Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Позитивизм и верифицируемость

Автор Ngati, мая 13, 2011, 17:45

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Квас

equidem nego id quo nihil maius cogitari potest uel in intellectu esse. ipse enim hoc mente fingere nequeo neс quemquam id effici existimo; si autem quis dicet se rem illam clarissime animo fingere, ei fortasse non credam. neque insipiens de quo dixit Anselmus illud ipsum intellegebat, sed definitionem tantum. nempe est differentia inter definitionem et id ipsum quod definitur.

Не мог не вымахнуться и не написать по-латински. :) Смысл претензии такой: «безумец» понимает само определение, но в его представлении (in intellectu 8-)) не существует того, что это определение означает. И ни у кого не существует. Таким образом, с этим:
Цитироватьв уме есть нечто, больше чего нельзя ничего себе представить, так как когда он слышит это (выражение), он его понимает, а всё, что понимается, есть в уме.
не могу согласиться.
Пишите письма! :)

Toivo

Цитата: Квас от мая 16, 2011, 12:41
Смысл претензии такой: «безумец» понимает само определение, но в его представлении (in intellectu 8-)) не существует того, что это определение означает. И ни у кого не существует. Таким образом, с этим:
Цитироватьв уме есть нечто, больше чего нельзя ничего себе представить, так как когда он слышит это (выражение), он его понимает, а всё, что понимается, есть в уме.
не могу согласиться.
Я не совсем понимаю, где именно в доказательстве Ансельма содержится выделенное мной утверждение, поэтому не могли бы Вы его пояснить? И чем именно Вас не устраивает приведённая Вами цитата? По-моему она довольно очевидна.

Квас

Цитата: Toivo от мая 16, 2011, 14:49
Цитата: Квас от мая 16, 2011, 12:41
Смысл претензии такой: «безумец» понимает само определение, но в его представлении (in intellectu 8-)) не существует того, что это определение означает. И ни у кого не существует. Таким образом, с этим:
Цитироватьв уме есть нечто, больше чего нельзя ничего себе представить, так как когда он слышит это (выражение), он его понимает, а всё, что понимается, есть в уме.
не могу согласиться.
Я не совсем понимаю, где именно в доказательстве Ансельма содержится выделенное мной утверждение, поэтому не могли бы Вы его пояснить? И чем именно Вас не устраивает приведённая Вами цитата? По-моему она довольно очевидна.

Выделенное не Ансельма, а моё aduersus Anselmum. У Ансельма прямо противоположное:

Цитировать
Convincitur ergo etiam insipiens esse vel in intellectu aliquid quo nihil maius cogitari potest, quia hoc cum audit intelligit, et quidquid intelligitur in intellectu est.

Цитата чем не устраивает: то самое, чего больше нельзя помыслить, не существует ни того безумца in intellectu, у меня. Существует только определение. Но определение и определяемый объект — разные вещи.
Пишите письма! :)

Toivo

Цитата: Квас от мая 16, 2011, 17:59
Цитата: Toivo от мая 16, 2011, 14:49
Цитата: Квас от мая 16, 2011, 12:41
Смысл претензии такой: «безумец» понимает само определение, но в его представлении (in intellectu 8-)) не существует того, что это определение означает. И ни у кого не существует. Таким образом, с этим:
Цитироватьв уме есть нечто, больше чего нельзя ничего себе представить, так как когда он слышит это (выражение), он его понимает, а всё, что понимается, есть в уме.
не могу согласиться.
Я не совсем понимаю, где именно в доказательстве Ансельма содержится выделенное мной утверждение, поэтому не могли бы Вы его пояснить? И чем именно Вас не устраивает приведённая Вами цитата? По-моему она довольно очевидна.
Выделенное не Ансельма, а моё aduersus Anselmum. У Ансельма прямо противоположное:
Цитировать
Convincitur ergo etiam insipiens esse vel in intellectu aliquid quo nihil maius cogitari potest, quia hoc cum audit intelligit, et quidquid intelligitur in intellectu est.
Цитата чем не устраивает: то самое, чего больше нельзя помыслить, не существует ни того безумца in intellectu, у меня. Существует только определение. Но определение и определяемый объект — разные вещи.
Цитата: Но, конечно, этот же самый безумец, слыша, как я говорю: «Нечто, больше чего нельзя ничего себе представить», – понимает то, что слышит; а то, что он понимает, есть в его уме (in intellectu), даже если он не имеет в виду, что такая вещь существует (si nоn intelligat illud esse).
По-моему логика такова: человек слышит, что ему говорят, и слыша, воспринимает услышанное не как бессмысленный набор звуков, но как фразу, смысл имеющую. А раз для него она имеет смысл, то значит он её понимает, а раз он её понимает, то она есть в его уме. Вроде всё логично...

Квас

Цитата: Toivo от мая 16, 2011, 21:01
По-моему логика такова: человек слышит, что ему говорят, и слыша, воспринимает услышанное не как бессмысленный набор звуков, но как фразу, смысл имеющую. А раз для него она имеет смысл, то значит он её понимает, а раз он её понимает, то она есть в его уме. Вроде всё логично...

Определение Бога — в уме. Понятие о Боге — не в уме. Бог ≠ определение Бога.
Пишите письма! :)

Toivo

Цитата: Квас от мая 16, 2011, 21:12
Цитата: Toivo от мая 16, 2011, 21:01
По-моему логика такова: человек слышит, что ему говорят, и слыша, воспринимает услышанное не как бессмысленный набор звуков, но как фразу, смысл имеющую. А раз для него она имеет смысл, то значит он её понимает, а раз он её понимает, то она есть в его уме. Вроде всё логично...
Определение Бога — в уме. Понятие о Боге — не в уме. Бог ≠ определение Бога.
Абсолютно верно. Но есть одна маленькая корректировка: для того чтобы вещь была включена в мышление, она должна быть вербализована, иначе для мышления её как бы и не существует. Мы мыслим Бога посредством вербализации-определения. Мыслить Бога непосредственно невозможно с точки зрения религии.

Квас

Цитата: Toivo от мая 16, 2011, 21:21
Мы мыслим Бога посредством вербализации-определения.

an dicis nos cum Dei definitionem cogitamus id cogitare quo nihil maius cogitari potest?

Вы хотите сказать, что мысля определение Бога, мы мыслим то, больше чего нельзя помыслить? :eat:

Offtop
(Включение латыни в наш схоластический разговор удвоило получаемое удовольствие. :))
Пишите письма! :)

Toivo

Цитата: Квас от мая 16, 2011, 21:26
Цитата: Toivo от мая 16, 2011, 21:21
Мы мыслим Бога посредством вербализации-определения.
an dicis nos cum Dei definitionem cogitamus id cogitare quo nihil maius cogitari potest?
Вы хотите сказать, что мысля определение Бога, мы мыслим то, больше чего нельзя помыслить? :eat:
Мы мыслим не определение Бога, но мы мыслим Бога посредством определения. Определение - инструмент, включающий вещь в мышление.
Offtop
Цитата: Квас от мая 16, 2011, 21:26
(Включение латыни в наш схоластический разговор удвоило получаемое удовольствие. :))
Эх, жаль я латынь не понимаю...

Квас

Цитата: Toivo от мая 16, 2011, 21:34
Мы мыслим не определение Бога, но мы мыслим Бога посредством определения. Определение - инструмент, включающий вещь в мышление.

Обман трудящихся. Предположим, я не читал «Золотого телёнка». «Что это за роман, ,,Золотой телёнок‟?» — спрашиваю я вас. «Продолжение ,,Двенадцати стульев‟»,— отвечаете вы. Определение дано? Да, и вполне корректно, потому что «Двенадцать стульев» имеют единственное продолжение. Стал ли роман существовать у меня в мыслях, в представлении? Нет, мне надо его прочитать.

Цитата: Toivo от мая 16, 2011, 21:34
Эх, жаль я латынь не понимаю...

Ну я же на вернакулярном языке повторяю. :)
Пишите письма! :)

Toivo

Цитата: Квас от мая 16, 2011, 22:09
Цитата: Toivo от мая 16, 2011, 21:34
Мы мыслим не определение Бога, но мы мыслим Бога посредством определения. Определение - инструмент, включающий вещь в мышление.
Обман трудящихся. Предположим, я не читал «Золотого телёнка». «Что это за роман, ,,Золотой телёнок‟?» — спрашиваю я вас. «Продолжение ,,Двенадцати стульев‟»,— отвечаете вы. Определение дано? Да, и вполне корректно, потому что «Двенадцать стульев» имеют единственное продолжение. Стал ли роман существовать у меня в мыслях, в представлении? Нет, мне надо его прочитать.
Вы можете мыслить непосредственно сам роман - для этого надо его прочитать, а можете мыслить его же через определение. С Богом примерно то же самое, единственное отличие в том, что мы не можем его "прочитать", т.е. мыслить непосредственно, мы вынуждены включать его в мышление посредством определений. И в этом нет никакого обмана трудящихся, Вы сами можете видеть насколько мáло определение может рассказать о сути вещи даже на примере таких простых вещей...

Квас

Но ведь очевидно, что можно помыслить кучу вещей, больших, чем определение Бога! Поэтому с этим
Цитировать
Значит, убедится даже безумец, что хотя бы в уме есть нечто, больше чего нельзя ничего себе представить...
я не могу согласиться.
Пишите письма! :)

Toivo

Цитата: Квас от мая 16, 2011, 22:34
Но ведь очевидно, что можно помыслить кучу вещей, больших, чем определение Бога! Поэтому с этим
Цитировать
Значит, убедится даже безумец, что хотя бы в уме есть нечто, больше чего нельзя ничего себе представить...
я не могу согласиться.
Так ведь мыслить определение Бога и мыслить Бога посредством определения - это разные вещи!
В первом случае мы непосредственно мыслим вещь, во втором - посредством вещи мыслим иную вещь.

Квас

Пишите письма! :)

Toivo

Цитата: Квас от мая 16, 2011, 22:39
Цитата: Toivo от мая 16, 2011, 22:37
посредством вещи мыслим иную вещь.
Это превыше моего понимания.
Аналогия: я не могу помыслить тессеракт непосредственно, но я могу помыслить тессеракт посредством определения тессеракта.

Квас

Непонятно всё равно. С другой стороны, если я не понимаю доказательства, но прочитал его, то я его мыслю посредством изложения, поэтому всё вроде как ОК. ;D

Если я скажу: «Пусть N — наибольшее натуральное число»,— что вы мыслите посредством этого определения?
Пишите письма! :)

Toivo

Цитата: Квас от мая 16, 2011, 23:38
Если я скажу: «Пусть N — наибольшее натуральное число»,— что вы мыслите посредством этого определения?
Наибольшее натуральное число. Поскольку его не существует, непосредственно мыслить я его не могу.

basta

Toivo, сдавайтесь. ваш ход со словом "помыслить" изначально туфта. оно не термин.

Toivo

Цитата: basta от мая 17, 2011, 06:21
Toivo, сдавайтесь. ваш ход со словом "помыслить" изначально туфта. оно не термин.
Сдаваться? Когда до меня наконец-то в полной мере дошла логика доказательства?
Не знаю даже какой бы такой пример привести, раз примеры с "Золотым телёнком", тессерактом и наибольшим натуральным числом Вам неочевидны...
Ну вот давайте возьмём известную фразу: "Бесцветные зелёные мысли яростно спят". Каждое слово в этой фразе содержит известный Вам смысл. Эти слова связаны посредством различных видов грамматической связи, смысл которой Вам также понятен (Вы, к примеру, понимаете, что "зелёные" - это характеристика "мыслей", а "яростно" - характеристика действия "спят"). На основании того, что Вы понимаете смысл каждого отдельного слова и смысл всех связей между словами мы делаем вывод, что Вы понимаете всю фразу, т.к. чисто формально в ней больше ничего нет (быть может в этом месте господа лингвисты меня поправят). Да, то что описано этой фразой, не существует в силу противоречия, но как Вы могли бы сказать, что описанное не существует, если бы не понимали, что описано? А Вы говорите, а значит и понимаете.

maristo

Бог входит в картину субъективного восприятия и был когда-то вербализован потому, что это архетип. Только представлен он был не как психологический элемент, а как что-то внешнее. Это было свойственно древним людям. Архетип есть, интерпретация тоже есть, но это не значит, что в действительности существует независимое содержание допотопного понятия.
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

Awwal12

Цитата: maristo от мая 17, 2011, 08:04
Бог входит в картину субъективного восприятия и был когда-то вербализован потому, что это архетип. Только представлен он был не как психологический элемент, а как что-то внешнее. Это было свойственно древним людям.
"Психология - не наука" (с) Нгати
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

maristo

Цитата: Awwal12 от мая 17, 2011, 08:22
Цитата: maristo от мая 17, 2011, 08:04
Бог входит в картину субъективного восприятия и был когда-то вербализован потому, что это архетип. Только представлен он был не как психологический элемент, а как что-то внешнее. Это было свойственно древним людям.
"Психология - не наука" (с) Нгати

Психология становящаяся наука. Религия не нужна.
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

Toivo

Цитата: maristo от мая 17, 2011, 08:04
Бог входит в картину субъективного восприятия и был когда-то вербализован потому, что это архетип. Только представлен он был не как психологический элемент, а как что-то внешнее. Это было свойственно древним людям. Архетип есть, интерпретация тоже есть, но это не значит, что в действительности существует независимое содержание допотопного понятия.
Ну вот зачем изгаляться и нагромождать друг на друга маловразумительные термины вроде "субъективного восприятия", "архетипа", "психологического элемента" и "независимого содержание допотопного понятия"? Вы все из них можете внятно объяснить?

maristo

Цитироватьмаловразумительные термины

Вполне понятные термины. Даже википедийной статьи хватит, чтобы понять их суть.
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

Awwal12

Цитата: maristo от мая 17, 2011, 08:33
Психология становящаяся наука.
Научного метода пока в ней как-то маловато, такшта...
Цитата: maristo от мая 17, 2011, 08:33
Религия не нужна.
Была бы не нужна - её бы не было.  :green:
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

maristo

ЦитироватьНаучного метода пока в ней как-то маловато, такшта...

Я же сказал "становящаяся", это не значит что бесполезная. На уровне ботаники.

ЦитироватьБыла бы не нужна - её бы не было.

Так же нужна как водка или героин. В системе общества она играет роль, только вот к познанию окружающего мира это имеет маленькое отношение.
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр