Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

пәлсапа тас

Автор dagege, ноября 20, 2021, 10:02

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

dagege

Цитата: RockyRaccoon от ноября 28, 2021, 12:20
Цитата: VIbrating Wax от ноября 27, 2021, 09:49
Скажите, а чего это товарищи вроде дагеге так заинтересовались казахским? Чем казахи провинились?
Крайне неожиданный для ЛФ вопрос. Даже и не понял его скрытого смысла.
Я тоже. Я учу казахский. Почему я не могу задавать вопросы на лф о казахском знающим людям? Тем более на сайте есть его носители.
Kazak tili (töte : قازاق ٴتىلى‎) — Kazakstan Respübliginın memlekettik tili, sonımen katar Resey, Özbekstan, Kıtay, Moŋgoliyə jəne t.b. elderde turatın kazaktardıŋ ana tili.

Agabazar

Цитата: dagege от ноября 27, 2021, 19:41
По итогу имеем 4 страницы флуда без смыслового содержания (кроме заметок про чувашский)
Значит, заметки про татарский, сибирскотатарский, азербайджанский, турецкий, узбекский, казахский, кыргызский, алтайский, которые здесь имеются (некоторые из них принадлежат самому ув. dagege), коту под хвост?

Не густо.

Ну а заметки про чувашский здесь  писал вроде один я.  Как говорится,чрезвычайно высокая оценка.  :)  Покорнейше благодарю.
Достаточно сказать, что категория принадлежности в чувашском  не отличается от этой категории в других тюркских  языках.  Вопрос,  подобный заданному здесь,  вполне мог возникнуть и на базе   какого-нибудь чувашского примера.

VIbrating Wax

Цитата: dagege от ноября 28, 2021, 12:03
Я знаю ю, как оьразуется родителтный падеж
Нет.
Цитата: dagege от ноября 27, 2021, 08:24
Заметьте, не Фениксін алкасы, и не Азкабанын туткыны.

dagege

Цитата: VIbrating Wax от ноября 29, 2021, 13:22
Цитата: dagege от ноября 28, 2021, 12:03
Я знаю, как образуется родительный падеж
Нет.
Цитата: dagege от ноября 27, 2021, 08:24
Заметьте, не Фениксін алкасы, и не Азкабанын туткыны.
А как нужно?
Kazak tili (töte : قازاق ٴتىلى‎) — Kazakstan Respübliginın memlekettik tili, sonımen katar Resey, Özbekstan, Kıtay, Moŋgoliyə jəne t.b. elderde turatın kazaktardıŋ ana tili.

Awwal12

Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Ardito

Дагеге, а вы  намереваетесь глубоко  и обстоятельно какой-нибудь тюркский изучить?
Ghiebh foighidinn furtachd

Agabazar

Цитата: Awwal12 от ноября 29, 2021, 21:57
Вроде "Фениксдің", "Азкабанның".
Ошибиться или  не знать чего-то не позорно.

Agabazar

Цитата: dagege от ноября 29, 2021, 21:52
Цитата: VIbrating Wax от ноября 29, 2021, 13:22
Цитата: dagege от ноября 28, 2021, 12:03
Я знаю, как образуется родительный падеж
Нет.
Цитата: dagege от ноября 27, 2021, 08:24
Заметьте, не Фениксін алкасы, и не Азкабанын туткыны.
А как нужно?
Так вы знаете или не знаете?  :-\


Awwal12

Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

VFKH

В татарском (нормированном) еще возможен фәлсәфи таш, и это, по идее, даже более точный перевод, нежели фәлсәфә ташы, но окончание в нём - персидского происхождения. Не знаю, есть ли оно в казахском?

Agabazar

Старую добрую адъективацию (без всяких аффиксов)  никто не отменял. Только вот далеко не все существительные хотят адъективироваться в таких случаях.

Gwyddon

Ну, если аналогию с другими тюркскими провести в части "философского камня", то казахский будет "белой вороной". Ибо в остальных идёт одноаффиксный изафет. По-узбекски можно сказать Falsafiy tosh, но тут понятно, что сочетание прилагательного с существительным. Получается, либо в казахском есть какие-то уникальные тонкости и особенности, нигде не описанные, либо... Либо переводчики фигню упороли  :donno:

ЗЫ: Думал сначала, что может, действительно, некий философ-камень или что-то в таком духе. Но всё равно аффикс нужен. В турецком он возникает даже при образовании сложных слов: буздолабы = буз+долап+ы.
Стемнело уже... В багульнике кудяпли поют... А внутри - зябка шевелится...
Rutiya ktòràd tupid kerèlak kebideròy!

VFKH

Цитата: Agabazar от ноября 30, 2021, 17:00
Только вот далеко не все существительные хотят адъективироваться в таких случаях.
Потому что конструкции вроде пәлсапа таш не особо естественны для тюркской живой речи. Если таковая появляется, то ее появление вероятно может иметь несколько причин:
1. неграмотность
2. влияние другого языка
3. как способ словообразования (каз. асжаулық, ног. ас явлык "скатерть", каз. көзәйнек, крг. көз айнек "очки")

Agabazar

Цитата: Gwyddon от ноября 30, 2021, 17:12
Ибо в остальных идёт одноаффиксный изафет.
А это такое?
Цитата: Gwyddon от ноября 30, 2021, 17:12Думал сначала, что может, действительно, некий философ-камень или что-то в таком духе.
пәлсапа не философ, пәлсапа — философия.

Agabazar

Цитата: VFKH от ноября 30, 2021, 18:01
Цитата: Agabazar от ноября 30, 2021, 17:00
Только вот далеко не все существительные хотят адъективироваться в таких случаях.
Потому что конструкции вроде пәлсапа таш не особо естественны для тюркской живой речи. Если таковая появляется, то ее появление вероятно может иметь несколько причин:
1. неграмотность
2. влияние другого языка
3. как способ словообразования (каз. асжаулық, ног. ас явлык "скатерть", каз. көзәйнек, крг. көз айнек "очки")
Обьясните рациональным образом, почему тимер юл  можно, а вот пәлсапа (философия) тас невозможно. Почему тимер адъективируется, а пәлсапа  нет.

Gwyddon

Цитата: AgabazarА это такое?
Да, это такое. Одноаффиксный изафет, он же относительный.
Цитата: Agabazarпәлсапа не философ, пәлсапа — философия.
Капитан Очевидность как всегда вовремя ;D
Я про такие конструкции, как "жар-птица" или "шайтан арба". Но пусть будет "философия камень". Если тут "философия" в значении определения, аффикс должен быть по-любому.
Цитата: AgabazarОбьясните рациональным образом, почему тимер юл  можно, а вот пәлсапа (философия) тас невозможно. Почему тимер адъективируется, а пәлсапа  нет.
Если дорога железная, в смысле сделана из железа, то будет безаффиксный (качественный) изафет. Если железная дорога как вид дороги - аффикс нужен. Камень сделан из философии?  :negozhe:
Стемнело уже... В багульнике кудяпли поют... А внутри - зябка шевелится...
Rutiya ktòràd tupid kerèlak kebideròy!

Agabazar

Если от существительного, путём прибавления какого-то аффикса, образуется прилагательное, то это уже не изафет.

фәлсәфә — философия, существительное.
фәлсәфи  — философский, прилагательное

Gwyddon

Цитата: Agabazar от ноября 30, 2021, 20:06
Если от существительного, путём прибавления какого-то аффикса, образуется прилагательное, то это уже не изафет.
Кто сказал? В грамматике турецкого языка рассматривается изафет трёх типов - двухаффиксный (притяжательный), одноаффиксный (относительный) и безаффиксный (качественный). В узбекской грамматике то же самое.
Стемнело уже... В багульнике кудяпли поют... А внутри - зябка шевелится...
Rutiya ktòràd tupid kerèlak kebideròy!

Agabazar

Ну ради бога, пользуйтесь какой угодно терминологией, к вопросу нашему не относится.
Цитата: Gwyddon от ноября 30, 2021, 18:37
Я про такие конструкции, как "жар-птица" или "шайтан арба". Но пусть будет "философия камень". Если тут "философия" в значении определения, аффикс должен быть по-любому.
Почему нельзя сказать жаровая птица, шайтанная арба? И почему у первого компонента понятия  «философия-камень» обязательно должен быть  (например, в тюркских языках)  какой-то аффикс?

Gwyddon

Цитата: Agabazar от ноября 30, 2021, 20:24
Ну ради бога, пользуйтесь какой угодно терминологией, к вопросу нашему не относится.
Цитата: Gwyddon от ноября 30, 2021, 18:37
Я про такие конструкции, как "жар-птица" или "шайтан арба". Но пусть будет "философия камень". Если тут "философия" в значении определения, аффикс должен быть по-любому.
Почему нельзя сказать жаровая птица, шайтанная арба? И почему у первого компонента понятия  «философия-камень» обязательно должен быть  (например, в тюркских языках)  какой-то аффикс?
Должен потому, что это правило. См. выше про "железную дорогу". Я ещё сталкивался с тем, что "апельсиновый сок" сами турки могут воспринимать и как portakal suyu, и как portakal su. Но эти особенности неприменимы к словосочетанию "философский камень". Камень не может состоять из философии. По крайней мере, в рамках контекста названия произведения.
Стемнело уже... В багульнике кудяпли поют... А внутри - зябка шевелится...
Rutiya ktòràd tupid kerèlak kebideròy!

Agabazar


Agabazar

ЦитироватьКамень не может состоять из философии. По крайней мере, в рамках контекста названия произведения.
Простой камень не может. А вот камень из сказки,  сказочный камень — может. Что касается контекста данного произведения, то это не научный трактат, а сказка.

Gwyddon

Кстати, "жаровая птица" и "шайтанная арба" - это оформленные прилагательные. Вот и ответ на ваш вопрос. В таком случае аффикс принадлежности не нужен. И в тюркских языках есть аффиксы прилагательных. А вот неоформленные прилагательные будут иметь соответствующую семантическую роль. Они и в словаре будут прилагательными. Но пәлсапа - это существительное. Если оно оказывается в функции определения, нужен аффикс. Переводы на прочие тюркские языки названия книги подтверждают это. Ну, может казахский у нас особенный в этом плане, но что-то сомнительно  :no:
Стемнело уже... В багульнике кудяпли поют... А внутри - зябка шевелится...
Rutiya ktòràd tupid kerèlak kebideròy!

Gwyddon

Цитата: Agabazar от ноября 30, 2021, 20:34
Нет такого «правила».
Есть. Про использование изафетов обычно подробно рассказывается в учебной литературе. И не зря у Дагеге возник этот вопрос. Совершенно справедливый.
Цитата: Agabazar от ноября 30, 2021, 20:37
ЦитироватьКамень не может состоять из философии. По крайней мере, в рамках контекста названия произведения.
Простой камень не может. А вот камень из сказки,  сказочный камень — может. Что касается контекста данного произведения, то это не научный трактат, а сказка.
Ну и что там, в сказке? Камень из философии состоит? ;D
Стемнело уже... В багульнике кудяпли поют... А внутри - зябка шевелится...
Rutiya ktòràd tupid kerèlak kebideròy!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр