Есть меж ними семантическая разница?
И как связаны грамматически имѣти и имати?
Какие есть параллели в других группах славянских?
(http://puu.sh/7ERMs.png)
(http://puu.sh/7ERN9.png)
(http://puu.sh/7ERVg.png)
Цитата: Dana от марта 22, 2014, 00:42
Есть меж ними семантическая разница?
И как связаны грамматически имѣти и имати?
Какие есть параллели в других группах славянских?
Праслав. *ьměti — ě-овый глагол состояния от *ęti.
Праслав. *ьmati, *emjǫ — je-вое переоформление согласноосновного *ęti, *ьmǫ. Такое переоформление (с частым сохранением старого согласноосновного) для праславянского очень распространённое явление.
Цитата: Wolliger Mensch от марта 22, 2014, 15:13Праслав. *ьměti — ě-овый глагол состояния от *ęti.
А как получилось, что он стал переходным?
И откуда склонение «имамь»? Это уже четвёртый глагол получается.
А какой из этих глаголов основной?
Цитата: Vertaler от марта 22, 2014, 16:46
А как получилось, что он стал переходным?
Разве это редкость? Ср. лат. habēre, прагерм. *xaƀēnan, относящиеся к тому же типу. Ср. также
хотеть.
Цитата: Vertaler от марта 22, 2014, 16:46
И откуда склонение «имамь»? Это уже четвёртый глагол получается.
Почему четвёртый?
Цитата: Dana от марта 22, 2014, 17:42
А какой из этих глаголов основной?
Что значит «основной»? Словообразовательно исходный *ęti.
Цитата: Wolliger Mensch от марта 22, 2014, 18:19
Цитата: Vertaler от марта 22, 2014, 16:46
А как получилось, что он стал переходным?
Разве это редкость? Ср. лат. habēre, прагерм. *xaƀēnan, относящиеся к тому же типу. Ср. также хотеть.
А каково тогда значение непереходного? «Иметься»?
ЦитироватьЦитата: Vertaler от марта 22, 2014, 16:46
И откуда склонение «имамь»? Это уже четвёртый глагол получается.
Почему четвёртый?
ęti — ьmǫ
ьmati — emjǫ
ьměti — очевидно, всё же ьmějǫ
Ьmamь повисает в воздухе. Это не может быть исконным презенсом от ьměti, потому что ьměti образовано от ęti по продуктивной модели, а ьmamь не вписывается в эту модель и имеет окончания, которые встречаются лишь у нескольких глаголов с архаичным спряжением.
Цитата: Wolliger Mensch от марта 22, 2014, 18:20
Что значит «основной»? Словообразовательно исходный *ęti.
Это понятно. Основной — в смысле наиболее употребляемый.
Судя по рефлексам в современных языках, таковым был
имѣти.
Современная парадигма глагола иметь в русском языке — это смесь парадигм имѣти и яти?
Цитата: Dana от марта 22, 2014, 18:48
Это понятно. Основной — в смысле наиболее употребляемый.
Судя по рефлексам в современных языках, таковым был имѣти.
Праслав. *ьměti и *ęti имели (и имеют) разное значение, как можно судить, какой из них более употребляемый? — Каждый употреблялся по своему значению.
Цитата: Dana от марта 22, 2014, 18:50
Современная парадигма глагола иметь в русском языке — это смесь парадигм имѣти и яти?
Соверменная парадигма глагола
иметь:
имею,
имеешь,
имеет,
имеем,
имеете,
имеют. Ср. с парадигмой глагола
-ять на примере глагола
унять:
уйму,
уймёшь,
уймёт,
уймём,
умёте,
уймут. Т. е.,
иметь спрягается сейчас стандартно по е-вому типу отприлагательных глаголов состояния:
белею и т. д. — это аналогическое спряжение вместо древнего атематического, глагол же
-ять спрягается по старому тематическому согласноосновному типу.
Цитата: Wolliger Mensch от марта 22, 2014, 18:52
Праслав. *ьměti и *ęti имели (и имеют) разное значение, как можно судить, какой из них более употребляемый? — Каждый употреблялся по своему значению.
Так я же спрашивала о разнице в значениях. И какая разница?
Например, «я имею книгу» —
ıазъ имамь бѹкъвь или
ıазъ иму бѹкъвь?
Цитата: Dana от марта 22, 2014, 19:10
Например, «я имею книгу» — ıазъ имамь бѹкъвь или ıазъ иму бѹкъвь?
мьнѣ есть кънига
WM, а по поводу моего сообщения что?
Цитата: Vertaler от марта 22, 2014, 18:33
А каково тогда значение непереходного? «Иметься»?
«Быть в состоянии взятия чего-л.» = «держать», «обладать», «иметь». Праслав. *dьržati, кстати, тоже ě-овый состояния и тоже переходный — из-за влияния семантики глагола.
Цитата: Vertaler от марта 22, 2014, 18:33ęti — ьmǫ
ьmati — emjǫ
ьměti — очевидно, всё же ьmějǫ
Ьmamь повисает в воздухе. Это не может быть исконным презенсом от ьměti, потому что ьměti образовано от ęti по продуктивной модели, а ьmamь не вписывается в эту модель и имеет окончания, которые встречаются лишь у нескольких глаголов с архаичным спряжением.
Спряжение *-ějǫ — это у отприлагательных глаголов состояния (и *grěti), а глагольные стативы спрягаются: *viděti, *viďǫ, *vidiši и т. д., т. е., от *ьměti ожидалось бы *ьmjǫ, *ьmiši и т. д. Спряжение *ьmamь необычно, и его происхождение сложно объяснить, но оно сходно со спряжением конъюнктива *bimь, в этом свете объяснимы и формы *ьmaši, *ьmatь, *ьmǫtь — как вторично оформленные по образцу тематического спряжения наст. времени, т. е.:
*bimь | *ьmamь | → *ьmamь |
*bi | *ьma | → *ьmaši |
*bi | *ьma | → *ьmatь |
*bimъ | *ьmamъ | → *ьmamъ |
*bite | *ьmate | → *ьmate |
*bǫ | *ьmǫ | → *ьmǫtь |
Цитата: Dana от марта 22, 2014, 19:10
Цитата: Wolliger Mensch от марта 22, 2014, 18:52
Праслав. *ьměti и *ęti имели (и имеют) разное значение, как можно судить, какой из них более употребляемый? — Каждый употреблялся по своему значению.
Так я же спрашивала о разнице в значениях. И какая разница?
Например, «я имею книгу» — ıазъ имамь бѹкъвь или ıазъ иму бѹкъвь?
Дана, *ęti «взять», *ьměti «иметь»: *kъnigǫ ьmǫ «я возьму книгу».
Dьržati — находиться в состоянии дёргания?
В литовском тоже находим turėti — глагол состояния от tverti 'хватать'.
Цитата: Vertaler от марта 22, 2014, 20:29
Dьržati — находиться в состоянии дёргания?
В литовском тоже находим turėti — глагол состояния от tverti 'хватать'.
Праслав. *dьrgati — старый итератив и к *dьržati, и к *dьrgnǫti. Перевод как «быть в состоянии дёргания» не очень правильно отражает суть: в современном русском
дёргать сохраняет грамматическое значение итератива и противопоставлен пунктиву
дёрнуть. Лучше перевести как «быть в состоянии схватывания» (
дёргать = «схватывать и тянуть руками к себе») = «держать в руках».
Цитата: Dana от марта 22, 2014, 19:10
Например, «я имею книгу» — ıазъ имамь бѹкъвь или ıазъ иму бѹкъвь?
"Аз имам боукъвъ" - если имеется в виду, что у человека есть книга, а не он ее берет.
Имѣти - можно сравнить с английским to have, имати - с to get.
Цитата: Runolist от марта 27, 2014, 15:13
Цитата: Dana от марта 22, 2014, 19:10
Например, «я имею книгу» — ıазъ имамь бѹкъвь или ıазъ иму бѹкъвь?
"Аз имам боукъвъ" - если имеется в виду, что у человека есть книга, а не он ее берет.
Имѣти - можно сравнить с английским to have, имати - с to get.
Спасибо! Теперь я лучше понимаю семантику этих глаголов.
Цитата: Dana от марта 27, 2014, 15:40
Цитата: Runolist от марта 27, 2014, 15:13
Цитата: Dana от марта 22, 2014, 19:10
Например, «я имею книгу» — ıазъ имамь бѹкъвь или ıазъ иму бѹкъвь?
"Аз имам боукъвъ" - если имеется в виду, что у человека есть книга, а не он ее берет.
Имѣти - можно сравнить с английским to have, имати - с to get.
Спасибо! Теперь я лучше понимаю семантику этих глаголов.
:what:
нєѧвѣръ, вѣроѧт(ьнъ/иѥ)~имовѣрьнъ, нєѧсыть; ѧти «взять». :???
Цитата: Wolliger Mensch от марта 22, 2014, 20:00
Спряжение *ьmamь необычно, и его происхождение сложно объяснить, но оно сходно со спряжением конъюнктива *bimь
Может ли это означать, что это исторически что-то типа аориста? Развитие значений 'взял' > 'имею'.
Цитата: Vertaler от августа 5, 2014, 17:03Развитие значений 'взял' > 'имею'.
Так это перфектное развитие.
Цитата: Vertaler от августа 5, 2014, 17:03
Цитата: Wolliger Mensch от марта 22, 2014, 20:00
Спряжение *ьmamь необычно, и его происхождение сложно объяснить, но оно сходно со спряжением конъюнктива *bimь
Может ли это означать, что это исторически что-то типа аориста? Развитие значений 'взял' > 'имею'.
Буд правильно указывает, что это перфект должен быть. У меня нет идей по поводу появления спряжения *ьmamь. :donno:
Цитата: Wolliger Mensch от августа 5, 2014, 18:20
Цитата: Vertaler от августа 5, 2014, 17:03
Цитата: Wolliger Mensch от марта 22, 2014, 20:00
Спряжение *ьmamь необычно, и его происхождение сложно объяснить, но оно сходно со спряжением конъюнктива *bimь
Может ли это означать, что это исторически что-то типа аориста? Развитие значений 'взял' > 'имею'.
Буд правильно указывает, что это перфект должен быть. У меня нет идей по поводу появления спряжения *ьmamь. :donno:
А про историю форм bimь и пр. где лучше почитать?
Цитата: Vertaler от августа 5, 2014, 18:35
А про историю форм bimь и пр. где лучше почитать?
Сам бы рад почитать специальное исследование на эту тему.
Цитата: Wolliger Mensch от августа 5, 2014, 18:37
Цитата: Vertaler от августа 5, 2014, 18:35
А про историю форм bimь и пр. где лучше почитать?
Сам бы рад почитать специальное исследование на эту тему.
Заглянул в LIV. На стр. 100 можно прочитать, что вариант презенса bʰū-ié- (bʰuh₂-ié-) дал праиндоевропейский диалектизм bʰī-ié-, ареал которого ещё нужно уточнять. Надо ещё будет посмотреть работы по ссылкам оттуда.
bu-eimi > bweimi > beimi
Цитата: ldtr от августа 6, 2014, 11:32
bu-eimi > bweimi > beimi
А ларингал где?
В общем, для латыни в диссере Турнейзена предполагается лаутгезеҵ, что корни с исходом на -ū перед суффиксом на j- меняют -ū на -ī, правда, полноценных примеров, кроме fiō, у него не нашлось, только сомнительные.
Цитата: Vertaler от августа 12, 2014, 18:52
В общем, для латыни в диссере Турнейзена предполагается лаутгезеҵ, что корни с исходом на -ū перед суффиксом на j- меняют -ū на -ī, правда, полноценных примеров, кроме fiō, у него не нашлось, только сомнительные.
Как он праслав. *bimь объясняет?
Цитата: Wolliger Mensch от августа 12, 2014, 19:03
Цитата: Vertaler от августа 12, 2014, 18:52
В общем, для латыни в диссере Турнейзена предполагается лаутгезеҵ, что корни с исходом на -ū перед суффиксом на j- меняют -ū на -ī, правда, полноценных примеров, кроме fiō, у него не нашлось, только сомнительные.
Как он праслав. *bimь объясняет?
Он больше по латыни специалист.
Прасл. bimь — не единственная форма, где отсутствует j, а ī присутствует. LIV приводит древнелитовское bit(i) 'он был' и дальше строит цепочку аналогических образований и ссылается на Клингеншмидта, которого я не нашёл. А, нет, нашёл. Щас буду читать.
Но, в общем, смысл ясен: от основы с -je- строим основу без -je-.
Имѣти и имати различаются примерно так же, как идти и ходить, лететь и летать. Действие направленное в определенный период времени и действие более разноплановое и обобщенное. "Имѣти" можно жену определенному человеку, определенную жену. Или корову. Или деньги. Но если речь идет о том, что молодые люди, достигшие 18 лет, могут жениться, иметь жену - то я бы сказала "имати". Для меня именно в этом случае здесь семантика, как have got и have. Тонкости оттенков.
Цитата: Chinara от сентября 26, 2014, 10:36
Имѣти и имати различаются примерно так же, как идти и ходить, лететь и летать. Действие направленное в определенный период времени и действие более разноплановое и обобщенное.
1.
Имѣти и
имати какого языка?
2. Какой из глаголов
имати вы имеете в виду? Их было два.
3. Направленное ~ ненаправленное действие — это различие современного русского языка, в древнерусском и др. древнеславянских языках противопоставление было иного плана.
В украинском есть только производные от imаti, от iměti ничего вроде и нет
Цитата: Chinara от сентября 26, 2014, 10:36
Имѣти и имати различаются примерно так же, как идти и ходить, лететь и летать. Действие направленное в определенный период времени и действие более разноплановое и обобщенное.
Это просто однократность/многократность. Разнонаправленность и обобщённость тут ни при чём.
Цитата: SIVERION от сентября 26, 2014, 11:55
В украинском есть только производные от imаti, от iměti ничего вроде и нет
http://wiki.kubg.edu.ua/Міти (http://wiki.kubg.edu.ua/%D0%9C%D1%96%D1%82%D0%B8)
Цитата: Wolliger Mensch от сентября 26, 2014, 12:05
Цитата: SIVERION от сентября 26, 2014, 11:55
В украинском есть только производные от imаti, от iměti ничего вроде и нет
http://wiki.kubg.edu.ua/Міти (http://wiki.kubg.edu.ua/%D0%9C%D1%96%D1%82%D0%B8)
это по ходу ядренный архаизм, никогда за свою жизнь Міти,Мiв не слышал и не видел, только Мати,Мав
Цитата: SIVERION от сентября 26, 2014, 12:15
это по ходу ядренный архаизм, никогда за свою жизнь Міти,Мiв не слышал и не видел, только Мати,Мав
Просто один из вариантов, см. ЭСУЯ 2, 298. Западноукраинская форма.
Цитата: Vertaler от августа 12, 2014, 18:52
В общем, для латыни в диссере Турнейзена предполагается лаутгезеҵ, что корни с исходом на -ū перед суффиксом на j- меняют -ū на -ī, правда, полноценных примеров, кроме fiō, у него не нашлось, только сомнительные.
как насчет изменения
ūj > wī (долгий u + неслоговой i > неслоговой u + долгий i)
аналогичного, к примеру, английскому
īw > jū (долгий i + неслоговой u > неслоговой i + долгий u)
?
Цитата: ldtr от октября 9, 2014, 21:54
как насчет изменения
ūj > wī (долгий u + неслоговой i > неслоговой u + долгий i)
А зачем вы спрашиваете? Обоснуйте сами.
Цитата: ldtr от октября 9, 2014, 21:54
аналогичного, к примеру, английскому
īw > jū (долгий i + неслоговой u > неслоговой i + долгий u)
?
Примеры приведите.
Цитата: Wolliger Mensch от октября 9, 2014, 21:58
Цитата: ldtr от октября 9, 2014, 21:54
аналогичного, к примеру, английскому
īw > jū (долгий i + неслоговой u > неслоговой i + долгий u)
?
Примеры приведите.
neːw > niːw > njuː
И даже просто nu
а, наверно, в праславянском существовали не только дифтонги ai, au, ei, eu, но также и ui, iu.
Цитата: ldtr от октября 9, 2014, 22:20
neːw > niːw > njuː
Вы уверены, что там именно такое развитие было?
Цитата: Wolliger Mensch от ноября 2, 2014, 21:11
Цитата: ldtr от октября 9, 2014, 22:20
neːw > niːw > njuː
Вы уверены, что там именно такое развитие было?
другой вариант:
īw > iu (долгий i + неслоговой u > дифтонг iu)
В славянском нет глаголов с основой *-ā- в настоящем времени, поэтому, одному богу известно как они должны были бы спрягаться. Но учитывая что *-ā- атематическое образование из *-aH-, то данное спряжение должно было бы быть атематическим. Поэтому, имамь форма правильная, остается вопрос почему 2 и 3 лицо ед. ч. тематические. Видимо это экспансия тематического типа, поздняя, тем более что ничего в -а- не обозначало атематичность этого образования. Аорист у него вполне атематический.
Да еще что хотел заметить, что дам от дать пережил туже судьбу в русском (обрел тематическое спряжение во 2-3 лицах ед. ч.).
Цитата: वरुण от ноября 2, 2014, 22:41
обрел тематическое спряжение во 2-3 лицах ед. ч.).
др.рус. даси, дасть/дастъ
совр. дашь, даст
Что тематического в форме третьего лица? Что касается
имамь, то у него старославянские
иматъ и прочие формы атематические, тематическое влияние в форме 2-го лица ед.ч.
имаши.
Цитата: ldtr от ноября 2, 2014, 21:48
Цитата: Wolliger Mensch от ноября 2, 2014, 21:11
Цитата: ldtr от октября 9, 2014, 22:20
neːw > niːw > njuː
Вы уверены, что там именно такое развитие было?
другой вариант:
īw > iu (долгий i + неслоговой u > дифтонг iu)
только что прочитал:
Цитата: Early Vowel Contraction in Slavic - Henning Andersen от Intensity Shift is illustrated in Andersen (1973, 24, also passim) with the English change in new, few, etc. [niu], [fiu] > [nju:], [fju:]; the former pronunciation is still current in New England and in Eastern England; see Kurath (1964, 78).
(Intensity Shift = метатеза направления дифтонга)
Цитата: ldtr от декабря 12, 2014, 09:13
только что прочитал:
Цитата: Early Vowel Contraction in Slavic - Henning Andersen от Intensity Shift is illustrated in Andersen (1973, 24, also passim) with the English change in new, few, etc. [niu], [fiu] > [nju:], [fju:]; the former pronunciation is still current in New England and in Eastern England; see Kurath (1964, 78).
(Intensity Shift = метатеза направления дифтонга)
Но нет речи о метатезе долготы.
Цитата: Wolliger Mensch от декабря 13, 2014, 20:21
Цитата: ldtr от декабря 12, 2014, 09:13
только что прочитал:
Цитата: Early Vowel Contraction in Slavic - Henning Andersen от Intensity Shift is illustrated in Andersen (1973, 24, also passim) with the English change in new, few, etc. [niu], [fiu] > [nju:], [fju:]; the former pronunciation is still current in New England and in Eastern England; see Kurath (1964, 78).
(Intensity Shift = метатеза направления дифтонга)
Но нет речи о метатезе долготы.
Наконец-то понял, чтó вас смущает. Метатезы долготы нет – сочетания "краткий гласный + неслоговой гласный" изменяются в те же дифтонги, как и сочетания "долгий гласный + неслоговой гласный". Сравните с т. н. «сокращением дифтонгов» в праславянском: aj, āj > ai͡ итд.