Author Topic: традиционализм  (Read 742 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Ettok Dirim

  • Posts: 397
    • Cultural Anthropology and Ethnosemiotics
« on: September 27, 2017, 18:26 »
в университетах антропологов учат любить "традиционные культуры", именно любить. традиционная культура - это нонсенс, потому что любая культура основа на определенных регулярных практиках, а любая даже самая ретроградная традиция предполагает возможность появления новых идей и вещей. но в контексте дискурса традиционных культур традиция понимается как нечто совершенно внеисторичное и как нечто единственно достойное рассмотрения.
в университетах не учат анализировать и мыслить концептуально. мыслить концептуально - это вот что такое: это не рассмотрение событий в терминах какой-то узкой школки, а умение развернуть любую идею и любой концепт так, чтобы увидеть его логику и возможности сосуществования с другими концептами. но в университетах этому совершенно не учат, там учат определенному набору докс, стандартных приемов. и также научают практике: "погружение в любовь к изучаемой культуре", и не просто к культуре, а именно к так называемой "традиционной культуре", а в переводе на нормальный язык - социальной архаике. погружение в любовь блокирует любое критическое осмысление изучаемого: "мы погружены в любовь к изучаемой культуре, и не видим ничего плохого, а вы своей критикой хотите разрушить нашу идиллию". например, если собирается конференция по исламу, то все доклады будут на самом деле состоять из дифирамбов "самой мирной религии", любые попытки ставить какие-то критические вопросы будут в лучшем случае просто подняты на смех. если какой-нибудь "мэтр" вещает о японской культуре, то обязательно будут вздохи о том, что послевоенная вестернизация, дескать, уничтожила традиционную Японию.
конечно, антропологи живые люди, и они имеют право, равно как и все люди, любить или не любить что-то, но будучи, что называется, при исполнении, то есть, в статьях и в публичных выступлениях не должно быть оправдания социальной архаики, потому что все это косвенным образом льет воду на мельницу так называемого интегрального традиционализма - одной из самых одиозных идей, ответственной за большое число социальных катастроф 20 века. а существующее положение вещей особенно удивительно это в том плане, что большинство антропологов обычно сочувственно относятся к так называемым левым движениям и левым идеям.
le mot "Chardonnay" est originaire de mot "Shardanes"

Offline vogelfrei

  • Posts: 71
  • management by perkele
« Reply #1on: September 28, 2017, 01:16 »
Для меня "традиционная культура" - это такая культура, в которой одна и та же информационная модель мира воспроизводится (прежде всего) оральным путем в каждом новом поколении без сознательных изменений. Несмотря на отсуствие стремления к изменениям, она все-таки будет меняться во времени, как из-за внешных воздействий (так как изолированных систем не бывает), так и из-за происходящих внутри нее инноваций (ведь в любой информационной системе наращение энтропии неизбежно). Как правило, новые элементы будут либо подчинены (более или менее безболезненно) уже существующей системе, либо "элиминированы" ею.

Диахроническое измерение у "традиционных культур" есть (если я правильно понял вашу критику, вы не согласны с антропологами, которые его не учитывают - и в этом я, в свою очередь, согласен с вами), но оно не воспринимается как таковым носителями этой самой культуры. Другое дело, что для ученого принимать точку зрения носителей - бессмысленно и может только помешать его работе. 

Offline Ettok Dirim

  • Posts: 397
    • Cultural Anthropology and Ethnosemiotics
« Reply #2on: September 28, 2017, 02:03 »
Для меня "традиционная культура" - это такая культура, в которой одна и та же информационная модель мира воспроизводится (прежде всего) оральным путем в каждом новом поколении без сознательных изменений. Несмотря на отсуствие стремления к изменениям, она все-таки будет меняться во времени, как из-за внешных воздействий (так как изолированных систем не бывает), так и из-за происходящих внутри нее инноваций (ведь в любой информационной системе наращение энтропии неизбежно). Как правило, новые элементы будут либо подчинены (более или менее безболезненно) уже существующей системе, либо "элиминированы" ею.

Диахроническое измерение у "традиционных культур" есть (если я правильно понял вашу критику, вы не согласны с антропологами, которые его не учитывают - и в этом я, в свою очередь, согласен с вами), но оно не воспринимается как таковым носителями этой самой культуры. Другое дело, что для ученого принимать точку зрения носителей - бессмысленно и может только помешать его работе.
основная критика направлена на антропологов, которые выстраивают некий идеальный образ "традиционной культуры" и взращивают любование "традиционными культурами" и не умеют смотреть критически, и не умеют понимать, что в так называемых "традиционных культурах" тоже возможны изменения. то есть, когда антрополог или историк изучает некую культуру - он объявляет некую стадию культуры "традиционной" и уже все остальные стадии рассматривает через призму этой одной стадии, и при этом отказывает остальным стадиям (и в особенности современным стадиям) в праве именоваться культурой.

что же касается взгляда на культуру со стороны носителя культуры - то это совершенно необходимый этап для освоения традиции, без него вообще нечего делать в культурной антропологии, но он должен сочетаться с критическим взглядом на изучаемую культуру, зачастую антропологи останавливаются на первом, а до критики вообще не дорастают, а многие даже не могут дорасти до понимания того как культура смотрит на мир.
le mot "Chardonnay" est originaire de mot "Shardanes"

Offline vogelfrei

  • Posts: 71
  • management by perkele
« Reply #3on: September 28, 2017, 02:32 »
основная критика направлена на антропологов, которые выстраивают некий идеальный образ "традиционной культуры" и взращивают любование "традиционными культурами" и не умеют смотреть критически, и не умеют понимать, что в так называемых "традиционных культурах" тоже возможны изменения. то есть, когда антрополог или историк изучает некую культуру - он объявляет некую стадию культуры "традиционной" и уже все остальные стадии рассматривает через призму этой одной стадии, и при этом отказывает остальным стадиям (и в особенности современным стадиям) в праве именоваться культурой.

Да, такие (по сути, идеологические) заморочки действительно есть у многих. Я же считаю, что даже если отдельно взятая культура изменится - в своих конкретных проявлениях - до неузнаваемости во времени, при этом не меняя свою основную информационную парадигму (собственно, моя попытка определения "традиционной культуры" к этому и сводится), то она такая же "традиционная", как и самые ранные ее "итерации". Т. е. само понятие ТК в антропологии, по-моему, имеет права существовать, несмотря на тот факт, что многие его употребляют, совершенно не задумываясь о его "implications".

Offline Ettok Dirim

  • Posts: 397
    • Cultural Anthropology and Ethnosemiotics
« Reply #4on: September 28, 2017, 02:41 »
основная критика направлена на антропологов, которые выстраивают некий идеальный образ "традиционной культуры" и взращивают любование "традиционными культурами" и не умеют смотреть критически, и не умеют понимать, что в так называемых "традиционных культурах" тоже возможны изменения. то есть, когда антрополог или историк изучает некую культуру - он объявляет некую стадию культуры "традиционной" и уже все остальные стадии рассматривает через призму этой одной стадии, и при этом отказывает остальным стадиям (и в особенности современным стадиям) в праве именоваться культурой.

Да, такие (по сути, идеологические) заморочки действительно есть у многих. Я же считаю, что даже если отдельно взятая культура изменится - в своих конкретных проявлениях - до неузнаваемости во времени, при этом не меняя свою основную информационную парадигму (собственно, моя попытка определения "традиционной культуры" к этому и сводится), то она такая же "традиционная", как и самые ранные ее "итерации". Т. е. само понятие ТК в антропологии, по-моему, имеет права существовать, несмотря на тот факт, что многие его употребляют, совершенно не задумываясь о его "implications".
это да, потому что на самом деле само понятие "традиционная культура" - нонсенс, никакая культура не существует без традиций, то есть, "нетрадиционных" культур не бывает по определению.
le mot "Chardonnay" est originaire de mot "Shardanes"

Offline smith371

  • Posts: 8180
  • Gender: Male
« Reply #5on: September 28, 2017, 02:43 »
"нетрадиционных" культур не бывает по определению.

да. поэтому обычно так говорят не о культурах, а об ориентации
Alii! Ke ua ngerang? Ak outkeu er kau el me er a bliongel el kirel a tekoi er a Belau! Sulang.

Заткнуть за пояс Миклухо-Маклая!

Подвергал, подвергаю и буду подвергать сомнению классификацию любых языков, описания которых нет в свободном доступе!

Offline zazsa

  • Posts: 1452
  • Occupation: Вождь мирового офисного планктоната.
« Reply #6on: September 28, 2017, 02:49 »
Уел :)
Привет участникам международного лингвистического форума!
У всякого народа есть родина, но только у нас – Гондурас.
Переписываю историю. Разжигаю национальную, религиозную рознь и ненависть к социальным группам. Недорого.

Offline Ettok Dirim

  • Posts: 397
    • Cultural Anthropology and Ethnosemiotics
« Reply #7on: September 28, 2017, 03:01 »
"нетрадиционных" культур не бывает по определению.

да. поэтому обычно так говорят не о культурах, а об ориентации
нетрадиционных ориентаций тоже не бывает. все ориентации так или иначе традционны, некоторые стали "нетрадиционны" только в рамках дискурса восходящего к идеям одной вполне определенной традиции.
le mot "Chardonnay" est originaire de mot "Shardanes"

Offline smith371

  • Posts: 8180
  • Gender: Male
« Reply #8on: September 28, 2017, 03:03 »
"нетрадиционных" культур не бывает по определению.
да. поэтому обычно так говорят не о культурах, а об ориентации
нетрадиционных ориентаций тоже не бывает.

а нетрадиционные научные методы бывают?
Alii! Ke ua ngerang? Ak outkeu er kau el me er a bliongel el kirel a tekoi er a Belau! Sulang.

Заткнуть за пояс Миклухо-Маклая!

Подвергал, подвергаю и буду подвергать сомнению классификацию любых языков, описания которых нет в свободном доступе!

Offline Ettok Dirim

  • Posts: 397
    • Cultural Anthropology and Ethnosemiotics
« Reply #9on: September 28, 2017, 03:04 »
"нетрадиционных" культур не бывает по определению.
да. поэтому обычно так говорят не о культурах, а об ориентации
нетрадиционных ориентаций тоже не бывает.
а нетрадиционные научные методы бывают?
бывают ненаучные методы.
что такое традиция в науке не очень понятно: обычно это означает некритичное воспроизведение каких-то идей "классиков" и запрет на разработку нового.
традиции и школы в науке - однозначное зло.
le mot "Chardonnay" est originaire de mot "Shardanes"

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: