Author Topic: Почему не состоялась массовая паровая автомобилизация в XIX в.?  (Read 4827 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Введение в историю вопроса.

Учитывая, что вполне успешно работающие и коммерчески использующиеся агрегаты существовали уже в 1830-х гг., почему в последующие полвека (до появления конкурента в виде ДВС) не случилось их совершенствования и массового внедрения?

Offline BormoGlott

  • Posts: 7386
  • Gender: Male
  • Не тужи!
Малый к.п.д., большие габариты и вес двигателя, необходимость заправлять расходным материалом — чистой деминерализованной водой в больших количествах. Вообщем, д.в.с. по эксплуатационным качествам в плане удобства выигрывает у паровика.
Всякое разумное дело имеет своё завершение, и только ерундой можно заниматься бесконечно.

Offline Rusiok

  • Posts: 3086
  • Gender: Male
не случилось их совершенствования и массового внедрения?
Паровые двигатели в нише "на плохих дорогах" проигрывали конкуренцию лошадям. Но на специально построенных "железных дорогах" завоевали весь промышленно развитый мир.
Конные экипажи и дороги под них, между тем, активно совершенствовалась в 19-м веке. Без этого совершенствования успех ДВС в 20-м веке был бы невозможен.
"проект предлагал сократить разговорную речь путем сведения многосложных слов к односложным и упразднения глаголов" - Джонатан Свифт. Путешествие в Бальнибири

Малый к.п.д., большие габариты и вес двигателя, необходимость заправлять расходным материалом — чистой деминерализованной водой в больших количествах. Вообщем, д.в.с. по эксплуатационным качествам в плане удобства выигрывает у паровика.
Дык выигрывает, кто ж спорит. Только не было этих ДВС вплоть до 1870-х гг., а паровые двигатели, пригодные к установке на транспорте, уже в 1760-х умели делать. Без деминерализации воды на паровозах как-то неплохо обходились. С другой стороны, если действительно хорошо деминерализировать (дистиллировать то есть), то можно поставить на выходе конденсатор и вообще устроить по воде замкнутый цикл, почти устраняющий необходимость в водяных заправках. (Правда, это, повышая удобство, в плане габаритов скажется только отрицательно, и потому не факт, что овчинка будет стоить выделки.)

Offline piton

  • Posts: 36791
Для сельхозработ паровые тракторы вполне себе завоевывали нишу. А вот в городе смысл терялся хотя бы из-за промежутка времени от необходимости ехать до реального движения. Воду закипятить надо.
Попалось про языковой форум:
Од молдованина до фінна
На всіх язиках все мовчить,
Бо благоденствує! У нас
Святую Біблію читає
Святий чернець і научає

Не думаю, что проблема с временем кипячения воды так уж критична. В начале 20 в. для экспериментальных паровых автомобилей были разработаны системы, позволявшие получить необходимый пар через минуту или около того. В 19 в. такое было сделать сложно, но при наличии потребности разработать систему получения пара минут через 10, что уже вполне приемлемое время, смогли бы, т.к. направления технических решений достаточно очевидные. Нужно также учитывать, что для легкой "самобеглой коляски" кипящей воды надо по-всякому меньше, чем для большого паровоза, так что уже из-за этого она будет кипятиться быстрее.

Offline Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 53222
  • Gender: Male
С другой стороны, если действительно хорошо деминерализировать (дистиллировать то есть), то можно поставить на выходе конденсатор и вообще устроить по воде замкнутый цикл
Можно, но этот конденсатор должен эффективно рассеивать порядка 20% теплоты, высвобождаемой в топке. Каковы будут его габариты и вес?
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Offline BormoGlott

  • Posts: 7386
  • Gender: Male
  • Не тужи!
ДВС не было вплоть до 1870-х гг., а паровые двигатели, пригодные к установке на транспорте, уже в 1760-х умели делать
Кто ж спорит, умели делать и делали, но из-за сложностей эксплуатации они не находили широкого распространения, кроме специальных — железнодорожный и водный транспорт
Всякое разумное дело имеет своё завершение, и только ерундой можно заниматься бесконечно.

Offline Rusiok

  • Posts: 3086
  • Gender: Male
из-за сложностей эксплуатации они не находили широкого распространения, кроме специальных — железнодорожный и водный транспорт
Ничего себе "кроме специальных": ведь на паровые двигатели перешёл основной грузо- и пассажиропоток. Какое ещё "широкое распространение" паровым двигателям надо было найти?
"проект предлагал сократить разговорную речь путем сведения многосложных слов к односложным и упразднения глаголов" - Джонатан Свифт. Путешествие в Бальнибири

Offline Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 53222
  • Gender: Male
"Специальных" или "не специальных" - это, в сущности, разговоры не о чем. Конкретно - тех, где не нужна была значительная тяговооруженность. Потому что если с низким КПД еще можно смириться, то с низким выходом мощности на единицу массы двигателя смириться трудно.
Не случайно полеты аппаратов тяжелее воздуха стали возможны ТОЛЬКО с изобретением двигателей внутреннего сгорания (и довольно быстро).
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Offline BormoGlott

  • Posts: 7386
  • Gender: Male
  • Не тужи!
Какое ещё "широкое распространение" паровым двигателям надо было найти?
Автомобили прежде всего, лёгкая мототехника — мотоциклы, мопеды, моторные лодки, ну конечно же авиация.
Всякое разумное дело имеет своё завершение, и только ерундой можно заниматься бесконечно.

Offline piton

  • Posts: 36791
моторные лодки
ну, такие на каждом почти боевом корабле присутствовали
Попалось про языковой форум:
Од молдованина до фінна
На всіх язиках все мовчить,
Бо благоденствує! У нас
Святую Біблію читає
Святий чернець і научає

Не случайно полеты аппаратов тяжелее воздуха стали возможны ТОЛЬКО с изобретением двигателей внутреннего сгорания (и довольно быстро).
Кстати, а что Можайский поднял в воздух?
Попалось про языковой форум:
Од молдованина до фінна
На всіх язиках все мовчить,
Бо благоденствує! У нас
Святую Біблію читає
Святий чернець і научає

Offline BormoGlott

  • Posts: 7386
  • Gender: Male
  • Не тужи!
Нельзя забывать также и о неудобствах при эксплуатации парового двигателя в зимнее время, необходимо постоянно следить, чтоб вода не замёрзла или хранить автомобиль в тёплом гараже.
Всякое разумное дело имеет своё завершение, и только ерундой можно заниматься бесконечно.

Offline piton

  • Posts: 36791
Нельзя забывать также и о неудобствах при эксплуатации парового двигателя в зимнее время, необходимо постоянно следить, чтоб вода не замёрзла или хранить автомобиль в тёплом гараже.
Зато КПД зимой выше. :) У ДВС тоже, кстати.
Попалось про языковой форум:
Од молдованина до фінна
На всіх язиках все мовчить,
Бо благоденствує! У нас
Святую Біблію читає
Святий чернець і научає

Offline Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 53222
  • Gender: Male
Не случайно полеты аппаратов тяжелее воздуха стали возможны ТОЛЬКО с изобретением двигателей внутреннего сгорания (и довольно быстро).
Кстати, а что Можайский поднял в воздух?
Это довольно трудно назвать поднятием в воздух.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Offline BormoGlott

  • Posts: 7386
  • Gender: Male
  • Не тужи!
Кстати, а что Можайский поднял в воздух?
(wiki/ru) Самолёт_Можайского
Quote
Согласно самым последним исследованиям, проведённым в ЦАГИ, развиваемая силовой установкой самолёта Можайского мощность, с учётом его вероятных аэродинамических и весовых характеристик, была недостаточна для установившегося горизонтального полёта
Всякое разумное дело имеет своё завершение, и только ерундой можно заниматься бесконечно.

Подумал и решил, что ранней автомобилизации на паровой тяге помешало еще лошадиное лобби. :umnik:

Не в том смысле, что, как писал BormoGlott, паровик на плохой дороге обязательно проигрывал запряженной лошадьми телеге, а потому что неприученные лошади автомобилей пугаются. Поэтому выпустить в общий транспортный поток механическое чудище до последних десятилетий 19 в. было чревато: оно-то поедет без проблем, но сколько это вызовет несчастных случаев от понесших движителей остальных повозок? С рельсовыми поездами легче: они ездят по предсказуемым маршрутам, и водитель кобылы, не уверенный в ее психологической устойчивости, просто туда не поедет или поедет во время, когда, как он знает, движение поезда не предполагается. А потом всеобщее внедрение автомобилей, уже на ДВС, стало возможным только потому, что расплодившиеся железные дороги сделали широкие лошадиные массы вообще привычными к механическому транспорту, и в итоге встреча с ним в любом месте уже, как правило, перестала быть такой опасной.

Offline Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 53222
  • Gender: Male
Подумал и решил, что ранней автомобилизации на паровой тяге помешало еще лошадиное лобби. :umnik:
Ну да, что угодно, кроме самого очевидного...
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Подумал и решил, что ранней автомобилизации на паровой тяге помешало еще лошадиное лобби. :umnik:
Ну да, что угодно, кроме самого очевидного...
Так очевидное - смотря для кого. Мне, например, на своей шкуре довелось испытать, как современная, вполне привычная к автомобилям и вообще-то спокойная лошадка может неадекватно реагировать на вываливающийся из-за поворота лесовоз. И что при строительстве первых железных дорог одном из главных аргументов их противников было "лошади будут пугаться", тоже факт общеизвестный.

Offline Rusiok

  • Posts: 3086
  • Gender: Male
Автомобили прежде всего, лёгкая мототехника — мотоциклы, мопеды, моторные лодки.
.
Для всего этого баловства не было инфраструктуры: дорог, мостов (или грузовых паромов), заправочных станций и станций технического обслуживания. На протяжении 19-го века постепенно улучшались дороги, распространялись продажа керосина, мастерские по ремонту колес и экипажей.
ну конечно же авиация.
.
полеты аппаратов тяжелее воздуха стали возможны ТОЛЬКО с изобретением двигателей внутреннего сгорания
В исполнении из легких сплавов паровой самолет возможен. Например был построен в 1933 году, гуглите братьев Бесслер, Airspeed 2000.
"проект предлагал сократить разговорную речь путем сведения многосложных слов к односложным и упразднения глаголов" - Джонатан Свифт. Путешествие в Бальнибири

Offline Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 53222
  • Gender: Male
Для всего этого баловства не было инфраструктуры: дорог, мостов (или грузовых паромов), заправочных станций и станций технического обслуживания.
Ага, а вот когда на каждом углу появились станции техобслуживания автомобилей, тогда и появился автомобиль...
Можно я это не буду комментировать? :)
В исполнении из легких сплавов паровой самолет возможен. Например был построен в 1933 году, гуглите братьев Бесслер, Airspeed 2000.
В исполнении с космическими технологиями и паровой автомобиль возможен. Только нафига?..
А факт тот, что паровой двигатель с технологиями XIX в. требуемую автомобилю тяговооруженность (чтобы нормально маневрировать на дорогах) не обеспечивал.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Offline Toman

  • Posts: 8797
  • Gender: Male
А факт тот, что паровой двигатель с технологиями XIX в. требуемую автомобилю тяговооруженность (чтобы нормально маневрировать на дорогах) не обеспечивал.
То есть как это? По сравнению с лошадью-то не обеспечивал? Т.е. вот какая-нибудь отдельно взятая лошадь, которая умеет тягать телегу по хорошей дороге на скорости не более 9-10 км/ч - это нормально и достаточно, чтобы нормально маневрировать на дороге, а если то же самое на паровом двигателе мощностью с полкиловатта - так сразу никуда не годится?

Имхо, проблема была совершенно другая. Элементарно производственных мощностей промышленности было мало, производительность труда ещё недостаточно высока - и вот все эти котлы, паровые двигатели и вся остальная железная/стальная механика была просто бешено дорогой по сравнению с если даже не деревянными, то во всяком случае гораздо более простыми в изготовлении несамоходными повозками и лошадьми, которые сами плодятся даже в условиях натурального хозяйства. Так что частники и мелкие предприниматели просто не могли себе позволить такое.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.

Offline Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 53222
  • Gender: Male
А факт тот, что паровой двигатель с технологиями XIX в. требуемую автомобилю тяговооруженность (чтобы нормально маневрировать на дорогах) не обеспечивал.
То есть как это? По сравнению с лошадью-то не обеспечивал? Т.е. вот какая-нибудь отдельно взятая лошадь, которая умеет тягать телегу по хорошей дороге на скорости не более 9-10 км/ч - это нормально и достаточно, чтобы нормально маневрировать на дороге, а если то же самое на паровом двигателе мощностью с полкиловатта - так сразу никуда не годится?
Проблема как раз была в "паровых двигателях мощностью с полкиловатта", масса которых, с учетом топки, котла и прочего, принимала угрожающие размеры. Большие двигатели по этому параметру были заметно лучше. При этом лошадь, фактически, являла собой уже почти полный набор механизации: она и тянула бричку, она ее и поворачивала, она ее и тормозила.

Но в целом да, пожалуй, основным фактором всё же были даже не технические характеристики двигателей (ведь паровые автомобили разные изобретатели упорно делали практически на протяжении всего XIX века) и, конечно, не трудности эксплуатации сами по себе, а отсутствие объективной потребности в автомобиле: овчинка не стоила выделки. Появление ДВС оказалось просто последней каплей, а когда Форду удалось резко снизить стоимость автомобиля, сделав его доступным и для среднего класса, то вопрос "производить или не производить" уже не стоял, как и вопрос двигателя.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Offline Волод

  • Вне лингвистики
  • Posts: 2400
Зато теперь, есть где погонять на железяке позапрошлого века.
https://youtu.be/5YB76S3jcDI
https://youtu.be/vyw_smJ8VcE


 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: