Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Глаголы с основой -нять

Автор Рухс-вариаг, апреля 29, 2014, 15:36

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Джереми

Цитата: Goodveen от апреля 30, 2014, 08:03
Это почему? В чем их родство, если они неоднокоренные?
Родство в происхождении корней. Проводить глубокую лингвоэкспертизу в определении корня и обсасывать его до одной буквы - это для ужайшего круга лингвистов. Если докапываться до "первокорня", то мы уйдём в безвозвратную глубь веков. Возвратиться и возвращать - однокоренные слова, вернуться и повернуть - тоже, воротить и поворот - тоже, но между собой эти пары не однокоренные, а родственные. Не нужно издеваться над школьниками и студентами, понуждая их вычленить общий корень -вр-.
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

Goodveen

Цитата: Джереми от апреля 30, 2014, 08:14
Цитата: Goodveen от апреля 30, 2014, 08:01
Нет там корня -дег-: одежда из праслав. *odědja. Корень -dě- , так что одежда, одеться и раздетый - однокоренные слова.
Вот что странно, делаются экскурсы в праславянские часы, но корень вычленяется из данных современного конкретного языка, в данном случае русского. Логично бы привлечь материалы всех "постпраславянских" языков - одяг, роздягнутый, роздитый, одеться...Где здесь -де-?
Ну так *ě изменялся и в , и в и, и в е (в разные периоды, правда, и в разных языках). Потому он там и был, что вычленяется сравнением искомого корня в разных славянских языках. Основы исторической фонетики, однако... Везде там -де- :smoke:

Goodveen

Цитата: Джереми от апреля 30, 2014, 08:27
Цитата: Goodveen от апреля 30, 2014, 08:03
Это почему? В чем их родство, если они неоднокоренные?
Родство в происхождении корней. Проводить глубокую лингвоэкспертизу в определении корня и обсасывать его до одной буквы - это для ужайшего круга лингвистов. Если докапываться до "первокорня", то мы уйдём в безвозвратную глубь веков. Возвратиться и возвращать - однокоренные слова, вернуться и повернуть - тоже, воротить и поворот - тоже, но между собой эти пары не однокоренные, а родственные. Не нужно издеваться над школьниками и студентами, понуждая их вычленить общий корень -вр-.
Дык кто ж над ними издевается? :) А Вы уверены, что там "...общий корень -вр-"? :???

Джереми

Цитата: Goodveen от апреля 30, 2014, 08:46
Ну так *ě изменялся и в , и в и, и в е (в разные периоды, правда, и в разных языках). Потому он там и был, что вычленяется сравнением искомого корня в разных славянских языках. Основы исторической фонетики, однако... Везде там -де- :smoke:
Тогда ж каким объёмом знаний должен владеть школьник и даже студент, чтоб "зреть в корень"? При этом изучая современный РЛЯ. Может, ввести понятие "пракорень"? И вообще, либерализовать подход к определению корня слова? А вопрос пракорня оставить на съедение лингвистам.
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

Джереми

Цитата: Goodveen от апреля 30, 2014, 08:49
Дык кто ж над ними издевается? :) А Вы уверены, что там "...общий корень -вр-"? :???
После того, как услышал, что в "обуть-разуть" корень -у-, то для себя, как минимум, уверен.
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

Goodveen

Цитата: Джереми от апреля 30, 2014, 09:02
Тогда ж каким объёмом знаний должен владеть школьник и даже студент, чтоб "зреть в корень"? При этом изучая современный РЛЯ. Может, ввести понятие "пракорень"? И вообще, либерализовать подход к определению корня слова? А вопрос пракорня оставить на съедение лингвистам.
Насколько я знаю, сравнительно-исторический метод ни в вузе, ни тем более в школе не применяется. В курсе исторической грамматики обращаются, главным образом, к историческому методу: сравнивают чередования в современном русском/древнерусском (иногда "подтягивают" старославянский), да и то при изучении праславянского наследия. Так что Вы преувеличиваете "загруженность" школяров/штудентов. Это, как говорится, для любопытствующих... А "пракорни" едят в основном лингвисты.

Wolliger Mensch

Цитата: Джереми от апреля 30, 2014, 08:14
Вот что странно, делаются экскурсы в праславянские часы, но корень вычленяется из данных современного конкретного языка, в данном случае русского. Логично бы привлечь материалы всех "постпраславянских" языков - одяг, роздягнутый, роздитый, одеться...Где здесь -де-?

Если разбирается морфология одного идиома, какое отношение сюда имеют другие?
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Anixx

Сюда же иметь, ёмкость, рукоятка.

Происходит от ПИЕ корня e̯em-

Пример: e̯emti "берёт"

Джереми

Цитата: Wolliger Mensch от апреля 30, 2014, 11:33
Если разбирается морфология одного идиома, какое отношение сюда имеют другие?
Ответьте мне, пожалуйста, на два вопроса.
1. Как школяр должен разобрать по составу слова обувная, разутый, приодетый?
2. Что учитель должен ответить школяру, если тот начнёт его "опускать" в классе на уроке тем, что в слове "обувная" корень -у- (и приведёт слово "разуть")?
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

Wolliger Mensch

Цитата: Джереми от мая  2, 2014, 11:21
1. Как школяр должен разобрать по составу слова обувная, разутый, приодетый?
2. Что учитель должен ответить школяру, если тот начнёт его "опускать" в классе на уроке тем, что в слове "обувная" корень -у- (и приведёт слово "разуть")?

1. Обувная:
окончание -ая, ибо обувной и т. д.;
суффикс -н-, ибо обувь;
суффикс -в-, ибо обуть;
приставка об-, ибо разуть;
→ корень -у-.
Разутый:
окончание -ый, ибо разутого и т. д.;
суффикс -т-, ибо разуть;
приставка раз-, ибо обуть;
→ корень -у-.
Приодетый:
окончание -ый, ибо приодетого и т. д.;
суффикс -т-, ибо приодеть;
приставка при-, ибо переодеть и т. д.;
приставка о-, ибо раздеть, надеть и т. д.;
→ корень -де-.

2. Нормальный учитель русского языка сам знает, что в слове обувная коень -у-, соответственно — нет надобности его «опускать».
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Джереми

Цитата: Wolliger Mensch от мая  2, 2014, 11:33
2. Нормальный учитель русского языка сам знает, что в слове обувная коень -у-, соответственно — нет надобности его «опускать».
Спасибо за ответ! Уже проверил - из семи учителей русского языка в станице и городе семь ненормальных - указывают на корень -обув-.
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

Wolliger Mensch

Цитата: Джереми от мая  2, 2014, 11:56
Цитата: Wolliger Mensch от мая  2, 2014, 11:33
2. Нормальный учитель русского языка сам знает, что в слове обувная коень -у-, соответственно — нет надобности его «опускать».
Спасибо за ответ! Уже проверил - из семи учителей русского языка в станице и городе семь ненормальных - указывают на корень -обув-.

Даже в безобразном словаре Тихонова обувь членится правильно. Так что, не знаю, что у вас там за «учителя» такие.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Джереми

Цитата: Wolliger Mensch от мая  2, 2014, 12:07
Даже в безобразном словаре Тихонова обувь членится правильно. Так что, не знаю, что у вас там за «учителя» такие.
Да нормальные учителя. Просто так нормльные люди воспринимают и думают. Это я их на лету спрашивал, а если б дал время, то они б в инет сбегали и все "правильно" ответили.
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

Tys Pats

Цитата: Джереми от мая  2, 2014, 11:56
Цитата: Wolliger Mensch от мая  2, 2014, 11:33
2. Нормальный учитель русского языка сам знает, что в слове обувная коень -у-, соответственно — нет надобности его «опускать».
Спасибо за ответ! Уже проверил - из семи учителей русского языка в станице и городе семь ненормальных - указывают на корень -обув-.

В латышском языке кроме apavi (<ap+au+as) "обувь" имеется ещё несколько производных от auti : uti, например,  auti  "портянки" и autiņi  "пелёнки".


Wolliger Mensch

Цитата: Джереми от мая  2, 2014, 12:16
Просто так нормльные люди воспринимают и думают.

«Нормальные» люди вообще не знаются морфологическим разбором слов. Поэтому упоминание о восприятии «нормальных» людей в данном случае не имеет значения.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Bhudh

Цитата: Tys Pats от мая  2, 2014, 12:23
В латышском языке кроме apavi (<ap+au+as) "обувь" имеется ещё несколько производных от auti : uti, например,  auti  "портянки" и autiņi  "пелёнки".
А в русском есть ещё историческое онуча.
Учитывая, какая раньше была обувь (и одежда, см. лат. ехuō "раздеваю") — без пуговиц, кнопок и прочих застёжек, просто оборачивающаяся вокруг ноги (тела), можно сделать предположение, что корень -у- обозначал первоначально "заворачивать(ся), оборачивать(ся) (во что-либо)". Отсюда хорошо выводится и балтийская пелёнка.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Джереми

Wolliger Mensch
А  скажите пожалуйста, какой корень в слове быть (был, буду...)?
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

Wolliger Mensch

Цитата: Джереми от мая  2, 2014, 22:57
Wolliger Mensch
А  скажите пожалуйста, какой корень в слове быть (был, буду...)?

По словообразовательному ряду: быть, -бытый, былой, бытьё, быт — корень бы-. Буд- — супплетивная основа, включённая в словоизменительный ряд глагол быть, от него производное будущий и его дальнейшие производные. Другой супплетивной основой является теперь уже опрощенная форма есть, от которой естество и его производные. Также выделяется супплетивная основа су- (не считая опрощенной формы 3-го л. мн. числа суть), от которой производные сущий, суть.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Bhudh

Хоть бы сказали, что буд- — суффиксальное производное от бы-.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Wolliger Mensch

Цитата: Bhudh от мая  3, 2014, 11:52
Хоть бы сказали, что буд- — суффиксальное производное от бы-.

Даже с этимологической точки зрения праслав. *bǫd- не очевидно производное от *byti, это может быть n-вый презент основы *bʰeu̯dʰ-: *bǫdetь < *bʰundʰeti. В современном языке связь основ бы- и буд- поддерживается вхождением в общее словоизменение, но словообразовательная производность там отсутствует.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Bhudh

Цитата: Wolliger Mensch от мая  3, 2014, 14:26это может быть n-вый презент основы *bʰeu̯dʰ-: *bǫdetь < *bʰundʰeti.
Корень *bʰeu̯dʰ- по одной из гипотез тоже производный от **bʰeu̯-...
Вроде как «расти» → «вставать» ↞ «пробуждаться».
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Alone Coder


Wolliger Mensch

Цитата: Alone Coder от мая  3, 2014, 14:33
Цитата: Wolliger Mensch от мая  2, 2014, 11:33
суффикс -в-, ибо обуть;
Где ещё такой?

Праслав. *-v- — стандартная эпентеза между глагольным корнем, оканчивающимся на гласный, и суффиксом, начинающимся с гласного. Есть — везде, любой корневой глагол возьмите — у его производных будет *-v-.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр