
ЦитироватьЦитата: वरुण от октября 28, 2014, 22:23
В XI веке квас варили, как и мёд, а это значит
...Что солодовый квас на Севере варят, вероятно, и до сих пор. Только вот он все равно практически безалкогольный.
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 22:23
Пиво в современном понимании имело другой термин, другое обозначение — ол.
Если ол - это восточнославянская версия скандинавского напитка, на что указывает название, то это тоже не пиво, как и эль (оригинальный), где вместо хмеля использовали различные травы.
От комментариев по лингвистической части вообще воздержусь.
Естественно, ведь то что вы написали неверно, уж извините. Никакого отношения "ол" к элю и скандинавам не имеет, его также называли "олус".
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 22:52
Никакого отношения "ол" к элю и скандинавам не имеет, его также называли "олус".
Олут, а не олус. И судя по тому, что у восточных славян слово присутствует только в севернорусском ареале, "ол" скорее восходит к древнескандинавскому öl/øl. Форма "олут", во всяком случае, однозначно германского происхождения.
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 23:01
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 22:52
Никакого отношения "ол" к элю и скандинавам не имеет, его также называли "олус".
Олут, а не олус. И судя по тому, что у восточных славян слово присутствует только в севернорусском ареале, "ол" скорее восходит к древнескандинавскому öl/øl. Форма "олут", во всяком случае, однозначно германского происхождения.
Никаких олутов небыло.
WORD: ол
GENERAL: "всякий хмельной напиток, кроме виноградного вина; брага, пиво, мед", церк., олови́на "дрожжи (пивные), гуща", новгор., псковск., тверск. (Даль), др.-русск., русск.-цслав. (ХII в.) олъ σίκερα, болг. олови́на (Младенов 380), словен. ȏlovina "пивные дрожжи", о̑l, род. п. о̑lа, olȗ "пиво". Балто-слав. основа на -u, ср. р. Вероятнее всего, родственно лит. alùs "пиво", др.-прусск. аlu ср. р. "хмельной мед", лтш. alus "пиво", др.-исл. o<l ср. р. "пиво, попойка", англос. еаlu (прагерм. *aluþ, др.-исл. o<lþr "пиршество", лат. аlūmеn "квасцы", alūta "кожа, обработанная квасцами", греч. ἀλύδοιμον ̇ πικρὸν παρὰ Σώφρονι (Гесихий); см. Мейе, Baudouinowi dе Соurtеnау 1 и сл.; ВSL 26, 134; И. Шмидт, Pluralb. 180; М.--Э. 1, 68; Траутман, ВSW 7; Махек, "Slavia", 8, 209 и сл. Далее с этими словами сближаются греч. ἀλέω "мелю", ἄλευρον "пшеничная мука", лат. аliса "полба"; см. Мейе--Эрну 37 и сл. Нельзя доказать происхождение из герм., вопреки Стендер--Петерсену (294 и сл.), Хирту (РВВ 23, 336), Шпехту (195 и сл.); см. Гуйер, LF 54, 293; Кипарский 78 и сл. Предполагают еще родство с яловый, ёлкий (см. Махек, там же; Френкель, ZfslPh 11, 37), что, однако, недостоверно ввиду аl- в греч. и лат.
WORD: олу́й
GENERAL: "пиво, брага", диал. (Даль). См. ол.
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 23:07
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 23:01Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 22:52Никакого отношения "ол" к элю и скандинавам не имеет, его также называли "олус".
Олут, а не олус. И судя по тому, что у восточных славян слово присутствует только в севернорусском ареале, "ол" скорее восходит к древнескандинавскому öl/øl. Форма "олут", во всяком случае, однозначно германского происхождения.
Никаких олутов небыло.
https://translate.google.ru/#auto/fi/beer
А вот откуда взялся олус, я не понял. :what:
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 23:01
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 22:52
Никакого отношения "ол" к элю и скандинавам не имеет, его также называли "олус".
Олут, а не олус. И судя по тому, что у восточных славян слово присутствует только в севернорусском ареале, "ол" скорее восходит к древнескандинавскому öl/øl. Форма "олут", во всяком случае, однозначно германского происхождения.
лтг. ols (лтш. alus, лит. alus, прус. alu) "пиво"
лтг. olūts, (
иногда ovūts) (лтш. avots, лут. šaltinis) "ключ, родник, источник"
(ср. лтг. olkons "голодный, проголодавшийся, изголодавшийся"; olka "жажда"...)
Цитата: Tys Pats от октября 29, 2014, 12:19
лтг. olūts (лтш. avots, лут. šaltinis) "ключ; родник, источник"
Серб-хорв.
лутати - плутать. Не связано?
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 21:07
Цитата: वरुण от октября 28, 2014, 21:00
Однако, в основном это славянское. Особенно долбленки и квас.
Господь с вами. Долбленки делали даже римляне, это простейший вид судна, никакой культурной специфичности не имеющий - по крайней мере, если не разбирать подробно все нюансы формы и изготовления.
Крепкий хлебный квас делали еще шумеры, только в учебниках это обычно называется "пивом". Хотя настоящего, привычного нам пива, приготовленного из ячменного солода с применением хмеля, в той же Западной Европе вообще не знали до XV-XVI в. А к XIX в. у восточных славян "квасом" называли конгломерат слабо- и безалкогольных напитков, приготовленных из самого разного сырья зернового происхождения. В то же время в древнерусский период квас фигурирует в основном как алкогольный напиток. Такие дела.
где-то что-то слышалось подразделение пива на виды верхнего брожения и нижнего брожения, верхнее брожение это и есть вся палитра от кваса и браги до рецептов пива раньше указанных вами дат, а позже появилось какое-то нижнее брожение, наверное бактерию какую где-то приобрели для этого процесса, судя по датам как-то связанно с географическими открытиями.
Интересно, если пиво появилось так поздно, то как одно слово закрепилось более-менее на общеславянском уровне за конкретным напитком? Это культурный термин?
Цитата: Iskandar от октября 29, 2014, 12:54
Интересно, если пиво появилось так поздно, то как одно слово закрепилось более-менее на общеславянском уровне за конкретным напитком? Это культурный термин?
сырьё одинаковое, типу брожения, как видите, никто значения не придавал.
Петька квасит третий день подряд. Наверное, древнего крепкого кваса где-то раздобыл.
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 23:01
Олут, а не олус. И судя по тому, что у восточных славян слово присутствует только в севернорусском ареале, "ол" скорее восходит к древнескандинавскому öl/øl. Форма "олут", во всяком случае, однозначно германского происхождения.
Авал, *olъ — праславянское слово и присутствует и в южнославянском ареале. Считать это германизмом нет оснований: рефлекс закономерный, а родственные слова есть балтийских
и осетинском.
Сомнительно, что изолированное в иранских осетинское слово исконное.
Цитата: Awwal12 от октября 28, 2014, 21:46
Водка ВНЕЗАПНО требует дистилляционного оборудования. А стоимость последнего на XVI в., при отсутствии в мире промышленного производства, должна была быть фантастической. Естественно, приготовлялась она ТОЛЬКО в городах (количество дистиляционных аппаратов на XVI в. можно принять примерно равным количеству царских кабаков - продавать водку где-либо еще было просто запрещено
Да ладно. Самогонку без змеевика хозяйки гонят, кастрюльками-тарелочками.
Цитата: Iskandar от октября 29, 2014, 20:33
Сомнительно, что изолированное в иранских осетинское слово исконное.
Есть фонетические трудности?
l здесь вообще не может быть мотивировано на исконной почве
Цитата: Iskandar от октября 29, 2014, 22:31
l здесь вообще не может быть мотивировано на исконной почве
Да, вы правы. Невнимателен был.