Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Славянский пантеон: кабинетный пшик vs гиперскептицизм

Автор Iskandar, июля 13, 2010, 09:32

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

jvarg

Цитата: Iskandar от июля 13, 2010, 11:32
Судя по реликтам в самых разных уголках славянского мира, возможно, был deus odiosus, а не "лешим". Хотя киевский пантеон против.
О чем и речь. Роль Перуна в Киеве резко отличается от его роли в остальном славянском мире.
Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

jvarg

Цитата: iskatelь от июля 13, 2010, 11:08
Во-вторых у западных славян фиксация сведений о язычестве или идёт со стороны, или происходит поздно

Да ну? Как раз по западнославянскому язычеству источников навалом, в осноном, немецких.

В частности по поводу:
Цитата: Лукас от
Сварожич вроде бы только в "Слове о полку Игореве" упоминается, и больше нигде.

Титмар Мерзебургский (10 век)

«... В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Главный из них зовётся Сварожич (Zuarasici); все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных. Знамёна их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости; причём вынести их могут только пешие воины.»
Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

iskatelь

Цитата: Искандер от июля 13, 2010, 11:09
Цитата: iskatelь от июля 13, 2010, 11:08
Во-первых поиск культа Перуна в чистом виде у южных славян - бессмыслица
В чистом виде егго и у прибалтов не осталось - только праздники народные, с пиркунасом не связываемые особо.
Я имел ввиду собственно южнославянские средневековые источники (дошедшие до нас), которые вообще практически не сохранили информацию о языческих культах южных славян...

iskatelь

Цитата: jvarg от июля 13, 2010, 11:47
Да ну? Как раз по западнославянскому язычеству источников навалом, в осноном, немецких.
Это записи "по-случаю" (типа краткого описания завоёванного города или разрушенного храма, низвергнутого идола и тп) - цельную картину верований эти источники не содержат....

И, конечно, ерунда, что в часть "лешего" или какого иного "нисшего духа" полабы могли назвать один из дней недели (четверг), который у всех других посвящён Громовержцу...


I. G.

Цитата: jvarg от июля 13, 2010, 11:39
Цитата: Iskandar от июля 13, 2010, 11:32
Судя по реликтам в самых разных уголках славянского мира, возможно, был deus odiosus, а не "лешим". Хотя киевский пантеон против.
О чем и речь. Роль Перуна в Киеве резко отличается от его роли в остальном славянском мире.
Уже несколько раз повторили: о Перуне в Киеве мы что-то знаем только потому, что летописец счет нужным об этом написать подробно. Боги южных славян, отчасти западных практически не попали в письменные источники (либо они до нас не дошли).
Сделать какие-то выводы на основании реликтов, сохранившихся в фольклоре, топонимике, невозможно.  :donno:
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Лукас

Цитата: jvarg от июля 13, 2010, 11:26
Вот что писал Прокопий Кесарийский о религии славян:

...Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания...

Где вы видите что-либо о громовержце?

Вот этот перевод прочитайте:
ЦитироватьОни считают, что один только бог, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/framegot31.htm

Цитата: jvarg от июля 13, 2010, 11:35
Цитата: iskatelь от июля 13, 2010, 11:33
Цитата: jvarg от июля 13, 2010, 11:26
Вот что писал Прокопий Кесарийский о религии славян:
...Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. ...
Хрестоматийный перевод: "творец молний".... а Вы по какому переводу?

Хрестоматия  по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев  и др. М., 1940

Смотрите лучше в:
Прокопий из кесарии. Война с готами. - М., 1950. - С. 297.
Гръцки извори за българската история. – София., 1958. - Т. II. - С. 126.
Свод древнейших письменных известий о славянах. - М., 1994. - Т. I. (I-VI вв.). - С. 183. (там "один из богов")
«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

I. G.

...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Flos


iskatelь

Цитата: jvarg от июля 13, 2010, 11:35
Цитата: iskatelь от июля 13, 2010, 11:33
Цитата: jvarg от июля 13, 2010, 11:26
Вот что писал Прокопий Кесарийский о религии славян:
...Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. ...
Хрестоматийный перевод: "творец молний".... а Вы по какому переводу?

Хрестоматия  по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев  и др. М., 1940
Свод древнейших письменных известий о славянах. Том 1, М., 1994. стр. 182-183.
"творец молний" (астрапис демiоургон)
ἀστραπή - 1) молния, 2) сияние, сверкание.

iskatelь

Цитата: Flos от июля 13, 2010, 12:56
Цитата: jvarg от июля 13, 2010, 11:47
изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем
Кириллицей?
Об этом Титмар умолчал... и теперь никто не знает какими буквами...

Лукас

«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

I. G.

...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Лукас

Цитата: I. G. от июля 13, 2010, 13:30
Цитироватьopera:illegal-url-6
У меня djvu-плагин не стоит.  :-[
А я так надеялся. :green:

Нужно несколько браузеров иметь. :smoke:
«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

Хворост

Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

Лукас

«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

I. G.

...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

jvarg

Цитата: iskatelь от июля 13, 2010, 13:00
"творец молний" (астрапис демiоургон)
ἀστραπή - 1) молния, 2) сияние, сверкание.
В общем, понять можно двояко. Или трояко.

Увы, наш спор с Лукасом неразрешим  :wall:
Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

iskatelь

Цитата: jvarg от июля 13, 2010, 16:44
Цитата: iskatelь от июля 13, 2010, 13:00
"творец молний" (астрапис демiоургон)
ἀστραπή - 1) молния, 2) сияние, сверкание.
В общем, понять можно двояко. Или трояко.
Увы, наш спор с Лукасом неразрешим  :wall:
Неа.. всё совершенно однозначно: то что "творец великий" - эт явная подтасовка, а "творец молний" - наиболее точное прочтение.... в греч. просто молнию обозначают словом "сверкание" (в слав. есть аналоги "блеск", "блескавица" - "молния")... "творец блесков (не молний)" - это очевидная бессмыслица. А то что имелся ввиду Громовержец - абсолютно естественно - у индоевропейцев громовержцы самые популярные божества (Индра, Перкунас, Тархун, Донар-Тор, Зевс-Юпитер и Перун)...


jvarg

Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

Алексей Гринь

Цитата: iskatelь от июля 13, 2010, 18:51
Цитировать
Цитировать"творец молний" (астрапис демiоургон)
ἀστραπή - 1) молния, 2) сияние, сверкание.
В общем, понять можно двояко. Или трояко.
Увы, наш спор с Лукасом неразрешим  :wall:
Неа.. всё совершенно однозначно: то что "творец великий" - эт явная подтасовка, а "творец молний" - наиболее точное прочтение.... в греч. просто молнию обозначают словом "сверкание" (в слав. есть аналоги "блеск", "блескавица" - "молния")... "творец блесков (не молний)" - это очевидная бессмыслица. А то что имелся ввиду Громовержец - абсолютно естественно - у индоевропейцев громовержцы самые популярные божества (Индра, Перкунас, Тархун, Донар-Тор, Зевс-Юпитер и Перун)...
Если посмотреть однокоренные слова, то больше похоже на то, что "молния" - основное значение, а "сияние, сверкание" - второстепенное, идеомато-поэтико-переносное (а ля "у него искры из глаз посыпались"), ср. пример у Дворецкого βλέπειν ἀστραπάς Arph. — сверкать глазами; тем более что походит на ἀστήρ.
Этимологически, конечно, оно может быть и на деле "блескавица", но я говорю о греческом языке в устоявшемся срезе, т.е. никаких творца блесков быть не моежт это точно.
肏! Τίς πέπορδε;

sasza


iskatelь

Цитата: Алексей Гринь от июля 13, 2010, 19:14
Если посмотреть однокоренные слова, то больше похоже на то, что "молния" - основное значение, а "сияние, сверкание" - второстепенное, идеомато-поэтико-переносное (а ля "у него искры из глаз посыпались"), тем более что походит на ἀστήρ.
Этимологически, конечно, оно может быть и на деле "блескавица", но я говорю о греческом языке в устоявшемся срезе, т.е. никаких творца блесков быть не моежт это точно.
Спасибо за уточнение!
Цитата: jvarg от июля 13, 2010, 19:01
Тархун - это такая травка, из которой лимонад делают. Может, Тархунтас?
да... и ещё Дундулис, Таранис и тд. (всех не упомнишь)))

Лукас

Цитата: jvarg от июля 13, 2010, 11:47
Титмар Мерзебургский (10 век)

«... В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Главный из них зовётся Сварожич (Zuarasici); все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных. Знамёна их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости; причём вынести их могут только пешие воины.»
Спасибо, только Титмар писал в начале 11 века.
«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

Nekto

Цитата: 5park от июля 13, 2010, 11:23
Это как если бы их кабинетные воспоследователи через 400 лет реконструировали верховное божество носителей археологической культуры зеленых бутылок (а мы принадлежим примерно ей) - Чупакабру.

Тю. Что это еще за чупакабра такая? Зеленый Змий в городском фольклоре и через 400 лет будет жив.

Искандер

Угу - и ему в жертву приносили печень живых людей, прям так и вырезали - у сидячих на жертвенном камне. посудите сами - "ипъпъшеонвъпълонзеленийзмииипосаджишапеченьсвоя" - всё ж ясно - дикари мы с вами были 400 лет назад
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр