Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Некий афразийский конланг (Reloaded)

Автор Eitanbor, марта 15, 2022, 19:02

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Eitanbor

Это тот же конланг, о котором я писал ранее здесь.
Его надо бы немного исправить. К тому же, я предпочел бы, чтоб эта тема была здесь, в разделе конлангов форумчан.
Конечно, буду рад на идеи. Можете предлагать что мне добавить.
Итак, начнём.

Алфавит и фонетика - 1

Этот язык имеет следующие согласные:










ГубныеЗубныеАльвеолярныеПостальв.+ПалатВелярныеФарингальныеГлоттальные
m (м)n̪ (н)ɲ (нь)ŋ (ң)
p (п) pˀ (п') b (б)t̪ (т) t̪ˀ (т') d̪ (д)ts (ц) tsˀ (ц') dz (дз)tʃ (ч) tʃˀ (ч') dʒ (дж)k (к) kˀ (к') g (г)ʔ (ъ)
/f (ф)/*    /v (в)/*s (с)    [z (з, с)]**ʃ (ш)    [ʒ (ж, ш)]**/x (х)/*ħ (х') ʕ (г')h (һ)
r~ɾ (р)
tɬ̪ (тл) tɬ̪ˀ (тл') dɮ̪ (дл)
ɬ̪ (л')    [ɮ̪ (дл, л')]**
l̪ (л)ʎ (ль)
w (ў)j (й)
*Только в заимствованиях
**Аллофоны или заимствования

Согласные не смягчаются перед 'е' и 'и'. Особенно важно это знать, когда есть зубные и альвеолярные согласные. Например, произнеся 'ти' с акцентом, может получиться 'чи'. Очень важно не путать 'ни' с 'ньи', и 'ли' с 'льи'.
Звонкие согласные не оглушаются на конце слова. То есть, 'ед' (рука) не будет 'ет', это уже означает облако.
Все согласные могут удваиваться. Нельзя их произносить кратко, в том числе в конце слова. Например, 'г'едд' (праздник). Но можно произносить на конце слова короткую безударную ы.


Из гласных он имеет всего семь:




i (и)ɨ (ы)u (у)
e̞ (е)ə (э)o̞ (о)
ä (а)

Буква 'е' не имеет звука 'й', даже в начале слова. Для этого есть сочетание 'йе'.
Слова, даже если на письме начинаются с гласной, на самом деле начинаются с гортанной смычкой. Та же рука (ед): /ʔe̞d/.
Если после звуков /ц/ и /ш/ стоит звук 'и', он ни в коем случае не меняется на 'ы'. 'цы', 'шы' и 'ци', 'ши' являются разными слогами.

Ударение может быть на разных слогах, но в пределах трех последних слогов, иначе будет неблагозвучие. Ударение силовое, как и в русском. Нельзя редуцировать 'о', произнося вместо нее в безударной позиции 'а', иначе это может повлиять на смысл сказанного.
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Eitanbor

Личные местоиметия

В данном языке существуют также местоимения:











Рус.ИзолированоеОкончаниеДинам. изол.Динам. окон.Стат. изол.Стат. окон.
Яынни [ʔɨn̪ˈn̪i]-и, -й, -нилий-ллибий-бби
Ты (м.р.)ынка [ʔɨŋˈka]-ак, -клик-ллакбик-ббак
Ты (ж.р.)ынчи [ʔɨnˈt͡ʃi]-ач, -члич-ллачбич-ббач
Онсо [so̞]-ос, -слис-ллосбис-ббос
Онаса [sa]-сэлисэ-лсэбисэ-бсэ
Мыынну [ʔɨn̪ˈn̪u]-нулину-лнубину-бну/-мну
Выынку [ʔɨŋˈku]-кулику-лкубику-бку
Онису [su]-сулису-лсубису-бсу
Местоименные окончания присоединяются к именам (включая также числительные), к глаголам и к некоторым другим словам. Когда окончания разделены запятой, то первое используется, когда формант, к которому оно присоединяется, окончивается на согласную, второе - после гласных. Окончание 1 лица ед. числа используется -ни присоединяется к глаголам.
Присоединение окончания к имени образует значение принадлежности (мой, твой, его, ее, и т.д.).
Например:
Ымх'эпл' [ʔɨmˈħəpɬ̪] + ынни = Ымх'эпл'и [ʔɨmˈħəpɬ̪i] (мой шкаф)
ток [to̞k] + ынка = токак [ˈto̞kak] (твой (м.р.) сын)
нес [ne̞s] + ынчи = несач [ˈne̞sat͡ʃ] (твой (ж.р.) муж)
г'алу [ˈʕalu] + со = г'алус [ˈʕalus] (его листва)
диплом [dipˈlo̞m] + са = дипломсэ [dipˈlo̞msə] (её диплом)
и т.д.

Стоит также обратить внимание на статичные окончание. При присоединении их к именам они образуют конструкцию "у N есть M".
Это выглядит так:
компьютер [ko̞mˈpjut̪e̞ɾ] + ынни = компьютеробби [ko̞mpjut̪e̞ˈɾo̞bːi] (у меня есть компьютер)
гелана [ge̞ˈl̪an̪a] + ынка = геланаббак [ge̞l̪aˈn̪abːak] (у тебя (м.р.) есть книги)
ыслебр [ʔɨs̪ˈl̪e̞bɨr] + ынчи = ыслеброббач [ʔɨs̪l̪e̞bˈro̞bːat͡ʃ] (у тебя (ж.р.) есть серебро (часто в значении денег))

К именам можно также присоединить динамичные окончания. Эта конструкция уже будет означать в основном "N-у (кому/чему?) M":
дэмб [ˈd̪əmb(ɨ)] + ынни = дымболли [d̪ɨmbo̞l̪ːi] (мне яблок (собирательное сущ.))
купон [kuˈpo̞n̪] + ынка = купоноллак [kupo̞ˈn̪o̞l̪ːak] (тебе (м.р.) купон)
ма [ˈma] + ынчи = маллач [ˈmal̪ːat͡ʃ] (тебе (ж.р.) воды)

Для вежливости можно даже добавить окончание "-(а́)нна". То есть, на рынке, например, лучше вместо "дымбо́лли" сказать "дымболли́нна", то есть "мне яблок, пожалуйста".
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Eitanbor

Глаголы - 1

В этом языке имеются также глаголы. Поговорим о настоящем времени.

В качестве глагола настоящего времени используется причастие. Поэтому он немного ведет себя как имя существительное. Например, имена часто отрицаются словом 'ман', что значит 'не есть'. Также, он не спрягается по лицам, но по роду и по числу.
Но он имеет также глагольные повадки, такие как присоединение обычных личных окончаний. Также, динамичные окончания имеют немного иной смысл.

Примеры глаголов:








Байн[bajn]Строит
Г'амп[ʕamp]Любит
Х'ай[ħaj]Живет
Ўамс[wams]Идет
Бах'тл'[baħtɬ̪ˀ]Пишет
Г'ан[ʕan]Видит
Адзн[ˈʔadz(ɨ)n]Cлышит
В этих словах звук 'а' не редуцируется.

Теперь про порядок. Базовый порядок слов - это VSO. То есть, сначала в предложении сказуемое, затем подлежащее и потом прятое дополнение. Пока что никаких инверсий, иначе это еще трудностей с окончаниями.

Итак:
Я (м.р.) вижу тебя: г'анак ынни [ˈʕanak‿ɨnˈni] (досл. видящий-тебя я)
Ты (м.р.) слышишь меня: адзнни нка [ˈʔad͡zɨnni‿ŋˈka] (досл. слышащий-меня ты (м.р.))
Ты (ж.р.) любишь его: г'ампес ынчи [ˈʕampes‿ɨnt͡ʃi] (досл. любящая-его ты (ж.р.))

Также можно использовать причастия в качестве имен существительных и прилагательных. К примеру, "живая вода" будет "ма х'айе".
Существуют корни, от которых образованы слова по модели причастий, но они не являются причастиями, т.к. глагола, однокоренного и в той же породе, что и модель причастия, не существует. Примером таких слов может быть слово 'даў‎х'' [dawħ], что означает партнёра во внебрачных отношениях (как наши 'парень' и 'девушка').

Помимо того, некоторые слова образованы от похожей модели, но все стает на свои места, если в этих словах редуцируется 'а', и тогда она превращается в 'ы'.

Моя девушка не пишет этого: ман бах'тл'едз даў‎х'ей [man ˈbaħtɬˀedz ˈdawħej].

Словарик:







Умныйч'ах'ир[t͡ʃˀaˈħiɾ]
Растётрамм[ramː]
Фотографируетфатгыр[ˈfatgɨɾ]
Домбент[be̞nt]
Дереводлих'э[ˈd͡ɮiħə]
Солнцериг'у[ˈriʕu]

П.С. Можно использовать частицу 'ман' также для того, чтобы выразить отсуствие чего-то у кого-то. Итак:
У нас нет калькулятора. Ман калькулаторобну/калькулаторомну. [ˈman kalkulato̞ˈɾobnu/~mnu]
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Eitanbor

Глаголы - 2

Продолжим про глаголы. В прошлом посте я описывал настоящее время. Теперь поговорим про прошедшее время.
Если вы помните, настоящее время имеет некоторые повадки имени, и форма этого времени является, по сути, причастием. Тогда как прошедшее время является именно глагольной формой.
Она выглядет следующим образом: сначала у нас есть согласная, которая указывает на лицо, затем приставка а, указывающая на наклонение, которые присоединяются к глагольной основе, которая состоит из корня+гласной. Она может иметь приставку, означающую некую породу, а может и не иметь. Можно также присоединять окончание, которые также указывают на лицо глагола, а также различные личные и динамичные окончания.
Глагол в прошедшем времени отрицается окончанием -(о́)ндл [ˈ(o̞)n̪d̪͡ɮ̪], которое примыкает к самому концу глагола.


Примеры глаголов:

Положительная форма










ЛицоПисатьРаботатьСмотретьХодитьГоворитьОхранять
Яабх'е́тл'адзмо́х'ах'о́ддзомо́с'али́сах'си́
Ты (м.р.)табх'е́тл'тадзмо́х'тах'о́ддзтомо́стали́стах'си́
Ты (ж.р.)табх'е́тл'итадзмо́х'итах'о́ддзитомо́ситали́ситах'си́
Онябх'е́тл'ядзмо́х'ях'о́ддзёмо́сяли́сях'си́
Онаябх'е́тл'иядзмо́х'иях'о́ддзиёмо́сияли́сиях'си́
Мынабх'е́тл'надзмо́х'нах'о́ддзномо́снали́снах'си́
Вытабх'е́тл'утадзмо́х'утах'о́ддзутомо́сутали́сутах'су́
Ониябх'е́тл'уядзмо́х'уях'о́ддзуёмо́суяли́суях'су́
Отрицательная форма









Яабх'етл'о́ндладзмэх'о́ндлах'оддзо́ндломэсо́ндлалисо́ндлах'си́ндл
Ты (м.р.)табх'етл'о́ндлтадзмэх'о́ндлтах'оддзо́ндлтомэсо́ндлталисо́ндлтах'си́ндл
Ты (ж.р.)табх'етл'и́ндлтадзмэх'и́ндлтах'оддзи́ндлтомэси́ндлталиси́ндлтах'си́ндл
Онябх'етл'о́ндлядзмэх'о́ндлях'оддзо́ндлёмэсо́ндлялисо́ндлях'си́ндл
Онаябх'етл'и́ндлядзмэх'и́ндлях'оддзи́ндлёмэси́ндлялиси́ндлях'си́ндл
Мынабх'етл'о́ндлнадзмэх'о́ндлнах'оддзо́ндлномэсо́ндлналисо́ндлнах'си́ндл
Вытабх'етл'у́ндлтадзмэх'у́ндлтах'оддзу́ндлтомэсу́ндлталису́ндлтах'су́ндл
Ониябх'етл'у́ндлядзмэх'у́ндлях'оддзу́ндлёмэсу́ндлялису́ндлях'су́ндл

Инверсия

В этом языке можно пользоваться инверсией. Здесь я раскрою один её вид, который заключается в том, чтобы выделить прямое дополнение, а глагол оформить личным окончанием, соответствующим по роду и по числу прямого дополнения. К примеру:
Я вижу солнце. > Солнце - я вижу его. Риг'у - г'анос ынни. [ˈriʕu ˈʕan̪o̞s‿ɨn̪ˈn̪i].
Всё-таки стоит помнить, что инверсия - это инверсия, и в этом языке она используется тогда, когда надо выделить некую часть речи. Не стоит ею злоупотреблять.

Динамичные окончания

Этот конланг позволяет использовать с глаголами динамичные окончания (-лли, -ллак, -ллач и т.п.) для создания конструкции, которая отвечает на вопрос "кому/чему?".








Павел идетўамс Паўл
Павел идет к рекенарэ ўамсо́лсэ Паўл
Ты написалтабх'е́тл'
Ты написал намтабх'етл'о́лну
Ты написал им этотабх'этл'одзо́лсу
Мы не построили ему домбент набинсылсо́ндл

Стоит обратить внимание на последнее слово набинсылсондл. Сначала сделаем ему морфологический разбор:

Н-, приставка 1-го лица мн. числа (мы)
-а-, приставка, указующее на изъявительное наклонение
-бин-, основа глагола "строить"
-с-, личное окончание 3-го лица, ед. числа, м. рода (его)
-ылс-, дин. окончание 3-го лица, ед. числа, м. рода (ему)
-ондл, отрицательное окончание

Мы видим нечто странное. В уроке про личные местоиметия мы учили, что динамичное окончание 3-го лица, ед. ч., м. р. (ему) это -ллос. Также мы видели, что после согласными перед этим окончанием присоединяется гласная "о", а не "ы". Да и перед личным окончанием должен быть "о". Нда, вроде бы как-то тут вообще неправильно. Так в чем же дело?
Все дело в редукции, из-за который одни гласные превратились и превращаются в "ы" и в "э", а другие выпадают. Да и у некоторых окончаниях может немного измениться форма, как, например, пропасть геминация (удвоение), что в данном примере мы и наблюдаем.
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Eitanbor

Падежи имени
Этот конланг имеет возможность спрягать имена не только по роду, числу, принадлежности, наличию или желанию, но и по падежам.
Падежи, как и в русском, выражают различные грамматические роли имени.
В данном языке есть 2 вида падежей: первичные и вторичные. В то время, как вторичные используются в ограниченных наборах слов (географические места, наименования населенных пунктов, инструменты, языки, материалы; а также в малом кол-ве и вполне "обычных" слов), первичные же падежи могут использоваться чуть ли не в каждом слове.
Язык имеет всего 5 первичных падежей: именительный, родительный (чей?), винительный, статичный и динамичный.

Первичные падежи:







ПадежДеревьяСтроительЯблокоЛунаМой шкафВаш дом
ИменительныйДли́х'Бен-а́нДэ́мб-эХ'а́льюЫм-х'э́пл'-иБын-та́-ку
РодительныйДли́х'-ех'Бен-а́н-ех'Дымб-эта́-х'Х'а́лью-х'Ым-х'э́пл'-и-х'Бын-та́-ку-х'
ВинительныйДли́х'-ондБен-а́н-ондДымб-эта́-ндХ'а́лью-ндЫм-х'э́пл'-и-ндБын-та́-ку-нд
СтатичныйДли́х'-емБен-а́н-емДымб-эта́-мХ'а́лью-мЫм-х'э́пл'-и-мБын-та́-ку-м
ДинамичныйДли́х'-елБен-а́н-елДымб-эта́-лХ'а́лью-лЫм-х'э́пл'-и-лБын-та́-ку-л

Вторичные падежи:














ТворительныйК'од-эта́-ксМолотком
Г'ыдджа́н-оксКиркой
Ксе́рокс-оксКсероксом
Местный (где?)Йерусали́м-ышмиВ Иерусалиме
Моск-эта́-шмиВ Москве
Направительный (куда?)Йерусали́м-ылчеВ Иерусалим
Моск-эта́-лчеВ Москву
Отправительный (откуда?)Йерусали́м-ынмэИз Иерусалима
Моск-эта́-нмэИз Москвы
(как? на каком языке?)Иври́т-ыстаНа иврите
Япо́н-ыстаПо-японски, на японском
Компаратив (как что? как какой материал?)Ысле́бр-ыссаКак серебро
Ыдду́н-ыссаКак золото


У нас есть следующие фразы:
Фатгыр ынни бента́йинд (я фотографирую свой дом)
Ях'си́ндл Саша мх'эпл'эсунд (Саша не охранял их шкаф)
Мишам даўх'е ч'ах'ире (У Миши есть умная девушка)
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Eitanbor


Письменности



Этот язык можно записывать различными видами письменности. Примеры на 1 статье Всеобщей декларации прав человека:


Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.


Не́с-нес к'а́ма х'ара́ўа ңк'аўта́ннья о́нчэх'эт йами́нэ ду́сум. Су янх'о́нну мби́нэт ынсапу́н дум, г'адзгилли́с ынналэта́бсу нес ўу́ндусел мадзи́г'эт рух'эт эх'ита́м.


Nes-nes ḳama ħarawa ŋḳawtañña ončăħăt yamină dusum. Su yanħonnu mbinăt însapun dum, ˤadzgillis înnalătabsu nes wundusel madziˤăt ruħăt ăħitam.


נס–נס קאמא חראוא ע'קאותאנ'א אונצ'חת ימינה דוסום. סו יאנחונו מבינת אנספון דום, עאזגיליס אננאלתאבסו נס וונדוסל מזיעת רוחת אחיתאם.


ኔስ-ኔስ ቃማ ሓራዋ እጝቃውታኛ ኦንቸሐት ያሚነ ዱሱም. ሱ ያንሖኑእምቢነት እንሳፕን ዱም, ዓዝጊሊስ እንናለታብሱ ኔስ ዉንዱሴል ማዚዐት ሩሐት ኣሒታም.


نس نس قاما حراوا امكاوتاڽا أنچحة يمينة دوسوم. سو يانحنو امبينة امسپون دوم، عاز گين ليس امنالتابسو نس ووندوسل مزيعة روحة أحيتام.


Немножко исправил.
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

basta

Ну раз афразийский, то наверное естестевнно для него писаться арабским или еврейским алфавитом.

ta‍criqt

ЦитироватьНу раз афразийский, то наверное естестевнно для него писаться арабским или еврейским алфавитом.
— Почему не сирийским? Или не южноаравийским?

maratique

А разве не логичнее дз обозначать через ض? Я вроде видел, что по-еврейски буква ص читается как ц.
Memento mori
普京回罗


maratique

А какие гласные? долгие а, у, и, а их краткие фатха, кясра, дамма соответственно е, о, ы?
Memento mori
普京回罗

Eitanbor

Цитата: ta‍criqt от июня  9, 2022, 21:30
ЦитироватьНу раз афразийский, то наверное естестевнно для него писаться арабским или еврейским алфавитом.
— Почему не сирийским? Или не южноаравийским?
Тоже, в принципе, можно. Особенно сирийским.
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Eitanbor

Цитата: maratique от июня 11, 2022, 20:25
А разве не логичнее дз обозначать через ض? Я вроде видел, что по-еврейски буква ص читается как ц.
Не обязательно, можно обойтись ز, так-как этот язык и так не имеет фонемы з. Она есть только в заимствованиях.
Но в разговорной речи можно упрощать звонкие аффрикаты, кроме как в удвоениях, и после носовых согласных. Например, дл'их'э (дерево) может произноситься как [ˈɮ̪iħə] вместо [ˈd̪͡ɮ̪iħə].

Цитата: maratique от июня 11, 2022, 20:31
А какие гласные? долгие а, у, и, а их краткие фатха, кясра, дамма соответственно е, о, ы?
Это гораздо сложнее и запутаннее. Есть в этом языке редукция гласных. В гласных, которые в арабском письме обозначаются как долгие, нет редукции.
Что же по поводу гласный ы, то она является продуктом редукции гласных, но при этом в некоторых случаях является долговатой. Это происходит когда после краткой гласной есть гортанная смычка, или звук һ, которые закрывает слог. Таким образом: Vʔ. > əʔ. > ɨʔ. > ɨˑ. Но в этом языке нет фонемного различия между краткими и долгими гласными.
Гласные и и у не имеют редукции, поскольку являются грамматически долгими, да и их долгота проявляется в речи.
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Eitanbor

Цитата: Eitanbor от июня 12, 2022, 18:28
Гласные и и у не имеют редукции, поскольку являются грамматически долгими, да и их долгота проявляется в речи.
В некоторых случаях они могут быть краткими. Это происходит тогда, когда, например, эта гласная безударная, и стоит после звукосочетаний с гласными и с глайдами й и ў‎. Например, в слове ринита́йинд (мою песню) гласная и, которая идет после звукосочетания ай, будет краткой.
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Eitanbor

Я решил изменить окончания -ак и -ач на -ка и -чи соответственно. Так будет гармоничнее, удобнее при использовании, например, эфиопского письма, и будет меньше путаницы между этими окончаниями, и ими же в сочетании с одной из форм множественного числа. Например, если раньше слово геланак/геланач (твоя/и книга/и) можно было разложить на гел-ан-ак/ач, если речь ишла о единственном числе, или же как гел-ан-а-к/ч, если это множественное число. Теперь же в единственном числе это будет как гел-ан-ка/чи.


Что же касается статичных и динамичных окончаний, то их можно оставить как есть. Но можно добавить альтернативные окончания -бка, -бчи, -лка и -лчи, которые, соответственно, являются ваариантами окончаний -ббак, -ббач, -ллак и -ллач.


Также, я решил добавить ещё один набор стат. и динам. окончаний - укороченные. В литературной речи они используются ограниченно, например, при редукциях в спряжениях глаголов. Ими также можно заменять обычные окончание, и это лучше делать в разговорной речи, не в литературной, и то это возможно не во всех случаях. Они отличаются тем, что на их произношение уходит гораздо меньше времени, чем при обычных.


Таблица окончаний



СтарыеНовыеКороткие    СтарыеНовыеКороткие
-бби-бби    -лли-лли-ль
-ббак-бка/-пка-бк/-пк    -ллак-лка-лк
-ббач-бчи/-пчи-бч/-пч/-бш/-пш    -ллач-лчи-лч/-лш
-ббос-ббос-бс    -ллос-ллос-лс
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Eitanbor

Число

В данном конланге спрягаются имена по трём числам: единственному, множественному и двойственному.

1) Множественное на -а

Или обычное множественное. Мы его наблюдаем в разных словах, включая причастия, прилагательные и заимствования. Обычно присоединяется к словам, кончающимся на согласные, но в некоторых случаях может присоединятся к словам, имеющим окончание (не суффикс) -и и -у.
Если имя оканчивается на прилагательный суффикс+окончание и, то это окончание отбрасывается. Если оно заканчивается на суффикс (не на окончание) -и, то тогда к концу слова присоединяется -я, так что получается -ия.
Если основа оканчивается на -ы, то оно заменяется на -эа/-ъа [(ə)ʔa] или -(э)һа [(ə)ha], в зависимости от последнего согласного в корне.
В основном данное окончание безударно, но в некоторых случаях оно может принимать на себя ударение.
Примеры:

Ед. ч.Мн. ч.Русский
(Ы)ц'ба́г'(Ы)ц'ба́г'-аПалец
К'а́рыК'а́ръ-аСлучай
Не́сНе́с-аМужчина, муж
КомпьютерКомпьютер-аКомпьютер
Ку́б-иКу́б-и-яКубический (прил.)
Америк-а́ўиАмерик-а́ўаАмериканский (прил.)
ГэллГылл-а́Колесо
Украйнэ-та́ннь-иУкрайнэ-та́ннь-яУкраинский (прил.)

2) Множественное окончания (-а́ўэ/-аўа́/-а́й/-а́ў)

Множественная форма слов, в которых есть некоторые окончания (например, -э), имеет вместо него видоизмененное окончание, которое в своем составе имеет гласную а, с ударением на неё. Таким образом, то же окончание -э будет иметь форму -а́ўэ. Окончание -а́, которое является ударным вариантом окончания -э, превращается в -аўа́.
Если у слова есть окончание -у, то при образовании мн. числа оно изменится на -а́ў. Та же ситуация и с окончанием -и. Оно превращается в -а́й. Но некоторые слова могут, как исключение, иметь окончания -ўа и -я, соответствено.
Есть только небольшое кол-во слов с окончанием женского рода -е, которые имеют мн. число ж. рода, потому что в большинстве своем они приобретают обычное окончание -а. Но если оно таки есть, то окончание тоже будет -а́й.
Примеры:

Ед. ч.Мн. ч.Русский
Риг'-уРиг'-а́ўСолнце
Да́нч-уДанч-а́ўЮвелир
Ри́ни-тРини-я́ўэПесня
Джаг'ра́м-эДжыг'рам-а́ўэНаковальня
Не́с-еНес-а́йЖенщина, жена
Ч'эх'ирх'и́р-уЧ'эх'ирх'ир-а́ўУмник (пренебр.)
Теб-а́Теб-аўа́Коробка, прямоугольный параллелепипед

3) Множественное на (ы)мма-

В словах, имеющих приставку (ы)м-, множественое число образуется заменой приставкой на (ы)мма-. В некоторых случаях наблюдаются перенос ударения и сопутствующая редукция основы.
Если слово также имеет суффикс -э, то тогда есть несколько опций:

  • Изменяется префикс, а суффикс пропадает (напр. в слове ымх'арбэ - ыммах'арб - война)
  • Изменяется префикс и суффикс (напр. в слове ынт'ух'нэ - ыммат'ух'на́ўэ - мельница)
  • Изменяется только суффикс (используется чаще всего)

Примеры:

Ед. ч.Мн. ч.Русский
Ымх'э́пл'Ымма́х'ыпл'Шкаф
Ымфа́тгырЫмма́фатгырФотоаппарат
Ынди́нэЫндина́ўэГосударство
Мади́мЫмма́дим, ымма́адимКрасная краска
Ыңк'а́ўэЫммак'а́ўэРавенство
Ымпи́цэЫмпица́ўэПиццерия

4) Ломаное множественное

В ломаном множественном не столько изменяется не префикс или суффикс, или добавляется другой, сколько меняется сама основа (гласные и удвоение). Сам согласный корень не меняется. Употребляется в небольшом количестве слов. Например, нес - нас (человек, муж), т'ер - т'ар (палка), юм - ая́м (день) и пр.
Форманты ломаного мн. числа имеют гласную -а- в основе. Это очень важно помнить, так как редукция из-за сдвига ударения не считается за ломаное множ.

5) Собирательное имя

Некоторые имена являются собирательными. Это, в основном, касается фруктов, овощей, растений, животных, материалов, химических веществ и прочее.
В одном из прошлых постов я упомянул слово дэмб со значением "яблоки". Но как же тогда сказать "яблоко"? В таких случаях, если нам нужна единица (плод, кусок камня, дерево, капля, особь и пр.), то мы добавляем окончание -э. Так что, "яблоко" на этом конланге будет дэ́мбэ.
Эти слова можно даже перевести в обычное множ. число, и это будет несколько отличаться от собир. формы, так как оно будет иметь смысл "экземпляры", а не "общность".
Иногда даже от собирательных имен можно образовывать множественное число. Например, слово дэмб имеет форму мн. ч. дэмба со значением "сорты яблок, виды яблок".
Подобные имена, если они не имеют форму мн. числа, в отличии от русского, не будут считаться singularia tantum, если у них есть экземплярная форма.
Примеры:

Собир.Соб. мн.Экз. ед.Экз. мн.Русский
Баг-Ба́гэБага́ўэОвца
Г'о́ссГ'о́ссаГ'о́ссэГ'осса́ўэСок, капля с.
МаМа́яМа́йэМая́ўэВода, капля в.
Че́ршЧе́ршаЧе́ршэЧерша́ўэЧерешня
Ку́крудзКу́крудзаКу́крудзэКукрудза́ўэКукуруза, кочан к.

6) Двойственное число

Ограниченный набор слов может иметь двойственное число. В основном они обозначают парные части тела, парные предметы, времена и прочее. Оно имеет окончание -е. Имена, имеющие двойственное число, можно разделить на четыре категории:

  • Имена, имеющие форму множ. числа
  • Имена, не имеющие отдельную форму множ. числа. В основном это парные части тела. Если их больше, чем два, то все равно используется двойственное число. К примеру, слово г'е́не (дв. от г'е́н - глаз) означает как "два глаза", так и просто "глаза". То есть, даже в предложении "у паука 8 глаз" будет двойственная форма: 8 (тэм) г'ен-е х'аспу́п-ем.
  • Имена, двойственное число которых также образуют транспозицию, то есть обозначают немного иное понятие, но связанное с оригинальным значением. Например, гэриўнэте является двойственной формой слова гэриўнэ - гривна, и может обозначать как "две гривны", или монету/купюру в две гривны.
  • Dualia tantum - имена, которые имеют форму только двойственного числа. К ним, например, относятся названия парных инструментов и предметов одежды, таких как щипцы, ножницы, штаны, очки и прочее. Если надо указать кол-во экземпляров, или, например, описать его, то можно использовать перед основным словом слово ку́льи (мн. кулья́), что означает "пара", а точнее его форму куль. Примерно как в русском языке (две пары очков, красивая пара ножниц).

Двойственное число не используется в именах прилагательных, причастиях и во многих других словах.

7) Pluralia tantum

К этой группе относятся имена, которые имеют только форму множественного числа. Их есть в этом языке не очень много, но они всё-же есть. К ним относятся, например, географические имена, имена некоторых событий, таких как Олимпийские игры, к примеру, виды вооруженных сил и прочее.

Итог

Этот язык имеет богатые возможности образования и представления множественного числа разных видов и оттенков.
Некоторые слова имеют аж 5 (!) форм и оттенков числа. Например:

  • сында́л - сандалии (собир.)
  • сында́лэ - сандалия
  • сындала́ўэ - множество сандалий
  • сында́лте - пара сандалий
  • сында́ла - виды сандалий

Здесь вместо а есть ы из-за редукции кратких согласных вне ударения в праформе санда́л.

Примеры использования:

  • Аку́ ўаг' магазинем, ак'ино́лка бэти́ль ма гу́зенд быг'д долларе - Я был/а в магазине, [и] купил тебе бутылку газированой воды за 2 доллара
  • Га́сг'ыре сэ́ббе 'ңе ўаг' шук'ем 5 (мил) кукрудзанд - Одна (некая) бабушка на базаре продает 5 сортов кукурузы
  • Ах'оддзоль сындалтенд - я увидел для себя пару сандалий
  • Ыммат'ух'наўэ наһи́ра али́ бынт Сергей-Дарина-дум - Возле дома Сергея и Дарины есть красивые мельницы
  • Со ятунолчи́ндл' мильён аям тэдже́мпи нту́нучонд. К'уми ядза компьютера́чем тэг'а́ми нту́нучем! - Он тебе не давал миллион дней, чтобы ты за то время сделала уроки. Вставай со своего компьютера делать уроки!
  • Ўаг' ындырсэта́м насбо́р дэрс астрономита́м ан 2 (ешле) х'алья́ў Марсем - В школе на уроках астрономии мы учили, что у Марса есть две луны
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Eitanbor

Номинализация

Номинализация - это преобразование некой части речи в имя существительное. Например, в русском языке мы можем брать имена прилагательные, и использовать их в роли существительного. Так, можно сказать "хорошие друзья не предают" и "у Вас можно купить проездной?", и в них подчеркнутые слова являются прилагательными. Разница лишь в том, что в первом примере прилагательное описывает существительное, тогда как во втором оно уже играет роль существительного, то есть номинализировано. В русском языке номинализация не проявляется морфологически, то есть нет изменений в окончаниях.

В этом конланге, напротив, указывается номинализация морфологическим путем. Для этого к имени прилагательному, к причастию, к числительному (слабой форме этих слов) присоединяется окончание -у в мужском роде и -и в женском (получается сильная форма). Если оно заканчивается на гласную, то эти окончания присоединяются к инфиксу -й-, который не имеет морфологического смысла. Если слово оканчивается на "невидимые" һ и ъ, то перед этими окончаниями они проявляются.

Если слово заканчивается на окончание -и, которое принадлежит к суффиксу прилагательного, то оно отбрасывается.

Прил. м.Номин. м.Прил. ж.Номин. ж.Русский
Аи́мбАи́мбуАи́мбеАи́мбиЗеленый
Ари́мАри́муАри́меАри́миПатологически высокий, великан
Ысса́брЫсса́бруЫсса́бреЫсса́бриУчитель
Т'аби́Т'аби́юТ'аби́йеТ'аби́йиХороший
ЎундЎундуЎундеЎундижеланный, друг
Дал'и́мДал'и́муДал'и́меДал'и́миГероичный, герой
Яһу́диЯһу́дуЯһу́деЯһу́диЕврей(ский), иудей(ский)
Украйнэта́нньиУкрайнэта́нньюУкрайнэта́нньеУкрайнэта́нньиУкраинский, украинец (гос-ва)
Россия́ўиРоссия́ўуРоссия́ўеРоссия́ўиРоссийский, россиянин
Е́шлеЕ́шлу-Е́шлиДва
Мали́нньиМали́нньюМали́нньеМали́нньиПятый
А́нглиА́нглиюА́нглийеА́нглийиАнглийский (в т. ч. и язык), англичанин
Лыңк ле́мбЛыңк ле́мбЛы̀ңки ле́мбЛы̀ңки ле́мбМилостивый (досл. мягкий сердцем)

Некоторые могли заметить, что в последнем примере слово "лэңк", а точнее его форма в status constructus "лыңк", не имеют "сильных" окончаний. Эта конструкция существует в арабском языке, где она называется идафа; в иврите называется смихут, в персидском нимеет имя изафет и пр. Одна из особенностей слов в status constructus заключается в том, что они не принимают номинализирующие окончания. Также, окончание ж. р. превращается в -и, что мы и наблюдаем выше. Все-таки можно номинализировать подобные сложные прилагательные, но она уже будет синтактической, например, изпользованием таких слов как нес (человек), тарэ (вещь), ңу/ңи/ңаў/ңай (что-то) и т. д.

Кстати, про четверку ңу/ңи/ңаў/ңай. Они тоже склоняются как сильные слова, но не попадают под эту категорию, так как не имеют слабых сообветствий. Есть еще подобные им четверки, но о них потом.

Иногда происходит более сильная номинализация, и даже транспозиция; тогда к слабой форме присоединяется суффикс -у́н. Слова, образованные с помощью этого суффикса, склоняются как обычные имена, оканчивающиеся на согласный. Для примера возьмем слово "ра́си", которое означает "первый". Сильная форма будет "расию". Но если прибавить к этому слову данный суффикс, появится новое слово "расию́н", которое означает "пионер". Его уже можно склонять, и даже образовывать новые слова. Например:

  • Расию́не - пионерка
  • Расию́на - пионеры
  • Расию́нэ - пионерия
  • Расиюна́ўи - пионерский
  • Мунух' расиюна́ўи - п. лагерь
  • Расиюна́ўэ - пионерство (бытие пионерским)
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Mercurio

Цитата: basta от июня  9, 2022, 21:18Ну раз афразийский, то наверное естестевнно для него писаться арабским или еврейским алфавитом.
Мальтийский же латиницей обходится как-то. Чем кириллица хуже? :umnik:
Non nobis, Domine, non nobis, sed nomini tuo da gloriam

Mercurio

Non nobis, Domine, non nobis, sed nomini tuo da gloriam

Eitanbor

Цитата: Mercurio от июля 13, 2022, 06:33
Цитата: Eitanbor от апреля 25, 2022, 20:17Ксе́рокс-окс
Ксероксом
Может, лучше зи́рокс? :umnik:
Пусть будет ксерокс. Оба варианта и так не соответствуют литературной фонетике этого конланга.
  • Ксерокс - Два согласных подряд в начале слова. В разг. варианте можно, так как гласный э в безударном открытом слоге может выпадать, если он не в конце слова
  • Зирокс - Там звук з, он не родной. Вместо него будет дз. Но в разговорном языке может быть наоборот: аффриката дз в родных словах упрощается в з.
    Цитата: Eitanbor от июня 12, 2022, 18:28Но в разговорной речи можно упрощать звонкие аффрикаты, кроме как в удвоениях, и после носовых согласных. Например, дл'их'э (дерево) может произноситься как [ˈɮ̪iħə] вместо [ˈd̪͡ɮ̪iħə].
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Eitanbor

Цитата: Eitanbor от июля 12, 2022, 08:59Аку́ ўаг' магазинем, ак'ино́лка бэти́ль ма гу́зенд быг'д долларе - Я был/а в магазине, [и] купил тебе бутылку газированой воды за 2 доллара
Исправление: вместо "аку́" должно быть "ау́к".
Сам глагол яу́к /jaˈʔuk/ в прош. времени спрягается как все:
  • Положительная форма: ау́к, тау́к, тау́ки, яу́к, яу́ки, нау́к, тау́ку, яу́ку
  • Отрицательная форма: ауко́ндл, тауко́ндл, тауки́ндл, яуко́ндл, яуки́ндл, науко́ндл, тауку́ндл, яуку́ндл
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Eitanbor

Кроме того, мы можем использовать вышеописанные окончания также для номинализации предложений (голофразис). Например:
  • Ман х'алд (не ржавеет) > мах'а́лду (нержавейка);
  • Ман ўунда́ўббос ((у него) нет друзей) > манунда́бсу (человек, у которого нет друзей);
  • Ман санн (не знает) > Маса́нну (Незнайка);
  • Ман йерусалима́ўи (не есть иерусалимский) > маньерусалима́ўу (не-иерусалимский);
  • Коркор-о́лли (бежи ко мне) > коро́лью (догонялки);
  • Амун-о́ббоп (я там не был) > амуно́ппу, муно́ппу (алиби);
  • Ман х'у́ддз (не есть видимый) > мах'у́ддзу (невидимка);
  • Ынка лий, ынни лик (ты мне, я тебе) > калиннили́ку (обмен);
  • Ман ысўу́мс (не есть движимое) > масу́мсу (недвижимость);
  • Масумсу-ббос (у него есть недвижимость) > масумсубсу (владеющий недвижимостью);
  • Ан бий (то, что у меня) > амби́ю (моё); ан бик (то, что у тебя (м.)) > амби́ку (твоё); ан бич (то, что у тебя (ж.)) > амби́чу (твоё) и т. д.

Слова, образованые подобным образом, проходят ряд процессов, таких как:
  • Усечение отрицающей частицы ман, она переходит в ма, кроме случаев, в которых следующее слово начинается на гортанную смычку (в графике - на гласную), на звук һ, или на сочетания ўу, ўо. Если слово начинается на й, то оно сливается с н частицы в нь (маньерусалимаўу);
  • Исполизование коротких окончаний (-ббос > -бс-лли > -ль, -ббоп > -пп). Это вносит свой вклад в укорочение таких иногда громоздких слов;
  • Пропажа редупликации (коркор > кор);
  • Отклонения от правила 1, особенно когда слово начинается с буквы ы (ман ысўу́мс может не давать *манысўу́мсу/ *манысу́мсу, как следовало бы из правила 1, но масу́мсу);
  • Выпадение приставки ын- у местоимений 1 и 2-го лиц (ынка > ка, ынни > ни)
  • Выпадение глайдов в некоторых позициях (масу́мсу вместо *масўу́мсу);
  • Ассимиляции (ан бий > амбию)

В словах, имеющих двухполое склонение, форма женского рода образуется постановкой окончания -и. Множественное число образуется так, как оно описано в моем посте про множ. ч. Оно всегда будет -а́ў/-а́й, с возможным усечением глайдов в дальнейшем.

Цитата: Eitanbor от июля 12, 2022, 08:592) Множественное окончания (-а́ўэ/-аўа́/-а́й/-а́ў)

Мы можем использовать квазисуффикс -бс- с сильными окончаниями: -(о́)бс-у-(о́)бс-и, -(о)бс-а́ў, -(о)бс-а́й, также для приличного названия людей, имеющих определенное заболевание или расстройство. Примеры:
  • Гипертонийэ + -бсу = гипертонита́бсу (гипертоник);
  • А́смэ (астма) + -бси = асмэта́бси (астматица);
  • Диабет + -бсаў = диабетобса́ў (диабетики);
  • Ковид + -бсай = ковидобса́й (больные ковидом (ж.р.));
  • Ах'и́дэ (аутизм) + -бсу = эх'идо́бсу (человек с/страдающий аутизмом);
  • Синдром Даун + -бси = синдром-даунобси, даунобси (имеющая синдромом Дауна)

От этих слов можно образовывать ещё и ещё. То есть, мы можем взять слово королью, выделить из него корень к.р.ль, и образовать от него глагол якро́ль, что означает играть в догонялки. Пример использования: Ўаг' юм ан ёмос накроль ынни ўундаўи ду. (Вчера я и мои друзья играли в догонялки). Слово невидимый (в качестве прилагательного, но это не точно) будет образовано от присоединения корня м.х'.дз к шаблону lаmиn, где l.m.n - это корень слова. Результатом будет слово мах'идз
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Eitanbor

Цитата: Eitanbor от июля 25, 2022, 23:14Ўаг' юм ан ёмос накроль ынни ўундаўи ду.
Должно быть юмем вместо юм, забыл за статический падеж :wall: :'(
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Eitanbor

Цитата: Eitanbor от июля 25, 2022, 23:14Ах'и́дэ (аутизм) + -бсу = эх'идо́бсу (человек с/страдающий аутизмом);
Исправление: эх'идэта́бсу, потому что там есть окончание

ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Eitanbor

Местоимения - продолжение

Сегодня поговорим о местоимениях. В прошлых уроках мы говорили о личных местоимениях, немного касалось других, но так подробно и упорядочено не говорили. В данном посте мы изучим более подробно тему местоимений, а именно их следующие типы:

  • Указательные местоимения: такие как это, то, так, здесь, там, столько, этот, та и т. п.;
  • Вопросительные местоимения: вопросы, такие как кто?, что?, как?, где?, когда?, сколько? и т. д.;
  • Неопределеные местоимения: такие как кто-то, что-то, как-то, где-то, когда-нибудь, откуда-то и т. п.

В этом конланге, в отличии от русского, есть только одно вопросительное местоимение: му?, означающее кто?, что?, какой?. Также есть одно неопределеное: ңу; и по одному близкому и отдаленому от говорящего указательному местоимению, дзу и пу, соответственно. Они склоняется по сильному склонению по родам и числам, так что у них есть также варианты ми?, ңаў, дзай, паў. Этого достаточно, например, для того чтобы спросить как тебя зовут? (му семак/ч?), что это? (му дзу?, му-з?), ты/вы кто? (му нка? ми нчи? маў нку? май нку?), сказать это моя машина (дзу а́ўтой), то школа (пу ндэрсэ), кто-то идет (ж. р.) (ўа́мсе ңи) и прочее.

А как тогда с другими местоимениями? Такими как кого? чем? где?, куда?, как?, откуда?, сколько? Здесь есть 2 стратегии: спрягать по падежам; и использовать сложные местоимения.

1. Склонение по падежам

Первый тип образования местоимений - это их склонение по падежам.

ПадежОтвечает на вопросЭтоТоЧтоНечто
Именительныйкто? что?дзу
дзи
дзаў
дзай
пу
пи
паў
пай
му?
ми?
маў?
май?
ңу
ңи
ңаў
ңай
Родительныйчей?дзух'
дзих'
дзаўх'
дзайх'
пух'
пих'
паўх'
пайх'
мух'?
мих'?
маўх'?
майх'?
ңух'
ңих'
ңаўх'
ңайх'
Винительныйкого? что?дзунд
дзинд
дзаўнд
дзайнд
пунд
пинд
паўнд
пайнд
мунд?
минд?
маўнд?
майнд?
ңунд
ңинд
ңаўнд
ңайнд
Статичныйгде? у кого/чего есть?
у кого/чего?
на ком/чем?
дзум
дзим
дзаўм
дзайм
пум
пим
паўм
пайм
мум?
мим?
маўм?
майм?
ңум
ңим
ңаўм
ңайм
Динамичныйкуда? кому? чему?
для кого/чего?
на кого/что?
почему?
дзул
дзил
дзаўл
дзайл
пул
пил
паўл
пайл
мул?
мил?
маўл?
майл?
ңул
ңил
ңаўл
ңайл
Творительныйчем?дзукспуксмукс?ңукс
Местныйгде?дзушмипушмимушми?ңушми
Направительныйкуда?дзулчепулчемулче?ңулче
Отправительныйоткуда?дзунмэпунмэмунмэ?ңунмэ
Эссив-модальныйкак? по-какому?
на каком языке?
дзустапустамуста?ңуста
Сравнительныйкак что?
как какой мателиал?
дзуссапуссамусса?ңусса

Местоимения являются немногими именами, которые склоняются по всем падежам.

Даже сюда пробирается номинализация. Так, русское слово почемучка (но не так детски) будет мулу, образ. от динам. формы вопросительного местоимения му.

2. Сложные местоимения

Некоторые местоимения являются сложными, то есть состоят из простого местоимения и имени. Местоимения могут использоваться в полной форме, а могут редуцироваться, и присоединяться к имени.

Язык имеет следующие сложные местоимения (указаны только редуцированные варианты):

КатегорияБлизкие указ.Отдаленные указ.Вопрос.Неопред.
Времядзе́си-мпеси-ммеси-м?ңеси-м
Назначенное вр.дзе́си-лпеси-лмеси-л?ңеси-л
Способ,
качество
дзо́рх'-емпорх'-емморх'-ем?ңорх'-ем
Количестводзо́ддэ, дзо́ттподдэ, поттмоддэ? мотт?ңоддэ, ңотт
Принадлежностьамби́дзамбипамбим?амбиң
Из нескольких
(который?)
дзумби́-су
дзимби-су
дзамби-су
пумби-су
пимби-су
памби-су
мумби-су?
мимби-су?
мамби-су?
ңумби-су
ңимби-су
ңамби-су

В разговорной речи можно также использовать недопрефиксы дз-, п-, м- и ң- для описания способа действия глагола перед его герундием. Так что:

  • Как сказать на французском "где ресторан?" - мыңк'аўлэ фэранцыста "мушми ресторан?";
  • Вот так вычислять дифференциалы - дзымх'ассэбэ дифференциалаўнд;
  • Так (указавши на отдаленного рабочего, например) не надо работать - ман пымг'амэ;
  • Надо нам как-то знать компьютеры - г'ыр бину ңынсаннэ компьютеранд/ңынсаннэт компьютеранди́мну

Однако стоит помнить, что этот метод разговорный, и поэтому не следует его использовать на письме. В литературном варианте надо использовать слово %префикс%-орх' перед герундием глагола в статичном падеже. То есть, как сказать будет не мыңк'аўлэ?, но морх' ыңк'аўлэтам?, или му орх' ыңк'аўлэтам?

Окончания

Также, как есть различные окончания у личных местоимений, так они есть и у тех, которые мы учили, и они функционируют так же. Они изменяются по родам и по числам, как окончания 3-го лица.
 
Обычные окон.Стат. окон.Короткие стат.Дин. окон. Короткие дин.
-(о́)дз, -(о́)дзэ, -(о́)дзу-(о́)ббодз, -(о́)бдзэ, -(о́)бдзу-(о́)бдз-(о́)ллодз, -(о́)лдзэ, -(о́)лдзу-(о́)лдз
-(о́)п, -(о́)пэ, -(о́)пу-(о́)ббоп, -(о́)бпэ/-(о́)ппэ, -(о́)бпу/-(о́)ппу-(о́)бп/-(о́)пп-(о́)ллоп, -(о́)лпэ, -(о́)лпу-(о́)лп
-(о́)м, -(о́)мэ, -(о́)му-(о́)ббом, -(о́)бмэ/-(о́)ммэ, -(о́)бму/-(о́)мму-(о́)бм/-(о́)мм-(о́)ллом, -(о́)лмэ, -(о́)лму -(о́)лм
-(о́)ң, -(о́)ңэ, -(о́)ңу-(о́)ббоң, -(о́)бңэ/-(о́)мңэ, -(о́)бңу/-(о́)мңу -(о́)бң/-(о́)мң-(о́)ллоң, -(о́)лңэ, -(о́)лңу-(о́)лң

Есть также изолированные статичные и динамические предлоги, но их использование огранично, так как есть спряжение полных местоимений по падежам. Они образуются по модели би-/ли-+%обычное окончание%. Например: бим, лип, биң, лидз и прочее.

Примеры:

  • Где ты был? - Тауко́ббом?/Тауко́мм?
  • Я увидел кого-то - Ах'о́ддзоң;
  • Алмаса со своим парнем идет туда - Ўамсе́ллоп Алмасэ джэра даўх'уса́м;
  • Они сказали это нам - Як'улудзо́лну;
  • Чей телефон? - Телефо́ном?
  • Это чьё-то платье - Кысўата́ңэ дзу

Глаголы ядзи́р, япир, ямир, яңир

Эти глаголы используются для того, чтобы ответить и задать вопрос что делать?. Они образованы от известных уже нам квазипрефиксов+глагола яўир, который означает "делать, просто делать". Хотя в разговорном языке можно сказать ўар-ом ынка? (что ты делаешь?), в литературном это неправильно, надо использовать глагол: мар ынка?

Общие примеры

Теперь рассмотрим примеры с разными использованиями этих междуимений.

  • Сколько здесь масла? - Моддэт оли дзушми?
  • Там, в лесу, я нашел чей-то домик - Пушми ндлехх'ышми аголь бэньята́ң;
  • Так над ним издеваться?! Что он вам сделал??! - Дзыңга́ргырос?! Ямиролку??!
  • Кто не имеет материалов? - Ман материала́ббом?
  • Кому [дать] игру? - Ыңкарх'ыста́лм?
  • Не идите сюда! - Мэсулдзо́ндл!
  • Что у тебя (ж. р.) есть сейчас? - Муббач дзеси?
  • Сколько времени? - Му ме́сит? (досл. какой час);
  • Ми наһи́ре месит дзи! - Какие красивые эти часы!
ܐܝܕܗ ܠܗܒܐܫܥ, ܠܢܕّ ܡܘܥܐܗ ܐܢ ܪܝܣ̃ܡܗ
Éda lhóbàsang, lánd mùng'a ón rêshma
[ˈʔé̞dɐ̄ l̥ʰó̞ˈbàzɐ̀ŋ, ˌlán‿ˈmùŋʔɐ̀ ʔó̞n‿dɾə̞̂zʲmɐ̆̀]
Знание это сокровище, а умение учиться - ключ к нему

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр