Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Образ "мой дом - моя крепость" в литературе

Автор Devorator linguarum, февраля 19, 2020, 15:49

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Easyskanker

Цитата: Devorator linguarum от февраля 19, 2020, 15:49
В англоязычной литературе такой образ дома, где все хорошо, весьма распространен (в качестве архетипического образца можно вспомнить норку хоббита). А вот в русской он практически отсутствует (там, где что-то подобное упоминается, оно именно упоминается, а образ как таковой не выписан). Почему бы это? Допустим, в советской время такой образ мог вступать в определенное противоречие с официальными идеологическими установками (хотя многим советским писателям установки не очень-то мешали временами писать откровенную антисоветчину). Но ничего такого нет ни в досоветский период развития русской литературы, не в послесоветский.
Вообще "образ дома, где все хорошо" выводится обычно для контраста с тем, как потом всё плохо - драматургический прием. Та же норка хоббита.

Devorator linguarum

Цитата: Damaskin от февраля 19, 2020, 18:52
Ну и чем вам дом Гриневых не подходит?
Дом с самодуром-отцом, который вместо того, чтобы послать сына в элитный полк, к которому он с младенчества приписан, посылает его в отдаленный гарнизон у черту на рога, чем навлекает на голову сына немалые беды, в том числе и легального порядка? :-\

Devorator linguarum

Цитата: Easyskanker от февраля 19, 2020, 18:58
Вообще "образ дома, где все хорошо" выводится обычно для контраста с тем, как потом всё плохо - драматургический прием. Та же норка хоббита.
Ну само собой. :yes: Потому-то и удивительно, что русскоязычные авторы таким приемом не пользуются.

Fox123

Потому что русскому человеку скучно, когда все хорошо. Надо придумать проблему.

Хотя усадьба Манилова в принципе подходит под определение "дома, где все хорошо".

Geoalex

Цитата: Fox123 от февраля 19, 2020, 19:07
Потому что русскому человеку скучно, когда все хорошо. Надо придумать проблему.
Книгу в которой "всё хорошо" никто читать не будет за отсутствием сюжета.

Easyskanker

Цитата: Devorator linguarum от февраля 19, 2020, 19:04
Ну само собой. :yes: Потому-то и удивительно, что русскоязычные авторы таким приемом не пользуются.
Пользуются же. Когда надо. Из последнего, что прочел у русскоязычных авторов, могу вспомнить "Трудно быть Богом" Стругацких. Там это есть, пусть и вместо буквального дома игра с друзьями в лесу.

Devorator linguarum

Цитата: Easyskanker от февраля 19, 2020, 19:35
Цитата: Devorator linguarum от февраля 19, 2020, 19:04
Ну само собой. :yes: Потому-то и удивительно, что русскоязычные авторы таким приемом не пользуются.
Пользуются же. Когда надо. Из последнего, что прочел у русскоязычных авторов, могу вспомнить "Трудно быть Богом" Стругацких. Там это есть, пусть и вместо буквального дома игра с друзьями в лесу.
Так видите же - именно дом рисовать почему-то не хотят. Заменяют его чем-то, что может создавать тот же драматургический эффект, но дома как такового не используют.

Easyskanker

В этом произведении такой способ выражения концепции "дом, милый дом" был необходим, чтобы сразу обозначить линию произведения, так сказать сеттинг. В норке сидеть было бы неуместно.

Mass

Цитата: Devorator linguarum от февраля 19, 2020, 15:49
В англоязычной литературе такой образ дома, где все хорошо, весьма распространен
Это общегерманский культурный комплекс представлений, см. у Гуревича про Мидгард и Утгард.

Свойственен и англичанам, и скандинавам, и на континенте, присутствует в мифологии. Ноги у него, похоже, растут из образа жизни и ведения хозяйства древних германцев.

З. ы. Матроскин - типичный древний германец: "В такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрют. Только чужие шастают. Не будем дверь открывать!"
"Как часто мы промахиваемся ещё при выборе цели!" © Виктор Власов.

Aequam memento rebus in arduis servare mentem.

Mass

Ну и в Средние Века, для связки:

ЦитироватьНе менее показателен ряд других топонимов: Во, Ву («Жилище», «Усадьба»). Древнее население таких дворов не нуждалось в том, чтобы дать им более конкретное название, ибо для этих людей реально существовал только один Двор — их собственное жилище. В Норвегии насчитывалось более сотни дворов с такими топонимами, отражающими представление о замкнутом, локализованном универсуме.

Топография занимает огромное место в сознании скандинава. Первый вопрос, который задают новому человеку,— это его имя и место жительства.

Соответствующим образом упоминание в сагах любого лица, даже совершенно случайного персонажа, сопровождается указанием на его происхождение: чей он сын и откуда он родом. Это касается не одних людей: в рассказах о Богах и великанах всякий раз сообщается, где расположены их усадьбы и как они называются, «Речи Гримнира» — одна из песней цикла «Старшей Эдды» — почти целиком посвящены описанию палат и усадеб Богов и павших героев. В основе всех этих сообщений лежит твердое убеждение в том, что и человек и Бог должны владеть усадьбой. Место жительства настолько прочно «срослось» с его обитателем, что одно не мыслится без другого. Полное имя человека состоит из его собственного имени и названия двора, в котором он живет.
Источник - Гуревич А. Я., "Категории Средневековой культуры"
"Как часто мы промахиваемся ещё при выборе цели!" © Виктор Власов.

Aequam memento rebus in arduis servare mentem.

Fox123

Еще подумала, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучать биографии писателей. Человеку, у которого дома постоянно проблемы, неоткуда взять образ "дома, где все хорошо". А если в семье все более-менее благополучно (или у родителей было благополучно и есть счастливые воспоминания из детства) то этот образ придет на ум сам собой.
Возможно, в англоязычных странах было больше благополучных семей.

Валер

Цитата: Mass от февраля 19, 2020, 20:11
Цитата: Devorator linguarum от февраля 19, 2020, 15:49
В англоязычной литературе такой образ дома, где все хорошо, весьма распространен
Это общегерманский культурный комплекс представлений, см. у Гуревича про Мидгард и Утгард.

Свойственен и англичанам, и скандинавам, и на континенте, присутствует в мифологии. Ноги у него, похоже, растут из образа жизни и ведения хозяйства древних германцев.

З. ы. Матроскин - типичный древний германец: "В такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрют. Только чужие шастают. Не будем дверь открывать!"
Чё пишут:

"..Население всего германского мира едва ли превышало тогда 4 млн. человек, и в первые столетия нашей эры имело тенденцию к сокращению из-за эпидемий, непрерывных войн, а также неблагоприятных экологических изменений. Соответственно, плотность населения была крайне низка, и поселения, как правило, разделялись большими массивами леса и пустоши. Согласно Тациту, германцы "не выносят, чтобы их жилища соприкасались; селятся они в отдалении друг от друга, где кому приглянулся ручей, или поляна, или роща". Это свидетельство подтверждается раскопками, выявившими во всех германских землях уединенно стоящие усадьбы и небольшие, в несколько домов, хутора. Известны и выросшие из таких хуторов крупные кучевые деревни, все более многочисленные к середине I тысячелетия, однако и в это время типичным остается все же сравнительно небольшое поселение. Жилища древних германцев представляли собой высокие удлиненные постройки размером до 200 кв. м, рассчитанные на два-три десятка человек; в ненастье здесь содержали и скот..."

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000209/st008.shtml

(wiki/ru) Германцы_(племена)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Moesgaard_Jernalderhus.jpg
Несолидарный. С войной, чем-либо, кем-либо.

Убить непросто. Убивать за свою страну намного легче.

Mass

Зато у славян слово "родина" используется не только в пропагандистских пассажах  :) Разные культуры  :donno:

Хотя, похоже, сабж уже является архаизмом, проявляет себя всё слабее, и в основном в литературе.
"Как часто мы промахиваемся ещё при выборе цели!" © Виктор Власов.

Aequam memento rebus in arduis servare mentem.

bvs

У германцев не было общины в отличие от славян. Отсюда большая ценность своего частного дома (home - домашний очаг, а не здание) в культуре. Плюс к тому у славян дома были деревянными (т.е. недолговечными) и вообще была большая подвижность, характерная для подсечно-огневого земледелия. Хотя ранние германцы тоже были весьма мобильным народом.

Mass

Цитата: Damaskin от февраля 19, 2020, 16:59
Чем норка хоббита принципиально отличается от любой помещичьей усадьбы, описанной в русской литературе 19 века?
Тем что норка хоббита для этого хоббита - эталон самого эффективного уклада жизни, достигшего абсолютного совершенства во всей обитаемой Вселенной. Совершеннее могут быть только усадьбы Высших Сил, но заметьте - у них там всё точь-в-точь как у хоббита, только яблоки крупнее и стулья больше. И всё плохое, несовершенное, требующее развития - оно извне, всегда из-за того что снаружи.

Я серьёзно, не верите - перечитайте "Хоббита".

Соответственно, усадьбы хоббитов-соседей - плохие копии эталона, испорченные неправильным внешним миром, а ещё чуть дальше ничего хорошего или полезного просто не существует - только чудовища, дураки и неправильно используемые ресурсы.
"Как часто мы промахиваемся ещё при выборе цели!" © Виктор Власов.

Aequam memento rebus in arduis servare mentem.

Mass

Цитата: RockyRaccoon от февраля 19, 2020, 18:17
Редьярды Киплинги
Вы просто не помните их всех  :green:

ЦитироватьНорманн, умирая, напутствовал сына: «В наследство прими
Феод, мне дарованный некогда Вильямом – земли с людьми –
За доблесть при Гастингсе, полчища саксов повергшую в прах.
Земля и народ недурны, но держи их покрепче в руках.

Здесь править не просто. Сакс – вовсе не то что учтивый норманн.
Возьмется твердить о правах, а глядишь, он то шутит, то пьян.
Упрется, как бык под ярмом, и орет про нечестный дележ.
Дай время ему отойти, ведь с такого немного возьмешь.

Гасконских стрелков, пикардийских копейщиков чаще секи,
А саксов не вздумай: взъярятся, взбунтуются эти быки.
Повадки у них таковы, что хоть князь, хоть последний бедняк
Считает себя королем. Не внушай им, что это не так.

Настолько язык их узнай, чтобы каждый постигнуть намек.
Толмач не поймет, чего просят, – им часто самим невдомек,
Чего они просят, а ты сделай вид, что их просьбу постиг.
Знай: даже охота не повод, чтоб бросить, не выслушав, их.

Они будут пьянствовать днем и стрелять твоих ланей во тьме,
А ты не лови их, не трогай – ни в темном лесу, ни в корчме.
Не мучай, не вешай на сучьях и рук у них не отрубай:
Ручищи у них в самый раз, чтоб никто не оттяпал твой край.

С женой и детьми приходи к ним на свадьбы, поминки, пиры.
Епископ их крут – будь с ним крут, а отцы приходские добры.
Тверди им о «нас» и о «нашем», когда угрожают враги
Поля не топчи, на людей не кричи и смотри им не лги!»
пер. В. Топорова.

http://artsportal.ru/poetry/15818
"Как часто мы промахиваемся ещё при выборе цели!" © Виктор Власов.

Aequam memento rebus in arduis servare mentem.

Medrawd

Цитата: Mass от февраля 19, 2020, 20:11
Это общегерманский культурный комплекс представлений, см. у Гуревича про Мидгард и Утгард.

Свойственен и англичанам, и скандинавам, и на континенте, присутствует в мифологии. Ноги у него, похоже, растут из образа жизни и ведения хозяйства древних германцев.

З. ы. Матроскин - типичный древний германец: "В такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрют. Только чужие шастают. Не будем дверь открывать!"

Цитата: Валер от февраля 19, 2020, 20:37
Чё пишут:

"..Население всего германского мира едва ли превышало тогда 4 млн. человек, и в первые столетия нашей эры имело тенденцию к сокращению из-за эпидемий, непрерывных войн, а также неблагоприятных экологических изменений. Соответственно, плотность населения была крайне низка, и поселения, как правило, разделялись большими массивами леса и пустоши. Согласно Тациту, германцы "не выносят, чтобы их жилища соприкасались; селятся они в отдалении друг от друга, где кому приглянулся ручей, или поляна, или роща". Это свидетельство подтверждается раскопками, выявившими во всех германских землях уединенно стоящие усадьбы и небольшие, в несколько домов, хутора. Известны и выросшие из таких хуторов крупные кучевые деревни, все более многочисленные к середине I тысячелетия, однако и в это время типичным остается все же сравнительно небольшое поселение. Жилища древних германцев представляли собой высокие удлиненные постройки размером до 200 кв. м, рассчитанные на два-три десятка человек; в ненастье здесь содержали и скот..."

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000209/st008.shtml

(wiki/ru) Германцы_(племена)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Moesgaard_Jernalderhus.jpg

А как с этим обстоит у славян и, что интересно, у кельтов? И почему?
"Лингвист" - от слова "лингам" ;-)

RockyRaccoon

Цитата: Mass от февраля 19, 2020, 21:21
Норманн
Меня терзают смутные сомнения в правильности такого перевода английского слова Norman. Всё-таки по-русски "норманн" и "нормандец" - разные вещи, в отличие от.

Mass

Остальные переводы на русский ещё хуже, намного хуже :green: Переводчик пошёл на небольшие жертвы, я так понимаю.
"Как часто мы промахиваемся ещё при выборе цели!" © Виктор Власов.

Aequam memento rebus in arduis servare mentem.

RockyRaccoon

Цитата: Mass от февраля 20, 2020, 07:39
Переводчик пошёл на небольшие жертвы, я так понимаю.
Может быть. "Ради красного словца не пожалел и нормандца́".

Bhudh

Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Wolliger Mensch

Цитата: Devorator linguarum от февраля 19, 2020, 15:49
Допустим, в советской время такой образ мог вступать в определенное противоречие с официальными идеологическими установками...

«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Mass

Offtop
какой, однако, юный орангутан на фото. О чём бы это могло говорить?  ::)
"Как часто мы промахиваемся ещё при выборе цели!" © Виктор Власов.

Aequam memento rebus in arduis servare mentem.

Easyskanker

Цитата: Wolliger Mensch от февраля 20, 2020, 22:42
Цитата: Devorator linguarum от февраля 19, 2020, 15:49
Допустим, в советской время такой образ мог вступать в определенное противоречие с официальными идеологическими установками...


ЦитироватьМаркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
"Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните -
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!"

Wolliger Mensch

Цитата: Mass от февраля 21, 2020, 06:38
Offtop
какой, однако, юный орангутан на фото. О чём бы это могло говорить?  ::)

О размножении, видимо. Но тов. Пожиратор действительно какую-то странную вещь написал. Даже во времена максимального «разгула» идей коммунального жилья в 20-е годы, дальше отдельных экспериментов дело не пошло. И тогда же была параллельная линия экспериментов на отдельный дом в городе (!) для каждой семьи. В итоге закономерно пришли к среднему — отдельной квартире со всеми удобствами. Идеологических установок замалчивать отдельное жильё не было, более того, про коммунальное жильё старались особенно не расходиться, так как кроме детей, это никому не нравилось.

Выше правильно заметили — вообще не понятно, о чём ветка — то ли о прославлении «свитхоума», то ли про отгораживание ото всех в своём доме.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр