Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

По мотивам геноцидосрача в блоге ув. Искандара

Автор Штудент, декабря 23, 2011, 16:45

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Штудент

Цитировать
Изображать события первой мировой войны как геноцид армян удается обычно с помощью простейшей уловки: никогда не упоминать об убийствах мусульман, а говорить только об убийствах армян. К тому же, игнорируя столетнюю историю конфликта, подобные односторонние оценки изображали события 1915-1921 годов в виде иррационального излияния ненависти, в то время как они были понятной, хотя и жуткой реакцией на ужасное прошлое и страшное настоящее. Урок войны в Восточной Анатолии состоит отнюдь не в том, что турки истребляли армян, так как подобное утверждение игнорирует факт истребления армянами турок. Урок состоит в том, что пострадали все жители Османского Востока. Они пережили такие ужасы, что абсурдно выяснять, чьи мучения были большими. Пытаться делать это могут только националистические пропагандисты и те, кто стремится перенести конфликт 1915 года в день сегодняшний.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитировать
В Восточной Анатолии первая мировая война началась в ноябре 1914 года с маломасштабной и неудачной атаки русских на османскую границу. Османы ответили крупной, но в равной степени безуспешной атакой в декабре.

Ни одной из сторон не удалось продвинуться вперед, но османские потери были большими. Угроза, нависшая над османами на северо-восточной границе. Империи, усугублялась внутренним противником -армянской революцией.

Армянская революция началась, фактически, еще до начала военных действий. В августе 1914 года армяне Зейтуна восстали против военного призыва. По всей Восточной Анатолии организовывались и выходили из подполья армянские революционные группы. (В ходе одного правительственного расследования османские официальные лица жаловались на то, что у армянских партизан было более совершенное оружие, чем у османских солдат, направленных против них. На вооружении армянских повстанцев в городе Урфа были даже пулеметы, хотя на начальном этапе войны в них испытывало недостаток большинство регулярных войск.) Оружие, амуниция и даже обмундирование были надежно припрятаны в ожидании именно такого конфликта. Русские, предвидя войну, сотрудничали с армянскими революционерами, правильно рассчитав, что армянское восстание в военное время может облегчить российские завоевания.

Для армянских революционеров это был наилучший шанс обеспечить успех восстания, и они решили воспользоваться им. На войну были мобилизованы все солдаты, которые в обычное время оставались бы в восточных провинциях. Даже жандармы были направлены на фронт. Из мусульман на местах оставались лишь старики, женщины и дети. Мусульманские деревни в Восточной Анатолии оказались по сути дела беззащитными.

Армянская молодежь, как и мусульманская, должна была быть призванной в армию. Но десятки тысяч ее бежали, чтобы присоединиться к партизанским отрядам или перебраться в Россию, где, в конечном итоге, армянские юноши вступали в русскую армию или ее вспомогательные армянские подразделения. Многие опасались плохого обращения в османской армии, другие предпочитали сражаться за армянскую революцию. (Османы первоначально планировали целиком включить армян в регулярные воинские части, но дезертирство и восстания заставили их изменить решение. Вместо этого армянских солдат направляли в трудовые батальоны.)
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитировать
Вскоре после начала войны армянские банды совершали забеги уже по всей Восточной Анатолии. Одни из них организовывались из местных армян и сразу же начинали действовать. Другие состояли из армян, перешедших на территорию России, где они проходили обучение и возвращались уже организованными в партизанские отряды. К анатолийским партизанам присоединялись армяне из Российской империи, в основном привлеченные дашнакской партией и вооруженные российским правительством. По турецким оценкам, только в провинции Сивас насчитывалось 30 000 армянских партизан. Примерно 8000 армян из Маша, Вана и Битлиса прошли обучение у русских в одном лишь городе Кахизмане, другие 6000 - в Игдыре. Никто не делал точных подсчетов, но, вне всякого сомнения, в Анатолии воевало более 100 000 партизан и других бойцов из анатолийских и российских армян.

Поначалу армянские мятежники действовали в классическом партизанском духе, разрушая коммуникации, препятствуя деятельности военных и правительственных органов, проводя террористические акции. Особыми объектами нападений становились мобилизационные пункты османской армии, почта и телеграф. То же происходило с жандармскими постами, сеть которых во время войны сильно поредела. Короче говоря, армянские партизаны действовали в качестве передовых частей русской армии, "размягчая" территорию для предстоящего вторжения.

Вскоре, однако, масштабы операций армян еще более расширились. За короткое время армянские партизаны, ряды которых пополнялись армянскими сельчанами и дезертирами из османской армии, приступили к развернутым действиям. Однако в большинстве случаев они не сумели добиться успеха. Города (такие как Карахисар) и оборонительные редуты (как, например, Муса Даг), которые им удалось захватить, вскоре были отбиты турками. С точки зрения общей военной ситуации же, действия повстанцев оказали помощь русским войскам. Османы были вынуждены снимать целые дивизии с русского фронта, чтобы противостоять внутренней угрозе, созданной армянами. В результате было осуществлено русское вторжение в Восточную Анатолию.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитировать
Наиболее успешным для армян было Ванское восстание.

События, разворачиваемые вокруг этого города, характерны для армянских планов и действий на Османском Востоке. В марте 1915 года восстание заполыхало по всей Ванской провинции и очень скоро приобрело характер межобщинной войны. Армянские отряды нападали на курдские деревни. В ответ курды стали нападать на деревни армян. Последовали массовые убийства с обеих сторон.

У армянских революционеров имелись тайные хранилища оружия в Ване и окрестных селениях. В течение всего апреля 1915 года армянские мятежники просачивались в город, который охранялся только небольшими полицейскими силами. Столкновения с османской полицией в Ване начались 13 апреля. К 20 апреля мятежники уже обстреливали отделения полиции, правительственные здания, дома мусульман. В результате столкновений силы правопорядка потерпели поражение, и в первой половине мая вынуждены были покинуть город.

В ходе боев за город и сразу же после его захвата армянами все мусульмане, не сумевшие бежать из Вана, были перебиты. Та же участь постигла мусульманских обитателей прилегающих деревень, перешедших под контроль армян. Мусульмане из сел, расположенных к северу от Вана, были согнаны в деревню Зеве, где все они (около 3000 человек), за небольшим исключением, были истреблены. Аналогичные зверства происходили по всей области. В самом Ване были уничтожены все мусульманские кварталы. Практически в городе не осталось ни одного живого мусульманина. Беженцев на дорогах подстерегали в засадах армянские партизаны, уничтожившие множество людей.

В то время как в Ване продолжалась резня, отдаленные армянские села тоже стали подвергаться нападениям. Их жителей истребляли так же, как и мусульманских сельчан в других местах. Так были очерчены фронтовые линии в войне, в которой все были комбатантами. Несомненно, большинство армян и мусульман не стремилось к убийству. Но обе стороны были вынуждены присоединиться к своим соотечественникам в целях обороны, а для того, чтобы обороняться, они вынуждены были нападать.

Османы спешно направили в Ван войска, но армяне удерживали город, пока не подоспели русские. Русская армия, в авангарде которой были кавказские армянские части, достигла Вана в конце мая. Был назначен губернатор-армянин, и армян со всей Восточной Анатолии стали убеждать переселяться в новую Армению Сотни тысяч их прибыли в русскую оккупационную зону. Уцелевшие там мусульманские жители вынуждены были бежать.

Однако армянский триумф оказался непродолжительным Получив подкрепления, турецкие войска вскоре вернули город свои руки и вынудили русских отступить на север. За русскими войсками последовало и все армянское население Вана, приумноженное армянами, прибывшими из других областей. Уцелевшие мусульмане возвращались, чтобы затем вновь спасаться бегством от очередного русского наступления.

Ужасы Вана повторялись в Битлисе и других городах по мере того, как русские и армяне продвигались в глубь турецкой территории. За мусульманами - мужчинами, женщинами, детьми -развернулась настоящая охота, их убивали прямо на улицах. Деревенские жители, спасавшиеся от наступающих армий интервентов, истреблялись на дорогах армянскими партизанскими частями. После того как турки вернули Битлис, османская следственная группа, опросив уцелевших беженцев и осмотрев руины, сообщила о результатах расследования. Четырнадцать мечетей, в том числе центральная Большая Мечеть, и другие религиозные здания были стерты с лица земли. Одна мечеть уцелела только потому, что была превращена в конюшню. Были разрушены главные коммерческие и военные склады, все правительственные здания, так же как и большинство мусульманских домов. Город лежал в руинах.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитировать
После нескольких неудач русской армии, в конце концов, все же удалось удержать дальние районы Восточной Анатолии до конца 1915 года. В январе 1916 года русские, нанеся поражение османам, продвинулись на запад. К апрелю 1916 года они заняли большую часть Восточной Анатолии. Трабзон, Эрзурум, Маш, Битлис, Ван оказались под русским контролем. Победа русских стала также победой для армян. Те, кто отступил с русскими в Закавказье в августе предыдущего года, теперь могли вернуться. Пришел черед мусульман спасаться бегством. Хотя русские и поддерживали некоторый порядок в северо-восточных городах, армянские банды получили, практически, полную свободу действий, именно на эту зону приходится наибольшее число мусульманских переселенцев и жертв.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитировать
Здесь нет необходимости детализировать случаи грабежей и резни, жертвами которых стали мусульмане в обширном регионе, завоеванном русскими. Армянские отряды были ответственны за это в особой степени. Мусульманские сельчане рассказывали о случаях изнасилований, убийств и о потрясающей воображение бесчеловечности в целом. Вероятно, наилучшим показателем трагедии был тот факт, что мусульмане оккупированных областей были вынуждены спешно покинуть места обитания, чтобы не стать жертвами армянского зверства. Османская комиссия по беженцам насчитала более 850000 мусульман-беженцев из захваченных русскими районов. Так как это были только официально зарегистрированные беженцы, то очевидно, что их число, возможно, превышало миллион. Положение усугублялось тем, что в разгар войны османское правительство, не могло оказать беженцам существенную помощь.

В районах, находящихся под мусульманским контролем, армянские сельчане страдали во многом так же, как и мусульмане. В силу того, что на первых этапах войны успех сопутствовал армянам, они не пострадали в такой мере, как мусульмане в 1915-1916 годах. Тем не менее армяне, попавшие в руки курдских отрядов и спасшихся жителей мусульманских деревень, также истреблялись. Ни с той, ни с другой стороны не могло быть и речи о пощаде и снисхождении. Некоторые из армян были спасены мусульманами, так же как и кое-кто из мусульман - армянами. Однако примеры подобного благородства слишком немногочисленны, чтобы придать им какое-нибудь значение. В условиях революции и войны, не поддававшихся никакому контролю, как для армян, так и для мусульман уничтожать врагов было единственным средством защиты себя и своих семей от истребления противником.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитировать
Ответом османского правительства на армянские восстания было применение классической ближневосточной тактики умиротворения мятежного региона - депортация. После Венского восстания, 27 мая 1915 года, был принят временный закон, предписывающий принудительное переселение армян. (Само применение термина "депортация" в данном случае неверно в силу своей ошибочности. Армян перемещали в пределах одной и той же страны, а не изгоняли в другую, что и означало бы "депортацию"). Закон был претворен в жизнь месяцем позже. В этот промежуток османские официальные лица опубликовали указания о защите собственности и жизни армян, а также об освобождении от депортации определенных их категорий, включая католиков, от которых, как считалось, угроза не исходила.

Принцип депортации был одним из немногих известных способов борьбы с партизанским движением и используется издревле по сегодняшний день. Смысл ее состоит в том, что, поскольку партизаны зависят от местных поселений в плане снабжения, поддержки и пополнения новобранцами, их следует отделить от местного населения.

Уже во времена Византийской империи отдельные группы армян депортировались в другие части Империи. Османы на протяжении веков депортировали тех, кто угрожал общественному порядку, в том числе и мятежных тюрок.

Главной целью депортации армян было лишение партизанских отрядов поддержки. Но в распоряжении центральных властей об этом присутствовали и более значительные политические и военные мотивы. В соответствии с Правилами переселения армян, депортируемые должны были быть выселены из зон военных действий, железных. дорог и других стратегических районов. После переселения численность армян в любой из областей не должна была превышать 10 процентов от общего числа местного населения. Очевидно, что турецкое правительство опасалось, что армяне будут представлять угрозу для Империи, если останутся в стратегических районах, и поэтому стремилось держать армян подальше от этих мест. В равной степени очевидно, что османы намеревались разбавить армянское население до такой степени, чтобы "критическая масса" последнего была слишком незначительной для поднятия революции.

Главный моральный аспект проблемы армянских депортаций выходит далеко за рамки истории Османской Империи. Депортации гражданского населения из-за реальной или воображаемой партизанской угрозы практиковались и многими современными правительствами. Как далеко может зайти правительство при подавлении восстания? Если мятежное население является меньшинством, пытающимся навязать свою волю большинству, делает ли это депортацию данного меньшинства более морально оправданной? Можно ли обрекать на страдания депортируемых для того, чтобы в конечном итоге спасти больше жизней, окончив войну (аргумент, аналогичный вопросу бомбежки гражданского населения во второй мировой войне)? Вопросы эти щекотливы, как и все вопросы, упирающиеся в конечную аморальность войны как таковой.

В османской политике депортаций можно обнаружить два просчета или проявления достойной осуждения халатности. Во-первых, были приняты законы о защите армян, но было уделено слишком мало внимания неспособности османских чиновников в провинциях обеспечить безопасность колонн армянских переселенцев. Действительно, из Стамбула поступали указания, предписывающие местной администрации обезопасить жизнь и собственность депортируемых. Однако такие указания практически не имели никакого смысла, поскольку они были невыполнимы. Солдаты и жандармы были направлены воевать с русскими, и губернаторы на востоке Империи стояли перед выбором: использовать немногочисленных оставшихся жандармов для защиты мусульманских деревень от армянских отрядов или для защиты армян от мусульман. Они предпочитали защищать своих собратьев, как обычно и поступают люди.

Во-вторых, турки осуществляли депортацию армян и вне зон военных действий. Многие армяне были депортированы из прибрежных районов, где угроза вторжения была лишь вероятной, но не неизбежной, а также из внутренних областей. При внимательном рассмотрении становится ясно, что армяне Центральной Анатолии не представляли достаточной угрозы, чтобы оправдать такую суровую акцию, как депортация. Депортации армян, чтобы быть понятыми, должны рассматриваться в контексте конкретных исторических обстоятельств. Приказ о переселении в данном случае был издан в ситуации, исключающей принятие спокойного и непредвзятого решения. Распоряжение выселить армян было частью режима переселений (депортаций), который коснулся и армян, и мусульман.

Приказ о депортации армян явился ответом на армянское восстание на востоке Империи, повлекшее изгнание из собственных домов бесчисленного количества турок и курдов. Первый приказ был издан 27 мая 1915 года, после Венского восстания 13 апреля 1915 года. Другие нападения на мусульман имели место еще раньше.

Армяне не были единственным гражданским населением, вынужденным покинуть свои дома. Мусульмане Восточной Анатолии изгонялись точно так же, как и армяне. Депортации, санкционированные османским правительством, возможно, выглядели более официальными, но депортации, осуществленные русскими и армянскими отрядами, были не менее реальны. На деле самые драматически вынужденные миграции на востоке были вызваны грабежами и резней, а не официальными акциями османского правительства, при этом уровень выживания также был намного ниже.

Османское правительство оказалось не в состоянии защитить многих из тех, кого оно приказало депортировать. Создавалось впечатление, что это являлось отнюдь не самой главной заботой для турок, хотя должно было быть именно так.

Османское правительство открыто заявило о депортациях армян, оправдывая их военной необходимостью. В то же время российское правительство и армянские революционные партии никогда не признавали своей официальной политикой принудительное переселение мусульман Восточной Анатолии. Документы о депортации мусульман, находящиеся в русских и дашнакских архивах, никогда не предоставлялись для непредвзятого исследования. Тем не менее действия русских и армян наталкивают на мысль, что они были частью плана, подготовленного с большой тщательностью.

Османы, по крайней мере, пытались хоть как-то защитить армян от проявлений ненависти местных мусульман и курдских набегов. Были приняты законы, предписывающие меры по защите депортируемых армян. Османские гражданские и военные власти привлекли к ответственности и покарали (включая смертную казнь) более тысячи человек, виновных в преступлениях против армян. В то же время, хотя русское правительство и армянские революционеры были крайне беспощадны при изгнании мусульман из мест их проживания, никто из русских или армян не был привлечен к ответственности за преступления против мусульман.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

I. G.

...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Штудент

Цитировать
Традиционно утверждалось, что именно геноцид являлся тайной целью депортаций армян, осуществленных османским правительством. Со времен первой мировой войны армянские националисты и их сторонники заявляли, что депортация была лишь предлогом для совершения массовых убийств. На сегодняшний день не выявлено никаких свидетельств о наличии какого-либо тайного плана стамбульского правительства относительно уничтожения армян, хотя армянские источники и извлекали оказавшиеся подделкой документы, предписывающие депортацию. Подлинные же документы, предписывающие депортацию, указывают на заботу о благополучии депортируемых. Однако другая сторона в споре называет эти документы "камуфляжем", хотя они являлись правительственными документами, предназначенными для внутреннего пользования, были найдены в архивах много лет спустя, и османы не намеревались их публиковать. Вопрос этот, возможно, никогда не будет решен, ибо те, для кого геноцид армян является предметом веры, всегда будут утверждать, что османские архивные документы - фальшивка. И, конечно же, они сразу воспримут как подлинный любой османский документ, содержащий явный приказ об убийстве армян. Однако такой документ противоречил бы всем другим известным документам по данной проблеме, а потому представляется сомнительным, что он когда-либо существовал.

Судя по действиям османов, трудно поверить, что приказ о геноциде существовал. Почему тогда не было геноцида десятков тысяч армян, живущих в Стамбуле, Измире, европейской части Империи, других районах? Они остались невредимыми, и никто их не выселял. Кто-то может сказать, что османы оставили в покое этих армян из-за боязни нежелательной огласки. Но она уже имела место. Западная пресса уже игнорировала убийства турок и сильно преувеличивала число жертв среди армян. Если османы намеревались истребить всех армян (а Союзники утверждали о подобном их намерении), зачем же было позволять армянам выжить? Наиболее убедительным свидетельством является то, что в живых остались многие из депортированных. Колонны депортируемых армян подвергались нападениям племен и банд, и многие в самом деле стали жертвами убийств, голода и болезней. Но как объяснить то, что некоторые колонны прибыли нетронутыми и более 200 000 депортированных армян пережили войну в Сирии? Если был отдан приказ о геноциде, почему же они не были убиты? Они находились целиком под османским контролем, и убить их было бы просто, если бы такая цель ставилась.

В Восточной Анатолии не было геноцида, организованного правительством. Однако существуют более широкие определения геноцида. Если считать им действие одного народа против другого, то, конечно же, геноцид в Восточной Анатолии имел место. Как турки, так и армяне стали жертвами, и те, и другие были вовлечены в его осуществление. Армяне убивали турок потому, что те были турками. Турки убивали армян потому, что те были армянами. У них не было большого выбора. После первых дней войны турки и другие мусульмане поняли, что не может быть нейтралитета в гражданской войне с армянами. Их будут убивать только за то, что ненавидят как турок, а не по каким-то политическим или тактическим соображениям. Армяне были в той же ситуации. Истребление было взаимным.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитировать
Не все мусульмане завоеванной русскими части Восточной Анатолии стали беженцами, хотя спасаться бегством вынуждено было до половины мусульманского населения. Те, кто остались, жили, в основном, в городских зонах, особенно на северо-востоке, например, в районе Эрзурума и Трабзона, где они были под бдительным надзором русских войск. Русские не испытывали к мусульманам особых симпатий, но под их прямым контролем мусульманам было легче, чем в сельских районах, где они становились добычей армянских банд. Сохранившееся турецкое население не представляло угрозы для русских оккупантов, так как состояло почти исключительно из женщин и мужчин, слишком старых или слишком молодых, чтобы воевать. Полукочевые курдские племена были также в сравнительной безопасности. Спустя первые дни после османских поражений лидеры этих племен неохотно, но все же пошли на мир с русскими. Взаимная ненависть курдов и армян, значительно усилившаяся во время армянского восстания, пребывала в латентном состоянии, чтобы проявиться в полную силу, когда позже русской власти пришел конец.

Свидетельств о положении мусульман в сельских районах, не контролируемых регулярными русскими войсками, сохранилось немного. Вместе с тем известно, что миграция беженцев продолжалась, и они приносили с собой рассказы о притеснениях и массовых убийствах. В сельских окраинах, особенно в районе от озера Ван и до русской границы, почти не осталось мусульман. Неудивительно, что этот регион отличался спокойствием.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитировать
К весне 1917 года русская армия, укрепившись на завоеванных территориях, стала готовиться к дальнейшему продвижению. Вряд ли османская армия, которая воевала еще и в Сирии, Ираке и Европе, смогла бы воспрепятствовать победе русских. Османов и мусульман востока спасла русская революция. Получив известие о ней, русские солдаты в Анатолии стали дезертировать, как и их собратья, воюющие с немцами. Остались только русские офицеры, части из российского Закавказья (в основном состоящие из армян) и армянские партизанские подразделения.

Армяне Восточной Анатолии и Кавказа образовали новую Армянскую Республику из российской Эриванской губернии и земель в Восточной Анатолии. Республика попыталась удержать прежние российские завоевания в рамках новой Армении, но это окончилось неудачей. Рухнула и попытка создания Закавказской Федерации, включающей Грузию, Армению и Азербайджан, так как эти новые государства перессорились из-за территориальных притязаний. Так что Армянская Республика в противостоянии с турками Восточной Анатолии осталась в одиночестве. То, что последовало за этим, было продолжением кровопролитных межобщинных войн 1915-1916 годов.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитировать
Еще до османского наступления армяне убедились, что не могут удержать всю территорию, на которую претендуют. Хотя половина мусульманского населения бежала, многие погибли, армяне по-прежнему составляли меньшинство. Более того, приход османской армии, теперь крупнейшей силы в Восточной Анатолии, был неизбежен. Армяне отступили. Мужчины, женщины, дети бежали из Восточной Анатолии на север, в Закавказье, где их ждали страдания от голода и болезней. По мере отступления армяне разрушали оставшиеся здания мусульман, сжигали урожай и имущество, которое не могли взять с собой. Те из оставшихся в регионе мусульман, кто попадал в руки отступающих предавались смерти. После ухода армян уцелевшие мусульмане получили возможность вернуться в родные места. Их глазам предстала опустошенная земля, на которой почти не осталось ни турок, ни армян. Из небольшого числа оставшихся в регионе армян избежать мести вернувшихся мусульман посчастливилось лишь тем, кто оказался под охраной регулярной османской армии в городах.



В северных областях, в районе русской границы, армянские силы также не смогли удержаться и были легко подавлены турецкими войсками. Армяне отступали в панике, уничтожая все на своем пути. Только быстрое продвижение османской армии спасло мусульманское население. Вступившие в город Эрзинджан османские солдаты обнаружили, что все общественные и исламские культовые здания и более 1000 домов разрушений сотни тел убитых турок Эрзинджана были найдены на улицах еще больше - в водоемах и наспех вырытых могилах. Терджан был целиком разрушен динамитом. В Эрзуруме, крупнейшем городе на востоке Империи, по подсчетам османских властей, было убито 8000 турок. Цифра может показаться преувеличенной, но солдаты вели учет каждого тела, похороненного ими только в первые восемь дней было предано земле 2124 трупа мужчин. Из соображений приличия солдаты не подсчитывали захороненные тела женщин и не сообщали о том, что сотворили с ними армяне.

Зверства, совершенные в городах, повторялись и в селах. Линия армянского отступления была усеяна трупами мусульман, ней сумевших убежать. Осталось крайне мало домов и ни одного полностью сохранившегося селения. Журналист австрийской газеты, которого нельзя заподозрить в симпатиях к русским - врагам Австрии, отмечал, что русские обращались с населением региона неплохо, но как только власть русских рухнула, армянские банды принялись за уничтожение турок. Стефан Эшнани, побывавший в регионе, писал: "Почти на каждом шагу я сталкивался со свидетельствами зверств армян. Были уничтожены все деревни от Трабзона до Эрзинджана и от Эрзивджана до Эрзурума" (4). Местные турки, которым удалось выжить во время русской оккупации, теперь заполонили дороги.

Не может быть сомнений в том, что армян, захваченных во время отступления, постигла участь турок. Слишком многое пролегло между двумя народами, чтобы осталось место милосердию. Как и на юго-востоке, единственной защитой для немногих оставшихся армян была османская армия. Интересно, что османские власти (а позже и турецкая армия) позволили американский миссионерам продолжать снабжать едой и одеждой армянских сирот. Нет данных об армянах, проявлявших такую же терпимость к сиротам турецким. Единственным условием, которое турки поставили перед миссионерами, было обеспечение продуктами питания и мусульманских сирот.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитировать
Армянская республика получила передышку, когда турки признали свое поражение и подписали с Союзниками Мудросский мир (30 октября 1918 года). Союзники решили создать Великую Армению, включающую прежнюю российскую Эриванскую губернию и соседние районы, а также большую часть районов Анатолии, которые требовали армянские националисты. Только область, называемая Киликией (в районе османской провинции Адана), должна была быть исключена из числа этих районов, так как на нее уже; претендовали французы. В скором времени

Союзники стали пытаться разоружить османских солдат и других тюрок, от которых можно было ожидать противодействия их планам.

В провинции Карс, которая была отнята у Османской Империи русскими в 1878 году, местные тюрки попытались создать свое правительство, ссылаясь на принцип правления большинства, провозглашенный президентом Вильсоном. Однако 19 апреля 1919 года Карс был оккупирован британской армией. Передав гражданскую и военную власть в руки армян, англичане ушли. Британия планировала включение Карсской провинции в Армянскую Республику, хотя, согласно довоенной русской переписи, более 50 процентов населения этой провинции составляли мусульмане. Ссылки тюрок на "четырнадцать пунктов Вудро Вильсона", гарантирующих правление большинства, были проигнорированы.

Тюрки Карса были разоружены, но англичане не смогли разоружить горных курдов, которые почти немедленно изгнали всех армян из горных регионов. В это же время солдаты Армянской Республики стали очищать низины от всех живущих там тюрок. Судьба этих тюрок почти в точности повторила то, что ранее произошло в Восточной Анатолии.

Убийства, грабежи, разрушение тюркских домов и целых деревень вынудили тюрок Карса уходить в горы или на юг и запад под защиту сохранившихся частей османской армии. Англичане оставили арену действий армянам. В результате лишь несколько европейцев могли наблюдать происходившую там резню. Один британский наблюдатель, полковник Роулинсон, в обязанности которого входил надзор за разоружением османских солдат, видел своими глазами происходившее. Он телеграфировал своему начальству, что "во имя человечности нельзя оставлять мусульманское население под неограниченной властью армян, ибо их войска недисциплинированы, а без надлежащего контроля зверства совершаются постоянно" (5). Никто не принял во внимание его сообщения. Однако османские солдаты не могли сбросить со счетов те обстоятельства, о которых информировал Роулинсон. Они отказались сдать оружие и приготовились к боям.

После окончания войны османские армии в Северо-Восточной Анатолии сохранились. Они стали ядром Восточной армии турецких националистов. Руководимые Мустафой Кемалем (Ататюрком), националисты создали в Анкаре новое турецкое правительство. Они были преисполнены решимости воспротивиться расчленению Анатолии Союзниками. Их силы на востоке, включающие части старой османской армии, солдат из расформированных османских частей и местных тюрок, атаковали армянские соединения и быстро одолели их. Теперь пришла очередь армян Карса спасаться бегством (в Эриванскую губернию). Тюркские беженцы возвращались. К ним присоединилось более 200 000 тюрок и иных мусульман из Эривана и других районов Кавказа, вынужденных, в свою очередь, бежать от армян.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитировать
Во время первой мировой войны российские военные власти не допускали повторения столкновений 1905 года между армянами и азербайджанскими тюрками. Однако вражда вспыхнула вновь во время русской революции, когда российская власть сошла на нет. Население Баку - крупнейшего города и столицы Азербайджана - состояло, главным образом, из тюрок, армян и русских. В силу высокого уровня развития нефтяной промышленности в этой части Закавказья, Баку в то время был индустриализированным городом с многочисленным классом промышленных рабочих. Ввиду этого воздействие русской революции проявлялось в Баку ярче, чем в остальных частях Закавказского региона. Город управлялся революционным правительством (так называемой Бакинской коммуной), в котором наибольшая власть была у дашнакской партии и большевиков. Армяне и большевики чувствовали, что тюрки, представленные мусульманской политической партией, более лояльны единоверцам в Османской Империи, чем революции. На улицах начались бои между армянами и тюрками, ненависть которых друг к другу подливала масло в огонь. Так как большевики помогали армянам, тюрки были легко побеждены, в результате чего произошла резня (с 30 марта по 1 апреля 1918 года). От 8000 до 12 000 мусульман было убито только в самом городе, половина тюркских жителей Баку была вынуждена бежать. С продвижением османской армии в глубь Западного Кавказа армянские силы покинули Баку, и тюрки принялись за месть. Почти 9000 армян было убито в ночь с 14 на 15 сентября. Османы вошли в город 16 сентября и восстановили порядок.

В остальной части Азербайджана азербайджанские тюрки на первых порах находились в крайне неблагоприятном положении. Сравнительно результативнее вооруженные армянские силы нападали на тюркские селения. Их целью было вынудить тюрок бежать, чтобы расширить и обезопасить границы армянского государства. Поначалу им сопутствовал успех. По подсчетам американских разведывательных источников, 60 000 тюрок стали беженцами и 420 мусульманских сел было разрушено армянами.

В Эриванской губернии армянское правительство применило к тюркам традиционную политику чистки. Массовые убийства и разрушенные деревни побуждали последних покидать свои родные места. К концу конфликта 180 000 мусульман, или более двух третей мусульманского населения Эриванской губернии, были или убиты, или стали беженцами.

К 1920 году тюрки Азербайджана укрепили свое государство и были в состоянии сопротивляться, чему содействовали набиравшие силу турецкие националисты Северо-Восточной Анатолии. Они удерживали армян примерно в старых границах Эриванской губернии. Как это было в Анатолии, Карсе и Баку, армянское гражданское население и теперь вынуждено было спасаться бегством. Устремляясь в Армянскую Республику, они занимали место тюрок Эривана. Конфликт между азербайджанскими тюрками и армянами был, в конце концов, прерван советским завоеванием Закавказья, чтобы вспыхнуть вновь в 1980-х годах.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитировать
Условия перемирия, подписанного между османами и Союзническими державами, не позволяли последним оккупировать Юго-Центральную Анатолию (Адана и соседние районы). Тем не менее, ее заняли французы. Еще в тайных соглашениях периода войны о разделе Османской Империи они претендовали на Киликию, пытаясь расширить к северу территориальные требования, касающиеся сирийских земель.

Подчиняясь условиям перемирия, турецкие войска покинули Киликию с приходом французов, В ходе оккупации было задействовано крайне мало французских подразделений, а потому первыми прибывшими туда войсками были части Армянского Легиона, куда входили армяне, завербовавшиеся во Французский Легион Востока. Армянских революционеров в Легионе было немало. Сразу же после их прибытия начались нападения на турок. Драма Восточной Анатолии повторилась в Киликии, Убийства и грабежи вынудили турок спасаться бегством.

К Армянскому Легиону вскоре присоединились армянские беженцы из Анатолии и других регионов, многие из которых были прежде депортированы османами в Сирию. Только на кораблях Союзников их прибыло 8000 человек. Много больше пришло сухопутным путем. В результате прибыли десятки тысяч армян присоединяясь к тысячам остававшихся здесь в течение всей войны. Действия частей Армянского Легиона привели в ужас даже французов и англичан. Они расформировали Армянский Легион в Киликии, но армянские войска соединились в банды, состоящие из беженцев, местных армян и дезертировавших легионеров. Число убийств, изнасилований и грабежей возросло. Армянские беженцы стали занимать турецкие дома, утверждая, что они были отняты у армян во время войны. Некоторые из них действительно принадлежали армянам, но большинство захваченных домов были, конечно же, просто лучшими из имеющихся в наличии. Так как многое турки сами были беженцами, лишившимися своего крова, ситуация стала запутанной. Нападения на мусульман, захваты их земель и собственности быстро привели к ответным действиям.

К концу зимы 1919 года армянские и турецкие отряды действовали по всей Киликии. И те и другое участвовали в убийствах гражданских лиц. Несмотря на общую анархию, царящую в сельской местности, французы стали продвигаться на запад с целью включения возможно большей территорий в то, что они считали своей новой колонией. Они дошли до Марата и взяли город, причем так называемые "французские" войска состояли, в основном, из армян и сенегальских колониальных рекрутов. Французы без особого труда захватили довольно большую территорию, но в Мараше столкнулись с организованным сопротивлением. Турецкие националисты, объединив остатки османской армии и отряды местных турок, отбили Мараш. Французы и армяне отступили, уничтожая на своем пути все турецкие деревни. Местные турки, в свою очередь, убивали армян, попадавших им в руки. Резня с обеих сторон не прекращалась до тех пор, пока французы не заключили мир с турецкими националистами и не вывели свои части в Сирию. Армянское население последовало за ними.

Ошибка, допущенная французами в Киликии, состояла в том, что они использовали армянские части, в результате чего межобщинная война продолжалась и после окончания войны мировой. Французский военачальник генерал Гурад так комментировал события в Мараше: "Французские колониальные подданные и армяне составляли большинство в войсках. В ходе наступления они в качестве карательных мер сожгли и уничтожили многое, а при отступлении из Марата - практически все турецкие деревни"(6). Возможно, что, в первую очередь, ставка французов на армянские войска стоила им Киликии, так как именно это побудило турок организовать сопротивление. Учитывая историю предыдущих четырех лет, было очевидно, что после 1919 года армяне и турки жить вместе в мире не смогут.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитировать
К концу войны Восточная Анатолия представляла собой опустошенную землю. Армяне ушли в Сирию и Закавказье. Турки победили, но победа была горькой. Многое было уничтожено в Восточной Анатолии в период войны, еще больше - во время армянского отступления. Сотни тысяч мусульманских беженцев, вернувшись в родные места, застали свои деревни и дома разрушенными. Посевы и деревья были сожжены дотла, а у вернувшихся сельчан было слишком мало семян и домашнего скота, чтобы возродить сельское хозяйство. Города Восточной Анатолии были в значительной степени разрушены. В Ване и Битлисе, к примеру, армяне уничтожили, за небольшим исключением, почти все дома мусульман, общественные и мусульманские культовые строения. В этих городах осталось не более 10 процентов населения. Вдоль линии армянского отступления от Эрзурума до Закавказья две трети строений были стерты с лица земли. Во многих районах вообще почти ничего не сохранилось. Победители остались с немногим большим, чем побежденные, которые, в конечном итоге, получили даже больше, так как армянам поступала помощь из Америки и Европы на многое миллионы долларов. Туркам же не поступало ничего.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитировать
Трудно подсчитать число мусульман и армян Восточной Анатолии, погибших в первой мировой войне и турецко-армянских столкновениях. У нас имеются статистические данные по периодам до и после этих войн. Однако так много беженцев не вернулось в свои дома, что число погибших в Восточной Анатолии точно подсчитать невозможно. Вместе с тем мы располагаем цифрами о числе жертв в Анатолии в целом, основанными на тщательном изучении результатов переписи (в противоположность простым предположениям, которые обычно публикуются). Погибло почти 600 000 армян и более 2,5 миллиона мусульман. В некоторых провинциях зоны боевых действий погибло более половины населения, как мусульман, так и армян. Невозможно установить уровень смертности среди армян по провинциям, но, к примеру, в провинции Ван к концу войны число мусульман уменьшилось более чем на 60 процентов. Аналогичный показатель, несомненно, относится и к армянам.

Войны в Восточной Анатолии были одними из самых жестоких в истории. Процент потерь среди населения в Анатолии за время первой мировой войны превосходил в 25 раз этот же показатель во Франции, Англии и Германии. Если первая мировая война в Европе справедливо характеризуется как страшная, то какое же определение подобрать войне в Анатолии? Ужасы тех времен не поддаются воображению. Что же касается сравнения степени страданий, то обе стороны пережили столько, что сама попытка решить, кто пострадал больше, выглядит аморально.

К 1922 году грандиозное обоюдное переселение мусульман и армян завершилось. Такие кавказские области, как Черкесия, Абхазия, Лазистан и Эриванская губерния, населенные прежде мусульманскими народами, стали теперь землями русских и армян. В Анатолии, где армяне жили на протяжении тысячелетий, теперь их практически не осталось. За сто лет более двух миллионов мусульман переселилось в Османскую Империю из Крыма и с Кавказа. Более 550 000 армян перебралось из Анатолии в Закавказье. В самом Закавказье многие переселились из Армении в Азербайджан и наоборот. Каждый этап массовых миграций уносил жизнь многих мусульман и армян. Обмен населением достался дорогой ценой.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Leo


Штудент

Цитировать
События времен первой мировой войны в Восточной Анатолии подавались и подаются как "геноцид армян" большей частые из-за того, что принимались во внимание интересы только одной, стороны межобщинной войны. Геноцид - это слово, не только обладающее могучей силой и большой ценностью в качестве средства пропаганды, но содержащее в себе многие неточности толкования. В своей основе геноцид является убийством, попыткой истребления членов какой-либо группы людей за то, что люди эти являются таковыми, какие они есть. Сомнительно, что можно приписать это слово взаимному уничтожению, голоду и болезням, имевшим место в Восточной Анатолии. Если в Анатолии и был геноцид, то это был геноцид, совершаемый обеими группами, каждая из которых желала смерти другой. Было бы намного лучше изучать историю армян и тюрок как великую человеческую драму, оставив в стороне пропагандистские клише.

То, что произошло в Восточной Анатолии, было одним из наиболее тяжких человеческих несчастий в истории. Корни его уходят в многовековое прошлое - в русские завоевания, национализм и религиозный сепаратизм. Вина должна быть возложена соответственно, на русское правительство, которое не имело никаких законных прав на земли, которые завоевало; на французов, англичан и американцев, которые игнорировали ими же провозглашенные принципы правления большинства; на османе кое правительство, которое не оказалось достаточно сильным, чтобы суметь защитить Империю от России и оградить свои народы друг от друга; на армянских националистов, которые были готовы пожертвовать своими соплеменниками во имя идеологии. История событий, изложенная в данной главе, контрастируем, с историческими интерпретациями того, что называют "армянской резней" или "геноцидом армян". Но важно отметить, что противопоставление это не абсолютно. Утверждение, что не было массовых убийств армян, являлось бы такой же фальсификацией, как и заявление о том, что не было резни турок. Гибель людей в Восточной Анатолии и южной части Кавказа была результатом мировой и гражданской войн. Миллионы людей и с той, и с другой стороны были вынуждены бежать из своих домов, многих из них ждала смерть от насилия, голода и болезней. Политические цели тюрок и армян заслуживают рассмотрения, но они второстепенны по сравнению с глубиной человеческого горя. Те, кто рассматривает только армянские страдания, вероятно, реализуют свои националистические воззрения, но они фальсифицируют историю, которая является историей человеческих мучений и должна рассматриваться как таковая.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитировать
1. В силу того, что события периода первой мировой войны в Османской Империи в течение долгого времени освещались сквозь призму националистических чувств и предрассудков, их не рассматривали, подобно другим, как исторические события. На деле же они были схожи с теми, которые происходили в других местах в разные времена. Использование партизанских соединений для разрушения коммуникаций и подрыва деятельности правительственных и военных органов издавна являлось составной частью войны. Армянские действия в Восточной Анатолии могут рассматриваться именно в этом ключе. С точки зрения намерений русских, они были именно таковыми. Османская депортация армян также была классической военной акцией. Ближневосточные правительства использовали депортации в стратегических целях в течение тысячелетий. Ограниченные депортации были типичной чертой современных методов ведения борьбы с партизанскими силами. Они имели место в партизанских войнах в Африке, Юго-Восточной Азии, на Балканах и в других местах. В каждом случае целью было лишить местной поддержки партизанские силы, точно так же, как это было и на Османском Востоке. Таким образом, эти классические военные операции использовались в первой мировой войне как турками, так и русскими.

2. Османское решение о депортациях критикуют издавна. И надо сказать, что у тех, кто поднимал крик против османов, игнорировал исторические факты и руководствовался националистическими мотивами, все же реальные основания для критики депортаций есть. Османское правительство не сумело защитить своих граждан армян, которые имели право на безопасность, и в этом отношении себя не оправдало. Однако тот факт, что тысячи турок и других мусульман были привлечены к ответственности и осуждены за преступления против армян, показывает, что османы, по крайней мере, пытались прибегнуть к закону с целью защиты армянского населения.

Другая сторона вопроса редко затрагивается. Армянские революционные группы, такие как дашнаки, которые даже сегодня претендуют на роль подлинных представителей армянского народа, вне всякого сомнения, были организаторами массового уничтожения турок и курдов Восточной Анатолии. Они вынуждали переселяться мусульман точно так же, как и османы - армян. Но, в отличие от турок, армяне не проявляли какой-либо заботы по отношению к своим противникам. Во всяком случае, какие-либо данные на этот счет отсутствуют. Никто из армян так и не был привлечен армянским правительством к ответственности за нападения на мусульман. Их послужной список в этом отношении более скуден, чем у османов. Однако этот факт редко упоминается и принимается во внимание.

3. События первой мировой войны в Восточной Анатолии и Закавказье не могут быть поняты вне их исторического контекста. И это понятно. Не многие политические события обретают смысл, если неизвестна их историческая ретроспектива. Начало второй мировой войны, к примеру, трудно было бы понять, если ничего не знать о развитии германского национализма, первой мировой войне, Версальском договоре и т.д. Тем не менее слишком часто те, кто пишет учебные пособия и материалы по "армянскому вопросу", ограничиваются лишь рассмотрением судьбы османских армян, вне исторического контекста. Более того, подается только одна половина событий времен войны: пишут о гибели армян, и ничего - о жертвах среди тюрок. Каким бы ни было конечное суждение о виновности турок или армян, в любом случае, нельзя выводить его, игнорируя все историческое прошлое конфликта и половину событий периода войны.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитата: Leo от декабря 23, 2011, 22:15
А почему уничтожали ассирийцев ? Они тоже убивали мусульман ?
Касательно того, что происходило между ассирийцами и мусульманами в Восточной Анатолии (здесь речь о ней), ничего не читал, но в 1918 году в Северо-Западном Иране ассирийцы таки убивали мусульман. Не думаю, что они оставались в стороне и в Восточной Анатолии.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Leo

Цитата: Штудент от декабря 23, 2011, 22:18
Цитата: Leo от декабря 23, 2011, 22:15
А почему уничтожали ассирийцев ? Они тоже убивали мусульман ?
Касательно того, что происходило между ассирийцами и мусульманами в Восточной Анатолии (здесь речь о ней), ничего не читал, но в 1918 году в Северо-Западном Иране ассирийцы таки убивали мусульман. Не думаю, что они оставались в стороне и в Восточной Анатолии.

Как-то про это не видать инфы, зато есть:
(wiki/ru) Геноцид_ассирийцев

Штудент

Wahn, Wahn, überall Wahn!

Штудент

Цитата: Leo от декабря 23, 2011, 22:21
Как-то про это не видать инфы
Дык, а Вы что думали - пропагандисты приложат к своим статьям о геноциде приложение следующего содержания: "Да, кстати, чуть не забыли, в то же самое время наши храбрые молодцы творили совершенно тоже самое с мусульманами, но это ни в коем случае нельзя называть геноцидом, так, детские шалости, да и что там огорчаться смерти всего лишь 2,5 миллионов этих нехристей-недолюдей, а вот мы-то как пострадали..."?
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Poirot

Похоже, меня вырезали. Повторяю: СТОЯ ПРИВЕТСТВОВАЛ СООБЩЕНИЕ В НОВОСТЯХ О ТОМ, ЧТО ВО ФРАНЦИИ ВВЕЛИ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТРИЦАНИЕ ТУРЕЦКОГО ГЕНОЦИДА АРМЯН. ВИВ ЛЯ ФРАНС!
"Из-за плохой видимости через тепловизор прицела я увидел на расстоянии около 250 метров силуэт парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана."

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр