Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Айны (Ainu people)

Автор Dana, ноября 11, 2007, 03:45

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

piton

W

captain Accompong

племя эторо негодуе...

Драгана

Есть книга "Ар,росс,айн"(в смысле-арии,русские,айны),сборник-под чьей редакцией,не помню.Любопытно,какие у них были обычаи!

captain Accompong

Цитата: Драгана от декабря 23, 2007, 19:19
Есть книга "Ар,росс,айн"(в смысле-арии,русские,айны),сборник-под чьей редакцией,не помню.Любопытно,какие у них были обычаи!

по названию судя, это должен быть какой-нибудь густой бред вроде книг Асова/Кандыбы/Фоменко, то есть я вам настоятельно рекомендую не читать такого рода книжки
племя эторо негодуе...

Драгана

Ну да,хватает и,так сказать,"фоменковщины".Но кое-что,где сами факты без размусоливания,любопытно.Например,про культ медведя и камуи..

captain Accompong

про медведя вот тут написано: http://lingvoforum.net/index.php/topic,9219.msg143102.html#msg143102
не очень понятно что такое "культ медведя"... какое-то это несколько дурацкое выражение...
айну не поклонялись медведю, не молились ему, единственное, что они делали с медведем - это выращивали медвежонка, а потом убивали с соблюдением определенных ритуалов...
племя эторо негодуе...

captain Accompong

о том что такое камуй

(с) Рамат и Камуй

русский перевод статьи "Ramat newa Kamuy"
http://lingvoforum.net/index.php/topic,8813.msg144354.html#msg144354

Согласно Нэйлу Гордону Манро, основными/базовыми понятиями верований айну являются ramat/рамат и kamuу/камуй. 
Объясняя сущность понятия рамат, Манро приводит объяснения, которые давали ему старики айну, так, например: Котан-Пира говорил, что рамат является основой айнской религии, восьмидесятилетний Рэннуикэс с севера Хоккайдо говорил, что: "То, что не имеет рамат – не имеет ничего", Нисукрэк и другие старики согласились с утверждением, что "Рамат есть все-наполняющий и неуничтожимый". Уэсанас сказал, что "Рамат присутствует везде". [Munro 1963: 8].
Когда вещи ломаются рамат оставляет их, когда погибают люди, то рамат тоже оставляет их и переходит в другое место, но не погибает, поэтому оружие и инструменты, погребаемые вместе с умершим часто ломались, чтобы их рамат мог сопровождать покойника.
Одни камуи имеют больше рамат, другие меньше, люди также по-разному наделены рамат, можно говорить, что рамат – это некая безличная духовная субстанция, что-то вроде полинезийской мана [там же: 10].
По моим данным слово рамат есть композиция двух морфем: ram + at, ram – «сознание», «душа», «дух», «сердце». Многие глаголы в языке айну, обозначающие ментальную активность, образованы от корня ram: ram/ramu – "думать", e-ram-an/e-ramu-an – "понимать", e-ram-iskari – "не понимать", e-ram-as – "радоваться чему-либо", e-yay-ram-at-te - "выдерживать", "терпеть"; at – «существовать»: at-te - "увеличивать", "плодить", -te - суффикс каузативатор.  Таким образом, понятие рамат может быть интерпретировано как "дух существует", "дух присутствует", а поскольку в языке айну широко распространена конверсия, то слово рамат также можно интерпретировать как "существование духа", "наличие духа".

Камуй –  это второе ключевое понятие айнской религии. Джон Бэчелор утверждал, что  слово kamuy есть композиция трех морфем: ka + mu + i  и интерпретировал его как «нечто над (сверх) нами».
Согласно моим данным слово kamuy также есть композиция трех морфем: ka - "над", "на", "сверх", "выше"; mu - "распространяться", i - суффикс субстантиватор, превращающий глаголы в абстрактные существительные: pirka - "быть полезным", "быть приятным" - стативный глагол - pirka-hi - "красота", "приятность" - абстрактное существительное; itak - "говорить" - itak-i - "речь", и может быть интерпретировано как "верхняя сущность", "сверхсущность", что, в общем, аналогично интерпретации Бэчелора.

Среди японских и европейских айноведов широко распространено мнение, согласно которому, слово камуй было заимствовано айну из японского языка и является искаженным японским словом ками (см. Vos). Японское слово ками означает "дух", "божество" и происходит, видимо, от алтайского корня кам - "шаман".
Многие японские антропологи, являющиеся приверженцами неоностратических построений, говорят, что японское слово ками и айнское камуй происходят от одного корня. Согласно этой теории, слово камуй  и  ками происходит от корня кам - "мясо", и это якобы объясняет употребление слова камуй в отношении медведей. В подтверждении таких построений часто приводятся корейские слова ком - "медведь" и комккук - "мясной бульон", которые якобы происходят от одного корня.
На самом деле, слово камуй не имеет никакого отношение к мясу, а его употребление в отношении медведей обусловлено уважением к медведю и табу на произнесение подлинного имени медведя, подробнее см. ниже.
Японский и корейский - языки родственные, они принадлежат к алтайской семье, но айнский язык по своей структуре радикальным образом отличается от алтайских языков, поэтому попытки искать общие айнско-алтайские корни лишены всякого смысла (см. Akulov).
Слово камуй не могло быть заимствовано из японского, поскольку оно принадлежит к наиболее древней, культурологически важной и безэквивалентной лексике. Слова для обозначения наиболее важных реалий, представлений и пр. обычно не заимствуются.
Наконец, очень интересным и показательным является тот факт, что в языке айну имеется слово со значением "письмо", "бумага", которое звучит как кампи. До знакомства с японцами айну не знали: что такое письменность и не знали что такое бумага, поэтому слово "бумага" было заимствовано айну из японского. По-японски слово "бумага" звучит как ками. Из всего этого, можно сделать вывод, что если бы слово камуй было бы заимствовано айну из японского, то оно бы тоже звучало как кампи, и, таким образом, можно окончательно утверждать, что слово камуй является исконным айнским словом.

Понятие камуй нельзя переводить словами "бог", "god", "dios" и т.п., потому что понятие камуй совершенно нетождественно и неэквивалентно понятию "бог"/ "божество" монотеистических религий. Камуй не является трансцендентной сущностью, он не противопоставлен миру людей, а существует рядом с людьми, мир камуев - это не запредельная реальность, а всего лишь соседний остров, соседнее поселение. Поэтому я предпочитаю оставить понятие камуй без перевода, пока не будет найден адекватный и компактный термин, описывающий эту сущность.

Камуи подразделяются на хороших камуев – которых называли просто камуй и на плохих, причиняющих вред, которые в свою очередь делились на: камиаси – «оборотней» и нитнэ камуй – «демонов».
Кроме того, существовал еще ряд великих/тяжелых камуев – пасэ камуй, которые могли быть как хорошими так и плохими.
Из пасэ камуй наиболее часто упоминаются: kamuy Huci – Старуха/Бабушка - камуй очага, которая охраняла айну от болезней, отгоняла злых духов и передавала другим камуям просьбы айну, ranke kanto koro kamuy – нижним небом владеющий камуй, в отношении которого, однако, не проводилось никаких ритуалов, а также и atuy kor ekasi – морем владеющий дед и sikanna/kanna kamuy – дракон – божество грома. Однако, sikanna является бесполезным или даже злым божеством среди других великих камуев, о чем свидетельствует текст "Asusun-asusun"(Невский: 156 - 160).

Из всех камуев в фольклорных текстах чаще всего упоминается айнский культурный герой – Окикуруми. Существует несколько версий мифа о происхождении Окикуруми,  согласно одной из них он сошел с неба (с острова камуев) в землю людей, согласно другой – он родился от дерева вяза – богини Цикисани и одного из пасэ камуй.  Окикуруми научил людей (айну) охотится и ловить рыбу, а его трэси маци – младшая сестра – жена научила женщин прясть и шить. Согласно легендам Окикуруми постоянно сражается со злыми духами и демонами, у Окикуруми был меч, который вспыхивал огнем, всякий раз когда его вынимали из ножен, поэтому характерным признаком Окикуруми является обугленные ножны и обугленный подол халата (см., например, текст "henouwao" Невский: 171).
Имя Окикуруми тесно связано с рекой Сару на юге Хоккайдо, в других месностях айнский культурный герой имел другие имена. Значение и этимология имени Окикуруми до сих пор остается для айноведов загадкой, это предмет дальнейших исследований.

Медведь также является одним из важных камуев. Во всех текстах медведи называются просто камуй, я полагаю, что это есть ни что иное как охотничье табу на произнесение подлинного имени промыслового животного. Эмико Онуки-Тирни отмечает, что важно отделять настоящих камуев от  других живых существ, потому что слово камуй употребляется как почтительное название в отношении любого живого существа, даже самого незначительного, с промысловой точки зрения, а кроме того, термин камуй часто употреблялся в отношении злых духов, чтобы умилостивить их.
Медвежий праздник был важнейшим ритуалом хоккайдоских айну. Обычно ловили совсем еще маленького медвежонка, приносили в котан/поселение и выращивали до двух-трех-летнего возраста. Почти у каждого айнского дома имелась медвежья клетка. Такой медвежонок назывался riya-p – "живая вещь"; ритульное убийство медведя и связанные с ним обряды называли i-oman-te - букв.: "отправление". Айну верили, что они состоят в родстве с медведями, и считали, что душа медведя идет в горы к хозяину медведей, и если люди обращались с медвежонком хорошо, то хозяин медведей посылает охотникам много других медведей. Такой медвежий праздник описывается в тексте «Menoko yukar» (Невский 53 - 66).

Понятия рамат и камуй являются ключевыми для понимания всех остальных явлений религиозной жизни айну. Любое другое понятие айнской религии и любой конкретный ритуал можно представить в терминах рамат и камуй. Особенно важным является понятие рамат.
Камуй - это существо, которое имеет много рамат и может как наделять рамат так и отнимать его у других существ.
Если проводить аналогию с математическими понятиями, то можно сказать, что рамат - это скалярная величина, а камуй - тензор.
Те существа и вещи, которые имеют много рамат или обладают способностью его увеличить - полезные, хорошие вещи, те, которые отнимают - вредные, плохие. Чтобы сохранить рамат следует избегать контактов с вредными вещами и контактировать с полезными.
Все ритуальные действия айну (как-то: вырезание инау, медвежий праздник и пр.) направлены на увеличение рамат или на сохранение существующего рамат.

Использованная литература:

Акулов А.Ю. Айну-русско-английский словарь, CD, 2005,

Меновщиков Г.А. Об устойчивости грамматического строя и основного словарного фонда  Эскимосского языка // Вопросы теории и истории языка в свете трудов И.В. Сталина по языкознанию, М., 1952,

Невский Н.А. Айнский фольклор, М., 1972,

Онуки-Тирни Э. Айны северо-западного побережья Южного Сахалина // Краеведческий Бюллетень № 1 - 4, 1996, Южно-Сахалинск,

Серебренников А.Б. Об устойчивости морфологической системы языка // Вопросы теории и истории языка в свете трудов И.В. Сталина по языкознанию, М., 1952,

Холодович А.А. Корейско-русский словарь, М., 1951,

Akulov A.Yu. On the typological characteristics of Ainu language in connection with its possible genetic relationship // Тиба дайгаку ю:расиа гэнго бунка ронсю: (Записки общества изучения языков и культур Евразии университета Тиба) № 8, Тиба, 2005,

Batchelor Jh. An Ainu-English-Japanese Dictionary, Tokyo, 1926,

Munro N. G. Ainu Creed and Cult, London, 1962,

Vos F. Japanese Loan Words in Ainu // Rocznik Orientalistyczny, T. XLVI, Z. 2, 1990
племя эторо негодуе...

captain Accompong

(c) Камуи

Всех камуев можно  подразделить  на хороших камуев – которых называли просто камуй и на плохих, причиняющих вред, которые в свою очередь делились на: камиаси – «оборотней» и нитнэ камуй – «демонов».
Кроме того, существовал еще ряд великих/тяжелых камуев – пасэ камуй, которые могли быть как хорошими так и плохими.
Из пасэ камуй наиболее часто упоминаются: kamuy Huci – Старуха/Бабушка – камуй очага, которая охраняла айну от болезней, отгоняла злых духов и передавала другим камуям просьбы айну, ranke kanto koro kamuy – нижним небом владеющий камуй, в отношении которого, однако, не проводилось никаких ритуалов, atuy kor ekasi – морем владеющий дед и sikanna/kanna kamuy – дракон – божество грома. Однако, sikanna является бесполезным или даже злым божеством среди других великих камуев.
Одним из наиболее важных камуев является медведь. Во всех текстах медведи называются просто камуй, и я полагаю, что это есть ни что иное как охотничье табу на произнесение подлинного имени промыслового животного.
В этой связи крайне ценным представляется замечание Эмико Онуки-Тирни, что важно отделять настоящих камуев от  других живых существ, потому что слово камуй может употребляеться как почтительное (вежливое) обращение в отношении любого живого существа, даже самого незначительного, а кроме того, термин камуй часто употреблялся в отношении злых духов, чтобы умилостивить их .

Тири Масихо отмечает, что хотя камуи являются людям в виде животных, у себя в стране камуев, они живут как люди, т.е. имеют вид людей и занимаются такой же хозяйственной деятельностью, что и люди.
Kamuy nomi – молитвы камуям могли произноситься только мужчинами, женщинам это было строго-настрого запрещено. Но женщины могли просто присутствовать на церемонии.
Существовало множество различных видов kamuy nomi, которые произносились по самым разным случаям, как-то:  по поводу спуска лодки. Важно отметить, что не существовало стандартных форм kamuy  nomi и молитва всегда представляла собой была живой разговор с камуями.
Однако, следует иметь в виду, что под термином kamuy nomi понимается не только сама молитва, но и вся церемония, которая сопровождает эту молитву.  Поэтому, в принципе, все церемонии, проводимые айну для камуев также могут быть рассмотрены как kamuy  nomi.
Наиболее простым видом kamuy nomi является церемония для kamuy Huci – камуя очага, проводимая в доме.  Во время этой церемонии используются характерная посуда – tuki . И особый предмет, называемый iku-pasuy букв.: «питьевые палочки», специальные резные дощечки, используемые исключительно во время ритуального питья сакэ или во время камуй номи.
Ику-пасуй  изначально предназначались для поддерживания усов во время питья сакэ. Во время произнесения молитвы конец ику-пасуй время от времени смачивается в сакэ, а затем сакэ разбрызгивается на очаг и на пол вокруг него . Сакэ затем выпивается участникам камуй номи.

одним из важнейших камуев является айнский культурный герой - Окикурми/Окикуруми: http://lingvoforum.net/index.php/topic,8813.msg135310.html#msg135310
племя эторо негодуе...

Dana

Интересно, айны когда-нибудь контактировали с луораветланами (чукчами)?
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Драгана

Да, палочки для усов - это сильно! :D Это какие же усища надо отрастить - Тарас Бульба курит!

captain Accompong

Цитата: Dana от февраля  5, 2008, 02:29
Интересно, айны когда-нибудь контактировали с луораветланами (чукчами)?

думаю, что вряд-ли, по крайней мере, в известной мне литературе никаких намеков на контакты айну и чукчей нет
племя эторо негодуе...

captain Accompong

информационная война совсем не лишена смысла,
длительная обработка убеждает даже антропологов из Кунсткамеры,
вот цитата из автореферата одного человека, который еще 2 года назад на Кюнеровских чтениях громко кричал, что айнская культура не старше 8 - 10 века н.э.:

"На связи айнов с древней культурой Дзёмон указывают, прежде всего, украшения и жилища. Кроме того, есть веские основания видеть в Дзёмон и начало формирования спе-цифической одежды айнов из растительных волокон типа аттуси" см. Заключение стр. 24 http://www.kunstkamera.ru/files/doc/sokolov_autoreferat.doc

конечно, еще много белого шума, и еще много над чем надо работать, но основное сделано... лед тронулся, дорогая редакция...  :UU:
племя эторо негодуе...

captain Accompong

племя эторо негодуе...

Zverozub

Dana
лес от степи отделяет не просто виртуальная линия. под лесостепями формируются черноземы. Это особый тип почв. Черноземы сохраняются спустя тысячи лет после того как лесостепь исчезает.
Вообще растительные сообщества  это довольно устойчивые системы. Многие растения выделяют особые химические соединения, которые не дают прорастать семенам. Например дуб не дает прорастать даже своим собственным желудям.
Зверозуб - человек без внешности и национальности

captain Accompong

племя эторо негодуе...

Nevik Xukxo

Цитата: captain Accompong от октября  1, 2008, 16:43
возрождение айну Камчатки

ЦитироватьПалеолингвист Эдо Найланд полагает, что на Японских островах айны появились около 8-7 тысяч лет назад.

Шо за палеолингвист, как в оригинале имя-фамилиё пишуцца? а то без пол-литра не могу определить...  :donno:

captain Accompong

Цитата: Невский чукчо от января 16, 2009, 19:57


ЦитироватьПалеолингвист Эдо Найланд полагает, что на Японских островах айны появились около 8-7 тысяч лет назад.

Шо за палеолингвист, как в оригинале имя-фамилиё пишуцца? а то без пол-литра не могу определить...  :donno:

Edo Nyland

это редкостный лингвофрик. он все языки выводит из баскского.
когда я был молодой и глупый, я с ним переписывался и мне его идеи казались свежими и занятными. но потом, я вдруг в какой-то момент понял, что Найланд - просто лингвофрик, и даже написал разгромную статью про него.
племя эторо негодуе...

Zverozub

Цитата: captain Accompong от декабря  2, 2007, 02:20
о средиземноморских андрогинных ритуалах по-моему должна быть какая-то литература  ;)
ну, во-первых есть альбом Андрогины современной украинской группы Маракеш:)
а во-вторых только что  (в ночь с 13 на 14 января) прошел очень веселый украинский праздник Васыля и Маланки - http://kraevedenie.net/2009/01/11/vasyl-malanka

и еще - просмотрите пжлста как выглядят ссылки о культуре айну у меня на новом проекте - http://kraevedenie.net/ssylki/
Зверозуб - человек без внешности и национальности

злой

Цитата: "Zverozub" от
о средиземноморских андрогинных ритуалах по-моему должна быть какая-то литература  ;)
Верка Сердючка
Entre los individuos, como entre las naciones, el respeto al derecho ajeno es la paz.   - Benito Juárez

captain Accompong

Цитироватьяпонцы методично вырезали айнов, которым пришлось бежать на север – на Хоккайдо, Курилы и Сахалин. Здесь айны некоторое время смогли «передохнуть», покуда – в конце XVII века – в этих местах не появились русские. К русским, впрочем, айны отнеслись достаточно лояльно, хотя бы вследствие исключительной внешней похожести заросших бородами казаков на столь же бородатых (и голубоглазых!) айнов. Позже японцы путали русских поселенцев с айнами, называя их «рыжими айнами». Спутать было легко: крещеные айны строили бревенчатые избы и вообще охотно жили «по-русски». Дань, впрочем, отказывались платить наотрез.
http://kraevedenie.net/ssylki/

1. айны  начали миграцию на Север еще задолго до появления японцев,
2. про "голубоглазых" айнов и про дружбу с русскими - развесистая клюква,
3. не дань, а ясак.
племя эторо негодуе...

Zverozub

злой
про Сердючку естсно, я пишу тоже.
в Крыму летом в каждом маленьком пляжном поселке выступает за сезон как минимум 20 разных сердючек.
Кстати, сама по себе фамилия происходит от слова "сердюк", что означает личный телохранитель. Может в эти функции входил и массаж:) или пластические этюды с надутой в энных местах кольчугой:)
Зверозуб - человек без внешности и национальности

злой

Сердюк - это такой мужик с ружьем в игре "Казаки" :)
Entre los individuos, como entre las naciones, el respeto al derecho ajeno es la paz.   - Benito Juárez

Zverozub

captain Accompong
дык это цитата из статьи, на которую Вы у себя на форуме ссылаетесь!
Как же можно пропагандировать развесистую клюкву среди доверчивых географов?
Зверозуб - человек без внешности и национальности

captain Accompong

ЦитироватьВ настоящее время численность айнского населения Хоккайдо практически невозможно определить, поскольку в общеяпонских переписях они не отмечаются в качестве народа или национального меньшинства. В научной литературе существуют лишь приблизительные данные: общая численность айнов не превышает 15-16 тыс. человек, из них чистокровных айнов не более 200-300.

а мой отчет на что? http://polusharie.com/index.php/topic,58766.0.html
30 тысяч айну,
на языке айну умеет говорить ~ 2%,
чистокровных айну нет, вообще нет, можно говорить о большем или меньшем проценте неайнской крови.
племя эторо негодуе...

captain Accompong

Цитата: Zverozub от января 16, 2009, 20:26
captain Accompong
дык это цитата из статьи, на которую Вы у себя на форуме ссылаетесь!
Как же можно пропагандировать развесистую клюкву среди доверчивых географов?

извините, но я на такое ссылаться никак не мог. и потом, у меня же на форуме не только я один пишу, есть и еще какие-то авторы.
племя эторо негодуе...

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр