Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

"Хождение за три моря" Афанасия Никитина

Автор shravan, января 15, 2007, 21:32

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Vesle Anne

Чтобы хоть как-то реабилитироваться :) Вот что я помню из лекции по средневековой тайнописи (хотя, наверное все это знают): на Руси было несколько видов тайнописи, хотя многие из них вообще индивидуальны и поэтому в классификации рассматриваются отдельно. Самые простые - просто замена одних букв, другими (по системе, естественно), использование числовых значений букв, использование других алфавитов для записи русского текста (так, например, достаточно популярной была пермская грамота). Были и более сложные виды, такие как использование некоего искусственного тайного языка. В принципе, использование другого малоизвестного естественного языка тоже было возможно, хотя я примеров не помню (но это не значит, что их нет).
Тайнопись использовалась для записи того, о чём власти знать не должны - незаконные всякие вещи, книги по колдовству (что характерно, там, где Афанасий Никитин пишет на фарси, он использует некоторые молитвенные формулы ислама, если не ошибаюсь. С точки зрения отечественных властей того времени, это вполне можно было приравнять к колдовству. Ведь хуже были только латыняне :) ).

Я надеюсь, я хоть немного исправилась? :)

Цитата: PereVesle Anne, respect вдвойне!
А на этот раз за что? :) Не то, чтобы я против, конечно, всегда приятно :)

2 znatok, если вы откроете отдельную тему, я вам отвечу тогда, ок?
Rhaid achub ar bob cyfle i hybu Cymreigrwydd :)
Capoeira e bom para mim, Capoeira e bom pra voce, Capoeira e bom ai ai ai, nao sei porque
"Православные сами по себе - экстремальная и малочисленная группа" (с) Даниэль

shravan

Анна, Вам не за что извиняться. Очень сложно удержаться от дискуссии, когда слышишь вопиющие несуразности. Если уважаемый Знаток не обиделся на мой пост и откроет отдельную тему, я тоже, в меру моих скромных познаний, постараюсь развеять его сомнения.
Что касается тайнописи, то чаще других на Руси применялся простейший её вид - литорея или "тарабарская трамота": в столбик выписывались буквы в алфавитном порядке сверху вниз, справа от них буквы выписывались в том же порядке снизу вверх, так что первой букве алфавита соответствовала последняя, второй - предпоследняя и т.д. Более сложные разновидности литореи требовали специального оборудования - двух поворотных дисков, с нанесенными на них буквами. В таком случае можно было устанавливать произвольные соответствия.
За цитаты из Корана и молитвенные формулы ислама на Руси точно по головке бы не погладили. Поэтому у Никитина были все основания писать их на фарси.
ܐܝܠ ܐܝܠ ܠܡܢܐ ܫܒܩܬܢܝ

Vesle Anne

Кстати, было бы весьма интересно, если бы форумчане, говорящие на фарси, привели современную международную транскрипцию этих отрывков, чтобы можно было сравнить с версией Никитина.
Rhaid achub ar bob cyfle i hybu Cymreigrwydd :)
Capoeira e bom para mim, Capoeira e bom pra voce, Capoeira e bom ai ai ai, nao sei porque
"Православные сами по себе - экстремальная и малочисленная группа" (с) Даниэль

znatok

Специально по вашим просьбам - новая тема: :)

Зависимость лингвистических теорий от взгляда на историю

http://lingvoforum.net/index.php/topic,6523.html

Милости просим ! :)
veni, vidi, dixi ...
язык дан людям для того, чтобы говорить глупости

Pere

Цитата: "Vesle Anne" от
А на этот раз за что? :) Не то, чтобы я против, конечно, всегда приятно :)
За образцовое проведение данной полемики, конечно.

Что же касается мотивов Афанасия Никитина, по моему мнению, его иноязычные писания могли и не замышляться с целью утаивания. Будучи купцом, владеющим фарси и т.п., вероятно, он понимал, что и другие купцы, разного рода торговые и государевы люди могут быть сведущи в этих языках, а если уж над ним учинят дознание, то за толмачём дело не станет, и собственно, можно даже без толмача — методами физического воздействия добиться, чтобы сам перевёл в лучшем виде и добавил, что и не писал, а только думал. В те времена пытка была обычным методом работы следователей, так?

Может быть, писал он на иностранных языках части текста, потому что так проще было, находясь в постоянном контакте с их носителями. Мозгу легче. Могу сказать по себе: пребывая долгое время вдали от родины и затем прилетев обратно, у меня как-то была серьёзная проблема заполнить декларацию: кирилица из головы повылетала, половину букв в украинских словах на автомате пытался писать латиницей, еле-еле собрался с мыслями. А ведь и думаешь часто на языке текущей среды обитания. По крайней мере у меня это сплошь и рядом. У Никитина вполне могла быть подобная практика в ходу. И кажется, кто-то в этой или другой ветке уже подобную гипотезу высказывал.
Поглянь на дім свій, Янголе ©

Ноэль

Цитата: Vesle Anne от января 17, 2007, 22:09
Ну, копали мы :) Вот
[/quote]
Могу добавить от себя. К сожалению, фото и ссылок предоставить не могу... В 80-х, в течение нескольких лет, еще со школы, я подрабатывала в Киеве лаборантом на археологических раскопках. Сперва в Подольской экспедиции, у М. Сагайдака и Г. Ивакина, потом в Лаврской, у покойного В. Харламова.
Так вот. Возле Исторического музея в свое время нашли подобное погребение - сваленные в кучу, видимо заранее прирезанные, девочки от 12 до 18 лет, причем серьги с них были обобраны уже потом, сверху, трупы никто не переворачивал. Значит, собирали серебро на вес, а не на трофеи, спешили...
В районе ул. Волошской, возле дома Мазепы, копали мы раскоп. А через квартал-два экскаватор копал траншею под канализацию, что ли, и наткнулся на кладбище примерно XI-XIII веков. Еле отвоевало наше начальство пару дней, чтобы успеть взять образцы, потом все это привезли к нам на обработку.
Так там тоже очень похожая картина: ниже идут погребения в толстенных дубовых гробах, а выше трупы навалом, причем целые скелеты - дети, старики и женщины, мужские все порубаны...
Единственная нестыковка: доказать, что убийцы были именно татары, а не дружина соседского князя под шумок грабила...В военное время ничтоже сумняшеся подбирали и заново использовали любые наконечники стрел - и татарские, и свои, металл был дорог, кузнецов мало. Но геноцид налицо...

Между прочим, среди находок на Волошской был фрагмент стенки поливной пиалы, похоже, что бухарской. Большое было удивление... Не стоит все-таки недооценивать связи с Востоком и знание тюркских языков. Больше связей было, намного больше, этим фрагментом пиалы не ограничивается...Обычный киевлянин должен был владеть хотя бы парой языков, на уровне разговорника - Киев был торговый город...

Кстати, господа, а не может быть так, что Никитин принял ислам уже во время путешествия? Перевербовали, так сказать, поскольку жизнь у него была тяжелая, несчастье за несчастьем... А записи свои у него просто не было времени переводить - улучил минутку, да прямо так и написал...

Да, еще одно. Зря вы, znatok, цитируете Фоменко. Ей-Богу, зря. 

Ревета

shravan, вы не укажете, где такое правило руководствоваться официальной (общепринятой) историей и что такое эта официальная (общепринятая) история?

shravan

Под "официальной историей" я подразумевал "мнение большинства" историков, от которого возможны отступления с обязательной аргументацией. Возможно, термин не совсем удачный, но я, простите, не знаю как еще терминологически противопоставить такую историю концепции Фоменко.

А что касается правил см. http://lingvoforum.net/index.php/topic,5509.0.html
Цитировать5. На этом форуме ведется обсуждение лингвистических и связанных с таковыми вопросов в рамках академической науки. Всякого рода альтернативные теории («Новая хронология» и др.) здесь не приветствуются, но если вам очень хочется ознакомить форумчан с такими работами, то открывайте тему в разделе Псевдонаука. В других разделах объяснения происхождения слов в духе «этрусский» от «эт. русский» и другие подобные сообщения будут просто удаляться.
ܐܝܠ ܐܝܠ ܠܡܢܐ ܫܒܩܬܢܝ

Ревета

Цитата: shravan от февраля  2, 2007, 17:07
Под "официальной историей" я подразумевал "мнение большинства" историков, от которого возможны отступления с обязательной аргументацией. Возможно, термин не совсем удачный, но я, простите, не знаю как еще терминологически противопоставить такую историю концепции Фоменко.

А что касается правил см. http://lingvoforum.net/index.php/topic,5509.0.html
Цитировать5. На этом форуме ведется обсуждение лингвистических и связанных с таковыми вопросов в рамках академической науки. Всякого рода альтернативные теории («Новая хронология» и др.) здесь не приветствуются, но если вам очень хочется ознакомить форумчан с такими работами, то открывайте тему в разделе Псевдонаука. В других разделах объяснения происхождения слов в духе «этрусский» от «эт. русский» и другие подобные сообщения будут просто удаляться.
Спасибо. Но, я думаю, понятие "большинство историков" надо также определять по признакам страны происхождения, школы и т.д. Потому как "большинство историков" должно быть большинством от чего-то.

Что касается Афанасия Никитина, то даже с т.з. официальной российской истории (т.е. обслуживающих имперскую идею) не знаю такого, что ему бы угрожало что-то на Родине за его ислам. Или вы знаете о преследованиях в Твери того времени (кстати, по-моему это было еще до присоединения ее к Москве) за ту или иную веру?

Vesle Anne

Rhaid achub ar bob cyfle i hybu Cymreigrwydd :)
Capoeira e bom para mim, Capoeira e bom pra voce, Capoeira e bom ai ai ai, nao sei porque
"Православные сами по себе - экстремальная и малочисленная группа" (с) Даниэль

piton

Цитата: "Ревета" от
Что касается Афанасия Никитина, то даже с т.з. официальной российской истории (т.е. обслуживающих имперскую идею) не знаю такого, что ему бы угрожало что-то на Родине за его ислам. Или вы знаете о преследованиях в Твери того времени (кстати, по-моему это было еще до присоединения ее к Москве) за ту или иную веру?
Честно говоря, не припомню фактов перехода русских в ислам в 15 в. Много лет ведь прошло. Думаю, девки замуж за иностранцев выскакивали. Хотя Иван III, когда выдавал дочь замуж за литовского князя, специально оговаривал условия, при которых она сможет исповедовать православие. Никакой свободы вероисповедания еще не изобрели. В самом демократичном Новгороде граждане, обвиненные в уклонении в иудаизм, отправлялись на корм рыбам в Волхов. Митрополит Исидор за попытку перехода в католичество оказался в КПЗ. Вообще же уголовная статья за отказ от православной веры была отменена в 1905 г. Предположу, что Никитин, уличенный в магометанстве, огреб бы по полной программе. В лучшем случае был бы лишен прописки и членства в профсоюзе, и отправился бы в Казань торговать.
W

shravan

Ревета, конечно можно уточнять базовую точку зрения вплоть до конкретных личностей историков, но, я полагаю, для данной ситуации достаточно отделить плеяду Фоменко от всех остальных.
О преследованиях мусульман на Руси и в Твери в частности во времена А. Никитина мне ничего не известно. И если бы Афанасий от рождения был приверженцем ислама, я думаю, ему ничего бы не угрожало (кроме косых взглядов соседей). Но он, как явствует из его дневника, либо принял ислам, отрекшись от православия, либо стал последователем какого-то синкретического культа, не видевшего разницы между Христом и Аллахом, либо совмещал христианскую обрядность с мусульманской. И первое, и второе, и третье - серьезные преступления против Православной Церкви, за которые на Родине Афанасия ждало наказание. Номера статьи УК не знаю, но полагаю, что piton не так уж далек от истины.  ;D
ܐܝܠ ܐܝܠ ܠܡܢܐ ܫܒܩܬܢܝ

piton


Уголовный кодекс надо чтить!
Есть у меня политиздатовская книжка В.В Клочкова "Закон и религия" от 1982 г.  Посвящена, разумеется, необходимости неукоснительного соблюдения ленинского законодательства о культах, согласно которому, например, батюшке дозволялось безо всякого дозволения совершать панихиду на кладбище, а вот все остальное - по усмотрению начальства. Был там и исторический экскурс.
Цитата: Клочков
В главе II Уложения предусматривалась ответственность за "отвлечение и отступление о христианской веры", за ереси, раскол и уклонение от исполнения постановлений церкви. За "отвлечение" кого-либо от православной или иной христианской веры в мусульманскую, иудейскую или другую нехристианскую веру виновный приговаривался к каторжным работам на срок от 8 до 10 лет, а за отвлечение с применением насилия - до 15 лет (ст. 184). Лица, отступившие от христианской веры в нехристианскую, отправлялись к "духовному начальству прежнего их исповедования для увещевания и вразумления", не пользовались до возвращения в христианство правами своего состояния, а их "имения" на все это время брались в опеку (ст. 185). Лица, перешедшие и з православия в другое христианское исповедание, не имели, кроме того, права проживать в своих имениях, населенных православными, а в отношении их малолетних детей правительством принимались меры, "охраняющие" их от совращения из православных (ст. 188).
  Совращение из православных в иное христианское вероисповедание наказывалось ссылкой в Сибирь (ст. 187). Если это не влекло за собой "отпадения совращенного" от православной церкви, виновный привлекался к ответственности "за покушение на совращение".
Статья 189 предусматривала особый вид такого покушения - при помощи проповеди или сочинения. Оно каралось лишением свободы на срок до 4 лет или ссылкой в Сибирь. К ответсвенности привлекались и лица, распространявшие проповеди или сочинения "с намерением совратить православного в другое вероучение".
Как видим, времена наступили просвещенные и гуманные. Не сжигали уже и не топили.
W

shravan

А к какому историческому периоду относятся приведенные Вами выдержки?
ܐܝܠ ܐܝܠ ܠܡܢܐ ܫܒܩܬܢܝ

znatok

Цитата: shravan от февраля  2, 2007, 20:21
Ревета, конечно можно уточнять базовую точку зрения вплоть до конкретных личностей историков, но, я полагаю, для данной ситуации достаточно отделить плеяду Фоменко от всех остальных.
О преследованиях мусульман на Руси и в Твери в частности во времена А. Никитина мне ничего не известно. И если бы Афанасий от рождения был приверженцем ислама, я думаю, ему ничего бы не угрожало (кроме косых взглядов соседей). Но он, как явствует из его дневника, либо принял ислам, отрекшись от православия, либо стал последователем какого-то синкретического культа, не видевшего разницы между Христом и Аллахом, либо совмещал христианскую обрядность с мусульманской. И первое, и второе, и третье - серьезные преступления против Православной Церкви, за которые на Родине Афанасия ждало наказание. Номера статьи УК не знаю, но полагаю, что piton не так уж далек от истины.  ;D

Не те времена тогда были - это в Западной Европе в то время ( XV - XVII вв.) буйствовала инквизиция и велись религиозные войны. Кстати - есть недавние исследования согласно которым буйствовали и сжигали ведьм на кострах как раз не инквизиция - а фанатики-протестанты, а Инквизиция ( из латыни - Расследование) как раз была ответом на эти зверства... Человек хотел написать статью про зверства инквизиции и наткнулся в архивах на прямо противоположные материалы...
veni, vidi, dixi ...
язык дан людям для того, чтобы говорить глупости

Vesle Anne

Цитата: znatok от февраля  2, 2007, 22:03
Кстати - есть недавние исследования согласно которым буйствовали и сжигали ведьм на кострах как раз не инквизиция - а фанатики-протестанты, а Инквизиция ( из латыни - Расследование) как раз была ответом на эти зверства... Человек хотел написать статью про зверства инквизиции и наткнулся в архивах на прямо противоположные материалы...
Я немного изучала вопросы, связанные с инквизицией, когда занималась катарами, ибо куда ж без неё :) Так собственно, то что в расследовании применялись пытки - это понятно. Далее. Подавляющее большинство дел, переданных инквизиции не заканчивались смертным приговором.  Я не помню точно процент приговоренных к смерти, но он невелик. К тому же, инквизиция как институт создавалась для борьбы с ересью, не протестантами (а охота на ведьм началась довольно поздно).  Аутодафе, как это ни странно звучит для нас, не является актом жестокости, это наоборот - акт милосердия. Сами посудите, если еретик упорствует, отказывается покаяться, как можно спасти его душу? (а в средние века это самое важное). Только через мученическую смерть.
Вот.
Что касается протестантов - они учреждали гражданские суды, которые рассматривали "колдовские" дела. Так что никакого "разгула фанатиков", всё по закону.
А в зверствах отличились и те и другие.  Но это уже другая история.

По теме: ревета, вы забываете, что средние века - глубоко религиозное время. Переход из одной религии в другую непоощрялся ни одной конфессией (это если из неё уходили). А на Руси существовал церковный суд. вот. Насчет перехода в ислам не знаю точно, врать не буду, но вот еретиков всяких сжигали - это факт (правда не в таких масштабах как на западе) и за переход в "латынство" (даже мнимый) сажали в монастырскую тюрьму. И за ткрытое несогласие с Церковью. Ну и т.д. 
Rhaid achub ar bob cyfle i hybu Cymreigrwydd :)
Capoeira e bom para mim, Capoeira e bom pra voce, Capoeira e bom ai ai ai, nao sei porque
"Православные сами по себе - экстремальная и малочисленная группа" (с) Даниэль

shravan

Инквизиция появилась в XIII веке, трудами папы Иннокентия III (1198-1216), а о протестантах можно говорить как минимум после 31 октября 1517г., когда Мартин Лютер прибил на дверях церкви Всех Святых в Виттенберге свои знаменитые "95 тезисов". Но 300 лет по меркам альтернативной истории - сущие пустяки.
ܐܝܠ ܐܝܠ ܠܡܢܐ ܫܒܩܬܢܝ

znatok

под протестантами имеются ввиду различные секты в христианстве, которые были распространены и до Мартина Лютера, и часть которых дала основу тем движениям, которые делали Реформацию в Европе...
veni, vidi, dixi ...
язык дан людям для того, чтобы говорить глупости

shravan

Цитироватьпод протестантами имеются ввиду различные секты в христианстве
Вы забыли добавить КЕМ ИМЕЮТСЯ В ВИДУ. Общепринятое наименование "протестанты" относится именно к последователям Лютера.
ܐܝܠ ܐܝܠ ܠܡܢܐ ܫܒܩܬܢܝ

Ноэль

Цитата: shravan от февраля  2, 2007, 20:21
О преследованиях мусульман на Руси и в Твери в частности во времена А. Никитина мне ничего не известно. И если бы Афанасий от рождения был приверженцем ислама, я думаю, ему ничего бы не угрожало (кроме косых взглядов соседей). Но он, как явствует из его дневника, либо принял ислам, отрекшись от православия, либо стал последователем какого-то синкретического культа, не видевшего разницы между Христом и Аллахом, либо совмещал христианскую обрядность с мусульманской.
В последнем абзаце "Хождения за три моря", среди прочего, перечислены имена Аллаха, которые использовались, при потребности или несчастье, для многократного повторения именно в синкретических, то есть не ортодоксально мусульманских суфийских орденах. Это не считалось грехом или магией. Кроме того, по ходу текста явствует, что вместе с Никитиным по всему Востоку, возможно, ходил приверженец подобного учения. Возможно также, что перечисленные имена входили в т. наз. суфийский "зикр", Никитин записал их именно перед возвращением на Русь, чтобы не забыть. Возможно, тогда он расстался со своим спутником.
Принятие ислама Никитиным возможно еще по одной причине: для купца удача - одно из проявлений к нему благоволения Божьего. Подобные воззрения разделяют представители некоторых протестанских церквей: мол, если я "с Богом", мне будет везти во всем, включая бизнес.Это, возможно, одно из убеждений, которое могли использовать к Никитину мусульмане...

znatok

Цитата: Vesle Anne от февраля  2, 2007, 22:19
Цитата: znatok от февраля  2, 2007, 22:03
Кстати - есть недавние исследования согласно которым буйствовали и сжигали ведьм на кострах как раз не инквизиция - а фанатики-протестанты, а Инквизиция ( из латыни - Расследование) как раз была ответом на эти зверства... Человек хотел написать статью про зверства инквизиции и наткнулся в архивах на прямо противоположные материалы...
Что касается протестантов - они учреждали гражданские суды, которые рассматривали "колдовские" дела. Так что никакого "разгула фанатиков", всё по закону.
А в зверствах отличились и те и другие.  Но это уже другая история.
Главное отличие католиков и православных от протестантов - первые имеют два авторитета - Священное Писание и Церковь ( институт, члены которого имеют исключительное право на толкование Библии, так как правильная традиция толкования передается только в этой среде), протестанты же - только один - тексты Библии, а читать и толковать имеет право каждый...
Можете посмотреть на современных Свидетелей Иеговы - получите ясное представление... И вот поэтому жесткая привязка к текстам, гражданские суды - это как раз фанатизм и темнота простого народа...

Цитата: Vesle Anne от февраля  2, 2007, 22:19
По теме: ревета, вы забываете, что средние века - глубоко религиозное время. Переход из одной религии в другую непоощрялся ни одной конфессией (это если из неё уходили). А на Руси существовал церковный суд. вот. Насчет перехода в ислам не знаю точно, врать не буду, но вот еретиков всяких сжигали - это факт (правда не в таких масштабах как на западе) и за переход в "латынство" (даже мнимый) сажали в монастырскую тюрьму. И за ткрытое несогласие с Церковью. Ну и т.д. 

Большинство народа в то время на Руси ( современые Украина, Россия, Беларусь )  - не умели читать и писать... Почитайте историю казачества например... Большинство Библию не читали ( этим занимались священники ) - знали на память символ Веры ( Верю в единого Бога-Вседержителя, творца неба и земли... ), умели креститься, ходили в церковь ( собрание верующих), постились и соблюдали праздники, признавали Исуса Христа как Учителя и Спасителя. Никто к буковке так как протестанты не придирался и людей по текстам Библии не судили...
Если же следовать гипотезе Фоменка, так вообще - единый вариант Библии ( собрания священных текстов Святой Церкви ) утвердился только с появлением книгопечатания. До этого Библии просто не было - существовали отдельные книги, написанные в разные периоды времени... То же самое скорее всего и с Кораном ...
veni, vidi, dixi ...
язык дан людям для того, чтобы говорить глупости

shravan

Цитата: Noëlle Daath от февраля  2, 2007, 23:00
В последнем абзаце "Хождения за три моря", среди прочего, перечислены имена Аллаха, которые использовались, при потребности или несчастье, для многократного повторения именно в синкретических, то есть не ортодоксально мусульманских суфийских орденах.
Произнесение "Прекрасных имен Аллаха" практикуется не только в суфизме, во всяком случае не является отличительной чертой суфиев.

Цитата: Noëlle Daath от февраля  2, 2007, 23:00Это не считалось грехом или магией.
В исламе - конечно не считалось, а в православии?

Цитата: Noëlle Daath от февраля  2, 2007, 23:00Кроме того, по ходу текста явствует, что вместе с Никитиным по всему Востоку, возможно, ходил приверженец подобного учения. Возможно также, что перечисленные имена входили в т. наз. суфийский "зикр", Никитин записал их именно перед возвращением на Русь, чтобы не забыть. Возможно, тогда он расстался со своим спутником.
Это из каких конкретно слов Никитина явствует, укажите пожалуйста.
ܐܝܠ ܐܝܠ ܠܡܢܐ ܫܒܩܬܢܝ

piton

Цитата: "shravan" от
А к какому историческому периоду относятся приведенные Вами выдержки?
Очевидно, 19 век, когда постепенно утрачивали силу положения соборного уложения 1649 г. Думаю, во времена Никитина еще строже было.

Цитата: "shravan" от
Вы забыли добавить КЕМ ИМЕЮТСЯ В ВИДУ. Общепринятое наименование "протестанты" относится именно к последователям Лютера.
Вообще-то некоторые течения, например вальденсы возникли задолго до Лютера. Еще моравские братья.

Цитата: "Noëlle Daath" от
В последнем абзаце "Хождения за три моря", среди прочего, перечислены имена Аллаха, которые использовались, при потребности или несчастье, для многократного повторения именно в синкретических, то есть не ортодоксально мусульманских суфийских орденах. Это не считалось грехом или магией. Кроме того, по ходу текста явствует, что вместе с Никитиным по всему Востоку, возможно, ходил приверженец подобного учения. Возможно также, что перечисленные имена входили в т. наз. суфийский "зикр", Никитин записал их именно перед возвращением на Русь, чтобы не забыть. Возможно, тогда он расстался со своим спутником.
Принятие ислама Никитиным возможно еще по одной причине: для купца удача - одно из проявлений к нему благоволения Божьего. Подобные воззрения разделяют представители некоторых протестанских церквей: мол, если я "с Богом", мне будет везти во всем, включая бизнес.Это, возможно, одно из убеждений, которое могли использовать к Никитину мусульмане...
Думаю, суеверен был, как все плавающие и путешествующие. Посмотрите на нынешних альпинистов, отважных летчиков и моряков..
W

Ноэль

Цитата: shravan от февраля  2, 2007, 23:11
Это из каких конкретно слов Никитина явствует, укажите пожалуйста.
Никитин вначале вовсе не собирался возвращаться на Русь, у него были долги. Мысль о возвращении домой возникла у него только при возвращении торговой удачи.
Ставши ортодоксом-мусульманином, Никитин не возвращался бы на Русь, так как невозможно было бы скрыть от окружающих свою веру. А принять синкретическое суфийское учение – сколько угодно, оно не требует такого количества обрядов.

Насчет предполагаемого спутника или спутников Никитина. Ну, вот хотя бы:

Цитировать"...А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что яз не бесерменянин - русинъ. И он молвит: 'Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу - в Махмет дени; а не станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму'. А срок учинил на четыре дни, в Оспожино говейно на Спасов день. И господь богъ смиловался на свой честный праздникъ, не оставил милости своеа от меня грешнаго и не велелъ погибнути в Чюнере с нечестивыми. И канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанецъ, и бил есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и жеребца моего у него взял..."

Вопрос  – кто рекомендовал Никитину такого хорошего "покупателя" в незнакомом городе? Кто также рекомендовал покупателю самого Никитина как возможного прозелита-мусульманина?

Цитировать"...А иду я на Русь, кетъмышьтыр имень, уручь тутътым. Месяць мартъ прошел, и яз заговълъ з бесермены в неделю, да говел есми мъсяць..."

Вопрос – как мог христианин так легко пристать к мусульманскому каравану? В те времена пристать к мусульманскому каравану можно было только мусульманину, причем за человека должен был лично поручиться один из караванщиков...

Цитировать"...Бесерменин же Меликъ, тот мя много понуди в веру бесерменьскую стати. Аз же ему рекох: 'Господине! Ты намаз каларъсень, мен да намаз киларьменъ; ты бешь намазъ кыларъсиз, мен да 3 каларемен; мень гарипъ, а сень инчай'. Он же ми рече: 'Истинну ты не бесерменин кажешися, а кристьяньства не знаешь'. ....Господи! Призри на мя и помилуй мя, яко твое есмь создание; не отврати мя, господи, от пути истиннаго, настави мя, господи, на путь правый, яко никоея же добродетели в нужи тъй не сътворих тобе, господи боже мой, яко дни своя преплых во зле все. Господи мой, олло перводигерь, олло ты, карим олло, рагим олло, карим олло, рагимелло; ахамдулимо..."

Употребление рядом мусульманских и христианских религиозных обращений говорит не только о том, насколько часто Никитин слышал их, но и о том, что он хорошо понимал их смысл. Кто мог разъяснить ему этот смысл и когда? Кстати, тайный смысл Прекрасных Имен Аллаха иноверцу вряд ли открывали. А Никитин употребляет их с должным пониманием и уважением...

Цитировать"...И сказах имъ веру свою, что есми не бесерменинъ исаядениени семь християнинъ, а имя ми Офонасей, а бесерменьское имя хозя Исуфъ Хоросани..."
Заметьте, "хозя Исуфъ Хоросани"..."Хозя" – это "ходжа", человек, совершивший паломничество в Мекку! Афанасий Никитин - "ходжа Исуфъ Хоросани!" Одна-ако!
Ну, и так далее, и так далее...

Lugat

Цитата: shravan от февраля  2, 2007, 23:11
Это из каких конкретно слов Никитина явствует, укажите пожалуйста.
Из этих:
ЦитироватьАльмелику, алакудосу, асалому, альмумину, альмугамину, альазизу, алчебару, альмутаканъбиру, алхалику, альбариюу, альмусавирю, алькафару, алькалъхару, альвазаху, альрязаку, альфатагу, альалиму, алькабизу, альбасуту, альхафизу, алльрравию, алмавизу, алмузилю, альсемилю, албасирю, альакаму, альадюлю, алятуфу.
Перечисление Прекрасных Имен Аллаха и есть зикр. Эти Имена (заметьте, они здесь не все) могли использоваться при групповых радениях. Каждое Имя, как считается, обладает определенной силой. Их выбор может говорить об определенной цели. Знание их уже говорит о том, что Никитин был допущен...

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр