Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Татарча

Автор _Swetlana, июня 28, 2015, 09:39

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Red Khan

Цитата: _Swetlana от мая  7, 2016, 23:22
Открыла учебник татарского языка за 1 класс на последней странице... и не поняла заданий  :donno:
Так это же для нейтивов.

_Swetlana

Так это же не для детского сада, вот там сделать невозможно, т.к. задания разговорные, воспитатель разговаривает с детьми на родном языке.
А здесь заданья письменные, проверяют, как они научились писать за год.

🐇

TestamentumTartarum

 :) Вай, а вот кажется то, что искал я - как запрограммировать процесс, найти приближенный алгоритм и прикинуть погрешность. Особенно последнее  ;D Научите, Светлана-ханум!?  :-[
P.S. Мнение опубликовано. ГКК.
P.P.S. Осторожно, ругаюсь бронетанками!

_Swetlana

Не с того начинаете. Пока нет постановки задачи - не о чем говорить. Это самая трудная часть работы, которую делает т.н. "математик-постановщик". Постановку для одной и той же задачи можно делать с помощью разных моделей. Например, для так называемой "транспортной задачи" может быть сделана ЛП-постановка или сетевая постановка.
Поставили задачу - и пусть стоит ;D можно подумать об алгоритме. Или точный, или приближённый. Или стандартный, или ваш собственный.
Когда алгоритм выбран, можно программировать. Муторная чисто техническая задача. Если алгоритм приближённый или эвристический, то они доводятся на реальных данных; придётся менять алгоритм и вносить в программу изменения раз сто.
Когда и это сделано, то для задачи дискретной оптимизации ищется "плохой пример", когда величина приближённого решения A(I) отклоняется от точного Opt(I). Чем хуже, тем лучше.
Найдя такой пример, вы тем самым получите нижнюю оценку погрешности.
Относительная погрешность вашего приближённого алгоритма в процентах считается так:
[tex] \frac{|A(I)-Opt(I)|}{Opt(I)}*100[/tex]
🐇

_Swetlana

"Плохой пример" должен быть такой, чтобы из него можно было сделать "бесконечную серию" плохих примеров, т.е. наборов исходных данных для вашей задачи разной размерности.
Если ваш алгоритм отклоняется от точного только на конечном числе наборов, то ими можно пренебречь. А вот если на бесконечной серии - тогда можно считать нижнюю оценку погрешности.
🐇

TestamentumTartarum

Так-с, в часть написанного с наскоку вроде немного врубился, надо будет кое-что по знаниям подтянуть. А задачи они какие ? Жизненные! Вот  :)
Тоже хочу методично изучить литературный татарский  :dayatakoy:
P.S. Мнение опубликовано. ГКК.
P.P.S. Осторожно, ругаюсь бронетанками!

_Swetlana

🐇

TestamentumTartarum

Цитата: _Swetlana от мая  8, 2016, 09:45
Диссер пишете?
Кто знает - может когда-нибудь напишу. Но сейчас нет. Сейчас меня более насущные вопросы интересуют, нежели наука :umnik:
P.S. Я конечно благодарен тем авторам диссертаций, что оказались полезными моему интересу, но, честно говоря, от себя бы я не ждал чего-то написанного именно в формате диссертаций
P.S. Мнение опубликовано. ГКК.
P.P.S. Осторожно, ругаюсь бронетанками!

_Swetlana

Тогда вам эти бесконечные серии для нижних оценок не нужны. Это чисто академическая манера.

Вам нужно знать, как будет работать ваш алгоритм на реальных данных, а не на выдуманных примерах. Если автоматизируете действия человека, то берёте наборы реальных данных, результаты человека для этих данных и сравниваете с результатами работы вашей программы.
🐇

TestamentumTartarum

Цитата: _Swetlana от мая  8, 2016, 11:07
Тогда вам эти бесконечные серии для нижних оценок не нужны. Это чисто академическая манера.

Вам нужно знать, как будет работать ваш алгоритм на реальных данных, а не на выдуманных примерах. Если автоматизируете действия человека, то берёте наборы реальных данных, результаты человека для этих данных и сравниваете с результатами работы вашей программы.
Шулай шул итермен)
P.S. Мнение опубликовано. ГКК.
P.P.S. Осторожно, ругаюсь бронетанками!

_Swetlana

http://tatar.org.ru/_educ/virt-gimn/books/1tatcyr/32.html

ҖӨМЛӘ. ҖӨМЛӘДӘ СҮЗЛӘР БӘЙЛӘНЕШЕ. - Предложение. Связь слов в предложении.
СӨЙЛӘМ ТӨЗҮ - Строение речи

Искә төшерик. - Давайте вспомним. (Давайте, мин риза  ;D)
Җөмлә нәрсәне белдерә? - Предложение что сообщает? (Җәмлә тәмамланган фикерне белдерә.)
Җөмлә нәрсәләрдән төзелә? - Предложение из чего строится? (Җөмлә сүзләрдән төзелә.)
Сөйләм нәрсәләрдән тора? - Речь из чего состоит? (Сөйләм җөмләләрдән тора.)

169. Башта сөйләмне җөмләләргә аерып укы, аннары яз. - Вначале устно раздели речь на предложения, затем запиши.
сызылып таң атты авыл йокыдан уянды бераздан машина гөрелтесе ише­телде тракторчылар җир сөрә башлады
Сызылып таң атты. (Забрезжила заря.) Авыл йокыдан уянды (Пробудилась ото сна деревня.) Бераздан машина гөрелтесе ише­телде. (Немного погодя послышался грохот машин.) Тракторчылар җир сөрә башлады (Трактористы начали пахать землю.)
Һәр җөмләнең беренче сүзе нигә баш хәреф белән языла? Җөмлә ахырында ни өчен нокта куела? - Почему каждое предложение пишется с заглавной буквы? Почему в конце предложения ставится точка? Сложный вопрос. В др. гр. только начало абзаца с заглавной пишется. Татар теле грамматикасының кагыйдәләре буенча.

170. Табышмак-җөмләләрне сорау инто­нациясе белән укы. (Предложения загадки прочитай с вопросительной интонацией.) Һәр җөмләдә кайсы сүз сорауны белдерә? (В каждом предложении какое слово является маркером вопроса?) - Һәр җөмләдә сорау алмашлык сорауны белдерә.

1. Суда нинди таш булмый? (Какого камня нет в воде?) 2. Төнне нәрсә яктырта? (В ночи что светлеет?) 3. Нәрсә кулсыз-аяксыз капка ача? (Что без рук, без ног ворота открывает?) 4. Ике тау арасында нәрсә бар? (Что находится между двумя горами?) 5. Җирдән нәрсәне күтәреп алып булмый? (Что нельзя поднять с земли?)
Җаваплар: коры таш (сухой камень), ай (месяц), җил (ветер), чокыр (лощина, низина), күләгә (тень).

171. Рәсемнәрне карап чык. - Рассмотри картики.

   
Җөмләләрне укы. Аннары шул җөмлә­ләрне, рәсемнәр тәр­тибендә, үзара бәйлә­нешле итеп яз.

Кыю малай. - Смелый мальчик.
Таһир иртән ба­лыкка бара иде. - Утром Тахир шёл на рыбалку.
Кинәт сыер­лар мөгрәвен ишетте. - Внезапно послышалось мычание коров.
Ул сыерлар абзарына таба йөгерде. - Он побежал к коровнику.
Сарай дөрләп яна иде инде. - Сарай был уже охвачен огнём (пылал).
Малай капканы ачты. - Мальчик открыл ворота. 
Кыю малай сыерларны коткарды. - Смелый мальчик  спас коров.

Җөмләләр ни өчен син язган тәртиптә булырга тиеш? - Почему ты должен писать предложения по порядку?

172. Текстны  җөмләләргә  аерып  укы. (Прочитай текст, разделив его на предложения.)  Хәбәр итүне һәм сорауны белдергән җөмлә­ләрне тап. (Найди повествовательные и вопросительные предложения).

Кояш кыздыра. (Печёт солнце.) Кар эри. (Тает снег.) Гөрләвекләр ага. (Текут ручьи.) Кырлар җанлана. (Оживляются поля.)  Бу кайчак була? (Это когда бывает?) Бу язын (яз көнендә) була.

Тыныш билгеләрен куеп яз. (Поставь знаки препинания.) Соңгы җөмлә соравына җавап бир. (Ответь на вопрос последнего предложения.) Җавапны ничек тап­каныңны аңлат. (Объясни, как нашёл ответ.)
🐇

TestamentumTartarum

 :o Только начало абзаца с заглавной !? А если абзац из нескольких предложений, каждое из которых, в нашей цивилизации, принято отмечать заглавной!?

Там было так чтоли:

   Макар шёл по лесу. лес был тихий. лишь ветер иногда покачивал кроны деревьев.

???
P.S. Мнение опубликовано. ГКК.
P.P.S. Осторожно, ругаюсь бронетанками!


Red Khan

Цитата: _Swetlana от мая  8, 2016, 12:22
Төнне нәрсә яктырта? (В ночи что светлеет?)
"Ночь что освещает?" В ночи было бы төндә.

Red Khan

Цитата: _Swetlana от мая  8, 2016, 12:22
Җөмләләрне укы. Аннары шул җөмлә­ләрне, рәсемнәр тәр­тибендә, үзара бәйлә­нешле итеп яз.
Предложения прочитай. Потом эти предложения, картинок в порядке, между собой связанно сделай напиши.

_Swetlana

Цитата: Red Khan от мая  8, 2016, 13:17
Цитата: _Swetlana от мая  8, 2016, 12:22
Төнне нәрсә яктырта? (В ночи что светлеет?)
"Ночь что освещает?" В ночи было бы төндә.
Попутала яктыру и яктырту. Далее, подумала, что речь идёт только о лунных ночах, вот о них и спрашивают.

Цитироватьтөнне нареч.
в (определённую) ночь, в (известной) ночи́
шул төнне — той но́чью, в той ночи́
өченче төнне — в тре́тью ночь
🐇

TestamentumTartarum

Цитата: _Swetlana от мая  8, 2016, 12:56
ссылка
:D вы бы ещё руны привели в пример, там предложения отделялись изредка двоеточием, и весть текст был заглавными (кстати, в раннелатинском тоже тоже сперва был только маюскул), и бустрофедоном ещё умудрялись писать люди, те же греки.

А в современном мире большинство правил разметки и пунктуации унифицировано, и абзац отмечается красной строкой(табуляция!?), а вот предложение заглавной буквой  :)
Не путайтесь  :)
P.S. Мнение опубликовано. ГКК.
P.P.S. Осторожно, ругаюсь бронетанками!

_Swetlana

Вы ошибаетесь. Математики не путаются, но отвечают на вопросы предельно точно.
Меня спросили: почему (зачем) каждое предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой. Могли ещё спросить: зачем слова и предложения пишутся слева направо и сверху вниз. А могли ещё спросить: Зачем арапа своего Младая любит Дездемона, Как месяц любит ночи мглу?
На что я предельно точно отвечаю: если сердцу девы нет закона, то в грамматике татарского языка они таки есть. Для того и предложения начинаются с заглавной буквы и заканчиваются точкой, больше ни для чего.

ЗЫ. В грузинском письме нет прописных букв. И правильно: это архитектурное излишество, достаточно точки. Но вот для начала абзаца прописная буквица всё же нужно, абзац есть абзац.
🐇

Damaskin

Извините, что влезаю, но не мог бы кто-нибудь из знатоков татарского проверить, насколько я правильно понял этот текст?



Фанис

Цитата: Damaskin от мая  8, 2016, 14:53
Извините, что влезаю, но не мог бы кто-нибудь из знатоков татарского проверить, насколько я правильно понял этот текст?



Ну да. Если дотрагиваются до моей шеи, мне щекотно, поэтому пусть вешают меня за талию. :) Правильно поняли.

Damaskin

Цитата: Фанис от мая  8, 2016, 15:20
Цитата: Damaskin от мая  8, 2016, 14:53
Извините, что влезаю, но не мог бы кто-нибудь из знатоков татарского проверить, насколько я правильно понял этот текст?



Ну да. Если дотрагиваются до моей шеи, мне щекотно, поэтому пусть вешают меня за талию. :) Правильно поняли.

Спасибо.

_Swetlana

Конец достаточно простой, "әйтеп кал" перевела бы как "проси своё последнее желание".
А вот начало сложное. Надо разобраться.

Во-первых, незнакомая грамматическая форма сынар өчен. Будущее время + өчен - такого не встречала  :donno:
В словаре: сынар өчен әйтү — сказать с целью проверки.
Хуҗаның никадәр батыр булуын - придаточное.
В словаре пример: син минем никадәр сагынуымны белсәң иде — если бы ты знала, как я соскучился.

Хан Хуҗаның никадәр батыр булуын сынар өчен: - Хан, чтобы испытать, насколько Ходжа был смел: 
— Хәзер үк асыгыз! — дип боерган. - Сейчас же повесьте! -приказал.
Палачлар Хуҗаны сөйрәп асарга алып килгәннәр. - Палачи поволокли Ходжу, чтобы, притащив, повесить.
Хуҗа бер сүз дә дәшмәгән. - Ходжа не отреагировал ни единым словом.

Ага, кагулу - прикасаться. Если прикасаются к моей шее, мне щекотно.
🐇

Damaskin

Цитата: _Swetlana от мая  8, 2016, 15:25
Ага, кагулу - прикасаться. Если прикасаются к моей шее, мне щекотно.

То есть -салар означает "если"? Я пользовался словарем, в котором грамматических частиц нет, поэтому несколько запутался.

_Swetlana

Это мой последний урок как раз.
:P

9. ШАРТ ФИГЫЛЬ (УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ)

-са аффикс условного наклонения, -лар - аффикс 3-го лица мн. числа.

Кагыл! - дотронься! - основа глагола; кагылса - если он дотронется, кагылсалар - если они дотронутся.
🐇

Damaskin

Цитата: _Swetlana от мая  8, 2016, 15:34
-са аффикс условного наклонения, -лар - аффикс 3-го лица мн. числа.

А, вот как? Спасибо. В корейском похожая система, но нет изменения по лицам. Об этой детали я как-то забыл.

Но в целом язык кажется несложным. Если бы я был Vaelg'ом, поставил бы эксперимент - "Можно ли научиться читать по-татарски за три месяца"?  :)

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр