Author Topic: Севрюки, горюны и прочие саяны.  (Read 11803 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline IamRORY

  • Blogger
  • *
  • Posts: 1882
Quote
Севрюки (сиврюки, реже севруки) - жители земли, Северщины, потомки славянского племени Северян. По мнению многих российских историков - Севрюки несостоявшийся восточнославянский народ, наравне со Словенами (Новгородцами). К Северщине в разное время относились такие города, как Чернигов, Новгород-Северский, Севск, Стародуб, Комаричи, Брянск, Козельск, Трубчевск, Глухов, Рыльск, Путивль, Полтава, Глинск, Недригайлов, Хотмыжск, и Курск.
Граница Северской земли (и её производных - Черниговского, Новгород-Северского и Курского княжества) никогда не была постоянной. Одно время территория Черниговского княжества захватывала даже подмосковную Коломну, гранича с Рязанским княжеством, которое являлось его вассалом.
Происхождение этнонима “Сиверо, севера” до конца не ясно. Наиболее оптимальный и весомый вариант – производное от слова “савир”, от названия потенциальных предков Севрюков – протоболгар-савиров. В пользу этого говорит следующий факт. В центре Рыльска на горе Ивана Рыльского, сохранившейся со скифских времён практически не тронутой, было найдено ритуальное захоронение женщины с конем алано-булгарской культуры.
Кстати, говоря, язык "Слова о полку Игореве" был близок к некоторым брянским диалектам. “Слово о полку Игореве” – это не только превосходный пример древнерусского творчества и “исторический памятник”, сохранённый для потомков, но и самый, что ни на есть настоящий Севрюцкий эпос!
Насколько разятся корни Севрюков и Великороссов – сказать сложно. Ещё в начале XVI века казаки Азовские и Белогородские запросили у великого князя московского Василия III поселиться кошем под Путивлем - где казаки были названы Севрюками.
Ведя полукочевой образ жизни на границе с Великой Степью, знающие каждый её степной лог как свои пять пальцев, Севрюки являлись как бы форпостом границ Московии. Московские, да и литовские власти охотно нанимали Севрюков на охрану южных рубежей.
Знаток курской старины, писатель и историк Е.Л. Марков писал о них: «Постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно настороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки со степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, — выработали в течение времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные». До того, как в Поле стали периодически высылаться московские войска, именно на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей Северской земли.
В словаре Даля имеется такое определение слова "севрюк" - угрюмый, хмурый человек. «Что смотришь севрюком?» — так говорили о тех, кто смотрел «волчьим» взглядом. О недоброй славе глухих поселений Северской земли напоминают также разного рода поговорки: «Обоянцы — Бога не боянцы», «Ольховатка — Лиховатка», «Вязовое — кто войдет, тот завоет» и тому подобное.
В Смутное время Севрюки активно поддерживали Лжедмитрия I, на что московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. Москва, дорожившая крепостным правом и ни в коей мере не приемлемая вольного свободолюбивого духа Севрюков, постоянно подвергала коренное население Северщины гонениям и при всяком удобном случае всячески старалась снизить их численность. Поддержали Севрюки и атамана Ивана Болотникова, так что война эта довольно часто называется "севрюковской".
По прошествии Смутного времени и раздела Северщины после Деулинского перемирия, между Московией и Речью Посполитой имя Севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной украинской экспансии (козацкой колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. В городе Глухове (одному из городов Северщины, ныне Сумская область Украины) существует поговорка “украинцы Глухова – лишь наполовину украинцы”.
Куда же подевались Севрюки? Большая часть из них ассимилировалась в среде украинского и великоросского населения Московии и Малороссии, некоторые осели в восточной Белоруссии, часть стала крестьянами-однодворцами. Остальные переселились на Нижний Дон, дав антропологическую основу Низовым Донцам.
Возникает вопрос: почему Севрюки активно вливались в состав Донского казачества? Дело в том, что Севрюки - это была достаточно мобильная этнокультурная группа, по военной организации и по знанию родной им Великой Степи очень близкая казакам, тем более что до XVII века Севрюки, ровным счётом как и Донцы и Запорожцы являлись типичными полукочевниками и полностью оседлого образа жизни не вели.
Однако, имя Севрюков не полностью исчезло с лица земли. Потомки Стародубского казачьего полка (западная Брянщина, до 1917 года - Черниговщина) до сих пор носят это славное имя, скорее всего для того, чтобы обособить себя от значительного пришлого контингента русских староверов, осевших на территории северной Черниговщины, а также заявить о своей "коренной" принадлежности к древним Севрюкам.
Ряд исследований, проводившийся в разное время, на юго-востоке Брянщины и на Курщине выявил среди коренного населения тех мест, множество культурных, этнических и диалектических особенностей, резко отличающихся от другого великоросского и малороссийского населения.
О былых временах говорит также множество курганов Северян на территории Черниговской, Сумской, запада и юго-востока Брянской областей. Самые известные из них это, пожалуй, курганы в Кветуни (под Трубчевском), а также черниговские курганы.
     
                                                                                                                                                   А. Ракитин

Quote
...всего 6 или 9 деревень. Но горюны постоянно заявляли и заявляют о себе... Такое малое количество представителей данного субэтноса и не растворились среди окружающего населения. Объяснять это наличием лесного окружения явно недостаточно. Больших лесных массивов в Путивльском районе не так уж много, если сравнить этот регион, например, со средним Надприпятьем. Как правило, такое сохранение этноса часто объясняется в первую очередь наличием у него в прошлом так называемых “золотых веков”. Эти “золотые века” исследователям желательно попытаться найти...
В письменных памятниках не сохранилось указаний, кто является предками горюнов. Единственно кажется несомненным, что они живут здесь очень давно. Жили они на Путивльщине еще во времена Великого княжества Литовского, а может быть и до этого...
Окружение горюнов – это различные группы украинцев, русских, белорусов. Территорию этого окружения следует понимать в узком и широком плане. Узкий план – это Путивльский район. Широкий план – это Днепровское Левобережье. Нас будет интересовать не всё левобережье Днепра, а бассейн Десны и сопредельные регионы. Это зона лесостепи и леса.
В средневековье указанную территорию заселяли северяне. Их наименование в более поздние времена – севрюки. Ученых удивляет следующий момент: почему северяне вошли в состав не какого-нибудь одного, а в состав всех трех восточнославянских этносов. На наш взгляд, объясняется это довольно просто.
Даже теперь мы можем найти прямых потомков древлян, дреговичей, радимичей, кривичей, вятичей, словен новгородских. В местах их проживания со времен Киевской Руси фактически не было смены населения. Иное дело, например, уличи. Это племя сыграло немалую роль в формировании украинского этноса. Но со своей первоначальной территории на пограничье лесостепи и степи они были вытеснены и переселились в более северные и северо-западные районы.
История пограничья лесостепи о степи в Поднепровье имеет свою специфику. В прошлом это граница между земледельческим населением и кочевым миром. В благоприятные времена лесостепь плотно заселялась земледельцами. Местность удобная для жизни земледельцев: плодородные почвы, наличие лесов. Но через какое-то время земледельцы вытеснялись кочевниками. Они переселялись в лесные области. Там они смешивались с коренным населением. Проходило определенное время, ситуация в лесостепи менялась и лесостепь снова заселялась земледельцами. Но это уже были не прямые потомки прежнего лесостепного населения, которое раньше отсюда ушло. Это были потомки этого населения, но в его смешении с населением лесных областей. Такие перипетии в течение веков и тысячелетий повторялись неоднократно.
Каковы же судьбы отдельных групп северян?
Наибольше претендентов на непосредственных потомков северян у населения средней и северной полосы Черниговщины и северной части Сумщины (кроме северных окраин). Эта территория наименее опустошалась. Там, по линии Чернигов – Глухов, распространены наиболее типичные восточнополесские украинские говоры. Однако необходимо учесть и следующее. Черниговщина рано вошла в состав Киевской Руси и с тех пор испытывала влияние Киевщины. Во-вторых, неизбежен и в эту зону прилив населения их Днепровского Правобережья. Поэтому о говорах области по линии Чернигов – Глухов можно сказать, что в них, скорее всего, сравнительно с другими диалектными единицами наиболее отразился северянский компонент...
Территория нынешних южной Черниговщины и северной Полтавщины была сильно опустошена. Позже она дозаселялась и заселялась как потомками северян, так и потомками племен Днепровского Правобережья. Потомки северян чаще оказывались в меньшинстве. Это, кажется, в значительной мере отразилось на современной диалектной ситуации этой зоны. На указанной территории распространены восточнополесские и юго-восточные украинские говоры. Как показывает “Атлас української мови”, т. 1 и другие работы, во-первых, нет четкой границы между первыми и вторыми, а во-вторых, говоры переходные между типичными восточнополесскими украинскими и типичными юго-восточными украинскими превышает территорию типичных восточнополесских украинских говоров (по линии Чернигов–Глухов). Все это свидетельствует о том, что северянский этнический компонент был довольно значителен среди потомков жителей южной Черниговщины и северной Полтавщины.
Севрюки принимали участие в заселении Слобожанщины, но заселяли этот регион преимущественно представители иных этнических единиц.
Северянской была Курская земля, впоследствии сильно опустошенная. При ее дозаселении преобладали выходцы из бассейна верхней Оки. Однако, ранее, скорее всего, на верхнюю Оку имел место прилив северянского населения, земли которого опустошались. Но здесь победил южновеликорусский компонент. Скорее всего, имело место поселение отдельных групп севрюков на Курщине и в период ее заселения и дозаселения.
Когда опустошались южные и юго-восточные части Северянской земли, многие ее жители уходили на север, причем, не только в украинские и русские, но и в белорусские земли. Об этом, в частности, свидетельствует название сел Севруки в Беларуси: в Барановичском районе Брестской области, Браславском районе Витебской области, Гомельском районе Гомельской области, Вороновском районе Гродненской области, поселок Севруковский в Наровлянском районе Гомельской области...
...В составе Великого княжества Литовского Путивль являлся центром удельного княжества, затем центром повета (уезда). Естественно предполагать, что в Путивльской земле существовал не только г. Путивль, но и сельские населенные пункты. А в этих сельских населенных пунктах или в части их, скорее, всего, жили горюны или их предки. Ведь первые упоминания о горюнских сёлах на Путивльщине относятся к ХVI в., т.е. они упомянуты через сравнительно непродолжительное время после того, как этот край вошел в состав Московской Руси. В Путивльском крае после 1500 г. поселились русские однодворцы, а горюны – более ранние поселенцы в этом регионе.
Замечу, что одно из основных отличий горюнского говора от соседних восточнополесских украинских и русских говоров – это наличие в нем белорусского компонента...
...Н.Татаринов сообщил мне, что русскому говору села Юрьево Путивльского района характерны словоформы типа бик ‘бык’, миш ‘мыш’. Так это же полесская черта. Узкой полосой, часто прерываясь, тянется она до западной границы Беларуси. Это наводит на мысль, что говоры однодворцев в Путивльском районе испытали определенное полесское влияние, Скорее всего однодворцы ассимилировали какие-то группы более ранних насельников Путивльщины.
Обычно этноним горюны связывают со словом горевать. Отсюда горюны – это ‘горемыки’. А вот в говорах Пинского района Брестской области слово гороваты имеет значение ‘трудиться, работать’. Вот собираются женщины на работу в колхоз сортировать картофель и говорит одна: Зарэ пійдымо гороваты. Если исходить из такой интерпретации значения слова, то горюны – это ‘трудяги’.
...в докладе И.Т.Чернякова прозвучала информация о существовании точки зрения, выдвинутой М.Г.Халанским, согласно которой горюны являются потомками летописных горян...
Горюны продолжают оставаться загадкой. Не исключено, что это преимущественно потомки одной из местных групп северян, которая в эпоху Великого княжества Литовского испытала влияние белорусской языковой стихии. Не исключены и иные варианты. Может быть, это группа северянско-радимичского происхождения. А возможно потомки северянской группы, переселившиеся на северо-запад, а после, сохраняя историческую память, вернулись обратно...

                                                                                                                                             Ф. Климчук

Offline Python

  • Posts: 36587
  • Gender: Male
  • Aluarium agent
Quote from: Толковый словарь В.И.Даля
СЕВРЮК м. и севрюга об. кур. вор. угрюмый, суровый человек, воркун, брюзгач, неприступный. Это такой севрюга, что слова доброго не молвит.
Quote from: Толковый словарь В.И.Даля
ГОРЮН, горюниться, см. горе.
Похоже, и горюнов, и севрюков русские считали угрюмыми и несчастными. А если это не результат созвучия с самоназваниями, а внешние прозвища этнических групп? Что известно о национальном характере горюнов и севрюков, их взаимоотношениях с соседями?
Пролетареві ніколи вчити європейських мов, бодай би свою знати добре і на ній принести до своєї хати світло знання (Гнат Хоткевич)
ÆC CASALI NAXI PRASQURI: AHOV CÆRU, MERTVÆRI TÆ SLAVUTÆT!
Вони просили його: «Скажи: кетум», а він говорив: «сатем», і не міг вимовити правильно.
Хотелось бы также отметить, что "Питон" - это "мышиный язык" : "пи+тон". © АБР-2

Offline IamRORY

  • Blogger
  • *
  • Posts: 1882
Багновская Н.М. Севрюки: население Северской земли в XIV-XVI вв. - М. - 2000 г.
http://slav14.ifolder.ru/11103453

Offline SIVERION

  • Posts: 9115
  • Gender: Male
  • :)
У меня несколько знакомых горюны,правда родились в Сумах но их родители и деды из Юрьево и Линово или Ляново как они говорят.Знаю хорошо Путивльщину,Глуховщину.
There is no conversation more boring than the one where everybody agrees (Michel de Montaigne) ;[пол:мужской]

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 46254
  • Gender: Male
Quote
Гамаи — локальный этноним-прозвище жителей с. Долгомо-
ховка (Семилукский район), сел Яковлево и Вислая Поляна
(Тербунский район Липецкой области). По сообщению инфор-
маторов из с. Долгомоховка, в прошлом гамаи были “незакреп-
ленные за барином”; они отличались от цуканов говором (гово-
рили, например, прийдешь), носили широкую юбку. Этимоло-
гически слово гамай, вероятно, связано с гамить или гаманить/
гаманеть — “гомонить, говорить громко, шумно, кричать”. Воз-
можна также этимологическая связь локального этнонима “гамаи”
с бранным галманы — “мужик, олух, грубиян, невежа”; в ряде
мест Воронежской губернии слово “галманы” являлось прозви-
щем однодворцев18. Можно предполагать также связь слова “га-
май” с диалектизмом баглай, встречающимся в ряде мест Воро-
нежской и Курской областей и имеющим значение “лентяй, дар-
моед, увалень, лежебока”. В начале ХХ века бранное прозви-
ще “баглаи” употреблялось также воронежскими мещанами по
отношению к сельским жителям вообще.

Встретил вот такое вот. :o

Offline Велеи

  • Posts: 71
  • Gender: Male
Это современная мифология на постном масле  :D

Offline I_one

  • Posts: 917
  • Gender: Male
  • Tusuzüguraus! USABLORALOPL
    • Rbardalzo Сайт Ивана Карасева
А нет ли связи "севрюки" и "река Свирь"?
¡¡¡ʁɔɯǝнdǝʚǝdǝu ǝн ɐɓɹoʞин dиW
Птица, сидящая на голове мудреца, видит дальше мудреца
(Uzehananbrakascvofradlcoh)
Tusuzügyr))

Offline Велеи

  • Posts: 71
  • Gender: Male
А нет ли связи "севрюки" и "река Свирь"?

Эта та, в Ленинградской области?  ;up:

Offline I_one

  • Posts: 917
  • Gender: Male
  • Tusuzüguraus! USABLORALOPL
    • Rbardalzo Сайт Ивана Карасева
А нет ли связи "севрюки" и "река Свирь"?

Эта та, в Ленинградской области?  ;up:
Есть другие гидронимы с похожим названием... Озеро Свирь
¡¡¡ʁɔɯǝнdǝʚǝdǝu ǝн ɐɓɹoʞин dиW
Птица, сидящая на голове мудреца, видит дальше мудреца
(Uzehananbrakascvofradlcoh)
Tusuzügyr))

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: