Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

ближайшие родственники в тюркских - это сходство обманчивое?

Автор Антиромантик, ноября 28, 2009, 11:34

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Антиромантик

Тема вот о чем.
В последнее время участилась тенденция пересмотра "ближайших родственников" внутри тюркских.
Первыми жертвами пересмотра стали языки турецкий и азербайджанский, киргизский и южноалтайский, узбекский и уйгурский, татарский и башкирский. Турецкий относится к западноогузской группе наравне с балканско-гагаузским, собственно гагаузским и южнобережным диалектом крымскотатарского. Азербайджанский относится к восточноогузским, то есть он ближе к туркменскому (и остальным: саларскому и так далее). Мудрак разделил татарский и башкирский: татарский у него половецкий, а башкирский ногайский. В дальнейшем он от этой концепции отказался. В классификации Анны Дыбо, прежде всего, карлукские и кыпчакские составляют единство, и вместе с сибирскими они представляют центральные, противопоставленные якутскому, саянским и макроогузским. Башкирский язык отделяется раньше татарского и не составляет с ним одной подгруппы: татарский оказывается ближе ... к казахско-каракалпакскому (язык этот оказывается един), узбекскому и ногайскому и от башкирского во временном плане отделяется еще киргизским и (ново)уйгурским, составлявшим ранее якобы единство. Как видим, уйгурский в одной компании с киргизским, а узбекский с ногайским и казахско-каракалпакским. Южноалтайский (и в этом плане Дыбо и Мудрак солидарны) настойчиво объединяется с северноалтайским в горноалтайский и попадает в компанию с шорско-хакасским (несмотря на исследования, показывающие древнейшую неоднородность носителей южноалтайских и северноалтайских диалектов). Идиом туба при этом ближе к южноалтайскому. Иначе говоря, южноалтайский вообще оказался за пределами "карлукско-кыпчакских". А Мудрак и киргизский вычеркнул из карлукско-кыпчакских.

Халаджский-таки по классификации Дыбо не ближайший родственник саянских, а относится к макроогузским, равно как и орхонский с караханидским. Хотя саянские ближе к макроогузским, чем к остальным. Мудрак-таки орхонский, караханидский и халаджский приписывет к тюркским, а Кормушин констатирует историческое единство их с саянскими и якутским.

Обсуждаем.

Для иллюстрации схема.

Dana

Цитата: Антиромантик от ноября 28, 2009, 11:34
Азербайджанский относится к восточноогузским, то есть он ближе к туркменскому (и остальным: саларскому и так далее).
:o
Нет, ну сказать, что азери ближе к саларскому, чем к турецкому мог только человек, который саларского никогда не слышал!
Что приводится в доказательство столь странной гипотезы?
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Dana

У турков с азербайджанцами был единый литературный язык, с туркменами — нет. Достаточно сравнить тексты на этих языках, да и история говорит об обратном.
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Beermonger

Как можно разделять языки между которыми существует диалектный континуум? Или их считают вроде "новопреобретенными", а не историческими/генетическими? Я всегда считал что натуральный диалектный континуум есть признак монофилии.

Антиромантик

Цитата: Dana от ноября 28, 2009, 21:03
Цитата: Антиромантик от ноября 28, 2009, 11:34
Азербайджанский относится к восточноогузским, то есть он ближе к туркменскому (и остальным: саларскому и так далее).
:o
Нет, ну сказать, что азери ближе к саларскому, чем к турецкому мог только человек, который саларского никогда не слышал!
Что приводится в доказательство столь странной гипотезы?
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тюркские_языки
ЦитироватьЛишь в последние годы появилось две классификации, использующие соответствуюшие методы: фоно-морфостатистическая О. А. Мудрака и лексикостатистическая А. В. Дыбо. Хотя в ряде случаев они расходятся (см. ниже), в целом эти классификации близки.
ЦитироватьКлассификации А.В. Дыбо и О.А. Мудрака находятся в числе новейших. Лексикостатистическая классификация А.В. Дыбо (использующая, к сожалению, гораздо меньше языков) отличается от неё в следующем:
карлукская и кыпчакская группы образуют одно целое;
азербайджанский оказывается ближе к туркменскому, чем к турецкому;
киргизский входит в кыпчакскую группу (у Мудрака входит в алтайско-киргизскую подгруппу внутри хакасско-алтайской группы).
Мудрак разделил огузские следующим способом:
740 г. - саларский;
1030 - туркменский;
1210 - азербайджанский;
1610 - разделение гагаузского и турецкого.

Антиромантик

А я вообще не стал бы вот так огузские разделять. Прежде всего бы обособил печенежский, а потом саларский, остальное диалектный континуум. Азербайджанский, турецкий и узбекский, хорезмский соединяются хорасанским, афшарским, кашкайским, айналлу и сонкорским. Вероятно, особенно в свое время выделялась сирийско-туркменская зона, в настоящее время ассимилирована, но сохранила признаки самостоятельности в виже форм у числительных 80 и 90.

murator

Цитата: Антиромантик от ноября 28, 2009, 11:34
Мудрак разделил татарский и башкирский: татарский у него половецкий, а башкирский ногайский. В дальнейшем он от этой концепции отказался. В классификации Анны Дыбо, прежде всего, карлукские и кыпчакские составляют единство, и вместе с сибирскими они представляют центральные, противопоставленные якутскому, саянским и макроогузским. Башкирский язык отделяется раньше татарского и не составляет с ним одной подгруппы: татарский оказывается ближе ... к казахско-каракалпакскому (язык этот оказывается един), узбекскому и ногайскому и от башкирского во временном плане отделяется еще киргизским и (ново)уйгурским, составлявшим ранее якобы единство.
Это чё, значит, если нижегородские мишаре говорят (вчера убедился) йибәргән вместо җибәргән (отправил), то мишаре ногайцы, а татары половцы? :)

Антиромантик

Цитата: Dana от ноября 28, 2009, 21:06
У турков с азербайджанцами был единый литературный язык, с туркменами — нет. Достаточно сравнить тексты на этих языках, да и история говорит об обратном.
Тюрки долго был в качестве общего языка для многих тюркских. И что из этого?
Дыбо и Мудрак именно по лингвистическим признакам азербайджанским сближают с туркменским. Хорасанский при этом у них в восточных диалектах совпадает с туркменским и хорезмским, а западных с азербайджанским, сонкорский, кашкайский, афшарский и айналлцу тоже отделившиеся азербайджанские диалекты.
Хотя у них много крайне нетривиальных моментов.

Dana

Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...



Dana

Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Антиромантик

Вторую картинку постараюсь восстановить первозданную.
Сейчас вот про что расскажу.

В прошлую среду разговор с Дыбо и Мудраком был.
У них, само собой, во многом расхождение мнений, но в некоторых моментах единогласны. В общем, из разговора с ними узнал, что:

1) "нижнечулымский" частично является сибирско-татарским томским, частично не отличается от среднечулымского, в том числе по части рефлекса -з-, кецик и кюэрик тоже должны быть причислены к сибирско-татарскому языку (Мудрак);

2) кондомский диалект шорского также отчасти является мрасским -з-, а в остальном продолжением северноалтайского (Мудрак);

3) фуюйский ближе к сарыг-югурскому, чем к остальным хакасским (сохранение противопоставления слабых/сильных и аналога тувинско-тофаларской фарингализации);

4) восточнотувинский (тоджинский) и сойотский являются тофаларскими, а мончакский тувинским диалектом;

5) восточный "хорасанско-тюркский" действительно примыкает к туркменскому и огузским диалектам узбекского, западный "хорасанский", "сонкорский", кашкайский, айналлу и афшарский просто южные диалекты азербайджанского, про сирийско-туркменский они не знают, но Мудрак про формы sekizen и dokuzan утверждает, что это результат восстановления, как и в хакасской зоне, где вообще появляется -o- (фактически два слова, записанные в одно);

6) хотанский является южноуйгурским диалектом, а хотонский непонятно что (в том плане, что выдуманный; Мудрак), городского типа говор, так или иначе;

7) так называемый идыкутский, якобы близкородственный караханидскому, не существовал, в то же время орхонские диалекты, караханидский и халаджский не отделимы от карлукских, в халаджском при этом -d- произносится фрикативно, а не на тувинский лад (Мудрак);

8) в барабинском интервокальное озвончение согласных, в том числе -с- и -ш-, есть (Дыбо);

9) средний диалект крымскотатарского вообще является иллюзией, существуют северный восходящий к ногайскому тип речи и южный, восходящий к огузскому, современный крымский караимский является разновидностью крымскотатарского, но в конечном счете современные крымскотатарский без северного и караимский обнаруживают больше огузских черт (Дыбо), литературный крымскотатарский и переходные говоры являются результатом гибридизации;

10) лобнорский — не уйгурский, а киргизский, сам по себе киргизский при этом не однороден, севернокиргизский примыкает к южноалтайскому, а южнокиргизский к узбекскому, современный ферганско-кыпчакский фактически является каракалпакским (Дыбо), причем они оба казахский и каракалпакский провозглашают диалектами одного языка (ферганский на странице vkontakte на посвященном кыпчаковедению форуме определили как южнокиргизский, написали также, что в киргизских диалектах гора звучит как тау, то есть по стандарту общекыпчакскому);

11) туба ближе к южноалтайскому, принадлежа также к тау-подгруппе, как и южнокиргизский, сохраняет -а- в тау, северноалтайские оказались не затронуты изменением аг > ау под хакасским влиянием, отсюда же и начальное изменение й > н' перед носовыми, даже если носовые утрачены, иначе говоря, северноалтайский представляет собой гибрид киргизско-кыпчакской и хакасской подгрупп, то есть без хакасского воздействия слово гора реализовалось бы как тау, тоо, туу и так далее (Дыбо);

12) в южноалтайском узкий сингармонизм выдерживается, то есть тогузынчы просто прием графический, однако Мудрак сказал, что широкая гармония для алтайцев как раз-таки не особенно характерна (как он слова произносил, так это просто небольшое огубление звуков а и е), сегизен и тогузон действительно читаются без узких и и у, хотя бы потому что выпадение узких в таких контекстах является древней тюркской закономерностью; тöртöн вместо кырк, кырык и бежен вместо елÿ достаточно искусственны, потому что в диалектах существуют исконные формы;

13) форму сары для киргизского и южноалтайского оба сочли незакономерной, потому что ожидаемая форма сару(у);

14) низовой и верховой — диалекты чувашского, но малокарачинский уже практически самостоятельный язык.

На закусочку: Мудрак резко раскритиковал Кашгари, сказав буквально, что классификация его возникла как пересказ услышанных на базаре баек (соответственно, никакого хакасско-кыпчакского единства, то есть никакого кыпчакского языка -з-, не существовало). Также было замечено о том, что показатели повелительного наклонения в современных тюркских и в орхонских памятниках не соотносятся друг с другом, то есть -zun и современное -sun различные вещи.


bvs

Цитата: Антиромантик от декабря 10, 2009, 19:14
Цитата: Dana от декабря  5, 2009, 15:30
Вторая картинка очень маленькая :(
http://forum.molgen.org/index.php/topic,476.0.html

Это из книги Дыбо "Лингвистические контакты ранних тюрков. Лексический фонд. Пратюрский период".
Скачать можно здесь
http://ifolder.ru/15191254

Iskandar

Цитата: bvs от декабря 10, 2009, 20:48
Скачать можно здесь
http://ifolder.ru/15191254

А можно вас попросить залить файл на менее порнографическом говнофайлообменнике, а то это И-фолдер мне что-то стал абортить Мозилу с завидным упорством.  :'(

Dana

Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...


Dana

Цитата: Iskandar от декабря 10, 2009, 21:15
Южноалтайско-киргизский?
Оказывается, точно они.
ЦитироватьЮжные диалекты горноалтайской группы по ряду параметров близки к киргизскому языку, составляя вместе с ним «центрально-восточную группу» тюркских языков
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

murator

В этой книге в списке китаизмов указано слов "бек" (как титул). Но разве изначальное значение слова не "крепкий" или "замо́к"?

bvs

Цитата: Iskandar от декабря 10, 2009, 21:11
Цитата: bvs от декабря 10, 2009, 20:48
Скачать можно здесь
http://ifolder.ru/15191254

А можно вас попросить залить файл на менее порнографическом говнофайлообменнике, а то это И-фолдер мне что-то стал абортить Мозилу с завидным упорством.  :'(

http://rghost.ru/692805

Sagit

Цитата: murator от декабря 10, 2009, 21:21
В этой книге в списке китаизмов указано слов "бек" (как титул). Но разве изначальное значение слова не "крепкий" или "замо́к"?
На фоне сходства этих слов у нас тоже, бывает, ошибочно переводят имена, к примеру: Бекболат и Болатбек. многие полагают, что это одно и то же в разных вариантах. На самом деле Бек+болат - крепкий булат (сталь), Болат+бек - господин булат (сталь).

Антиромантик

Цитата: bvs от декабря 10, 2009, 20:48
Цитата: Антиромантик от декабря 10, 2009, 19:14
Цитата: Dana от декабря  5, 2009, 15:30
Вторая картинка очень маленькая :(
http://forum.molgen.org/index.php/topic,476.0.html

Это из книги Дыбо "Лингвистические контакты ранних тюрков. Лексический фонд. Пратюрский период".
Скачать можно здесь
http://ifolder.ru/15191254
Не совсем. Анна Дыбо колеблется в классификации "центрально-восточных", да и огузские отделены от карлукских, кыпчакских и "центрально-восточных".


Антиромантик

Цитата: Karakurt от декабря 19, 2009, 02:07
Цитата: Антиромантик от декабря  8, 2009, 15:17
-zun и современное -sun различные вещи.
как так?
Орхонское -zun/-čun происходит из -ŕun, в то время как -sun исконная форма.
Аналогичное соотношение: -mar/-maŕ > -maz с -mas.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр