Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Евреи-караимы

Автор Солохин, декабря 9, 2014, 16:45

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Jeremy

Цитата: kanishka от декабря 12, 2014, 17:28
"Таджикский вопрос", как ни странно, подняли казахи, а именно известный националист Ходжанов.
Вообще, в то время среднеазиатам был чужд националистический подход к социальному конструированию, поэтому, например, южные казахи и городские таджики не хотели отторжения от традиционно близких областей Среднеазиатского Междуречья в пользу формирующихся национальных "станов".
Ясно, Ходжанов виноват... Чтоб "националистический подход" был чужд среднеазиатам и всем остальным и далее, нужно ликвидировать созданную в 20-м веке систему образования, сделать 95 % населения безграмотными, сжечь библиотеки, закрыть радио и ТВ, разогнать театры и филармонии, сгноить всех писателей и ярких носителей фольклора, выселить 80% горожан в кишлаки, а заодно и наш ЛФ прикрыть.

Agabazar

Историю "переиграть" невозможно.

Но возможность разного развития событий в каждый момент времени тоже нельзя отрицать.

Agabazar

<<Сарты — общее наименование части населения Средней Азии в XV—XIX веках. Согласно БСЭ, до Октябрьской революции 1917 года название «сарт» по отношению к оседлым узбекам и отчасти равнинным таджикам употребляли преимущественно полукочевая часть узбеков и казахи. В Ташкентском, Ферганском и Хорезмском оазисах и Южном Казахстане оно являлось самоназванием оседлого населения[1]. Исконно оседлое население Средней Азии, вошедшее в состав современных узбеков[2].>>
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сарты

Вот так, однако.

bvs

Если посмотреть перепись 1897, там упоминается "узбекское", "сартское" и "тюркское" наречия. В какой-то мере это отражает самоидентификацию, но подозрительно, что в одних областях сплошь узбеки, а в других наоборот сплошь сарты или тюрки, то есть так чтобы в одном городе столько-то сартов, узбеков, тюрков, такого обычно нет.

heckfy

Цитата: bvs от декабря 12, 2014, 21:23
Если посмотреть перепись 1897, там упоминается "узбекское", "сартское" и "тюркское" наречия. В какой-то мере это отражает самоидентификацию, но подозрительно, что в одних областях сплошь узбеки, а в других наоборот сплошь сарты или тюрки, то есть так чтобы в одном городе столько-то сартов, узбеков, тюрков, такого обычно нет.
В переписи есть и киргиз-кайсаки...что тоже отражает национальную самоидентификацию.

kanishka

Цитата: bvs от декабря 12, 2014, 21:23
Если посмотреть перепись 1897, там упоминается "узбекское", "сартское" и "тюркское" наречия. В какой-то мере это отражает самоидентификацию, но подозрительно, что в одних областях сплошь узбеки, а в других наоборот сплошь сарты или тюрки, то есть так чтобы в одном городе столько-то сартов, узбеков, тюрков, такого обычно нет.

Это объяснется тем, что в статистической комиссии Ферганской области консультантом был Остроумов, который не признавал узбеков, в Самаркандской области - Лапин и Наливкин, которые не признавали сартов. С. К. Патканов, который руководил разработкой результатов опроса по поводу "родного языка", писал: "...провести между этими тремя народностями (т.е. узбеками, сартами и тюрками) грань представляется делом весьма затруднительным, если вообще возможным...", "Различия между сартами и узбеками несущественное, зиждется оно не на ином племенном составе, а, главным образом, на разных исторических судьбах обоих народов".
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

kanishka

Аристов так комментировал итоги переписи: "Но по официальной статистике Самаркандской области... в населении этой области сартов совсем не оказывается, а есть только узбеки и таджики. С другой стороны в Ферганской статистике почти нет узбеков, и все оседлое население именуется сартами. Эти противоречия истекают в значительной степени из господствующих в самом местном туземном населении этнографических именований и отношений. В Ташкенте и других оседлых пунктах сырдарьинской области отуреченные таджики с очень давнего времени составляют большинство оседлого населения, пользовавшееся притом временами политическим господством, и сами именуют себя сартами. В оседлом населении Ферганы отуреченные таджики также всегда составляли большинство, хотя узбеки (главным образом кипчаки) пользовались там до недавнего времени политическим преобладанием. Напротив в Самаркандской области, в Бухарском и Хивинском ханствах не только политическое господство, но и численное преобладание несколько веков уже принадлежало узбекам, которые естественно продолжали сохранять свое имя и по обращении к оседлой жизни, распространять даже его на отуреченных таджиков, которые с своей стороны конечно не желали именоваться ни таджиками, ни сартами, а предпочитали называться узбеками, чтобы пользоваться правами и почетом господствующей народности, которая к таджикам и сартам относилась, как к племенам низшим и подчиненным. В результате, в то время, когда на Сырдарье и в Фергане говорящее по-тюркски оседлое население само себя зовет сартами или по крайней мере не отвергает такого общего этнического наименования, за неимением другого, и пользуются этим именем в официальной практике, все тюркское оседлое население Самаркандской области и ханств именует себя узбеками, и последнее имя получило перевес в местном официальном употреблении, хотя в настоящее время по языку и быту это оседлое тюркское или отуреченное население не особенно много отличается от сартов сырдарьинской и ферганской областей, в антропологическом же отношении и оно напитано таджикской кровью в количестве не особенно много меньшем.

Каково бы ни было этнографическое будущее узбеков Самаркандской области и ханств, которым вероятно предстоит этническое объединение с сартами Сырдарьи и Ферганы, приходится, в виду существующего еще обособления первых (хотя бы больше только по имени), называть пока сартами лишь говорившее по-тюркски оседлое и утратившее родовые быт и деления население Сырдарьинской и Ферганской областей".
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

кушчи

Цитата: кушчи от декабря 12, 2014, 19:17
Цитата: dahbed от декабря 11, 2014, 21:29
Сознание мусульманства было сильнее, среднеазиаты в массе не знали, что они узбеки или таджики...

Разведчики и этнографы 150-летней давности были живыми свидетелями, которые застали среднеазиятов и задокументировали их как узбеки и таджики и тогдалее. Сами среднеазиаты-мусульмане прекрасно знали, что они близкие, но разные народы.

А.П.Хорошхин

С.ПЕТЕРБУРГЪ
1876


Узбекскiя колена перемешаны не только между собою, но и съ таджиками. Темъ не менее, они зовутъ себя по коленамъ или родамъ и поколенямъ или тайфа.

Я далекъ отъ мысли, что характеристика эта вполне закончена; темъ не менее, какъ известно, узбеки были основателями преобладающихъ народностей Средней Азiи.

Таджикъ никогда не ворочалъ судьбами здешнаго края. Онъ торговалъ и доселъ торгуетъ; онъ человекъ коммерческiй, живой, плутоватый, развратный. Узбекъ доселъ сохранилъ характеръ простодушнаго, далеко не такъ, какъ таджикъ, корыстнаго, храбраго кочевника. Правда, что и узбекъ сильно «отаджился», если можно такъ выразиться, но все таки онъ далъ исторiи (хотя это и не большая заслуга) Чингиза и Тамерлана; таджикъ же далъ только святыхъ. Казалосъ бы, съ современной точки зренiя, что наиболее склоненъ къ европейской культуре долженъ бытъ таджикъ, какъ субъектъ оседлый и меркантильный; но на самомъ деле это выходитъ наоборотъ, потому что таджикъ фанатичнее узбека. Конечно, и узбекъ достаточно фанатиченъ, но все таки онъ воспрiимчивее таджика... Узбекъ, если можно такъ выразиться, благороднее таджика...Таджикъ подчинился сначала арабу, потомъ узбеку...Узбек же до насъ никому не подчинился, и остался почти цельнымъ. Правда, онъ принялъ исламъ, принялъ одежду, обычаи и даже многiя наклонности таджика, но все таки остался первенствующимъ.

Не смотря на все это различiе, слiянiе обеихъ народностей заметно и вполне понятно: ихъ соединяетъ дикая религiя, предначертавшая одинаково точно и крупныя и мелкiя явленiя ихъ жизни; ихъ соединяютъ экономическiя условiя края, сделавшiе общими интересы обоихъ народовъ.

http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1408952640

кушчи

Узбеки сартами названы только на территории Кокандского ханства (юг КЗ, ташкентско-ферганский регион). В Хорезме и Бухарском эмирате узбеки не получили такое название.

Сарты (т.е. кокандские узбеки) и узбеки (т.е. бухарские и хивинские) говорили на разных диалектах одного языка - джагатайского, имели одну культуру и одинаковую внешность, а также сами себя на сартов и узбеков не разделяли.

кушчи

Барон А. Фелькерзам.
(Baron A. Foelkersam: Les tapis anciens de l'Asie Centrale).
1915 г.


Узбеки живут главным образом в Бухаре, в Хиве, в афганском Туркестане и в Среднеазиатской области, и вместе с отколовшимися группами, из которых некоторые кочуют в китайских владениях, общая численность их достигает, пожалуй, двух миллионов. Народ этот, представляющий помесь тюркских племен с иранскими и монгольскими, завоевал себе в XVI в. первенствующее положение в Восточном Туркестане и удерживает его до настоящего времени. Название народа происходит от собственного имени «Узбек» – «истый князь», – которое носил в XVI в. хан и повелитель Золотой орды, стремившийся в продолжение своего 30-летнего правления к распространению Ислама среди всех тюркских племён. Племена, принявшие магометанство, стали потом называться именем этого хана, для отличия от тех, которые продолжали оставаться шаманистами, и от западных своих родичей – джагатаев. Вполне установилось это название около 1600 г.; однако, в конце концов, стали распространять название узбеков на самые разнообразные народности, как киргизы, кара-киргизы, сарты, таджики и др., что вызвало большую путаницу, и термин «узбек» совершенно потерял первоначальное чисто этнографическое значение. В науке давно уже предлагалось бросить название сартов, называя их также узбеками (Лапин), ввиду того, что сарты представляют собой такую же помесь разных среднеазиатских народностей, как и узбеки, отличаясь от последних лишь утратой родового быта.

Основной особенностью узбеков приходится считать их политическое положение, господствующее над прочими народностями, которое они сумели завоевать и удерживают за собой в течение последних трёх веков. Между оседлыми узбеками и кочевыми существует весьма заметное различие. Оседлые узбеки в Бухаре, Хиве, Зарявшанском крае и в афганском Туркестане, в сущности, являются тем же народом, который в русском Туркестане называется сартами; различия между ними почти совершенно нет (например, в Коканде). Кочевые узбеки держатся, главным образом, в восточной части Бухары и в Афганистане, а с каждым годом растёт число полукочевых и переходящих к вполне оседлому образу жизни узбеков.

dahbed

Offtop
И к чему все это каждый раз приводить? никто у вас не собираеться ничего отнимать!
))
Турции пиздес

Iskandar

Цитата: dahbed от декабря 13, 2014, 07:40
И к чему все это каждый раз приводить?
Такая уж судьба у интернет-агитатора

Jeremy

А в Таджикистане узбеков таджичили? Пугали жупелом национализма?

heckfy

Цитата: dahbed от декабря 13, 2014, 07:40
Offtop
И к чему все это каждый раз приводить? никто у вас не собираеться ничего отнимать!
))
Хотим отнять Хожент, который сам хотел в начале 90-х присоединиться как Крым к РФ.

Jeremy

Согласно конституции есть "Россия" или "Российская Федерация",  а "РФ" - это Республика Филиппины, что ли? Крым в декабре 1991 г. на 54 % голосовал за независимость Украины. Подтасовка в те годы была невозможна.

Iskandar

Цитата: Jeremy от декабря 13, 2014, 09:41
А в Таджикистане узбеков таджичили? Пугали жупелом национализма?
Мы, Х-цы, добрые и толерантные, Y-цы у нас живут свободно, ну а что ассимилируются, так это естественный процесс, добровольно. А вот в Y-стане все Y-цы нацисты и миллатчики, они проводят политику насильственной Y-ции. но тамошние X-цы не поддаются ей, потому что Y-цы — отсталый дикий народ.

heckfy

В Таджикистане узбекам везде зеленый свет, там они лучше таджиков живут.

Leo

Цитата: heckfy от декабря 13, 2014, 18:10
В Таджикистане узбекам везде зеленый свет, там они лучше таджиков живут.
а в кыргызстане ?

Jeremy

Цитата: heckfy от декабря 13, 2014, 18:10
В Таджикистане узбекам везде зеленый свет, там они лучше таджиков живут.
БСЭ 1970-80гг, 30 тт. тоже об этом говорит. Видимо, недосмотр вышел.

Türk

Цитата: Jeremy от декабря 13, 2014, 09:41
А в Таджикистане узбеков таджичили? Пугали жупелом национализма?
В переписях независимого Таджикистана узбеков поделили на несколько (около десяти) искуственных народов, фактически выделив племена в качестве отдельных народов. Таджикистан проводит политику раздробления узбеков. Численность тоже занижается.
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Nevik Xukxo

Как узбеки живут с тем, что их диалекты к трём подгруппам относятся? Карлукские, огузские, кыпчакские. :-\

Türk

Цитата: Nevik Xukxo от декабря 13, 2014, 22:37
Как узбеки живут с тем, что их диалекты к трём подгруппам относятся? Карлукские, огузские, кыпчакские. :-\
"Мы большой народ, мини Туркестан, ничего странного нет"
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Nevik Xukxo

По какой-то версии иканско-карабулакские говоры даже не огузские. :uzhos:

кушчи

Цитата: Jeremy от декабря 13, 2014, 09:41
А в Таджикистане узбеков таджичили? Пугали жупелом национализма?

Таджстат опубликовал итоги переписи населения РТ за 2010 год.

Согласно итогам (Том 3) национального состава узбеки сократились на 29,3 %.
Их в 1989 году было 1 197 841 чел (23,5%), стало в 2000 году- 936703 чел(15,3%) и наконец сокращено до 926 344 чел (12,2) в сентябре 2010 года. Из итоговых данных усматривается, что узбеки Таджикистана как будто бы поголовно стали "бесплодными" и постепенно вымирают. Феномен непонятен при одинаковой рождаемости обеих националностей.

При этом лица таджикской национальности увеличились по сравнению с 1989 годом в 2,1 раза. Даже без учета умерших. В 1989 году собственно таджиков было 3 172 420 чел , а в 2010 году их стало 6 373 834 чел. За 21 лет население (таджики) увеличилось на более чем 3 млн.чел. или 110%. Это фантастика. Такого быть не может! Фальсификация должен иметь предел.

Jeremy

Цитата: кушчи от декабря 13, 2014, 22:57
Это фантастика. Такого быть не может! Фальсификация должен иметь предел.
Может и не такое быть (в других республиках). Вот видите как, вместо того, чтобы признать обоюдно (а при Советах Таджикистан больше для узбеков делал, чем наоборот) необходимость братского решения вопроса - чего проще - сделать оба языка государственными в обеих странах (как русский и украинский в России и Украине :UU:), начались нелицеприятные разборки....Но мы далеко от заданной темы ушли.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр