Author Topic: Язык русов  (Read 167564 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Damaskin

  • Posts: 12415
« on: October 1, 2008, 23:33 »
Интересно, осталось ли от языка русов что-нибудь, кроме названий днепровских порогов, перечисленных у Константина Багрянородного?

Они следующие: Эссупи (Не спи), Улворси (Остров порога), Геландри (Шум порога), Айфор, Варуфорос, Леанти (Кипение воды), Струкун (Малый порог).

Ясно, что язык росов был не славянский, что следует, в частности, из жития Кирилла и Мефодия:

"Там же, в Корсуни, святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. "

http://www.saints.ru/k/Kirill_i_Mefodii.html

八佾舞於庭。是可忍也,孰不可忍也!

Offline Karakurt

  • Posts: 19003
  • Gender: Male
« Reply #1on: October 2, 2008, 00:04 »
Quote
Эссупи (Не спи)
а где тут отрицание?
͡° ͜ʖ ͡°

Offline Damaskin

  • Posts: 12415
« Reply #2on: October 2, 2008, 10:07 »
Quote
Эссупи (Не спи)
а где тут отрицание?

Не знаю. Вообще не думаю, что по названиям этих порогов можно восстановить грамматику языка русов. Мы даже не знаем, к какой группе (или семье) он относится. К кельтским?
八佾舞於庭。是可忍也,孰不可忍也!

Offline Nekto

  • Posts: 15273
  • Gender: Male
« Reply #3on: October 2, 2008, 10:14 »
Этимология названий порогов - отчасти германская, отчасти славянская. Литературы по этому вопросу валом.

Offline Damaskin

  • Posts: 12415
« Reply #4on: October 2, 2008, 10:16 »
Этимология названий порогов - отчасти германская, отчасти славянская. Литературы по этому вопросу валом.

Это всякие норманистские писания имеются ввиду?
八佾舞於庭。是可忍也,孰不可忍也!

« Reply #5on: October 2, 2008, 10:24 »
Вот, например, статья, где язык русов связывается с иранскими
http://www.kurgan.kiev.ua/porogi.htm

В частности, по поводу порога Эссупи:

Quote
При обращении к северопричерноморской версии любое недоумение отпадает. Скифский термин «spu» (в значении «глаз», «спать») зафиксирован еще Геродотом в V в. до н.э. в двуосновной глоссе . Впрочем, общеиндоевропейский характер данного термина снижает доказательное значение сопоставления. Гораздо большую роль играет начальное «э». В осетинском языке «ае» — «негативная частица, образующая первую часть многих сложных слов со значением отсутствия чего-либо». Таким образом, скифо-сарматская этимология оказывается вполне безупречной и более предпочтительной, чем скандинавская; она не требует никаких поправок.

八佾舞於庭。是可忍也,孰不可忍也!

Offline Nekto

  • Posts: 15273
  • Gender: Male
« Reply #6on: October 2, 2008, 10:28 »
Этимология названий порогов - отчасти германская, отчасти славянская. Литературы по этому вопросу валом.

Это всякие норманистские писания имеются ввиду?

Кстати, по норманизму и антинорманизму я когда-то создал тему:
http://lingvoforum.net/index.php/topic,10856.0.html
Никто даже и не заикнулся туда что-то написать... :(

Offline 5park

  • Posts: 7313
  • Gender: Male
« Reply #7on: October 2, 2008, 10:57 »
Quote
Вот, например, статья, где язык русов связывается с иранскими

М.Брайчевский ни разу не лингвист. На эти построения обычно не ссылаются. Как, к примеру, и на утверждения Рыбакова о том, что хоромы, хоровод и Хорс - одного корня.
:fp:

Offline Damaskin

  • Posts: 12415
« Reply #8on: October 2, 2008, 11:02 »
Норманизм как теория несостоятелен, это настолько очевидно, что даже спорить не хочется. Первым норманном на Руси по материалам саг был Олаф Трюгвассон, это конец 10 века. До Владимира русских князей саги не знают. Упоминается Ольга в форме Алогия (а не Хельга). В "Повести временных лет" о призвании Рюрика говорится следующее:

Quote
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти.

То есть четко сказано, что Рюрик не был норманном. Это открывает вопрос о происхождении народа русь. Варяги - видимо общее название народов, живущих у моря.

八佾舞於庭。是可忍也,孰不可忍也!

« Reply #9on: October 2, 2008, 11:05 »
Quote
Вот, например, статья, где язык русов связывается с иранскими

М.Брайчевский ни разу не лингвист. На эти построения обычно не ссылаются. Как, к примеру, и на утверждения Рыбакова о том, что хоромы, хоровод и Хорс - одного корня.

Если у человека нет лингвистического образования, это еще не значит, что он в данном случае неправ. Его неправоту надо доказывать.
В данном случае я привел эту цитату прежде всего для того, чтобы показать - с "рускими" названиями порогов далеко не все однозначно. Там же, кстати, критика германских этимологий - они грешат натяжками.
八佾舞於庭。是可忍也,孰不可忍也!

Offline злой

  • Posts: 9948
  • Gender: Male
« Reply #10on: October 2, 2008, 11:23 »
Норманизм как теория несостоятелен, это настолько очевидно, что даже спорить не хочется. Первым норманном на Руси по материалам саг был Олаф Трюгвассон, это конец 10 века. До Владимира русских князей саги не знают. Упоминается Ольга в форме Алогия (а не Хельга). В "Повести временных лет" о призвании Рюрика говорится следующее:

Quote
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти.

То есть четко сказано, что Рюрик не был норманном. Это открывает вопрос о происхождении народа русь. Варяги - видимо общее название народов, живущих у моря.



Тут не все так однозначно:

Изгнали варяг за море, и не дали им  дани,  и  начали
сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у
них усобица, и стали воевать друг с другом. И  сказали  себе:  "Поищем  себе
князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к  варягам,
к руси
. Те варяги назывались русью, как  другие  называются  шведы,  а  иные
норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси  чудь,
словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней  нет.
Приходите княжить и владеть нами".

Как хочешь, так и понимай
Зарекался козёл в огород не ходить

Offline Damaskin

  • Posts: 12415
« Reply #11on: October 2, 2008, 11:30 »
А что тут неоднозначного?
Из текста ясно следует, что
1) варяги - собирательное название ряда народов. Но послы отправились  конкретно к тем варягам, которых называли "русь".
2) русь - это не шведы, не норманны и не англы
3) к началу 12 века читатели на Руси знали, кто такие англы и норманны, а вот о руси надо было дополнительно пояснять.

八佾舞於庭。是可忍也,孰不可忍也!

« Reply #12on: October 2, 2008, 11:32 »
Интересно также, что норманнские (и шире - германские) правители имели длинную генеалогию. Достаточно почитать "Круг земной" или "Историю гетов" Иордана. В то время как Рюрик никакой генеалогии не имел, его родство с римскими кесарями было измышлено позднее. Из этого можно предположить, что Рюрик и в целом русь не относились к германским народам.
八佾舞於庭。是可忍也,孰不可忍也!

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 45183
  • Gender: Male
« Reply #13on: October 2, 2008, 11:44 »
Из этого можно предположить, что Рюрик и в целом русь не относились к германским народам.

Балты или финны? Русь = названия некоторых балтийских и финских племён (чудь, жмудь etc.)?  :donno:

Offline Damaskin

  • Posts: 12415
« Reply #14on: October 2, 2008, 12:25 »
Ну так это надо аргументировать. ИМХО, просто аналогии недостаточно.
八佾舞於庭。是可忍也,孰不可忍也!

Offline myst

  • Posts: 35570
« Reply #15on: October 2, 2008, 12:42 »
По летописи к варягами пошли за море. Надо узнать кто за морем жил и всё. :)

« Reply #16on: October 2, 2008, 12:50 »
Самый древний список «Повести временный лет» каким годом датирован?

Offline Damaskin

  • Posts: 12415
« Reply #17on: October 2, 2008, 12:59 »
По летописи к варягами пошли за море. Надо узнать кто за морем жил и всё. :)

За морем много кто жил :)
八佾舞於庭。是可忍也,孰不可忍也!

Offline Nekto

  • Posts: 15273
  • Gender: Male
« Reply #18on: October 2, 2008, 16:29 »
По сути тема перешла за рамки "порогов" и стала более общей... :)
Есть смысл обсуждать ее там куда я дал ссылку.
Кстати, кто-нибудь читал Гедеонова?

Offline Damaskin

  • Posts: 12415
« Reply #19on: October 2, 2008, 17:02 »
Тема не о порогах, а о языке русов.
Гедеонова я не читал.
八佾舞於庭。是可忍也,孰不可忍也!

Offline Nekto

  • Posts: 15273
  • Gender: Male
« Reply #20on: October 2, 2008, 17:06 »
Гедеонова я не читал.

Ну и напрасно. Там много ответов на ваши вопросы. Гедеонов - первый кто от классического норманизма не оставил камня на камне. Современный норманизм - постгедеоновский, неонорманизм.

Offline Damaskin

  • Posts: 12415
« Reply #21on: October 2, 2008, 17:11 »
А кратко изложить тезисы можете?
八佾舞於庭。是可忍也,孰不可忍也!

Offline Nekto

  • Posts: 15273
  • Gender: Male
« Reply #22on: October 2, 2008, 17:46 »
А кратко изложить тезисы можете?

Не могу, нет времени. Не поленитесь скачать ее. Кажется на инфанате лежит.
Могу только сказать, что автор проанализировал Огромное кол-во первоисточников - арабских, византийских, германских и др. и пришел к выводу...

Offline Karakurt

  • Posts: 19003
  • Gender: Male
« Reply #23on: October 2, 2008, 17:48 »
Рюрик "ютландский" - реальный персонаж
͡° ͜ʖ ͡°

Offline Damaskin

  • Posts: 12415
« Reply #24on: October 2, 2008, 18:03 »
А кратко изложить тезисы можете?

Не могу, нет времени. Не поленитесь скачать ее. Кажется на инфанате лежит.
Могу только сказать, что автор проанализировал Огромное кол-во первоисточников - арабских, византийских, германских и др. и пришел к выводу...

Я так понял, эта книга конца 19 века. Нашел ссылку на нее у Аполлона Кузьмина - 1876 год.
八佾舞於庭。是可忍也,孰不可忍也!