0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Исламскийхарактерпозднезолотоордынских этнополитических формирований невызывает сомнений (см., например: [Velidi Togan, 1966, s.179–204; De Veese, 1994; Исхаков, 1997а; Исхаков, 2009б]). Во всехтюрко-татарскихгосударствахХV–ХVIII вв. ислам являлся государственной религией и, как видно из источников, у политическойэлиты этих владений существовало отчетливое понимание собственной принадлежности к мусульманскому миру. Так, в послании правителя Тюменского ханства ханаСайида-Ибрагима, присланного московскому великому князю Ивану III в 1489 г. из Ногайской Орды, сказано: «Яз (т.е. хан СайидИбрагим. – Д.И.) – бесерменский государь, а ты – християнской государь» [Посольскиекниги, 1995, с.19]. О том же писал и князьЮсуф, правитель Ногайской Орды, в своемпослании от 1551 г., адресованному ИвануIV: «...мы мусулъманы, а ты християнин» [ПДРВ, 1793, с.302]. Или, в таком аутентичном источнике, как «Зафер-нама-и вилаяти Казан» (1550), написанном верховнымсейидом Казанского ханства Кул-Шарифом, есть строки о том, что Казань «с давнихвремен являлась мусульманским городом», расположенном «далеко от мусульманскихобластей, на границе с областью кяфиров» [Кол Шəриф, 1997, 77 б.]. Тут есть ясное понимание религиозных отличий казанцев отнаселения соседних русских земель. Крымский хан Менгли-Гирей также прекраснопонимал значение вхождения своего государства в мусульманский мир. В частности, в его послании неизвестному турецкому сановнику, отправленному в июле 1475 г. (после захвата г. Кафы турками), содержатсятакие строки: «Кафа сделалась исламскимгородом (выделено нами. – Д.И.). Мы благодарим Бога, что освободились из темницы» [Некрасов, 1990, с.43].Хотя состояние имеющихся источниковпока не позволяет в полной мере осветитьпроблему ислама в татарских государствахХV–ХVI вв. – особенно это касается собственно богословских аспектов тогдашнейрелигиозной ситуации – тем не менее, многие институциональные аспекты функционирования ислама в них как государственной религии могут быть восстановлены.Казанское ханство. Казанское ханство, унаследовавшее культурные традиции Булгарского вилайета Улуса Джучи, с самогоначала своего образования выступало какмусульманское государство. Это подчеркивается и в татарских преданиях, отложившихся в так называемых «летописях». Вчастности, в одной из них приводится рассказ об основании г. Казани (Нового Булгара) и подчеркивается: «На этом месте подзнаменем ислама остались. ...Во всех своихпоступках и событиях жизни обращалиськ правилам шариата... споры и судебныедела разрешали согласно шариату» [Из татарской летописи, 1937, с.122–123]. Население ханства в отмеченных «летописях» также характеризуется как мусульманское: «...когда род мусульманских ханов пресекся и в г. Казани хана не было, мусульманепривезли его (хана Шах-Гали. – Д.И.) (и) избрали на ханство» [Катанов, Покровский, 1905, с.318]. Русские летописи, имея в видуказанских татар, в сообщениях, относящихся к XV в., также подчеркивают, что ониявлялись «бесерменами», т.е. исповедовалиислам [ПСРЛ, 28, 1963, с.98]. Например: вЛетописном своде 1497 г. под 1429 г. указывается на поход казанских татар к Галичуи говорится, что русские «погнаша за татары... побита татар и бусорман» [Там же]. При описании штурма русскими войсками в1469 г. г. Казани, летописец пишет о «мно-Глава 3. Ислам на постордынском пространстве 441зи же бесермени и татари» [ПСРЛ, 13, 1965, с.122]. Такой относительно поздний источник, как «Казанская история», там, где речьидет о периоде формирования Казанскогоханства, не забывает указать, что в Казань«нача збираться... срачини» [Казанскаяистория, 1954, с.53], т.е. мусульмане, ибодля автора этого сочинения, ислам был «сарацынской», т.е. «арабской» верой [Там же, с.58]. В Патриаршей (Никоновской) летописи, подводя итог завоеванию Казанскогоханства, также подчеркивается: «...предадеему (Ивану IV. – Д.И.) Господь Бог безбожных татар Казанскихъ и безсерменьскую ихверу» [ПСРЛ, 13, 1965, с.251]
Цитата: Горец От от Мая 14, 2021, 23:25я так всё думаю, к кому примазаться, к кипчакам или булгарам Прикол в том, что они примазываются не к кипчакам и не к булгарам, а к своим историческим современникам и соседям -- казанским татарам.
я так всё думаю, к кому примазаться, к кипчакам или булгарам
На полном серъёзе и с настойчивостью маньяка на охоте.
Если кому интересно, там еще много про ислам в Поволжье.
в послании правителя Тюменского ханства ханаСайида-Ибрагима, присланного московскому великому князю Ивану III в 1489 г. из Ногайской Орды, сказано: «Яз (т.е. хан СайидИбрагим. – Д.И.) – бесерменский государь, а ты – християнской государь» [Посольские книги, 1995, с.19].
Русские летописи, имея в виду казанских татар, в сообщениях, относящихся к XV в., также подчеркивают, что ониявлялись «бесерменами», т.е. исповедовали ислам [ПСРЛ, 28, 1963, с.98]. Например: в Летописном своде 1497 г. под 1429 г. указывается на поход казанских татар к Галичу и говорится, что русские «погнаша за татары... побита татар и бусорман» [Там же].
В Патриаршей (Никоновской) летописи, подводя итог завоеванию Казанского ханства, также подчеркивается: «...предаде ему (Ивану IV. – Д.И.) Господь Бог безбожных татар Казанскихъ и безсерменьскую их веру» [ПСРЛ, 13, 1965, с.251]
Татарские историки - это и есть потомки тех самых "чувашей", которых вы на полном серъезе принимаете за чувашей...
Именьковцы и финно-угры > булгары > ордынские кыпчаки (татары) > казанские татары.
[Там же]. При описании штурма русскими войсками в 1469 г. г. Казани, летописец пишет о «мно зи же бесермени и татари» [ПСРЛ, 13, 1965, с.122].
Самыми важными эпохами христианской миссии в среде казанских инородцев были: время перваго утверждена между ними русскаго владычества во второй половины XVII в. и затем в XVIII в. время царствования императрицы Елизаветы. Первые святые деятели христианской миссии, знаменитые казанские чудотворцы XVI в., Гурий, Варсонофий и Герман, оставили после себя целыя селения так называемых старокрещеных инородцев, в том числи не мало и татарских селений. Ислам тогда еще не был так силен между татарами, переживавшими еще период двоеверия, борьбы с магометанством старых языческих верований...
...Замечательно, что вся теперешняя мусульманская образованность Казани обязана своимъ процветаниемъ русскому правительству и поднялась не ранее начала XIX столетия. До этого времени татарское население края находилось въ самомъ темномъ невежестве относительно своей веры. Учителя были редки, потому что образовывать ихъ можно было только черезъ посылку молодыхъ людей въ отдаленные края Востока, въ Бухару или Стамбулъ; оттуда же добывались и все нужныя книги. Вь 1802 г., по воле императора Александра I, вследствiе просьбы татаръ заведена была, наконецъ, первая татарская типографiя въ Казани при гимназии, и въ течение всего трехь летъ успела напечатать 11,000 татарскихъ азбукъ, 7,000 экз. Гавтиака, 3,000 Корана и до 10,200 другихъ книгъ религиознаго содержанiя. Послѣ этого грамотность начала живо распространяться между татарами, и печатныя книги стали расходиться въ громадномъ количестве...
...При императрице Екатерине II новокрещенская контора была наконецъ закрыта (въ 1764 г.). Въ то же время, подъ влияниемъ модной тогда идеи о веротерпимости, уничтоженъ былъ сборъ податей съ некрещеныхъ инородцевъ за крещеныхъ, дано самое широкое дозволеше строить татарамъ мечети, а духовенству запрещено вмешиваться въ какия бы то ни было дела объ иновѣрцахъ и ихъ молитвенныхъ домахъ и посылать къ нимъ проповедниковъ миссионеровъ. Въ последние годы царствования Екатерина устроила для магометанъ даже особыя средоточия для ихъ релипознаго управленiя въ лице двухъ муфиевъ, одного въ Уфе, другого въ Крыму, и такимъ образомъ дала магометанству особую и законную религиозную организацию. Кроме того, въ Петербурге отпечатанъ былъ Коранъ въ количестве 3,000 экземпляровъ для разсылки по губерниямъ, населеннымъ татарами. Христианская миссия между инородцами была окончательно подорвана, а къ концу XVIII в. закрылись и новокрещенския школы, единственный источникъ для просвещения новокрещеныхъ. Между темъ магометанство оживилось и развило съ своей стороны сильную пропаганду среди обратившихся татаръ, снова привлекая ихъ на свою сторону, и кроме того, среди другихъ инородцевъ, исповедовавшихъ шаманство, киргизовъ и башкиръ. Пошли толки, что само правительство стоитъ за татарскую веру, скоро будетъ само на свой счетъ строитъ татарамъ мечети и что вышелъ указъ, дозволяющий новокрещенымъ снова возращаться въ исламъ. Заведение татарской типографии въ начале XIX столетия окончательно упрочило положение магометанства въ Pocciи, усиливъ его школы и развивъ грамотность въ среде его исповедников. Результаты всего этого не замедлили обнаружиться и обнаружились именно черезъ столько времени, сколько было нужно для того, чтобы подросло молодое поколение, воспитавшееся въ новыхъ школахъ...
Я надеюсь, что ни у кого уже не осталось никаких сомнений в том, что начиная с момента учреждения ОМДС в 1788 году ислам являлся такой же официальной государственной религией Российской империи как и православие.
Цитировать...Замечательно, что вся теперешняя мусульманская образованность Казани обязана своимъ процветаниемъ русскому правительству и поднялась не ранее начала XIX столетия. До этого времени татарское население края находилось въ самомъ темномъ невежестве относительно своей веры. Учителя были редки, потому что образовывать ихъ можно было только черезъ посылку молодыхъ людей въ отдаленные края Востока, въ Бухару или Стамбулъ; оттуда же добывались и все нужныя книги. Вь 1802 г., по воле императора Александра I, вследствiе просьбы татаръ заведена была, наконецъ, первая татарская типографiя въ Казани при гимназии, и въ течение всего трехь летъ успела напечатать 11,000 татарскихъ азбукъ, 7,000 экз. Гавтиака, 3,000 Корана и до 10,200 другихъ книгъ религиознаго содержанiя. Послѣ этого грамотность начала живо распространяться между татарами, и печатныя книги стали расходиться въ громадномъ количестве...
Цитировать...При императрице Екатерине II новокрещенская контора была наконецъ закрыта (въ 1764 г.). Въ то же время, подъ влияниемъ модной тогда идеи о веротерпимости, уничтоженъ былъ сборъ податей съ некрещеныхъ инородцевъ за крещеныхъ, дано самое широкое дозволеше строить татарамъ мечети, а духовенству запрещено вмешиваться въ какия бы то ни было дела объ иновѣрцахъ и ихъ молитвенныхъ домахъ и посылать къ нимъ проповедниковъ миссионеровъ. Въ последние годы царствования Екатерина устроила для магометанъ даже особыя средоточия для ихъ релипознаго управленiя въ лице двухъ муфиевъ, одного въ Уфе, другого въ Крыму, и такимъ образомъ дала магометанству особую и законную религиозную организацию. Кроме того, въ Петербурге отпечатанъ былъ Коранъ въ количестве 3,000 экземпляровъ для разсылки по губерниямъ, населеннымъ татарами. Христианская миссия между инородцами была окончательно подорвана, а къ концу XVIII в. закрылись и новокрещенския школы, единственный источникъ для просвещения новокрещеныхъ. Между темъ магометанство оживилось и развило съ своей стороны сильную пропаганду среди обратившихся татаръ, снова привлекая ихъ на свою сторону, и кроме того, среди другихъ инородцевъ, исповедовавшихъ шаманство, киргизовъ и башкиръ. Пошли толки, что само правительство стоитъ за татарскую веру, скоро будетъ само на свой счетъ строитъ татарамъ мечети и что вышелъ указъ, дозволяющий новокрещенымъ снова возращаться въ исламъ. Заведение татарской типографии въ начале XIX столетия окончательно упрочило положение магометанства въ Pocciи, усиливъ его школы и развивъ грамотность въ среде его исповедников. Результаты всего этого не замедлили обнаружиться и обнаружились именно черезъ столько времени, сколько было нужно для того, чтобы подросло молодое поколение, воспитавшееся въ новыхъ школахъ...
как видим тут было просто дано разрешение обучаться и распространять ислам и религиозные книги срели мускльманского населения ни о какой-то гос. политике и речи быть не может.
...то есть шаманизм практиковал часть а не весь...
Благородные мусульмане бесконечно борятся против злых и коварных православных имперцев, которые мечтают уничтожить ислам.
не надо нам здесь пропаганды
Цитата: Kamil от Мая 16, 2021, 10:26Благородные мусульмане бесконечно борятся против злых и коварных православных имперцев, которые мечтают уничтожить ислам. Так и есть
Цитата: Kamil от Мая 16, 2021, 10:29 не надо нам здесь пропаганды вот-вот
Цитата: Горец От от Мая 16, 2021, 10:22...то есть шаманизм практиковал часть а не весь... Какая часть? С чего такой вывод? дайте список литературы, на который вы опирались, прежде чем это написать. Если за вашими словами ничего не стоит, то не надо нам здесь пропаганды, мы не из глухого аула, на слово не верим.
Цитата: Горец От от Мая 16, 2021, 10:31Цитата: Kamil от Мая 16, 2021, 10:29 не надо нам здесь пропаганды вот-вотЧто вот-вот? Я привожу факты, а вы - только пропаганду.
прачитай википедию хатябы
Цитата: Горец От от Мая 16, 2021, 10:34прачитай википедию хатябы
я же вижу какие факты вы приводите
В быстром ответе можно использовать BB-теги и смайлы.