Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Современный фольклор и современная мифология

Автор Grimoirium Imperium, мая 28, 2015, 16:55

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Grimoirium Imperium

Меня всегда интересовал вопрос, если раньше создавался фольклор, народ сочинял песни, были, сказания, сказки, былички, то почему этого не делается сейчас? Что мешает народному творчеству? С другой стороны, есть такая вещь как Голливуд. Заметил, что американцы, как очень молодая нация, не имеющая по этой причине своего старого фольклора со всякими водяными и змеями горынычами, усиленно работают в этом направлении уже в наше время: Голливуд постоянно штампует фильмы ужасов, где основой становится как бы городской фольклор. К примеру, такой персонаж, как Сплендер. Его аналог есть и в старом русском фольклоре, в русской мифологии, это Жердяй. Но у нас этот персонаж благополучно забыт, и ничего нового не сочиняется, а у американцев Сплендер это новое изобретение.

Alone Coder

С. Г. Кара-Мурза пишет:

ЦитироватьСудя по тому, что антисоветские анекдоты выходят теперь в авторских книгах, весь их поток фабриковался сравнительно небольшим коллективом. «Народный юмор» как технология.

Такой юмор был направлен и на символы семьи. Это была такая циничная акция, что сегодня некоторые пытаются ее представить как стихийное явление, фольклор, поминают М.М.Бахтина.Ах, «черный юмор как явление народной смеховой культуры». В академическом журнале печатают стишки:

  Мне мама в детстве выколола глазки,
  Чтоб я в шкафу варенье не нашел.
  Теперь я не смотрю мультфильмы, не читаю сказки,
  Зато я нюхаю и слышу хорошо

Комментируют: «Некоторые исследователи в таком отношении к семье усматривают крушение связей, являющееся неизбежным и, возможно, отрицательным последствием развития цивилизации - от племени и родовых отношений к индивидуализму и эгоцентризму. Отметим, не вдаваясь в подробное обсуждение этого тезиса, что он в любом случае оказывается прямой, непосредственной трактовкой неприглядной роли семьи в освещении подросткового фольклора». Некоторые исследователи... Тут и следа нет «народной смеховой культуры» и «подросткового фольклора». Это - типичная лабораторная продукция посредственного поэта, выполняющего идеологическое задание. Когда начали выходить эти «антологии черного юмора» (например: Белянин В.П., Бутенко И.А. Антология черного юмора. Мадрид. 1992), сразу стало видно, что это - профессиональная работа очень малой группы людей. Это не так замечалось, когда стишки передавались устно.

Это не в 80-е годы началось. Например, "Курочку Рябу" написал Константин Ушинский, песню "На муромской дорожке" написал Матвей Ожегов и т. п. Авторы постепенно забываются, и получается "народное творчество". А так у всего есть автор.

Grimoirium Imperium

Цитата: Alone Coder от мая 28, 2015, 17:05
Это не в 80-е годы началось. Например, "Курочку Рябу" написал Константин Ушинский, песню "На муромской дорожке" написал Матвей Ожегов и т. п. Авторы постепенно забываются, и получается "народное творчество". А так у всего есть автор.
То есть, вы отрицаете, что могут быть чисто народные творения, а не спущенные вниз городскими песни и сказки?

antic

Цитата: Grimoirium Imperium от мая 28, 2015, 16:55
почему этого не делается сейчас
С чего вы взяли?


Про современный фольклор:
Современный городской фольклор  —  М.: РГГУ, 2003
Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А. Ф. Белоусов — М.: Ладомир, ACT-ЛТД, 1998
Э. Успенский, А. Усачев  Ужасный фольклор советских детей — Рига: IRIS, 1991

Про современную мифологию:
Современная российская мифология. Сост. М. В. Ахметова — М.: РГГУ, 2005
Мих. Лифшиц    Мифология древняя и современная — М.: Искусство, 1980
Шестов Н. И.    Политический миф теперь и прежде / Под ред. проф. А. И. Демидова  —  М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005
Язев С.    Мифы минувшего века — М.: Центрполиграф, 2012
Вообще книг, посвящённых современным мифам очень много

Сборники современных мифов и легенд:
Мирошниченко П. О.    Легенда о ЛСП. «Рассказы о подземельях и их исследователях» — Гатчина, 1992
Сборники "Современные мифы Поволжья" / Павлович И., Ратник О.
- Миражи над Жигулями
- Тайны и легенды волжских подземелий
- Играющие тени


— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

Alone Coder

У каждого произведения есть автор. При чём тут спускание вниз или вверх? Ни при чём.
Возможно, народным произведение можно назвать только тогда, когда оно не дано как фиксированный текст, а постоянно мутирует.

Alone Coder

Цитата: antic от мая 28, 2015, 17:14
Э. Успенский, А. Усачев  Ужасный фольклор советских детей — Рига: IRIS, 1991
Успенский, Усачёв и Армалинский - писатели.

antic

Цитата: Alone Coder от мая 28, 2015, 17:15
Успенский, Усачёв и Армалинский - писатели
А я, по наивности своей, думал, что сантехники
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

antic

Цитата: Alone Coder от мая 28, 2015, 17:05
Например, "Курочку Рябу" написал Константин Ушинский
Вообще-то, сюжет существовал давным-давно. В педовикии сказано: "Ку́рочка Ря́ба — сказочный сюжет в восточнославянской фольклорной традиции". Писатель мог разве что литературно оформить фольклорный текст
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

TawLan

А что значит "современный фольклор"?
А насчет современной мифологии, откуда ж ей взяться? Атеисты ни во что не верят. Верующим не язычникам тоже не вариант. А там где-то, в отсталых языческих народах может и создается до сих пор мифология.
Суеверие, вера во всяких чудищ и разных богов и т.п., вот это нужно для сложений мифов.

Alone Coder

Возможно, "через порог не здороваются" - один из современных обычаев. Не гарантирую. Впервые встретил около 10 лет назад.

Лом d10

Цитата: Alone Coder от мая 28, 2015, 19:22
Возможно, "через порог не здороваются" - один из современных обычаев. Не гарантирую. Впервые встретил около 10 лет назад.
чё? при всяких культурно-культовых различиях жилья и всякого остального это просто не могло не возникнуть, странно что до вас добралось с таким опозданием.

TawLan

Цитата: Лом d10 от мая 28, 2015, 19:28
Цитата: Alone Coder от мая 28, 2015, 19:22
Возможно, "через порог не здороваются" - один из современных обычаев. Не гарантирую. Впервые встретил около 10 лет назад.
чё? при всяких культурно-культовых различиях жилья и всякого остального это просто не могло не возникнуть, странно что до вас добралось с таким опозданием.
Не факт что с таким, походу просто чувак не в курсах в вопросах этикета

Валер

Несолидарный. С войной, чем-либо, кем-либо.

Убить непросто. Убивать за свою страну намного легче.

I. G.

...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Grimoirium Imperium

Какие параллели у Курочки Рябы в фольклорах народов мира? Есть ли параллель в библейских текстах?

Geoalex

Цитата: Grimoirium Imperium от мая 28, 2015, 22:37
Какие параллели у Курочки Рябы в фольклорах народов мира? Есть ли параллель в библейских текстах?
Сказочный сюжет «Курочка Ряба» известен в восточнославянском фольклоре, в фольклоре поляков, румын, литовцев и латышей. В румынских и части литовских вариантов причина горя не связана с яйцом[8]. В фольклоре многих других народов существуют схожие по структуре сюжеты: у словаков, сербов, в фольклоре народов балтийской языковой группы.

Grimoirium Imperium

Цитата: Geoalex от мая 28, 2015, 22:51
Цитата: Grimoirium Imperium от мая 28, 2015, 22:37
Какие параллели у Курочки Рябы в фольклорах народов мира? Есть ли параллель в библейских текстах?
Сказочный сюжет «Курочка Ряба» известен в восточнославянском фольклоре, в фольклоре поляков, румын, литовцев и латышей. В румынских и части литовских вариантов причина горя не связана с яйцом[8]. В фольклоре многих других народов существуют схожие по структуре сюжеты: у словаков, сербов, в фольклоре народов балтийской языковой группы.
Восток и Север Европы, где есть влияние Сибири и сибирских космогонических мотивов о птице и яйце?

VagneR

Цитата: Alone Coder от мая 28, 2015, 17:05
Например, "Курочку Рябу" написал Константин Ушинский...
Не написал, а пересказал, адаптировав для детей.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

antic

Цитата: TawLan от мая 28, 2015, 18:01
А насчет современной мифологии, откуда ж ей взяться?
Так берётся же. И почему бы ей не взяться, скажите на милость?
В общем, учите матчасть
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

sasza


RockyRaccoon

Цитата: Geoalex от мая 28, 2015, 22:51
«Курочка Ряба»
Offtop
Никогда не понимал в этой сказке роли мышки, разбивающей золотое яичко посредством хвостика. По-моему, без этого идея сказки была бы гораздо стройнее. Может, я чё не понимаю?

Alone Coder

Цитата: VagneR от мая 29, 2015, 00:20
Не написал, а пересказал, адаптировав для детей.
"Курочка Ряба" - это конкретный текст, с точностью до слова. Нельзя путать текст с сюжетом.

Geoalex

Цитата: RockyRaccoon от мая 29, 2015, 10:49
Никогда не понимал в этой сказке роли мышки, разбивающей золотое яичко посредством хвостика. По-моему, без этого идея сказки была бы гораздо стройнее. Может, я чё не понимаю?
Из Википедии:
Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа (сюжет 301 — «Три царства: золотое, серебряное и медное»)[9] и близким к нему.

RockyRaccoon

Цитата: Geoalex от мая 29, 2015, 11:32
Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой.
У этого Топорова всё какое-то "Мировое", даже яйцо курочки Рябы.
А мышка с хвостиком, получается, мифологический герой.  ;D

TawLan

Цитата: antic от мая 29, 2015, 02:29
Цитата: TawLan от мая 28, 2015, 18:01
А насчет современной мифологии, откуда ж ей взяться?
Так берётся же. И почему бы ей не взяться, скажите на милость?
В общем, учите матчасть
В общем, покажи на милость современную мифологию. Хотя может я не так понимаю смысл мифологии, если мифология не больше не меньше тупо сказка и если сказки Чуковского являются мифологией, то большое аймсори.
А если нет, если все таки мифология не просто сказка, а по сути язычество, покажи мне пжлст современную Илиаду, или Нартский эпос, или что-то типа скандинавской мифологии, или покажи народ, который в современности придумал что они потомки волчицы.
Мифология, это своего рода религия. У язычников она уже давно сформирована и является их религией. У не язычников это мифология.
А сказка, это сказка.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр