Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Мы булгары, а не татары!

Автор ПРОВІД, июня 14, 2009, 14:20

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Rashid Jawba

А нельзя тупо составить список арабо-фарсизмов в чув. и тат. и так же тупо сравнить.
Отсечь тат. соответствия /суть заимствования/, и останутся.... заимствования булгарского периода /?/.
Тут можно и без академиков обойтись - Жендосо составит, snn поправит.
/ваш дуэт мне представляется весьма перспективным:-) /
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Zhendoso

Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Agabazar

Цитата: snn от марта 24, 2014, 09:48
Цитата: Agabazar от марта 24, 2014, 08:27
Носителями языка были все наши предки вплоть до того момента, когда этого языка ещё не было.
Это Вы про какой язык?
Это неважно. Уж точно наши, ваши, их предки безъязыкими "Маугли" не были. (Говоря "вплоть до того момента" я имею в виду обратный отсчёт по времени).
Цитата: snn от марта 24, 2014, 09:51
Цитата: Zhendoso от марта 23, 2014, 23:13
Если под "сложением" понимать окончание культурно-языковой экспансии на соседей, то для чувашей - это взятие Казани Иваном IV, для татар - середина XIX века.
Вы поспешили с чувашами. После взятия Казани началось заселение южных и восточных районов современной Чувашии. Сформировалась этногруппа низовых чувашей — анатри, которая имеет свои особенности в антропологии, языке, культуре.
Смысл здесь "культурно-языковая экспансия". После взятия Казани чуваши, да, правильно говорите, что-то ещё осваивали. Пространство, то есть. Но в эти же годы исчезли Приказанско-Заказанская, Присвияжская и Чепецкая группы чувашей. "Плюс" и "Минус" в сумме дают нуль.

Zhendoso

Цитата: Rashid Jawba от марта 24, 2014, 12:27
Отсечь тат. соответствия /суть заимствования/, и останутся.... заимствования булгарского периода /?/
К сожалению, отсечь татарские соответствия во многих случаях будет весьма сложно из-за того, к примеру, что татарский вокализм развивался сходно с чувашским за исключением пары моментов.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Rashid Jawba

Цитата: Zhendoso от марта 24, 2014, 12:37
Цитата: Rashid Jawba от марта 24, 2014, 12:27
Отсечь тат. соответствия /суть заимствования/, и останутся.... заимствования булгарского периода /?/
К сожалению, отсечь татарские соответствия во многих случаях будет весьма сложно из-за того, к примеру, что татарский вокализм развивался сходно с чувашским за исключением пары моментов.
Это понятно. Разделите на 3 группы: несомненно тат., чув. и сомнительные - вот здесь и порезвимся.
/А вообще я, хоть и очень медленно- в силу неграмотности и врожденной тупости, подхожу к теме КБ - чув., т.е. общебулгарских, параллелей. Эта тема исследовалась, но, на мой взгляд, недостаточно./
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Zhendoso

Неприятным моментом, из-за которого трудно будет различить чувашские  арабо-фарсизмы от татарских является то, что они (вместе с некоторыми стандартотюркизмами, н-р, в системе личных имен, религиозной терминологии), по видимому, в прошлом образовывали в чувашском языке особую подсистему (подобно нынешним русизмам), не слишком подчинявшуюся  законам фонетического развития. В чувашском, н-р, есть неадаптированные стандартотюркизмы, не найденные ни в одном татарском говоре (н-р, анка- "мучаться от голода или жажды"  ~ кирг. аңка- "проголодаться")
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Zhendoso

Н-р, еще лексема апăрша [abɨrʐa] "бедолага". Параллели имеются, н-р, в казахском - абырж- "растеряться, волноваться".
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Zhendoso

Причина существования иноязычных подсистем в том или ином языке, думаю, всем известна - стадия активного двуязычия.
PS То есть, я предполагаю, что в эпоху Казанского ханства значительная часть чувашей была, как минимум, двуязычна, владея помимо чувашского, еще и каким-то стандартнотюркским разговорным языком, сходным с современными ногайскими, и который, по-видимому, в то момент образовывал в чувашском собственную подсистему варваризмов (аналогично современной русской).
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Zhendoso

средн. низ. диал. пас (<ног. bas "голова, главный, начальный") пÿрне - большой палец.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

snn

Цитата: Zhendoso от марта 24, 2014, 10:56
Цитата: snn от марта 24, 2014, 10:30
Вот про суть как раз и хотелось бы академических трудов.
Открой любое описание чувашского языка в сравнении со стандартнотюркскими и вопросы отпадут. Понимаю, что учиться лень, но не знать о вторичном ротацизме в чувашском - это уж вообще ни в какие ворота.
Жендосо, речь идёт об академических трудах по данному вопросу, а о не любительских изысканиях.

snn

Цитата: Agabazar от марта 24, 2014, 12:31
Цитата: snn от марта 24, 2014, 09:48
Цитата: Agabazar от марта 24, 2014, 08:27
Носителями языка были все наши предки вплоть до того момента, когда этого языка ещё не было.
Это Вы про какой язык?
Это неважно. Уж точно наши, ваши, их предки безъязыкими "Маугли" не были. (Говоря "вплоть до того момента" я имею в виду обратный отсчёт по времени). [
Тогда  к чему Ваш исходный пост — не понятно.

snn

Цитата: Agabazar от марта 24, 2014, 10:32
Цитата: snn от марта 24, 2014, 09:46
Цитата: Agabazar от марта 24, 2014, 08:50

Не обязательно в православии. В религии. Вот привожу список людей в сети "вконтакте" с фамилией "Кебе". Те, кто с Ульяновска, имеют чувашское происхождение. Кебе<Кааба (арабск.).

Вы бы не спешили с выводами.
Вы бы — тоже.
Все эти чувашские Кебе родом с Цильнинского района Ульяновской области. С некоторыми из них (не из тех, что в списке) я был когда-то даже знаком. У них есть свои представления о происхождении фамилии.
А я и не спешу, господин Ака-базар... Я не торопыга. :)
Когда у нас была заселена чувашами Ульяновская область? А?

snn

Цитата: Agabazar от марта 24, 2014, 10:33
Цитата: snn от марта 24, 2014, 10:30
Вот про суть как раз и хотелось бы академических трудов.
Напишите сами.

Академические труды, по-моему, всё-таки имеются. Например, у М.Скворцова, который когда-то стажировался в Каирском университете, есть статья.
Я не фрик, увольте!
Это что же за статья такая у Скворцова? Покажите?

snn

Цитата: Agabazar от марта 24, 2014, 12:31
Цитата: snn от марта 24, 2014, 12:31
Цитата: Zhendoso от марта 23, 2014, 23:13
Если под "сложением" понимать окончание культурно-языковой экспансии на соседей, то для чувашей - это взятие Казани Иваном IV, для татар - середина XIX века.
Вы поспешили с чувашами. После взятия Казани началось заселение южных и восточных районов современной Чувашии. Сформировалась этногруппа низовых чувашей — анатри, которая имеет свои особенности в антропологии, языке, культуре.
Смысл здесь "культурно-языковая экспансия". После взятия Казани чуваши, да, правильно говорите, что-то ещё осваивали. Пространство, то есть. Но в эти же годы исчезли Приказанско-Заказанская, Присвияжская и Чепецкая группы чувашей. "Плюс" и "Минус" в сумме дают нуль.
Увольте меня от Вашей словесной эквилибристики! Я говорю о формировании этнографической группы низовых чувашей, а Вы на это вываливаете:
Цитировать"Плюс" и "Минус" в сумме дают нуль.
Ну любому же очевидно, что Вы уходите от ответа и забалтываете.

Zhendoso

Offtop
Цитата: snn от марта 24, 2014, 14:46
Жендосо, речь идёт об академических трудах по данному вопросу, а о не любительских изысканиях.
:fp: Если не знаешь элементарных сведений о чувашском языке, что ты делаешь в этой теме? Троллинг ныне не в почете, знаешь ли.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Zhendoso

Цитата: snn от марта 24, 2014, 14:55
Ну любому же очевидно, что Вы уходите от ответа и забалтываете.
Тебе все ясно объяснили. К моменту сложения низовых говоров чуваши уже прекратили культурно-языковую экспансию. Низовые чуваши - это результат территориальной экспансии средне-низовых, в основном, чувашей, подвергшихся на местах влиянию, в первую очередь, говоров западного диалекта татарского языка.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

snn

Цитата: Zhendoso от марта 24, 2014, 15:21
Цитата: snn от марта 24, 2014, 14:55
Ну любому же очевидно, что Вы уходите от ответа и забалтываете.
Тебе все ясно объяснили. К моменту сложения низовых говоров чуваши уже прекратили культурно-языковую экспансию. Низовые чуваши - это результат территориальной экспансии средне-низовых, в основном, чувашей, подвергшихся на местах влиянию, в первую очередь, говоров западного диалекта татарского языка.
Жендосо, а Вы забыли с чего началось?

snn

Цитата: Zhendoso от марта 24, 2014, 15:01
Offtop
Цитата: snn от марта 24, 2014, 14:46
Жендосо, речь идёт об академических трудах по данному вопросу, а о не любительских изысканиях.
:fp: Если не знаешь элементарных сведений о чувашском языке, что ты делаешь в этой теме? Троллинг ныне не в почете, знаешь ли.
Давайте без переходов на личности!
Вы изволили написать:
Мы булгары, а не татары!
Цитата: Zhendoso от марта 24, 2014, 08:53
Правда татарские филологи любят заявлять, что все чувашские арабо-фарсизмы происходят из татарского языка, совершенно игнорируя их фонетический облик. К примеру, чув. эрне/арня (<перс. ) "неделя, пятница" или мыскара (<араб.) "представление, веселье" и многие другие лексемы невозможно объяснить заимствованием из татарского.
Я Вас спросил, нет ли по теме академических трудов. Выяснилось, что академических трудов нет. Любительские фрикоизыскания меня не интересуют.

Agabazar

Цитата: snn от марта 24, 2014, 14:52
Цитата: Agabazar от марта 24, 2014, 10:33
Цитата: snn от марта 24, 2014, 10:30
Вот про суть как раз и хотелось бы академических трудов.
Напишите сами.

Академические труды, по-моему, всё-таки имеются. Например, у М.Скворцова, который когда-то стажировался в Каирском университете, есть статья.
Я не фрик, увольте!
Это что же за статья такая у Скворцова? Покажите?
<..> Я же сказал: есть у него такая статья! Уж ежели лень самостоятельно поискать данную статью, могли бы попросить и повежливее. Если вам она действительно нужна (В чём я —увы!—сильно сомневаюсь).

Zhendoso

Цитата: snn от марта 24, 2014, 15:34
Я Вас спросил, нет ли по теме академических трудов. Выяснилось, что академических трудов нет. Любительские фрикоизыскания меня не интересуют.
<..> совершенно не нужно быть фриком, чтобы утверждать, что процесс перехода интервокального межзубного ð>r (т.н. второй ротацизм) является маркером булгарского языка. Ко времени монгольского нашествия он был уже завершен (этот процесс неизвестен для ранних чувашских стандартотюркизмов). Поэтому, чтобы утверждать о том, что, к примеру, тот же чувашский эрне, арня "неделя, пятница" (не поленись посмотреть персидский источник) никак не мог быть  заимствован из стандартнотюркских языков, может себе позволить любой, хотя бы немного разбирающийся в исторической фонетике чувашского языка. Для этого вовсе не нужно быть "академиком". <..>
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

snn

Цитата: Zhendoso от марта 24, 2014, 15:54
Цитата: snn от марта 24, 2014, 15:34
Я Вас спросил, нет ли по теме академических трудов. Выяснилось, что академических трудов нет. Любительские фрикоизыскания меня не интересуют.
<..> совершенно не нужно быть фриком, чтобы утверждать, что процесс перехода интервокального межзубного ð>r (т.н. второй ротацизм) является маркером булгарского языка. Ко времени монгольского нашествия он был уже завершен (этот процесс неизвестен для ранних чувашских стандартотюркизмов). Поэтому, чтобы утверждать о том, что, к примеру, тот же чувашский эрне, арня "неделя, пятница" (не поленись посмотреть персидский источник) никак не мог быть  заимствован из стандартнотюркских языков, может себе позволить любой, хотя бы немного разбирающийся в исторической фонетике чувашского языка. Для этого вовсе не нужно быть "академиком". <..>
Жендосо, так значит, академических трудов по теме нет?
Вы изволите писать:
ЦитироватьПравда татарские филологи любят заявлять, что все чувашские арабо-фарсизмы происходят из татарского языка, совершенно игнорируя их фонетический облик. К примеру, чув. эрне/арня (<перс. ) "неделя, пятница" или мыскара (<араб.) "представление, веселье" и многие другие лексемы невозможно объяснить заимствованием из татарского.
Я Вас спросил о наличии академических трудов по данному вопросу. Меня интересует мнение профессионалов, а не любительские изыскания.

Y.R.P.

Цитата: Agabazar от марта 24, 2014, 15:53
Цитата: snn от марта 24, 2014, 14:52
Цитата: Agabazar от марта 24, 2014, 10:33
Цитата: snn от марта 24, 2014, 10:30
Вот про суть как раз и хотелось бы академических трудов.
Напишите сами.

Академические труды, по-моему, всё-таки имеются. Например, у М.Скворцова, который когда-то стажировался в Каирском университете, есть статья.
Я не фрик, увольте!
Это что же за статья такая у Скворцова? Покажите?
Я же сказал: есть у него такая статья! Уж ежели лень самостоятельно поискать данную статью, могли бы попросить и повежливее. Если вам она действительно нужна (В чём я —увы!—сильно сомневаюсь).
Уважаемый Agabazar, а Вы бы могли показать эту статью? Кстати, как она называется? Просто и в самом деле давать ссылки в таких дискуссиях есть признак хорошего тона.
Два марксиста на одном Роге не уживутся.

snn

Цитата: Agabazar от марта 24, 2014, 15:53
Цитата: snn от марта 24, 2014, 14:52
Цитата: Agabazar от марта 24, 2014, 10:33
Цитата: snn от марта 24, 2014, 10:30
Вот про суть как раз и хотелось бы академических трудов.
Напишите сами.

Академические труды, по-моему, всё-таки имеются. Например, у М.Скворцова, который когда-то стажировался в Каирском университете, есть статья.
Я не фрик, увольте!
Это что же за статья такая у Скворцова? Покажите?
Тоже мне "академик"! Вам до уровня  профессора М.Скворцова расти и расти. Я же сказал: есть у него такая статья! Уж ежели лень самостоятельно поискать данную статью, могли бы попросить и повежливее. Если вам она действительно нужна (В чём я —увы!—сильно сомневаюсь).
Я разве как-то задевал  М. И. Скворцова, я сомневался в его уровне? Я Вас попросил показать его статью, Вы не показали, но перешли на личности. Вы даже названия статьи не указали.

Y.R.P.

Цитата: Agabazar от марта 24, 2014, 08:50

Не обязательно в православии. В религии. Вот привожу список людей в сети "вконтакте" с фамилией "Кебе". Те, кто с Ульяновска, имеют чувашское происхождение. Кебе<Кааба (арабск.).
Что Вы хотите этим сказать?
Два марксиста на одном Роге не уживутся.

SWR

Цитата: Y.R.P. от марта 24, 2014, 16:15
Цитата: Agabazar от марта 24, 2014, 08:50

Не обязательно в православии. В религии. Вот привожу список людей в сети "вконтакте" с фамилией "Кебе". Те, кто с Ульяновска, имеют чувашское происхождение. Кебе<Кааба (арабск.).
Что Вы хотите этим сказать?
Да, Куяба - Кааба - Кебе... Киев - "богиня", одним словом. (Федотов) ;up: Вероятно, хазаризм.  ;)

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр