Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Chotanica

Автор Iskandar, июня 29, 2014, 13:08

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

bvs

Цитата: Iskandar от июля  4, 2014, 21:58
Может, саки — это просто «собачьи»?
С оленями обычно связывают, в осетинском олень - саг. Есть много изображений оленей из скифских курганов.

Nevik Xukxo

Цитата: bvs от июля  4, 2014, 22:02
в осетинском олень - саг.

а какая связь между осетинским и сакскими?

bvs

Цитата: Iskandar от июля  4, 2014, 21:58
В Индии они śaka
śākya (племя Будды) туда же, или другое слово?

Iskandar

Смотря какая этимология.
Но вообще вряд ли

Iskandar

Цитата: bvs от июля  4, 2014, 22:02
С оленями обычно связывают, в осетинском олень - саг.

Абаев пишет в примечаниях:
ЦитироватьКраткость первого a в др.перс. Saka объясняется, быть может, контаминацией с *saka- "собака" (перс. sag) из *swaka-

А чего не наоборот?  ;D
Везде в этнонимах краткий гласный, в осетинском олене — долгий.
И индийское ś нигде не объяснено. Почему не s?

арьязадэ

Цитата: Iskandar от июня 30, 2014, 21:37
hvan- «говорить»
Понятно, что родственно перс. xāndan «читать» (изначально именно читать устно, рецитировать)

ср. вахан. xˇān- «говорить» (в др. памирских тоже «читать»)

получается по персидски не просто так пишкт "хван" для "хан" (читать): خوان
в раннем ново-персидском наверно "в" еще присутствовал.

Iskandar

А в кабульском до сих пор присутствует.
Точнее это огубленный х — единая фонема.

Karakurt

Корейские Хан и Хван - тоже едины?

Iskandar


Karakurt


Iskandar

Всё-таки Gostana- — название поэтическое, обычно пракритское - KHotana-. Вероятно именно через индийское посредство топоним стал известен на западе — в Сасанидском Иране. Отсюда он достался арабо-персам, а от них уже — современным т.н. «уйгурам». Персоязычная мусульманская прокладка в движении «восточно-иранская местность > тюркская местность» простиралась далеко за пределы регионов активной персизации.

Iskandar

Тумшук — название позднее и тюркское.
Китайцы называли эту страну Jushide (< *kĭo-ʃĭə-tək), тибетцы — Gus-tig.

Китайский учёный Жун Синцзян усматривает отражение этого названия в тумшукосакском gyāźdi- (джажьди), содержащееся в титуле царя, которое обычно понималось в лоб: «божественный». По Жуну, тум.сак. jezdam̩-purā xšande gyāźdiyā ride wāsudevā значит не "Сына богов, правителя, божественного царя Васудевы", а "Сына богов, правителя, царя Джажди, Васудевы".

Жалко по тумшукскому я не нахожу сводных обзоров, одни обрывки да редкие сравнения с хотанским. Конечно, материала намного меньше, но то, что есть, могли бы свести. А то какой-то сакский пасынок получается...

Devorator linguarum

Цитата: Iskandar от июня 30, 2014, 20:38
Хотан в других языках:
тиб. huten, huden, huthen, yvuthen
кит. yü-t'ien (заимствовано обратно в хс. yūttinā, yūttyena) < *Ḫwa(h)dεn
согд. xwδnyk [xuδnīk] «хотанский»
тумшук. hvaδane, hvaδna
перс. xutan (начиная с Худуд аль-алам, X в.)
уйг. xоtәn
совр. кит. hétián

Это названия, произошедшие из раннехотанской формы. Нетрудно заметить, что уйгуры, как и арабо-персидский мир, восприняли именно эту форму и явно не от последних живых хотаносаков.
При этом в древнеуйгурских документах 10 в. Хотан записывается 'wdwn, что обычно транскрибируют как odon, хотя можно с тем же успехом прочитать и udun. (В древнеуйгурском d скорее всего фрикативный, т.е. δ. Возможно также былое наличие в слове начального придыхательного h- халаджского типа, которое к 10 в. не то уже отпало, не то просто не писалось.)

Iskandar

Благодарю!
Ну это похоже на заимствование из согдийского. Или северо-сакское (тумшукское).
Всё-таки древние уйгуры к современным имеют мало отношения.

Devorator linguarum

Цитата: Iskandar от июля  7, 2014, 16:11
Благодарю!
Ну это похоже на заимствование из согдийского. Или северо-сакское (тумшукское).
Всё-таки древние уйгуры к современным имеют мало отношения.
Да, различие древнеуйгурского и новоуйгурского названий Хотана как раз показывает, что едва ли в современном хотанском диалекте уйгурского могут сохраняться какие-то следы сакского субстрата. Реально произошло как минимум два обрыва лингвистической традиции: сначала хотано-сакский был вытеснен древнеуйгурским, а потом местный древнеуйгурский был вытеснен караханидским или какими-то более поздними карлукскими диалектами, предковыми для современного уйгурского. Причем совершенно непонятно, насколько эти смены языка сопровождались изменениями в составе населения.

Надо помнить, что сами древние уйгуры в Восточный Туркестан пришли с территории Монголии. Весьма вероятно, что они усвоили название Хотана еще там от согдийских купцов и принесли его с собой. Впрочем, есть веские основания полагать, что какое-то тюркское население было в Восточном Туркестане и до переселения туда этнических уйгуров, причем известный нам по рукописям "древнеуйгурский язык" продолжает скорее речь этих "доуйгурских"  тюрков, а не собственно уйгурских пришельцев, т.к. надписи последних из Монголии отражают явно другой язык. Но во всем этом много неясного.

Iskandar

Безусловно, современный уйгурский мало того, что почти диалект узбекского, так ещё и персизирован на уровне, не сильно меньшем, чем узбекский. Определённо это язык, пришедший с запада. Вместе, кстати, и со среднеазиатской культурой.

bvs

Цитата: Devorator linguarum от июля  7, 2014, 16:44
сначала хотано-сакский был вытеснен древнеуйгурским, а потом местный древнеуйгурский был вытеснен караханидским
Когда они это успели, при М. Кашгарском (11-й век) там еще был нетюркский язык (очевидно хотаносакский, хотя возможно и тибетский), а потом Хотан входил в государство Караханидов.
Цитата: Iskandar от июля  7, 2014, 19:54
Определённо это язык, пришедший с запада.
К тому же это j-диалект, в отличие от караханидского и древнеуйгурского, которые были d-языками.

Devorator linguarum

Цитата: Iskandar от июля  7, 2014, 19:54
Безусловно, современный уйгурский мало того, что почти диалект узбекского, так ещё и персизирован на уровне, не сильно меньшем, чем узбекский. Определённо это язык, пришедший с запада. Вместе, кстати, и со среднеазиатской культурой.
Удивительно и печально, как вообще вся древняя культура этого региона исчезла, фактически не оставив никаких элементов у современных уйгуров. Т.е. если, несмотря на прошедшую тысячу лет, в современных таджиках и узбеках легко узнаются исламизированные согдийцы, то в современных уйгурах даже древние уйгуры не узнаются. Не говоря уже о саках и тохарах.

Кстати, китайцы различают названия древних уйгуров хуэйху и современных вэйвуэр. При этом первый иероглиф в хуэйху тот же самый, что в названии дунган хуэй. Похоже, что с китайской точки зрения преемственность древних уйгуров с дунганами больше, чем с современными уйгурами.

Devorator linguarum

Цитата: bvs от июля  7, 2014, 20:16
Цитата: Devorator linguarum от июля  7, 2014, 16:44
сначала хотано-сакский был вытеснен древнеуйгурским, а потом местный древнеуйгурский был вытеснен караханидским
Когда они это успели, при М. Кашгарском (11-й век) там еще был нетюркский язык (очевидно хотаносакский, хотя возможно и тибетский), а потом Хотан входил в государство Караханидов.
Все процессы смены языков происходили не одномоментно, а были растянуты во времени. Древнеуйгурский сохранялся в живом употреблении точно до 15 и, скорее всего, даже до 16 в., а в письменном до 17. В разных городах он наверняка заменялся на предковые для новоуйгурского карлукские диалекты в разное время, и мне совершенно неясно, когда это должно было случиться именно в Хотане. Но рискну предположить, что в эпоху Махмуда там было трехъязычие: горожане говорили в большинстве кто на древнеуйгурском, кто на сакском, а административная верхушка и определенное количество среднеазиатских переселенцев на караханидском.


Цитата: bvs от июля  7, 2014, 20:16
Цитата: Iskandar от июля  7, 2014, 19:54
Определённо это язык, пришедший с запада.
К тому же это j-диалект, в отличие от караханидского и древнеуйгурского, которые были d-языками.
Нерелевантный критерий. В Средней Азии переход d > j совершился по письменным памятникам только в 16 в. Для Восточного Туркестана точных данных нет, но, скорее всего, примерно тогда же. Характерно, что в легенде об Огуз-кагане 15 в. представлен d-язык, который, однако, в остальном характеризуется не древнеуйгурскими, а самыми что ни на есть новоуйгурскими особенностями (включая типичный новоуйгурский обратный сингармонизм).

kanishka

Цитата: Devorator linguarum от июля  7, 2014, 16:08
При этом в древнеуйгурских документах 10 в. Хотан записывается 'wdwn, что обычно транскрибируют как odon, хотя можно с тем же успехом прочитать и udun. (В древнеуйгурском d скорее всего фрикативный, т.е. δ. Возможно также былое наличие в слове начального придыхательного h- халаджского типа, которое к 10 в. не то уже отпало, не то просто не писалось.)

Интересно, в одной Таласской надписи обычно читают имя собственное Удун. Мне казалось, это имя связано с корнем уд - бык.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

Nevik Xukxo

Цитата: Devorator linguarum от июля  7, 2014, 20:28
Кстати, китайцы различают названия древних уйгуров хуэйху и современных вэйвуэр. При этом первый иероглиф в хуэйху тот же самый, что в названии дунган хуэй. Похоже, что с китайской точки зрения преемственность древних уйгуров с дунганами больше, чем с современными уйгурами.

Любопытно.

арьязадэ

четкой границы между уйгурами, узбеками и таджиками же нет. уйгуры плавно переходят в узбеков, а узбеки в таджиков. "уйгуры", "узбеки" и "таджики" кроме всего этого, как мы уже говорили раньше являются креацией русских. раньше жители Хотана, Кашгара, Урумчи, Андижана и Коканда имели одно и то же самоназвание - "сарты". ну и разнообразные тюркские племена кочевали между селами и городами сартов. по фоткам видно, что те же хотанцы сохранили достаточно хорошо свой сренеазиатский облик и достаточно сильно отличаются как от китайцев так и от монголов. как мне кажется жители Андижана в целом более монголоидные, чем, например жители Кашгара, так как достаточно больая доля Андижанцев являются потомками осевших кипчаков. кипчаки Андижана, как я понял определяют по внешнему виду, их называют "бодомкавок".

Devorator linguarum

Цитата: арьязадэ от июня 30, 2014, 03:51
вполне возможно Фергана тоже говорила на родственных языках.
А есть какие-то свидетельства в пользу этого? Я почему-то думал, что там были обычные согдийцы.

Bhudh

Цитата: Nevik Xukxo от июля  8, 2014, 12:58
Цитата: Devorator linguarum от июля  7, 2014, 20:28Кстати, китайцы различают названия древних уйгуров хуэйху и современных вэйвуэр. При этом первый иероглиф в хуэйху тот же самый, что в названии дунган хуэй. Похоже, что с китайской точки зрения преемственность древних уйгуров с дунганами больше, чем с современными уйгурами.

Любопытно.
Так может, китайцы оба этих народа по какой-то причине считают "вернувшимися" ( переводится «возвращаться») и это единственное, что их объединяет?  :???
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Iskandar

Цитата: Devorator linguarum от июля 17, 2014, 20:18
Я почему-то думал, что там были обычные согдийцы.
Согдийцы не могли зародиться сразу в двух местах одновременно, зафиксированные поздние согдийцы Ферганы — безусловно колонисты. Да даже Чач, видимо, вовсе не согдийская изначально область.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр