Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Карачаево-Балкарский язык

Автор TawLan, апреля 26, 2013, 10:41

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Nevik Xukxo

А можно так - http://vikent.ru/enc/5316/ 15 признаков псевдо-науки в статье, книге, телепередаче, веб-сайте  ;)

Алима

Nevik Xukxo, если без шуток, есть ли список надежных источников по языкознанию? Предлагаю лингвистам создать его хотя бы на ЛФ. Естественно, что должен быть не один, а несколько списков по темам. Кстати в доказательной медицине, есть 5 степеней уровня доказательности (1- не уровне гипотез и единичных подтверждений, 5 - доказательства, полученные многими исследователями в разных научных центрах с применением специальных методик, исключающих личное предвзятое мнение отдельных авторов). Предлагаю лингвистам использовать такой же подход. (У меня папа - профессор и кажется действительный член пары ненадёжных академий).

Алима

Цитата: Nevik Xukxo от октября 24, 2013, 10:11
А можно так - http://vikent.ru/enc/5316/ 15 признаков псевдо-науки в статье, книге, телепередаче, веб-сайте  ;)

Хорошее пособие для желающих замаскироваться под истинных учёных.
Нет особенного труда и ссылок налепить, и запретные слова исключить, и регалии не указывать, и эмоции поубавить и т.д. по всем признакам.
Но научности это не добавит.

Nevik Xukxo

Цитата: Алима от октября 24, 2013, 10:15
Nevik Xukxo, если без шуток, есть ли список надежных источников по языкознанию?

http://altaica.ru/index.htm По тюркским, наверное, тут можно посмотреть. :donno:

TawLan

У всех "безупречных" лингвистов есть ошибки. И форумчане, которые частенько в оскорбительном тоне указывают на тупость других так же частенько очень даже сами тупят. Вообще непонятна цель участия нервных форумчан. Если вы во всем на 100 % правы, смысл участия в форуме, если не учите других, и сами не учитесь(ибо вы все уже знаете) ?

Zhendoso

Надо начинать с этого ("Историческое развитие фонетики карачаево-балкарского языка" Чеченов А.А.)
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Алима

Цитата: TawLan от октября 24, 2013, 10:32
У всех "безупречных" лингвистов есть ошибки. И форумчане, которые частенько в оскорбительном тоне указывают на тупость других так же частенько очень даже сами тупят. Вообще непонятна цель участия нервных форумчан. Если вы во всем на 100 % правы, смысл участия в форуме, если не учите других, и сами не учитесь(ибо вы все уже знаете) ?

Вы здесь точно правы на 100% :=

Borovik

Цитата: Zhendoso от октября 24, 2013, 11:04
Надо начинать с этого ("Историческое развитие фонетики карачаево-балкарского языка" Чеченов А.А.)
Спасибо большое,
а где взять в читабельном качестве?

Zhendoso

Цитата: Borovik от октября 24, 2013, 11:12
Цитата: Zhendoso от октября 24, 2013, 11:04
Надо начинать с этого ("Историческое развитие фонетики карачаево-балкарского языка" Чеченов А.А.)
Спасибо большое,
а где взять в читабельном качестве?
Нету, уважаемый Borovik. Это просто автореферат диссертации, взятый, вроде,  отсюда, а сам доступ к диссертациям (защищенный просмотр, например, на сайте РГБ) стоит не менее 3000 рупий в год  :(
Авторские права, типа.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

snn

Цитата: Zhendoso от октября 24, 2013, 12:12
Цитата: Borovik от октября 24, 2013, 11:12
Цитата: Zhendoso от октября 24, 2013, 11:04
Надо начинать с этого ("Историческое развитие фонетики карачаево-балкарского языка" Чеченов А.А.)
Спасибо большое,
а где взять в читабельном качестве?
Нету, уважаемый Borovik. Это просто автореферат диссертации, взятый, вроде,  отсюда, а сам доступ к диссертациям (защищенный просмотр, например, на сайте РГБ) стоит не менее 3000 рупий в год  :(
Авторские права, типа.
Вы сами саму диссертацию читали?

Tibaren

Цитата: Алима от октября 24, 2013, 10:15
Nevik Xukxo, если без шуток, есть ли список надежных источников по языкознанию? Предлагаю лингвистам создать его хотя бы на ЛФ.

http://lingvoforum.net/index.php/board,141.0.html

Вот это вам знакомо?:
http://altaica.ru/
http://uz-translations.su/
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Zhendoso

Цитата: snn от октября 24, 2013, 12:13
Вы сами саму диссертацию читали?
Доступ к самой диссертации платный, поэтому не читал. В принципе, в большинстве случаев, достаточно автореферата, ведь в нем есть практически все результаты диссертации, правда, в ужатом виде.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

snn

Цитата: Zhendoso от октября 24, 2013, 12:21
Цитата: snn от октября 24, 2013, 12:13
Вы сами саму диссертацию читали?
Доступ к самой диссертации платный, поэтому не читал. В принципе, в большинстве случаев, достаточно автореферата, ведь в нем есть практически все результаты диссертации, правда, в ужатом виде.
Вот это более читабельный вид?
http://cheloveknauka.com/v/63595/a#?page=1
http://cheloveknauka.com/istoricheskaya-fonetika-karachaevo-balkarskogo-yazyka
У меня открывается в хорошем качестве, не знаю, как у других.

Zhendoso

Цитата: snn от октября 24, 2013, 12:25
Вот это более читабельный вид?
http://cheloveknauka.com/v/63595/a#?page=1
http://cheloveknauka.com/istoricheskaya-fonetika-karachaevo-balkarskogo-yazyka
У меня открывается в хорошем качестве, не знаю, как у других.
Угу, значит, я качал оттуда. Это автореферат диссертации в формате png, из которых можно PDF слепить при желании.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Borovik

Цитата: snn от октября 24, 2013, 12:25
Вот это более читабельный вид?
Спасибо большое! Читаю с большим интересом

Кстати, отдельный вопрос - что сохранилось в КБ и кумыкском от тамошнего древнебулгарского

Zhendoso

Цитата: Borovik от октября 24, 2013, 13:19
Кстати, отдельный вопрос - что сохранилось в КБ и кумыкском от тамошнего древнебулгарского
Я, помнится, как-то потратил неделю, шерстя стандарнотюркские словари, пытаясь найти в них булгаризмы. Увы, нигде не нашел. Жалкие и сомнительные недоплоды моих поисков - здесь.
ЗЫ Бродячие культурные термины типа bulgur я не учитывал.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

TawLan

Если честно Чеченова я не читал раньше, начал читать по ссылке и полностью с ним согласен насчет формирования К-Б языка напластыванием друг на друга разных тюркских языков. Но его выводы что половцы оказались в горах, а потом в них вливались ираноязычные аланы и другие кавказские племена совсем неубедительны. Это сложно понять с точки зрения логики. После Тамерлана и до 20-го века карачаевцы и балкарцы и их представители разных ущелий жили обособленно, как независимые друг от друга общества, княжества. Между ними были труднопроходимые(а в зимнее время и вовсе непроходимые) горные перевалы. Имели тесные дружеские контакты с разными народами, восточные балкарцы с осетинами и адыгами, западные со сванами, карачаевцы с абхазами и сванами, следовательно и смешения были с этими народами. Не было литературы, школ, то есть были практически безграмотны, но диалектальные различия минимальны чем у остальных, даже чем у равнинных, живших относительно компактно кумыков. Это очень подозрительно если рассматривать как Чеченов - этногенез формировался уже в этих горах после татаро-монгол, а язык практически не изменился. В таком случае были бы реально отличные диалекты.

Нельзя сейчас быть уверенным что тюркский язык появился в Восточной Европе 2000 лет назад. Может быть, а я думаю что так и есть, что еще задолго до нашей эры тюркский язык уже бытовал здесь. История К-Б языка начинается со времен скифов. Уверен что в скором будущем некоторые древние народы считающиеся нынче ираноязычными окажутся тюркоязычными.

Раскопки в Крыму, столица скифов до н.э. :

http://www.newstube.ru/media/arxeologi-obnaruzhili-drevnyuyu-krepost-v-rajone-skaly-ak-kaya

Zhendoso

Цитата: TawLan от октября 24, 2013, 14:10
Не было литературы, школ, то есть были практически безграмотны, но диалектальные различия минимальны чем у остальных, даже чем у равнинных, живших относительно компактно кумыков.
Что? Клапрот писал:
Цитировать...карачаевцы имеют мечети и мулл..
...Многие карачаевцы поручают воспитание своих детей муллам, обучающим их чтению и письму...
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине


TawLan

Цитата: Zhendoso от октября 24, 2013, 14:34
Цитата: TawLan от октября 24, 2013, 14:10
Не было литературы, школ, то есть были практически безграмотны, но диалектальные различия минимальны чем у остальных, даже чем у равнинных, живших относительно компактно кумыков.
Что? Клапрот писал:
Цитировать...карачаевцы имеют мечети и мулл..
...Многие карачаевцы поручают воспитание своих детей муллам, обучающим их чтению и письму...

Мой тебе совет брат, не верь всему что читаешь. Клапрот реально гонщик, хоть карачаевцы и любят хвастаться некоторыми его высказываниями типа " карачаевцы принадлежат к самым красивым жителям Кавказа..."  и  "...можно сказать с полным правом, что они самый культурный народ Кавказа."

Во-первых, къарачеркесами нас называли не татары, а турки, а вот что пишет про это другой иностранец: "..карачеркесы, как их зовут турки, то есть "чёрные черкесы", составляют северную отрасль. Турки дали им это название по причине беспрерывных туманов и облаков в их стране." Жан ШАРДЕН "Кавказский вестник", Тифлис, № 9-10 за 1900., с.22

Во-вторых, по словам самого же Клапрота мы - татары, но татары нас называют черкесами :donno:

А это его высказывание что если кто-то умирает мужчины режут себя вырывают мочки ушей и т.п.. И как его после этого можно воспринимать как адекватного человека? Даже если он что-то подобное увидел один раз, можно ли исходя из этого описывать народ?

А то что он через слово подчеркивает услужливость и подчинение кабардинским князьям. А Эммануэль почему-то хвастался что завоевал никем еще непобежденный Карачай сыграв этим решающую роль в покорении Кавказа.

Из того же востита по твоей ссылке: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Emmanuel/pril2.phtml

Для информации Карачай был завоеван через 3 года после покорение Кабарды, якобы "хозяев" карачаевцев.


И наконец по теме, муллы учили Исламу, я же говорю про литературный язык, про письменность с общепринятой грамматикой, чего у К-Б небыло.

Zhendoso

Цитата: TawLan от октября 24, 2013, 15:36
Во-первых, къарачеркесами нас называли не татары, а турки, а вот что пишет про это другой иностранец: "..карачеркесы, как их зовут турки, то есть "чёрные черкесы", составляют северную отрасль...
Татарами раньше звали всех тюрок (а иногда и нетюрок) без разбора, кроме османских турок.
Цитата: TawLan от октября 24, 2013, 15:36
Во-вторых, по словам самого же Клапрота мы - татары, но татары нас называют черкесами :donno:
Это нормально, см. выше.
Цитата: TawLan от октября 24, 2013, 15:36
А это его высказывание что если кто-то умирает мужчины режут себя вырывают мочки ушей и т.п.. И как его после этого можно воспринимать как адекватного человека? Даже если он что-то подобное увидел один раз, можно ли исходя из этого описывать народ?
Между прочим, это очень древний тюркский обычай.
Цитата: TawLan от октября 24, 2013, 15:36
А то что он через слово подчеркивает услужливость и подчинение кабардинским князьям. А Эммануэль почему-то хвастался что завоевал никем еще непобежденный Карачай сыграв этим решающую роль в покорении Кавказа.
Ничего в этом зазорного нет, если только ты не политизирован сверхмерно.
Цитата: TawLan от октября 24, 2013, 15:36И наконец по теме, муллы учили Исламу, я же говорю про литературный язык, про письменность с общепринятой грамматикой, чего у К-Б небыло.
До революции, практически все тюрки-мусульмане пользовались различными тюркскими койне, далековатыми от народных языков. Различные региональные варианты тюрки играли положительную роль - они нивелировали диалекты и даже языки.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

TawLan

Цитата: Zhendoso от октября 24, 2013, 16:00
Цитата: TawLan от октября 24, 2013, 15:36
Во-первых, къарачеркесами нас называли не татары, а турки, а вот что пишет про это другой иностранец: "..карачеркесы, как их зовут турки, то есть "чёрные черкесы", составляют северную отрасль...
Татарами раньше звали всех тюрок (а иногда и нетюрок) без разбора, кроме османских турок.
Цитата: TawLan от октября 24, 2013, 15:36
Во-вторых, по словам самого же Клапрота мы - татары, но татары нас называют черкесами :donno:
Это нормально, см. выше.

Что нормально? И что смотреть выше? Ты мне дал ссылку где пишется чушь, что я кстати и так давно уже читал. Знаю что нас называли татарами, речь не об этом, речь о том что разные путешественники писали по разному, например название "къарачеркес" два источника объясняют по разному. Так кому верить? Вот я и говорю не верь всему что читаешь.

TawLan

Цитата: Zhendoso от октября 24, 2013, 16:00
Цитата: TawLan от октября 24, 2013, 15:36
А это его высказывание что если кто-то умирает мужчины режут себя вырывают мочки ушей и т.п.. И как его после этого можно воспринимать как адекватного человека? Даже если он что-то подобное увидел один раз, можно ли исходя из этого описывать народ?
Между прочим, это очень древний тюркский обычай.

Может быть. Насколько древний? И у какого тюркского народа это замечалось? Небыло у нас никогда такого обычая. А так, отдельные случаи не обычай народа, хотя сомневаюсь что Клапрот и правда видел что-то такое. Но даже если и видел, кто-то и из-за безответной любви может повеситься, но причем тут народ, обычаи?

TawLan

Цитата: Zhendoso от октября 24, 2013, 16:00
Цитата: TawLan от октября 24, 2013, 15:36
А то что он через слово подчеркивает услужливость и подчинение кабардинским князьям. А Эммануэль почему-то хвастался что завоевал никем еще непобежденный Карачай сыграв этим решающую роль в покорении Кавказа.
Ничего в этом зазорного нет, если только ты не политизирован сверхмерно.
Если имело место быть. Я тебе просто указываю на нестыковки разных источников и абсолютное незнание Клапротом карачаевцев(культуры, истории и т.д.), тем самым объясняя что ссылка твоя не очень.

Клапрот пишет что основное селение Хурзук, а у речки Теберда более позднее селение образованное беглецами из основного селения(Хурзук).

Основные и первые селения карачаецев: Къарт Джурт, Хурзук, Учкулан, Дуут. Все они находятся в ущелии Карачай. Карачаевцы(предки нынче карачаевцев) переселились туда с Баксана. Потом второе переселение с Баксана( Баксан - восточное приэльбрусье, самое западное балкарское ущелье) в тебердинское ущелье, образовался аул Джамагъат. К концу 18 века полностью вымерло от чумы и до конца 19-го века тебердинское ущелье не заселялось. Местность где был аул Джамагъат и сейчас не жилая.



Песенку перевести, откуда переселились в Теберду? Сам прислушайся и поймешь. Забудь Клапрота, вот и все что я хочу сказать.

Türk

Цитата: TawLan от октября 24, 2013, 16:31
Цитата: Zhendoso от октября 24, 2013, 16:00
Цитата: TawLan от октября 24, 2013, 15:36
А это его высказывание что если кто-то умирает мужчины режут себя вырывают мочки ушей и т.п.. И как его после этого можно воспринимать как адекватного человека? Даже если он что-то подобное увидел один раз, можно ли исходя из этого описывать народ?
Между прочим, это очень древний тюркский обычай.

Может быть. Насколько древний? И у какого тюркского народа это замечалось? Небыло у нас никогда такого обычая. А так, отдельные случаи не обычай народа, хотя сомневаюсь что Клапрот и правда видел что-то такое. Но даже если и видел, кто-то и из-за безответной любви может повеситься, но причем тут народ, обычаи?
У нас когда кто то умирает, женщины ногтями режут себе лицо, оставляя следы, кровавые иногда. Насколько я знаю, так оплакивали и гунны своих умерших, только они кажись делали это с ножами, оставляя шрамы.
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр