возвращаясь к аварам: ясных доказательств их огурскости нет.
Есть. Огромный пласт булгаризмов в венгерском языке (Мудрак). Дыбо с ним согласна.
Их происхождение - монголы-жужани (этот факт не оспаривается)
Оспаривается. К примеру, Дыбо А.В., основываясь на лексике, зафиксированной в китайских источниках, считает жужжаней тунгусо-маньчжурами. Сяньби - прамонголами.
Из этого всего я склоняюсь к варианту, что авары - жужани + тюрки d-ветви, древние уйгуры или родственны им. Авары пришли в Европу значительно позднее гуннов.
Вы абсолютно не обращаете на исторические свидетельства в источниках. Государство Авар (Юэбань) (Дыбо А.В., Паркер Е.) являлось государством малосильных
северных хунн. Практически ни у кого не вызывает сомнения, что гунны являлись хуннами, как и булгары, кстати. Древних уйгур китайцы относили к племенам
теле, а не хунн.
Вот, кстати, что писали китайцы об уйгурах и их имени в двух переводах работы Паркера Е. Г.:
Каган Дуньмага обратился к императору за разрешением изменить название своего народа на более воинственное. Император согласился, и китайцы стали называть племя Дуньмаги ≪хуйгурами≫, или ≪стремительными соколами≫. Подобно этому германцы, называвшие себя немцами, обратились к римскому императору за позволением называть себя не германами, а германцами. (Здесь возникает другой вопрос: мусульман Татарии стали называть уйгурами спустя несколько столетий после описываемых событий, а в эпоху Чингисхана так называли исключительно татар-мусульман, тогда как новое название — ≪уйвуры≫ — применялось в отношении всех уйгурских государств возле Урумчи и Пиджана, а также к историческому народу, происходившему из региона Каракорума. В XIII веке мы встречаем упоминание Каракитая, называвшего правителя Самарканда ≪царем гуй-гуй≫. Этой путанице в терминах мы обязаны тому факту, что уйгуры исчезли из поля зрения китайцев на одно-два столетия. Нет ни одного китайского источника, который бы рассказывал о том, когда и как уйгуры восприняли через сарацин мусульманство. Арабы и персы называли всех кочевых татар их прежним именем — именем единственной известной им доминирующей нации, существовавшей между ними и Китаем, то есть тюрками.)
стр.192 (Эдуард Паркер. Татары)
Это был каган Тун Бага, который обратился в Китай для разрешения изменить национальное название, имеющее более воинственное значение; это было принято и по-китайски имело значение гоуигор или «пикирующих соколов». Это похоже на то, как германы, которые звали себя немцами, обратились к Римскому Императору для замены их имени от германцев на германов, учитывая их кузеновское поведение. ( Это также ведет к рассмотрению другого вопроса. Мусульман Татарии начали называть уйгурами несколько столетий позднее этих событий и во времена Чингиз-хана мы находим этот термин, исключительно используемым для названия мусульман-татар, в то время как новое название оуигор применялось по отношению к все еще существующих оюигурских государств около Урумчи и Пиджана и также к исторической древней расе, которая происходила из региона Карокорума. В 13 - ом столетии мы находим Каракитай (стр. 104), называющий правителя Самарканда «гуи-гуи король». Эта путаница в терминах, очевидно, происходит из того факта, что, как мы увидим, оуигуры исчезли из китайского кругозора на одно или два столетия. Не имеется ни одной доступной китайской записи, показывающей когда и как сарацинское влияние пересадило мусульманскую религию на уйгуров; тем не менее, естественным образом, арабы и персы называли всех кочевых татар в их сфере влияния или в их кругозоре старым названием единственно известной господствующей силы, лежащей между ними и Китаем, тюрками; в то время как орды Чингиза, не находя их называемыми как оуигуры на западе до тех пор, пока он не взял это название на запад для себя, изобрел новое название для исторического отличия одной частной расы мусульманских татар, которые не были идолопоклонниками (шаманистами),
от другой. Таким образом, старое слово оуигуры стало обозначать мусульманских татар, в то время как новое слово оуиугур стало обозначать древнюю расу, которая пришла из Карокорума и старые семьи которой, по-видимому, мусульмане, были найдены на Караходжо. Даже в 1915 году при Китайской республике мы находим Хуи или Хуи-цзе принцев Хамила и Турфан, приходящих в качестве вассала в Пекин (сохранившиеся тюрки). Это очень похоже на случай со словом франк, которое сперва обозначавшееся мелкое племя германов, в последующем использовалось для названия кельтских жителей страны, управляемой этим племенем : затем оно использовалось тюрками, носящих имя ференги, для названия общей семьи христианских государств во главе франкской империи; затем всеми восточными народами для названия европейцев; затем островными греками для названия греков на европейской суше Φρανκικος; и, наконец, китайцами . для первых европейских посетителей, португальцев и испанцев до тех пор, пока не пришло слово Фа-лан-си для названия только Франции. Последним искажением этого слова является тибетское и непальское слово пи-лин, значащее «англичанин».)
Hui-hu.
Hui-hui.
Wei-wu-r.
ТЫСЯЧА ЛЕТ ИЗ ИСТОРИИ ТАТАР, Е. Г. ПАРКЕР
Профессор китаеведения Университета Виктория
Манчестер, Англия
Второе издание, переработанное
Перевод с английского В.С. Мирзаянова