Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Прото-иранский язык

Автор Dana, марта 5, 2008, 15:55

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Dana

Собственно, а что мы знаем о прото-иранском языке, возникшем непосредственно после распада индо-иранской общности на две группы?
Мне чаще встречались только упоминания о нём, но я нигде не встречала подробной реконструкции(
Чи вона є?
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

ou77


Dana

Авестийский - это язык, на котором написана Авеста.
Это уже более поздний язык.
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

ou77

Счас прочитал что:
Цитировать
Ученые датируют Гат приблизительно 7 в. до н.э., а более позднюю часть Авесты – 5 в. до н.э.
Как известно страна Персия начала возвышатся в 6м веке, наверное если был такой язык, прото-иранский, до где-то паралельно...

Dana

Нет, вы не правильно поняли. Прото-иранский - это предок как авестийского, так и древнеперсидского. Предполагаемая дата распада прото-индо-иранского языка - начало 2-го тысячелетия до н.э.
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

ou77

Всё, понял, ключевое слово "реконструкция" а не "упоминание":)
Я не помню о выделении прото-иранского языка, по-моему обычно сравнивают с каким-либо из иранских языков, есть у меня дома книга Славяно-Иранские изголосы (что-то в этом стиле) гляну, если не забуду...

Darkstar

О какая тема!
Но очень сложная. Потому что никто не проводил реально подробного исследования.
Главное, что здесь нужно понимать -- это то, что западно-иранские (включая авестийский), к которым мы "привыкли" -- это лишь маленькая ветка древа иранских. Различия между большинством западно-иранских не больше чем между романскими (исключение: зазаки и родственные им подгруппы). А основной массив иранских лежит на востоке -- там очень большие различия между отдельными "восточно-иранскими" (а также сакскими подгруппами) -- примерно как между славянскими и балтийскими, характеризующиеся очень древним расхождением (2000-3000 и более тыс. лет назад). При этом большинство "восточно-иранских" либо вымерли, либо представляют собой крошечные поселки, затерянные на Памире, либо засорены и креолизированы персидским (как ягнобский). И изучены они лингвистами плохо. Стоит ли говорить, что "восточно-иранские" -- это вообще достаточно условное объединение

Поэтому корректной реконструкции всего этого никто не даст. А обычно  действительно все тупо сводят к авестийскому.
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Nekto

А насколько близки вообще между собой восточно-иранские и западно-иранские? Есть вообще смысл их объединять в одну иранскую группу?
И еще. Откуда вообще эти названия? Скифы, сарматы, например, находились на крайнем западе иранского мира, а не на востоке...

Darkstar

Лексически есть, там есть уникальные иранские изоглоссы, но в целом родство иранских никак не больше балто-славянского, скорее меньше.

Археологически и глоттохронологически, наиболее вероятен распад периода после BMAC -- 2000-1000 лет до н.э. Немного раньше (в период BMAC) должны были отделиться и дардо-нуристано-индийские.

Лексикостатистически, у меня получается относительное родство совр. персидский--осетинский, персидский--шугнанский, персидский--пашто примерно такое же как русский-литовский

"Откуда вообще эти названия?"

Какие названия?
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Dana

Название связано, наверное с тем, что большинство современных западно-иранских языков действительно распространены на востоке.
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Darkstar

Кстати, сакские -- официально не признаны ни восточной, ни западной группой. В них нет характерного восточного ослабления (типа d > l/th/s и др). Вот вам почти официально третья иранская группа.
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Darkstar

Авестийский вполне можно рассматривать как прото-западно-иранский. Он также очень близок к древнеперсидскому (как русский и украинский примерно). Если бы это было не так, зороастризм никогда бы не получил широкого распространения, поскольку был бы записан на НЕПОНЯТНОМ языке.
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Dana

Вообще-то авестийский рассматривают как прото-восточно-иранский, противопоставляя его древнеперсидскому.
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Nekto

Цитата: Darkstar от марта  5, 2008, 19:31
"Откуда вообще эти названия?"
Какие названия?

А о чем мы говорим?

Цитата: Dana от марта  5, 2008, 19:38
Название связано, наверное с тем, что большинство современных западно-иранских языков действительно распространены на востоке.

Женская логика?  :eat:

Dana

Нет. :) Опечатка. Такое бывает, когда думаешь об одном, а пишешь о другом. Конечно же, речь шла о восточно-иранских языках :-)
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Darkstar

"Вообще-то авестийский рассматривают как прото-восточно-иранский, противопоставляя его древнеперсидскому"

Нет такого, официально его позиция неизвестна, либо то, либо то. Но сходство с западной ветвью и древнеперсидским очевидны. Достаточно открыть словарь.
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Darkstar

Единственный убедительный признак "восточности" это лениция. А в авестийском ее нет.
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Dana

В Википедии написано, что "Avestan is an Eastern Old İranian language."
Дело в том, что в то время западная и восточная подгруппа были слабо
дифференцированы. Вы правы в том, что разница между авестийским и древнеперсидским была примерно как между русским и украинским (ну может, чуть больше), и что древние персы без особого труда могли понимать священные гимны Авесты.
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Darkstar

Нет, даже в википедии, при всей ее примитивности, такого не написано. Читайте дальше.

А уж про деление иранских на "старые" и "новые" (или как там: древние и средние?) -- это вообще смех. Вот уж где, действительно, псевдонаука.
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Darkstar

Возможно, авестийский попал в восточные по географическому признаку -- вероятное место: Маргиана или Бактрия (северный Афганистан), потому что Заратустра упоминает Балх.
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Darkstar

Вообще иранистика -- это филология. Чего стоит только чисто географическое деление языков на "северные" и "южные" -- абсолютно никак не обоснованное лингвистически. Чего стоит "легенда о мидийском", о котором, как оказывается, нет НИКАКИХ объективных, фактических данных, кроме пары случайно зафиксированных глосс -- а огород нагорожен выше крыши. Чего стоит подразделение "памирские диалекты" и даже (в быту) "памирский язык" (при том, что de facto отличия между языками там очень глубокие). Чего стоит теория Оранского, о том, что парачи-ормури это западно-иранский (во-первых как он там оказался тогда в восточном Афганистане и Пакистане? Во-вторых, на каком основании такое?). Чего стоит "сакская группа", которая на самом деле ни сакская, ни восточная (нет лениции), ни западная -- а просто особая группа иранских, причем расположенная далеко на востоке и, в общем, забытая иранистами. Чего стоят все эти плохо изученные средневековые бактрийский, хорезмский, согдийский, которые лихо классифицируются в одну кучу, хотя там тоже никто толком их не знает и не изучал (в двух последних даже гласные не обозначались, а первый был на самом деле "кушанским", реально распространенным в Индии, и к Бактрии отношения почти не имел). Чего стоит огромная неразруленная совокупность мелких западно-иранских языков на терр. Ирана, которых несколько десятков, и которые обычно не описаны в стандартных изданиях. Чего стоит положение зазаки и ряда родственных западно-иранских архаических языков, которые явно носят черты отличия от других языков Персидской империи (примерно как сардинский отличается от большинства романских), но которые часто продолжают валить в одну кучу со всеми.  Короче, было бы наивным утверждать, что по иранским давно всем все понятно... 
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Darkstar

Я проводил изучение базовых лексем во многих основных иранских языках и группах, и у меня получилась примерно такая более или менее объективная классификация:

Западные
Языки, возникшие в результате экспансии Персидской империи -- т.е. бывшие западно-иранские -- т.е. потомки древнеперсидского. Сюда же относится и авестийский, поскольку его близость к древнеперсидскому очевидна, а признаков восточной лениции у него нет.
1) Архаичная группа: зазаки, горани, семнани, харзани, парфянский
2) все остальные
      2a) сангисари, керманшахи
      2b) курдский
      2c) потомки пехлеви: все остальные (персидский, белуджи и пр.)

Центральные (бывшие "восточные" с признаками лениции)
3) пуштунские: пашто, вазири и др. неизученные
4) ормури-парачи (граница Пакистана и Афганистана, близок к пуштунским)
5) бактрийский = кушанский (язык Кушанского царства в Индии) и, скорее всего, его совр. потомки: мунджи и йидга (высоко в предгорьях Гиндукуша) (близки к пуштунским)

6) согдийский, хорезмский (?) и их совр. потомок ягнобский
7) ваханский (высоко в горах Памира, рядом с бурушаски)
8 ) ишкашимский-зебакский-сангличский (в нескольких десятках селений Афганистана и Нуристана)

9) памирские
    9a) шугнанско-рушанский (и родственные ему языки-диалекты: бартанский, орошорский и пр.) и сарыкольский через границу в Китае (стандартные памирские языки в глубине Памира, в основном вдоль истоков Амударьи-Пянджа)
     9b) язгулямский  (близок к предыдущей подгруппе, почти вытравлен Сталиным)
10) осетинский (похоже, рано отделился от памирских, некоторая близость к ним)

Восточные (такламаканские)
11 ) сакские (в пустыне Такла-Макан, вытеснены в средние века уйгурским)

Возможно, где-то что-то преувеличено или преуменьшено, но примерно такая картина какая-то вырисовывается...
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

ou77

Вот добрался до книги. Конечно есть "праиранский язык" он я так понимаю акуратненько выводится из индоевропейского праязыка применительно к инранским, еще вспоминается ступень индо-иранского состояния, но похоже и без его особого выделения всё неплохо получается...

Да, книга называется "Иранские и славянские языки. Исторические отношения" Д.И.Эдельман.

Darkstar

Вот я еще как-то рисовал для себя карту исторического распространения основных ветвей индо-иранских...
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Darkstar

Суть здесь в том, что они должны были пройти по древнему руслу Амударьи (Oxus) от Каспия, оказаться в Бактрии, оттуда по Амударье попасть на Памир (желтая область максимального лингвистического разнообразия), и уже оттуда и из Бактрии расселяться во всех направлениях. Т.е. прародина: всё русло Амударьи, фактически.
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр