Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Аффиксы

Автор Фанис, декабря 9, 2015, 23:10

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

true

А что за суффикс "-җаң, -җең"? Как пример: "утанҗаң" "застенчивый", "гахарҗаң" - "вспыльчивый, гневливый", "өвүнҗең" - "хвастливый". Редко, но встречается.

Karakurt


bvs

Цитата: Iskandar от декабря 10, 2015, 18:37
Цитата: bvs от декабря 10, 2015, 17:09
Цитата: Iskandar от декабря 10, 2015, 10:20
Так этот -Gan продуктивно образует в карлукских настоящие причастия (употребляемые и как глагольные формы)
В турецком ему закономерно соответствует -en, -an (кроме случаев после -y- или -v-).
Шмелерасщепление?
Возможно другой суффикс, либо заимствование из неогузских.

bvs

Цитата: Karakurt от декабря 10, 2015, 18:44
Цитата: bvs от декабря 10, 2015, 17:09
кроме случаев после -y- или -v-
а там как?
Там g: ср. отглагольные сущ. sevgi, saygı при том, что в других случаях после согласных суффикс -i/-ı. -yen/-yan после гласных - там скорее всего просто вставной -y-, как и в дательном падеже.

Iskandar

Цитата: bvs от декабря 10, 2015, 18:51
Цитата: Iskandar от декабря 10, 2015, 18:37
Цитата: bvs от декабря 10, 2015, 17:09
Цитата: Iskandar от декабря 10, 2015, 10:20
Так этот -Gan продуктивно образует в карлукских настоящие причастия (употребляемые и как глагольные формы)
В турецком ему закономерно соответствует -en, -an (кроме случаев после -y- или -v-).
Шмелерасщепление?
Возможно другой суффикс, либо заимствование из неогузских.
Я имею в виду примеры Сварога
Вы, надеюсь, тоже :)

Фанис

Цитата: true от декабря 10, 2015, 18:43
А что за суффикс "-җаң, -җең"? Как пример: "утанҗаң" "застенчивый", "гахарҗаң" - "вспыльчивый, гневливый", "өвүнҗең" - "хвастливый". Редко, но встречается.
Похоже, соответствует татарскому -чан/-чән. Оялчан - застенчивый.

TawLan

Цитата: true от декабря 10, 2015, 18:43
"гахарҗаң" - "вспыльчивый, гневливый"
Что за слово?
У нас гырхы - грубый.
Не раз спрашивал, тюрки молчали, осетин Таму тоже ниче не смог сказать. Походу одно слово, метатеза :???


_Swetlana

Цитата: Фанис от декабря 10, 2015, 18:00
Цитата: _Swetlana от декабря 10, 2015, 17:36
Вот ещё, из того же 1-го тома. Тип - непроизводительные суффиксы

§ 451. Основа + суффикс -чак/-чәк. Он восходит к суффиксу -как/-кәк. Этим и объясняется полное совпадение их словообразовательных значений. Чередование к/ч, вероятно, обусловлено употреблением его после носовых согласных: тартын+чак "стеснительный". Как правило, он присоединяется к возвратным формам глаголов: оял+чак "стыдливый". Иногда в конце производящей основы вместо ожидаемого звука -н наблюдается звук -м: сөйләмчәк "разговорчивый". Он появляется в результате чередования н/м. Производящими основами его выступают только татарские слова.
Глагол + -чак/-чәк выражает значение "характеризующийся тем, что обозначено основой": онытчак "забывчивый", җирәнчәк "брезгливый", иренчәк "ленивый", оялчак "стыдливый", ялынчак "умоляющий".

§ 452. Основа + суффикс -чык/-чек. Генетически он восходит к суффиксу -чак, ибо при сходном материальном облике их словообразовательное значение, характер и структура производящих основ полностью совпадают. Присоединяется к возвратным формам глаголов: сайланчык "разборчивый". Производящими основами являются только татарские слова.
Этот тип выражает значение "характеризующийся тем, что обозначено производящей основой": болганчык "мутный", мактанчык "хвастливый", буталчык "запутанный", бәйләнчек "навязчивый".
Прилагательные все, а муенчак и курчак - существительные. Кажется, это не идентичные случаи.
Я этот том не читала, вот только сейчас начала смотреть. Раздел, откуда последняя цитата называется "Образование прилагательных. Непроизводительные типы". Сейчас посмотрю, что там с существительными.
🐇

_Swetlana

Про карлыган нашла  :)

§ 274. Основа + -ан/-ән, -н.
Многие тюркологи считают, что данный суффикс происходит от суффикса причастия -ган. Следует заметить, что невозможно во всех случаях отнести этот суффикс к показателю причастия. Так, например, в словах 6оҗан "шершень", болан "олень", куйан "заяц", тукран "дятел", озан (диал.) "куропатка" элемент ан, по-видимому, представляет слово со значением "зверь, дичь", который встречается, например, в диалектальном слове аңгы "охотник". В настоящее время в татарском языке слова ан нет. Этимологически указанные слова, наверное, представляли сложные слова, первые компоненты которых теперь трудно установить. Гипотетически можно предположить, что элемент бож, например, являлся звуко- и образоподражательным словом: Поскольку в современном татарском языке производящие основы отмеченных слов структурно не выделяются, постольку все эти слова должны рассматриваться как непроизводные.
Суффикс же -ан, встречающийся в производных словах, образованных от глагольных основ, с нашей точки зрения, представляет фонетико-грамматическое развитие суффикса причастия (-ган/-гән-ан).
Он присоединяется, как правило, к глаголам: печ+ән "сено", туз+ан "пыль". Изредка также может присоединяться к существительным (сүс+ән "тимофеевка"), к прилагательным (күг+ән "терн", чит+ән "плетень"). В качестве его производящих основ по языку-источнику выступают только татарские слова.
Модель глагол + -ан/-ән, -н образует:

1. Существительные со значением результата действия или процесса, указанного в основе: тузан "пыль", печән "сено", талкан "толокно".
(талкан уж очень похож на русское толокно  :o)
2. Выражает значение приспособления, орудия, предназначенного для отмеченного действия: таган "таган".
Модель сущ. или прил. + -ан/-ән, -н образует существительные, обозначающие растения по характерному признаку, указанному в основе: сүсән "тимофеевка", күгән "терн". Образованиями данного типа являются, на наш взгляд, также слова буран "вьюга" (основа бур - бор "вертеть, кружить"), йөгән "узда", әйрән "айран", сырлан "липучка" (основа сырыл "прилипаться"). Все эти слова с точки зрения современного языка приходится считать непроизводными, ибо их структуру можно установить лишь этимологическими экскурсами.

§ 275. Основа + -ган/-гән (-кан/-кән). Суффикс -ган генетически связан с суффиксом причастия. Он присоединяется, как правило, к глагольным основам: җил+кән "парус" (җил "нестись, мчаться"), ту+ган "родственник". Иногда он может присоединяться к числительным: җиде+гән "медведица" (созвездие).
Производящие основы слов, образованных суффиксом -ган, являются татарскими словами.
Существительные с суффиксом -ган обозначают:
1) лицо или предмет, характеризующиеся признаком, указанным в основе: туган "родственник", җидегән "медведица" (созвездие), кабарган (диал.) "волдырь";
2) предмет со значением свойства: җилкән "парус".
По нашему мнению, исторически производными с суффиксом -ган были такие слова, как
юр+ган "стеганое одеяло" (основа йур встречается в слове юрмә "стегать, шить"), балтыр+ган  "борщевик" (раст.); саес+кан "сорока", тыч+кан "мышь", бөрле+гән "костяника" (ягода), су+ган  "лук", тил+гән (диал. тиллегән) "коршун", карчы+ган (диал.) "ястреб", сөтле+гән "молочай", карлы+ган "смородина", кал+кан "щит".
🐇

Karakurt

Цитата: _Swetlana от декабря 10, 2015, 20:24
элемент ан, по-видимому, представляет слово со значением "зверь, дичь"
Скорее всего нет

Цитата: _Swetlana от декабря 10, 2015, 20:24
буран "вьюга" (основа бур - бор "вертеть, кружить")
Это монголизм вроде

Цитата: _Swetlana от декабря 10, 2015, 20:24
җил+кән "парус" (җил "нестись, мчаться")
Йелик- "развеваться"

Фанис


_Swetlana

около чаковые рассуждения

§ 244. Основа + -ча/-чә. Этот суффикс специалисты широко используют для образования терминов, особенно технических, напр., йодрыкча "кулачок".
Об этимологии данного суффикса у тюркологов не существует единого мнения. Так, Г.Рамстедт полагает, что суффикс -са опирается, вероятно, на слияние с -аj. Н.А.Баскаков, А.Г.Гулямов считают его возникшим путем фонетического развития из уменьшительного суффикса -чык.
Ж.Дени полагает, что суффикс -ча восходит к слову чак "время".
Данный суффикс, вероятно, восходит к слову чаг — тәк — тик "подобный, такой", ибо семантическое содержание разбираемого суффикса и данного слова полностью совпадают, форма присоединения суффикса и производная структура являются естественными и логичными.
Суффикс -ча присоединяется к основам, представляющим из себя существительные, прилагательные и глаголы.
Производящие основы, представляющие существительные: са-бак+ча "стебелек", орлык+ча "семянка", сызык+ча "дефис", бар-мак+ча "палец у перчатки", ак+ча "деньги" (ак "драгоценность").
Производящие основы, представляющие прилагательные: яшел+чә "овощи", сыек+ча "жидкость", кызыл+ча "краснуха".
Производящие основы, представляющие глаголы: кушым+ча "окончание", төшен+чә "понятие", бәр+чә "метелка". Этот суффикс присоединяется только к исконно татарским словам: табан+ча "подошва", бармак+ча  "палец у перчатки", чыбык+ча "привой", сызык+ча "дефис".
Модель сущ. + -ча/-чә обозначает:
1.   Предмет, являющийся в какой-то степени уменьшенным аналогом того, что выражено основой: сабакча  "стебелек", төкчә "волосок", сүзлекчә "небольшой словарь", сидекчә "мочевина", мыекча "усики", орлыкча "семянка".
2.   Приспособление, предмет или украшение, связанное со значением данной основы: бармакча "палец у перчатки", табанча (диал.) "коньки", табанча "подошва", тамакча (диал.) "подбородник", күкрәкчә "нагрудник", чигәчә "височные украшения".
3.   Название растений, насекомых и т.д., с какой-то своей стороной связанных с тем, что обозначено основой: орлыкча "медяница", кабакча "кабачки", көлчә "лепешки, выпеченные в золе".
Модель глагол + -ча/-чә образует абстрактные термины: төшенчә 'понятие'.
Совершенно обособленно стоит значение слова кодача 'свояченица', где -ча образует новое слово со значением женского рода (ср. бикә+ч, хатын+ча, хан+ча).

§ 245. Основа + -чык/-чек. Этот суффикс по сути дела является высокопродуктивным стилистическим суффиксом, встречающимся в словах кызчык "девочка", китапчык "книжонка",...
(продолжение следует)
🐇

_Swetlana

§ 245. Основа + -чык/-чек. Этот суффикс по сути дела является высокопродуктивным стилистическим суффиксом, встречающимся в словах кызчык "девочка", китапчык "книжонка", өстәлчек "столик" и т.д. Но вместе с тем у данного суффикса имеется также и словообразовательная функция.
Суффикс -чык/-чек исследователь Ж.Дени возводит к слову чак "время, количество". К этому мнению, в основном, присоединяется Э.В.Севортян. Г.Рамстедт полагает, что он состоит из двух элементов: ч+ак. А.фон Габен также считает, что данный суффикс образовался из сложения двух суффиксов ч+ак.
Суффикс -чык/-чек в обеих функциях (в стилистической и словообразовательной) восходит к слову чак "маленький, малый". Семантика сохранилась у стилистической функции изучаемого суффикса. В словообразовательной функции она несколько изменилась, однако не настолько, чтобы потерять свою живую семантическую связь.
Производящими основами суффикса -чык/-чек могут быть как существительные, так и глаголы.
Производящие основы, представляющие существительные: кап+чык "мешок", уен+чык "игрушка", ян+чык "кисет".
Производящие основы, представляющие глаголы: җыер+чык "морщина", кабар+чык "волдырь", мәтәл+чек  "кувырканье", вал+чык "крошки (хлеба)", бөркән+чек "платок-покрывало", бөтер+чек "юла".
Все производящие основы данного суффикса являются исконно татарскими словами.
Модель сущ + -чык/-чек обозначает приспособление, связанное со значением данной основы: уенчык "игрушка", капчык "мешок".
Модель глагол + -чык/-чек выражает:
1.   Значение предмета, приспособления, служащего для действия, указанного в основе: бөркәнчек "платок-покрывало", бөтерчек  "юла".
2.   Значение предмета, являющегося как бы результатом действия, обозначенного данной основой: кабарчык "волдырь", мәтәлчек "кувырканье", җыерчык "морщина", валчык "крошка (хлеба)".
Суффикс -чык/-чек имеет место в словах чыпчык "воробей", сыерчык "скворец", орчык "веретен". Возможно, в существительном чыпчык элемент чып является звукоподражательным словом.

🐇


bvs

Судя по киргизскому бороон, исходная форма borağan > boraan, такое развитие характерно для сибирских тюркских и монгольского, а не кипчакских.

_Swetlana

§ 258. Основа + -ыч/-еч, -ч. О происхождении суффиксов -ыч/-еч, -ч в тюркологии имеется ряд гипотез. Так, Н.Ф.Катанов генетически связывает его с суффиксом -ыш. Исследователь азербайджанского языка С.Джафаров утверждает, что он происходит от суффикса -гыч. По мнению Г.И.Рамстедта, суффикс -ыч является дальнейшим фонетическим развитием суффикса -чак.
Суффикс -ыч восходит к двум разным источникам. Как отыменный суффикс, он связан генетически с суффиксом -гыч, как отглагольный суффикс, является вариантом суффикса -ыш. В пользу данного мнения говорит то обстоятельство, что в современном татарском языке от одной и той же глагольной основы образованы производные слова с одним и тем же значением, но с разными суффиксами: -ыч и -гыч: таяныч "подпорка" и таянгыч "подпорка". Что касается суффикса -ыч, присоединяющегося к глагольным основам, то его значение и особенности образования новых слов совпадают с суффиксом -ыш, поэтому естественно предположить между ними генетическую связь.
Суффикс -ыч/-еч, -ч присоединяется к глаголам: чүке+ч "молоток",  үтен+еч "просьба", таян+ыч "подпорка",  терән+еч "опорка", инан+ыч "убеждение", сөен+еч "радость", юан+ыч "утешение", ышан+ыч "доверие".
При присоединении суффикса -ыч/-еч к глагольным основам, оканчивающимся на гласный звук, между основой и суффиксом возникает элемент "в", который является интерфиксом, служащим для ликвидации хиатуса (зияния) между основой и суффиксом. Он не входит в состав суффикса, представляет собой морфонологическое средство: капша+в+ыч "щупальце",  чорна+в+ыч "портянки", үрмә+в+еч "повилика".
В качестве производящих основ всегда употребляются татарские слова.
Глагол + -ыч/-еч, -ч выражает:
1.   Орудие или приспособление, служащие для действия, указанного в основе: чүкеч "молоток", таяныч "подпорка", җилпуч (диал.) "лоток", үлчә+в+еч "измеритель", яна+в+ыч "6русок".
2.   Название душевного состояния, являющегося результатом указанного в основе процесса: үкенеч "сожаление", сөенеч  "радость", юаныч "утешение", көенеч "горе".
Образованиями данного типа, вероятно, являются слова: бур+ыч (слово бур+ба в древнетюркском языке имело значение "откладывать"), кун+ыч (где кун с неясным значением, по-видимому, представляет производящую основу).

Что такое кун?
🐇

Фанис

Цитата: bvs от декабря 10, 2015, 21:27
Судя по киргизскому бороон, исходная форма borağan > boraan, такое развитие характерно для сибирских тюркских и монгольского, а не кипчакских.
В кипчакских процесс пошел дальше, эти -ağa- и -аа- уже сужены до -а-, поэтому в глаза не бросаются. По-моему так.

Фанис

Специально не выписывал, но в кипчакских во многих случаях интервокальное -г- вместе  с соседними гласными "стянуто" до одной-единственной гласной.

_Swetlana

§ 279. Основа + -чак/-чәк.
Происхождение данного суффикса толкуется по-разному в тюркологии. Одни тюркологи считают, что данный суффикс восходит к слову чак "количество", другие (А.фон Габен, Г.И.Рамстедт) считают его состоящим из элементов ч+ак. Как показывают факты, суффикс -чак восходит к двум разным источникам.
В словах типа киленчәк "сноха", колынчак (диал.) "жеребенок" он представляет, по-видимому, переход слова чак  "маленький" в суффикс. В словах типа иренчәк "ленивец", хатынчак (диал.) "обабившийся мужчина" он восходит к другому слову чак со значением "подобный, такой".
Суффикс -чак присоединяется как к именам существительным, так и глаголам. Все его производящие основы являются татарскими словами.
Модель сущ. + -чак/-чәк обозначает:
1.   Лицо, характеризующееся признаком, указанным в основе: күңелчәк (диал.) "добрый человек", уенчак "игрун", иренчәк "ленивец".
2.   Орудие или приспособление, предназначенное для части тела, указанной в основе: муенчак "ошейник", борынчак  "намордник". По-видимому, к этому же значению относится слово ыңгыр+чак "седелка", которое в настоящее время не разлагается на составные части. В диалектах татарского языка существительное ыңгырчак имеет вариант иңелчәк, где основа иң структурно выделяется.
Модель глагол + -чак/-чек обозначает предмет, служащий для действия, указанного в основе: имчәк "грудь", кимерчәк "хрящ". Возможными образованиями с суффиксом -чак также являются непроизводные в настоящее время слова: борчак "горох", чапчак "кадка'" тәгәрчәк (диал.) "колесо". В древнетюркском языке слово тәгәр имело значение "круглый".
🐇

Фанис

Хотя, может и монголизм, может я чё-то пропустил. :donno:

_Swetlana

Курчак нет в примерах. Как же это слово было образовано? Если кур - основа, что она означает?
🐇

Фанис

Цитата: _Swetlana от декабря 10, 2015, 22:13
Курчак нет в примерах. Как же это слово было образовано? Если кур - основа, что она означает?
Кур - уже сокращенный вариант.

Краткий этимологический приводит узбекские и чагатайские қуғирчақ, қаурчақ, қорчақ "кукла; изваяние , рисунок", қағур, қавур, қағурт "тень; изваяние, душа".

В общем, этот кур восходит туда же, куда и кот.

Karakurt


Фанис

Цитата: Karakurt от декабря 10, 2015, 23:08
С куклой неясно. Кут тут при чем?
Этот кағурт как бы была вещицей ещё языческих времен, некая кукла, которую степняки носили с собой, внутри которой по поверьям тюрков-язычников обитал некий дух-покровитель. А что вы не в курсе?

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр