Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Туран

Автор Jeyhani, февраля 24, 2011, 13:46

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Jeyhani

Iskandar, не могли бы Вы сказать, есть ли какая-нибудь связь между авестийским «tūirya» (брат отца, дядя) > «*(p)tǝrvya» > др.-иран. «*ftūrya-»/«*ptŗvya» > «*pitar-» (отец), и «tūirya» – авестийским названием туров-туранцев?
Ав. «tūirya», др.-иран. «*ftūrya-» в класс. перс.-тадж. превратилось в «афдар» (افدر), шугн. «fǝtūr» - «дядя по отцу» (в Шугнане бытует имя собст. Фитур, самым известным носителем которого был Шофитур Мухаббатшозода, первый советский учитель на Памире).

Не намекает ли название туров на их двоюродную связь с авестийскими ариями через родство их эпонимов Тура и Эраджа?

Iskandar

Обычно всё-таки выводят из tūra- "сильный". Типология этнонима "двоюродные братья" странна.

Интересно, что ни в каких независимых от Авесты источниках, насколько я понимаю, о туранцах ничего неизвестно. В списке Фарвардин-яшта и жизнеописаниях Заратуштры упоминаются люди с эпонимом "тура", и часто это вполне себе праведники или относительно нейтральные персонажи.

Цитата: Jeyhani от февраля 24, 2011, 13:46
в Шугнане бытует имя собст. Фитур, самым известным носителем которого был Шофитур Мухаббатшозода, первый советский учитель на Памире

Ого! Собственно памирская антропонимия, оказывается, существует...

Jeyhani

В том то и дело, что такие авторитетные источники как Schmitt, Rüdiger. Compendium Linguarum Iranicarum, 1989. перевод на персидский язык под ред. Хасана Резаи-Багбиди. — Тегеран: «Какнус», 1382 г. / 2004 г. ISBN 964-311-403-1  (перс.) и Hasandust, Mohammad. An etymological dictionary of Persian language. Tehran: Iranian Academy of Persian language and literature, 2004. ISBN 964-7531-28-1. Vol. I (перс.) указывают на общий корень др.-иран. «*ftūrya-»/«*ptŗvya» для авест. «tūirya» (дядя) и «tūirya» (туры-туранцы). И не все туры были врагами ариев. Вспомним род Фрияна.

Что касается собственной памирской антропонимии, то от нее сохранилось очень малое. Типа и.с. Бижравдеж, Галчабек и т.п., которые уже давно не пользуются.   

Iskandar

Цитата: Jeyhani от февраля 25, 2011, 10:23
указывают на общий корень др.-иран. «*ftūrya-»/«*ptŗvya» для авест. «tūirya» (дядя) и «tūirya» (туры-туранцы).

Как вы представляете типологию? Разве что "члены фратрии" какой-то. Я не знаю такого рода этнонимов. Обычно племена характеризуют себя как чьих-то сыновей, а не братьев.

Цитата: Jeyhani от февраля 25, 2011, 10:23
И не все туры были врагами ариев. Вспомним род Фрияна.

Собственно о как таковой вражде между ариями и туранцами в Авесте ни слова. Отдельные туранцы - враги (Франграсьяна), отдельные - друзья (Фрьяна), третьи - вообще просто часть антропонимического ландшафта жизни Заратуштры (не вспомню сейчас точно имени).

Jeyhani

Цитата: Iskandar от февраля 25, 2011, 10:31
Как вы представляете типологию? Разве что "члены фратрии" какой-то. Я не знаю такого рода этнонимов. Обычно племена характеризуют себя как чьих-то сыновей, а не братьев.

Iskandar, благодарю за тему.
Этноним «тур» впервые зафиксирован в «Авесте» в двух формах: более древняя «tūiriianąm» (наряду с этнонимами ариев (авест. «airiianąm») и саиримов (авест. «sairimanąm»)) и более поздняя «tūra» («tūr»). «Тура» - экзоним ариев-‎‎кочевников, самоназвание которых — саки.
Учитывая то, что термин «*ari̯a-» в древнюю эпоху был основным надплеменным этнонимом, обозначавшим у индоиранских народов совокупность племён, с которыми они ощущали родство и непосредственную этническую связь, то можно предположить, что «tūra», как производное от др.-иран. «*ftūrya-»/«*ptŗvya» (что надо еще доказать или опровергнуть), тоже указывало на близкое – двоюродное родство.
Одним словом, если «*ari̯a-» означало «свой/свои», то «tūra» могло означать что-то типа «братья наши меньшие», только не в «приматном» значении :green:.
Тем более, что древние племена называли себя по принципу этнического противопоставления типа «мы – они», «свои – чужие», «наши – не наши», и к тому же самоназвания племен в древности практически означали одно и то же – «человек», «люди», «народ». Выглядит вполне логичным, если какое-то племя наречет своих соседей-родственников «двоюродными братьями», помня об этнических связях более древних эпох. Скорее всего, именно по исторической памяти и придумали трех сыновей Фаридуна, которые и стали мифическими эпонимами иранцев, туранцев и сарматов. Как-то так.


Цитата: Iskandar от февраля 25, 2011, 10:31
Обычно всё-таки выводят из tūra- "сильный"...

Что касается tūra- "сильный", то такое значение приведено и в «Шахнаме» Фирдоуси в «Сказании о делении Фаридуном мира между сыновьями», где собственно впервые и появляется «Тур» как имя собственное. Испытав сыновей "на вшивость", Фаридун изрек:

Вуро Тур хонем, шери далер,         [Наречем его Туром, львом бесстрашным,]
Куҷо жандапилаш наёрад ба зер.   [Кого слон боевой не опрокинет назем] - (подстрочный корявый перевод - мой)

Художественно-литературный перевод:
Зовись же ты именем Тура, о лев!
Свирепых слонов сокрушил бы твой гнев.

Как-то мне не верится, что «авестийские» арии, узурпировавшие самоназвание всех индоиранских народов по праву сильного, могли назвать племена ариев-кочевников, которых они не очень-то и любили по объективным причинам, «сильными». Т.е. признавали «туров» «сильнее», а значит и лучше себя. А как же тогда их «благородство», «правоведность» и т.д.?     

Iskandar

Цитата: Jeyhani от февраля 26, 2011, 02:55
«Тура» - экзоним ариев-‎‎кочевников, самоназвание которых — саки.

Ну вообще говоря это экстраполяция и для авестийских времён совсем не факт.

Цитата: Jeyhani от февраля 26, 2011, 02:55
Выглядит вполне логичным, если какое-то племя наречет своих соседей-родственников «двоюродными братьями», помня об этнических связях более древних эпох. Скорее всего, именно по исторической памяти и придумали трех сыновей Фаридуна, которые и стали мифическими эпонимами иранцев, туранцев и сарматов.

Может, нам это и покажется логичным, но таких этнонимов, даже "экзо", никогда не существовало.

Цитата: Jeyhani от февраля 26, 2011, 02:55
Как-то мне не верится, что «авестийские» арии, узурпировавшие самоназвание всех индоиранских народов по праву сильного,

Почему "по праву сильного"? У аланов они что-то отняли?

Цитата: Jeyhani от февраля 26, 2011, 02:55
могли назвать племена ариев-кочевников, которых они не очень-то и любили по объективным причинам, «сильными». Т.е. признавали «туров» «сильнее», а значит и лучше себя.

Например, лексема "богатырь" присутствует в этнонимах персов, парфян и пуштунов.

Awwal12

Цитата: Iskandar от февраля 25, 2011, 10:31
Я не знаю такого рода этнонимов. Обычно племена характеризуют себя как чьих-то сыновей, а не братьев.
Если только это не экзоним.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Jeyhani

Цитата: Iskandar от февраля 26, 2011, 17:24
Почему "по праву сильного"? У аланов они что-то отняли?

Потому что, приняв учение Зартушта, объявили себя "истинными ариями", в прямом значении этнонима :green: Остальных ариев за своих уже не считали.   

Цитировать
Например, лексема "богатырь" присутствует в этнонимах персов, парфян и пуштунов.

Вот с этого момента поподробнее, пожалуйста. Имеешь в виду "пахлаван"? Или "бокастый"?

Spitamaneh

Наши дорогие - "Товарищцы", которые больны "пантюркизмом головного мозга", все уже для себя решили!

Iskandar

Цитата: Jeyhani от февраля 26, 2011, 17:47
Потому что, приняв учение Зартушта, объявили себя "истинными ариями", в прямом значении этнонима :green: Остальных ариев за своих уже не считали.

Во-первых, совсем не из-за этого.
Во-вторых, аланам это нисколько не мешало.

Цитата: Jeyhani от февраля 26, 2011, 17:47
Вот с этого момента поподробнее, пожалуйста. Имеешь в виду "пахлаван"? Или "бокастый"?

Почему или?

Jeyhani

Цитата: Iskandar от февраля 26, 2011, 22:37
Во-первых, совсем не из-за этого.
Во-вторых, аланам это нисколько не мешало.
Аланам вообще ничего не мешало, так как их предки, не признавшие Бога Зартушта (по мнению В. Абаева), постепенно ушли из Турана на Запад.

Цитата: Iskandar от февраля 26, 2011, 22:37
Почему или?

Потому что под "пахлаванами" я подразумевал парфян, этноним которых возводят к названию Парфии: Pahlav -> Paθrav -> Parθava -> *parśavā -> *parśṷ(a)-, откуда и перс с пуштуном и бок (پهلو), а еще и ребра (по-таджикски пахлу и парак). По этой теории мидяне были "центральными", а персияне - "боковыми".

Названия каких еще индоиранских племен имеют сходное происхождение, Iskandar?

Iskandar

Цитата: Jeyhani от февраля 26, 2011, 23:38
По этой теории мидяне были "центральными", а персияне - "боковыми".

Перечисленные выше этнонимы имеют несомненно "богатырскую" семантику. Теория о "середине" и "украинах" выглядит тоже шаткой. Это мы видим древние народы на карте, среднему носителю древнего этнонима было глубоко безразлично взаимное расположение разных иранских народов, свой кусок земли он привычно считал Центром Мира.

А вот придумывать себе эпитеты, восхваляющие собственную силу, это довольно типично.

Jeyhani

Совершенно согласен с тобой, Iskandar. Не я автор теории о "середине" и "украинах". Хотя у арии изначально считали себя пупом Земли: семь каршваров с Хванирасом в центре не мной придумано.

Вот что интересно: мы сегодня называем некоторые государства "братскими, дружескими, дружественными" и проч. дипломатическим словоблудием. Было ли принято в древности называть соседнее племя/народ "братским, дружеским" и т.д.? Что наша древнеиранская мифология на это отвечает?   

Правильно

Цитата: Jeyhani от февраля 24, 2011, 13:46
есть ли какая-нибудь связь между авестийским «tūirya» (брат отца, дядя) > «*(p)tǝrvya» > др.-иран. «*ftūrya-»/«*ptŗvya» > «*pitar-» (отец), и «tūirya» – авестийским названием туров-туранцев?

Нет, этимология явно ложная. Тем более как я понимаю там должно быть <, а не >/
Cр.
Цитироватьτύραννα
1)   (sc. ἔργα) царские дела: τύραννα δρᾶν Soph. поступать как царь, т. е. обладать царской властью;
2)   (sc. δώματα) царский дворец Eur.

Буквально, тоже что царские скифы.

Правильно

Цитата: Jeyhani от февраля 26, 2011, 02:55
Этноним «тур» впервые зафиксирован в «Авесте» в двух формах: более древняя «tūiriianąm» (наряду с этнонимами ариев (авест. «airiianąm») и саиримов (авест. «sairimanąm»)) и более поздняя «tūra» («tūr»). «Тура» - экзоним ариев-‎‎кочевников, самоназвание которых — саки.

сюда же ἑταϜῖρος "товарищ, собутыльник", слав. русс. товарищ. из ие. tau̯-Hr/t - народ, с суффиксом > "одного народа"

То есть буквально, изначально, сотоварищи > царский народ
глава товарищества > вождь своего народа > царь

Jeyhani

В том то и дело, что в иранской мифологии Ирадж - эпоним ариев-иранцев и Тур - эпоним туров-туранцев (а также Салм - эпоним сарматов) - братья единокровные (однородные), т.е. от одного отца, но разных матерей. Причем их матери тоже были родными сестрами. Мифология, конечно, не генетика, однако родство авестийских ариев и туров теперь не оспаривается исследователями. Конечно не все поданные Ираджа и Тура были их прямыми потомками, но мифология могла превратить их поданных двоюродными братьями в последующих поколениях. По "Шахнаме" Манучехр - потомок Ираджа, лично отомстил Туру и Салму за смерть прадеда, твердо зная, что мстит своим же дядям. А родство на Востоке, как известно, не забывается. Даже если между родственниками пролита кровь...   


Правильно

Ну языки были близкими отсюда и родство. А понятие товарищ = "одного народа", тоже как то обозначает не чужих людей. Ну и наконец скифы, т.е. самоэтноним саки этимологизируется как товарищи, союзники ср. лат. soci-
Цитироватьsocius, i m
1) товарищ, спутник (s. consiliorum Pl); сообщник, соучастник (s. belli C); компаньон (rei pecuniariae C): s. sanguinis (или generis) O кровный родственник или брат; s. culpae C сообщник; s. regni C соправитель; s. tori O супруг;
2) союзник (populi Romani C): socii et nomen Latinum Sl италийские союзники и латиняне; bellum sociorum C война с союзниками;
и socio, socia...

Iskandar

Цитата: Правильно от марта  3, 2011, 12:56
саки этимологизируется как товарищи, союзники ср. лат. soci-

Ещё немного этого фэйспалма, и тема благополучно уедет в псевду.
Не нужно здесь подтверждать этого фантазёра.

Jeyhani

Цитата: Iskandar от марта  3, 2011, 18:54
Цитата: Правильно от марта  3, 2011, 12:56
саки этимологизируется как товарищи, союзники ср. лат. soci-

Ещё немного этого фэйспалма, и тема благополучно уедет в псевду.
Не нужно здесь подтверждать этого фантазёра.

چون نیافتیم حقیقت، ره افسانه زدیم...

ИЕ

Цитата: Iskandar от марта  3, 2011, 18:54
Цитата: Правильно от марта  3, 2011, 12:56
саки этимологизируется как товарищи, союзники ср. лат. soci-
Ещё немного этого фэйспалма, и тема благополучно уедет в псевду.
Не нужно здесь подтверждать этого фантазёра.

Может и не нужно, но в скр. им.п.ед.ч. sakhā "товарищ", основа sakhai-  ;up:

Ученье свет, а неученых тьма! Прежде чем выдумывать свое, познай чужое.

Iskandar

Да, а в др.ир. *s > h, но правильному и "ИЕ" п.х.

ИЕ

Цитата: Iskandar от марта 26, 2011, 20:30
Да, а в др.ир. *s > h, но правильному и "ИЕ" п.х.

Так то оно так, но не забываете что самоназвания этносов имеют всегда крайне архаичный вид. При этом используются те формы, что уже тысячу, или больше, лет как мертвы. В большинстве случаев, они настолько старые, или диалектные, или даже заимствованны из других языков, что  :donno:
Ученье свет, а неученых тьма! Прежде чем выдумывать свое, познай чужое.


Jeyhani

Достопочтенный Iskandar, не подскажете, в каком именно источнике на тюркских языках впервые упоминается Туран, в какой форме и с каким содержанием?

Iskandar

 :donno: Ну уж явно не в орхоно-енисейских памятниках...
А вся остальная тюркская литература вторична по отношению к персидской, что это может показать?

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр