Что первично: окончания склонения на *ja или соответные женские местоимения 3-го лица?
Ед. число
И нѫжда / я
Р нѫждѧ / еѩ
Д нѫжди / еи
В нѫждѫ / ѭ
Т нѫждеѭ / еѭ
М нѫжди / еи
Мн. число
И, В нѫждѧ / ѩ
Соответный вопрос напрашивается касомо склонения на *jo и мужских местоимений, но там не столь симметрично.
подписываюсь
Кст, прояснилось происхождение парадигмы Р. ед. и И, В мн. в сербском.
И нѫжда / я жена моjа
Р нѫждѧ / еѩ женē моjē
Д нѫжди / еи жени моjōй
В нѫждѫ / ѭ жену моjу
Т нѫждеѭ / еѭ (женом мойōм)
М нѫжди / еи жени моjōй
Множ.
И, В нѫждѧ / ѩ жене моjе
Цитата: Букволюб от июня 10, 2013, 21:56
Кст, прояснилось происхождение парадигмы Р. ед. и И, В мн. в сербском.
Вы лёгких путей для познания не ищете. Но хотя бы так — и то хорошо.
А вопроса вашего первого здесь сообщения я не понял. Поясните.
Рассматриваю два варианта.
1. Женские местоимения были и раньше самостоятельными словами и, присоединившись к именам ( с неизвестно какими бывшими окончаниями), через стадии послеслогов и стяжений стали падежными окончаниями (примерно так, как образовались полные прилагательные).
2. Местоимениями стали падежные окончания *ja-основ.
Логичней быб предположить первое, по аналогии нп. с историей полных прилагательных, но не понятно почему такие окончания целиком образовались только у мягких *а-основ.
А третий вариант? И местоимения и падежные окончания независимо друг от друга. Как бы этот вариант основной, собственно ваши варианты нет оснований предполагать.
Будьте добры, предоставьте реконструкцию (или дайте ссыль) по коей я бы мог сделать вывод о безосновательности моих вариантов и основности вашего.
2й вариант отпадает поскольку *io- праиндоевропейское местоимение (http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?root=config&morpho=0&basename=%5Cdata%5Cie%5Cpiet&first=1&off=&text_proto=*i-&method_proto=substring&ic_proto=on&text_meaning=&method_meaning=substring&ic_meaning=on&text_hitt=&method_hitt=substring&ic_hitt=on&text_tokh=&method_tokh=substring&ic_tokh=on&text_ind=&method_ind=substring&ic_ind=on&text_avest=&method_avest=substring&ic_avest=on&text_iran=&method_iran=substring&ic_iran=on&text_arm=&method_arm=substring&ic_arm=on&text_greek=&method_greek=substring&ic_greek=on&text_slav=&method_slav=substring&ic_slav=on&text_balt=&method_balt=substring&ic_balt=on&text_germ=&method_germ=substring&ic_germ=on&text_lat=&method_lat=substring&ic_lat=on&text_ital=&method_ital=substring&ic_ital=on&text_celt=&method_celt=substring&ic_celt=on&text_alb=&method_alb=substring&ic_alb=on&text_rusmean=&method_rusmean=substring&ic_rusmean=on&text_refer=&method_refer=substring&ic_refer=on&text_comment=&method_comment=substring&ic_comment=on&text_any=&method_any=substring&sort=proto&ic_any=on).
1й тоже, так как тема -i- также общеиндоевропейская.
Предполагать, что славянский здесь уникален только на том основании что 1й вариант произошел в члененных прилагательных нет оснований.
Букволюб, вы разбирали индоевропейское местоименное склонение?
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 13:16
*io- праиндоевропейское местоимение.
По вашей ссылке нашёх:
ЦитироватьProto-IE: "*i-"
Где там io?
И к тому ж "*i-" превратилось в
ЦитироватьSlavic: *jь, *ī, *ye; *jь-že; -jь
Это ничего не объясняет, бо здесь одна местоименная основа. А откуда взялись окончания?
Цитата: Wolliger Mensch от июня 11, 2013, 13:29
Букволюб, вы разбирали индоевропейское местоименное склонение?
Нет. Где найти?
Цитата: Букволюб от июня 11, 2013, 13:39
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 13:16
*i̯o- праиндоевропейское местоимение.
По вашей ссылке нашёх:
ЦитироватьProto-IE: "*i-"
Где там io?
Уважаемый Букволюб, кроме первого слова есть и второе, и третье. Ну надо же смотреть не только первый символ но и конец предложения, и славянские формы. Я понимаю что интернет развращает чтением по диагонали, но ведь надо отучаться.
ЦитироватьИ к тому ж "*i-" превратилось в
ЦитироватьSlavic: *jь, *ī, *ye; *jь-že; -jь
Это ничего не объясняет, бо здесь одна местоименная основа. А откуда взялись окончания?
Окончания такие же как у др. местоименных основ.
Цитата: Букволюб от июня 11, 2013, 13:39
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 13:16
*io- праиндоевропейское местоимение.
По вашей ссылке нашёх:
ЦитироватьProto-IE: "*i-"
Где там io?
Цитата: Proto-IE: *i-, *ey-; *yo-
Вот оно.
Цитата: Букволюб от июня 11, 2013, 13:39
Нет. Где найти?
В любом введении в индоевропеистику есть об этом.
Цитата: Bhudh от июня 11, 2013, 14:11
Цитата: Букволюб от июня 11, 2013, 13:39
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 13:16
*io- праиндоевропейское местоимение.
По вашей ссылке нашёх:
ЦитироватьProto-IE: "*i-"
Где там io?
Цитата: Proto-IE: *i-, *ey-; *yo-
Вот оно.
И.-е. формы этого местоимения были: *is для м. и ж. родов, *id для среднего. В балтопраславянском была образована отд. форма ж. рода *ī (по типу *gʰostis → *gʰostī и под.), а в дальнейшей вообще вся парадигма была приведена к «стандартным» прилагательным o- и ā-основам, откуда уже собственно праславянские *jь, *ja, *je. Этим праслав. *jь отличается от указательного *sь, где была сохранена i-основая форма женского рода *si < *k̑ī, а также от впоросительного *čь < *kʷid, где форма м. и ж. родов была вообще утрачена.
Цитата: Wolliger Mensch от июня 11, 2013, 14:19
В балтопраславянском была образована отд. форма ж. рода *ī
Откуда дровишки?
Цитироватьвпоросительного *čь < *kʷid, где форма м. и ж. родов была вообще утрачена.
Ну это вообще-то сложно. ПИЕ форма для этого местоимения неизвестна в связи с родами, и на самом деле это предположение в общем не верно. Тем боле что для него точно никогда не было отдельных м. и ж. родов. *kʷо- претендует на праие общий род. Так что самое вероятное никакой утраты не было.
वरुण, вы *ey-; *yo- превратили в -io. Ладно.
Славянские формы я смотрел. Никаких объяснений про окончания косвенных падежей (что мне нужно больше всего) там нет.
Ещё. Пользить Гугл я и сам умею. И если открых тему, значит ничего не устраивающего меня не нашёл. Может быть вы способны в уме реконструировать всю падежную парадигму. Я - нет. Мне нужна внятная реконструкция перед глазами, бо вот это
ЦитироватьОкончания такие же как у др. местоименных основ.
ничего не говорит.
Если знаете, объясните, пожалуйста, подробно. А не знаете -- благодарю за посильное участие.
Цитата: Wolliger Mensch от июня 11, 2013, 14:13
Цитата: Букволюб от июня 11, 2013, 13:39
Нет. Где найти?
В любом введении в индоевропеистику есть об этом.
Какое порекомендуете?
Цитироватьвся парадигма была приведена к «стандартным» прилагательным o- и ā-основам, откуда уже собственно праславянские *jь, *ja, *je.
Это только Им. падеж.
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 14:29
Откуда дровишки?
Лит. jìs (в энклитическом положении и в диалектно is), jì (диал. jỹ) < *is, *ī с *j- из падежных форм.
ЦитироватьНу это вообще-то сложно. ПИЕ форма для этого местоимения неизвестна в связи с родами, и на самом деле это предположение в общем не верно. Тем боле что для него точно никогда не было отдельных м. и ж. родов. *kʷо- претендует на праие общий род.
Лат. quis, хет. kuiš «кто» < и.-е. *kʷis. Нет оснований отрицать эту форму.
Цитата: Букволюб от июня 11, 2013, 14:33
Ещё. Пользить Гугл я и сам умею.
А Гугл при чём?
Цитата: Wolliger Mensch от июня 11, 2013, 14:19В балтопраславянском была образована отд. форма ж. рода *ī (по типу *gʰostis → *gʰostī и под.), а в дальнейшей вообще вся парадигма была приведена к «стандартным» прилагательным o- и ā-основам, откуда уже собственно праславянские *jь, *ja, *je.
Санскритское
yaḥ тоже из "балтопраславянского"?
Цитата: Букволюб от июня 11, 2013, 14:33*ey-; *yo- превратили в -io.
В индоевропеистике
y и
i̯ — аллографы.
Цитата: Wolliger Mensch от июня 11, 2013, 14:38
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 14:29
Откуда дровишки?
Лит. jìs (в энклитическом положении и в диалектно is), jì (диал. jỹ) < *is, *ī с *j- из падежных форм.
Я понимаю что для литовского, но вы написали балто
славянского, вот меня именно это интересует.
ЦитироватьЦитироватьНу это вообще-то сложно. ПИЕ форма для этого местоимения неизвестна в связи с родами, и на самом деле это предположение в общем не верно. Тем боле что для него точно никогда не было отдельных м. и ж. родов. *kʷо- претендует на праие общий род.
Лат. quis, хет. kuiš «кто» < и.-е. *kʷis. Нет оснований отрицать эту форму.
Да, отрицать нет. Но и возводить только ее к праие состоянию оснований нет. Остальные формы представлены в равной степени, и все они могли иметь чисто диалектное распределение. Ни один язык не отражает начальное состояние.
Цитата: Wolliger Mensch от июня 11, 2013, 14:13
В любом введении в индоевропеистику есть об этом.
Перечитах "Введение в ИЕ языкознание" Красухина -- лекцию про местоимения. Там слишком слишком далеко по времени (и хаотично, что не в укор автору) от моей темы.
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 14:46
Я понимаю что для литовского, но вы написали балтославянского, вот меня именно это интересует.
По литовским формам можно судить, что в балтославянском ещё не было структурной перестройки. Форма ж. рода *ī может быть литовским новообразованием, судя по праслав. *si, можно сделать вывод, что подобные новообразования не были чужды и праславянскому (для местоимений, уже не говоря об именном типе *svati, *gosti, *tьsti в праславянском). Кроме того, новообразование форм женского рода на i̯ə характерно вообще для разных ветвей и.-е. языков, так что этот процесс можно отнести к очень раннему времени. В этом свете нет причин считать jì чисто литовским образованием.
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 14:46
Да, отрицать нет. Но и возводить только ее к праие состоянию оснований нет. Остальные формы представлены в равной степени, и все они могли иметь чисто диалектное распределение. Ни один язык не отражает начальное состояние.
Речь тут не о праиндоевропейском состоянии, а о том, что можно реконструироваться, используя методы компаративистики. Раз в двух далёких друг от друга ветвях и.-е. языков есть рефлексы *kʷis, и нет указаний на их позднее происхождение, то нет и причин отрицать и.-е. форум *kʷis.
Цитата: Букволюб от июня 11, 2013, 15:04
Перечитах "Введение в ИЕ языкознание" Красухина -- лекцию про местоимения. Там слишком слишком далеко по времени (и хаотично, что не в укор автору) от моей темы.
Прочитайте других авторов, если Красухин не ответил на ваши вопросы. Как книжные изыскания проводятся.
Цитата: Wolliger Mensch от июня 11, 2013, 15:07
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 14:46
Да, отрицать нет. Но и возводить только ее к праие состоянию оснований нет. Остальные формы представлены в равной степени, и все они могли иметь чисто диалектное распределение. Ни один язык не отражает начальное состояние.
Речь тут не о праиндоевропейском состоянии, а о том, что можно реконструироваться, используя методы компаративистики. Раз в двух далёких друг от друга ветвях и.-е. языков есть рефлексы *kʷis, и нет указаний на их позднее происхождение, то нет и причин отрицать и.-е. форум *kʷis.
Но при этом нет оснований утверждать что она была одна, исконная а не диалектная, и что она была и исчезла в праславянском.
R.S.P. Beekes, "Comparative Indo-European Linguistics, an Introduction", глава 15, "The Pronoun", стр. 201-210. Там даётся полная парадигма склонения *kwe/*kwo.
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 15:11
Но при этом нет оснований утверждать что она была одна, исконная а не диалектная, и что она была и исчезла в праславянском.
Зачем предполагать, что она диалектная? При умозрительном реконструировании исходят из принципа наибольшей простоты построения. Для i-основ в и.-е. нормально полагается разделение мужско-женской формы -i-s и формы среднего рода на -i (-i-d у местоимений). Какая нужда вопреки всему утверждать отсутствие *kʷis? Наличие параллельной основы *kʷe- ничего не опровергает.
P.S. И в таблицах - также и других местоимений.
Цитата: Nevik Xukxo от июня 11, 2013, 15:14Умный мужик?
Мне-то откуда знать? Для меня всё, что с ларингалами - полная г*****я.
Цитата: Lodur от июня 11, 2013, 15:20
P.S. И в таблицах - также и других местоимений.
Отношение *kʷe ~ *kʷid, данное у него, невозможно: *kʷe — это чиставя o-основа (= e-основа), а у него *kʷe и *kʷo разнесены по разным парадигмам.
Цитата: Lodur от июня 11, 2013, 15:21
Цитата: Nevik Xukxo от июня 11, 2013, 15:14Умный мужик?
Мне-то откуда знать? Для меня всё, что с ларингалами - полная г*****я.
В любом случае — это всё обильная пища для размышления, а также хорошая подборка рефлексов в и.-е. языках. Можно не соглашаться с авторскими построениями, а использовать собранный материал в своих
корыстных научных целях.
Цитата: Wolliger Mensch от июня 11, 2013, 15:25Отношение *kʷe ~ *kʷid, данное у него, невозможно: *kʷe — это чиставя o-основа (= e-основа), а у него *kʷe и *kʷo разнесены по разным парадигмам.
Ну, вы же сами посоветовали какое-нибудь введение в индоевропеистику. Я просто написал человеку, где я видел полную парадигму склонения местоимений в п.-и.-е. :donno:
Цитата: Lodur от июня 11, 2013, 15:29
Ну, вы же сами посоветовали какое-нибудь введение в индоевропеистику. Я просто написал человеку, где я видел полную парадигму склонения местоимений в п.-и.-е. :donno:
Так я выше написал уже об этом. :yes:
Цитата: Lodur от июня 11, 2013, 15:29
Цитата: Wolliger Mensch от июня 11, 2013, 15:25Отношение *kʷe ~ *kʷid, данное у него, невозможно: *kʷe — это чиставя o-основа (= e-основа), а у него *kʷe и *kʷo разнесены по разным парадигмам.
Ну, вы же сами посоветовали какое-нибудь введение в индоевропеистику. Я просто написал человеку, где я видел полную парадигму склонения местоимений в п.-и.-е. :donno:
Это просто показатель что в данном месте однозначное восстановление принципиально невозможно, и мнение Менша не лучше Beekesа, и наоборот.
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 15:33
Это просто показатель что в данном месте однозначное восстановление принципиально невозможно, и мнение Менша не лучше Beekesа, и наоборот.
А я общего восстановления парадигмы и не делал. В данном случае основы *kʷi- и *kʷe- сводимы к одной, если положить, что *kʷi- — аналогическая нулевая ступень к *kʷei̯- < *kʷe- + указательное i̯- (что-то по типу лат. quī < quo+i).
Нашёл это здесь: [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Местоимение_в_праиндоевропейском_языке](wiki/ru) Местоимение_в_праиндоевропейском_языке (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5)[/url]
(Кст, там есть и *kwis, *kwid)
Но мой вопрос *kwis-нибудь прокомментёрит ?
Цитата: Букволюб от июня 11, 2013, 16:57
Нашёл это здесь: [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Местоимение_в_праиндоевропейском_языке](wiki/ru) Местоимение_в_праиндоевропейском_языке (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5)[/url]
(Кст, там есть и *kwis, *kwid)
Но мой вопрос *kwis-нибудь прокомментёрит ?
Не надо верить всему что пишет википедия, весело что она санскрит не привела, просто её пишут фрики еще большие чем на этом форуме.
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 17:23весело что она санскрит не привела,
В каком месте не привела? Там полно санскритских форм, вродь...
Цитата: Lodur от июня 11, 2013, 17:33
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 17:23весело что она санскрит не привела,
В каком месте не привела? Там полно санскритских форм, вродь...
Для "кто", ну и германских тоже. А то Бекес получается фантазером. (Впрочем, по любому гипотезы, не восстанавливается в этом месте парадигма принципиально).
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 17:23
Не надо верить всему что пишет википедия... просто её пишут фрики еще большие чем на этом форуме.
Там что, по-вашему, одни фрики придумали примеры из языков, а другие фрики; Семереньи и Бекес -- от балды реконструировали ? Что ж, коль вы не фрик, то сделайте свою таблицу. Бо чем хомо-сапиенс отличается от хомы-посапиенса ? Критикуешь -- предлагай, предлагаешь -- делай, делаешь -- отвечай!
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 17:23весело что она санскрит не привела,
На это я отвечу цитатой уважаемого вами человека:
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 14:10
Я понимаю что интернет развращает чтением по диагонали, но ведь надо отучаться.
Цитата: Букволюб от июня 11, 2013, 17:42
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 17:23
Не надо верить всему что пишет википедия... просто её пишут фрики еще большие чем на этом форуме.
Там что, по-вашему, одни фрики придумали примеры из языков, а другие фрики; Семереньи и Бекес -- от балды реконструировали ? Что ж, коль вы не фрик, то сделайте свою таблицу. Бо чем хомо-сапиенс отличается от хомы-посапиенса ? Критикуешь -- предлагай, предлагаешь -- делай, делаешь -- отвечай!
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 17:23весело что она санскрит не привела,
На это я отвечу цитатой уважаемого вами человека:
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 14:10
Я понимаю что интернет развращает чтением по диагонали, но ведь надо отучаться.
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 17:35
Цитата: Lodur от июня 11, 2013, 17:33
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 17:23весело что она санскрит не привела,
В каком месте не привела? Там полно санскритских форм, вродь...
Для "кто", ну и германских тоже. А то Бекес получается фантазером. (Впрочем, по любому гипотезы, не восстанавливается в этом месте парадигма принципиально).
И еще раз об хеттском. Хеттские формы не показательны, потому что там произошла регуляризация, какие бы они небыли в древности, в хеттском они обязательно должны были оканчиваться на -s. Это общая парадигма склонения в хеттском, в том числе и указательных местоимений. В частности и поэтому Бекес на них не опирается (как это делает Воллигер).
Цитата: वरुण от июня 11, 2013, 19:14
В частности и поэтому Бекес на них не опирается
Там на 207-й странице, кстати, по поводу локутора первого лица у него какие-то странности в праславянском.