Author Topic: уйгурский язык  (Read 40626 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline yarmukhammad

  • Posts: 88
« Reply #225on: April 13, 2015, 12:09 »
выше мной написано что этот язык был еще в 18-19 вв.
какой "этот"? ничего конкретного не было. может вообще иранский/тохарский?

это вы серьезно? иранский/тохарский в восточном туркестане в 18-19 вв.?
:o И даже в XXI веке - сарыкольцы и ваханцы... :yes:

да где то высоко в горах в некоторых поселениях, но в целом же даже в Ташкургане уйгурский доминирует.

я писал о языке уйгуров кумула и турфана который резко отличался даже в 19 веке от др локальных этногр групп уйгуров.
Это понятно, что доминирует. Но удивляться на иранские/тохарские в Восточном Туркестане - странно...

Этих языков уже более как тысячу лет нет в Восточном Туркестане, и как ответил Искандар ваханский и сарыкольский пришлые, по свидетельству англ. разведчика это конец 19 в., он спрашивал про историю сарыкольцев у местного пира, он указал что они пришли с разных мест, несколько столетий назад, и им не знакомы здешние тюркские топонимы, истор.памятники. Сейчас их языки также под угрозой исчезновения, в школах учатся все на уйгурском, особенно ваханский.

« Reply #226on: April 13, 2015, 12:15 »
Не понял из-за оверквотинга, кто кому на что отвечал, но сарыкольский и ваханский - пришлые языки с Памира (~XV и XIX вв. соответственно), к языками саков (до Х в.) они отношения не имеют.
А что позволило иранцам в этот период куда-то распространяться? Все исторически достоверное время они только отступали под натиском тюрков... Что же изменилось в Восточном Туркестане в XV и XIX вв.? И потом, их социальный статус свидетельствует о том, что они - на подчиненном положении...
Я их считал реликтовыми иранцами в этом регионе, а они - пришли?

Бадахшан был в подчиненном положении Кашгару долгое время (вплоть до заката Могулии 17в.), в эти времена возможно и были переселения, а возможно и позже, скорее всего когда Бадахшан в сер. 18 века был разорен балхским эмиром, и далее там не было стабильности, оттуда были массовые переселения в Коканд (нестабильность, переселенность, отсюда и нехватка земель). Ваханцы точно расселились в Яркенде после захвата региона Цинской империей.

« Reply #227on: April 13, 2015, 12:18 »
Да там не очень понятно, может и местный переход -d- языка в -j-.
Уйгурский слишком уж близок к узбекскому, эти языки разошлись буквально на глазах.

по свидетельствам 18-19 вв. (Валиханов, Аристов, цинские источники, Грумм Гржимайло) разница была значительной, писали что друг друга не понимали, особенно не кашгарские группы уйгуров. Так что спорное утверждение.

« Reply #228on: April 13, 2015, 12:22 »
Вообще-то это не совсем "Восточный Туркестан", а "Восточный Памир" с похожими условиями высокогорья. Экспансия ваханцев (не только в Китай, но в будущий Пакистан) — исторический факт. Миграция сарыкольцев не зафиксирована вроде бы, но постулируется на основании языковых фактов — их язык очень близок к шугнано-рушанским, ровно как и культура, и религия (исмаилизм).

Нельзя назвать это экспансией, их совсем мало. И в местной иерархии этнических групп они всегда были в подчинении у кашгарских и яркандских беков.

Offline Türk

  • Posts: 14781
  • Gender: Male
« Reply #229on: April 13, 2015, 12:25 »
Да там не очень понятно, может и местный переход -d- языка в -j-.
Уйгурский слишком уж близок к узбекскому, эти языки разошлись буквально на глазах.

по свидетельствам 18-19 вв. (Валиханов, Аристов, цинские источники, Грумм Гржимайло) разница была значительной, писали что друг друга не понимали, особенно не кашгарские группы уйгуров. Так что спорное утверждение.
Те наверно были остатки древнеуйгурского, но современный то уйгурский тот который был в Кашгаре, не так ли?
“Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!”

Абулгази Бахадур-хан

Offline yarmukhammad

  • Posts: 88
« Reply #230on: April 13, 2015, 12:38 »
Да там не очень понятно, может и местный переход -d- языка в -j-.
Уйгурский слишком уж близок к узбекскому, эти языки разошлись буквально на глазах.

по свидетельствам 18-19 вв. (Валиханов, Аристов, цинские источники, Грумм Гржимайло) разница была значительной, писали что друг друга не понимали, особенно не кашгарские группы уйгуров. Так что спорное утверждение.
Те наверно были остатки древнеуйгурского, но современный то уйгурский тот который был в Кашгаре, не так ли?

Не совсем, Валиханов был в Кашгаре, а Аристов в Кульдже. Древнеуйгурский, про него писал Грумм Гржимайло в Турфане и Кумуле, и цинский источник писал про общий язык, что он он схож с языком бурутов, и то что язык в Кумуле и Турфане отличается от основного. 

Offline Iskandar

  • Posts: 30986
« Reply #231on: April 13, 2015, 12:40 »
Всё-таки сарыкольцы пришли заведомо раньше XIX в. Если речь ваханцев в Вахане, Гилгите, Кунаре и Сарыколе различается на уровне очень близких диалектов, то сарыкольский заметно отошёл от шугнано-рушанских.
Любовь, да возвеличит тебя Аллах, по началу шутка, но в конце — дело важное. Однажды ночью я видел сон: в пустом бассейне две старые женщины плескали воду, как бы утоляя жажду бассейна. Сидя на краю пустого бассейна принцесса Самарканда смотрела своими большими глазами на красный гранат. Её пустынная песня вернула меня из моего сна, я проснулся.

« Reply #232on: April 13, 2015, 12:44 »
по свидетельствам 18-19 вв. (Валиханов, Аристов, цинские источники, Грумм Гржимайло) разница была значительной, писали что друг друга не понимали, особенно не кашгарские группы уйгуров. Так что спорное утверждение.
Понимание-непонимание зависит от кучи субъективных факторов. И некашагарские, естественно, будут отличаться сильнее: чем больше расстояние, тем больше разброс континуума. Это как раз свидетельство виртуального единства карлукоязычных в виде континуума. Среднеазиатская культура, среднеазиатского типа ислам, персо-арабизмы - всё это пришло в Тарим с запада вместе с языком, не имеющим отношения к древнеуйгурскому.
Любовь, да возвеличит тебя Аллах, по началу шутка, но в конце — дело важное. Однажды ночью я видел сон: в пустом бассейне две старые женщины плескали воду, как бы утоляя жажду бассейна. Сидя на краю пустого бассейна принцесса Самарканда смотрела своими большими глазами на красный гранат. Её пустынная песня вернула меня из моего сна, я проснулся.

Offline yarmukhammad

  • Posts: 88
« Reply #233on: April 13, 2015, 12:58 »
по свидетельствам 18-19 вв. (Валиханов, Аристов, цинские источники, Грумм Гржимайло) разница была значительной, писали что друг друга не понимали, особенно не кашгарские группы уйгуров. Так что спорное утверждение.
Понимание-непонимание зависит от кучи субъективных факторов. И некашагарские, естественно, будут отличаться сильнее: чем больше расстояние, тем больше разброс континуума. Это как раз свидетельство виртуального единства карлукоязычных в виде континуума. Среднеазиатская культура, среднеазиатского типа ислам, персо-арабизмы - всё это пришло в Тарим с запада вместе с языком, не имеющим отношения к древнеуйгурскому.

Язык тот что мы сейчас именум новоуйгурским сформировался в Кашгаре, далее он ушел в Мавераннахр, с Караханидским каганатом. Далее было взаимное проникновение, миграции, естественно что ислам и мавераннахрская культура пришла с запада, вместе с ней и персо-арабизмы. Но по датам, Ислам пришел от саманидов в 10 веке, далее язык Кашгара пришел в Мавераннахр начиная с 10-11 вв., потом период чагадаидов вплоть до 17 в., отдаление. И далее, мавераннахрская культура приходит в ее сегодняшнем виде, относительно поздно, начиная с возвышения ходжей, особенно в 19 веке, когда ходжи насильно внедряли культуру Мавераннахра, с ними с ходжами пришли и элементы узбекского языка. Т.е. период макс сближения это 17-19 вв.

« Reply #234on: April 13, 2015, 13:08 »
по свидетельствам 18-19 вв. (Валиханов, Аристов, цинские источники, Грумм Гржимайло) разница была значительной, писали что друг друга не понимали, особенно не кашгарские группы уйгуров. Так что спорное утверждение.
Понимание-непонимание зависит от кучи субъективных факторов. И некашагарские, естественно, будут отличаться сильнее: чем больше расстояние, тем больше разброс континуума. Это как раз свидетельство виртуального единства карлукоязычных в виде континуума. Среднеазиатская культура, среднеазиатского типа ислам, персо-арабизмы - всё это пришло в Тарим с запада вместе с языком, не имеющим отношения к древнеуйгурскому.

Там не только не понимание, Валиханов пишет конкретно, что народный язык кашгарцев тот же что и у дикокаменных киргизов, но литературный - чагатайский, то же самое пишет Аристов. Валиханов жил и знал хорошо эти языки (язык кокандских узбеков, кыргызов и уйгуров, не говоря уже о казахском).

Offline Türk

  • Posts: 14781
  • Gender: Male
« Reply #235on: April 13, 2015, 13:12 »
по свидетельствам 18-19 вв. (Валиханов, Аристов, цинские источники, Грумм Гржимайло) разница была значительной, писали что друг друга не понимали, особенно не кашгарские группы уйгуров. Так что спорное утверждение.
Понимание-непонимание зависит от кучи субъективных факторов. И некашагарские, естественно, будут отличаться сильнее: чем больше расстояние, тем больше разброс континуума. Это как раз свидетельство виртуального единства карлукоязычных в виде континуума. Среднеазиатская культура, среднеазиатского типа ислам, персо-арабизмы - всё это пришло в Тарим с запада вместе с языком, не имеющим отношения к древнеуйгурскому.

Язык тот что мы сейчас именум новоуйгурским сформировался в Кашгаре, далее он ушел в Мавераннахр, с Караханидским каганатом. Далее было взаимное проникновение, миграции, естественно что ислам и мавераннахрская культура пришла с запада, вместе с ней и персо-арабизмы. Но по датам, Ислам пришел от саманидов в 10 веке, далее язык Кашгара пришел в Мавераннахр начиная с 10-11 вв., потом период чагадаидов вплоть до 17 в., отдаление. И далее, мавераннахрская культура приходит в ее сегодняшнем виде, относительно поздно, начиная с возвышения ходжей, особенно в 19 веке, когда ходжи насильно внедряли культуру Мавераннахра, с ними с ходжами пришли и элементы узбекского языка. Т.е. период макс сближения это 17-19 вв.
Между 14-19 веками тесных отношений с Мавераунняхром не было?
“Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!”

Абулгази Бахадур-хан

Offline Imp

  • Posts: 4649
  • Gender: Male
« Reply #236on: April 13, 2015, 13:27 »
Кстати, Деворатор как-то по-умному называл этот тип сингармонизма.
жүрәк - жүрүгүм
Лабиальный?
действительно, обычный губной, именно в этом типе сингармонизма ничего удивительного нет, возможно речь всё таки шла об уйгурском умляуте, явление действительно интересное, но в данном примере его нет
А что это тогда, по-вашему?
Лабиальная гармония по идее не меняет подъём гласной.
возможно для этого действительно есть свой термин, но это не умляут, который предполагает регрессивную ассимиляцию корневой гласной под влиянием последующей. В нашем примере всё таки корень не меняется
海賊王に俺はなる

« Reply #237on: April 13, 2015, 13:31 »
Да там не очень понятно, может и местный переход -d- языка в -j-.
Уйгурский слишком уж близок к узбекскому, эти языки разошлись буквально на глазах.

по свидетельствам 18-19 вв. (Валиханов, Аристов, цинские источники, Грумм Гржимайло) разница была значительной, писали что друг друга не понимали, особенно не кашгарские группы уйгуров. Так что спорное утверждение.
Разница была практически всегда, как впрочем заметные различия имелись и имеются и между диалектами одного Узбекистана, но эти два языка всё равно ближайшие друг другу братья и при другой политической конъюнктуре, сойдись Узбекистан с Уйгуристаном в одно государство они, пусть со временем, но стали бы диалектами одного языка
海賊王に俺はなる

Offline Borovik

  • Posts: 7251
  • Gender: Male
« Reply #238on: April 13, 2015, 13:45 »
Кстати, Деворатор как-то по-умному называл этот тип сингармонизма.
жүрәк - жүрүгүм
Лабиальный?
действительно, обычный губной, именно в этом типе сингармонизма ничего удивительного нет, возможно речь всё таки шла об уйгурском умляуте, явление действительно интересное, но в данном примере его нет
А что это тогда, по-вашему?
Лабиальная гармония по идее не меняет подъём гласной.
возможно для этого действительно есть свой термин, но это не умляут, который предполагает регрессивную ассимиляцию корневой гласной под влиянием последующей. В нашем примере всё таки корень не меняется
жүрәк > жүрүгүм.
Корень жүрәк.
Это ровно то, что вы написали: регрессивная ассимиляцая гласной в корне под влиянием последующей.
Убедились?

Offline Mercurio

  • Posts: 5708
  • Gender: Male
  • Aliis inserviendo ipse consumor...
« Reply #239on: April 13, 2015, 14:49 »
нахша - нахшиси?
И здесь вроде тоже. Нахша (песня) - корень.

Бөшүк нахшиси - колыбельная
Той нахшиси - свадебная
𐌰𐍄𐍄𐌰 𐌿𐌽𐍃𐌰𐍂 𐌸𐌿 𐌹𐌽 𐌷𐌹𐌼𐌹𐌽𐌰𐌼,
𐍅𐌴𐌹𐌷𐌽𐌰𐌹 𐌽𐌰𐌼𐍉 𐌸𐌴𐌹𐌽
𐌵𐌹𐌼𐌰𐌹 𐌸𐌹𐌿𐌳𐌹𐌽𐌰𐍃𐍃𐌿𐍃 𐌸𐌴𐌹𐌽𐍃
𐍅𐌰𐌹𐍂𐌸𐌰𐌹 𐍅𐌹𐌻𐌾𐌰 𐌸𐌴𐌹𐌽𐍃
𐍃𐍅𐌴 𐌹𐌽 𐌷𐌹𐌼𐌹𐌽𐌰 𐌾𐌰𐌷 𐌰𐌽𐌰 𐌰𐌹𐍂𐌸𐌰𐌹
𐌷𐌻𐌰𐌹𐍆 𐌿𐌽𐍃𐌰𐍂𐌰𐌽𐌰 𐌸𐌰𐌽𐌰 𐍃𐌹𐌽𐍄𐌴𐌹𐌽𐌰𐌽 𐌲𐌹𐍆 𐌿𐌽𐍃 𐌷𐌹𐌼𐌼𐌰 𐌳𐌰𐌲𐌰

Offline Удеге

  • Posts: 4364
  • Gender: Male
« Reply #240on: April 13, 2015, 14:55 »
Джоканье бы ещё терпимо было, они сингармонируют совсем по-другому... :donno:
Мне нравится :)
жүрәк - жүрүгүм
Offtop
Типа -
Сингармонизм! Хоть имя дико,
Но мне ласкает слух оно! (с)
Хәт. А С. Турсун поет почти хитинг...
Такие случаи имел в виду.

Offline Mercurio

  • Posts: 5708
  • Gender: Male
  • Aliis inserviendo ipse consumor...
« Reply #241on: April 13, 2015, 14:56 »
Offtop
;up:
𐌰𐍄𐍄𐌰 𐌿𐌽𐍃𐌰𐍂 𐌸𐌿 𐌹𐌽 𐌷𐌹𐌼𐌹𐌽𐌰𐌼,
𐍅𐌴𐌹𐌷𐌽𐌰𐌹 𐌽𐌰𐌼𐍉 𐌸𐌴𐌹𐌽
𐌵𐌹𐌼𐌰𐌹 𐌸𐌹𐌿𐌳𐌹𐌽𐌰𐍃𐍃𐌿𐍃 𐌸𐌴𐌹𐌽𐍃
𐍅𐌰𐌹𐍂𐌸𐌰𐌹 𐍅𐌹𐌻𐌾𐌰 𐌸𐌴𐌹𐌽𐍃
𐍃𐍅𐌴 𐌹𐌽 𐌷𐌹𐌼𐌹𐌽𐌰 𐌾𐌰𐌷 𐌰𐌽𐌰 𐌰𐌹𐍂𐌸𐌰𐌹
𐌷𐌻𐌰𐌹𐍆 𐌿𐌽𐍃𐌰𐍂𐌰𐌽𐌰 𐌸𐌰𐌽𐌰 𐍃𐌹𐌽𐍄𐌴𐌹𐌽𐌰𐌽 𐌲𐌹𐍆 𐌿𐌽𐍃 𐌷𐌹𐌼𐌼𐌰 𐌳𐌰𐌲𐌰

Offline Imp

  • Posts: 4649
  • Gender: Male
« Reply #242on: April 13, 2015, 15:28 »
Кстати, Деворатор как-то по-умному называл этот тип сингармонизма.
жүрәк - жүрүгүм
Лабиальный?
действительно, обычный губной, именно в этом типе сингармонизма ничего удивительного нет, возможно речь всё таки шла об уйгурском умляуте, явление действительно интересное, но в данном примере его нет
А что это тогда, по-вашему?
Лабиальная гармония по идее не меняет подъём гласной.
возможно для этого действительно есть свой термин, но это не умляут, который предполагает регрессивную ассимиляцию корневой гласной под влиянием последующей. В нашем примере всё таки корень не меняется
жүрәк > жүрүгүм.
Корень жүрәк.
Это ровно то, что вы написали: регрессивная ассимиляцая гласной в корне под влиянием последующей.
Убедились?
спорить не буду, не уверен, возможно вы правы, я просто привык к более очевидным случаям умлаута, когда меняется первый гласный в слове, здесь на мой взгляд всё несколько противоречиво
海賊王に俺はなる

Offline bvs

  • Posts: 8843
« Reply #243on: April 13, 2015, 15:30 »
В уйгурском второй гласный сужается и перед широким гласным аффикса, так что это не умлаут. Например: ана - анилар, бала - балиға. Но это не во всех словах.

« Reply #244on: April 13, 2015, 15:40 »
В литературном вроде жүрәк - жүригим.

Offline Mercurio

  • Posts: 5708
  • Gender: Male
  • Aliis inserviendo ipse consumor...
« Reply #245on: April 13, 2015, 15:44 »
Жүрүгүм тоже распространено. Введите в поисковик. Встречал даже в песенниках.

Кстати, в аблативе только жүригимдин. Притяжательный суффикс -им ассимилирует в обе стороны, выражаясь по-простому :) Очень интересно. Жүриг<-им->дин

Жүригимдин чоңқур орун алғансән!
Сән атамсән үлгә болуп қалғансән!
𐌰𐍄𐍄𐌰 𐌿𐌽𐍃𐌰𐍂 𐌸𐌿 𐌹𐌽 𐌷𐌹𐌼𐌹𐌽𐌰𐌼,
𐍅𐌴𐌹𐌷𐌽𐌰𐌹 𐌽𐌰𐌼𐍉 𐌸𐌴𐌹𐌽
𐌵𐌹𐌼𐌰𐌹 𐌸𐌹𐌿𐌳𐌹𐌽𐌰𐍃𐍃𐌿𐍃 𐌸𐌴𐌹𐌽𐍃
𐍅𐌰𐌹𐍂𐌸𐌰𐌹 𐍅𐌹𐌻𐌾𐌰 𐌸𐌴𐌹𐌽𐍃
𐍃𐍅𐌴 𐌹𐌽 𐌷𐌹𐌼𐌹𐌽𐌰 𐌾𐌰𐌷 𐌰𐌽𐌰 𐌰𐌹𐍂𐌸𐌰𐌹
𐌷𐌻𐌰𐌹𐍆 𐌿𐌽𐍃𐌰𐍂𐌰𐌽𐌰 𐌸𐌰𐌽𐌰 𐍃𐌹𐌽𐍄𐌴𐌹𐌽𐌰𐌽 𐌲𐌹𐍆 𐌿𐌽𐍃 𐌷𐌹𐌼𐌼𐌰 𐌳𐌰𐌲𐌰

Offline yarmukhammad

  • Posts: 88
« Reply #246on: April 13, 2015, 15:48 »
по свидетельствам 18-19 вв. (Валиханов, Аристов, цинские источники, Грумм Гржимайло) разница была значительной, писали что друг друга не понимали, особенно не кашгарские группы уйгуров. Так что спорное утверждение.
Понимание-непонимание зависит от кучи субъективных факторов. И некашагарские, естественно, будут отличаться сильнее: чем больше расстояние, тем больше разброс континуума. Это как раз свидетельство виртуального единства карлукоязычных в виде континуума. Среднеазиатская культура, среднеазиатского типа ислам, персо-арабизмы - всё это пришло в Тарим с запада вместе с языком, не имеющим отношения к древнеуйгурскому.

Язык тот что мы сейчас именум новоуйгурским сформировался в Кашгаре, далее он ушел в Мавераннахр, с Караханидским каганатом. Далее было взаимное проникновение, миграции, естественно что ислам и мавераннахрская культура пришла с запада, вместе с ней и персо-арабизмы. Но по датам, Ислам пришел от саманидов в 10 веке, далее язык Кашгара пришел в Мавераннахр начиная с 10-11 вв., потом период чагадаидов вплоть до 17 в., отдаление. И далее, мавераннахрская культура приходит в ее сегодняшнем виде, относительно поздно, начиная с возвышения ходжей, особенно в 19 веке, когда ходжи насильно внедряли культуру Мавераннахра, с ними с ходжами пришли и элементы узбекского языка. Т.е. период макс сближения это 17-19 вв.
Между 14-19 веками тесных отношений с Мавераунняхром не было?

Не было в периоде с 14 по 17 вв., в основном было соперничество и длительные войны, между могулистаном и далее могулией, и мавераннахровскими государствами (тимуриды, шейбаниды). Только с увеличением влияния ходжей и в дальнейшем захвата ими власти, пик это 19 век, восстания ходжей, Кокандское ханство и государство Йаттишар.

« Reply #247on: April 13, 2015, 15:53 »
Да там не очень понятно, может и местный переход -d- языка в -j-.
Уйгурский слишком уж близок к узбекскому, эти языки разошлись буквально на глазах.

по свидетельствам 18-19 вв. (Валиханов, Аристов, цинские источники, Грумм Гржимайло) разница была значительной, писали что друг друга не понимали, особенно не кашгарские группы уйгуров. Так что спорное утверждение.
Разница была практически всегда, как впрочем заметные различия имелись и имеются и между диалектами одного Узбекистана, но эти два языка всё равно ближайшие друг другу братья и при другой политической конъюнктуре, сойдись Узбекистан с Уйгуристаном в одно государство они, пусть со временем, но стали бы диалектами одного языка

Были эпохи, были в одном государстве (Караханидское ханство, Чагатайский улус). Но единый народ и язык не сформировались.

«Распадение Чагатайского государства, на наш взгляд, было исторической необходимостью и должно было про­изойти независимо от возвышения тех или иных эмиров и от междоусобий среди монгольских царевичей. Монголь­ские владетели в Средней Азии находились в ином поло­жении, чем в Китае и в Персии. Императоры династии Юань и персидские ильханы имели перед собой население однородное если не в этнографическом, то в культурном отношении и могли управлять им на основании прежних, выработанных веками принципов и установлений. Что ка­сается владений Чагатая и его потомков, то в западной половине их господствовала персидско-мусульманская культура, в восточной — уйгурская, образовавшаяся глав­ным образом под влиянием китайской цивилизации, в свя­зи с влиянием буддийских и христианских (несториан-ских) религиозных идей. Ислам ко времени монгольского завоевания уже достиг господства в Мавераннахре, в за­падной части Кашгарии, в Семиречье и в Кульджинском крае; но даже на мусульманских тюрков, находившихся под властью династии Караханидов, продолжала оказы­вать влияние китайско-уйгурская цивилизация, как видно уже из желания Караханидов носить титул Табгач-ханов или „царей Сина", т. е. китайских императоров. Уйгуры, остававшиеся верными буддизму или несторианству, считались самыми непримиримыми врагами ислама. Соперничество между уйгурами и мусульманами, существовавшее и в Персии, и в Средней Азии, где силы обеих партий были равны, проявлялось с особой силой и в конце кон­цов неминуемо должно было привести к распадению государства, которое и произошло около половины XIV в. Взаимодействие обеих культур было настолько сильно, что ни в одной из двух половин чагатайского улуса не оказалось возможным исключительное преобладание одного элемента; в западной половине наряду с арабским алфавитом продолжал употребляться уйгурский, и до самого конца XV в. мы находим при дворе Тимуридов уйгурских писцов; с другой стороны, ханы восточной половины приняли ислам и постепенно распространили его среди своего народа. Тем не менее разница между западной и восточной частью Средней Азии была настолько велика, что даже Тимур, присоединивший Персию к своим владениям и посадивший в Золотой Орде своего ставленника, не мог восстановить единства чагатайского государства; до конца жизни ему не удалось прочно утвердить свою власть в Восточном Туркестане и соседних областях».

http://rikonti-khalsivar.narod.ru/Sultanov02.htm

Offline Borovik

  • Posts: 7251
  • Gender: Male
« Reply #248on: April 13, 2015, 16:01 »
Кстати, в аблативе только жүригимдин. Притяжательный суффикс -им ассимилирует в обе стороны, выражаясь по-простому :) Очень интересно. Жүриг<-им->дин
-дин - это штатный вид элатива в уйгурском, разве нет? Говорить здесь о прогрессивной ассимиляции ИМХО нет резона

Offline Mercurio

  • Posts: 5708
  • Gender: Male
  • Aliis inserviendo ipse consumor...
« Reply #249on: April 13, 2015, 16:02 »
Вообще-то да, сам только что понял. Пардон.
𐌰𐍄𐍄𐌰 𐌿𐌽𐍃𐌰𐍂 𐌸𐌿 𐌹𐌽 𐌷𐌹𐌼𐌹𐌽𐌰𐌼,
𐍅𐌴𐌹𐌷𐌽𐌰𐌹 𐌽𐌰𐌼𐍉 𐌸𐌴𐌹𐌽
𐌵𐌹𐌼𐌰𐌹 𐌸𐌹𐌿𐌳𐌹𐌽𐌰𐍃𐍃𐌿𐍃 𐌸𐌴𐌹𐌽𐍃
𐍅𐌰𐌹𐍂𐌸𐌰𐌹 𐍅𐌹𐌻𐌾𐌰 𐌸𐌴𐌹𐌽𐍃
𐍃𐍅𐌴 𐌹𐌽 𐌷𐌹𐌼𐌹𐌽𐌰 𐌾𐌰𐌷 𐌰𐌽𐌰 𐌰𐌹𐍂𐌸𐌰𐌹
𐌷𐌻𐌰𐌹𐍆 𐌿𐌽𐍃𐌰𐍂𐌰𐌽𐌰 𐌸𐌰𐌽𐌰 𐍃𐌹𐌽𐍄𐌴𐌹𐌽𐌰𐌽 𐌲𐌹𐍆 𐌿𐌽𐍃 𐌷𐌹𐌼𐌼𐌰 𐌳𐌰𐌲𐌰

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: